Из истории российского права. Век информационных технологий

Развитие права до XIX в. Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Пер вый этап развития юриспруденции на Руси определялся ре лигиозно символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порою несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения. Первые памятники философско правовой мысли - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (середина XI в.), «Повесть временных лет» , «Поучения» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.). В них затрагивались вопросы происхождения Русского государства, законности существующей власти, форм государственного правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский источник светского права - Русская Правда (XI-XIII вв.).

Право – отражение особенностей национальной культуры Как и в любой другой стране, история становления права в России зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии народов, ее населявших. Например, со времен «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона для православных было характерно предпочтение религии благодати перед религией закона, т. е. религиозно нравственных устоев перед писаными законами. Но недооценка писаных законов имела и оборотную сторону: попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, наталкивались на недоверие широких слоев народа к законотворческому «крючкотворству» .

От «варварских правд» - к идее «Москва. Третий Рим» Что касается правовых норм, регулировавших общественные отношения на Руси, то до монголо татарского нашествия они в принципе соответствовали тем нормам, которые были зафиксированы в различных европейских средневековых «правдах» (Алеманнской, Салической и т. д.). В XVI в. в России появляется идеологическое обоснование сильного самодержавного государства и органов центральной власти в работах целого ряда мыслителей, писателей, государственных деятелей. Актуальными становятся теория преемственности великодержавия Москвы от Византии («Москва - третий Рим» , автор Филофей), теория законности правящей династии, идея абсолютного самодержавия (Иван IV, И. С. Пересветов), идея сословно представительной монархии (Максим Грек, Андрей Курбский), идеи соотношения государственной и церковной власти (иосифляне, нестяжатели).

Судебник Ивана III В 1497 г. в правление Ивана III был принят первый законодательный кодекс Российского государства - Судебник. Он был создан на основе анализа и переосмысления норм Русской Правды, Псковской судной грамоты, княжеских устных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран. Его содержание составляли главным образом нормы уголовного и уголовно процессуального права.

Соборное Уложение Алексея Михайловича В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче после (и отчасти вследствие) мятежа посадских людей был принят юридический документ огромной важности - Соборное уложение. Характерно, что при его составлении в значительной мере учитывалось не только мнение высшей знати, но и содержание челобитных выборных земских людей (провинциального дворянства и верхушки горожан), т. е. мнение достаточно широких кругов тогдашних избирателей. Соборное уложение 1649 г. состояло из 25 глав, которые содержали нормы государственного права, судоустройства и судопроизводства, вещного права, уголовного уложения и др. Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с судебниками.

Российское право в XVIII веке Реформы Петра I оформили деление всего населения России на четыре сословия: дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Была принята Табель о рангах (1722). Петр I объединил крестьян и холопов в одно крестьянское сословие, обложив его увеличенной податью. Петр III и Екатерина II окончательно оформили крепостное право. Размеры барщины и оброка не были определены законом. Помещики вольны были наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Крестьянские восстания XVIII в. - несомненное следствие произвола и насилия со стороны помещиков и царской администрации.

Российское право в XIX - начале XX в. В первой четверти XIX в. декабристы защищали и пропагандировали такие западноевропейские этико правовые ценности, как суверенность народа, верховенство права, разделение властей, права и свободы граждан. Это - основы концепции республиканизма, которые впоследствии были подхвачены А. И. Герценом и революционными демократами. Попытка реформирования государственного управления и системы законодательства была предпринята советником Александра I М. М. Сперанским. Он подготовил проект «Плана государственного преобразования» , или «Введения к уложению государственных законов» . Проект подразумевал образование выборной Государственной думы (органа народного представительства), а также Государственного совета при главе государства - монархе.

Полное собрание законов Российской империи В эпоху царствования Николая I совершенствовалась система управления. В 1830- 1832 гг. было издано Полное собрание законов Российской империи, состоявшее из 45 томов. Собрание начиналось с Соборного уложения 1649 г. В 1833 г. был опубликован Свод законов (15 томов). Законы в нем располагались по тематическому и хронологическому принципам. В 1845 г. было утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных - основной источник уголовного права.

Отмена крепостного права в России и другие реформы Александра II Самое значительное событие XIX в. с точки зрения демократизации социальной жизни - отмена крепостного права 1861 г. Это событие обусловило необходимость других реформ: местного самоуправления, военной, финансовой, судебной. Одна из важнейших - реформа местного самоуправления, или земская. Законом 1864 г. была определена структура земских учреждений, которые состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских управ). Члены местного самоуправления занимались вопросами местной социально экономической и культурной жизни: взаимное страхование, ветеринарная служба, строительство и содержание школ, больниц, богаделен, приютов, развитие местной торговли и промышленности, земская почта, местные тюрьмы и пр. Эта деятельность была крайне полезна для представителей всех сословий. С тех пор понятие «земство» , символизировавшее всю совокупность земских учреждений, приобрело в России большой авторитет.

судебная реформа 60 -х гг Поистине демократическим прорывом в области российской юриспруденции была эта реформа. В ее рамках в 1864 г. были утверждены судебные уставы. Ими вводились бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, с адвокатурой и состязательностью сторон, институт судебных следователей. Предусматривались также две судебные инстанции - окружной суд (обычно в пределах губернии, составлявшей судебный округ) и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов.

Судебная реформа 60 -х годов Принимавшие участие в судебном процессе выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определяли коронный (постоянный) судья и два члена суда. Решение, принятое окружным судом с участием присяжных заседателей, считалось принятым окончательно, без их участия - могло быть обжаловано в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы только в случае нарушения законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат. Он являлся высшей кассационной инстанцией, т. е. имел право пересмотра или отмены судебных решений.

Институт мировых судей Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судов избирался на уездных земских собраниях. Следует заметить, что согласно судебным уставам председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные (адвокаты), их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или даже временно отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении, и решение об устранении их от должности выносил только суд. Так был введен важный принцип несменяемости судей.

Манифест 17 октября 1905 года В начале XX в. наряду с другими сферами общественной жизни довольно активно развивалось право. В годы первой русской революции Николай II счел необходимым предоставить в Манифесте 17 октября народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых - право участвовать в управлении государством через представительную власть - Государственную думу. Вскоре были разработаны Основные государственные законы Российской империи, составившие своеобразную конституцию Российской империи на манер конституционных законов Великобритании (заметим, что конституции как единого официального документа Великобритания не имеет, об этом мы еще будем говорить в дальнейшем). В результате в России управление, его органы впервые оказались в строгом подчинении закону. С тех пор в делах государственного правления все более четко ощущалось присутствие независимой силы народного представительства. В стране сложилась политико правовая обстановка, мало чем отличавшаяся от ситуации в странах с давними демократическими традициями (если не считать разгула терроризма на тот период). Образовывались, легализовались и успешно действовали политические партии, издавались разнонаправленные газеты и журналы, не было проблем с выездом из страны и въездом в нее и т. д.

Советское право Придя к власти в октябре 1917 г. , большевики сразу же в области государственного управления сделали ставку на диктатуру (диктатуру пролетариата). В. И. Ленин говорил: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, не посредственно на насилие опирающуюся власть» . Право было заменено «революционным правосознанием» . Не следует забывать, что в самом начале своей властной деятельности большевики действительно собирались «разрушить до основания» все в жизни России, что было до них, включая государство, церковь, традиционную культуру, семью, собственность, денежную систему и т. д. Это потом, под влиянием реальной действительности, внесшей коррективы в революционные теоретические построения, пришлось постепенно отказываться от самых надуманных догм и поневоле использовать то, что было наработано веками. Так, например, произошло и в Советской армии, начиная от создания ее на регулярной основе, восстановления под названиями суворовских и нахимовских училищ кадетских корпусов вплоть до чисто внешних атрибутов - золотых погон, генеральских лампасов и т. д.

Советское право Однако не правы как те, кто представляет режим большевиков только в черном цвете, так и те, кто доказывает его исключительное преимущество перед всеми остальными. Любой, даже самый экстремистский режим, терпимый народом в течение многих лет, обречен на приспособление к основам народной жизни. Поэтому его последствия могут (одержать и ряд положительных результатов. Следовательно, оценивать любой государственный строй, метод правления необходимо по его основным, решающим, фатальным, долговременным (в данном случае правовым) последствиям. К концу 1918 г. была ликвидирована многопартийная система. Исчезли оппозиционные газеты. И с тех пор политическая жизнь в ее общепринятом виде и политические права граждан перестали существовать. Власть оказалась в руках одной партии, а точнее - ее аппарата. Коммунистическая партия стала государственным образованием, «орденом меченосцев» (по словам И. В. Сталина), подавляющим иные формы и направления участия в политической жизни.

В России достаточно поздно появились письменные памятники права - государственность на Руси возникли в 9 веке. Первая запись - 11 век - Русская Правда. Право долгое время носило казуальный характер - фактически, видим не только запись обычаев, но и прецедентов, примерных случаев. До 19 века не встречается ни одно правовое определение. То есть памятники права без общей части. Первые определения, которые зафиксированы были в источниках права, относятся к своду законов Российской империи, принятого в 1835 году. Впервые дано понятие "преступление", "право собственности". Отношения по поводу собственности существовали со времен Русской правды. Но теоретическая запись отсутствовала.

До 1835 года отсутствовало деление на отрасли права. Всё право было межотраслевым - не было четкого деления на отрасли права, не было различия между процессуальным правом и материальным правом.

Прикладной, практический характер права. Законодатель хотел узаконить все отношения, чтобы судья мог разрешить ту или иную ситуацию. Традиционно в эпоху абсолютизма законом считалась воля царя.

Право и не могло быть иным - в России правотворчеством занимались исключительно служилые люди, которые, создавая норму, исходили из прикладных целей - как можно практически использовать. Отсутствовали кадры юристов.

Теоретическая юриспруденция начинает развиваться с 18-19 веков. Семён Ефимович Десницкий, Третьяков, Золотницкий, Горецкий, Гессен, Соловьёв, Тоганцев, Трубецкой, Новгородцев, Ильин, Петрожицкий, Коркунов, Шершеневич.

Советский период - прежде всего, с возникновением советского государства, все первые нормативно-правовые акты носили чрезвычайно-указной характер. В первые дни советской власти выходят нормы, относящиеся к госправу. Многие нормы содержались в декретах советской власти. Правотворчеством занимался долгое время Совет Народных Комиссаров. Конституция 1918 года четко разграничивает осуществление законодательной функции - Съезду рабочих, крестьянских, солдатский комиссаров и его ЦИК. В 1922-23 гг. в СССР проходит кодификация права - отраслевая дифференциация - созданы кодексы. Появляется даже земельный кодекс. До революции все отношения по поводу земли относились к сфере гражданского права.

История государства и права изучает весь процесс возникновения и развития государства и права в исторической реальности, хронологической последовательности.

Исторический подход ко всем явлениям: все явления изучаются с момента возникновения. Метод историзма отличается очень существенно от логического метода исследования, применяемого в теории государства и права. Логический метод изучает общие закономерности развития. Наряду с методом историзма используется хронологический метод - т.е. движение явлений во времени. Сравнительно-исторический метод , предполагающий сравнение однопорядковых показателей (феодализм в России и феодализм в Европе); цель метода - установить общие и особенные черты. Статистический метод - имеет очень важное значение - выявляет закономерности определенных процессов, связанных с наличием массовых показателей (участие в выборах, потери в войне и пр.); показывает динамику развития, метод должен быть лишен тенденциозности, политической заданности. Ретроспективный метод - основан на сопоставлении современных явлений с явлениями прошлого (правовое положение советских крестьян и правовое положение по Соборному Уложению 1649 года). Синхронный метод - одновременное рассмотрение событий (1649 год - переход в России к абсолютизму, в Англии - революция).

Принципы, на которых должно строиться изучение ИГПРФ:

    Объективность

    Конкретизация каждого факта

    Всестороннее изучение явления

Подходы :

Идеалистический подход - на развитие общества влияет развитие идеи. Идея справедливости Гегеля достигает апогея в романо-германской цивилизации, Гегель рассуждает в духе арийского народа. Всё общественное течение России в 18 веке поделилось на 2 ветви: западники и славянофилы.

Марксистский подход . Суть - учение об историческом типе государства. Идея марксизма заключается в том, что все исторические изменения в обществе осуществляются в результате классовой борьбы. Зарождается частная собственность, происходит разрушение родовых общин, появляются соседские территориальные общины, выделяются семьи, появляются излишки, которые нужно защитить ->> государство.

Цивилизационный подход . Тойнби, Данилевский. Славянская цивилизация. Привлекает идея того, что человек - субъект всех преобразований, человек - цель общества. Цивилизация - объект познания. Сторонники подхода констатировали факт многообразия исторического процесса.

Евразийство . Шахматов, Ильин, Вернадский. Зиновьев написал: "Россия никогда не станет частью Запада; какая судьба ожидает её в сфере западнизации - об этом в свое время сказал и показал Гитлер". Фактически, Зиновьев выражает точку зрения современного человека, с которой не были знакомы первые евразийцы. Таким образом, у них существует 2 объяснения: либо россия является частью единого пути развития человечества (космополитическое направление); либо человечество не едино, у народов разные судьбы, асинхронный характер развития, цивилизации развиваются, гибнут, приходят другие цивилизации, что приводит к тому, что рано или поздно произойдет уничтожение цивилизаций, если каждый народ будет считать главенствующими национальные интересы. То есть глобализация неизбежна.

История нашего государства всегда развивалась в контексте западного и восточного начал.

По мере становления и развития - от древнего права к средневековому и далее к советскому праву - оно приобретало все большее своеобразие. В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы - социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.

Можно указать на три характерные черты русского права .

Первая черта - это неразвитость юридических традиций у российского населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм , в отрицание самой необходимости и ценности права.

Государственная власть поддерживала и насаждала с помощью юридических средств господствующую идеологию, а та в свою очередь активно влияла на содержание правовых норм. Девять веков преобладания христианства и семьдесят лет «марксистско-ленинской идеологии» характеризуют вторую черту русского права, суть которой - идеологизация правовых норм, подчинение права идеологии.

Географическое положение русского государства и сосуществование и взаимодействие различных культур способствовали формированию третьей характерной черты русского права - слиянию в нем европейских и азиатских начал. Свойственные западной культуре юридические формы тесно соединялись в России с присущими Востоку коллективизмом, соборностью, общиной. Евразийский характер русской правовой культуры делает ее восприимчивой к иностранным влияниям.

Русское право выросло на основе восточнославянских, а отчасти финно-угорских и скандинавских (норманнских) юридических обычаев в конце I тысячелетия нашей эры. При возникновении и в первые века своего существования оно обладало всеми основными признаками древнего права в его восточном варианте. Однако внешние влияния, общение с более культурными народами, в первую очередь с наследницей Восточной Римской империи Византией , ускорили переход Руси к средневековому праву, что и произошло в XI-XII вв.

Древнейшим источником права на Руси были юридические обычаи. Наиболее важный свод устных норм обычного права назывался «Закон Русский ». Ссылки на него имеются в самых ранних из письменных памятников русского права - в договорах Руси с Византией (X в.).

Усиление княжеской власти способствовало возникновению законодательства, основу которого составляет «Русская Правда » - фундамент русского, украинского, белорусского и литовского права.

«Русская Правда» - важнейший памятник древнерусского права. Она включала в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального. Источником «Русской Правды» было обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, т.е. означала определенную систематизацию права. «Русская Правда» - светский судебник. Он был создан государственной властью и охватывал дела, подведомственные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами. Вместе с тем в некоторых сферах, например в наследственном праве, «Русская Правда» соотносилась с областью церковной компетенции.


В период средневековой раздробленности XIII-XV вв. среди источников русского писаного права на первое место по количеству и распространенности вышли княжеские грамоты. Они имели местное значение, и их действие не распространялось на всю территорию государства. Постановления этих грамот дополняли и развивали нормы «Русской Правды», приспосабливая их к новым условиям.

Прибывшие из Византии священнослужители привезли на Русь сборники византийского канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования появилась искаженная византийско-русская редакция законников, изданных в Константинополе после Свода Юстиниана - так называемой Кормчей книги.

Русская церковь с момента введения христианства стремилась обеспечить защиту своих интересов от чьих бы то ни было посягательств. С этой целью она добилась издания специальных актов княжеской власти, получивших название церковных уставов. Данными документами определялось правовое положение православной церкви и духовенства, устанавливались круг дел, подсудных церковным инстанциям, а также разнообразные льготы для церкви и ее людей.

По мере объединения русских земель возникла потребность в кодификации существовавшего законодательного массива. Первые общегосударственные сборники законов, появившиеся после «Русской Правды», представляют собой процессуальные кодексы и называются судебниками. Первый судебный устав - Судебник 1497 г . - был издан князем Иваном III , второй, сменивший его судебник - Царский - появился в самом начале правления Ивана IV-в 1550 г.

Наряду с Царским судебником в 1551 г. был составлен сборник церковного законодательства, который ввиду разделения его на сто глав получил позднее наименование Стоглав. Этот памятник русского права принимался церковным собором и содержал нормы об управлении православной церковью, о ее обрядах, о церковном суде.
Последовавшие за принятием Судебника 1550 г. дополнительные указы и постановления (1550-1649 гг.) стали собираться в центральных органах управления - в приказах - в своеобразные хронологические сборники правовых норм. Каждый приказ отбирал для себя те статьи или указы, которые относились к его ведению.

Развитие русского права в XV-XVII вв. способствовало появлению весьма уникального законодательного акта, который был подготовлен и принят Земским собором 1649 г., - Соборного уложения царя Алексея Михайловича . Соборное уложение подготавливалось более полугода и стало результатом творческой переработки многих предыдущих законодательных актов (судебников, грамот, указов), свода юридических норм Юго-Западной Руси (Литовский статут 1588 г.). Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания в царствование Николая I Свода законов Российской империи. Отдельные нормы Соборного уложения были включены в Свод законов и таким образом действовали вплоть до свержения монархии в стране. Этот свод русского законодательства середины XVII в. охватывал преимущественно нормы административного, финансового, уголовного и процессуального права.

В 1721 г. Россия была провозглашена империей. Но историю имперского права принято исчислять с 1696 г., когда Петр I стал единодержавным правителем России. Правовая система императорской России была направлена на утверждение государства как решающей силы в правотворчестве. В 60-е годы XIX в. появляются благоприятные условия для развития правовых начал и в деле осуществления крупнейшей в истории страны правовой реформы, заложившей основы правовой государственности в России.

Единственным источником русского права в императорскую эпоху признавали закон. Обычай, игравший прежде определяющую роль в правотворчестве, отступил на задний план, утратил значение правообразующего фактора. Со времени царствования Петра I в качестве главного источника законодательства стали выступать соображения целесообразности и заимствования из иностранного права. Этим определялся реформаторский характер имперского законодательства.

Важное место в истории развития русского права занимает кодификация, осуществленная комиссией во главе с М.М. Сперанским . Был повторен подвиг византийского императора Юстиниана, проведшего кодификацию римского права, и в семилетний срок была осуществлена грандиозная систематизация российского законодательства. Сначала проводилась работа по сбору и размещению в хронологической последовательности указов, международных договоров и важнейших судебных решений за 1649-1825 гг. В 1830 г. было опубликовано Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), включавшее все нормативные акты - от Соборного уложения до последних указов Александра I . Правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не были включены в Собрание законов.

В последующие годы это издание продолжалось: второе ПСЗ содержало около 62 тыс. актов правления Николая I и Александра II; третье ПСЗ включило нормативные правовые акты двух последних императоров и было доведено до 1913 г. Всего до 1917 г. было выпущено в свет 45 фолиантов, являвшихся средоточием большей части правовых актов Российской империи. Из Полного собрания были составлены специальные исторические своды (законодательства) по отдельным вопросам. Затем из сводов устранялось все недействующее, а законоположения, сохранившие силу, были сведены в определенную систему. М.М. Сперанский принял при этом за образец Свод законов Юстиниана, руководствовался же он правилами, преподанными Ф. Бэконом : исключение всех повторений; сокращение слишком многословных законов; из двух противоречащих друг другу законов предпочтение оказывать позднейшему. Чтобы логично соединить нормы русского права Сперанский иногда создавал новые юридические правила. Ярким примером подобного правотворчества, родившегося в результате учета передовых достижений западной юриспруденции, стало определение права собственности - первое в истории русского законодательства.

В соответствии с эволюцией законодательства развивалась и юридическая наука. Что касается русской либеральной правовой мысли - работ Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и др., - то она уже в то время находилась на уровне передовых правовых теорий. После революции 1905-1917 гг. Россия готовилась воеспринять новые кодексы, которые отвечали бы передовым достижениям западноевропейского права.

История имперской юстиции четко разделяется на два этапа. Первый охватывал промежуток времени от реформ Петра Великого до утверждения Судебных уставов 1864 г.

Реформы, проведенные на первом этапе, смягчили средневековые черты российского правосудия.

Во-первых, судебные учреждения получили коллегиальное устройство.

Во-вторых , судебная функция стала автономной частью административно-управленческой деятельности.

В-третьих, был установлен контроль за юстицией со стороны специальных органов во главе с прокуратурой.

Однако суд оставался сословным: дворяне, граждане (мещане) и крестьяне судились - в различных учреждениях юстиции. Правосудие вершили не только специализированные органы, но и учреждения управленческие: губернские правления, полиции и др.

Второй этап правовой реформы длился полвека и был основан на четырех Судебных уставах 1864 г.: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Таким образом, была создана весьма оригинальная система правосудия.

Во-первых, суд отделился от административной власти.

Во-вторых , был введен гласный состязательный процесс: право обвиняемого на защиту обеспечивала впервые созданная в России адвокатура.

В-третьих , законодательство о суде установило презумпцию невиновности, а формальную силу доказательств заменило свободной оценкой их судом.

В-четвертых , сами судьи, как и судебные следователи (предварительное следствие было передано от полиции суду), стали несменяемыми по произволу власти и подлежали замене с соблюдением специальной процедуры только в случае совершения ими серьезных правонарушений.

В-пятых, был учрежден суд присяжных, обеспечивавший реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия.

Таким образом, развитие российской правовой системы в X- XIX вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем. При этом можно отметить следующие особенности особой - евразийской - разновидности.

Во-первых, высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам.

Во-вторых, слабость личностного правового начала в культуре вообще.

В-третьих , широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.

В-четвертых, отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре.

В-пятых, высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству.

Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порой несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения. Первые памятники русской философско-правовой мысли –

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.),

«Повесть временных лет», Нестор Летописец

«Поучение» князя Владимира Мономаха,

«Слово о полку Игореве» (XII в.),

«Моление Даниила Заточника» (XII–XIII вв.).

В них обсуждались вопросы происхождения Русского государства, основ законности власти, форм правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский источник светского права – Русская Правда (известна в трех редакциях XI–XIII вв.).

История становления права в России, как и в других странах, определялась разнообразными особенностями национальной культуры, психологии и религии народов, ее населявших. Для восточных обществ, например, типичным является то, что люди постоянно соотносят собственные правовые представления с древними обычаями, традициями, привычками поведения. Возможности проявления индивидуального своеобразия человека зависели и во многом зависят до сих пор от пола, возраста, места в системе родовых связей. У народов, принадлежащих к западному типу культуры, к традициям, в основе которых лежат ценности католицизма, отношение к праву в значительной мере определяется уважением к писаным законам со свойственной им тенденцией ко все большей свободе экономической и политической деятельности человека.

Отношение к праву, к реализации правовых норм и принципов, свойственное восточнославянским, в частности русскому, народам, отмечено существенным своеобразием. Со времен «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона русское православие религию благодати ставило выше религии закона. Лучшие российские правители старались следовать прежде всего нравственным законам, заповедям Священного Писания. Писаное право ценилось меньше, чем живущий в человеке и обществе нравственный закон. Недооценка писаных законов имела и оборотную сторону: попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, наталкивались на недоверие широких слоев народа к тому, что им казалось юридическим крючкотворством.

Что касается собственно правовых норм, регулировавших общественные отношения на Руси, то до монголо-татарского нашествия они в принципе соответствовали тем, которые содержались в различных европейских средневековых правдах (Алеманнской, Салической, Русской).

Монголо-татарское иго, связанные с ним испытания сделали главной темой размышлений и народа, и его образованных представителей тему русской государственности, ее сохранения («Слово о погибели Русской земли», XIII в.; «Задонщина», XIV–XV вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», XV в. и др.).

В борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы возникла и получила популярность теория преемственности великодержавия Русского государства от Византии (представление о Москве как о «третьем Риме», развивавшееся в трудах Филофея). Позже в центре внимания русских мыслителей оказались теоретическое обоснование законности правящей династии, идея абсолютного самодержавия (Иван IV, И. С. Пересветов) и сословно-представительной монархии (Максим Грек, Андрей Курбский), проблемы отношений между государственной и церковной властями (иосифляне, нестяжатели).

В 1497 г. в правление Ивана III был принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник.

Он был создан на основе анализа и переосмысления норм Русской Правды, Псковской судной грамоты, княжеских уставных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран. Содержание Судебника составили главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Преступление определялось понятием «лихое дело». Фиксировалась развитая система имущественных преступлений: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Устанавливались наказания за преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом. Судебник 1497 г. свидетельствовал о появлении единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы базировались на принципах христианской нравственности и были направлены на защиту государственного порядка, личности человека, прав собственности на всей территории Российского государства.

К началу XVII в. в преддверии Смуты большое значение приобрел вопрос о выборе между сословно-представительной монархией и неограниченным самодержавием. К середине XVII в. идея сословно-представительной монархии утратила свою привлекательность, на первый план вышли теории, обосновывавшие необходимость утверждения абсолютной власти просвещенного монарха (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).

В 1649 г. Земский собор принял правовой документ огромной важности –

Соборное уложение.

Характерно, что при его составлении учитывалось мнение не только высшей знати, но и челобитные выборных земских людей – дворян и посадского населения (горожан).

Соборное уложение 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. Главы 1–9 содержали нормы государственного права; главы 10–15 – устав судоустройства и судопроизводства; главы 16–20 были посвящены вещному праву; главы 21–22 представляли собой уголовное уложение; главы 23–25 составили добавочный раздел (о стрельцах, о казаках, о кормчих).

Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с Судебником 1497 г. Представленные в нем нормы регулировали все стороны общественной, экономической, политической жизни российского общества. Многие из них оставались в силе до проведенной в первой трети XIX в. кодификации (сведение в кодексы) законов Российской империи.

В годы правления Петра I получила дальнейшее развитие абсолютистская идеология (Феофан Прокопович, 1681–1736). В ее основе лежали представления об «общем благе», средством достижения которого признавалась абсолютная монархическая власть. Позднее большой вклад в обоснование теории «общего блага» внес В. Н. Татищев (1686–1750), высказывавшийся за ограничение верховной власти.

Значительные изменения, внесенные в систему государственного управления (объявление России империей, учреждение Сената, коллегий, Синода, укрепление бюрократического аппарата, введение нового территориального управления, принятие Табели о рангах), свидетельствовали об утверждении абсолютизма. Реформами Петра I население России было разделено на четыре сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Петр I объединил крестьян и холопов в одно крестьянское сословие, обложив его повышенной податью. Подворный налог (с каждого двора) был заменен подушным (с души «мужеска полу»). Десятки тысяч крестьян и мастеровых были согнаны на строительство северной столицы – Санкт-Петербурга, флота, на уральские рудники и заводы.

Табель о рангах

(1722) позволила представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получать за хорошую службу личное и потомственное дворянство.

Во второй половине XVIII в. крепостное право в России достигло апогея. За годы царствования Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около одного миллиона государственных черносошных крестьян. Положение крепостных крестьян мало чем отличалось от положения черных рабов в США. Размеры барщины и оброка не были определены законом. Помещики вольны были наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Жалоба крестьян на помещика была признана преступлением. Многое зависело от нравственных качеств владельцев крепостных: у одних мужики жили более или менее сносно, другие, подобные известной своей изощренной жестокостью Салтычихе, издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми. Крестьянские восстания XVIII в., грозная пугачевщина – несомненное следствие произвола и насилия со стороны помещиков и власти.

Развитие правовых представлений во второй половине XVIII в. происходило под влиянием идей Просвещения. Это влияние было неоднозначным. С одной стороны, оно отразилось во взглядах Екатерины II, состоявшей в переписке с Вольтером, принимавшей в Петербурге Д. Дидро и признававшей себя ученицей философов-просветителей. Выступая за достижение всеобщего блага, за строгое соблюдение законов, императрица считала необходимым сохранить самодержавие, крепостничество, привилегии дворянства. С другой стороны, идеи европейской философии оказали влияние на развитие в России идеологии просветительства, ее представителями были Н. И. Новиков (1744–1818), Я. П. Козельский (ок. 1728 – ок. 1794) и др.

Российские просветители выступали за ограничение самодержавия, смягчение или уничтожение крепостного права.

В последующем русская просветительская правовая мысль развивалась в духе совершенствования идей естественного права, признававшего определенные права человека свойственными самой природе, не зависящими от социальных условий. В работах

А. Н. Радищева (1749–1802) идеи естественного права были осмыслены с радикальных позиций.

Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон над преступниками. (А. Н. Радищев).

Другие мыслители (прежде всего правоведы конца XVIII – начала XIX в. С. Е. Десницкий, А. П. Куницын) пытались приспособить идеи естественного права к реалиям самодержавного правления. Такая же позиция была характерна и для создателя «Истории государства Российского»

Н. М. Карамзина (1766–1826). Попытки преобразований первых лет царствования Александра I, проекты реформ М. М. Сперанского были в значительной степени подготовлены этими идеями.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы влияли на процесс становления права в Русском государстве?

2. Какую роль в развитии правовой системы играло в нашей стране православие?

3. Охарактеризуйте важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси – России XI–XVIII вв.

4. Каковы структура и содержание Соборного уложения 1649 г.?

5. Какие изменения в государственно-правовой системе произошли в царствование Петра I?

6. Какие направления сформировались в общественной мысли России во второй половине XVIII в.?

Это интересно

Соборное уложение 1649 г. устанавливало наказания за следующие виды преступлений:

Преступления против церкви (богохульство, совращение в другую веру и др.);

Государственные преступления (действия и даже умысел против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена и др.);

Преступления против порядка управления (ябедничество или ложное обвинение, фальшивомонетничество, злостная неявка в суд и др.);

Преступления против благочиния (продажа краденого имущества, содержание притонов, укрывательство беглых и др.);

Должностные преступления (неправосудие, лихоимство, подлоги по службе и др.);

Преступления против личности (убийство, нанесение увечья, побои, оскорбление чести и др.);

Имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошенничество, поджог и др.);

Преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество и др.).

Древнерусские правовые термины

Вервь – территориальная община, орган крестьянского самоуправления.

Вира – в Русской Правде наказание в виде штрафа за убийство (за увечье, тяжкие телесные повреждения назначалась полувира).

Заклич, свод, гонение следа – стадии древнерусского судебного процесса.

Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» – заем (в виде земли, скота, денег, зерна и т. д.).

Изгой- общинник, изгнанный из общины и лишенный ее покровительства.

Поток и разграбление – высшая мера наказания по Русской Правде. Назначалась за убийство в разбое, поджог, конокрадство и заключалась в конфискации имущества и выдаче преступника вместе с семьей «головой», т. е. в рабство.

Продажа- в Русской Правде наказание в виде штрафа за преступления против личности и имущества.

Холопы и челядь – рабы, прежде всего пленники, а также попавшие в рабство за долги, совершение наиболее опасных преступлений и др.

Выдающиеся русские мыслители и правоведы

(конец X– начало XI в. – ок. 1054/1055) – митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор «Слова о законе и благодати». По Илариону, каждому народу уготовано пройти две стадии: эпоху рабства (закон) и освобождение (благодать, т. е. христианство). Иларион верил в великое предназначение русского народа. «Законность» в «Слове…» отождествляется с национальным эгоизмом, «благость» – с православными добродетелями. «Слово» митрополита Илариона проникнуто идеями национальной независимости.

Ярослав Мудрый

(ок. 978-1054) – великий князь киевский. При нем составлена Русская Правда– первый на Руси кодекс частного права.

Петр I Великий

(1672–1725) – царь, с 1721 г. – император. Провел реформы государственного управления. Принимал важные указы и законы, некоторые из которых сочинил собственноручно.

Десницкий Семен Ефимович

(ок. 1740–1789) – ученый, юрист, действительный член Российской академии наук, первый российский профессор права. Много сделал для развития на Руси «юридического мировоззрения». Его правовая концепция тесно связана с нравственной философией.

Екатерина II

(1729–1796) – императрица (с 1762). Участвовала в проведении правовой реформы в России. Автор «Наказа» Уложенной комиссии (1766), в котором сформулированы некоторые принципы правовой политики и правовой системы, содержатся заимствования из трактатов Монтескье, Беккариа, Дидро и Д"Аламбера. В «Наказе» декларировались свобода граждан, принцип равных обязанностей всех перед лицом государственной власти, утверждалось, что законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными, а правовая система – стабильной.

Радищев Александр Николаевич

(1749–1802) – писатель, политический мыслитель. В «Путешествии из Петербурга в Москву» выступил против самодержавия и крепостничества. Был заключен в Петропавловскую крепость, затем отправлен в ссылку. По возвращении из ссылки работал в Комиссии по составлению законов. Был последователем идей Локка, Гельвеция, Дидро, Руссо. Условием общественного блага считал реализацию естественных человеческих прав.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет

(из «Воинских артикулов» Петра I).

Если, идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над головой моей кинжал, восхочет меня им пронзить, – убийцею ли я почтуся, если я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну?

(из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева).

Темы для рефератов и обсуждения

1. Исторические корни демократии в России.

2. Почему в России право совести и правды ставилось выше закона?

Никита Колоколов, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия НИУ - ВШЭ, г. Москва.

Право - социально-правовой феномен. Уяснение его сути невозможно без одновременного анализа таких сложнейших категорий, как правосознание и государство. При этом следует подчеркнуть, что данные категории существуют лишь в динамике, параметры которой непрерывно задаются множеством факторов. Важнейший из них - место государства и права конкретной нации в глобальном мире.

От зарождения до XIX века

Если история государства и права российского насчитывает немногим более тысячи лет, то возраст аналогичных цивилизационных проявлений человечества приближается к пяти тысячам лет. Иными словами, к тому моменту, когда на карте Восточной Европы появилась Древняя Русь, по соседству успело возникнуть, а то и умереть не одно могучее государство. Однако в природе ничто не исчезает бесследно, памятники права, созданные нашими бывшими ближними и дальними соседями, став бесценным достоянием земной цивилизации, перешли по наследству ко многим, далеко не всегда благодарным потомкам.

Как известно, российская государственность зародилась в VI - VII веках на путях "из варяг в греки" и "из варяг в персы". Именно тогда славянские народы впервые впитали в себя и азы европейской правовой культуры, опирающейся на "бастион" права Римского. Более тысячи лет минуло с момента крещения Руси. Общепризнанно, что распространение идей ортодоксального христианства на ее народы в значительной мере предопределило ход дальнейшего развития государства.

В наши дни принятие славянами христианства в качестве основной идеологии совершенно обоснованно признается ключевой составляющей расцвета нашей государственности. При этом упускается из вида, а то и замалчивается тот факт, что наряду с православием Древняя Русь, а затем и государство Московское в свои правовые системы инкорпорировали многие нормы уникального права Византии, в первую очередь права публичного.

К сожалению, ход нашего развития в лоне европейской правовой культуры на три столетия был прерван татаро-монгольским нашествием. Фактическая утрата Русью независимости в XIII - XV веках не только способствовала консервации давно устаревших правовых идей, но и в определенной мере трансформировала режим государственного правления по образцу эффективных в военном отношении восточных деспотий, препятствовала восприятию новейших достижений в области правового строительства, получивших самое широкое распространение в Европе. Например , нам неведомо Магдебургское право, сыгравшее на Западе важную роль в становлении независимого городского населения.

Лишь только в конце XVI века наметился возврат нашего общества в лоно европейской, в том числе и правовой, культуры. Данный процесс в силу множества причин происходил крайне медленно, а порой и болезненно, война между западниками и славянофилами продолжается до сих пор. Более того, из этого процесса фактически была исключена большая часть населения государства, ибо до 1861 года в России существовало крепостное право. К этому моменту в большинстве стран Европы уже сложились современные правовые системы. Сама история поставила перед Россией цель - как можно скорее принять все лучшее, что к этому моменту было создано человечеством в сфере государственно-правового строительства.

Многие задачи, ставшие тогда перед нашим народом, удалось решить в рамках Великой судебно-правовой реформы 1864 года. И Россия получила действительно передовую по тем временам судебную систему, а также соответствующее лучшим мировым образцам процессуальное законодательство. Начал свой отсчет золотой век российской адвокатуры.

Век информационных технологий

К сожалению, искусственная консервация самодержавия в его практически абсолютистском варианте не позволила завершить многое из намеченного в правовом строительстве. Россия, в частности, вошла в XX век без отвечающего требованиям времени гражданского права. Главное, не удалось к этому времени сформировать и сколько-нибудь значимую социальную прослойку - группу классов, которые были ли бы заинтересованы в эволюционном поступательном развитии нашего общества. В 1917 году возобладали привнесенные извне революционные идеи квазикоммунизма. На долгие 70 лет Россия в очередной раз была вырвана из общеевропейского цивилизационного процесса.

Историю российского права принято делить на три периода: досоветский, советский и постсоветский. Для каждого из них характерны свои достижения в сфере правового строительства. В этом плане не был исключением и советский период. Например , Октябрьская революция уничтожила сохранившееся со времен феодализма деление общества на сословия, уравняла в правах мужчин и женщин, разрешила многие вопросы трудового права, социального обеспечения. Не будем забывать также и о том, что именно при советской власти Россия получила пусть во многом формальные, но первые конституцию и всеобщее избирательное право. В то же время коммунистическая идеология расценивала государство и право как орудия угнетения трудящихся классов, дни которых были сочтены.

Естественно, что жизнь за железным занавесом не могла продолжаться вечно, новые информационные технологии XX века быстро смахнули в корзину истории концепцию утопического коммунизма, Россия в очередной раз вернулась в лоно европейской цивилизации.

Данный процесс начался с последовательной инкорпорации в нашу правовую систему общепризнанных норм и правил:

  • 5 июля 1991 года Верховный Совет СССР принял Постановление N 2304-1, согласно которому наше государство присоединилось к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах;
  • 22 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР, отмечая необходимость приведения законодательства страны в соответствие с лучшими мировыми стандартами, принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина;
  • 12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята Конституция РФ, согласно ч. 4 ст. 15 которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Перечень таких актов можно продолжать довольно долго. Естественно, что одного только внедрения общепризнанных правовых стандартов для включения России в мировое правовое пространство было явно недостаточно. Как и в середине XIX века, в конце XX века на повестку дня опять встал вопрос о проведении уже второй по счету тотальной правовой реформы. Поскольку право само по себе развиваться не может, речь шла о реформировании всего государства, в первую очередь его судебной системы, так как именно судьи в состоянии наполнить формальные правовые конструкции необходимым содержанием.