Нормативно правовые основы деятельности в сфере культуры. Формирование и развитие нормативно-правовой базы государственного регулирования отрасли культуры

Магомедов М.М.

Соискатель

Нормативно-правовое регулирование социально-культурной сферы общества в РФ

За последние десять лет в нашей стране был принят ряд законов, касающихся культуры, которые отразили перемены, происшедшие в нашей стране в подходе к культуре и человеку. Так, были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992), Основы законодательства Российской Федерации Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993), О библиотечном деле (1994), О национально-культурной автономии (1996), О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации (1996), О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации. На уровне Правительства РФ были утверждены программы развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации.

Вторым по значимости после Конституции РФ законом, закрепляющим права человека и гражданина в области культуры, является основополагающий Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”, принятый в 1993 году. Основы гарантируют осуществление прав человека в области культуры и определяют обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей, осуществление права на участие в культурной жизни. По принятой концепции его должны были сопровождать отраслевые законы по различным направлениям культуры. Следует отметить, что эта концепция действует до сих пор, она также была поддержана и субъектами Федерации.

В статье 8 Основ законодательства РФ о культуре устанавливается, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Основы закрепляют приоритет прав человека в области культуры по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий , этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений (ст. 9).

Осуществление права на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям зависит от наличия различных видов культурных учреждений: библиотек, театров, картинных галерей, выставочных и картинных залов и т.п.

В 1993-1995 гг. были приняты также важные для культуры и искусства законы: "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах", "Об авторском праве и смежных правах", "Об обязательном экземпляре документов ", "О библиотечном деле".

В последнее время назрела острая необходимость в совершенствовании налогового законодательства и бюджетной политики в отстаивании приоритетов отечественной культуры. С этой целью в последние четыре года не только принимались новые законопроекты, но и вносились поправки в ранее принятые.

В 1994 году был принят Федеральный закон “О библиотечном деле”, который закрепил права граждан в соответствующей сфере деятельности. Закон, развивая положения Основ законодательства Российской Федерации о культуре, устанавливает приоритет прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению к правам в этой области государства, общественных объединений , религиозных и других организаций. Очень актуальным было принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который дополнил базовый закон положением, предоставляющим право бесплатного посещения музеев один раз в месяц лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Хотя принятие данной нормы и затрагивает расходную часть федерального бюджета , рост затрат на сферу культуры будет ничтожно мал и не идет ни в какое сравнение с социальным и образовательным эффектом от введения в данный Закон положения о бесплатном посещении музеев один раз в месяц для лиц школьного возраста.

Как показывает практика, на местах в большинстве регионов принимаются законы в сфере культуры с ориентацией на уже принятые федеральные законы. Это - основы законодательства о культуре, о музеях, кино, библиотеках.

Важной составляющей государственной социально-культурной политики является принятие специальных законов. В частности, таких, как закон «О театре и театральной деятельности» и закон «О государственных музеях-заповедниках». Потребность в специальных законах вызвана еще и тем, что многие нормы, определяющие отношения государства и театра в Конституции Российской Федерации в Законе о культуре не подкрепляются конкретными механизмами реализации. Такие механизмы могут быть учтены только в специальных законах.

Одним из важнейших положений, которые закрепил Закон, является право на библиотечное обслуживание, которое предоставляется каждому гражданину, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений и отношения к религии. Это право обеспечивается созданием сети государственных и муниципальных библиотек, обслуживание в которых осуществляется бесплатно.

Граждане имеют право принимать участие в деятельности объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями .

В статье 7 Закон закрепляет права пользователей библиотек. Так, все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами, право пользования библиотечным фондом.

Сегодня в Российской Федерации охрана историко-культурного наследия остается одним из основных направлений правовой регламентации в области культуры . Действующим законодательством его регулирование отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Общим законодательным актом в этой области являются «Основы законодательства о культуре». Интересующее нас направление оформлено также отдельными законами и подзаконными актами, включая Положения о министерствах и ведомствах, в компетенцию которых наряду с другими органами сегодня входит охрана историко-культурного наследия. Таким образом, сегодня в созданной системе законодательных актов, направленных на регламентацию исследуемого института, доминирующую роль играют законы, хотя по-прежнему вместе с ними большое место отводится правовым актам органов исполнительной власти . До сегодняшнего дня актуальной остается проблема уточнения понятийного аппарата. Прежде всего речь идет о памятниках истории и культуры. В течение более чем двух столетий (XVIII - нач. XX в.) закреплялись такие синонимичные термины, как «древности», «памятники древности», «памятники старины», наконец, «исторические памятники». Формально же ни понятие «памятник», ни понятие «памятник истории и культуры» на начало XX в. не получило четкого научного определения и законодательного закрепления. Оно появилось позже, в советском законодательстве. Но и сегодня работа по определению и закреплению сущности и структуры понятийного аппарата в рамках исследуемого института не завершена. Большинство понятий дается через перечисление, которое порой создает правовые коллизии. Так, в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к памятникам истории и культуры относят только объекты недвижимого имущества . В Федеральном законе «О библиотечном фонде» памятники истории и культуры рассматриваются и как движимые вещи . Кроме того, в содержание понятия «памятники» в базовом законе включены отдельные захоронения, но не упоминаются акрополи и т.д. Имея длительную историю становления и развития, охрана памятников истории и культуры и сегодня остается важнейшим правовым институтом, требующим дальнейшей детализации и разработки с учетом проводимых в российском государстве реформ . При этом государственно-правовая охрана - это деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц . И только государство, его органы обладают средствами и возможностью в масштабах государства осуществлять регулирование исследуемой области для обеспечения баланса частного и публичного интересов в ней.

Следует отметить и права граждан закрепленные в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах (1993). Важным является закрепленное и гарантированное в "Основах" право юридических и физических лиц на создание архивов. Право лица, создавшего архив (собственника), на хранящиеся в архиве документы обеспечивается законодательством Российской Федерации. Это означает, что ни один архивный документ не может быть без согласия собственника или уполномоченного им лица изъят иначе, как на основании решения суда (ст.9).

Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах устанавливают, что документы государственной части Архивного фонда РФ и справочники к ним предоставляются для пользования всем юридическим и физическим лицам. Наряду с этим Основы содержат ряд ограничений на использование архивных документов и доступ к ним. В частности, к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных отношениях, имущественном положении и т.п.) и могущим создать угрозу для их жизни и безопасности жилища, доступ может быть ограничен на срок до 75 лет со времени создания документов, аналогично в отношении архивных документов, связанных с сохранением государственной или иной, охраняемой законом тайной. Допускаются ограничения на доступ к подлинникам особо ценных и уникальных документов, а также к документам, имеющим неудовлетворительное физическое состояние.

Вопросы доступа к произведениям культуры решаются и в Федеральном законе “О музейном фонде Российской Федерации” (1996).

Закон устанавливает, что для доступа граждан открыты музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и находящиеся в музеях. Доступ может быть ограничен собственником или владельцам только по следующим основаниям:

Неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

Однако все это - болезни роста. Избавление от них - в движении вперед, а не в возврате к старому, многие постыдные черты которого мы порой слишком быстро забываем. Великая культура не вправе пугаться неизбежных трудностей рождения нового. Она в состоянии освоить и обратить себе на пользу все изменения, привносимые максимальной открытостью общества и культуры, свободой поиска и самовыражения. Так было уже много раз в истории нашей культуры, уникальной особенностью которой была и остается ее открытость, способность воспринимать чужое и новое, не утрачивая своих традиций.

Государственная стратегия в сфере культуры должна строиться на следующих базовых принципах:

Законодательное, организационное и материальное закрепление уникальной и первостепенной роли культуры в системе приоритетов национального развития;

Формирование открытой и последовательной культурной политики государства на основе идей и принципов, согласованных с общественным мнением и позицией профессионалов;

Последовательное разгосударствление сферы культуры при обеспечении разумного патернализма, основанного на ответственности государства за те сферы культуры, которые не могут существовать и конкурировать с другими без адекватной государственной поддержки;

Возрождение лучших российских традиций меценатства и благотворительности, привлечение частных средств к финансированию культурных программ.

Государственная культурная политика осуществляется по следующим главным направлениям.

Сохранение культурного наследия:

Разработка и реализация системы мер по сохранению недвижимых памятников истории и культуры, государственного архивного, музейного и кинематографического фондов, книжных памятников, ограждения их от физического разрушения, криминальных посягательств, незаконного вывоза;

Создание единых систем выявления и учета памятников культурного наследия, хранения предметов музейного фонда и книжных памятников;

Внедрение современных технологий в области реставрации памятников истории и культуры;

Сохранение традиционных видов художественного творчества - музыкального, хореографического и литературного фольклора, художественных промыслов и ремесел;

Формирование последовательной государственной национальной культурной политики, направленной на сохранение самобытности национальных культур народов Российской Федерации, поддержку национально-культурных форм самоорганизации граждан.

Стимулирование и поддержка художественного творчества:

Завершение законодательного обеспечения и создание дееспособной системы правоприменения в сфере авторского права и прав интеллектуальной собственности ;

Достижение высокого уровня экспертного обеспечения действий государства в сфере культуры. Главным критерием проведения политики культурного плюрализма в отношении профессионального искусства должно служить художественное качество;

Социально-культурное партнерство, предполагающее сотрудничество государственных структур со всеми профессиональными художественными объединениями при полной самостоятельности их деятельности. По мере создания устойчивой системы таких общественных институтов государство начнет постепенно передавать им часть своих функций по поддержке и организации культурной жизни в стране;

Развитие практики заказа и приобретения произведений, создание системы государственных грантов как своеобразной формы кредитования профессионального художественного творчества, а также гастрольно-выставочной деятельности;

Реализация федеральных инвестиционных программ в сфере культуры в целях укрепления материально-технической базы, сохранения и развития инфраструктуры профессионального художественного творчества - театральных, концертных, выставочных площадок, киностудий, репетиционной базы исполнительских коллективов, систем сбора и распространения информации, создание условий для обеспечения деятелей искусств необходимым профессиональным инструментарием;

Развитие системы государственных стипендий одаренным молодым художникам и исполнителям, специальных пенсий деятелям культуры и искусства, создание профессиональных служб трудоустройства актеров театра, кино и цирка, исполнителей;

Повышение качества профессионального образования в сфере культуры и искусства; создание целостной системы подготовки, переподготовки менеджеров и социальных работников в сфере культуры; поддержка науки о культуре и искусстве на основе субсидирования базисных исследований в области фундаментальных наук и максимальной актуализации прикладных исследований;

Формирование наиболее благоприятных условий для создания и распространения художественных произведений, адресованных детям. Обеспечение доступности ценностей культуры для всех граждан России:

Создание правовых, организационных и экономических условий для работы и развития сети театров, библиотек, архивов, музеев, центров российской кинематографии, всей системы кинопроката, концертных и выставочных залов, цирков, культурно-досуговых учреждений всех форм собственности ;

Государственный протекционизм (главным образом путем дифференциации налогообложения) в отношении произведений отечественного искусства (в первую очередь кино- и книжной продукции), поддержка их распространения внутри страны; создание ”узлов” стабильности отечественной культурной жизни под патронажем государства - регулярных фестивалей, конкурсов, периодических выставок и т.п.;

Максимальная открытость культурной политики, обеспечение доступности для граждан информации о публичной культурной деятельности в стране и за ее пределами; создание из средств бюджетов различных уровней системы компенсации затрат малоимущих и социально незащищенных групп граждан на пользование учреждениями культуры;

Полнота ответственности за практическое осуществление субъектами Российской Федерации государственной культурной политики, за состояние и развитие сферы культуры должна быть возложена на региональные и муниципальные органы власти. Именно на местах по мере создания правовых условий будет осуществляться структурная перестройка сети учреждений культуры, направленная на устранение монополии в предоставлении культурных услуг , развитие конкуренции , что в конечном счете обеспечит доступность культуры для всех слоев граждан.

Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997. С. 42.

Семашко Л.М. Социология для прагматиков. От монизма к тетрализму. СПб., 1999. С. 187.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 23..

Конституции зарубежных государств. М., 2004. С. 73.

Семашко Л.М. Указ.соч. С. 86-94.

Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997. С. 54.

Речь идет о Законе Российской Федерации "Основы законодательства РФ о культуре", Гражданском кодексе РФ, "Основных положениях перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования", одобренных Государственной комиссией при Совете Министров СССР от 25 мая 1989 года (Протокол 13 раздел 1), а также Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 609 “Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства”)

См.: Концепция развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. С. 737.

Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.

Федеральные законы «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных территориях», «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; Указ Президента «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ «Вопросы деятельности особо ценных объектов культурного наследия народов РФ»; Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия» от 17 июня 2004 г. №301 и др.

Подробнее: Михеева И.В. К проблеме формирования понятия «памятники истории и культуры» в законодательстве Российской империи // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: в 2 т. / Под ред. проф. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2001. Т. 1. С. 528-535.

Охрана памятников истории и культуры государством (вопросы становления). Михеева И.В. Культура, управление, экономика, право. № 3, 2005. С.34.

Орлова Э.А. Указ. Соч. С. 167.

Программа реализуется с целью формирования и развития управленческих компетенций руководящих работников организаций культуры и искусства.

Эта программа для вас, если вам нужно:

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Вы узнаете и научитесь

Будущие руководящие кадры организаций культуры и искусства рассмотрят следующие вопросы:

  • Правовые основы деятельности учреждений культуры в городской местности.
  • Досуговая деятельность и ее виды.
  • Показатели рентабельности хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства.
  • Факторы ценообразования в сфере культуры и искусства.
  • Политика в области оплаты труда и управления мотивацией работников.
  • Способы привлечения клиентов. Реферальный маркетинг в деятельности учреждений культуры и искусства.

Методы обучения

Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, чтение электронных учебников и текстов лекций, участие в вебинарах. В системе дистанционного обучения (СДО) Слушатели выполняют задания, проходят тестирования, общаются с преподавателями. Доступ в СДО вы получите после зачисления. В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, на форуме или по «Skype» (при необходимости). Все вопросы, связанные организацией обучения, помогут решить сотрудники отдела по организации учебного процесса или администратор (куратор).

Подробнее о процессе дистанционного обучения вы можете узнать в этом разделе сайта.

Результаты и перспективы:

  • Вы готовы к работе руководителя учреждения культуры и искусства, способны управлять творческими, административными процессами, хозяйственно-экономической деятельностью организации.
  • Вы умеете применять менеджерские методы и технологии привлечения клиентов, формировать ценовую, тарифную политику учреждения.
  • Вы понимаете методы реферального маркетинга, современные технологии управления процессами в организации.

Применение результатов обучения

Курс рассчитан на руководящих работников сферы культуры, искусства и кинематографии. В условиях ведения хозрасчетной деятельности организация должна демонстрировать достаточный для эффективного развития уровень рентабельности. Для этого необходимо привлекать клиентов, заинтересовывать их интересными и содержательными досуговыми программами. В ходе курса на конкретных примерах будут рассмотрены современные методы организации работы трудового коллектива, нацеленного на достижение высоких экономических показателей. Приобретенные компетенции позволят эффективно управлять организацией культуры и искусства.

Требования к Слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

В настоящее время деятельность учреждений культуры и реализация политики в сфере культуры и искусства обеспечивается большим числом законов и подзаконных актов.

Многие из них были приняты в девяностые годы 20 века, то есть во время начала переходного периода развития нашей страны. Этим объясняется наличие противоречивых норм и взаимоисключающих решений тех или иных вопросов.

Существует необходимость пересмотра всей совокупности правовых норм, регулирующего общественные отношения в сфере культуры и искусства.

Большинство нормативно-правовых актов требуют капитальных изменений с учетом современных тенденций, а также синхронизации с нормами законодательства смежных отраслей права.

А иным требуется разработка принципиально новых подходов к регулированию отраженных в них социально-общественных отношений.

Однако, некоторые действия по улучшению в этом направлении уже предприняты. Президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» 24 декабря 2014 года.

На основе этого документа в 2015 году разрабатываться проект закона о культуре. Также следует учитывать, что «Основы государственной культурной политики» - будут по большей части определять общие параметры в культурной сфере.

То, каким конкретно набором действий вооружиться государство в этой сфере будет разработано в другом документе – в "Стратегиях государственной культурной политики".

Согласно документу, основная цель государственной культурной политики - "формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития".

В числе других целей - укрепление гражданской идентичности и передача от поколения к поколению "традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения".

В документе делается акцент на необходимости воспитания граждан, в том числе взрослых. "Восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан" - одна из заявленных задач государственной культурной политики, однако в документе не уточняется, что именно имеется в виду.

При этом в "Основах" отмечается, что на достижение поставленных целей и задач потребуется не менее 15-20 лет, в течение которых сформируется новое поколение.

Первые ощутимые результаты реализации государственной культурной политики могут быть получены в течение ближайших пяти лет, считают авторы документа.

Норма основного закона определяет следующее в области культуры: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». (Конституции РФ, ст. 44 ).

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» считается первым отраслевым законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Данный закон положил начало активной нормотворческой деятельности государства в сфере культуры. С «Основ законодательства» начинает постепенно складываться законодательная база отрасли.

Данный закон признает основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждает их достоинства, отмечает неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации, и выражает стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру.

В соответствии с вышеуказанным законом в Российской Федерации регулируется культурная деятельность в следующих областях:

· выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

· художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

· художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

· самодеятельное (любительское) художественное творчество;

· музейное дело и коллекционирование;

· книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

· телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

· эстетическое воспитание, художественное образование;

· научные исследования культуры;

· международные культурные обмены;

· производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

· иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

На Государство налагаются обязанности по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Государство несет ответственность перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

1. Поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

2. Создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

3. Способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

4. Осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

5. Публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти(как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью в области искусства).

А органами, реализующими культурную политику, являются культурные институты. Такие институты могут быть функционально привязаны к задачам государственной культурной политики.

Например, институты занимающиеся сбором и сохранением культурных ценностей, такие как: библиотеки, архивы, музеи. Другая разновидность институтов связна с вопросами развития культурной художественной деятельности – сюда относятся творческие союзы, архитектурные, реставрационные и иные мастерские, концертные организации, организации занимающиеся книгоизданием и т.д.

К институтам досуговой работы относятся клубы и кружки художественной направленности, просветительские общества, организации связанные с культурным туризмом.

Здесь стоит отметить факт, что система развития детско-юношеского культурно-просветительского досуга в России находится в состоянии спада.

На систему образовательных учреждений накладываются дополнительные нагрузки, так как в большинстве своем именно эти учреждения вынуждены решать возникающие задачи социальной и культурной направленности в рамках педагогики.

Международное культурное сотрудничество осуществляют главным в большей степени центральными органы центрального управления в сфере культуры, чем региональные и местные.

Коммерческие структуры (бизнес-структуры) также можно выделить как важнейший институт, оказывающий существенное воздействие на культуру. Однако, такое взаимодействие больше характерно для развитых стран.

В развивающихся же странах, государство выступает основным институтом, компенсирующим недостатки инфраструктуры, которая сама по себе не в состоянии обеспечить развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями.

В России далеко не все вышеперечисленные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им. Кино, литература и книгоиздательcкий комплекс выступают как автономные структуры.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Министерство культуры наделено полномочиями разрабатывать основы государственной политики в области культуры и осуществлять законотворческие, правоустанавливающие функции.

Министерство культуры Российской Федерации наделено полномочиями. Перечислим лишь некоторые из них:

Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

· порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи;

· перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения;

· положение о национальном фильме;

· порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах;

· порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации;

· перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения;

· порядок бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими 18 лет;

· порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

Министерство культурытакже осуществляет:

1. ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2. лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

3. научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия;

4. поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области культуры, искусства, образования в области культуры и искусства, а также формирование и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки;

5. реализацию от имени Российской Федерации правомочий обладателя информации, содержащейся в базах данных единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах.

Федеральное законодательство и современная ситуация, сложившаяся в российском обществе создает возможности для построения государственной культурной политики с уклоном на демократические принципы.

Такую тенденцию можно считать предпосылкой к возникновению и развитию горизонтальных связей между центром управленческой деятельности и управлением в регионах, к созданию пространства для диалога участников культурных процессов по вопросам культурной политики, поддержания и развития культурного разнообразия в российских регионах.

В то же время, разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно нарушать единство культурного и информационного пространства.

Региональная политика в сфере культуры опирается на разграничении полномочий и ответственности между уровнями власти, что оказывает благоприятное воздействие на устройство культурной жизни страны, центр внимания общественных сил всё более смещается в сторону региональной политики, к работе местного самоуправления.

Тем временем, ответственность за развитие области культуры, транслированная на уровень городов и сел, в отсутствии ресурсов финансирования и культурно-социальных основ, способна подчеркнуть классификацию населения по характеру и качеству предоставляемых культурных услуг.

Изменения культурной политики, инициируемые федеральным центром, для получения ожидаемого результата должны учитывать не только общегосударственные цели, но, в большей степени, соответствовать ожиданиям самих субъектов культурной политики, их готовности проводить эти изменения в жизнь.

Проведенный Год культуры (2014г.) в Российской Федерации был ориентирован, прежде всего, на то, чтобы дать импульс культуре в российских регионах. По словам управленцев - региональные власти почувствовали значимость культуры как отрасли, и это является главным результатом года культуры.

Вместе с тем, необходим серьезный планомерный подход региональных властей в области культурной политики, направленной на поддержку традиций и новых методов, сочетая это с усилением горизонтальных связей и системы взаимодействия регионов.

Основные задачи региональной политики в сфере культуры и искусства сформулируем так:

1. Поддержка социально-культурной целостности регионов при сохранении и развитии этнокультурного многообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни; использование культурного капитала для экономического и социального развития, создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов.

2. Создание условий для преодоления культурной изоляции и обогащения межрегионального и межнационального культурного диалога, увеличение числа мероприятий, проводимых в рамках культурного обмена (фестивали, театральные гастроли, выставки и т.д.).

Современная практика управления в сфере культуры исходит из более гибкого управления культурными процессами, ориентируется на создание разветвленной системы партнерства с одновременным сохранением ответственности всех уровней власти за формирование и исполнение государственной политики, а также четкое распределение компетенции между различными административными уровнями.

Начавшийся процесс совершенствования управления в сфере культуры в нашей стране принимает в расчет опыт других стран, берет за основу отечественные традиций и в соответствии с этим, предусматривает:

Переход от управления культурными учреждениями к управлению социально-значимыми проектами и программами, переход от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетирования, разработку критериев для оценки качества деятельности организаций культуры и массовых коммуникаций, получающих государственное финансирование;

Стимулирование развития государственно-частного партнерства, переход к практике смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ;

Разработку и реализацию федеральных, межведомственных и ведомственных целевых программ, участие в региональных программах развития сферы культуры и массовых коммуникаций;

Совершенствование методов стратегического планирования деятельности в сфере культуры.

Таким образом, первоочередной задачей государства в культурной сфере можно назвать разработку отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает:

Стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры;

Действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей;

Возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»;

Меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

Неотложных решений требует проблема обеспечения минимальных государственных гарантий реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Нельзя ограничиваться провозглашением такого права в Конституции.

Необходимо конкретизировать соответствующие обязательства государства и четко определить финансово-экономические механизмы обеспечения этих гарантий.

Важнейшими целями деятельности, как государственных органов, так и органов местного самоуправления в Российской Федерации является повышение уровня и качества жизни населения, посредством культурного развития территорий решение проблем социума с помощью культуры. Одним из главных способов достижения указанных целей выступает правовое регулирование, понимаемое как процесс целенаправленного воздействия органов правительственной силы и местного самоуправления на общественные отношения, при помощи особых средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Функционирование всех существующих инструментов управления культурой, должно основываться на нормативной базе.

В настоящее время деятельность учреждений культуры обеспечивают около 60 федеральных законов и более 100 подзаконных актов. Многие из них были приняты в начале 90-х гг. прошлого века, то есть фактически в другую эпоху, что обусловило наличие коллизионных норм, а порой и взаимоисключающих решений тех или иных вопросов.

В Нижегородской области управлением в сфере культуры занимается Министерство культуры Нижегородской области. Организацией досуга, массового отдыха и обеспечения жителей города Нижнего Новгорода услугами организаций культуры занимается департамент города.

Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культурной деятельности. Соответственно установленные правила в том или ином объеме распространяется на книгоиздание и библиотечное дело, телевидение и радиовещание, кинематографию, различные виды искусства.

Главное при этом заключается в том, чтобы государственно-управленческая деятельность создавала условия для свободного развития культурной деятельности, для ее стимулирования и, конечно, для ее защиты от проникновения в сферу культуры чуждых общественной нравственности веяний.

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44).

  • 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  • 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  • 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Министерство культуры самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит проекты нормативных актов по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, авторского права, смежных прав, историко-культурного наследия, туристской деятельности, международного культурного и информационного сотрудничества.

Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия кинематографии, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Министерство культуры РФ разделяется самым большим наличием департаментов что говорит от организационной структуре

Департамент проводит мероприятия по реализации государственной политики в области культуры на территории города, а также мероприятия по укреплению и развитию взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с творческими союзами, предприятиями и учреждениями культуры, общественными, культурными, национальными, научными, религиозными некоммерческими организациями, администрацией области и администрациями районов города. Осуществляет совместные проекты развития и сохранения культуры.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества

Структура департамента:

Отдел музыкального искусства

Отдел театрального искусства

Отдел народного творчества и изобразительного искусства

Отдел управления контрактами

Отдел сопровождения проектов и программ

Сводно-аналитический отдел

Департамент кинематографии

Структура департамента:

Приемные руководства

Отдел взаимодействия с организациями кинематографии

Отдел государственной поддержки производства неигровых и анимационных национальных фильмов

Отдел государственной поддержки производства игровых национальных фильмов

Отдел государственной поддержки продвижения и проката национальных фильмов

Департамент культурного наследия

Структура департамента:

Отдел Музейного фонда Российской Федерации

Планово-экономический отдел

Отдел музеев

Отдел археологии

Отдел государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей

Департамент науки и образования

Структура департамента:

Отдел планирования и развития образования

Отдел библиотек

Отдел образования и науки

Департамент международного сотрудничества

Структура департамента:

Отдел СНГ и работы с соотечественниками

Отдел Европы, Азии, Африки и Америки

Отдел пресс-службы

Отдел по работе с международными организациями

Организационно-аналитический отдел

Отдел анализа и координации

Департамент экономики и финансов

Структура департамента:

Отдел обеспечения бюджетного процесса

Отдел финансового обеспечения отрасли

Отдел анализа и планирования в сфере оплаты труда

Отдел бухгалтерского учета

Отдел сводной отчетности и администрирования доходов

Департамент управления имуществом и инвестиционной политики

Структура департамента:

Отдел реставрации объектов культурного наследия

Отдел капитального ремонта и контроля качества

Отдел государственных программ и капитальных вложений

Департамент туризма и региональной политики

Структура департамента:

Отдел туризма

Отдел региональной политики и координации

Отдел планирования и координации специальных проектов

Департамент государственной охраны культурного наследия

Структура департамента:

Отдел государственной охраны объектов культурного наследия

Отдел имущественных отношений

Отдел государственного реестра

Отдел контроля в сфере культурного наследия

Отдел регионального контроля и надзора

Отдел регулирования градостроительной деятельности

Отдел лицензирования и контроля в сфере реставрации

Нормативно-правовой департамент

Структура департамента:

Приёмные руководства

Отдел судебной работы

Отдел договорной работы и правового взаимодействия

Отдел законопроектной деятельности

Отдел нормативно-правового обеспечения

Отдел правовой экспертизы

Департамент контроля и кадров

Структура департамента:

Приёмные руководства

Отдел профилактики коррупционных правонарушений и контроля

Отдел кадров

Отдел государственной службы и наград

Контрольно-ревизионный отдел

Департамент управления делами

Структура департамента:

Приёмные руководства

Отдел информационных технологий

Отдел делопроизводства и ведомственного архива

Отдел контроля и обращений граждан

Отдел административно-хозяйственного и социального обеспечения

ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ

  • 1. Реализация мер по обеспечению гарантий прав граждан на свободу всех видов творчества, участие в культурной жизни Нижегородской области и пользование услугами организаций культуры, искусства, кинематографии, получение образования в сфере культуры и искусства, доступ к информации и культурным ценностям.
  • 2. Проведение государственной политики в области профессионального искусства, социально-культурной деятельности, библиотечного и музейного дела, кинематографии, а также управление образованием в сфере культуры и искусства на территории Нижегородской области.
  • 3. Формирование культурной среды, эстетических взглядов и вкусов населения и приобщение граждан к художественному творчеству, духовным и материальным культурным ценностям через поддержку государственных учреждений искусств.
  • 4. Создание нормативной правовой базы для эффективного функционирования организаций культуры Нижегородской области.
  • 5. Обеспечение сохранности и защиты культурных ценностей, хранящихся в библиотеках, музеях и других учреждениях культуры Нижегородской области.
  • 6. Обеспечение государственных социальных гарантий для работников государственных учреждений культуры и образования (в сфере культуры и искусства) Нижегородской области.
  • 7. Обеспечение сохранения и развития существующего комплекса областных организаций культуры, искусства, кинематографии, образования (в сфере культуры и искусства).
  • 8. Оказание поддержки организациям культуры, искусства, кинематографии, образовательным учреждениям в сфере культуры и искусства Нижегородской области.
  • 9. Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного, музейного дела, профессионального искусства, народного творчества, образования и науки (в сфере культуры и искусства) на территории Нижегородской области.
  • 10. Содействие сохранению и развитию культурного наследия, региональных и местных национально-культурных традиций (фольклора, народных праздников, обрядов, ремесел и других) народов, проживающих на территории Нижегородской области, во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления.
  • 11. Контроль за соблюдением действующего законодательства в Нижегородской области в подведомственной Министерству сфере в пределах его компетенции.
  • 12. Участие в проведении мероприятий, направленных на поддержку социально значимых приоритетных направлений в развитии культуры и искусства.

Департамент культуры города Нижнего Новгорода является отраслевым структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода и подчинен непосредственно заместителю главы администрации города Нижнего Новгорода. Правовую основу деятельности департамента составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и законодательство Нижегородской области, правовые акты органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода.

Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 43 и 44 Конституции РФ права на образование и культурную деятельность относятся к основным правам человека. Основные права и свободы человека не зависят от воли субъекта и являются естественными, неотъемлемыми правами личности, данными гражданину от рождения, которые не могут быть переданы другому лицу, быть отчуждены и не подлежат оценке; от них нельзя отказаться.

Конституционные гарантии права на образование и культурную деятельность предусматривают следующее:

  1. Законодательное закрепление деятельности, обязанностей государства, имеющих сложный состав и структуру, направленных на обеспечение свободного доступа граждан к получению образования и ведению культурной деятельности, создание необходимых условий для получения образования и ведения культурной деятельности.
  2. Действия органов государства, местного самоуправления по реализации закрепленных в нормативных правовых актах предписаний, обусловливающих реальное обеспечение получения образования и ведения культурной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования и культуры

Законодатель выделяет два уровня нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования и культуры: федеральный и региональный.

В свою очередь , как федеральное, так и региональное законодательство включают законодательные и иные нормативные правовые акты.

Федеральные законы в области образования и культуры принимаются для того, чтобы:

  • разграничить компетенцию и ответственность в области образования и культуры федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования и культуры, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации;
  • вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми те осуществляют собственное правовое регулирование в области образования и культуры.

Субъекты РФ в соответствии со своей компетенцией могут принимать в области образования и культуры законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в этих областях. Более того, законодатель устанавливает, что региональные законы и иные нормативные правовые акты не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ.

Федеральный уровень законодательства в области образования и культуры

На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования и культуры представлена:

  1. Конституцией РФ;
  2. Законом РФ "Об образовании";
  3. Федеральным законом "О высшем и послевузовском образовании";
  4. Федеральным законом "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
  5. Иными "профильными" федеральными законами, т. е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования и культуры;
  6. "Непрофильными" законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования и культуры.

1. Конституция РФ.

Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Наряду со ст. 43 отдельные положения, регулирующие отношения в образовании, содержатся и в других статьях Основного Закона: так, в п. 1 ст. 72 общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

Статья 44 Конституции РФ посвящена культурной деятельности гражданина, в ней раскрываются его права и обязанности. Каждому гражданину РФ гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собственности. Все граждане РФ имеют право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

3. Федеральных закон "О высшем и послевузовском образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т. д.

4. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. № 3612-ФЗ.

Задачами данного закона являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность ; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

5. Иные "профильные" федеральные законы.

В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в области образования и культуры, наряду с Законом об образовании, Федеральным законом о высшем и послевузовском образовании и Федеральным законом об основах РФ о культуре присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования или культуры. Например: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

6. "Непрофильные" законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере образования и культуры.

Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования и культуры. Большое количество таких законов, их "разнокалиберность" (в одних законах содержится одна - две статьи по соответствующей проблематике, в других - целые главы), часты случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании и культуре, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в каждой из рассматриваемых сфер деятельности.

Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы (примеры даны на основе законодательной базы в сфере образования):

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации, например, Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования, например: гигиеническое воспитание и обучение - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; военное образование и военная подготовка - федеральные законы от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"; экологическое образование - Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; спортивная подготовка - Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; религиозное образование - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и т. п. ;
в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений, например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений, например, Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ);
д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I "О плате за землю") и др.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования и культуры, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы (примеры даны на основе нормативных актов в сфере образования):

1. Указы Президента РФ , среди которых можно выделить: указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования, например, указы Президента РФ от 11 июля 1991 г. № 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", от 24 декабря 1996 г. № 1759 "О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

2. Постановления Правительства РФ , которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования, например, от 5 июля 2001 г. № 5 05 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг", от 18 октября 2000 г. № 7 96 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", от 5 апреля 2001 г. № 2 64 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации"), либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (например, постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1 047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти ", от 27 июля 2001 г. № 5 64 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" и т. п.).

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , принятые по вопросам образования.

Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь , можно условно объединить в следующие группы:

  1. нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее - Министерства образования РФ) (например, приказ Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1 154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования", от 10 июля 2003 г. № 2 994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования", от 19 мая 1998 г. № 1 236 "Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования");
  2. нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти , в том числе:
    а) "профильные", т. е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (например, приказ Минюста России № 3 1, Минобразования России № 3 1 от 9 февраля 1999 г. "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах", приказ Минздрава России от 17 февраля 1993 г. № 2 3 "Об утверждении Положения о клинической ординатуре", приказ Министерства обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 8 0 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации");
    б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения, прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (например, приказ Минздрава России от 26 июля 2000 г. № 2 84 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", приказ Министра обороны РФ от 10 декабря 2000 г. № 575 "О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации").