Сводный реестр саморегулируемых организации арбитражных управляющих. Внесение сведений в реестр арбитражных управляющих

Арбитражное управление представляет собой процесс внешнего руководства предприятием, находящимся в затруднительном финансовом положении, осуществляемый под контролем органов арбитражного суда. Это определение влечет за собой общее понимание функций арбитражного управляющего, который является субъектом такого руководства. Для того чтобы иметь легитимное право заниматься такой деятельностью, данный субъект должен удовлетворять целому ряду условий, зафиксированных в действующем законодательстве. В этом случае он будет внесен в список арбитражных управляющих, имеющих право на осуществление профессиональной деятельности.

Требования к квалификации и профессиональным характеристикам арбитражного управляющего, установленные законодательством

Так, Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» определяет ряд не менее важных требований к специалисту в области арбитражного управления. Эти требования должны содержаться в уставе некоммерческого саморегулиреумого объединения, в которое входит данный специалист. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 указанного закона в перечень этих требований входят следующие условия:

Специалист в области арбитражного управления, удовлетворяющий всем этим условиям, может претендовать на осуществление профессиональной деятельности в этой области и внесение в список действующих экспертов. Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что осуществление этой деятельности должно вестись в рамках частной практики, однако специалист, занимающийся , обязан состоять в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Требования к квалификации и профессиональным характеристикам арбитражного управляющего, устанавливаемые саморегулируемой организацией

Такая организация представляет собой некоммерческое партнерство, объединяющее специалистов в данной области, которые совместно разрабатывают и утверждают стандарты своей деятельности, а затем контролируют работу ее членов на предмет соответствия этим требованиям. В Российской Федерации в настоящее время создан Единый государственный реестр , в который внесены сведения обо всех некоммерческих партнерствах, имеющих этот статус.

Такая организация, как правило, налагает на претендента ряд дополнительных условий, которые являются обязательными к выполнению для ее членов. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», одним из них является требование застраховать свою ответственность перед лицами, которых тем или иным образом касается его профессиональная деятельность. В свою очередь, требования к характеристикам договора страхования, заключенному между экспертом и страховой организацией, зафиксированные в статье 24.1 указанного нормативно-правового акта, устанавливают, что срок действия такого договора должен составлять не менее 1 года с возможностью последующей пролонгации на такой же период, а объем страхования ответственности эксперта не может быть менее 3 млн. рублей.

Кроме того, организация, объединяющая арбитражных управляющих обладает достаточно высокой степенью самостоятельности в отношении своей регулятивной деятельности. Она вправе самостоятельно устанавливать дополнительные требования к квалификации, опыту работы и другим профессиональным характеристикам претендентов на вступление в ее ряды и требовать предъявления подтверждающих эти характеристики документов согласно установленным внутренним правилам.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации

Если конкретный претендент удовлетворяет всем прописанным в законодательстве условиям и требованиям, установленным внутренними регламентами организации, он вправе подать заявление на внесение в список ее членов. Такое заявление, сопровождаемое всеми необходимыми документами, должно быть рассмотрено в 30-дневный срок. В результате на основании такого рассмотрения орган управления партнерства вынесет решение о принятии или непринятии претендента в число его членов.

Эксперту следует помнить, что членство в ней сопряжено с некоторыми расходами. Так, к области финансовой ответственности члена саморегулируемой организации специалистов-управленцев относятся своевременная и регулярная уплата установленных ее внутренними правилами членских взносов, в число которых входят платежи, связанные с формированием компенсационного фонда организации.

Если решение в отношении членства в партнерстве окажется положительным, в течение 3-х рабочих дней с момента его вынесения сведения о данном специалисте должны быть вписаны в реестр членов этой саморегулирумой организации.

Кроме того, сведения об арбитражных управлящих должны быть внесены в Сводный государственный реестр арбитражных управляющих.

Он представляет собой список, который содержит информацию об арбитражных управляющих Российской Федерации, имеющих на сегодняшний день действительный статус, позволяющий им вести профессиональную деятельность.

Сводный государственный реестр арбитражных управляющих

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01 июня 2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», полномочия по ведению Сводного государственного реестра арбитражных управляющих, равно как и Единого государственного реестра , возложены на этот контролирующий орган.

До недавнего времени порядок ведения этой информационной базы регулировался Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 108 от 25 мая 2004 года «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра арбитражных управляющих». Впоследствии он был отменен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 203 от 30 декабря 2004 года под аналогичным названием «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра арбитражных управляющих», который получил функции основного документа, регулирующего алгоритм ведения реестра. Затем в силу вступил Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 36 от 4 февраля 2011 года «О признании утратившим силу Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 203», который полностью отменил действие приказа № 203. При этом, однако, последний приказ № 36 не содержал других положений, кроме постановления об отмене действия предыдущего нормативно-правового акта, регулирующего эту сферу.

Таким образом, на сегодняшний день законодательством не установлено конкретного порядка ведения Сводного государственного реестра арбитражных управляющих. Поэтому полномочия, связанные с определением этого порядка, приняла на себя Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющая ведение этой информационной базы. Так, в настоящее время этот реестр ведется в бумажном и электронном виде, а при необходимости заинтересованные лица могут получить выписку из этой базы.

Такая выписка может включать в себя сведения в пределах объема информации по номеру, содержащемуся в реестре. В частности, в этой информационной базе фиксируются следующие сведения об арбитражных управляющих, имеющих действительный статус:

  • номер, под которым в реестр внесены сведения о специалисте, а также дата внесения сведений, соответствующих этому номеру;
  • личные данные эксперта, включая фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место постоянной регистрации;
  • название саморегулируемой организации, членом которой он является;
  • информация о профессиональных и квалификационных характеристиках управленца, свидетельствующая о его соответствии требованиям, установленным действующим законодательством.

Если конкретный специалист по тем или иным причинам перестал работать в данной области или был лишен права на осуществление, его номер должен быть исключен из Сводного государственного реестра арбитражных управляющих. Это связано с требованием законодательства, определяющего, что в этой информационной базе содержатся сведения только о действующих арбитражных управляющих. В этом случае номер реестра, посвященный этому специалисту, дополняется информацией о дате исключения и основании, которое послужило причиной решения. Эта информация также будет включена в выписку по номеру конкретного арбитражного управляющего при запросе информации о нем.

Эффективным способом борьбы с недобросовестным ведением дел арбитражным управляющим является составление и направление жалобы в органы, контролирующие его деятельность - Росреестр и Арбитражный суд. Нужно понимать, что каждый специалист может совершить ошибку и в силу разных причин нарушить закон.

Выявить нарушения несложно, когда исполнительный орган действует в интересах задолжавшей стороны. Для сбора материала перед подачей заявления нужно лишь требовать выполнения законных кредиторских прав. Жалоба на действия арбитражного управляющего в Росреестр подается, когда для суда некоторые ее основания считаются незначительными и достаточно формальных отклонений от закона для привлечения к административной ответственности.

Что подлежит обжалованию?

Специфика работы арбитражного управляющего заключается в наличии широкого круга законных полномочий, что позволяет государству быстро решать вопросы по банкротству. Кредиторскому собранию приходится самостоятельно ограничивать деятельность исполнительного органа. В противном случае это может принести значительные убытки и негативно сказаться на интересах участников процесса.

Жалоба на действия арбитражного управляющего подается на основании № 127-ФЗ «О банкротстве». Общий порядок ее подачи прописан в ст. 60 и предусматривает возможность следующих нарушений.

  1. Нежелание разрабатывать программы по продаже имущества.
  2. Невыполнение прямых обязанностей.
  3. Несоблюдение сроков и правил отчетности.
  4. Нарушение интересов и прав сторон.

Управляющие состоят в СРО и обязаны следовать установленным данной организацией правилам. Как показывает практика, существуют многообразные формы нарушений со стороны специалиста, притом далеко не всегда имеется возможность их обжаловать.

Регламентирована кодексом об административных нарушениях, законом о банкротстве и в некоторых случаях - УК РФ. Таким образом, привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности предполагает принятие следующих мер:

  • отстранение от должности;
  • гражданская ответственность за причинение вреда;
  • административная или уголовная ответственность.

Отстранение арбитражного управляющего возможно лишь при выявлении определенного ряда нарушений, пресекаемых судом. Это может быть затягивание процесса, неисполнение требований об осуществлении кредиторских собраний в срочном порядке, сокрытие от контрагентов должника итогов по оценке имущественных активов и др. Соответственно судебный орган принимает в расчет только прямые нарушения процесса, а ключевым субъектом, который может подавать заявление, является кредиторское собрание.

Основным критерием для отстранения специалиста от должности служит наличие убытков или потенциальная угроза их возникновения от его деятельности. На основании закона о банкротстве допускается взыскание убытков с арбитражного управляющего - он обязан возместить кредиторам, задолжавшей стороне и прочим лицам причиненные в ходе ведения дела о неплатежеспособности убытки.

Судом допускаются некоторые неоднозначные действия исполнительного органа. Судебная инстанция не имеет возражений, когда в работу включаются юристы и другие специалисты, заключается договор на аренду помещения от имени должника или дается отказ по запросу отдельных контрагентов задолжавшего лица в предоставлении документов по делу.

Порядок направления документа

Как и у адвокатских коллегий, у саморегулируемых организаций есть дисциплинарный комитет. При подаче заявления в данную службу можно рассчитывать на дисквалификацию или дисциплинарное взыскание. В борьбе с криминальными действиями при нарушениях процедуры несостоятельности помогает налоговая служба. Подавать жалобу в эту инстанцию разумно лишь при обоснованном подозрении на захват или заранее спланированное банкротство.

Росреестр ведет учет СРО и состоящих в них должностных лиц. Направленная в эту Федеральную службу жалоба так или иначе рассматривается в судебном порядке. В компетенцию Росреестра входит привлечение нарушителя к административной ответственности, в результате чего возможна дисквалификация арбитражного управляющего, его замена, замена СРО или штраф на арбитражного управляющего.

Для ускорения процесса ходатайства рекомендуется подавать в территориальные отделения по месту нахождения конкретных специалистов. Документ составляется по нормам аналогичным исковым в соответствии со ст. 131 ГПК РФ. В нем должна быть вводная, описательная и требовательная часть с соответствующими реквизитами.

По закону неисполнение директором временной администрации финансовой организации или арбитражным управляющим установленных законом о несостоятельности обязанностей влечет за собой административную ответственность. Это происходит в том случае, когда бездействие или действие исполнительного органа не содержит уголовно наказуемого деяния.

Однако если должник может понести уголовное наказание за мошенничество при банкротстве - вывод активов, махинации с имуществом и др. - то и неправомерные действия исполнительного органа подлежат наказанию. В части 1 ст. 195 УК РФ прописана ответственность за сокрытие сведений об имуществе и его размере, имущественных правах и обязанностях, об учетных документах предприятия, т. е. о том, что входит в сферу деятельности управляющих. Следовательно, временный, административный, внешний и конкурсный специалисты могут являться субъектом этого преступления.

Рассмотрение жалобы Арбитражным судом происходит по заявлению участников процесса. Жалоба не принимается только от представителя сотрудников должника, однако он имеет право на разъяснение в суде проступков исполнительного органа. В судебном порядке назначаются административные меры взыскания по 14.13 КоАП, включая отмену решения специалиста и его дисквалификацию.

Банкротство является неизбежным процессом для компании, которая не может выполнять свои долговые обязательства перед займодателями. Регулирует процедуру Федеральный закон №127 «О несостоятельности», принятый в 2002 году.

После подачи заявления, суд принимает дело на рассмотрение, а предприятию назначает арбитражного управляющего, который отвечает за реализацию имущества должника для оплаты долгов. Каждый арбитражный управляющий заносится в специальный реестр.

Процедуры банкротства с участием управляющего

После подачи иска в арбитражный суд начинается рассмотрение дела. В течение 30 дней займодатели должны представить свои требования относительно должника. После подтверждения притязаний все требования будут занесены в специальный реестр. Законодатели предусмотрели . На этом же этапе арбитражный суд назначит одну из четырёх главных процедур несостоятельности с назначением арбитражного управляющего.

Процедуры банкротства:

  • Наблюдение – основывается на проведении управляющим полного анализа финансового состояния разорившейся фирмы. Как проводится финансовый анализ должника, .
  • Оздоровление финансового состояния – мероприятие основывается на составлении , управляющий может осуществлять продажу имущества должника.
  • Внешнее управление – главной целью процедуры является улучшить финансовое положение организации. Просчитывается , на его основании делают прогноз возможных улучшений.
  • Производство конкурсное – на этом этапе продажа имущества должника является основной возможностью рассчитаться с долгами. Порядок описан в предыдущей статье. Это заключительная процедура, в ходе которой должник официально признаётся банкротом. Как размещаются публикации о несостоятельности в «Коммерсанте» .

Роль конкурсного управляющего при продаже имущества

Если финансовое состояние предприятия признаётся настолько неудовлетворительным, что не подлежит восстановлению, арбитраж назначает заключительную процедуру – конкурсное производство. Вместе с ней назначается ответственное лицо с внешней стороны – конкурсный управляющий.

В ходе данной процедуры конкурсный управляющий проводит реализацию, то есть продажу имущества должника. Так как в большинстве случаев это является единственным способом погасить накопившиеся долги, а вместе с ними, штрафы, пени и неустойки.

Требования и утверждение кандидатуры

Арбитражные управляющие, держащие ответ за ведение заключительной процедуры несостоятельности и организацию продажи имущества, должны соответствовать определённым требованиям. Соответствие им подтверждается квалификацией специалиста. Некоторые из требований применяются для всех категорий управляющих, другие же именно для управляющих на конкурсной основе.

К числу последних требований относится следующее – АУ должен быть занесён в реестр управляющих. Данное утверждение регламентирует 127 Федеральный Закон. Он же определяет, что ведение реестра лиц, отвечающих за конкурсное производство и продажу имущества банкрота, входит в обязанности каждой саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Подобные организации должны вносить в реестр тех специалистов, которые являются их членами.

Ведение и поддержание актуальных сведений в реестре является прямой обязанностью саморегулируемых организаций, что определено вторым пунктом 22 стать 127 Федерального Закона.

Следует отметить, что арбитражный суд обладает правом на проверку специалиста на вопрос его членства в какой-либо СРО.
В противном случае специалист не сможет заведовать конкурсным производством и осуществлять продажу имущества обанкротившегося предприятия для удовлетворения требований кредиторов.

Из вышесказанного следует, что для осуществления своей профессиональный деятельности арбитражный управляющий обязан обратиться в саморегулируемую организацию и написать заявление о желании вступить в число её участников.

Органы управления, получив подобное заявление от специалиста, рассматривают его на предмет соответствия требованиям. Если управляющий соответствует заявленным требованиям организации, решение принимается в пользу его вступления в члены организации.

При назначении его в роли конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства, он сможет распоряжаться имуществом должника, созывать собрание кредиторов и выполнять другие профессиональные обязанности для того, чтобы банкрот, в конечном итоге, смог удовлетворить требования всех кредиторов. Информация о полномочиях представителя собрания кредиторов , а образец требования кредиторов к ликвидатору.

Реестр управляющих

В реестре арбитражных управляющих содержится следующая арбитражных управляющих.

Если возникает необходимость включения информации в реестр, арбитражный управляющий должен уведомить саморегулируемую организацию.

Занесение нового члена в реестр невозможно без документов, которые подтверждают, что специалист соблюдает все требования, обозначенные в 20 статье Федерального Закона. Кроме того будущий управляющий сам не должен быть банкротом. Занесение данных в реестр является абсолютно бесплатной услугой.

Порядок внесения информации в реестр

Перед внесением информации об управляющем, который будет уполномочен вести процедуру конкурсного производства и распоряжаться имуществом должника, в общий реестр, необходимо оформить специальный протокол, подтверждающий членство лица в данной саморегулируемой организации. При этом существует правила ведения реестра, которые требуют, чтобы необходимые записи были занесены не позднее, чем через три дня после оформления протокола о принятии специалиста в члены СРО.

Почему установлен такой короткий срок для внесения необходимой информации в реестр? Статья под номером 20, а именно ее 9 пункт, Федерального закона №127 определяет такой срок с целью обеспечения соблюдения прав и интересов самого специалиста. Ведь это позволяет конкурсному управляющему в максимально короткие сроки приступить к своей профессиональной деятельности на легитимных основаниях.

Без внесения информации о нём в единый реестр сторонний управленец просто не сможет участвовать в процессе конкурсного производства, распоряжаться имуществом должника, собирать кредиторов и так далее.

Членство управляющего в саморегулируемой организации

Выполнять свои обязанности, а именно заведовать процедурой конкурсного производства и реализацией имущества должника, управляющий может только при условии, состояния в СРО.

Однако для того чтобы стать участником саморегулируемой организации необходимо подходить и под её требования:

Будущий управляющий сам не должен быть банкротом.

Реестр управляющих содержит сведения об уполномоченных лицах. В реестр может быть внесён только тот специалист, который состоит в СРО. Без выполнения этих условий АУ не имеет права вести свою профессиональную деятельность.

Арбитражный суд перед назначением конкурсного управляющего для ведения дела о банкротстве проверяет его принадлежность к какой-либо саморегулируемой организации. Если специалист удовлетворяет все требования, его закрепляют за определённым делом, которое вошло в стадию конкурсного производства.

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 2.11.2015 года утвержден «Порядок обеспечения доступа к сведениям, включенным в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, заинтересованных в их получении лиц». Поэтому в настоящее время не ведется единого государственного реестра арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является центральной фигурой в процедуре банкротства. Регламент деятельности АУ обусловлен не только нормативными актами, уставом и организационными требованиями СРО – саморегулируемых организаций. Он систематизирован в основном учётном документе, которым является реестр арбитражных управляющих. Этот документ общегосударственного пользования доступен пользователям для изучения информации с самыми различными целями.

Сущность Единого реестра арбитражных управляющих России

Отечественная нормативная база предусматривает строгий и систематический контроль процедуры банкротства. В данный перечень заносятся данные, поступающие от СРО при вступлении участников в состав членов организации.

Для того чтобы попасть в списки Реестра арбитражных управляющих, государственный нормативный акт — Федеральный Закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. предусматривает многочисленные требования профессионального и личностного характера. Каким должен быть арбитражный управляющий, требования к арбитражному управляющему .

Вступление в члены СРО АУ позволяет осуществлять профессиональную деятельность арбитражного управляющего. После чего специалист и его данные вносятся в государственный единый реестр данных, где ему присваивается особый индивидуальный учётный номер, под которым он и будет зафиксирован. , как стать арбитражным управляющим.

Членство в СРО АУ позволяет осуществлять деятельность арбитражного управляющего.

Нормативная база Госреестра

Учётная запись об арбитражном управляющем, которая вносится в перечень и пополняет список арбитражных управляющих, производится на основании правовых инструментов, прописанных следующими нормативными актами:

  1. Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии . Утверждается постановлением ПРФ № 457, зарегистрированным 01.06.09 года.
    На данную контролирующую службу возложены полномочия формирования и ведения двух взаимодополняющих документов. Это Сводный и Единый учётный документ СРО арбитражных управляющих.
  2. Алгоритм формирования и ведения информации , которая должна быть в базе данных регулируется Приказом Минюста РФ, где утверждаются принципы формирования и занесения учётных данных в росреестр, также регулируется постановлением. Документ зарегистрирован в 2004 году, 25 мая за № 108.

С течением времени и изменением условий нормативная база претерпевала многочисленные корректировки. Различные ситуации отразились в следующих актах о деятельности СРО, требованиях относительно условий, на которых формируется единый документ – госреестр арбитражных менеджеров. Акт № 108 отменили по Приказу Минюста РФ 30. 12. 04 года № 203, которой в дальнейшем стал регулировать алгоритм процедуры ведения учёта. Он был сменен Приказом, изданным Министерством юстиции РФ 04 февраля 2011 года за № 36. Он не содержит иные положения, кроме отмены нормативно-правового акта номер 203, позволявшего регулировать данную сферу в правовом поле России.

Особенности ведения Росреестра

Следует учесть, что отсутствует конкретный порядок учёта, сведения об арбитражных управляющих размещены в лицевых карточках членов СРО и передаются в Сводный государственный реестр антикризисных менеджеров.

Порядком определён объём правил ведения реестровых записей, относительно данных участников общественных организаций, их изменений и исключений.

В условиях современных технологических возможностей документ этого порядка ведут как в бумажном виде, так и в электронном.

Выписка из общего массива данных предоставляется исключительно после официального запроса заинтересованного лица.

Сведения и данные, включаемые в список

Данный государственный документ призван содержать полную информацию о каждом члене СРО, ведущем активную деятельность в сфере устранения кризисных явлений в экономике. Здесь фиксируются следующие данные:

  • Порядковый номер записи в списке.
  • Сведения об арбитражных управляющих о регистрационной дате и приёме в организацию.
  • Те же данные относительно возможных изменений.
  • Личные паспортные данные, наличие контактной информации телефон и почтовый адрес.
  • Профессиональная подготовка и дипломные данные об оконченном ВУЗе, специальности, дате получения.
  • Объем опыта, длительность работы на руководящих и административных должностях, полные данные из трудовой книжки.
  • Результаты сданных теоретических экзаменов в рамках единой программы по повышению квалификации арбитражных менеджеров России. Копия подтверждающего документа.
  • Данные о дисциплинарных наказаниях, совершении административных правонарушений, отстранении от работы.
  • Обязательным моментом является отсутствие или наличие судимости, что подтверждено справкой или копией Приговора.
  • Копия страхового полиса, что является обязательным требованием ст. 24/1 ФЗ О банкротстве.
  • Документы, подтверждающие оплату членских взносов в СРО, формирующих фонд компенсации.
  • Протоколы или решения коллегиума самоуправления менеджеров об исключении данного лица из СРО, присвоенный порядковый номер и дата оформления.
  • Прочие данные, которые предусмотрены общественными организациями, куда входят управляющие.

В реестре нет данных персонального характера.

Доступ к сведениям Государственного реестра

Объём информации реестра открыт для общего доступа. Исключениями являются данные персонального характера, а также идентификационные номера плательщиков налогов. Использование этих данных и доступ к ним предусмотрен Федеральным Законодательством России.

  1. Информационные данные, касающиеся реестра и их всевозможные изменения доступны для пользователей через два рабочих дня после внесения в основной документ.
  2. Данные, содержащиеся на сайте, являются доступными для ознакомления бесплатно в течение круглых суток. Тем не менее, возможно кратковременное ограничение доступа по техническим причинам.
  3. Предоставление данных о том или ином антикризисном менеджере проводится только после получения его согласия. Выписка подтверждает данные на фиксированный конкретный период времени.
  4. В выписке обязательными являются дата, личный номер и ФИО управляющего, оригинал подписи того, кто выдал документ с полной расшифровкой.
  5. Русскоязычный вариант названия СРО, синий отпечаток штампа и оригинальный оттиск печати.

Если сведения отсутствуют, то общественная организация составляет справку об их отсутствии. В данном случае выписку получает заинтересованное лицо лично или по почте.

Обязательно предусматривается срок, в течение которого следует оформить данную справку. Нормативными актами предписано не более десяти рабочих дней с момента регистрации входящего запроса.

Получая данные о том или ином специалисте, достоверность которых гарантирована государством, клиент может ознакомиться с его особыми качествами. Какой глубины не достигли бы разрушительные последствия дисбаланса в деятельности фирмы, вам будет предложен профессионал высокого уровня. Вы можете быть уверены в том, что выход из ситуации будет найден, а кризис будет преодолён.

Деятельность некоторых предпринимателей, к сожалению, не приносит прибыли, и даже, наоборот, является убыточной. Если размер долгов достигает определенного уровня, то в отношении такого субъекта (ИП или юр лица) может быть инициирована процедура банкротства. Курирует и ведет указанный процесс арбитражный управляющий.

Кто может быть арбитражным управляющим?

Далеко не любой гражданин может стать арбитражным управляющим. Чтобы получить данный статус человек должен соответствовать ряду условий. Итак, в самых общих чертах Закон о банкротстве предъявляет такие требования к кандидатам:

  • управляющим может стать только
  • гражданин РФ, имеющий высшее образование ;
  • человек должен иметь членство в любой из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее по тексту – СРО);
  • необходимо наличие специальных знаний в области вывода организации из кризиса, управления предприятием, юридических способов защиты интересов предпринимателя;
  • стаж работы, который позволяет осуществлять возложенные функции в данной сфере. При этом относительно этого критерия нормативные акты устанавливают совокупность требований: 1 год на руководящей должности и 2 года в качестве помощника арбитражного управляющего . Значимым является то обстоятельство, что СРО может установить большие сроки;
  • получение положительной оценки при сдаче теоретического экзамена;
  • отсутствие судимости; наказаний за правонарушения, таких как дисквалификация или запрет занимать указанные должности или осуществлять конкретную деятельность; факта исключения из членов СРО в течение 3 лет до дня подачи заявления на вступление в самостоятельно регулируемую организацию арбитражных управляющих;
  • обязательное заключение договора страхования ответственности и оплата взносов СРО.

При рассмотрении вопроса о требованиях, которые предъявляются к кандидату в управляющие, следует ясно понимать, что законодательством предусмотрен лишь общий список требований, а для СРО имеют право устанавливать дополнительные критерии относительно трудового стажа, морального облика, компетентности и объективности соискателя.

За выполнение своих функций лица получают вознаграждение. Их деятельность относится к разряду профессиональной, но они имеют возможность трудиться в других сферах, в том числе в области бизнеса, при условии, что это не будет препятствовать должным образом осуществлять обязанности арбитражного управляющего.

Единый государственный реестр

Для ускорения разрешения организационных вопросов при банкротстве, дополнительного контроля за профессиональной деятельностью, удобства поиска нужных данных, систематизации большого объема материала информация обо всех субъектах указанной выше деятельности в обязательном порядке подлежит включению в Сводный государственный реестр арбитражных управляющих.

Ведение этого перечня возложено на Росреестр, который ведет еще и список саморегулируемых организаций управляющих.

Регламентирующий правила составления и ведения реестра Приказ Минэкономразвития №238 от 18.04.2016 содержит двадцать пунктов, касаемо того, что именно должно быть отражено.

Реестр составляется в электронном виде, сведения о конкретном управляющем заключаются в отдельный раздел.

Для того, чтобы в перечне имелась информация наиболее полного характера, уполномоченной инстанции предоставлено право делать нужные запросы; часть сведений органу исполнительной власти в обязательном порядке передает СРО.

Информация, содержащаяся в базе данных, является открытой, кроме личных и составляющих государственную тайну моментов, и предоставляется в виде выписки на бумажном носителе на основании соответствующего запhоса.

Как стать арбитражным управляющим?

Для того, чтобы информация о конкретном профессионале была отражена в реестре, нужно предоставить заявление по форме и необходимый перечень документов, свидетельствующий о соответствии лица предъявляемым требованиям.

Интересным представляется то, что помимо вполне понятных и логичных сведений, арбитражный управляющий должен приложить документальное подтверждение своей финансовой надежности, а именно: факта отсутствия банкротства.

С заявлением о включении в реестр необходимо обратится в СРО после того, как управляющий получил членство в ней. Срок реагирования на поступившее заявление четко регламентирован: он составляет десять рабочих дней с момента поступления пакета документов.

В том случае, если со стороны саморегулируемой организации сведения будут переданы не в полном объеме, то Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии отказывает во внесении соответствующих данный в список. Отказать Росреестр может в течение пяти трудовых дней с момента получения документов.

Следует помнить, что как только человек лишается статуса арбитражного управляющего, сведения о нем из реестра исключаются полностью. Это связано с требованием действующего законодательства о том, что отображению подлежит лишь информация о действующих профессионалах.

Как найти подходящего кандидата в сводном реестре?

При направлении в орган судебной власти заявления о признании субъекта несостоятельным (может исходить как от самой организации, так и от кредиторов), заявитель должен указать или кандидатуру конкретного арбитражного управляющего, который займется дальнейшим ведением дел должника; или наименование СРО, из числа членов которой будет этот управляющий выбран.

Уже по запросу суда саморегулируемая организация представляет перечень свободных от иных процессов лиц, а арбитраж сам назначает эксперта в области применения антикризисных мер.

Для того, чтобы правильно указать данные желаемого кандидата, заявителю предварительно следует обратиться в Росреестр за выпиской, дабы узнать нужные сведения о том, какие арбитражные управляющие подходят для ведения дел в отношении той организации, которую он намерен признать банкротом. В первую очередь, это касается территориального местонахождения и опыта работы.

В последнее время особенности ведения делового оборота зачастую связаны с обращением в суд относительности несостоятельности того или иного субъекта предпринимательской деятельности. Для результативных действий по выведению лица из крайне затруднительного финансового положения законом и предусмотрена фигура арбитражного управляющего. Возложенные функции, жесткие требования для приобретения соответствующего статуса, немалая ответственность – все это делает данных экспертов важными и незаменимыми участниками процесса банкротства.