Конституционные права и свободы в сфере трудовых отношений и гарантии их реализации. Социальные гарантии работников в трудовом праве Вне сферы трудового права остаётся

ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

Статья 164. Понятие гарантий и компенсаций

Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 165. Случаи предоставления гарантий и компенсаций

Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

В других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Понятие и виды гарантий и компенсаций

В соответствии со ст.164 ТК РФ, гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Гарантии, установленные законодательством и обеспечивающие реализацию предоставленных работникам прав, могут носить как нематериальный (например, сохранение места работы, должности, предоставление другой работы), так и материальный (сохранение среднего заработка на период учебного отпуска, ежегодного отпуска, служебной командировки) характер.

В качестве гарантий нередко выступают гарантийные выплаты и доплаты. Гарантийными называются такие выплаты, которые производятся работникам за время, когда они фактически не исполняли своих трудовых обязанностей по уважительным причинам, предусмотренным законом.


Они, по общему правилу, заменяют заработную плату работника, гарантийные доплаты идут сверх заработной платы. И гарантийные выплаты, и доплаты преследуют цель не допустить снижения заработка работника в случаях, когда он освобождается от выполнения трудовых обязанностей. Отличие их от заработной платы в том, что заработная плата выплачивается в результате труда, а гарантийные выплаты выплачиваются не за труд, его результаты, а гарантируют оплату в предусмотренных законом случаях.

Все гарантийные выплаты можно классифицировать на виды:

Зависящие от производства или действий руководителя (оплата времени простоя по вине работодателя, оплата времени вынужденного прогула при незаконном увольнении, выходное пособие при увольнении);

Обеспечивающие право работника на оплачиваемый отпуск (трудовой, учебный, социальный);

Гарантийные доплаты: несовершеннолетним за сокращенное рабочее время; за отдельные виды перерывов; при переводе на более легкую (нижеоплачиваемую) работу;

Не зависящие от производства, но необходимые для государства и общества (выполнение государственных обязанностей, участие в коллективных переговорах, прохождение военных сборов и др.)

Компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Затраты, произведенные работником при выполнении трудовых обязанностей, должны быть возмещены ему в виде денежных выплат.

Законодательством в ряде случаев предусмотрено предоставление работнику одновременно гарантий и компенсаций, например, в случае сдачи крови и ее компонентов.

Помимо возмещения расходов, понесенных работником, законодательством предусмотрена денежная компенсация морального вреда, причиненного работнику (ст.237 ТК).

В коллективном или трудовом договоре могут быть предусмотрены иные случаи получения работником гарантийных компенсационных выплат по сравнению с законодательством, а также устанавливаться более высокие размеры таких выплат.

Случаи предоставления гарантий и компенсаций. Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

При направлении в служебные командировки;

При переезде на работу в другую местность;

При исполнении государственных или общественных обязанностей;

При совмещении работы с обучением;

При вынужденном прекращении работы не по вине работника;

При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

В некоторых случаях прекращения трудового договора;

В связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

В других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Так, ветераны боевых действий имеют право на бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100 процентов тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения.

Гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, производится доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется организациями до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

В случаях, определенных законодательством, работодатель предоставляет работникам:

Гарантии и компенсации (например, при направлении работника в служебную командировку, совмещении работы с обучением за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок на период отсутствия работника);

Только гарантии (сохранение места работы (должности) при выполнении государственных или общественных обязанностей). Например, в период участия в мероприятиях по обеспечению гражданами исполнения воинской обязанности средний заработок работнику выплачивается за счет средств Минобороны России.

В ряде случаев работодатель предоставляет гарантии, компенсации (сохранение за работником места работы (должности) и среднего заработка на период освобождения от работы) и, кроме этого, работник получает дополнительно компенсационное вознаграждение за счет средств федерального бюджета (например, народные заседатели, арбитражные заседатели).

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры и др.), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Под сферою действия понимается область применения трудового законодательства. Причём сфера его действия значительно шире предмета. Если в включаются трудовые и тесно связанные с ними отношения, то в сферу действия трудового законодательства попадают также отношения по поводу труда отдельных категорий граждан в силу прямого указания в законе или по аналогии.

Трудовое законодательство распространяется на всех работников – граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, заключивших трудовой договор с , и на всех работодателей – физических и юридических лиц.
Непременное условие применения норм трудового права – заключение трудового договора (ст.11 ТК). Однако отсутствие трудового договора не является препятствием для подтверждения факта наличия трудовых отношений другими доказательствами (ч.2 ст.67 ТК). Всегда можно по трудовому праву на этом сайте.

В силу прямого указания в законе трудовое законодательство распространяется на:

  1. Работающих членов производственных кооперативов – в части охраны труда, льгот, социального страхования, в остальном их труд регламентируется Федеральными законами «О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации» (ст.40), законами субъектов РФ и уставами кооперативов.
  2. На осуждённых, отбывающих наказание в уголовно-исправительных учреждениях – в части рабочего времени, оплаты, охраны труда и материальной ответственности за ущерб, причинённый при исполнении трудовых обязанностей, в остальном их труд регламентируется УИК.
  3. На лиц, проходящих военную службу и правоохранительную (МВД, МЧС, ФСБ) – в части рабочего времени, охраны труда и льгот, связанных с материнством, отцовством; в остальном их труд регламентируется федеральными законами «О статусе военнослужащих» и указами Президента.
  4. На судей, прокурорских работников, гражданских, муниципальных служащих, лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, с учетом особенностей, установленных федеральными законами «О статусе судей», «О государственной гражданской службе», «О муниципальной службе».

Нормы трудового права могут применяться по аналогии при отсутствии норм, регулирующих соответствующие отношения (ч.4 ст.1 ГК, ч.1 ст.11 ТК).

Вне сферы трудового права остаётся:

1) труд домашней хозяйки;

2) индивидуальных предпринимателей (ИП);

3) лиц, занимающихся частной практикой (нотариусы, детективы);

4) труд членов творческих союзов (писателей, композиторов);

5) труд адвокатов, осуществляющих свою деятельность в различных адвокатских образованиях (коллегиях, бюро);

6) труд учащихся образовательных учреждений по освоению знаний;

7) деятельность священнослужителей;

8) труд членов советов директоров, наблюдательных советов организации при отсутствии трудового договора с этою организациею;

труд лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, если в судебном порядке не будет установлено, что этими договорами регулируются трудовые отношения.

Конституционные права и свободы в сфере трудовых отношений и гарантии их реализации

право трудовой федерация российский

Конституция 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством (статья 7 часть 1), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако реализация этих положений, достижение целей обеспечения достойной жизни каждого российского гражданина - сложный процесс, связанный не только с экономическими факторами развития, но и с совершенствованием конституционно-правового регулирования в социально-экономическом секторе, повышением уровня государственного управления, развитием системы гарантий и механизмов правовой защиты прав и свобод в этой сфере, а также с рядом других факторов политического и правового характера.

Важнейшим элементом достижения целей достойной жизни человека является достойный труд. Труд как источник достойного существования лежит и в основе социального государства. Конституционное регулирование ключевых направлений развития этой сферы призвано к тому, чтобы создать основы такой модели взаимоотношений труда и капитала, которая позволила бы достичь баланса интересов и гармоничного развития общества в целом, социального мира и прогрессивной экономики.

Государство не только закрепляет и признает трудовые права и свободы, но и гарантирует возможность их предоставления и осуществления. Через правовые нормы ТК РФ и иных федеральных законов устанавливаются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление трудовых прав.

Так же впервые Конституция РФ закрепляет не только государственную защиту трудовых прав, но и иные способы защиты, не запрещенные законом.

Право на труд и все вытекающие из него права и свободы в обществе относятся в первую очередь к человеку, поэтому в социальном государстве они являются высшей ценностью. Эти права не «даруются» человеку государством или его главой, а признаются, соблюдаются и защищаются.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать трудовые права и свободы человека и гражданина означает, что государство (в том числе его органы и должностные лица):

  • - признает принадлежащие человеку и гражданину неотъемлемые и неотчуждаемые трудовые права и свободы;
  • - соблюдает трудовые права и свободы, т. е. не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих трудовых прав и свобод и пользование ими, но создает условия для их реализации, обеспечивая достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • - защищает трудовые права свободы граждан, в том числе в судебном порядке.

Трудовые права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 37 Конституции РФ относит к основным трудовым правам: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых.

Относительно ограниченный набор кратко сформулированных трудовых прав в Конституции РФ, который не включает, в частности, право на коллективные переговоры и договоры, право трудящихся на участие в управлении производством, восполнен в Трудовом Кодексе РФ.

Установленный кодексом набор основных трудовых прав заключает, в частности, равенство прав и возможностей работников и запрещение дискриминации в сфере труда, содействие в трудоустройстве, право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, участие в управлении организацией, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации, право на возмещение вреда, причиненного работнику, в связи с исполнением трудовых обязанностей, право представителей профсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, право работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. К основным трудовым правам работника отнесены также его права как стороны трудового договора:

  • · право на заключение
  • · изменение и расторжение трудового договора
  • · предоставление работы
  • · обусловленной трудовым договором.

Статьи 3 и 4 ТК РФ воспроизводят содержание конвенций МОТ, относящихся к запрещению дискриминации в сфере и к запрещению принудительного труда.

В соответствии с международными стандартами в ст. 3 ТК РФ установлено, что не считается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников по двум основаниям: свойственным данному виду труда требованиям и в связи с особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Конвенция МОТ № 111 конкретизирует категории лиц, которые нуждаются в особой заботе государства: это лица, которые по соображениям пола, возраста, физической неполноценности, семейных обстоятельств, социального или культурного уровня, признаются нуждающимися в особой защите или помощи.

С точки зрения МОТ, обеспечение равенства в сфере труда должно включать меры по предотвращению сексуальных домогательств, жертвами которых становятся прежде всего женщины.

Статья 4 ТК РФ воспроизводит основное содержание Конвенции МОТ № 29 и № 105, ратифицированных РФ. Это относится к определению принудительного труда, перечислению его главных форм, а также тех видов обязательного труда, которые не могут расцениваться как принудительный труд. Важно отметить, что по сравнению с названными конвенциями, ст. 4 ТК РФ расширяет понятие принудительного труда, включая в него нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее в не полном размере, а также требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо работа угрожает жизни или здоровью работника. В указанной статье перечислены определенные виды работ, которые хотя и производятся добровольно, но являются результатом государственного принуждения.

При применении и толковании ст. 4 ТК РФ нельзя не учитывать того, что Конвенция МОТ № 29, допуская в ряде случаев обязательный труд, сопровождает разрешение его определенными условиями и ограничениями.

Она предусматривает, что незаконное применение принудительного труда должно подлежать наказанию, как уголовное преступление. Однако в УК РФ в настоящее время отсутствует такой состав преступления, как незаконное применение принудительного труда.

Во Всеобщей декларации прав человека право гражданина на труд, как такое, никак не рассматривается, но, судя по смысловому тексту Декларации, само понятие «право на труд» неразрывно связано следующими моментами: свобода выбора труда, т. е. исключение принудительного труда; защита от безработицы, т. е. принятие государством необходимых мер по обеспечению полной и продуктивной занятости и материальной помощи безработным; право на справедливые и благоприятные условия труда.

Впервые в России государство легально закрепило свободу труда, которое легализуется в следующих формах: вступление в члены кооперативной организации, индивидуальная и частная предпринимательская деятельность, заключение трудового договора в результате избрания (выборов) на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными законами органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ст. 16 ТК РФ).

В результате совершенствования действующего законодательства о труде и приведения его в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., изменились не только терминология, понятийный аппарат трудового права, но и содержание трудовых отношений.

Конституцией РФ и изданным в ее развитие трудовым законодательством вводятся принципиально новые для трудового права понятия, термины, определения, резко ограничиваются трудовые права работающих и их объединений - профсоюзов. Объявляется свобода экономической деятельности, признается и защищается конкуренция и частная собственность на средства производства, земли и другие природные ресурсы (ст. 8, 9, 36 Конституции РФ). Гарантированное право на получение работы отменяется. Ему на смену приходит размытый по содержанию лозунг: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Профсоюзы лишаются права законодательной инициативы, а трудовые коллективы - своего конституционного права участвовать в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении вопросов управления предприятиями и учреждениями и т. д. и т. п., ранее закрепленных в ст. 8 Конституции России 1978 года.

Трудовые коллективы не только лишились ранее принадлежащих им прав, но и имени. Их стали именовать работниками организаций. Глава 8 ТК РФ «Участие работников в управлении организацией» предусматривает такие возможности или, как их именует законодатель, «форму участия работников в управлении организацией»: учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором; проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающих интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятие коллективных договоров. Представители работников имеют право получать информацию по ряду вопросов и вносить соответствующие предложения, участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении (ст. 53 ТК РФ).

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Реализуя эти конституционные права гражданина, трудовое законодательство в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включает:

  • - величину минимального размера труда в РФ;
  • - меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • - ограничение перечня оснований и удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения и доходов от заработной платы;
  • - ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • - обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • - государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
  • - ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • - сроки и очередность выплаты заработной платы.

«В российском законодательстве это право работника уточняется и конкретизируется в ТК РФ (ст. 2), где в качестве правового принципа закреплено положение о выплате справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование, для него самого и его семьи»… В него заложен европейский стандарт - заработная плата по своим размерам должна быть семейной.

Право работника на справедливую по размеру заработную плату не закреплено в ст. 21 ТК РФ («Основные права работника»), отсутствует обязанность работодателя выплачивать справедливую заработную плату работнику (ст. 22 ТК РФ). Нет такого положения и в самом правовом институте «Заработная плата» (гл. 20?- 21 ТК РФ). Таким образом, анализируемый правовой принцип оказался абстрактным, положение Конституции РФ об этом также выглядит как миф.

Конституция РФ гарантирует каждому работнику вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 ТК РФ). В статье 133 «установление минимальной заработной платы» ТК РФ речь не идет «об установлении». Речь идет об источниках финансирования. Право на вознаграждение формально содержит целую систему основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) и виде установления перечня ограничений удержаний из заработной платы (ст. 137 ТК РФ). Однако автоматически эти гарантии не могут быть реализованы сами по себе, одним фактом их закрепления.

Конституционное право гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено в российском законодательстве и воспроизводит, в основном, международные нормы по этим вопросам. Оно характеризуется ролью государства в формировании и функционировании системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Однако при переходе к рыночным отношениям право гражданина на безопасные условия труда не всегда может быть реализовано. Главными причинами этого являются крупные деформации в сфере охраны труда при социализме, технократический подход к работнику как к биологическому ресурсу, с которого можно постоянно брать, ничего не давая взамен, нежелание работодателей вкладывать финансовые ресурсы в улучшение охраны и безопасности труда и т. д. Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока государство не добьется реализации государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ) и не обеспечит приоритет сохранения жизни и здоровья работников. Не все работодатели понимают, что охрана труда и жизни работников включает в себя реализацию организационнотехнических и экономических мер по созданию на производстве обстановки физического, психологического и социального благополучия, а также программ приоритета профилактических мер в области охраны здоровья в труде. Недостаток трактовки Конституцией РФ этого права вызван десятилетними деформации в сфере охраны труда, в основе которых лежал технократический подход к условиям труда работников. И здесь ТК РФ закрепляет в качестве новеллы совершенно иной подход к условиям труда. А именно, он закрепляет право каждого работника на справедливые условия труда (ст. 2 ТК РФ).

Данный правовой принцип обеспечивает как бы право работника, так как в ст. 21 ТК РФ это право не зафиксировано. Отсутствует такое право и в содержании трудового договора, в его обязательных условиях (ст. 57 ТК РФ). Однако позитивным моментом является то, что в ст. 22 ТК РФ обязанностью работодателя является обеспечение безопасности и условий труда соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Право на защиту от безработицы для гражданина означает обязанность государства проводить экономическую политику по защите занятости населения. Здесь государство, его федеральные органы исполнительной власти, а также субъекты федерации должны направить свои усилия и свои ресурсы на разработку программ продуктивной и полной занятости населения. Государство пытается в последние годы решить экономическую проблему безработицы и ее негативных последствий только правовыми средствами. Закон РФ о занятости населения постоянно изменяется и дополняется, но эффект от этого пока нулевой.

Трудовые споры являются одной из форм защиты трудовых прав работников. Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37) гарантировано право граждан на коллективные и индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Забастовка в РФ является в соответствии с международными стандартами законным способом разрешения коллективного трудового спора, что закреплено как в Конституции РФ (ст. 37), так и в ТК РФ (ст. 409). Как и в других европейских странах, российское законодательство регулирует процедуру объявления забастовок и подразделяет их на законные и незаконные. Перечень незаконных забастовок практически довольно узок. Так, в нашем законодательстве отсутствует общее запрещение политических забастовок. Ограничение права на забастовку в определенных случаях (в период введения военного или чрезвычайного положения) и для определенных категорий работников соответствует сложившейся в большинстве демократических стран практике и не противоречит международным нормам.

В соответствии с п. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Право на отдых гарантируется законодательством правовыми нормами об ограничении общей продолжительности рабочего времени, а также ежедневной работы, запрещением работы в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ), а также установлением различных перерывов (ст. 107 ТК РФ), в течение которых работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и может использовать это время по своему усмотрению.

Правила правового регулирования времени отдыха в РФ в целом соответствуют европейским моделям. Это относится ко всем видам времени отдыха. При сравнении действующих в России правил, касающихся нерабочих праздничных дней, и международных стандартов обращает внимание одно несоответствие. Пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный в РФ, включает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, вознаграждение за праздничные дни (п. «А» ст. 7); Европейская социальная Хартия также рекомендует устанавливать оплачиваемые праздничные дни (ст. 2). Между тем, нерабочие праздничные дни по действующему российскому законодательству не оплачиваются (ст. 120 ТК РФ). Кроме того, ограничение времени отдыха возникает при работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153): если работник получает повышенную оплату, он лишается отдыха; если он получает день отдыха, работник трудится бесплатно, что следует рассматривать как принудительный труд.

Право на трудовые споры также обеспечено определенными государственными гарантиями, которые утверждают его в качестве социальной ценности и делают его реальным и непосредственно действующим.

В качестве итога можно сказать, что, конечно же существуют проблемы в российском обществе, и то количество общих гарантий трудовых прав явно незначительно, уровень довольно низкий и в большинстве случаев не поднимается выше минимального. По своему содержанию многие гарантии носят формальный характер и не всегда обеспечены определенными ресурсами и условиями.

Нормы трудового права и закрепляемые в них трудовые права и свободы граждан появляются не сами по себе, а в результате государственной правотворческой деятельности федеральных органов власти, в процессе отражения социально­трудовых отношений. Поэтому трудовые права и свободы гражданина не только признаются государством, но и гарантируются им в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовые нормы ст. 17 Конституции РФ носят бланкетный характер. Они реализуются через определенные правовые средства, способы и условия, закрепленные в ТК РФ и иных законах о труде.

Таким образом, трудовые права работников - это часть возможностей, гарантированных государством в сфере трудовой деятельности. Они позволяют всем работникам использовать свободно и без какой-либо дискриминации весь свой человеческий потенциал для удовлетворения своих материальных потребностей.

Современное социально‑экономическое положение России характеризуется обострением ситуации на рынке труда. Численность высвобождающихся работников преобладает над численностью принятых на работу. Изменяется структура вакантных мест. Среди негативных тенденций следует отметить нарастание реального дефицита работников ключевых массовых профессий, усиление нерационального характера занятости населения, снижение эффективности использования трудового потенциала, появление новых диспропорций на рынке труда и занятости, зачастую нарушаются права граждан в этой области. Сфера труда оказалась, таким образом, одним из основных источников социальной напряженности. Ситуация в указанной сфере в Российской Федерации свидетельствует о том, что способность рынка труда к саморегулированию на сегодняшний день все еще незначительна. Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования элементов государственного правового регулирования.

Правовые нормы дают возможность охватить общим правилом процесс той или иной работы, распределение и обмен продуктов труда, подчинить действия отдельного человека общим условиям этого процесса. В результате правого регулирования достигается упорядочение и нормативное развитие социально‑трудовых отношений, обеспечивается слаженность в работе и координация трудовой деятельности людей и их объединений.

Правовой основой законодательства в любой области общественных отношений является Основной Закон страны – Конституция Российской Федерации 1993 г. В нашем контексте это ст. 37 Конституции.

Свобода личности в государстве немыслима без свободного труда. Свободный труд появился лишь при капиталистическом способе производства, когда труд стал наемным. Предпосылкой к этому послужил выход на рынок юридически свободного человека – владельца товара «рабочая сила», имеющего стоимостное выражение.

Свобода труда неразрывно связана с формой привлечения людей к труду. В основе свободного труда всегда лежит договорная форма привлечения к труду. Трудовой договор (контракт) является одним из наиболее распространенных договоров о труде. Однако занятие отдельными видами общественно полезной деятельности может быть опосредовано: отношениями членства, актами избрания и (или) назначения на должность; гражданско‑правовыми договорами подряда, поручения, комиссии; контрактами о службе в Российской армии, в органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности РФ и др.

Занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью каким‑либо договором не оформляется.

Следует подчеркнуть, что и в тех случаях, когда труд используется на основе акта избрания и (или) назначения на должность, свобода труда проявляется в том, что гражданин предварительно и добровольно выразил свое желание трудиться на конкретной должности.


Труд является свободным лишь в обществе, социальная политика которого направлена на искоренение любой дискриминации, имеющей, как это записано в ст. 1 Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г., следствием всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения, либо ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

Это актуально и в настоящее время, в особенности в том, что касается равенства возможностей на рынке труда работающих женщин, молодых специалистов, да и молодежи в целом, инвалидов, лиц старше 45–50 лет.

Конституционный принцип «труд свободен» неотделим от конституционного права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию . Свобода выбора рода деятельности и профессии в любом обществе не носит абсолютного характера, так как она подвержена экономическому принуждению и вмешательству государства в отношения, складывающиеся на рынке труда. При этом государство должно поддерживать баланс интересов лиц наемного труда, самозанятых, работодателей и общества в целом. Для достижения указанного результата государство использует комплекс мер, направленных на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Создание цивилизованного рынка труда диктует, чтобы государство проводило гибкую политику и не вмешивалось в регулирование тех вопросов в области труда и занятости, которые могут быть разрешены в коллективных договорах и при помощи эффективно действующего института социального партнерства. В качестве примера именно такого подхода к решению социальных проблем можно привести Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002–2004 гг.

Конституционной гарантией свободы труда в российском обществе является норма ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающая принудительный труд. Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. в ст. 2 определяет принудительный или обязательный труд как всякую работу или службу, требуемую от какого‑либо лица под угрозой какого‑либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Не является принудительным трудом, согласно международно‑правовым актам, в том числе и названной Конвенции, работа или служба, выполнение которой требуется от гражданина в силу закона об обязательной военной службе и для работ чисто военного характера или работ по приговору суда. Труд в условиях чрезвычайных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар, война и т. п.) также не относится к принудительному. В указанной конвенции закреплены положения: о возрасте трудоспособных мужчин (минимальном и предельном), дающем право привлекать их к принудительному труду (ст. 11); о продолжительности использования такого труда в течение года (ст. 12); об оплате и условиях применения этого труда (ст. 14–17). По характеру эти международные нормы выступают гарантиями прав человека, труд которого используется принудительно. При этом необходимо учитывать, что речь идет только о мужчинах, так как женщины не могут привлекаться к такому труду, кроме принудительного труда по приговору суда.

В 1957 г. МОТ приняла Конвенцию № 105 «Об упразднении принудительного труда», где перечислены формы принудительного или обязательного труда: 1) средство политического воздействия или воспитания; 2) наказание за наличие, выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; 3) метод мобилизации рабочей силы для нужд экономического развития; 4) средство поддержания трудовой дисциплины; 5) наказание за участие в забастовках; 6) дискриминация по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания. Ни в одной из этих форм труд граждан в России не применяется.

Законодательство о труде также содержит положения о запрете принудительного труда, выступающего антиподом труда свободного. Так, ст. 4 Трудового кодекса (ТК) РФ воспроизводит конституционную норму. Раздел III ТК РФ «Трудовой договор» конкретизирует рассматриваемое конституционное положение, в частности, ст. 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Во‑первых, государство считает свободным лишь такой труд, который применяется на условиях государственных стандартов труда, закрепленных в ТК РФ и других нормативных актах о труде; во‑вторых, работника нельзя без его согласия заставить выполнять иную работу, а не ту, на которую он принят. Сказанное подтверждает и норма ст. 72 ТК РФ, допускающая перевод работника на другую работу только с его согласия, за исключением случаев, установленных в ст. 73 и ст. 74 ТК РФ.

Характеристика права на труд всегда связана с набором тех правомочий гражданина, которые ему гарантированы государством при использовании им способности к труду. Нормативное содержание конституционного права на труд, исходя из смысла ч. 1–3 ст. 37 Конституции РФ, включает: правомочие на свободный труд, т. е. труд, который работник свободно выбирает или на который он свободно соглашается; правомочие свободно распоряжаться своими способностями к труду; правомочие свободно выбирать род деятельности и профессию; правомочие на труд в безопасных и здоровых условиях труда; правомочие на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; правомочие на защиту от безработицы, правомочие на защиту права на труд в судебном порядке.

Конституция РФ, в рассматриваемом контексте, соответствует положениям ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозгласившей, что «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы», и ч. 1 ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., где говорится о том, что «государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права».

Право на труд в безопасных и здоровых условиях труда неразрывно связано с охраной труда, решению проблем которой Российское государство придает особое значение. Об этом свидетельствует и принятие ФЗ от 17 июля 1999 г. № 181‑ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Как следует из преамбулы закона, им устанавливаются правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Охрана труда в этом законе рассматривается как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально‑экономические, организационно‑технические, санитарно‑гигиенические, лечебно‑профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

По‑новому в законе определяются условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Дается и определение безопасным условиям труда, при которых воздействие на работающих граждан вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются : 1) здоровые и безопасные условия труда, закрепленные в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов федерации в установленном порядке; 2) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; 3) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Вопросам охраны труда также посвящен Раздел X ТК РФ.

Согласно ст. 212 ТК РФ, создание безопасных и здоровых условий труда возложено на работодателя. Помимо конкретизации этой нормы через обязанности работодателя, закрепленные в ТК РФ, Правительство РФ в Постановлении от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», ввело единые нормативные требования по охране труда при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда, обязательные для федеральных органов исполнительной власти и предприятий всех форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 утверждено Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития РФ (с 6. 04. 2004 г. – Министерство здравоохранения и социального развития). К числу ее основных задач и подведомственных ей государственных инспекций труда относится осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда среди работников и работодателей.

Среди мер, направленных на соблюдение здоровых и безопасных условий труда, следует назвать возможность привлечения нарушителей к материальной, административной или уголовной ответственности.

Наемный труд всегда труд возмездный. Государство, регламентируя вопросы оплаты труда в ТК РФ и других нормативных актах, основывается на двух положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ: о запрете какой‑либо дискриминации в оплате труда и об установлении минимального размера оплаты труда, обязательного для всех категорий работодателей. Поскольку речь идет о запрете какой‑либо дискриминации в оплате труда, то, следовательно, этим понятием охватываются все критерии, перечисленные в ч. 2 ст. 19

Конституции. Учитывая, что установленный в ней перечень обстоятельств не является исчерпывающим, должна быть исключена дискриминация в оплате труда и по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников и результатами их труда.

В то же время не является дискриминацией дифференциация оплаты труда в зависимости от условий труда, квалификации работника, занимаемой должности, интенсивности, напряженности, сложности выполняемой работы, социальной значимости рода деятельности, профессии и некоторых других критериев.

Значение фиксируемого государством минимального размера оплаты труда можно рассмотреть с двух сторон. Во‑первых, он служит расчетным показателем (прямым или косвенным) для установления заработной платы (вознаграждения за труд) тем работникам, труд которых оплачивается за счет средств бюджета (федерального или субъектов федерации). Во‑вторых, он выступает государственной гарантией минимального вознаграждения за труд, ниже которого никто не может его оплачивать. В то же время нельзя не обратить внимания на то, что ныне установленный минимальный размер оплаты труда в 4 раза ниже прожиточного минимума, который теперь устанавливается в законодательстве субъектов федерации. Очевидно, что этот уровень вряд ли отвечает провозглашенным в ст. 7 Конституции целям социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Закрепление права на индивидуальные споры в ст. 37 Конституции РФ выступает важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров урегулирован в гл. 60 ТК РФ. Индивидуальным трудовым спором принято считать неурегулированное разногласие по вопросам применения законодательства о труде, положений коллективного договора или соглашения, заключенного в порядке социального партнерства, возникшее между работником и работодателем и поступившее на рассмотрение комиссии по трудовым спорам (КТС) или суда.

В тех случаях, когда трудовые права работников нарушаются примененным или подлежащим применению законом, в отношении которого возникла неопределенность в вопросе о том, соответствует ли он Конституции, они могут обратиться с жалобой в Конституционный Суд. Суды общей юрисдикции также вправе направить запрос в Конституционный Суд с соблюдением требований ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В ч. 3 ст. 37 Конституции РФ установлено также право на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом различных способов их разрешения, включая право на забастовку. Таким законом выступает ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 175‑ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и ТК РФ – глава 61. В ст. 2 Закона от 23 ноября 1995 г. коллективный трудовой спор определяется как неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально‑трудовых отношений. Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры и забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично). В их разрешении также участвует служба, являющаяся государственным органом, компетенция которого определена названным Федеральным законом и Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» определил, какие забастовки являются незаконными. Так, согласно ч. 2 ст. 17 Закона, забастовки, которые создают реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц, признаются незаконными. В ч. 3 этой же статьи незаконными признаются забастовки работников Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Кроме того, право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайном положении.

Основные положения законодательства о рабочем времени и праве на отдых сосредоточены в разделах IV и V ТК РФ. Закон устанавливает нормальную продолжительность рабочего времени в 40 ч в неделю. Привлечение к сверхурочной работе допускается в исключительных случаях и оплачивается в повышенном размере. Для некоторых категорий работников установлено сокращенное время (работники моложе 18 лет, лица, занятые на работах с вредными условиями труда, учителя, врачи и др.).

Педагогические работники в порядке, установленном в п. 5 ст. 55 Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"» пользуются правом на нормированный шестичасовой рабочий день и сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч). Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052 утвержден Перечень образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений, установленную Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 (с изм.).

По соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (ребенка‑инвалида или инвалида с детства в возрасте до 18 лет), администрация обязана устанавливать по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Труд на таких условиях не влечет для работников каких‑либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Выходные дни для большинства работников – суббота и воскресенье. На непрерывных производствах, в сфере обслуживания и в некоторых других отраслях народного хозяйства выходные дни устанавливаются по скользящему графику, графику сменности.

В стране предусмотрено 11 праздничных дней в году. Согласно ст. 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1 и 2 января – Новый год; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 и 2 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России; 7 ноября – годовщина Октябрьской революции, День согласия и примирения; 12 декабря– День Конституции Российской Федерации. При совпадении выходного и нерабочего праздничных дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Привлечение к работе в выходные и праздничные дни допускается в особом порядке.

ТК РФ определяет минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, которая составляет 28 календарных дней. ТК РФ и другие нормативные акты предусматривают отпуск большей продолжительности и дополнительные отпуска с учетом условий труда, стажа работы на одном предприятии или выслуги лет на государственной службе и др. Предприятие за счет собственных средств, вправе увеличивать продолжительность ежегодного отпуска своим работникам.

Закрепление в Конституции права на защиту от безработицы имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда, а также общества в целом. Стремление любого общества к полной занятости связано не только с тем, что трудом создаются материальные блага и услуги, но и с тем, что вознаграждение, которое получают трудящиеся, дает им возможность осознавать свою социальную роль в обществе и приобрести чувство самоуважения, связанное с этим. Практически все важнейшие международно‑правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии и защиты от безработицы.

Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций МОТ, наиболее обстоятельно решает вопросы защиты от безработицы в Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» 1964 г. и в Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г. Эти конвенции рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государства. Конечной целью этой политики является обеспечение того, чтобы: 1) имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее; 2) такая работа была как можно более продуктивной (в это понятие обычно вкладывается следующий смысл: выполняемая работа должна соответствовать профессиональным и физическим возможностям работника и приносить максимальную пользу общества и чувство удовлетворения гражданину); 3) существовала свобода выбора вида занятости и имелись широкие возможности для каждого трудящегося получить профессиональную подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, происхождения или социального положения. Претворение в жизнь указанных целей требует значительных материальных ресурсов. Вот почему на каждом конкретном историческом этапе развития страны политика в сфере занятости основывается на учете уровня экономического развития и взаимной связи между целями в области занятости и другими социально значимыми целями общества.

Социальная защита является необходимым элементом функционирования развитых государств.

Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

В широком смысле система социальной защиты – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

Трудоспособным гражданам – за счет личного труда и предпринимательства;

Социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:

Обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;

Создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми, не противоречащими закону способами;

Создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

Обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;

Обеспечение экологической безопасности членов общества;

Защита граждан от преступных посягательств;

Защита гражданских и политических прав и свобод;

Создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;

Защита от политического преследования и административного произвола;

Создание благоприятного психологического климата в обществе, обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления, защита от психологического прессинга;

Обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

В любом государстве имеется целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан.

Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно урегулированного порядка, в рамках чего происходит распределение социальных ролей и статусов людей, охватываемых деятельностью соответствующего института.

К социальным институтам относятся:

Государство (государственные социальные службы);

Нормативные институты (конституция, трудовое право, трудовое законодательство и т.д.)

Профессиональные союзы;

Коммерческие социальные службы (страховые компании и т.д.)

Вопросы для контроля

1. Что характеризует социально-трудовые отношения, назовите субъекты социально-трудовых отношений.

2. Что может объединять людей в производственных системах.

3. Чем характеризуется отчуждение, как форма отношения к труду.

4. Чем характеризуются отношения социального партнерства.

5. Каковы основные аспекты справедливости в социально-трудовых отношениях.

6. Что понимается под социальной структурой организации, разновидности социальных структур организации.

7. Раскройте содержание социальных процессов в трудовой организации.

8. Специфика исследования проблем трудовой организации социологическими методами.

9. Функции и виды социологических исследований.

10. Как формулируются цель и задачи социологического исследования, определяются его объект и предмет.

11. Раскройте сущность основных методов проведения социологических исследований.

12. Дайте характеристику понятия «социальная защита».

13. Перечислите основные социальные институты, действующие в Украине, осуществляющие социальную защиту работников.

14. Роль профсоюзной организации по защите прав и интересов наемных работников.

15. Приведите примеры из законодательства о социальных гарантиях трудящимся.