Миграция рабочей силы. Международная миграция рабочей силы

Пропорционально увеличению мировой популяции растет и миграция рабочей силы – в 2015 году количество международных мигрантов, то есть тех, кто покинул свою страну с целью трудоустроиться в ином государстве, выросло втрое в сравнении с 1970 годом. Причем с каждым годом наблюдается рост этого показателя примерно на 2–3%. Легальная и контролируемая миграция трудоспособного населения рассматривается как положительное социально-культурное явление.

Ключевые термины и характеристики современной миграции рабочей силы

Процесс миграции человеческих ресурсов подразумевает перемещение индивидуума из страны, в которой он родился, на территорию иного государства. В том случае, если человек переселяется для более выгодного трудоустройства, говорят о трудовой миграции или миграции рабочей силы. Субъектами ее являются и жители страны, переезжающие в другой регион, и иностранцы, которые могут трудоустраиваться как легально, так и нелегально.

Различают такие виды миграции рабочей силы:

  • сезонная – выполнение мигрантом сезонных работ в другом государстве (например, сейчас популярна сезонная );
  • безвозвратная – выезд за рубеж на ;
  • временно-постоянная – выполнение профессиональной деятельности на территории принимающей страны в течение ограниченного срока (работа по контракту или реализация проекта);
  • маятниковая – ежедневное пересечение границы другого государства и возвращение обратно по работе;
  • – незаконное трудоустройство в другой стране;
  • «утечка мозгов» – массовая односторонняя миграция специалистов высокой квалификации (ученых, инженеров).

Страну, которая принимает жителя иного государства и предоставляет ему рабочее место, принято называть реципиентом. Иммиграция рабочей силы – это процесс въезда иностранных граждан для трудоустройства. Страна, которая поставляет рабочую силу, – это донор. Соответственно, трудоспособные граждане, выезжающие из страны-донора, являются эмигрантами. Частные подробности терминологии по этому вопросу описаны в материале « ».

На сегодня миграция рабочей силы характеризуется:

  • ростом нелегального трудоустройства,
  • усилением материальных мотивов;
  • увеличением научно-технических кадров в качестве субъектов миграции;
  • возрастанием сезонных мигрантов;
  • увеличением миграции трудовых ресурсов внутри стран.

Масштабы рабочей миграции растут из года в год, при этом возраст трудоспособных мигрантов постепенно «молодеет».

Современные трудовые мигранты – это молодежь 20–25 лет, особенно из постсоциалистических стран, которая активно ищет для себя лучшие варианты трудоустройства за рубежом в различных сферах (в основном , Польше).

Причины современной трудовой миграции

На сегодняшний день чаще всего мигрируют те, кто недоволен уровнем экономики страны и своим материальным положением в ней. Еще одним распространенным, экономически обусловленным фактором усиления рабочей миграции является затяжная безработица в слаборазвитых странах. Таким образом, основная причина, толкающая людей на переезд людей за рубеж, – поиск работы с целью повышения уровня жизни.

При этом миграционный поток направляется в страны с развитой промышленностью и экономикой. На рабочие места, подразумевающие тяжелый физический труд и не пользующиеся популярностью у местных жителей, всегда найдутся желающие из числа трудовых мигрантов, прибывших из менее развитых государств.

Основные направления международной миграции рабочей силы проходят как из развивающихся стран в более развитые, так и наоборот. Сюда же относят и перемещения граждан внутри развитых и развивающихся стран, и миграцию из бывших социалистических республик.

Что касается причин процесса трудовой миграции между или внутри развитых стран, здесь на первый план выходят неэкономические факторы:

  • престижность компании или работы;
  • возможность карьерного роста;
  • повышение квалификации;
  • культурные потребности.

Отъезд специалистов высокой квалификации из развитых стран в развивающиеся обычно обусловлен возникновением новых возможностей в работе и / или карьерным ростом. Но просто так поехать на работу за границу нельзя. Обязательно оформляется .

Популярные центры притяжения трудовых мигрантов

На сегодня трудовая миграция населения приобрела глобальный характер. Количество стран, вовлеченных в миграционный процесс, неуклонно растет. Из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов, неизменно популярных, можно выделить следующие:

  • Североамериканский регион, в особенности США и Канада;
  • Южная Америка;
  • Западная Европа – Франция, Германия;
  • Северная Европа – Швеция, Великобритания;
  • Юго-восточная и Западная Азия.

К современным реципиентам, привлекающим мигрантов, относят и новые индустриальные страны, за сравнительно короткое время перешедшие от отсталой экономики к высокоразвитой:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Венесуэла.

Специальности субъектов трудовой миграции

Структура мигрирующей рабочей силы определяется двумя моментами:

  1. Наличием рабочих мест для высококвалифицированных кадров и ученых в промышленно развитых странах. Цель – стимуляция качественного миграционного потока и, как следствие, более успешный научно-технический прогресс.
  2. Широкими возможностями для трудоустройства мигрантов рабочих специальностей – строителей, шахтеров, автомехаников, работников сферы торговли и услуг.

Такая структура мигрировавших трудовых ресурсов определяет выгоды и убытки стран-доноров и стран-реципиентов.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

В стране-доноре, отдающей рабочую силу, наблюдаются следующие эффекты:

  • Преимущества миграции:
    • снижается уровень безработицы;
    • отсутствие затрат на повышение квалификации кадров, ознакомление их с передовыми технологиями и обучение профессиональным навыкам;
    • пополнение бюджета за счет перевода денежных средств от эмигрантов.
  • Минусы экспорта трудовых единиц:
    • уменьшение количества налогоплательщиков;
    • отток высококвалифицированной рабочей силы, замедляющий научно-технический прогресс.

Регулирование трудовой миграции нацелено на усиление положительных и уменьшение отрицательных эффектов процесса, и состоит в разумном управлении и контроле въезда-выезда из страны трудоспособного населения. Так, одним из способов регулирования миграции является введение ограничений на въезд трудовых мигрантов.

Например, прием мигрантов на работу в 2019 году в Российской Федерации будет сокращен. Планируется привлечь больше специалистов из области горных, горно-капитальных, ремонтно-строительных работ, чтобы удовлетворить спрос работодателей при подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA и выполнении других проектов.

Подведем итоги

Миграция рабочей силы на сегодня достигла глобальных размеров – в ней задействовано большинство стран мира. Процесс этот обусловлен различными причинами, чаще всего связанными с внутренним социально-экономическим состоянием отдельных стран и международной экономики в целом. Приток и отток трудовых ресурсов имеют положительные и отрицательные последствия на государственном уровне. В мировом масштабе явление трудовой миграции способствует более эффективному развитию национальных экономик и укреплению межнациональных связей.

Миграции в мире XXI века, их масштабы и последствия: Видео

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения страны за границу, иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.

Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX–XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.

Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.

Причины миграции рабочей силы

Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах блаодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

Международная миграция рабочей силы между осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема – так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

Еще одно направление в миграции рабочей силы – это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

Последствия миграции рабочей силы

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

  • тенденции роста потребления заработанных за границей средств,
  • желание скрыть получаемые доходы,
  • «утечку мозгов»,
  • в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов. Если в 1960 году в мире насчитывалось 3,2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году их было уже более 35 млн.

Выход России на международный рынок труда ограничивается рядом обстоятельств. Более высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и более высокая оплата труда постоянно увеличивают количество желающих выехать на работу. Но возникают противодействующие факторы: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.

Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек – природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты.

Регулирование миграции рабочей силы

Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX века появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и, наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

Сегодня в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:

  • хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
  • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):
  • ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Определенную роль в регулировании миграции рабочей силы играют мировое сообщество и . Мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

УДК 339.91

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ Чвыкова Алина Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Крячкова Людмила Ивановна, д.э.н., профессор Финансовый университет при Правительстве РФ (Курский филиал), г.Курск, Россия (e-mail: [email protected])

В данной статье раскрываются особенности и основные черты международной миграции рабочей силы. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны трудовой миграции. Приводится характеристика статистических данных на основе России.

Ключевые слова: миграция рабочей силы, квалифицированные кадры, эмиграция, иммиграция, количество мигрантов

К началу XXI века международная миграция рабочей силы приобрела значительные масштабы. Практически все страны мира вовлечены в трудовую миграцию. На начало века количество людей, проживающих за пределами своей страны, составило 175 млн. человек. Как показывает статистика трудовой миграции в мире, приток людей из других стран опережает темпы роста численности населения. В 2013 году количество мигрантов составляло примерно 232 млн. человек, а в 2015 году их было уже 244 млн.

Международная миграция рабочей силы понимается как эмиграция и иммиграция людей в трудоспособном возрасте для получения работы за пределами своей страны проживания в течение определенного периода времени. Эмиграция представляет собой выезд людей из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. А иммиграция - это въезд в страну на постоянное или временное проживание.

В основе трудовой миграции лежит действие двух факторов:

1. Усиление интернационализации экономической жизни, что ведет к возрастанию мобильности такого фактора производства, как рабочая сила.

2. Усиление неравномерности развития мировой экономики.

Ввоз и вывоз рабочей силы играет важную роль для развития современной мировой экономики. Существует ряд стран, внутриэкономическая и внешнеэкономическая жизнь которых находится в большой зависимости от международной миграции рабочей силы. В этот список входят страны Средиземноморского бассейна, Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна. Практически 1/3 населения упомянутых государств находит себе работу в других странах. Денежные переводы эмигрантов являются существенным источником поступления твердой валюты в такие

страны, а также выезд на работу за пределы страны снижает напряженность на национальном рынке труда.

Большая часть иностранных рабочих стремится найти работу в странах, которые находятся по соседству. Весомую их долю составляют временные рабочие. Они приезжают на заработки в определенный сезон в связи с потребностью в данное время в специалистах определенной классификации. Развитые страны предоставляют иностранцам возможность заключать контракт на временную работу и повышать квалификацию.

Существенно расширяется экспорт предпринимательского капитала из высокоразвитых стран в менее развитые, что стало сдерживать миграцию рабочей силы из развивающихся стран. Импортируемый капитал создает достаточно много новых производственных мощностей, следовательно, и новые рабочие места в странах, которую экспортируют рабочую силу. Этот процесс ослабляет желание людей выезжать на работу за пределы своей страны.

На данный момент наблюдается, что миграция превратилась в довольно сложный и многофакторный процесс перемещения населения. Появилась такая серьезная проблема, как нелегальная миграция и проникновение на Запад с Востока организованной преступности.

Возросшие масштабы международной миграции и особенно нелегальной миграции объективно подняли вопрос об усилении роли государств в регулировании процесса миграции. Каждая страна имеет право самостоятельно определять направления и цели миграционной политики. Но государственный аппарат регулирования данного вопроса довольно часто оказывается недостаточно мобильным, поэтому в большом количестве стран начали развиваться фирмы, которые занимаются частным посредничеством в сфере международной миграции рабочей силы.

Особое внимание уделяется специалистам, которые имеют высшую квалификацию. Масштабной проблемой для всех развивающихся стран является «утечка умов». Во многих странах на данный момент в сфере информационных технологий работают иностранцы. В последнее время увеличился поток врачей, преподавателей, ученых, архитекторов, юристов. Привлекательными странами для мигрантов являются, в первую очередь, США и страны ЕС. А также высококвалифицированные кадры начинают мигрировать в азиатские страны, такие как Сингапур, Индонезия, Китай, Малайзия. Благодаря этому в данных странах наблюдается быстрый экономический рост.

Одной из главных причин трудовой миграции является безработица, которая возникает в связи с превышением предложения труда над спросом. В развитых странах уровень безработицы составляет 10%, а в развивающихся иногда доходит до 80%.

Международная миграция рабочей силы является многогранным процессом, в основе которого лежат самые разнообразные факторы. Страна,

которая является экспортером рабочей силы, трудовая миграция приносит ряд преимуществ:

1.Сокращение безработицы и расходов по ее обслуживанию;

2.За рубежом рабочие приобретают более высокую квалификацию, а часть своего дохода переводят на родину;

3.Зачастую эмигранты осуществляют личное инвестирование в отечественную экономику;

4.Многие эмигранты возвращаются домой и привозят капитал, который является достаточным для начала предпринимательской деятельности;

5. Страны-экспортеры получают валютные поступления от стран-импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов.

Миграция рабочей силы имеет и отрицательные моменты. К ним относятся:

1. За границу страны уезжает наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, что ухудшает функционирование национальной экономики.

2. Рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП за рубежом, а не в своей стране.

3. Массовый выезд из страны молодых людей ухудшает демографическую ситуацию в стране.

На страны-импортеры трудовая миграция также влияет как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительные моменты включают в себя:

Привлечение дешевой рабочей силы;

Снижение расходов на обучение работников;

Обеспечение занятостью отрасли, которые нуждаются в рабочей силе не высокой квалификации.

Самым главным отрицательным моментом является повышение социальной напряженности, связанное с увеличением количество правонарушений. Они зачастую возникают на почве межнациональных конфликтов .

В настоящее время в России все более отчетливо проявляются элементы международного рынка труда: экспорт и импорт трудовых ресурсов, а также участие в международном рынке без прямой эмиграции из России. На данный момент Россия одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу. Этому поспособствовало в определенной степени появление «ближнего зарубежья», так как превратило внутреннюю миграцию в международную.

Россия занимает третье место в мире по числу мигрантов. В 2016 году их численность составила 11,9 млн. человек. В основном приток мигрантов осуществляется из стран СНГ.

Таблица 1 - Международная миграция в Россию из стран СНГ

Прибыло в Россию - 191656 356535 417681 482241 590824 598617 575158

Из стран СНГ 171940 310549 363955 422738 529448 536157 511773

Азербайджан 14500 22316 22287 23453 26367 24326 24109

Армения 19890 32747 36978 42361 46568 45670 43929

Беларусь 4894 10182 16564 15748 17931 17741 14590

Казахстан 27862 36474 45506 51958 59142 65750 69356

Киргизия 20901 41562 34597 30388 28543 26045 28202

Республика Молдова 11814 19578 23594 28666 32107 34026 32418

Таджикистан 18188 35087 41674 51011 54658 47638 52676

Туркмения 2283 4524 5442 5986 6038 6539 7242

Узбекистан 24100 64493 87902 118130 131275 74242 60977

Украина 27508 43586 49411 55037 126819 194180 178274

В 2014 году приток мигрантов из стран СНГ составил 92 % от общего притока трудовых ресурсов, а в 2015 году - 89%. Основная часть мигрантов приезжает из Украины. Статистика за 2016 год показывает, что 35% от всего притока трудовых ресурсов из стран СНГ составила Украина. Однако за первые три месяца 2017 года статистика миграции рабочей силы показывает снижение числа прибывших на 8,1% по сравнению с первым кварталом 2016 года. В значительной мере снижение произошло за счет украинцев (Таблица 1, Рис. 1).

Рисунок 1 - Диаграмма уровня численности мигрантов из стран СНГ

в Россию за каждый год

Незаконная миграция в РФ по статистике составляет порядка 3,6 млн. от всего числа граждан, которые въехали в страну. У большинства нелегалов закончился срок действия разрешительных документов. Статистика незаконной миграции указывает на последствия нелегального въезда:

Избыток дешевой рабочей силы;

Рост безработицы;

Недополучение бюджетом налоговых сборов;

Распад семей;

Расширение теневой экономики;

Перенаселение жилья;

Рост коррупции. Статистика по миграции МВД отмечает всплеск коррупции среди сотрудников правоохранительных органов и работников соответствующих служб;

Обострение социальной напряженности в обществе;

Расширение криминальной среды.

Если проанализировать статистические показатели миграции населения, то несмотря на меры, предпринимаемые законодательной и исполнительной властью, ситуация чревата негативными последствиями.

Помимо миграции в страну в России также активно происходит отток квалифицированных работников. Статистика показывает постоянный рост числа мигрантов. Зачастую они переезжают в страны СНГ (Таблица 2). Только в 2016 году произошел небольшой спад мигрантов (Рис. 2).

Таблица 2 - Международная миграция из России в страны СНГ

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Выбыло из России - всего 33578 36774 122751 186382 310496 353233 313210

Из стран СНГ 21206 22568 95572 147853 259213 298828 256480

Азербайджан 1111 1255 4185 6207 13973 13666 13670

Армения 698 1000 4980 10182 22562 25137 31936

Беларусь 2899 2622 6315 12031 11174 12832 12463

Казахстан 7399 6176 8843 11802 18328 30983 32226

Киргизия 641 976 10489 10576 13284 16110 17159

Республика Молдова 617 771 4949 8038 14533 16646 18054

Таджикистан 694 1070 10281 17362 35296 36276 25388

Туркмения 105 191 1555 2165 3435 4219 4824

Узбекистан 834 2207 31559 50864 94179 94910 41305

Украина 6278 6300 12416 18626 32449 48049 59455

Достаточно выражено резкое увеличение мигрантов в 2015 году. Страну покинуло более 350 тыс. человек. А в 2016 году выехало также более 300 тыс. человек. Из них Федеральная служба Государственной статистики зафиксировала 50 тыс. граждан, получивших новое гражданство .

Рисунок 2 - Диаграмма уровня численности мигрантов из России в страны

СНГ за каждый год

Статистика миграции по возрасту показывает, что большую часть уехавших составляют студенты и молодые предприниматели, которых не устраивает отсутствие гарантий при ведении бизнеса. Статистика миграции высококвалифицированных кадров называет следующие причины оттока людей:

Возможность приобретения собственного жилья;

Обеспечение личной безопасности;

Доступность профессиональных медицинских услуг;

Желание получить качественное образование .

Таким образом, можно выявить экономические последствия международной миграции рабочей силы. Для стран, которые принимают зарубежную рабочую силу, миграция является фактором подъема экономики. Как правило иммигранты заняты в трудоемких и не пользующихся спросом у местного населения отраслях. Зачастую определенные отрасли национальной экономики становятся абсолютно зависимыми от зарубежной рабочей силы. Особенно в таких отраслях, как строительство, угледобывающая промышленность, а также сфера услуг.

Единственным положительным фактором для стран-экспортеров при миграции является снижение безработицы. В основном наблюдаются только отрицательные моменты, такие как рост нелегальной миграции и «утечка мозгов». Это является большой проблемой, так как квалифицированные кадры при такой ситуации уезжают за границу и увеличивают количество «умов» в другой стране.

Список литературы

1. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. - 2 изд. - М.: ИНФРА-М, 2014.

2. Пустошинская О.С. Политические процессы: миграция и конфликты: учеб. пособие / О С. Пустошинская. - М.: ИНФРА-М, 2017.

3. Дадалко В. А. Международные экономические отношения: учебное пособие / В. А. Дадалко. - М.: ИНФРА-М, 2017.

4. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.А. Любецкий. - М.: ИНФРА-М, 2013.

5. http://www.gks.ru

6. http://vawilon.ru/statistika-migratsii/

Ghvykova Alina Sergeevna, student (e-mail: [email protected])

Kryachkova Lyudmila Ivanovna, Ass. Prof. of Econ., professor

Financial University under the Government of the Russian Federation (Kursk branch), Kursk, Russia

THE INTERNATIONAL CHARACTERISTICS OF MODERN LABOR MIGRATION

Abstract. In this article the peculiarities and main features of international labour migration. Discusses the positive and negative sides of labour migration. The characteristic statistical data on the basis of Russia.

Keywords: labour migration, skilled people, emigration, immigration, migrants.

Миграцией рабочей силы называется перемещение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более чем на один год, вызванное причинами экономического, политического или иного характера.

Виды международной миграции рабочей силы

Миграция рабочей силы проявляется в двух основных разновидностях: эмиграции и иммиграции.

Эмиграцией называется переселение граждан в другую страну на постоянное или длительное жительство. Иммиграция — въезд в страну гражданина другой страны на постоянное или длительное проживание. Явление, когда иммигранты уезжают из страны, в которую они иммигрировали, либо эмигранты возвращаются на родину называют реэмиграции.

Разница между иммиграцией из страны и эмиграции в страну называется миграционное сальдо.

Рынок рабочей силы

В результате миграции рабочей силы был сформирован мировой рынок труда. Предложение на этом рынке руководствуется ситуациями на внутренних рынках труда стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы.

Рынок рабочей силы выполняет ряд функций: осуществляет определение стоимости рабочей силы, регулирует спрос и предложение рабочей силы, сводит продавцов рабочей силы с покупателями, обеспечивает конкуренцию между наемными работниками (что означает мотивацию работников к повышению их квалификационного уровня и удешевляет цену рабочей силы), ускоряет миграционные процессы в национальном и международном масштабах, способствует выявлению путей и разработке мер социальной защиты рабочей силы и другие.

Поскольку международная миграция рабочей силы приобрела массовый характер, то в мире сформировались четыре основных рынки рабочей силы: США и Канада (трудовые ресурсы сложились благодаря иммигрантам), страны Западной и Северной Европы (использование иностранной рабочей силы происходит в основном благодаря взаимной интеграции стран, большую роль в этом процессе сыграло создание ЕС), страны Ближнего Востока (рынок труда здесь обеспечивают эмигранты из Египта, Ирака, Сирии, Иордании, Палестины), страны Латинской Америки (движение рабочей силы в регионе обеспечивается благодаря взаимному перемещены рабочей силы между странами).

Роль, характерные черты и способы определения масштабов миграции

Необходимость миграции рабочей силы обусловлена ​​неравномерностью накопления капитала, существованием относительного перенаселения (безработица) как постоянного источника избыточных рабочих рук в одних странах и нехватка дешевой рабочей силы в других.

Характерной чертой международной миграции рабочей силы в современных условиях является движение двух различных типов мигрантов из отсталых стран в развитые. Один тип — это научные кадры и специалисты (так называемый «отток мозгов», другой тип — это неквалифицированная или малоквалифицированная рабочая сила, основной сферой занятости которой есть отрасли, где преобладает тяжелый ручной труд.

Для определения масштабов миграционных процессов используют три основные количественные показатели: трудовой доход (выплата занятым), перемещение мигрантов и переводы рабочих; которые, из-за неудобства расчета, выражаются преимущественно в платежном балансе.

Трудовым доходом называются зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. Перемещение мигрантов представляет собой оценку имущества, перевозят с собой в другую страну мигранты, в денежном эквиваленте. Переводы рабочих — это общая сумма пересылаемых денег или имущества эмигрантов своим родственникам, оставшимся на родине.

Миграционная политика государства

В современном мире миграция рабочей силы является важной частью экономической жизни стран, ведь этот процесс практически неконтролируемым, хаотичным, с него трудно удалить конкретные количественные показатели. Именно поэтому государство должно обеспечивать определенный набор мер по упорядочению миграционных процессов.

Миграционная политика — политика государства в сфере миграции населения. Поскольку основное разделение международной миграции является по направлению движения населения, то есть эмиграция и иммиграция, то политика государства в сфере миграции населения также делится на эмиграционной и иммиграционную. Иммиграционная политика — регламентация правил и норм принятия иностранных граждан в страну. Эмиграционная политика — регламентация правил и порядка выезда граждан страны за границу и защиту их прав в странах, которые принимают.

Основными инструментами (по А. Киреевым) регулирования иммиграционных процессов ограничения личного характера (контроль за здоровьем иммигрантов, недопущение иммигрантов-наркоманов, людей с психическими расстройствами, ВИЧ-инфицированных), количественное квотирование (в большинстве стран существует определенная количественная граница иммигрантов, обычно регулируется законами и происходит по надзору правоохранительных органов), экономическое регулирование (введение определенных финансовых ограничений, например, уплата иммигрантами определенного взноса в государственную казну страны, в которую они иммигрируют), временные ограничения (введение ограничений на максимальный срок пребывания иностранных рабочих в стране), географические приоритеты (установление географической и национальной структуры эмиграции, то есть предпочтение иммигрантам из определенной страны), запрета (то есть законодательные акты, запрещающие иностранцам занимать определенные должности) .

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы - перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы - это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция - выезд населения страны за границу, иммиграция - въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.

Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX-XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.

Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3, 2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.

Причины миграции рабочей силы

Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах блаодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

Международная миграция рабочей силы между развитыми странами осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема - так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

Еще одно направление в миграции рабочей силы - это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

Последствия миграции рабочей силы

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

тенденции роста потребления заработанных за границей средств,

желание скрыть получаемые доходы,

«утечку мозгов»,

в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов. Если в 1960 году в мире насчитывалось 3, 2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году их было уже более 35 млн.

Выход России на международный рынок труда ограничивается рядом обстоятельств. Более высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и более высокая оплата труда постоянно увеличивают количество желающих выехать на работу. Но возникают противодействующие факторы: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.

Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек - природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты.

Регулирование миграции рабочей силы

Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX века появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и, наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

Сегодня в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:

хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):

ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Определенную роль в регулировании миграции рабочей силы играют мировое сообщество и международные организации. Мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.