Как разработать и разместить в еис положение о закупке. Утверждены правила размещения информации о закупках для отдельных категорий юридических лиц Где размещается информация о проводимых закупках

Правительство РФ Постановлением от 10.09.2012 N 908 утвердило Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке (далее - Положение). Положение было принято во исполнение (далее - Закон о закупках). Положение определяет правила и порядок размещения на официальном сайте сведений о закупках товаров, работ и услуг организациями, подпадающими под действие названного Закона.

Согласно Закону о закупках некоторые организации обязаны осуществлять большинство закупок товаров, работ или услуг публично, посредством размещения информации о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт). Напомним, что под действие Закона о закупках подпадают:

Юрлица, подконтрольные государству или муниципальным образованиям (в частности, госкорпорации, госкомпании, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля участия РФ, ее субъекта, муниципального образования в которых в совокупности превышает 50 процентов);

Субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере снабжения коммунальными ресурсами и (или) в сфере захоронения твердых бытовых отходов;

Дочерние общества перечисленных юрлиц, если доля участия таких лиц в уставном капитале дочернего общества превышает 50 процентов;

Дочерние общества названных дочерних обществ, если доля участия подобных материнских обществ в уставном капитале дочерних превышает 50 процентов.

Согласно данному Закону все указанные юрлица (далее - заказчики) обязаны публиковать документы, положения о закупке, ежегодные планы закупок, а также сведения о каждой своей закупке на сумму свыше 100 тыс. руб. (свыше 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика более 5 млрд руб.).

До 1 октября 2012 г. они имеют право размещать информацию о закупках на своих интернет-сайтах (ч. 3 ст. 8 Закона о закупках, Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 662 ). С 1 октября информация должна будет размещаться на официальном сайте (ч. 3 ст. 8 Закона о закупках). Порядок ее размещения и был установлен Положением.

Размещение сведений на сайте включает два этапа - "закрытый" и "открытый"

Заказчики будут размещать информацию на официальном сайте следующим образом. Сначала необходимо разместить все документы в закрытой части официального сайта, доступ к которой ограничен. Получить доступ в такую часть сайта лицо может только при помощи квалифицированного сертификата электронной подписи и после прохождения регистрации, правила которой утверждены Приказом Минэкономразвития России N 647, Казначейства России N 22н от 14.12.2010 .

Затем заказчик должен будет разместить информацию в общедоступной части сайта. Для этого в закрытой части нужно подписать документ, содержащий данную информацию, квалифицированным сертификатом ключа подписи. Владельцем сертификата ключа подписи должно быть лицо, которое уполномочено на размещение от имени заказчика информации на официальном сайте.

Только после совершения всех этих процедур сведения признаются размещенными.

Обращаем внимание, что сведения, размещенные с помощью средств программно-аппаратного комплекса официального сайта, имеют приоритет перед сведениями в электронном виде (с возможностью поиска по тексту и копирования текста после скачивания с сайта) или графическом виде (графический образ оригинала документа) в случае их несовпадения.

Отметим, что государственные, муниципальные и иные заказчики также обязаны размещать информацию о своих закупках на сайте www.zakupki.gov.ru . Это установлено Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

С 1 октября ранее принятые заказчиками положения о закупках должны быть размещены на официальном сайте

На официальном сайте заказчикам требуется размещать три вида документов:

1. Положение о закупке.

Это положение содержит сведения, определенные в ч. 2 ст. 2 Закона о закупках.

Заказчики обязаны были принять и разместить положение о закупке в течение трех месяцев после вступления в силу Закона о закупках (ч. 4 ст. 8 названного Закона). После размещения такого положения заказчики должны осуществлять все свои закупки в соответствии с данным положением (соблюдая при этом обязательные требования Закона о закупках). Заказчики, которые не выполнили требование о размещении положения о закупке, обязаны до его размещения руководствоваться нормами Закона N 94-ФЗ.

Согласно Положению представителю заказчика для размещения положения о закупке необходимо сформировать в закрытой части сайта документ, содержащий:

Наименование положения о закупке;

Наименование заказчика в соответствии с учредительными документами, его ИНН и ОГРН;

Даты утверждения и вступления в силу положения о закупке, а также наименование органа, утвердившего его.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о закупках положение должно быть размещено на официальном сайте в течение 15 дней с момента утверждения.

Обращаем внимание, что положения о закупке, утвержденные до 1 октября 2012 г., с наступлением этой даты должны быть размещены на официальном сайте. Участник закупки сможет обжаловать закупку, осуществленную без размещения положения о закупке на официальном сайте, если заказчик не применит нормы Закона N 94-ФЗ (п. 3 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках).

2. План закупок.

В данном документе должен содержаться план закупок товаров, работ и услуг на календарный год. Согласно Положению размещение такого плана заказчик должен осуществить не позднее 31 декабря текущего календарного года. Порядок формирования плана закупок товаров, работ, услуг, порядок и сроки его размещения на официальном сайте, а также требования к форме устанавливаются Правительством РФ. Соответствующие документы еще не приняты.

3. Документы, относящиеся к осуществлению определенной закупки: извещения о проведении закупки (с проектом договора) и документация о закупке.

Заказчик обязан размещать все изменения, вносимые в извещение и документацию, и протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом в открытом доступе остаются все предыдущие версии текста измененных документов.

Положением о закупке может быть предусмотрено размещение иной информации.

Соотношение некоторых положений Закона о закупках и Закона N 94-ФЗ

Участникам закупок стоит учитывать, что заказчики, осуществляющие закупки в соответствие с Законом о закупках, и заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Законом N 94-ФЗ, руководствуются разными документами. Так, в соответствии с Законом о закупках заказчики утверждают положение о закупке, в котором регламентируют свою закупочную деятельность, определяют правила размещения заявок, отбора участников, заключения и исполнения контрактов. В отличие от них, государственные и муниципальные заказчики обязаны руководствоваться только нормами Закона N 94-ФЗ.

Еще одно отличие касается сроков размещения информации. Отметим, что Законом о закупках установлены иные, чем это предусмотрено Законом N 94-ФЗ, сроки для внесения изменений в извещение и документацию о закупке, для размещения разъяснений и протоколов. Так, изменения, вносимые в извещение о закупке и (или) в документацию о закупке, а также разъяснения положений такой документации должны размещаться в течение трех дней со дня принятия решения о внесении изменений или предоставления разъяснений. В Законе N 94-ФЗ для конкурса и электронного аукциона установлен однодневный срок для размещения изменений (если изменение допустимо) и такой же срок для размещения разъяснений с момента их принятия.

Летом 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223 ), который вступает в силу с 1 января 2012 г. Поэтому на подготовку к новым правилам закупок отдельным юридическим лицам было отведено пять месяцев. Но время идет и 2012 г. уже совсем скоро наступит.

ФЗ № 223 состоит всего из восьми статей, однако дискуссий по поводу его положений не меньше, чем когда был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). Относительно положений ФЗ № 223 можно встретить достаточно много высказываний: одни его называют «корявым», другие его просто не понимают.

Тем не менее, каким бы он ни был несовершенным, наводить порядок в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, все же нужно было.

ФЗ № 223 направлен на совершенствование закупочной деятельности отдельных юридических лиц. Принятие ФЗ № 223 способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.
В данной статье выделим основные аспекты ФЗ № 223 , на которые следует обратить внимание отдельным юридическим лицам.

Кто подпадает под действие ФЗ № 223

В ФЗ № 223 установлен четкий перечень юридических лиц, на которые распространяются положения данного закона.

К числу таких лиц ФЗ № 223 относит:

  1. Государственные корпорации и государственные компании;
  2. Субъекты естественных монополий;
  3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  4. Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
  5. Автономные учреждения;
  6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  7. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
  8. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

Как было раньше

Раньше закупочный процесс вышеуказанных лиц (далее по тексту - заказчики) регулировался множеством различных актов. На сегодняшний день для всех этих заказчиков ФЗ № 223 устанавливает единые принципы закупки товаров (работ, услуг) . Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать:

  • информационную открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Что не регулирует ФЗ № 223

Важно отметить, что отношения, связанные с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей, приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже, закупкой в области военно-технического сотрудничества, закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ФЗ № 94, а также осуществлением заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг и осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, ФЗ № 223 не регулируются (ч. 4 ст. 1 ФЗ № 223).

Кто может принимать участие в закупке

Все поставщики, принимающие участие в закупках вышеуказанных заказчиков, ФЗ № 223 определены как участники закупок.
Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ № 223 участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки;
  • индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Как указывает ФЗ № 223 , все вышеперечисленные участники должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком.

Способы, которые ФЗ № 223 допускает использовать при закупке товаров, работ, услуг

Примечательно, что ФЗ № 223 в качестве возможных способов размещения заказа указывает только на открытый конкурс и аукциоcenterн (ч. 2 и 3 ст. 3 ФЗ № 223). При этом упоминания о возможности осуществлять закупку при помощи нигде нет, но есть пункт, согласно которому Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 ФЗ № 223 ). Скорее всего, следует ждать выхода дополнительного нормативно-правового акта.

Законодатель оставил заказчикам право на использование и иных способов закупок (помимо конкурса или аукциона), но при условии, что способ закупки и порядок его осуществления заказчиком будет указан в Положении о закупке .

Положение о закупке

ФЗ № 223 указывает на то, что заказчики, осуществляя закупку товаров (работ, услуг) должны руководствоваться рядом нормативных документов. К их числу относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ № 223 , а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ. Помимо этого, законодатель говорит еще об одном документе, которым должен руководствоваться заказчик. Этот документ называется Положение о закупке . При этом на заказчиков возлагается обязанность самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 ).

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223 Положение о закупке должно стать ключевым документом, регламентирущим закупочную деятельность заказчика, и содержать требования к закупке , в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исходя из анализа ч. 4 статьи 8 ФЗ № 223 , следует, что на разработку и размещение Положения о закупке заказчику отводится срок три месяца со дня вступления в силу ФЗ № 223 . Однако если заказчиком не будет разработано и размещено Положение о закупке , то он вправе при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями ФЗ № 94 , но лишь до тех пор, пока не будет размещено утвержденное Положение о закупке .

Кроме разработки Положения о закупке в обязанности заказчика входит составить и разместить план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год . Порядок формирования и сроки размещения такого плана должны быть утверждены Правительством РФ. Также установлено, что с 1 января 2015 г. планы по закупкам инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств будут размещаться заказчиком на период от пяти до семи лет.

Формирование документов по закупке

В ФЗ № 223 отсутствует детальное описание процедур проведения закупок, как это предусмотрено положениями ФЗ № 94. Подразумевается, что основные вопросы проведения закупок с полной их регламентацией заказчик самостоятельно должен обозначить и подробно расписать в Положении о закупке .

По замыслу ФЗ № 223 заказчики так же, как и при работе с ФЗ № 94, должны формировать извещение о закупке, документацию, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, а также протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом в ФЗ № 223 определено, что должно содержать извещение и документация о закупке, а также порядок внесения изменений в извещение и документацию о закупке (ч. 9, 10, 11 ст. 4 ФЗ № 223). Установлены сроки по предоставлению разъяснений положений документации (ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223).

Где нужно размещать информацию о закупке и в какие сроки

Положение о закупке, планы, извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки , а также иная информация о закупке должны размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . При этом законодатель оставил возможность заказчикам дублировать информацию о закупке на сайте заказчика. Порядок размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о закупке должен быть установлен Правительством РФ. При этом частью 3 ст. 8 ФЗ № 223 определено, что до 1 июля 2012 г. Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, планы закупок, а также иная информация о закупке может быть размеTOPщена на сайте заказчика. После 1 июля 2012 г. вся указанная выше информация должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Но прежде чем размещать информацию, заказчикам необходимо зарегистрироваться на сайте www.zakupki.gov.ru. Однако ФЗ № 223 не регламентирует данную процедуру и указывает, что порядок регистрации заказчиков на официальном сайте www.zakupki.gov.ru будет определен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на ведение официального сайта.
Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, сумма которых:

  • не превышает ста тысяч рублей;
  • не превышает пятисот тысяч рублей, но при условии, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.

Если организация заказчика создана после дня вступления в силу ФЗ № 223 , то заказчик должен в течение трех месяцев с даты регистрации этой организации в едином государственном реестре юридических лиц утвердить и разместить Положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Если изменилась совокупная доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупная доля участия юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223 в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупная доля указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого эти общества подпадают под действие ФЗ № 223 (касательно отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ, услуг), Положение о закупке размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли.

Примечательно, что в ФЗ № 223 не установлено никаких санкций на случай, если заказчик не соблюдает указанные выше сроки по размещению Положения о закупке на официальном сайте. Наоборот, законодатель предоставляет заказчикам дополнительный выход из ситуации, указав, что если заказчик не соблюдает сроки по размещению Положения о закупке (три месяца), то он должен при закупке руководствоваться положениями ФЗ № 94 до тех пор, пока им не будет утверждено и размещено Положение о закупке (ст. 8 ФЗ № 223 ).

Новый реестр недобросовестных поставщиков

Исходя из анализа положений ФЗ № 223, предполагается , что у нас в России будет два реестра недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 ФЗ № 223 ). К уже существующему реестру, который ведет ФАС России для государственных и муниципальных заказчиков, работающих по ФЗ № 94, прибавится еще один реестр недобросовестных поставщиков для лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223.

Основания включения участников в такой реестр, по сути, идентичен с порядком, который регламентирует ФЗ № 94. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 ФЗ № 223 ). Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, также по истечении двух лет со дня их внесения в реестр исключаются из этого реестра.

При этом ФЗ № 223 предоставляет право заказчикам устанавливать требование, по которому участник закупки должен отсутствовать в новом реестре недобросовестных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 94.

Обжалование действий заказчика

ФЗ № 223 предусмотрены три случая, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган:

  • если заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещено Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, а также иная информация о закупке, подлежащая размещению на официальном сайте, а также если заказчик нарушает сроки такого размещения;
  • если заказчик требует от участников закупки представления документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • если заказчик осуществляет закупку товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупке и без применения положений ФЗ № 94.

При этом участник закупки вправе при закупке товаров, работ, услуг.

В заключение отметим, что сложно определить назначение данного закона: то ли он во благо госкорпорациям, естественным монополиям и другим лицам, то ли ожидать от него еще больших проблем.

С одной стороны, ФЗ № 223 предельно либерален: получается, не хочешь разрабатывать Положение о закупке - работай по ФЗ № 94, и нет никакой ответственности. Практически весь ФЗ № 223 построен на общих фразах, которые при умелом подходе можно использовать себе в угоду. Так, например, со способами закупок, которые заказчик сам может по своему усмотрению устанавливать в Положении о закупке . Каждый заказчик в них будет вкладывать свое содержание, что может осложнить участие потенциальных поставщиков в закупках. То есть как будет построен весь закупочный процесс, полностью зависит от самого заказчика.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в ФЗ № 223 , возникают вопросы относительно закупочного процесса.

Прежде всего, в ФЗ № 223 совершенно отсутствуют хоть какие-либо примерные параметры, по которым заказчику можно ориентироваться при выборе способа размещения заказа. Волнует заказчиков и вопрос: будут ли на конкурс и аукцион распространяться положения ФЗ № 94? По каким критериям заказчикам оценивать заявки участников, если будет проводиться конкурс, можно ли будет опираться на Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722? Непонятен и порядок обжалования действий (бездействий) заказчика. Да, ФЗ № 223 говорит о такой возможности, но будут ли распространяться положения главы 8 ФЗ № 94 на закупки, осуществляемые госкорпорациями, госкомпаниями, естественными монополиями и т. д.?

Конечно, обеспокоенность заказчиков понять можно, но, с другой стороны, сам ФЗ № 223 предоставляет заказчикам волю. Он не ставит их в жесткие рамки, поэтому если заказчик захочет проводить закупку по конкурсу, регламентированному ФЗ № 94, и оценивать заявки согласно Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, то просто подробно описывает это в Положении о закупке с добавлением, возможно, чего-то нового, своего. Главное, чтобы отсутствовала дискриминация участников, требования к ним были разумными, не ограничивающими конкуренцию.

Очевидно одно, что в дополнение к ФЗ № 223 будут обязательно приниматься другие нормативно-правовые акты, конкретизирующие отдельные положения данного закона.

И последнее. Некоторые заказчики все же смогут немного вздохнуть с облегчением, так как не все должны применять данный закон с 1 января 2012 г. Для некоторых заказчиков предусмотрена так называемая «отсрочка» по сроку применения ФЗ № 223 .

Срок применения Закона № 223 Юридическое лицо При условии, что....

Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения,теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности

Дочерние хозяйственные общества

более 50% уставного капитала принадлежит госкорпорациям, госкомпаниям, естественным монополям, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, ГУПам, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в которых доля участия государства более 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ с долей участия более 50%.

Муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества, у которых более 50% принадлежит муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам, у которых более 50% принадлежит муниципальному образованию

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, доля участия которых более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Во всех остальных случаях - с 01.01.2012 г.

Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

21.12.2011 г.

У вас остались вопросы о закупках в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как разработать Положение о закупках ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для размещения положения о закупке заказчику необходимо:
Шаг 1. Определить, какие сведения нужно внести, и составить положение >>>
Шаг 2. Утвердить положение >>>
Шаг 3. Разместить утвержденное положение в ЕИС >>>

Какие сведения включаются в положение о закупке

Согласно Закону N 223-ФЗ в положении о закупке нужно предусмотреть:

1) способы закупки, условия их применения;
2) порядок подготовки и проведения процедур закупки;
3) порядок заключения и исполнения договоров;
4) иные положения, связанные с проведением закупки.
Других требований к составу положения закон не содержит. Вместе с тем подробное положение о закупках, сформированное с учетом потребностей заказчика, позволит избежать:
1) штрафа или выдачи антимонопольным органом предписания об устранении нарушения ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ;

2) невозможности провести закупку определенным способом, если условия и (или) порядок его применения не предусмотрены положением;
3) невозможности установить требования к участникам или критерии оценки заявок, если они не предусмотрены положением.
При составлении положения рекомендуем придерживаться следующей структуры.

Общие положения
В данный раздел целесообразно включить:
1) основные термины (в том числе определения всех способов закупки, понятия "участник закупки" и иных понятий, используемых в положении). Это позволит избежать споров относительно их толкования, например, при обжаловании результатов закупок;
2) порядок последующего изменения положения.
Пример раздела "Общие положения" положения о закупке товаров, работ, услуг

Порядок планирования закупок
В этом разделе рекомендуем предусмотреть:
1) порядок утверждения и изменения планов закупки. Целесообразно установить, в частности, каким документом утверждается план, в каких случаях в него вносятся изменения и как их нужно оформить;
2) порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора. Закон N 223-ФЗ не обязывает ее обосновывать, но наличие такого обоснования позволит избежать претензий со стороны участников закупок и контрольных органов (например, при установлении заниженной цены, которое ограничивает количество участников закупки).
Пример раздела "Порядок планирования закупок" положения о закупке товаров, работ, услуг

Способы закупок и условия их применения
В данном разделе целесообразно установить:
1) перечень способов закупки.
Такой перечень должен быть закрытым. При его составлении следует помнить, что в дальнейшем заказчик сможет осуществлять закупки только теми способами, которые предусмотрены положением (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Целесообразно предусмотреть проведение конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений и закупки у единственного поставщика. Они являются общепринятыми способами закупки и применяются в том числе при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Применяемые заказчиками способы закупок независимо от того, как они названы в положении, контрольные органы и суды при рассмотрении спорных ситуаций относят к одному из перечисленных способов (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 N 09АП-1864/2016 по делу N А40-163328/15);
2) случаи, в которых применяется каждый из способов, ограничения их применения.


Способы закупки

Основания выбора

1. Конкурс

Закупаются товары (работы, услуги) по конкретным заявкам заказчика (НИР, ОКР и т.п.), в том числе товары (работы, услуги), которые носят технически сложный характер. Для эффективного проведения закупки заказчику необходимо установить в документации не только требования к предмету договора, но и критерии оценки иных условий исполнения договора, в частности предложений о качестве предлагаемых участником товаров (работ, услуг)

2. Аукцион

Закупаются товары, работы, услуги, в отношении которых есть функционирующий рынок (например, товары серийного производства, типовые работы, услуги). Их можно сравнивать только по цене

Осуществляется закупка для обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика при небольшой начальной (максимальной) цене договора (ее порог должен быть установлен в положении о закупке). Единственным критерием сравнения предложений участников выступает цена договора

Проводится закупка для обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика при небольшой начальной (максимальной) цене договора (ее порог должен быть установлен в положении о закупке). Поставщик определяется и по ценовым, и по неценовым критериям

5. Закупка у единственного поставщика

Закупка осуществляется только в случаях, предусмотренных в положении.
См. Какие основания для закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ можно предусмотреть в положении о закупке


Перечисленные критерии выбора способа закупки предусмотрены Стандартом осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденным ФАС России;
3) особенности проведения процедур закупки в традиционной и электронной форме.
Поскольку требования к электронной форме закупки законодательством о закупках не определены, целесообразно установить особенности осуществления электронных процедур в положении о закупке. Это позволит обеспечить соблюдение требований об осуществлении закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) в электронной форме.

Требования к участникам закупки
При проведении каждой закупки такие требования устанавливаются в документации о закупке на основании положения (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Следовательно, требования, которые не предусмотрены в положении, нельзя включить в документацию о конкретной закупке.
Пример раздела "Требования к участникам закупки" положения о закупке товаров, работ, услуг

Порядок организации и проведения процедур закупки каждым из предусмотренных способов
В данном разделе рекомендуем определить:
1) требования к составу документации о закупке.
В дальнейшем заказчик при проведении закупок должен будет включать в документацию именно те сведения, которые предусмотрены положением о закупке;
2) основания и порядок изменения условий закупки или ее отмены.
В качестве таких оснований могут выступать, например, изменение потребности заказчика, поступление запроса от участника закупки, выявление противоречивых условий закупки.
Если не предусмотреть соответствующих положений, заказчик будет не вправе изменить условия закупки или отменить ее, поскольку это может быть признано нарушением ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ;
3) перечень оснований для отклонения заявок участников.
При наличии такого перечня отклонение заявок не может быть формально признано неправомерным как не соответствующее положению о закупке.
Целесообразно предусмотреть следующие основания:
– заявка, предлагаемый товар (работа, услуга) и (или) участник закупки не соответствуют требованиям документации о закупке;
– в составе заявки нет сведений или документов, требуемых согласно документации о закупке;
– в составе заявки представлены неполные, противоречивые или недостоверные сведения и (или) документы;
4) порядок разъяснения документации и извещения о закупке.
В положении следует определить, в какой форме и в какие сроки участники закупки вправе запросить разъяснения документации, когда и в каком порядке заказчик должен направить ответ;
5) требования к содержанию и порядку оформления заявок.
При составлении положения целесообразно установить форму заявок, требования к комплекту документов, порядок их оформления и заверения;
6) порядок подачи заявок.
Заказчику нужно определить, как участники могут подавать заявки (нарочным, по почте, посредством курьерской службы, с помощью функционала электронной площадки и т.д.) и как подтверждается подача заявки (например, выдачей расписки);
7) критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.
К наиболее распространенным критериям относятся цена договора, срок исполнения, качество товара (работ, услуг), квалификация участника закупки. В положении необходимо установить порядок ранжирования заявок участников по каждому из критериев.
Сведения, указанные в п. п. 4 – 7 данного перечня, необходимо предусмотреть в положении о закупке, так как согласно ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документацию о конкретной закупке они включаются именно на основании положения.

Порядок заключения и исполнения договоров
В данном разделе рекомендуем предусмотреть:
1) порядок взаимодействия с контрагентом при заключении договора.
Целесообразно предусмотреть, каким способом (нарочным, посредством почтовой связи, с использованием электронной почты и т.д.) и в какой срок заказчик должен направить проект договора победителю закупки, как и в какой срок победителю следует передать подписанный проект договора заказчику;
2) минимальный срок заключения договора.
Рекомендуем установить, что договор по результатам закупки может быть заключен не ранее, чем истечет срок обжалования результатов закупки (10 календарных дней после размещения в ЕИС итогового протокола), предусмотренный ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ. По мнению Минэкономразвития России, заказчику необходимо указать срок таким образом, чтобы обеспечить соблюдение права участников обжаловать результаты закупки в антимонопольный орган (Письмо от 14.03.2016 N Д28и-654). После заключения договора обжалование фактически лишено смысла, поскольку договор может быть признан недействительным только по решению суда.
О заключении договора до истечения срока обжалования результатов закупки см. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ).
3) основания для признания участника уклонившимся от заключения договора.
Указание таких оснований в положении позволит заказчику в последующем избежать споров при рассмотрении вопросов о включении в РНП уклонившихся участников закупки;
4) основания для отказа от заключения договора по результатам закупки. К таким основаниям может относиться, например, выявление недостоверных сведений в заявке участника или изменение потребности заказчика в предмете закупки;
5) порядок осуществления контроля за исполнением договора, приемки результатов его исполнения и оплаты.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд бюджетного учреждения

Кто утверждает положение о закупке

Порядок утверждения положения о закупке зависит от организационно-правовой формы заказчика (ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).


Заказчик

Кто утверждает

Госкорпорация или госкомпания

Высший орган управления (совет директоров или наблюдательный совет)

Унитарное предприятие

Руководитель

Автономное учреждение

Наблюдательный совет

Акционерное общество

Совет директоров (наблюдательный совет);
– коллегиальный исполнительный орган (если по уставу функцию совета директоров осуществляет общее собрание акционеров);
– общее собрание акционеров (если по уставу функцию совета директоров осуществляет общее собрание акционеров и нет коллегиального исполнительного органа)

Общество с ограниченной ответственностью

Общее собрание участников;
– совет директоров или коллегиальный исполнительный орган (если это предусмотрено уставом)

Бюджетное учреждение

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя


Как разместить в ЕИС положение о закупке

Заказчики, не разместившие положение о закупке, вплоть до дня его размещения должны руководствоваться при закупке товаров (работ, услуг) нормами Закона N (ч. 4 – 6 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
Неприменение норм Закона N в рассматриваемом случае может повлечь:
1) выдачу предписания о прекращении нарушения (об осуществлении закупок в соответствии с названным Законом;
2) выдачу предписания об отмене результатов закупки;
3) наложение административного штрафа.

О порядке осуществления закупок в соответствии с требованиями Закона N см. Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок.

Для размещения положения о закупке заказчику необходимо с помощью функционала ЕИС:
1) разместить положение о закупке в электронном виде;
2) сформировать документ, содержащий следующие сведения:
– наименование положения о закупке (определяется заказчиком самостоятельно, можно назвать положение, например, Стандартом или Регламентом);
– даты утверждения и вступления в силу положения о закупке;
– наименование органа, утвердившего положение;
– полное и сокращенное (при наличии) наименование заказчика;
– ИНН и ОГРН заказчика;
3) подписать документы и сведения усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.
Заказчик вправе дополнительно разместить положение о закупке на своем сайте. Редакция положения на сайте заказчика должна соответствовать редакции, размещенной в ЕИС. Актуальной будет считаться редакция, размещенная в ЕИС.
Положение о закупке необходимо разместить в ЕИС в течение 15 дней со дня его утверждения.

Положение о закупке является локальным нормативным правовым документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, осуществляющего закупки в соответствии с Законом №223-ФЗ, и подлежит размещению на Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт). Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ).

Целесообразно также предусмотреть при разработке положения о закупке порядок создания, требования к составу и регламент работы комиссий по осуществлению закупок.

3.1. Процедурные требования, предусмотренные положением о закупке

Положение о закупке должно содержать ряд обязательных элементов, в том числе:

  1. Порядок размещения на Официальном сайте плана закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств (ч. 3 ст. 4 Закона №223-ФЗ). Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения его на официальном сайте, требования к его форме установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 №932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (ч. 2 ст. 4 Закона №223-ФЗ). Также следует установить случаи и порядок внесения изменений в план закупок.
  2. Порядок выбора способа закупки, предусмотренный положением о закупке. В соответствии с ч.3 ст.2 Закона №223-ФЗ в положении о закупке помимо конкурса и аукциона могут быть предусмотрены иные способы закупки. При этом заказчик должен установить в положении порядок закупки такими способами. Опираясь на опыт заказчиков, проводящих процедуры закупок на электронной площадке сайт, можно выделить такие самые востребованные конкурентные способы закупок, как открытый запрос предложений и запрос котировок, открытый аукцион, открытый конкурс. В соответствии с ч. 4 ст.3 Закона Правительство РФ установило перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется только в электронной форме. Список таких товаров, работ и услуг приведен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.06.2012г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Стоит отметить, что на практике заказчики не ограничиваются данным списком и закупают и другие товары, работы и услуги в электронной форме;
  3. В настоящее время Правительством РФ подготовлен к внесению в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который предусматривает закрытый перечень способов осуществления закупки. В соответствии с проектом, помимо конкурса и аукциона, в положениях о закупке заказчики могут предусмотреть только такие способы закупки, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  4. Разработка и размещение на Официальном сайте извещения о закупке, закупочной документации, проекта договора, вносимых в эти документы изменений, разъяснений положений документации, протоколов и другой информации, предусмотренной Законом и положением о закупке. Заказчик может вручную публиковать данные сведения на Официальном сайте, либо автоматизировать процесс и размещать сведения через функционал сайт.
  5. Прием заявок на участие в закупке.
  6. Подведение итогов закупки;
  7. Подписание договора с победителем закупки;
  8. Размещение на Официальном сайте не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, сведений о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ; закупки товаров, работ, услуг среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

3.2. Условия применения процедур закупки

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке должно содержать порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения. Указанное требование Закона фактически означает, что в положении о закупке должны быть установлены четкие и понятные условия, при которых заказчик может выбрать тот или иной способ закупки.

В закупочной практике наиболее распространенными критериями (условиями) выбора способов закупки являются «стоимостной» и «функциональный»:

1. «Стоимостной» критерий выбора способа закупки заключается в установлении заказчиком ценовых порогов при выборе того или иного способа закупки (например, запрос котировок проводится в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 3 млн рублей );

2. «Функциональный» критерий выбора способа закупки заключается в установлении заказчиком требований к закупаемым товарам, работам, услугам (например, выбор способа закупки путем проведения аукциона может осуществляться Заказчиком, если им однозначно сформулированы подробные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе определены функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, размеры, упаковка, отгрузка товара, определены конкретные требования к результатам работ (услуг), а также если предметом закупки является серийная продукция ).

Накопленный опыт заказчиков позволяет сформулировать основания применения распространенных способов закупки, их особенности:

Особого внимания заслуживает способ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В связи с особенностью данного способа закупки (способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений) основаниями для выбора данного способа закупки могут являться:

1) цена закупки не превышает установленный ценовой порог (100/500 тыс. рублей);

2) безальтернативность закупки: в силу ряда причин отсутствует разумная конкуренция (монополисты, услуги предоставляются органами государственной власти, и т.д.);

3) наличие «специальных» оснований для заключения договора с единственным поставщиком, предусмотренных положением о закупке (закупка вследствие чрезвычайных обстоятельств, коммунальные услуги, и т.д.).

3.3. Порядок утверждения положения о закупке

Утверждение положения о закупке регламентируется ч.3 ст. 2 Закона №223-ФЗ.

В соответствии с ней положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании. В соответствии с п. 3.1 ст. 7.1, п. 7 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» высшим органом управления государственной корпорации и государственной компании является совет директоров или наблюдательный совет;

2) руководителем государственного или муниципального унитарного предприятия. В соответствии с п.1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководство деятельностью унитарного предприятия полностью возлагается на руководителя унитарного предприятия (директора, генерального директора), который назначается собственником имущества унитарного предприятия, подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия и т.д. В том числе руководитель государственного или муниципального предприятия утверждает положение о закупке;

3) наблюдательным советом автономного учреждения. Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ст. 10) предусматривает наличие в автономном учреждении наблюдательного совета, который создается в составе не менее чем пяти и не более чем одиннадцати членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения;

4) советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. Если уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества положение о закупке утверждается коллегиальным исполнительным органом общества, при его отсутствии - общим собранием акционеров (см. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» п. 18 ч. 1 ст. 65);

5) общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, либо советом директоров (наблюдательным советом) или коллегиальным исполнительным органом общества, если это предусмотрено уставом общества (см. п.13 ч.2 ст.33 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

6) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного или муниципального бюджетного учреждения.

Примеры типовых документов для утверждения положения о закупке того или иного заказчика (в зависимости от его организационно-правовой формы) доступны на

3.4. Размещение положения о закупке на Официальном сайте. Внесение изменений в положение о закупке

Порядок размещения положения о закупке на Официальном сайте установлен Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 №908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее - ПП РФ №908). В соответствии с ним заказчик должен разместить в закрытой части официального сайта положение о закупке в электронном виде и с помощью функционала официального сайта сформировать документ, содержащий сведения о положении о закупке:

а) наименование положения о закупке;

б) полное и сокращенное (при наличии) наименование заказчика в соответствии с учредительными документами;

в) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер заказчика;

г) даты утверждения и вступления в силу положения о закупке;

д) наименование органа, утвердившего положение о закупке.

Для непосредственного размещения собственного положения о закупках на Официальном сайте заказчику необходимо:

1. Зайти в личный кабинет заказчика и нажать на пункт «Реестр положений о закупках», чтобы отобразился список положений о закупках:

2. В форме реестра положений о закупке отображается информация о положении о закупке для данного заказчика. В случае, если сформирован проект изменений положения о закупке, в реестре отображаются две записи - опубликованное положение и проект изменений:

3. Для создания нового положения вида «Собственное положение о закупке» следует кликнуть гиперссылку «Создать положение о закупке», на экране отобразится окно выбора вида положения:

4. Далее следует перевести переключатель «Собственное положение о закупке» и нажать кнопку «Продолжить». По нажатии на кнопку «Продолжить» отобразится страница ввода сведений о положении о закупке, которые необходимо заполнить:

В форме ввода сведений о положении о закупке следует заполнить необходимые поля. Поля, отмеченные символом «*», обязательны для заполнения:

- «Наименование положения»;

- «Дата утверждения положения»;

- «Дата вступления в силу положения»;

- «Наименование органа утвердившего положение».

При необходимости заполняются поля с дополнительными сведениями о положении (данные поля не являются обязательными):

- «Порядок заключения и исполнения договоров, согласно данному положению»;

- «Дополнительные сведения».

5. В блоке «Документы» формы ввода сведений о положении о закупке необходимо прикрепить электронную версию документов о положении о закупке. Для прикрепления файла следует нажать кнопку, чтобы открылось окно выбора файла:

6. Заполнив необходимые поля формы ввода сведений о положении, следует нажать на кнопку «Далее» для перехода во вкладку «Способы закупки»:

7. Для добавления к сведениям о положении о закупке способа закупки следует кликнуть гиперссылку «Выбрать из созданных способов закупки», расположенную справа в верхней части блока «Сведения о способах закупки», и в отобразившемся окне установить флажки для необходимых способов.

Для сохранения данных и перехода к форме поиска положений в личном кабинете необходимо нажать на кнопку «Завершить формирование положения». После этого система проверит введенные данные на наличие нарушений. Если нарушений не обнаружено, введенные сведения сохранятся, а положение отобразится в реестре закупок закрытой части Официального сайта во вкладке «Проект сведений» (в статусе «Редактирование»). Для публикации положения следует нажать кнопку «Опубликовать». Система проверит введенные данные на наличие нарушений и в случае их корректности начнется процедура публикации.

Порядок публикации на Официальном сайте изменений, вносимых в положение о закупках:

Для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке на Официальном сайте публикуется измененный электронный вид положения и при необходимости вносятся изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке (п.10 ПП РФ №908), а также электронный вид документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Изменения в положение о закупке считаются размещенными на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с п. 4 ПП РФ №908 в общедоступной части Официального сайта указанных выше документов.

Алгоритм:

3. В рабочем окне появляется положение о закупке организации. Наведя курсор на значок ▼ контекстного меню, следует выбрать вкладку «Проект изменений».

4. Заполнение вкладки «Проект изменений»: основная информация из положения о закупке, внесенная ранее в закрытой части Официального сайта при размещении положения, вносится автоматически. В случае необходимости информация актуализируется. В ручном режиме заполняются пустые поля: обоснование внесения изменений; дата утверждения положения; дата вступления в силу положения. Информация с символом «*» обязательна для заполнения.

1. Представитель заказчика с применением электронной подписи осуществляет вход в Личный кабинет на главной странице Официального сайта:

Важно! Дата утверждения и дата вступления в силу положения о закупке подразумевают дату утверждения и дату вступления в силу изменений, и именно от этих дат система считает срок размещения в соответствии с ч.1 ст.4 Закона № 223-ФЗ.

2) загрузить выбранный файл на сайт с помощью кнопки «Прикрепить»;

3) загруженные файлы попадают в список прикрепленных файлов;

4) в документах из предыдущей версии проставить актуальность;

5) для сохранения внесенных изменений во вкладке «Проект изменений» нажать кнопку «Сохранить».

5. Если изменения касались способов закупки, необходимо актуализировать их список в закладке «Способы закупки», что позволит при размещении закупки использовать способ, утвержденный положением о закупке.

6. Вкладки, отмеченные на рисунке ниже, содержат следующую информацию:

1) «Документы положения» отображают прикрепленные файлы;

2) «Изменения» - пустая;

3) «Журнал событий» - шаги, сделанные в данном документе с указанием времени.

либо выйдя из вкладки «Проект изменений» в «РЕЕСТРЕ ПОЛОЖЕНИЙ О ЗАКУПКАХ», наведя курсор на значок ▼ контекстного меню (выбираем «Опубликовать»). На стадии проекта также существует возможность редактировать проект изменений, после подписания электронной подписью (т.е. опубликования на официальном сайте) такой возможности не будет. После подписания возможно будет только редактирование документов путем создания новых версий, при этом предыдущие редакции будут оставаться в общем доступе (п.6 ПП РФ № 908)

Электронная площадка сайт постоянно оказывает заказчикам информационно-методическую помощь, предоставляя им возможность воспользоваться типовыми формами документов и методическими материалами , размещенными на сайте www.сайт, которые позволяют значительным образом облегчить и упростить закупочную деятельность заказчиков.
Кроме типовых положений о закупках для всех категорий заказчиков, работающих по 223-ФЗ, специалистами сайт разработаны образцы документации для проведения закупок в электронной форме. Эти документы доступны для скачивания всем желающим по адресу .

Заказчики, которые закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ, должны разработать и разместить в ЕИС Положение о закупке. Если не сделаете этого, придется руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ (ч. 5, 6 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Согласовывать Положение о закупке с Минэкономразвития России или другим федеральным органом исполнительной власти не нужно (письмо Минэкономразвития России от 21 декабря 2011 г. № 28718-АС/Д28).

Ситуация : должен ли заказчик, который реорганизовался в форме преобразования, разработать и разместить в ЕИС новое Положение о закупке?

Да, должен. Когда заказчик реорганизуется в форме преобразования, возникает новое юридическое лицо, то есть новый заказчик. Новый заказчик должен разработать свое Положение о закупке, а преобразованное юрлицо прекращает работу. Об этом сказано статьи 16 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Что предусмотреть в Положении о закупке

В Положении о закупке предусмотрите:

  • способы закупки;
  • условия, при которых примените тот или иной способ закупки;
  • порядок, в котором будете готовить и проводить закупочные процедуры;
  • порядок, в котором будете заключать и исполнять договоры;
  • другие положения, которые связаны с закупками.

Такое правило содержит часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ. Вы вправе самостоятельно детализировать разделы Положения о закупке. А учредитель заказчика вправе выпустить нормативный правовой акт, где предусмотрит разделы и сведения, которые заказчик обязан включить в Положение о закупке. Пример - постановление правительства Москвы от 5 июля 2013 г. .


В документе правительство Москвы утвердило перечень разделов Положения о закупке, который распространяется:

  • на ГУП Москвы;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля Москвы в совокупности превышает 50 процентов;
  • государственные автономные и бюджетные учреждения Москвы.

Заказчики, которые перечислены выше, должны предусмотреть в своих положениях о закупке разделы:

  • Общие положения, термины, цели и сфера регулирования;
  • Информационное обеспечение закупок;
  • Планирование закупок;
  • Закупочные комиссии;
  • Порядок формирования начальной (максимальной) цены;
  • Способы закупок и условия их применения;
  • Требования к участникам процедур закупки, условия допуска;
  • Порядок подготовки и проведения процедур закупок;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Порядок заключения, изменения и расторжения договоров;
  • Порядок согласования закупок.

Такое требование установлено в пункте 1.2 перечня, утвержденного постановлением № 441-ПП.

Вы можете взять структуру из перечня за основу, когда будете составлять собственное Положение о закупке, даже если на вас не распространяется постановление № 441-ПП. Также в качестве примера используйте типовые положения о закупках.

Типовое положение

Кем утверждено

Положение о закупке товаров, работ, услуг федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук»

Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Типовое положение о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений

Минобрнауки России от 17 января 2014 г. (письмо Минобрнауки России от 16 января 2014 г. № ДЛ-21/03)

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта России

Положение о закупках товаров, работ, услуг