Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы. Международная миграция рабочей силы: ее основные факторы, формы и направления Динамика миграции рабочей силы

1

Поствоенная Европа столкнулась с социально-экономическими вызовами собственной трансформации из региона активной эмиграции в регион притяжения иностранной рабочей силы глобального значения. Этот продолжительный процесс затрагивал регионы европейского континента неравномерно, в различные исторические периоды и фазы экономического развития. Изначальным миграционным трансформациям подверглись страны Западной Европы, за ними последовали страны Средиземноморья, государства Центральной Европы. В молодых же государствах-членах Европейского Союза – представителях Восточноевропейского суб-региона, трансформация миграционной динамики – актуальная проблема современности, активно воздействующая как на продолжение миграционных трендов внутри самой Европы, так и в масштабах всей мировой экономики. В исследовании предпринята попытка отследить динамику трудовой миграции в условиях экономического прогресса стран ЕС, выделить закономерности и условия роста экономического значения иностранной рабочей силы в регионе.

Европейский Союз

миграционная политика

народнохозяйственная система

трудовая имиграция

Международная трудовая миграция

1. EVROPEAN UNION [Электронный ресурс]. Режим доступа http://europa.eu/ (дата обращения 01.10.2014).

2. Институт демографии Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» № 619-62017-30 ноября 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0619/barom02.php (дата обращения 06.12.2014).

3. EVROPA европейский портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.evropa.org.ua/eu/3.htm (дата обращения 20.10.2014).

4. Рынки труда и возможности трудоустройства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0 (дата обращения 20.10.2014).

5. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx (дата обращения 09.10.2014).

Последние два десятилетия, ознаменовавшиеся крушением «железного занавеса», расширением состава Европейского Союза, переходом на более высокие уровни внутриконтинентальной интеграции тестировали и продолжают проверять на прочность и эффективность миграционные режимы государств Старого Света, практически непрерывно формулируя комплексы новых проблем экономического, социального, культурного и политического характеров.

Несмотря на обострившиеся противоречия внутри Европейского Союза, связанные со стратегическими ориентирами и тактическими мерами реализации миграционной политики, внутреннее миграционное пространство ЕС, равно как и сформированную национальную и интернациональную инфраструктуры разработки и реализации миграционной политики в регионе, представляется уникальным, не имеющим аналогов в современной и исторической мировой практике. В связи с чем проблематика исследования закономерностей процессов международной трудовой миграции в Европейском Союзе , социальных, экономических, культурных трансформаций, вызванных как переориентацией региональных миграционных потоков во второй половине ХХ века, так и расширением состава ЕС, представляется актуальной и своевременной как для европейских стран, активно модернизирующих свою миграционную политику, так и для России, уже столкнувшейся с острой необходимостью формирования единой миграционной стратегии активно интегрирующихся стран ЕврАзЭС, Таможенного Союза.

Целью проведенного исследования было определение основных закономерностей миграционной динамики в странах ЕС-28 на основе оценки макроэкономического влияния имиграции в статике и динамике (2000-2013 гг.).

Для проведения исследования была использована статистическая информация государств Европейского Союза (в том числе и Национальной статистики отдельных стран до момента их вступления в ЕС).

Оценка экономической роли трудовой имиграции в народнохозяйственной системе страны возможно с позиций анализа традиционных макроэкономических (динамика ВВП, демографические характеристики населения, динамика трудовой миграции в стране, показатели экономического роста и так далее) и рассчетных (производительность труда, динамика «выбытия» работоспособного населения, потери ВВП в случае отсутствия трудовой имиграции и так далее). В дальнейшем сопоставляя традиционные и рассчетные макроэкономические показатели, возможно объективно определить итоговый показатель экономической роли трудовой имиграции в стране.

Результаты проведенной оценки демонстрируют, что максимальным усредненным показателем экономического значения трудовой миграции обладают экономически развитые государства «старой» Европы, в то время как экономическая роль трудовой миграции в странах Восточной Европы в целом остается наименьшей.

Северная Европа

Центральная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Рисунок 1. Динамика изменения показателей экономического значения трудовой имиграции в группах стран Европы

Рассматривая динамику экономической зависимости групп стран ЕС (в исследовании выделены государства Северной, Центральной, Южной и Восточной Европы) , в период 2000-2013 гг. (рис. 1) можно выделить, что в государствах Северной Европы развивается в возрастающем тренде по N-образной траектории. В странах Южной и Центральной Европы также наблюдается прогрессирующий по W-образной траектории тренд. Тогда как в государствах Восточной Европы единообразие отсутствует как с позиции миграционной динамики, так и направленности группового тренда. Стоит отдельно отметить, что согласно проведенному исследованию, факт вступления государств Восточной Европы в ЕС не имел существенного отражения в критериях развития их экономической зависимости от трудовой миграции.

С целью определения закономерностей и основных детерминант динамики экономической роли трудовой миграции в странах Европейского Союза, можно проанализировать изменение основных макроэкономических критериев стран ЕС в период с 2000 по 2013 г. В качестве таковых критериев были определены - производительность труда в национальной экономической системе стран ЕС (которая в рамках исследования определялась через соотношение национального ВВП (ППС) к численности занятого населения), динамика роста национального ВВП и официальной безработицы в странах исследуемого региона. Для демонстрации внутрирегиональных различий можно аггрегировать показатели в зависимости от географической локализации исследуемых государств Европы.

Графики изменения производительности труда в странах Европейского Союза, классифицированных на 4 группы (страны Северной, Центральной, Южной и Восточной Европы), приведены на рис. 2.

Как видно из рис. 2, во всех государствах ЕС производительность труда росла вплоть до 2008 года. Наиболее стремительно производительность труда росла в странах Восточной Европы, что логично объясняется низкими стартовыми условиями.

Cтоит отметить, что вступление в ЕС (2004 год) для показателей производительности труда в анализируемых странах (за исключением Хорватии, вступившей в ЕС позднее) не оказалось стимулирующим условием - рост производительности труда сохранил высокую динамику, свойственную и для начала 2000-х годов. Производительность труда в странах Северной Европы росла наиболее плавно, хотя и максимально равномерно.

С 2008 года наблюдается существенное падение производительности труда во всех без исключения странах ЕС. В одних из них падение было резким и продолжается до сих пор (Нидерланды, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция), в других - падение 2008 года носило характер корректировки (Финляндия, Великобритания, Франция, Германия, Кипр, Испания), в третьих - временного «отката» (Норвегия, Хорватия, Латвия). Но в целом тренд динамики производительности труда в группах стран Европейского Союза выступает общим и очевидным.

Северная Европа

Центральная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Рисунок 2. Динамика производительности труда в группах стран ЕС, долл. США

Рассматривая динамику безработицы в группах стран Европейского Союза (рис. 3), нельзя уловить никаких типичных даже для стран единой группы трендов и закономерностей. Динамика безработицы может быть не только разной степени интенсивности, но и вообще разнонаправленной в странах одной анализируемой группы в аналогичный исторический период. Однако заслуживает внимания тот факт, что во всех без исключения странах Европейского Союза именно 2008 год стал годом минимальной безработицы (в период 2002-2013 гг.)!

И именно 2008 год был годом максимальной производительности труда для стран Европейского Союза . Этот факт дает возможность определить прямую взаимосвязь между показателями национальной безработицы и национальной производительности труда в странах ЕС, подтверждая, что только при достижении минимальной безработицы возможен максимальный рост (и, как следствие, достижение максимальных показателей) производительности труда в стране!

Стоит уделить больше внимания исследованию практического и фундаментального значения этого результата статистического исследования. С сугубо экономической точки зрения данное утверждение представляется нелогичным - высокий показатель производительности труда сокращает потребность экономической системы в рабочей силе, а, следовательно, способен вызвать рост безработицы в стране!

С другой стороны, более социальной, психологической рост производительности труда в стране можно обосновать и ростом качества жизни (включая уровень социальной защищенности, в том числе и качество государственных программ поддержки занятости), основным показателем которой, в том числе, и выступает уровень безработицы в стране.

Можно, основываясь на логике экономических закономерностей, определить характер взаимосвязи двух показателей (существование этой взаимосвязи статистически аргументировано).

Рост производительности труда в экономической системе (несмотря на кажущуюся позитивность этого тренда) будет иметь положительные последствия для всей системы только в случае одновременного снижения безработицы. В противном случае (даже при сохранении безработицы на прежнем уровне) рост производительности труда скажется на росте потерь («упущенной выгоды») экономической системы в целом.

Таким образом, значение безработицы как показателя социально-экономического развития системы и точки приоритетного государственного воздействия (реализации государственной политики) многократно возрастает. Безработица превращается не только в фактор роста качества жизни и обеспечения социальной стабильности, но и критерий оптимизации динамики производительности труда, повышения ее экономической эффективности и результативности в современном мире.

Наконец, на рис. 4 продемонстрировано поведение ВВП стран Европейского Союза в период с 2000 по 2013 г.

Северная Европа

Центральная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Рисунок 3. Динамика безработицы в группах стран Европы, %

Несмотря на отсутствие явных общих трендов динамики роста ВВП, практически во всех странах Европы максимально успешным с точки зрения роста ВВП был 2006 год (кроме Бельгии, Кипра и Венгрии), а 2008 - наоборот, представляется как минимальный экстремум (в том числе и в отрицательной зоне системы координат), ниже достижений которого лишь антирекорды 2013 года (кроме Норвегии, Ирландии и Латвии).

Северная Европа

Центральная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Рисунок 4. Динамика роста ВВП в группах стран Европы, %

На основании исследования динамики четырех показателей - динамика ВВП, безработицы, производительности труда и экономического значения трудовой имиграции, можно построить следующую таблицу (таб. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь показателей экономического развития стран ЕС в период 2000-2013 гг.

Страны Северной Европы

Экономическое значение трудовой имиграции

Уровень безработицы

Производительность труда

Страны Центральной Европы

Экономическое значение трудовой имиграции

Уровень безработицы

Производительность труда

Страны Южной Европы

Экономическое значение трудовой имиграции

Уровень безработицы

Производительность труда

Страны Восточной Европы

Экономическое значение трудовой имиграции

Уровень безработицы

Производительность труда

Анализ таб. 1 позволяет сделать вывод, что в зоне роста производительности труда показатели роста ВВП и экономического значения трудовой имиграции изменяются в прямой зависимости. В то же самое время показатели динамики ВВП и экономического значения трудовой миграции вступают в обратную зависимость в случае сокращения производительности труда в экономической системе. Схематично выведенную закономерность можно изобразить на графике (рис. 5).

Рисунок 5. Взаимозависимость показателей экономического развития стран Европы

Логично обосновать выявленные закономерности и взаимозависимости можно, исходя из того, что в условиях сокращения производительности труда падают ожидаемые доходы предпринимателей, при этом возрастает количество необходимого труда. Как уже было обосновано выше, падение производительности труда может спровоцировать рост безработицы в рамках экономической системы. В таких макроэкономических условиях рост ВВП возможен только за счет реализации политики сокращения издержек (в том числе и за счет экономии на рабочей силе), либо за счет активного заимствования на зарубежных рынках, либо за счет благоприятной конъюнктуры на определенных отраслевых рынках (например, на рынке природных ресурсов, которыми богато конкретное государство). Безусловно, ни одно из перечисленных условий не предполагает активизации трудовой имиграции - что и определяет снижение ее экономического значения в народнохозяйственной системе.

При ухудшении макроэкономической ситуации - падение ВВП в условиях падения производительности труда происходит реструктуривание рынка труда в пользу готовых к более дешевому труду иностранных мигрантов . В условиях неэффективного государственного регулирования миграционных отношений бизнес начинает активно стимулировать иностранную миграцию, замещая мигрантами местных рабочих, которым уже ничего не остается, кроме как стоять на бирже труда и пополнять армию безработных. К примеру, поток трудовых мигрантов в Испанию, Грецию, Италию из стран Ближнего Востока и Северной Африки постоянно растет, при том что экономическая ситуация в этих государствах близка к кризисной, а социальная (безработица в Южной Европе одна из самых высоких в мире!) - к протестной.

В благоприятных условиях роста производительности труда, усиленных ростом ВВП, зависимость от иностранной трудовой имиграции будет расти просто в силу нехватки внутреннего трудового ресурса развития (как уже было доказано выше, зачастую в условиях максимизации производительности труда резко падает безработица).

Таким образом, проведенное исследование статистической информации и трендов миграционной и макроэкономической динамики государств Европейского Союза (+ Турция) за период 2000-2013 гг. позволило сделать следующие выводы практического и теоретического свойств:

    Сопоставление трендов развития производительности труда и уровня безработицы в странах ЕС позволяет сделать вывод, что историческим периодам максимальной производительности труда в экономической системе соответствуют исторические периоды минимальной безработицы в стране. На основании этого статистически доказанного факта можно сделать вывод о роли безработицы как фактора экономической эффективизации роста производительности труда в рамках всей народнохозяйственной системы, о необходимости концентрации государственной экономической политики на показателях безработицы, в том числе и при реализации хозяйственных стратегий интенсивного роста;

    Сопоставление показателей безработицы, изменения ВВП, производительности труда и экономической роли трудовой имиграции позволили вывести ряд закономерностей, статистически обоснованных и логически доказанных. В частности, было сделано предположение, что в условиях растущей производительности труда экономическая роль трудовой миграции и динамика ВВП находятся в прямой зависимости. Тогда как в случае изменения динамики производительности труда на негативную до обратной изменяется взаимосвязь динамики ВВП и экономической роли трудовой имиграции. Это научно обосновывается анализом источников экономического роста (роста ВВП) в условиях сокращения или роста производительности труда и дальнейшим тестированием миграционного поведения населения в динамике развития приведенных факторов роста ВВП. Наконец, предложенные закономерности были подтверждены статистикой экономического развития стран ЕС в период с 2000 по 2013 г.

Значение выявленных закономерностей и трендов миграционной динамики в рамках Европейского Союза определяется возможностями использования предложенной методики в процессе планирования национальной (общеевропейской) миграционной политики, определения направлений приоритетного государственного регулирования трансграничного движения рабочей силы, инструментов формирования системы наднационального планирования и контроля трудовой имиграции.

Рецензенты:

Скорев М.М., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону;

Кирищиева И.Р., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону.

Библиографическая ссылка

Козлова Е.В. ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИКЛИЧНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16796 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски. Так, в январе 1996 г. Базельский комитет по банковскому надзору выработал новую методику расчетов валютного риска по каждой валюте в отдельности и валютного риска в смешанном портфеле по валюте и золоту.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютные ограничения -это законодательное или административное запрещение или лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения - одна из форм валютной политики. Они закрепляются валютным законодательством страны, являются объектом межгосударственного регулирования, главным образом, через МВФ.

Валютные ограничения преследуют разнообразные цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных текущих и стратегических задач.

Содержание валютных ограничений определяется их основными принципами: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций, требование предварительного разрешения органа валютного контроля для приобретения иностранной валюты; блокирование и введение разных категорий валютных счетов - блокирование внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых и т.д.; ограничение конвертируемости валюты.

Различают ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (т. е. операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов.

На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям. Страны – члены МВФ могут взять на себя обязательство по ст. VIII Устава МВФ не вводить ограничения по текущим международным операциям, либо присоединиться к ст. XIV, допускающей сохранение таких ограничений на «переходный период», т. е. на период до подписания ст. VIII. На начало 1997 г. 116 государств из более чем 180 стран – членов МВФ присоединились к ст. VIII.

Необходимо подчеркнуть, что установление режима валютной обратимости - исключительная монополия государственной власти, реализуемая через политику финансовых органов и Центрального банка. Достижение статуса конвертируемой валюты предполагает, прежде всего, отмену ограничений на операции, связанные с внешней торговлей. Согласно статье VIII Устава Международного валютного фонда статус конвертируемости признается лишь за валютами тех стран-участниц, которые берут на себя особое обязательство не устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам, не имеющим целью перевод капиталов. К текущим сделкам (операциям) относятся: все платежи по внешней торговле товарами и услугами, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, денежные переводы некоммерческого характера.

Ограничения по финансовым операциям сохраняются в большинстве стран.

В России новое валютное законодательство находится в стадии становления. Основой валютного законодательства РФ является Закон РФ от 10 декабря 2003г. №173 «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе определены принципы осуществления валютных операций в РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Однако закон о валютном регулировании РФ определяет лишь основные положения регулирования валютной сферы. В этой связи большое значение имеют нормативные акты в области регулирования, разрабатываемые ЦБ РФ.

Согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству, все валютные операции должны осуществляться только через ЦБ РФ или уполномоченные банки - банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. Операции по купле-продаже валюты, осуществляемые российскими организациями не через вышеназванные банки, считаются противозаконными. Все резиденты независимо от формы собственности обязаны зачислять полученную в результате внешнеэкономической деятельности иностранную валюту на счета уполномоченных банков.

В прошлые века миграция происходила стихийно в огромных масштабах, как правило, в связи с освоением новых земель или захватом чужих территорий. В настоящее время на миграционные процессы значительное влияние оказывают уровень экономического развития страны, этнополитические и межэтнические конфликты, экологические катастрофы. Для современного мира характерны глобальные миграционные процессы. Специалисты характеризуют XX в. как эру международной миграции.

По оценкам экспертов, за последние 50 лет численность мигрантов, живущих за пределами своих стран, увеличилась с 75 млн до 145 млн чел. Сегодня каждый 44-й житель планеты живет за пределами своей бывшей родины. Основной вектор международной миграции направлен на переселение из стран экономически слабо развитых в страны с более высоким уровнем жизни. В настоящее время больше всего иммигрантов (в процентном отношении к жителям страны) зафиксировано в Люксембурге (56,2%), Австралии (24%), Франции (20,1%), Швейцарии (19,4%), Канаде (18,5%) и США (9,3%). Миграционные процессы неоднородны, в каждой стране они имеют свою специфику.

В динамике современной международной миграции выделяют следующие тенденции:

  • - глобализация миграционных процессов;
  • - качественные изменения миграционных потоков;
  • - преобладание трудовой миграции;
  • - увеличение нелегальной миграции;
  • - расширение географии вынужденной миграции.

Глобализация миграционных процессов проявляется в вовлечении в них практически всех государств мира в значительных масштабах. Так, в 2013 г. численность международных мигрантов превысила 1.1 млрд чел. По оценке специалистов, 214 млн чел. выехали в другие страны на постоянное место жительства, 250 млн чел. - трудовые мигранты с членами своих семей, от 25 до 50 млн чел. - нелегальные мигранты, 25 млн чел. - сезонные мигранты, более 50 млн чел. - вынужденные мигранты. Изменения в процессах глобальной миграции связаны с увеличением среди мигрантов людей образованных и с высоким уровнем профессиональной квалификации.

В настоящее время 2/3 мигрантов в мире - это трудовые мигранты. Если в 1960 г. на мировом рынке труда они составляли 3.2 млн чел., то в 2012 г. - более 100 млн чел. Основными центрами, куда стремятся мигранты, остаются США, Канада, Австралия. После окончания Второй мировой войны страны Европы из мирового поставщика рабочей силы превратились в ее потребителя. После распада СССР Россия стала одним из крупных потребителей рабочей силы на Евразийском континенте, особенно из бывших союзных республик. С экономической точки зрения трудовая миграция для стран-доноров имеет положительное значение: валютные переводы, отправляемые на родину. С демографической позиции трудовая миграция для этих государств имеет негативные последствия: снижение брачности и рождаемости, увеличение числа разводов. Несмотря на то, что нелегальная миграция противоправна, ее масштабы увеличиваются и выгодны в первую очередь предпринимателям, ибо позволяют им использовать дешевую и бесправную рабочую силу и извлекать из этого максимальную прибыль. Россия но численности нелегальных мигрантов занимает второе место в мире после США. Экономически нелегальная миграция для принимающей стороны невыгодна, так как государство недополучает в бюджет значительные суммы в связи с уклонением нелегальных мигрантов от налогов. Одной из тенденций мирового миграционного процесса является увеличение в нем численности женщин. К началу XXI в. доля женщин, эмигрирующих в развитые страны, превышала 50%. Особенно велико количество женщин в потоках трудовой миграции из Филиппин, Индонезии, Перу и государств Восточной Европы (более 60%).

Существенное воздействие на демографическую ситуацию в стране оказывают вынужденные мигранты, особенно беженцы, тенденция к увеличению которых в последние 10-летия сохраняется в силу расширения в мире вооруженных столкновений и обострения межэтнических и религиозных конфликтов. Распад Югославии и СССР, политические, этнические и религиозные конфликты в Юго-Восточной Азии и на Украине, приводящие к гибели тысяч людей, заставляют мирное население искать убежище, как правило, в сопредельных странах. Так, в связи с событиями в Сирии, начиная с 2011 г., стран}" покинули более 2,5 млн граждан. Только за три первых месяца военного конфликта на Украине в 2014 г. Россия приняла более 800 тыс. беженцев. Большие потоки беженцев оказывают существенную экономическую нагрузку на принимающую сторону. Расходы на содержание и оформление статуса беженцев могут исчисляться миллионами долларов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

по курсу «Мировая экономика»

по теме: «Миграция рабочей силы»

  • Введение
  • 1. Этапы и направления международной миграции рабочей силы
  • 2. Динамика международной миграции рабочей силы
  • 3. Государственное и межгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы. Положительные и отрицательные последствия миграции
  • Заключение
  • Литература

Введение

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данной работе в основном будет уделено внимание проблемам международной трудовой миграции, международному рынку рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики. Поэтому тема данной работы и является актуальной.

1. Этапы и направления международной миграции рабочей силы

В середине XIX в. было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода».

Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное переселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. текущего столетия. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, носящие спорадический характер и, как правило, не сопровождающиеся натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского союза. Вместе с тем, как свидетельствует Евростат - статистическое ведомство ЕС, - с 1993 г. Европа стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают европейские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер.

Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.

2. Динамика международной миграции рабочей силы

Среди важнейших побудительных мотивов и причин международной миграции трудовых ресурсов находятся различные факторы экономического и неэкономического характера.

К причинам экономического характера следует отнести следующие:

(1) различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем);

(2) наличие национальных различий в размерах заработной платы;

(3) существование органической безработицы в некоторых странах и, прежде всего, в слабо развитых;

(4) международное движение капитала и функционирование международных корпораций (как известно, корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо они перемещают свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов).

Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. причины.

Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции. Следует иметь, однако в виду, что по большей части в процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.

Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений.

К ним следует отнести:

(1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

(2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

(3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

(4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);

(5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Так, иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительстве и одну треть - в автомобилестроении; в Бельгии - половину всех шахтеров, в Швейцарии - две пятых строительных рабочих.

Современная межстрановая миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими факторами, чем с экономическими. И, тем не менее, нередко такое явление, как «утечка умов», в частности из Европы в США.

Специфическим примером служит также межстрановая миграция рабочей силы в рамках ЕС. В ЕС принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписана 9 декабря 1989 г.), в разделе 1 которой записано, что «каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем», а во втором - «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране».

Таким образом, в этом документе декларируется, что создание единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

Несмотря на то обстоятельство, что предложенные принципы могут иметь ряд негативных последствий на практике (демпинг, дифференциация стран по использованию рабочей силы определенной квалификации и пр.) рассмотрение модели межстрановой трудовой миграции в рамках ЕС весьма полезно для дальнейшего становления рынка трудовых ресурсов в СНГ.

На протяжении десятилетий послевоенного периода наблюдался существенный рост миграционных потоков рабочей силы также и между развивающимися странами.

Как известно, в период 50-70-х гг. происходило ускоренное промышленное развитие «периферийных» регионов мира, которые добивались впоследствии определенных результатов в своем промышленном развитии. К ним относились страны Латинской Америки, Юг Африки, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия.

Специалисты считают первым (по временному принципу) среди таких центров «притяжения» иностранной рабочей силы Южную Африку, которая еще со второй половины 50-х гг. активно привлекала «лишнюю» рабочую силу из соседних африканских стран.

Последовавшая затем волна обретения многими африканскими государствами политической независимости способствовала развитию этого процесса. Активное проникновение в Южную Африку международных корпораций из США и Западной Европы в 70-е годы сделало довольно устойчивой широкую миграцию африканских рабочих в этот субрегион.

Позднее, уже в 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Южной Америке в составе наиболее развитых стран: Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Мексики. Страны региона становятся экспортерами как низкоквалифицированных работников, так и специалистов высокой квалификации (инженеры, врачи). Параллельно в эти страны ежегодно приезжает многочисленная рабочая сила из сравнительно более экономически отсталых стран континента, а также из азиатских и африканских стран.

Далее, формирование ближневосточного центра притяжения рабочей силы связано с бурным развитием нефтедобывающей промышленности в 70-х годах. Уже в конце 70-х годов в Саудовской Аравии, Кувейте, Омане, ОАЭ работало свыше 3 млн. иностранных рабочих и специалистов, как из соседних арабских стран, так и из Азии, особенно из Индии и Пакистана, отчасти из Южной Кореи.

Последние десятилетия текущего столетия явились периодом становления еще одного региона как центра притяжения рабочей силы из разных стран. Это - Юго-Восточная Азия, где с 70-х гг. происходил процесс ускоренного промышленного развития и интернационализации хозяйственной жизни стран этого гигантского региона. Немаловажная роль в указанных процессах принадлежит деятельности ТНК разного «национального» происхождения: американским, японским, австралийским, южнокорейским, тайваньским.

На современном этапе существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны, представляющая собой сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки. Причинами подобной трудовой миграции выступают как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей, инженеров, инструкторов и других специалистов, в частности, в странах арабского региона), так и чисто бытовые.

Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических; стран, а также в рамках СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организационным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России.

В 90-х гг. возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва - около 70 тыс. человек. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Вслед за Москвой идут Ханты-Мансийский AО - 27,3 тыс. и Ямало-Ненецкий АО - 18,2 тыс. человек. Подавляющее большинство мигрантов - 247,2 тыс. человек, т.е. 85% от общей численности, задействованы в отраслях материального производства.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается, прежде всего, предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом из Украины).

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах - ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

3. Государственное и межгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы. Положительные и отрицательные последствия миграции

Как было показано выше, международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.

Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что подобная трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.

Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят:

(1) смягчение условий безработицы,

(2) появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретение ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

(1) тенденции роста потребления заработанных за границей средств,

(2) желание скрыть получаемые доходы,

(3) «утечку умов»,

(4) в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

Так, мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так. Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам.

Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

Как известно, основополагающие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области межстрановой трудовой миграции должны быть учтены нормы международных конвенций.

Так, страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

На практике иммиграционная квота, как правило, распределяется в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995 г. было принято следующее ее распределение: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции (1996 г.) в США не только существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам.

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:

(1) хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

(2) дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):

(3) ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Понятно, что известная избирательность миграционной политики стран-импортеров может выражаться также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну: как правило, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть свое дело в стране пребывания.

С другой стороны, среди целей иммиграционной политики находится и защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для этого используются меры, направленные на ограничение иммиграции и сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.

Кроме того, страны-импортеры рабочей силы реализуют и государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические стимулы (предоставление материальной помощи, получение возможности приобретения профессии и т. п.).

Согласно определению Международной организации труда (МОТ), цели эмиграционной политики стран-экспортеров состоят в том, что эмиграция рабочей силы должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессии и образования.

На современном этапе международную миграцию трудовых ресурсов характеризуют активизация и рост влияния стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные подходы к достижению целей эмиграции, а именно:

(1) методы и средства защиты интересов государства-экспортера путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. (Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение, а некоторые - проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при неблагоприятной демографической ситуации.);

(2) методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. (С этой целью в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования, а ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в свою страну значительную долю полученной за границей заработной платы.);

(3) методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии, а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав;

(4) меры, способствующие сочетанию, как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. (Одним из инструментов реализации данной задачи служит введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.);

(5) меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов. Речь идет, в частности, о проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину.

Заключение

Подводя итоги работы отметим, что международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции.

Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой одну из важных особенностей современных МЭО. На современном этапе и страны-импортеры, и страны-экспортеры рабочей силы, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования этих процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Литература

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М., 2006.

2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 2006.

3. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. - М., 2006.

4. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. - 6-е изд. - М., 2004.

5. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов. - М., 2005.

6. Капитализм XXI века / Что ждет мир в следующем столетии // Business Week. 2001. №1.

Подобные документы

    Главные особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы. Анализ влияния международной миграции на экономику страны. Основные последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Проблемы международной трудовой миграции. Виды трудовой миграции, ее экономические эффекты. Масштабы и направления миграции рабочей силы. Государственное регулирование и механизмы контроля миграции. Экономические последствия международной миграции.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Причины международной миграции населения, ее основные виды. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы. Основные центры международной трудовой миграции. Конкурентоспособность украинской рабочей силы. География украинского труда. Дефицитные про

    дипломная работа , добавлен 28.03.2005

    Причины и виды международной миграции, ее основные направления. Количественные показатели миграции. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран. Современные миграционные процессы в России. Государственное регулирование.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2008

    Формирование мирового рынка труда как экспорта и импорта рабочей силы. Понятие и виды международной миграции трудовых ресурсов, ее последствия и государственное регулирование. Современные центры притяжения международной миграции и участие России в ней.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Понятие международного рынка рабочей силы. Основные направления международной миграции рабочей силы и отличия ее от эмиграции. Влияние миграции рабочей силы на экономику принимающей страны и той, которую она покидает. Проблемы трудового оттока в России.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2013

    Исследование понятия, происхождения и значения миграции населения в мировом хозяйстве. Изучение причин и видов международной трудовой миграции. Анализ последствий трудовой миграции для принимающих стран. Международные центры притяжения трудовых мигрантов.

    презентация , добавлен 07.08.2013

    Место миграции в международных проблемах мировой экономики. Правовой вопрос миграции. Процесс миграции трудовых ресурсов. Национальная миграционная политика. Социально-экономические последствия миграции. Преимущества экспорта и импорта рабочей силы.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2010

    Последствия процесса интернационализации производства. Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах. Конкурентоспособность украинской рабочей силы. Тенденции развития рынка труда. Центры международной трудовой миграции.

    реферат , добавлен 29.11.2012

    Сущность, причины и последствия международной миграции труда. Российская Федерация как центр притяжения рабочей силы. Государственное регулирование трудовой миграции в Российской Федерации. Социально-экономические и политические последствия миграции.

На практике международная миграция рабочей силы возникала как стихий­ное явление, но по мере развития процесса начинала подпадать под регулирую­щие мероприятия государства. Тем не менее, и в настоящее время не изжиты полностью черты стихийности в рассматриваемом процессе.

История современной международной трудовой миграции насчитывает пол­тора столетия. С середины прошлого века обнаружились довольно многочислен­ные миграционные потоки из европейских стран в США, особенно в периоды благоприятной экономической конъюнктуры за океаном. В эти годы причинами перемещения рабочей силы могли быть и аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, и безработица, и более приемлемые условия работы в США, а также перспективы повышения уровня жизни для многочисленных ми­грантов из Европы.

Следующим этапом широкомасштабной эмиграции из разных стран в США следует считать период 20-50-х гг. ХХ столетия. Так, после первой, а затем и второй мировой войны наметились новые миграционные волны: “утечка умов”, то есть устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их се­мей в Северную Америку; потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975 гг.), а также с Кубы (1980 г.). Но самым крупным потоком в США это­го времени стал наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Также и в Европе после второй мировой войны (особенно с начала 60-х годов) наблюдались достаточно интенсивные процессы межстрановой миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно исполь­зовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. На современном этапе использование иностранной рабочей силы постепенно становится важным эле­ментом нормального функционирования механизма мирового хозяйства.

Согласно официальным данным, в мире насчитывается более 35 млн. трудящихся-мигрантов (в 1960 г. – 3,2 млн.). Если подсчиты­вать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то чис­ленность перемещающихся работников с членами их семей может превышать 100 млн. человек.

Еще по теме 5.2. Динамика международной миграции рабочей силы:

  1. § 62. Международная миграция рабочей силы и миграционная политика
  2. 20 МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ПОКАЗАТЕЛИ, МАСШТАБЫ, НАПРАВЛЕНИЯ