Специальный страховой и специальный трудовой стаж. Особенности пенсий. Специальный трудовой стаж

Трудовой стаж человека — это его жизненный период, посвященный труду и другой деятельности, полезной для общества. При его подсчете суммируются все учтенное рабочее время. Понятие трудовой стаж является общим определением нескольких видов стажа. К ним относятся:

  • – вся деятельность человека.
  • Непрерывный – сумма периодов работы. Если перерывы между ними меньше месяца.
  • Специальный или иная деятельность, общественно-полезная.

О последнем мы и будем говорить более подробно.

Специальный стаж – это учтенная и подтвержденная документально продолжительность деятельности человека в специфических условиях, особых условиях труда, определенных законодательством должностях, профессиях или на работах, полезных для общества.

Например, опекунство или уход за тяжелобольными людьми. Он учитывается при установлении надбавок к зарплате, пособий, расчете и других выплат в некоторых регионах страны, например, Дальний Восток, при назначении досрочно или выслуге лет.

Если пенсия назначается в общем порядке, то есть при достижении установленного законом возраста, то специальный стаж будет включен в общий.

К нему приобщаются подтверждающие документы. Некоторые периоды деятельности можно восстановить и включить в стаж через суд. Например, учебу в ВУЗе, но только в случае, когда человек, учился в советское время. Тогда учеба включалась в стаж. Но только при условии, что человек работал до обучения и сразу после.

Свидетельские показания

Бывает так, что документов организации в архиве не окажется. Закон в данной ситуации допускает, что подтверждением стажа могут послужить свидетельски показания. Они приобщаются к заявлению в ПФ с просьбой о восстановлении. Свидетелей должно быть не меньше двух. Они должны иметь документальное подтверждение факта работы совместно с заявителем в период времени, который он просит восстановить в стаже.

Стаж педагогов

В специальный стаж засчитывается время, в течение которого человек вел именно педагогическую деятельность. В него входят так же:

  • периоды обучения в аспирантуре;
  • служба в армии;
  • работа на выборных должностях;
  • иная работа, помимо педагогической, в образовательной сфере, например, в Министерстве образования;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • и ряд других видов деятельности, связанных с педагогической работой.

Что входит в стаж?

В короткой статье невозможно изложить все положения нормативных актов и законодательства, регулирующих специальный стаж педагога. Отметить основное. Педагогический стаж засчитывается в первую очередь за педагогическую деятельность и работу, связанную с ней.

Право на досрочную пенсию педагог получает при наличии стажа не менее 25 лет.

Так же, как и у медработников, при подсчете педагогического стажа должно руководствоваться Перечнем должностей, квалификационными характеристиками педагога, Правилами подсчета специального стажа, нормативными актами, утвержденными Правительством.

Как доказать?

Для подтверждения специального стажа установлен общий порядок. Основной документ – трудовая книжка. В случае спорных ситуаций наличие стажа подтверждается или документально или показаниями свидетелей. Более подробно обо всем этом мы уже говорили в разделе «Стаж медицинских работников».

Выслуга лет

Категории граждан, которым засчитывается стаж за выслугу лет:

  • Госслужащие.
  • Военнослужащие.
  • Лица, проходящие службу, лриравненную к военной.
  • Граждане, занятые на вредном производстве.
  • Работающие в специфических условиях.
  • Занятые тяжелым трудом. Горняки и ряд других.

Как рассчитать?

Право на досрочную пенсию имеют лица, выслужившие 25 лет. Для госслужащих федерального уровня выслуга составляет 15 лет.

При подсчете стажа в него включаются все периоды указанной деятельности. Используются поправочные коэффициенты. В зависимости от категории, условий труда и других, оговоренных в законодательстве, обстоятельств коэффициент может составить и 2,0, и более. Так, в случае установленного коэффициента 2,0 год службы засчитывают за два.

Как доказать?

Порядок подтверждения выслуги ни чем не отличается от общего порядка, установленного для специального стажа. Основной документ – трудовая книжка или иной, подтверждающий стаж. Более подробно смотри выше.

Есть, правда, одно отличие. Учеба при выслуге засчитывается в стаж .

Стаж летчиков и испытателей

  • досрочной;
  • по выслуге лет.

Как рассчитать?

При определении стажа учитывается, что предельный возраст для выхода на пенсию установлен:

  • мужчины – 55 лет;
  • женщины – 50.

Профессиональный стаж должен составить пять, 10 или 15 лет. Учитывается так же и , который составляет:

  • 25 лет для мужчин;
  • 20 лет для женщин.

Для лиц, работающих в Гражданской авиации выслуга:

  • 25 лет — мужчины;
  • 20 лет – женщины.

Если человек выходит на пенсию по состоянию здоровья, то при подсчете уменьшается стаж. В этом случае он составит 20 – мужчины, 15 лет – женщины.

Как доказать?

Подробно процесс подтверждения стажа мы описали выше. Он действует для всех категорий граждан, имеющих специальный стаж.

Общий и специальный стаж – в чем отличие?

Общий стаж – это продолжительность всей деятельности человека, включая и полезную для общества. Специальный стаж подсчитывается только в случае работы человека, связанной с общественно-полезной деятельностью, например, военной службой.

Другая деятельность, специально не оговоренная в законодательстве, как полезная для общества, в специальный стаж не включается.

И еще одно отличие. Специальный стаж дает человеку право на получение досрочной пенсии по старости или по выслуге. А в общем такого нет.

В заключение добрый совет. Законодательство, регулирующее вопросы трудового стажа, в том числе и специального, сложно для понимания человека, который юристом не является. Поэтому при необходимости подсчитать стаж, оформить необходимые документы стоит обратиться к специалистам, работникам ПФ или юристам, практикующим в этой области права.

Согласно закону, специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность определенной деятельности (службы). С учетом специального стажа устанавливается, как уже отмечалось, пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Соответственно выделяются три вида специального трудового стажа, с учетом которого назначаются эти пенсии. Причем каждый вид специального трудового стажа подразделяется на несколько подвидов. Так, в первом виде выделяется стаж подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; стаж на тяжелых работах; стаж работы женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин; стаж работы женщин в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью труда и т.д. Во втором виде выделяется стаж работы в районах Крайнего Севера и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В третьем виде - стаж педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей; стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения; стаж творческой работы на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях; стаж военной и другой приравненной к ней службы и т.д. Стаж, с учетом которого устанавливаются пенсии за выслугу лет, часто именуется в нормативных правовых актах «выслугой».

Отличие содержания специального трудового стажа по российскому пенсионному закону состоит в том, что в него теперь не включаются многие периоды иной деятельности, которые учитывались ранее: время выборной и ответственной работы в советских и партийных органах, выборной работы в профсоюзных органах и т. д. Включается в такой стаж лишь соответствующая работа (служба), за исключением отдельных случаев. На общих основаниях включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, время выполнения осужденными соответствующих работ в период отбывания наказания в виде лишения свободы или в период исправительных работ.

В каких случаях в специальный трудовой стаж включаются иные периоды, помимо соответствующей работы?

При установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона 1990 г.) время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание (ст. 92 Закона 1990 г.).

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что время прохождения военной службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в перечни, утвержденные Правительством РФ. В перечни, в соответствии с которыми устанавливаются пенсии по Закону 1990 г., такие должности пока еще не включены.

Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда устанавливаются ныне с учетом 13 подвидов специального трудового стажа.

Все они перечислены в ст.

12 Закона 1990 г. (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; работы с тяжелыми условиями труда и т.д.). Списки соответствующих работ (профессий, должностей), выполнение которых дает основания для установления пенсии при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются, согласно Закону, в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. На практике такие списки обычно утверждает непосредственно само Правительство РФ, зачастую без официального согласования с Пенсионным фондом России.

Законом определен также порядок суммирования различных подвидов данного специального трудового стажа (см. § 4 гл. 9).

Пенсия по старости в связи с работой на Севере устанавливается с учетом двух подвидов «северного» специального трудового стажа - стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Эти подвиды специального стажа также указаны в Законе 1990 г. (ст. 14).

Перечни соответствующих районов и местностей утверждены Правительством России, так как это его компетенция.

Пенсия за выслугу лет устанавливается, как уже отмечалось, с учетом нескольких подвидов специального трудового стажа (выслуги лет).

В Законе 1990 г. указаны семь таких подвидов. Это работа на подземных и открытых горных работах; на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота; в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях; в гражданской авиации; педагогическая работа в школах и других учреждениях для детей; лечебная и иная работа по охране здоровья населения; творческая работа на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах (ст. 78, 78", 782, 79, 80, 81, 82).

Списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, и правила исчисления выслуги также определяются Правительством РФ (см. гл. 12).

В Законе 1993 г. назван один подвид выслуги - выслуга на военной службе, на службе в органах внутренних дел и некоторых иных органах. В нем определены также правила ее исчисления. Закон установил, что порядок исчисления выслуги устанавливается Правительством России.

Рядом нормативных правовых актов пенсионное обеспечение за выслугу лет, предусмотренное Законом 1993г., распространено на некоторые другие категории граждан (см. гл. 17). Их выслуга исчисляется в таком же порядке.

Особыми видами специального трудового стажа являются стаж определенной деятельности, с учетом которого назначается пожизненное денежное содержание судьям, ушедшим в отставку, а также стаж государственной службы, необходимый для установления ежемесячной доплаты к государственным пенсиям (см. гл. 17).

Закон 1990 г., другие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение за выслугу лет, не предусматривают возможности суммирования различной по своему характеру профессиональной деятельности, с учетом которой устанавливаются пенсии за выслугу лет. В связи с этим нельзя суммировать, например, педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей с творческой работой на сцене в театрах и т.д.

Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра гуманитарных дисциплин КубГУ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Новороссийск 2009

1. Особенности пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане;

6) члены семей вышеназванных граждан, имеющие право на пенсию в случаях, предусмотренных законом.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

– пенсия за выслугу лет;

– пенсия по старости;

– пенсия по инвалидности;

– социальная пенсия.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам ВОВ. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

4) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, ВОВ, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

5) нетрудоспособным членам семьи, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца). Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» накопительной части трудовой пенсии.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Пенсия независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Срок, на который назначается пенсия (в том числе при изменении ее размера), зависит от вида пенсии:

– пенсия за выслугу лет и пенсия по старости назначаются пожизненно;

– пенсия по инвалидности назначается на срок, на который определена инвалидность;

– пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.

2. Специальный трудовой стаж, его значение

С 1 января 2002 г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С указанной даты утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности независимо от количества и продолжительности перерывов в ней в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действовавший Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В обновленном законодательстве Федеральном законе «О трудовых пенсиях», Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж отсутствует.

Однако, то, что в ранее действующем законодательстве называлось специальным трудовым стажем, сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.

С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:

· пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание);

· времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).

Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа. Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа. В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Особым видом специального трудового стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия. Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие. Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.

Принятие нового пенсионного закона повлекло за собой несогласие с некоторыми его положениями. Неоднократно эти вопросы были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, что повлияло на правоприменительную практику, в частности при досрочном пенсионном обеспечении. Например, согласно ст. 133.1 Закона о пенсиях 1990 г. работы, выполнявшиеся до 1 января 1992 г. и предусмотренные действовавшими в то время Списками N 1 и 2, принятыми в 1956 г., засчитывались в трудовой стаж, с учетом которого назначалась пенсия за работу с особыми условиями труда, наравне с работами, предусмотренными Списками 1991 г. Поскольку в Законе о трудовых пенсиях подобной нормы нет, правоприменительные органы, начиная с 1 января 2002 г. отказывали в зачете в специальный трудовой стаж периодов работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списками 1956 г. Так, гражданка Тарасова с 1977 по 1985 гг. работала кочегаром котельной на жидком и газообразном топливе (на кондитерской фабрике). Профессия машинист - кочегар котельной была предусмотрена р. XIV Списка N 2 1956 г. В Списке 1991 г. значилась профессия кочегар котельной (на угле и сланце). Однако в силу ст. 133.1 Закона о пенсиях 1990 г. профессия, предусмотренная прежним Списком, до 1 января 2002 г. давала право на досрочное назначение пенсии. Поскольку Тарасова обратилась за пенсией в феврале 2002 г., в досрочном назначении пенсии ей было отказано. Данное дело было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Как отмечено в его Определении от 6 марта 2003 г. N 107-О, содержание норм ст. 27 Закона о трудовых пенсиях свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие указанного Закона уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с такими условиями в период до 1 января 1992 г. и именно тогда выработал требуемый специальный стаж). При этом из предписаний ст. 27 и иных статей названного Закона не следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с указанными условиями (в частности, были включены в Список N 2 1956 года) и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном возрасте. Истолкование норм Закона как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации). И далее Конституционный Суд отмечает: положения Закона о трудовых пенсиях не препятствуют правоприменительным органам учитывать при исчислении стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающими право на назначение трудовой пенсии досрочно, время выполнения работ, предусмотренных Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173; иное истолкование данных положений противоречило бы их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом. В настоящее время, как сказано выше, эта позиция нашла отражение в новой редакции Постановления Правительства от 18 июля 2002 г. N 537.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 320-О, Ю.И. Спесивцев, работающий на заводе, входящем в производственное объединение "Маяк", с 30 августа 1968 года по 11 января 1976 года (7 лет и 4 месяца) был занят в производстве с особо вредными условиями труда. В соответствии с действовавшими в тот период нормативными правовыми актами при выполнении работ с вредными условиями труда (по Списку N 1) работники имели право на пенсию на льготных условиях, в частности, мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, если не менее его половины приходилось на эти работы. Вместе с тем в исключение из указанного правила Постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1959 года N 416-90 было установлено, что рабочим и служащим, непосредственно занятым в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ (к ним в период работы относился и заявитель), пенсии по старости на льготных условиях назначаются при наличии меньшего стажа работы в этих производствах, в частности у мужчин - шестилетнего.

Введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, как констатировал Конституционный Суд, обусловливалось тем, что длительная занятость на таких работах сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Правовая природа данного вида пенсий обусловливала и особенности приобретения права на установление такой пенсии, а также характер и содержание обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на ее получение. Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Проработав определенный период на производстве с особо вредными условиями труда и, приобретя, тем самым специальный трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии на льготных условиях, работник может поменять место работы либо вообще оставить работу, если он имеет необходимый общий трудовой стаж. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. В определении далее указано, что правовые основания пенсионного обеспечения - стаж и возраст - не могут рассматриваться как равнозначные, поскольку их роль в механизме реализации гражданами права на трудовую пенсию различна. Трудовой стаж является базовым юридическим фактом, т.е. фактом правонаделительным, тогда как факт достижения пенсионного возраста выступает в качестве юридически значимой предпосылки, позволяющей реализовать уже имеющееся у гражданина право на трудовую пенсию по старости.

Согласно сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции внесение законодателем изменений в условия приобретения прав, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования, и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что эти положения не соответствуют Конституции Российской Федерации и как таковые не могут иметь юридической силы и не подлежат применению. Положение Закона о пенсиях 1990 г. в той мере, в какой оно распространяет предусмотренное им требование о наличии минимального 10-летнего стажа, дающего право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, на лиц, которые до вступления названного Закона в силу в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее 6 лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.

Соответствующая позиция отражена в разъяснении Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном его же Постановлением N 4 (зарегистрировано Минюстом России 27 ноября 2003 г. за N 5284). В нем предусмотрено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка его исчисления). Изложенный порядок подсчета стажа применяется, если с его учетом гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В противном случае исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится (и право на пенсию определяется) в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Задача

Семёнова находилась в очередном ежегодном отпуске с 1 октября по 28 октября 2007г. 3 октября у неё заболел ребёнок 5 лет и ей был выдан больничный лист с 3 по 10 октября 2007г. генеральный директор ОАО «Кузнец» отказался оплатить больничный лист и продлить отпуск Семёновой. Законны ли действия генерального директора?

Действия генерального директора ОАО «Кузнец» законны, т.к. в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" застрахованному лицу выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в случаях необходимости осуществления ухода за больным членом семьи. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. По своей сути листок нетрудоспособности выполняет двойную функцию: а) удостоверяет нетрудоспособность граждан, подтверждая их временное освобождение от работы; б) является финансовым документом, служащим основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. На основании пункта 5.6 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома России и постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.94 N 206/21, листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи (в т.ч. и за больным ребенком) не выдается в период очередного отпуска и отпуска без сохранения содержания; в период отпуска по беременности и родам; в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности в период ежегодного отпуска матери, осуществляющей уход за больным ребенком, не назначается. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 124 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск продляется или переносится только в случае временной нетрудоспособности работника.


1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.

3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.

4. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изменениями от 28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 26 февраля 1993 г.

5. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 19 апреля, 27 декабря 1991 г., 6 февраля, 3 апреля, 25 декабря 1992 г., 15 января, 6, 30 марта, 8 июня, 24 декабря 1993 г., 5 мая, 10 июня, 4 августа 1994 г., 27 января, 7 мая, 22 августа, 9, 17, 20, 27 декабря 1995 г., 7 августа 1996 г., 14, 29 января, 17 марта, 5 мая, 21 июля 1997 г., 28 марта, 11 апреля 1998 г., 25 февраля, 1 июня, 14, 17 июля 1999 г., 2 января, 7 августа, 3, 4 ноября, 29 декабря 2000 г., 16 апреля, 13 июля, 8 августа, 27 ноября, 15 декабря 2001 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР, от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 351

6. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., N 18, ст. 566

7. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // "Российская газета" от 16 апреля 1993 г.

8. Постановление Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 4 ст. 328

9. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 24 апреля 2003 г.) // "Российская газета" от 24 июля 2002 г.

10. Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (с изменениями от 23 июля, 9 августа, 2 октября 1991 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

11. Постановление СМ СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (с изменениями от 16 апреля 1958 г., 29 октября 1959 г., 16 июля 1965 г., 23 сентября 1966 г., 23 декабря 1967 г., 10 марта 1969 г., 12 апреля, 27 сентября 1990 г.) // Сборник "Постановления Совета Министров СССР", август 1956 г.

12. Постановление Правительства РФ от 1 марта 1992 г. N 130 "Об утверждении списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет" // "Российская газета" от 14 марта 1992 г.

13. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" // СПС «Консультант-Плюс»

14. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" // СПС «Консультант-Плюс»

15. Постановление СМ РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет" // СПС «Консультант-Плюс»

16. Постановление СМ РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет" (в редакции от 22 сентября 1993 г.) // СПС «Консультант-Плюс»

17. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 2 мая 2006 г., 18 июня 2007 г.) // "Российская газета" от 17 июля 2002 г.

18. Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (с изменениями от 1 октября 1999 г.) // "Российские вести" от 21 ноября 1996 г.

19. Постановление Минтруда РФ от 25 марта 2002 г. N 21 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Российская газета" от 29 мая 2002 г.

20. Постановление Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Российская газета" от 19 декабря 2003 г.

21. Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N 107-О "По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Российская газета" от 21 мая 2003 г.

22. Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 320-О "По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 февраля 2003 г. N 5 ст. 500

23. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004.

24. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. М., 2002.

25. Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004.

26. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам военного права / Корякин В.М. - М.: За права военнослужащих, 2006. - 208 c.

Специальный трудовой стаж - это довольно важный показатель, который серьезно влияет на В России даже есть отдельное определение данного термина. Он имеет юридическую значимость. На самом деле разобраться в трудовом стаже (специальном) довольно легко. Достаточно знать некоторые особенности и нюансы оного. Тогда получится понять, насколько он важен. Так что должны знать граждане РФ о специальном стаже труда? Чем он отличается от всех остальных? Как исчисляется и влияет на пенсионные выплаты?

Определение

Первое, что нужно понять - это значение термина. Что значит специальный трудовой стаж? Уже было сказано, что он имеет прямое отношение к трудовой деятельности, а также имеет четкое определение.

Данным термином описывают суммарную продолжительность работы в некоторых областях деятельности, на некоторых должностях, а также на определенных территориях. Общественно-полезный труд тоже иногда относят к специальному стажу. Именно такое значение было установлено ранее.

Сейчас изучаемое понятие продолжает появляться в законах, но точного определения ему нет. Под специальным стажем понимают просто труд в некоторых сферах деятельности. Чтобы понять, что значит данный термин, стоит узнать о видах продолжительности выполнения трудовых обязанностей.

Виды стажа

Следующий нюанс, который требуется понять - это виды специального стажа. Без этой особенности не получится полностью осознать изучаемое понятие. Раньше специальный труд, при СССР, играл важную роль, в современной России уже не так. Поэтому разобраться с ним теперь сложнее.

Виды специального трудового стажа не слишком обширны. Их несколько. И запомнить их довольно легко. Только население все равно не считает данные типы стажа специальными. Для них это обычная работа.

Виды специального трудового стажа в России можно выделить следующие:

  • медицинский;
  • педагогический;
  • выслуга лет у летно-испытательных служб;
  • выслуга лет у военных.

Именно такие пункты можно выделить среди всего имеющегося стажа работы. Вышеперечисленные типы труда - это то, что в определенный момент даст особые возможности работникам. Поэтому следует обратить на указанные пункты отдельное внимание.

Когда играет роль

А в какие конкретно моменты изучаемое понятие играет особую роль? Ведь у каждого термина есть не только определение, но и применение в той или иной степени. Уже было сказано, что специальный трудовой стаж важен при исчислении пенсии. Но что это значит?

Дело все в том, что некоторые категории граждан имеют право на досрочное назначение поддержки со стороны государства. При определенных обстоятельствах, связанных со специальным стажем, можно без проблем стать пенсионером пораньше.

Далее - это то, что указанный тип учета трудовой деятельности служит неким повышающим фактором. В зависимости от труда будет изменяться итоговая выплата пенсионных накоплений. То есть можно при помощи указанного понятия повысить пособие, которое положено всем пенсионерам.

Именно такое юридическое значение специального трудового стажа имеется в современной России. Больше никакой существенной ценности он не несет. Чаще всего с данным понятием, как нетрудно догадаться, сталкиваются военные. На их примере проще всего разобраться в полезности изучаемого типа стажа трудовой деятельности.

Дополнение к трудовому стажу

В законодательстве предусмотрены некоторые правила, включающие возможность дополнения специального трудового стажа. Что это значит? Не обязательно работать в ранее указанных сферах. При определенных обстоятельствах в качестве "особого" стажа засчитываются иные периоды.

Какие именно? Чтобы получить пенсию по старости, граждане могут надеяться, что в специальный стаж будет внесены следующие периоды:

  • инвалидность, наступившая в ходе выполнения трудовых обязанностей, 1 или 2 группы;
  • периоды, в которых имели место профессиональные заболевания;
  • пребывание под стражей в местах лишения свободы более срока, которое указано в деле.

Тем не менее, это далеко не самые распространенные случаи. Обычная инвалидность не имеет отношения к понятию специального стажа труда. На какие иные нюансы должно обратить внимание население? Например, на отличие изучаемого понятия от иного стажа труда.

Отличия

На самом деле разобраться в этом не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Общий и специальный трудовой стаж похожи. А вот со страховым имеются существенные различия.

Дело все в том, что специальный "труд" - это часть общего стажа. Изучаемое понятие чаще всего встречается именно при исчислении и учете времени, которое отработано сотрудником за жизнь в общем. В современной России основные "бонусы" и льготы от государства за имеющийся специальный стаж практически полностью отменены.

Но это еще не все. - это, можно сказать, периоды труда, в которые осуществлялось внесение денежных средств в страховые фонды. Не обязательно именно работать. Существует ряд периодов, которые засчитываются в качестве трудовой деятельности. Если во время них осуществлялись переводы в страховые фонды, то они пойдут "в зачет". Страховой и специальный трудовой стаж - две неотъемлемые части друг друга. Ведь при ведении деятельности, как правило, страховые взносы все равно уплачиваются. Точно так же, как и во время обычной работы. - часть и общего, и специального. Никаких существенных бонусов не несет. Влияет только на размер пенсии в будущем: чем больше отчислений сделано, тем выше окажутся выплаты.

Значение для медицинской сферы

Ведь специальный стаж - это возможность досрочного выхода на пенсию по старости. Изначально в РФ мужчины получают такое право в 60, а женщины в 55 лет. Но сотрудники, которые отработали в сфере медицины, могут раньше выйти на пенсию.

На данный момент такое приемлемо в следующих ситуациях:

  1. Когда речь идет о сотрудниках, работающих в медицинских учреждениях в поселках городского типа, а также в селах. При этом стаж должен оказаться не меньше 25 лет.
  2. Если сотрудник работал в медицине (осуществлял лечебную или деятельность по охране труда) в городах, селах, поселках или только в городской местности, но при наличии стажа труда равного 30 годам.

Получается, как только гражданин будет соответствовать указанным условиям (одному из них), у него появится право досрочного выхода на пенсию. Плюс ко всему, когда произойдет расчет стажа, можно ожидать повышенные выплаты.

Для педагогов

Что такое стаж педагога? Это ведение трудовой деятельности в образовательных учреждениях общего типа на определенных должностях. Обычно речь идет об учителях. Но полный перечень можно узнать из Постановления №781 Правительства РФ от 29.10.2002 года. Обычно данный тип труда называют педагогической деятельностью.

Специальный трудовой стаж играет важную роль для указанной категории лиц. Он позволяет не только досрочно выйти на пенсию, но и отражается на заработке гражданина и возможности предоставления долгосрочного отпуска (до 12 месяцев включительно).

Особое внимание стоит уделить именно данной сфере деятельности. Ведь исчисление специального трудового стажа в отношении педагогов включает в себя нюансы. Далеко не всегда работа в общеобразовательных учреждениях будет идти в зачет.

Помимо основного понятия, к педагогической деятельности относятся:

  • работа заведующим фильмотеки;
  • пребывание на контрактной службе;
  • моменты нетрудоспособности временной;
  • ежегодные отпуска (оплачиваемые);
  • декретный отпуск;
  • отпуск по уходу за малышом до 3-х лет (до 6.10.1992).

При этом важно помнить, что отработать в сфере образования с учетом всех исключений необходимо не меньше 25 лет. Только тогда получится претендовать на бонусы и льготы от государства.

Летчики-испытатели

В случае с летчиками-испытателями все просто. В законодательстве РФ имеются четкие указания относительно того, кому и при каких условиях можно досрочно выйти на пенсию. Также перечислены категории лиц, которым засчитывается специальный трудовой стаж.

На сегодняшний день можно рассчитывать на следующие возможности относительно выхода на пенсию по старости.

При работе в гражданской авиации мужчины должны отработать минимум 25 лет, женщины - 20.

Если люди работали в гражданской авиации и оставили трудовую деятельность по состоянию здоровья, то мужчины предварительно отрабатывают 20 лет, женщины - 15.

Досрочная пенсия предоставляется сотрудникам в 55 лет и сотрудницам в 50 лет, если работа - это непосредственно управление летательными средствами. должна составлять не меньше 12,5 лет или 10 лет соответственно. При этом страховой стаж тоже учитывается. Он должен оказаться не меньше 25 и 20 лет (для мужчин и для женщин соответственно).

Выслуга лет (военные)

Вот такие особенности имеет специальный трудовой стаж. - наиболее распространенный вид изучаемого понятия. Чаще всего под ней понимается военная служба. В зачет идут все периоды работы в Вооруженных силах Российской Федерации, а также контрактная служба.

Гражданам, которые отработали определенное количество времени, будет назначаться досрочная пенсия. Также они получают надбавки к выплатам "за старость" и к окладу в период трудоустройства. За выслугу лет некоторые имеют право на получение жилья.

Обычно требуется отработать не меньше 20 лет в военной сфере. Для отдельных категорий сотрудников нужно в общей сложности иметь трудовой стаж 25 лет. При этом специальный трудовой стаж уменьшается до 12,5.

Максимальная надбавка к пенсии сотрудника составляет 85%. К выслуге лет относятся также период работы в структурах госслужб и пребывание в МВД.

Правила расчета

Последний важный момент - это правила, по которым ведется исчисление специального трудового стажа. Дело все в том, что он может прерываться. Не стоит путать его с непрерывным, где отсутствие работы прекращает все льготы. Расчет стажа производятся за все периоды труда, которые включены в список в отношении той или иной категории лиц.

Например, нельзя к выслуге лет военного отнести работу в области педагогики. А наоборот можно. Итоговые подсчеты ведутся в годах, месяцах, днях. Уже понятно, что прерываться данный стаж может. И чередоваться с иными видами деятельности тоже.

Так ли нужен

Специальный трудовой стаж важен для будущих пенсионеров. Стоит ли стремиться к нему? Да, но задумываться следует о данной особенности в начале построения карьеры. В современной России само понятие специального труда заменено на выслугу лет в тех или иных областях.

Если гражданин не планирует посвятить свою жизнь какой-то конкретной сфере, то стремиться к изученному понятию нет смысла. Добиться досрочного выхода на пенсию и повышенных выплат не получится. Ведь, как уже было сказано, обычно нужно отработать 20-25 лет в той или иной сфере, чтобы иметь выслугу. Чем она больше, тем выше будет пенсия.

Специальный стаж – суммарная продолжительность таких видов деятельности которая имеет особую значимость для государства либо связанная с негативными последствиями психических и/или физических нагрузок, вреда и опасности производных факторов на организм человека.Значение специального стажа двояко:

  1. Он порождает право на обращение за досрочной трудовой пенсией по старости.
  2. Он порождает право на обращение за выслугу лет военным, приравненным к ним категорий граждан, а также федеральным государственным служащим.

К факторам обусловливающим включение определенных видом деятельности в специальных стаж относятся:

  1. Особенные условия труда,
  2. Проживание и работа по трудовому договору в условиях крайнего севера,
  3. Специфика отдельных видов профессиональной деятельности,
  4. Специфика государственной службы по контракту (военная, гражданская, правоохранительная) (это все относилось к специальному страховому стажу).

Виды специального стажа:

1)Специальных стаж в связи с особыми условиями труда.К особым условиям труда относятся: подземные работы, горнодобывающие, тяжелые, с повышенной интенсивностью и тяжестью.Для каждого из разновидности особых условий труда правительством утверждены специальные списки и перечни соответствующих работ, профессий и должностей.На данный момент действуют постоянные производства от 18.07.02 №537.В настоящее время при досрочном назначении трудовых пенсий по старости применяется 2 списка утвержденные еще в союзное время. Утверждены они были постановлением кабинета министра от 26.01.91. «Об утверждении списков производственных работ, профессий, должностей и показателей дающих право на льготное пенсионное обеспечение».По списку №1 пенсионный общий возраст снижается на 10 лет; по списку №2 – на 5 лет.

2)Специальный стаж в связи с работой в особых климатический условиях.Установление специального стажа в отношении данной группе лиц, обусловливающих спецификой длительного воздействия отрицательной температуры в условиях окружающей среды крайнего севера на здоровое физического состояния человека.В районах крайнего севера для досрочного назначения пенсии нужно иметь не менее 15 лет стажа, а в районе прировненному к крайнему северу не менее 20 лет, независимо от пола.

3)Специальных стаж в связи с работой на определенных профессиях и должностях.Законодатель четко не разграничил критерии специального стажа в связи с особенными условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности.Особо ярко это проявляется к работникам МЧС.Поэтому при разграничении этих критериев необходимо руководствоваться:

  • характером трудовой функции для определения стажа как обусловленным трудовой деятельностью;
  • условия труда в качестве внешнего воздействия вредных и опасных факторов на организм человека для определения стажа как условие труда.Таким образом, к данному подвиду специального стажа необходимо относить следующие периоды работы:А) в спасательной службы и формировании МЧС;
  • в должностях государственной противопожарной службы;
  • в учреждениях использующих наказания в виде лишения свободы;
  • преподавая работу в учреждениях для детей независимо от организационной формы;
  • в здравоохранительных учреждениях при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения;
  • на сцене государственной и муниципальной театра, училищ, организаций;
  • в качестве оленеводов, рыбаков, охотников в районах крайнего севера и приравненных у ним местностях.

4)Выслуга лет, применяется при исчислении периодов службы следующих категорий граждан:

Законодатель употребляет термин «стаж государственной службы» и «стаж работы в должности судьи» – это все синонимы «выслуги лет».