Славянская повседневная одежда. Традиционный русский народный костюм – одежда славянской культуры


Во что одевались наши давние предки? Одёжа, риза, порты… Как называли древние славяне «одежду вообще»? В Словаре русского языка Ожегова при слове «одёжа» стоит пометка - «разговорное».

Тем не менее, учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин «одежда».

Слово «одеяние», имеющее для нас иногда торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще».

Действительно, вслушаемся: «одеяние» - «то, что одевают». А вот другое современное просторечие - «портки». В древности его произносили иначе - «порты». Оно родственно глаголу «пороть», то есть по древнерусски «резать».

«Порты» употреблялись, как в значении «одежда вообще», так и в значении «отрез», «кусок ткани, холста», а ещё чаще обозначали одежду для ног. Пока не превратились в «портки».

Древнее значение - «одежда вообще» - сохранилось для нас в слове «портной», или «портной швец», как говорили в старину. А что же такое слово «риза»? Конечно, это облачение священника, надеваемое для богослужения.

Некоторые учёные полагают, что слово это пришло к нам вместе с христианством из Византии и всегда означало только ритуальное одеяние, а также богатую одежду князей и бояр. Другие, напротив, считают его исконно славянским, отмечая его родство с глаголом «резать». Именно слово «ризы» было в Древней Руси самым распространённым термином для обозначения «одежды вообще»...

Самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Её название происходит от корня «руб» -

«кусок, отрез, обрывок ткани». История рубахи древних русских людей действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавились рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным»

И утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоёв населения, менялся только материал и характер отделки.

Простой народ носил, в основном, рубахи из льняного полотна. Для зимы иногда шили их из «цатры» - ткани из козьего пуха. Богатые и знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка. А не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань.

На Руси её называли «зендень». Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк». Рубаха и сорочка отличались друг от друга.

Длинная рубаха делалась из грубой и толстой материи. Короткая и лёгкая сорочка - из более тонкой и мягкой ткани. Постепенно она превратилась в бельё («сорочка», «чехол»). А длинную рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. При этом

Её поддёргивали. Получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Рубахи у горожан были немного короче, чем у крестьян. Женские рубахи кроились обычно до полу (отсюда «подол»). Их тоже подпоясывали. Нижний её край, чаще всего, оказывался посередине икры.

Иногда, во время работы, рубахи подтягивали по колено. Ворот рубахи, непосредственно прилегавший к телу, шился с магическими предосторожностями.

Рубаха должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, лоскут протаскивали внутрь будущей рубахи. Движение «внутрь» обозначало сохранение жизненных сил, «наружу» - утрату или потерю. «Наружу» всегда старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду. По мнению древних славян, необходимо было обезопасить все необходимые отверстия в рубахе: ворот, подол, рукава.

Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до современных работ. Славянские рубахи не имели отложных воротников.

Разрез у ворота делали прямым - посередине груди, но бывал и косой, справа или слева. Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладали бронзовые и медные, которые лучше сохранились в земле.

На самом деле они делались и из простых подручных материалов - кости и дерева. Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды. Ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая этому помешать, ворот оснащали охранительной вышивкой

Интересно, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной... В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами - «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были на много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. А поскольку у древних славян все праздники носили религиозный характер, нарядные одежды надевались не только для красоты - это были одновременно и ритуальные облачения.

Браслет XII века (сделанный, кстати, как раз для такого праздника-священнодействия) сохранил для нас изображение девушки, исполняющей магический танец. Длинные волосы её разметались, руки в спущенных рукавах взлетают, как лебединые крылья. Это танец дев-птиц, приносящих земле плодородие.

Южные славяне называли их «вилами», у некоторых западноевропейских народов они превратились в «вилис», в древнерусской мифологии к ним близки русалки. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке. Помазание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Это и есть намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства. Пояс – это важная деталь одежды.

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле. Поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще.

А вот ремённые пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа. Женщины никогда их не носили.

Мы помним, что почти каждый взрослый мужчина потенциально был воином. Именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.

Так, на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана. Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей».

Мужской кожаный пояс обычно был 1,5-2 см. шириной. Он имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками.

Мужчина-славянин не успел ещё превратиться в забитого крестьянина позднейших времён, подпоясывавшегося мочальной верёвкой. Это был гордый, полный достоинства человек, защитник своей семьи. Весь его облик, в первую очередь пояс, должен был об этом говорить. Интересно, что поясные наборы «мирных» мужчин менялись от племени к племени: например,

Вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни профессиональных воинов - членов дружин - были тогда почти одинаковы по всей Восточной Европе, как свидетельство связей между народами и определённой схожести воинских обычаев разных племён. Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура.

Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану. Вероятно, такие пояса были очень редкими, поскольку очень опасны были эти могучие и бесстрашные лесные быки. В то время охоту на тура приравнивали к поединку с вооружённым врагом. Тур, как бы был своеобразным воинским «тотемом». Существовало даже поверье, что пояса из кожи тура хорошо помогали роженицам.

Ритуальным смыслом обладали буквально все предметы воинского снаряжения. И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. С этой целью славяне шили специальные мешочки (сумочки) для разной мелочи. Назывались они «карманы».

Пришивать карманы к одежде начали гораздо позже. А вот теперь поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой, вернулись в наш обиход. Штаны, на первый взгляд, являются необходимой частью мужского костюма. Однако это было далеко не так. Так, в Древнем Риме штаны считались «варварской» одеждой,

Которую «благородному» римлянину носить было неприлично. Штаны были занесены в Европу, в том числе к славянам, кочевниками древнейших времён, которые появились в связи с необходимостью ездить верхом. Славянские штаны делались не слишком широкими. На сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ. Между штанинами вставляли ластовицу -

Для удобства ходьбы. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.

Украшались ли штаны? Данных об этом нет. Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка - «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сначала ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. Слово «гача», в смысле, «штанина» кое-где дожило и до сегодняшнего дня. Действительно, спрятанное всё за шнурком для штанов, прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног - «портки», а также «ноговицы» и «брюки» вошли в употребление только при Петре I.

01.11.2014

Славянский народный костюм не только наше национальное достояние, но еще источник вдохновения для современного моделирования одежды и для создания сценических образов в разных жанрах и видах искусства, и является ярким воплощением народного творчества.

Целых предметов одежды IX-XIII вв. до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат найденные остатки одежды и украшений. Кроме археологических данных об одежде восточных славян этого периода наиболее полное представление дают несколько изобразительных источников.

Мы рассмотрим основные детали одежды древних славян, и ряд украшающих эту одежду защитных орнаментов. Конечно, многое из нижесказанного спорно, и требует куда более подробного изучения, но …

Итак, «По одежке встречают…».

Взглянув на человека, можно было точно сказать: к какому роду-племени принадлежит, в какой местности проживает, какое положение в обществе имеет, чем занимается, какой у него возраст и даже в какой стране он живет. А глядя на женщину, можно было понять, замужем она или нет.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Сегодня и в нашем обиходе сохранились «говорящие» детали одежды и даже целые виды костюма, которые может носить только член определённой половозрастной или общественной группы.

Теперь, когда мы произносим «одёжа», — это звучит как просторечие, почти как жаргон. Тем не менее, учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин, «одежда».

Из чего же состоял гардероб древних русичей?

Прежде всего одежда строго делилась на повседневную и праздничную. Она различалась и качеством материала и цветовой гаммой.

Кроме самых простых и грубых тканей, было много тканей тонкой выработки, как местных, так и привозных. Конечно, качество одежды зависело от благосостояния ее владельца - дорогие привозные шелковые ткани могли позволить себе далеко не все. Зато шерсть и лен были доступны для всех слоев населения.

Красилась ткань натуральными красителями - листьями, корнями, цветами растений. Так кора дуба давала коричневый цвет, корни марены - красный, крапива при горячем крашении - серый, а при холодном - зеленый, луковая шелуха - желтую.

Со времён Древней Руси “красный” - красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. В руском фольклоре мы встречаем выражения: «весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки)». Красный цвет был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром.

Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь - над царями царь и т.п.); в то же время - цвет Смерти, траура.

Зелёный - Растительность, Жизнь.

Чёрный - Земля.

Золотой - Солнце.

Синий - Небо, Воды.

Издавна было известно золотое шитье. Древние киевляне носили одежду с большим количеством золотого шитья. Самая старая из известных - руская золотая вышивка была найдена археологами в кургане князя Черного (близ Чернигова), и датируется десятым веком.

Интересный факт:

У славян широко известно поверье, что первая одежда человека воздействует на его последующую жизнь. Поэтому новорожденного нередко принимали в рубашку, сшитую самой старой женщиной в семье, чтобы он унаследовал ее судьбу и жил долго; в старую нестиранную рубашку отца, “чтобы он его любил”, а для пеленок использовали части одежды взрослых, чтобы ребенок непременно унаследовал их положительные качества

Древним названием одежды было у славян “портище” - отрез (кусок ткани); отсюда и слово “портной” - человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века

Рубаха - древнейший, самой любимый и распространённый у древних славян вид нательной одежды. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» - «кусок, отрез, обрывок ткани» - и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать».

Другим названием рубахи в руском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни.

Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди, более короткие - другие сословия, так как в отличие от размеренной и неторопливой жизни князей и бояр будни трудового народа были наполнены тяжелой работой и одежда не должна была сковывать движений. Женские рубахи доходили до пят.

Мужчины носили рубаху на выпуск и обязательно с поясом. Отсюда и выражение «распоясался» - если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался. Праздничные рубахи знати шились из дорогих тонких полотен или шелков ярких цветов и украшались вышивками. Не смотря на условность узора орнамента, многие его элементы имели символический характер, они как бы охраняли человека от другого сглаза и напастей.

Украшения были “навесными”- съемными: богато расшитыми золотом, драгоценными камнями и жемчугами. Обычно на рубахах вышивали орнаменты обережных мотивов: кони, птицы, дерево Жизни, растения и растительные орнаменты вообще, ланки (ударение на “и”) - антропоморфные персонажи, изображения Богов… Нужно отметить, что иногда вышитые части перешивались со старой рубахи на новую.

Ворот славянских рубах не имел отложных воротников. Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.

Сарафан у славян шился на узких бретелях и напоминал полукруг, за счет большого количества клиньев, сильно расширяющих подол.

Сарафанов нонь не носим

Нам от них убыточек:

Надо восемь метров ситца,

Три катушки ниточек…

Славяне-северяне предпочитали традиционно красный цвет. Центральная часть Руси в основном носили одноцветную синюю, бумажную, покупную материю для своих сарафанов или пестрядь (ткань, похожую на рогожку). Нижняя часть переднего шва и подол украшались нашивками из шелковых лент и полос узорной ткани.

Первое упоминание о сарафане, или сарфанце, относится к 1376 году в Никоновской летописи. Это слово изначально обозначало предмет мужского костюма. Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях:

Он не в шубе, не в кафтане,

В длинном белом сарафане…

До петровских указов об обязательном ношении в городах европейской одежды сарафаны носили и дворянки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.

В прохладное время года поверх сарафана надевали душегрею. Она так же, как и сарафан, расширялась книзу и была расшита оберегами по низу и пройме. Душегрея надевалась на рубаху с юбкой или поверх сарафана.. Материал для душегреи брали более плотный, а на праздничную шили бархат, парчу и все это расшивалось бисером, стеклярусом, тесьмой, блестками, лентой.

Рукава рубах могли достигать такой длины, что собирались красивыми складками по руке и у запястья схватывались тесьмой. Заметим, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной…

В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке: помахивание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Вот уж действительно, сказка - ложь, да в ней намёк. В данном случае - намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства.

Пояс в славянских нарядах присутствовал как у женщин, так и у мужчин.

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Пояс длинный, с вышивкой и бахромой на концах завязывался под грудью поверх сарафана.

А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа — женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.

Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей».

Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но ещё не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки.


Штаны
славяне носили не слишком широкие: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ. Учёные пишут, что штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи - длинные, широкие полосы ткани (холщовой или шерстяной), которыми обматывалась нога ниже колена.

Другое название одежды для ног - «портки», а также «ноговицы».

Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни - шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком - чашником (отсюда и выражение ” держать что-то в загашнике”). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна), и на них надевались лапти, в ушки которых продергивались завязки - оборы, ими и обвивались онучи.

Лапти во все времена нашими предками носились сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Были они толстые и тонкие, темные и светлые, простые и сплетенные узорами, были и нарядные - из подкрашенного разноцветного лыка.

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок - кожаных «поворозов» или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи.

«Как лапоть сплесть», - говорили наши предки о чём-либо совсем уж простом и незамысловатом.

Лапти имели очень малый срок службы. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти - пятеры лапти сплести» — гласила пословица.

Кожаная обувь была преимущественно городской роскошью. Одним из основных видов обуви славян VI—IX вв. были, несомненно, башмаки. В общеславянский период они назывались черевиками.

Чаще всего обувь надевали всё-таки на онучи, которые мужчины поверх штанов, а женщины - прямо на голую ногу.

Мужской головной убор славяне, вероятней всего, называли шапкой. Само это слово долгое время попадалось учёным исключительно в княжеских грамотах-завещаниях, где шла речь об этом знаке достоинства. Лишь после 1951 года, когда археологами были найдены берестяные грамоты, и наука получила небывалую возможность заглянуть в повседневную жизнь простого народа, стало ясно, что «шапкой» называли не только княжескую регалию, но и вообще мужской головной убор. А вот княжескую шапку именовали иногда «клобуком».

Лучше всего известны исследователям шапки особого покроя — полусферические, сделанные из яркой материи, с околышем из драгоценного меха. В подобные шапки одеты каменные и деревянные идолы, сохранившиеся с языческих времён, такие мы видим и на дошедших до нас изображениях славянских князей. Недаром в руском языке бытует выражение «шапка Мономаха».

Сохранились также фрески на лестнице Софийского собора в Киеве и браслет XII века: на них изображены музыканты в островерхих колпаках. Археологами были найдены заготовки для подобного колпака: два треугольных куска кожи, которые мастер так и не собрался сшить вместе.

К несколько более поздней эпохе относятся обнаруженные при раскопках валяные шапки, а также лёгкие летние, сплетенные из тонких сосновых корешков.

Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетёные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком — например, с собственными родителями.

Женский головной убор оберегает женщину от злых сил - верили славяне.

Считалось, что в волосах заключена магическая жизненная сила; распущенные девичьи косы способны приворожить будущего мужа, тогда как женщина с непокрытой головой может навести беду, порчу на людей, скот, урожай. Во время грозы её может убить громом, так как она по поверьям, становится лёгкой добычей и вместилищем нечистой силы, на которую нацелены громовые стрелы. Выражение «опростоволосилась» значило опозорила свой род.

До замужества головной убор (по крайней мере летом) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. В то же время девичьи волосы носились наружу, напоказ, - это не только не возбранялось, - но даже приветствовалось окружающими. Добрая коса была едва ли не главным украшением девицы на Украине, в Белоруссии, в России

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесёмки, либо из тонкой металлической ленты. Делали такие венчики из серебра, реже — из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке.

Взрослея, вместе с понёвой они получали «красу» — девичий венец. Ещё его называли «увяслом» — «повязкой», от «вясти» — «вязать». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом.

Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем. Археологические находки также подтвердили глубокую древность славянских девичьих венчиков. Венок на девичьей голове - это, прежде всего, оберег от сглаза, нечистой силы. Одновременно круг - это и символ брака, недаром при женитьбе молодых обводят стола, на венчанье - вокруг аналоя. Если девушке снился сон о потере венка, она ожидала для себя беды. Если девушка до свадьбы потеряла невинность, то она лишалась венка на свадьбе, в знак позора ей могли надеть половину.

Венок из искусственных цветов, ниток нередко одевали на шляпу и жениху, оберегая его от свадебных уроков (урочить, сурочить - сглазить, испортить). Цветы для свадебного венка использовались строго определённые: розмарин, барвинок, самшит, калина, рута, лавр, виноградная лоза. Кроме цветов в него иногда зашивались или вкладывались предметы-обереги: красные шерстяные нитки, лук, чеснок, перец, хлеб, овёс, монеты, сахар, изюм, кольцо. Кстати, обсыпание молодых зерном и деньгами при встрече от венца, тоже носит прежде всего обереговый, а уж потом лирический смысл пожелания плодородия и богатства.

Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу. Жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался, таким образом, её мужем и господином. Действительно, одни из древнейших славянских наименований головного убора замужней - «повой» и «убрус» - означают, в частности, «покрывало», «полотенце», «платок». «Повой» значит ещё «то, что обвивает».

Другая разновидность головного убора замужней — кика. Отличительной приметой кики были… рога, торчавшие вверх надо лбом. Рога - это защита матери и ее будущего ребёнка от злых сил. Они уподобляют женщину корове, священному для славян существу.

В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову тёплым платком.

Верхняя одежда славян - это свита, от слова «свивать - «одевать», «кутать», а также кафтан и шуба. Свита надевалась через голову. Она была сшита из сукна, с узкими длинными рукавами, обязательно закрывались колени, и подпоясывалась широким поясом. Кафтаны были самого различного вида и назначения: повседневные, для верховой езды, праздничные - сшитые из дорогих тканей, замысловато украшенные.

Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах. Руские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке.

Впоследствии долгополые кожухи стали называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, — «полушубками».

Все, что сейчас есть у нас - было получено от наших предков, они это зародили, а мы это усовершенствовали. Мы ни когда не должны забывать свою историю. Все рассуждения о национальной идее бессмысленны, если они не основаны на понимании фундамента данной общности.


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Окружающие события всегда оказывали влияние на вкусовые предпочтения человека, его взгляды, интересы. Так, в нашем обществе еще 20 лет назад было принято во все глаза смотреть на запад и без зазрения совести, в чистую, копировать все их привычки, пристрастия и повадки.

Те времена прошли, страна повзрослела, и мыслящие представители общественности стали приходить к выводу о том, что мы совсем не знаем наших корней. Так мы начали потихоньку углубляться в свое прошлое.

Появилось много информации, легенд и вымысла относительно истории наших прародителей. Ежедневно дискуссии на эту тему лишь усиливаются. Широкую популярность приобрели различные обереги, предметы одежды, различные аксессуары, которые могут быть причастны к славянской культуре.

Но в этой статье мы будем говорить о славянской одежде. Информации о ней много, очень много. Мы лишь бегло пробежимся по основным моментам. Подробности же будут раскрывать в последующих статьях.

* Сегодня у нас есть фото украшений и реконструкции древнеславянской одежды, как женской, так и мужской. Картинки чуть ниже.

Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций

Несмотря на то, что основной функцией одежды является прикрытие наготы и защиты организма от климатических условий, наши предки в каждый элемент вкладывали глубокий смысл. Так формировались целые культуры.

Одного взгляда на человека было достаточно, что бы понять к какому роду и племени он принадлежит, чем занимается, и в каком статусе находится среди сородичей. Это очень помогало быстро понять как вести себя при общении с незнакомцем, и чего от него можно было ожидать.

Приверженность определенному гардеробу определялась с самого рождения.

  1. В соответствии с поверьями, новорожденного принимали в рубашку, сшитую руками самой старой женщиной рода, с тем чтобы он повторил ее путь, прожив долго и счастливо.
  2. Далее в дело шла старая не стираная отцовская рубаха. Ее задача - привить любовь к сородичу.
  3. На пеленки шли обрывки одежды других взрослых родственников. Считалось, что так малыш перенимает их положительные качества.

Всегда проводилось строгое разграничение между праздничной и повседневной одеждой славян. Внешне это отражалось как в наличии дополнительных атрибутов и аксессуаров, так и в цветовой гамме. Не мало внимания уделялось и качеству материала. Каждому элементу и цвету придавалось особое значение. При этом красящие вещества давала сама природа: кора деревьев, трава, листья некоторых растений.

Значение цвета в древнерусской одежде


Смысл и значения цветового оттенка славянской одежды:

    Зеленый - символ богатой растительности и жизни, которую она дарует;

    Черный - ассоциируется с землей, в положительном смысле. Поскольку земля всегда приносит урожай;

    Синий - небесный цвет. Одновременно, означает и водные просторы.

Словом, все мыслимые стихии к которым предки относились с большим почетом и уважением. В отдельную категорию можно выделить элементы гардероба красного цвета.

Слово "красный" и его производные всегда произносились в речи для определения красоты, нарядности. Аналогично особо выделялось и золотое шитье. Его значение - Солнце. Было довольно распространено в Киеве.

Каждая деталь гардероба имела свое отличие, предназначение и являлась знаком чего-либо.

Воротник

Считается, что древнерусские воротники - традиционно косые или в виде выреза, иногда прямые, с двумя способами застегивания:

  1. иногда на пуговицу,
  2. иногда при помощи ленты.

Однако, воротники тоже были разнообразны, и шились из различных тканей, и по-разному украшались:

    Удавалось находить в курганах воротники из шелка, украшенные жемчугом.

    Стоячие воротники, основой которым была береста или кожа. Высота такого воротника примерно 2.5 см, узоры выполнены слева от разреза.

    Помимо косых воротов, распространены были в форме трапеции или каре.

    Очень широко распространялись косоворотки, воротники-стоечки. Высота такого воротника 2.5-3 см. Они имели вышивку и застежку-пуговку (справа) и петельку для нее (слева).

Рукава


И в мужских и в женских рубахах рукава всегда были чуть длиннее требуемого. Это позволяло делать из них красивые складки, засучивая, и подвязывая тесемочками или лентами у запястья.

Возможно, рубахи как таковые были объектами священнодействия. Кроме исторических догадок, основанных на сохранившихся документах, намеки на это можно уловить и в сказках. Например, эпизоды, где прекрасная девица взмахом рукава творила чудеса (Царевна лягушка). Ведь известно, что все сказки родились из древних преданий, путем которых славяне доносили принципы своих верований до детей.

Сарафан

Будет удивительным узнать, что чисто женским нарядом этот предмет одежды стал относительно не давно. На заре своего появления, был замечен и в мужских образов.

Традиционная выкройка представляла собой полукруг - из соображений экономии материала. Очень популярный элемент образа у представителей всех слоев населения до петровских реформ.

Штаны

При раскопках археологи находят изображения, на основе которых можно сделать вполне достоверный вывод о славянском быте. В частности касается это и штанов. Недвусмысленные рисунки демонстрируют узкие модели, длиной не более чем до щиколотки. В этом месте они заправлялись в онучи - длинные широкие полоски ткани, которые обматывались вокруг голенища.

Пояс

Всегда являлся элементом одеяния и мужчин, и женщин.

  1. Женский покрой - тканый, широкий, завязывающийся под грудью, с остатками длинного конца.
  2. Мужской вариант очень похож на современный ремень. Именно в тех временах и теряются его исторические корни. Главный символ воинского достоинства - вот чем являлся ременной пояс для взрослого мужчины.

Особую ценность являли собой полоски кожи срезанные с раненного во время охоты, но еще не мертвого тура - дикого свирепого быка.

Головной убор

Опираясь на документальные источники, ученые делают вывод, что шапкой мужской головной убор на территории обитания славян назывался с момента своего изобретения. Вид они могли иметь разнообразный. Материал для изготовления также использовали всевозможный. Всё как в современном мире моды.

Объединяло модели обязательная традиция. Шапку необходимо было снимать перед старшим по статусу или возрасту, уважаемым, авторитетным человеком. А в общем и целом, о мужских головных уборах славян мало что известно.

К женскому аналогичному атрибуту относились более трепетно. В славянской одежде - это было основной защитой от злых сил. Непокрытой девичья голова могла оставаться только до замужества.

Длинная коса всегда приветствовалась окружающими. В то время как распущенным локонам придавали особую магическую силу - они могли приворожить суженного. Повзрослев, допускать подобный внешний вид возбранялось. Это могло навлечь беду на весь род: неурожай, гибель скота и прочие неприятности. С тех пор слово "опростоволосилась" употребляется в самом негативном смысле. Изначально оно имело буквальное значение - опозорила род.

В курганах были найдены фрагменты головных уборов, выполненные из:

  • растительного происхождения;

    возможно, меха.

Нередко находили крученые нити и ленты из этих же материалов. А так же металлические ленты из серебра, бронзы и иных сплавов.

Неотъемлемым элементом женских головных уборов были височные кольца.

По своей конструкции женские головные уборы можно разделить на три типа:

  1. сложные головные уборы, состоящие из большого количества деталей;
  2. головные уборы ленточного типа;
  3. из куска цельной ткани.

Обувь


Два самых распространенных типа:

    Лапти. Плелись и лыка, бересты или кожаных ремешков. Отличались расцветкой, узором, дополнительными украшениями (в праздничном варианте).

    Кожаные башмаки. Привилегия городских, состоятельных жителей.

Верхняя одежда

Как нам известно, древнерусская одежда была в основном двубортной. Отсюда и популярность стоячих воротничков.

Из трех основных элементов состояла верхняя одежда славян:

  1. Свита;
  2. Кафтан;
  3. Шуба.

Здесь они приведены списком, который соответствовал порядку облачения. Для их изготовления в ход шел самый разнообразный материал, в зависимости от назначения, статуса и состоятельности будущего владельца: от самого простого сукна до великолепных мехов.

В последнем недостатка не было, но он очень ценился, в том числе и далеко за границей.

Реконструкция древней славянской одежды

По материалам, которые удалось собрать археологами, по старинным изображениям, летописям и прочему удалось реконструировать древнерусский костюм.

На рисунке 71-73 представлена реконструкция княжеско боярского убора. Эти одежды известны по фрескам 10-13 вв. На их основе можно сделать вывод, что женская княжеская одежда по крою была двух типов:

  1. Платья прямого покроя, перехваченные поясом у талии. Рукава у такой одежды могли быть и узкими, и широкими с опястьем. Чаще всего такие платья шили из однотонной ткани и украшали подол орнаментом. Иногда каймой или оплечьем. Табл. 71 (1)
  2. Прямые и немного расширяющиеся к низу платья, с узким рукавом и опястьем. Шили их из богатой ткани с орнаментом, украшали каймой, вышивкой и оплечьем. Именно такие наряды плотно вошли в княжеский костюм в 16-17вв. Рис. 73 (1, 2).

На рисунке с реконструкцией княжеской одежды изображены кожаные сапоги. Предположительно, такие носили в Новгороде.

Женская княжеская одежда

На рис. 71 (1) у княгини на голове венец. Их форма могла быть различной, тут изображен такой. Подобные ему находили в одном из киевских курганов (рис. 72 (2, 3)). Снизу, на рясны (древнерусские украшения) к нему крепятся колты (древнерусское полое женское украшение из металла).

Эти колты обнизаны обнизаны полыми шариками, а рисунок на них изображает плетенку и двух грифонов, по обе стороны от нее (рис. 72 (4)).

Такой же узор из плетенки мы видим и на воротнике женщины. Плюс ко всему, золотую вышивку воротника дополняет рисунок из крестов. Застегивался ворот на полые пуговки из серебра с изображением все той же плетенки (рис. 72 (5)). Таким образом, головной убор и ворот составляют единый ансамбль.

Оплечье платья, пояс и подол украшали тиснеными бляшками и шитьем. В центре платье украшали ленты, расшитые золотом (рис. 72 (8)).

Орнамент на лентах очень схож с орнаментом на браслетах (рис. 72 (6, 7)).

На рисунке 73 (1) мы видим парадный костюм княгини. На рисунке 73 (3) представлен костюм незамужней боярыни.

Рядом с женщиной на рисунке изображен мужчина (71 (2)). На князе:

    островерхий венец, похожий на корону;

    кафтан с широкими рукавами, из-под которых виднеются рукава сорочки;

    зеленые порты;

    мягкие красные сапоги, украшенные бляшками и бусинами.

Оплечье, подол и нагрудник также украшены бляшками. Сама ткань кафтана темно-красная, с орнаментом и кринами.

На рисунке 75 представлены реконструкции костюмов древнерусской знати и горожан. А рисунок 76, 78 показывает нам крестьянскую одежду (по материалам курганов вятичей).

Из прошлого в настоящее

За неизвестностью кроется много всего интересного. Даже одежда требует продолжения разбора, чтобы познать всю значимость ее для древнего человека. Ведь каждый элемент мог быть дополнен в каждом конкретном случае, какой-либо важной деталью, которая молчаливо давала много информации окружающим.

Поэтому наиболее любознательных впереди ожидает долгий и интересный путь.

P. S. Все иллюстрации с реконструкцией одежды славян взяты из журнала «Советская археология» и выполнены Сабуровой М. А.

В настоящее время мода на традиционную русскую одежду переживает второе рождение. Появляется множество вещей, которые были знакомы современному человеку только из старых книг и сказок. Наряду с крестьянскими костюмами, популярными на Руси, часто используется и традиционная одежда древних славян, которая и послужила прообразом всех славянских костюмов более позднего времени.

Несмотря на то, что женские и мужские костюмы той эпохи достаточно чётко описываются в исторических трудах, некоторые модельеры считают, что достаточно разместить на рубаху или платье славянский узор, чтобы она считалась национальной. На самом деле, это просто современная одежда в славянском стиле, не несущая никакой исторической достоверности.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

В зимнем славянском стиле одежды ещё долго главную роль играли меха, но постепенно они стали вытесняться тёплыми вещами из натуральной шерсти. Судя по археологическим раскопкам, главным сырьем для повседневной одежды простых людей служил лён и шерсть.

Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:

  • Простой рубахи;
  • Порток или штанов;
  • Свитки или кафтана.

Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.

Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.

Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.

Если простые земледельцы имели всего один костюм, то у знати были и праздничные наряды, которые богато украшались. Такой костюм имел тонкую отделку и богатую вышивку.

Одежда славянских женщин и различные украшения

Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:

  • Различной вышивкой;
  • Тесьмой;
  • Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.

Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.

В качестве головных уборов женщины носили различные налобные повязки, ободки и венчики. Часто это украшалось различными пластинами, вышивкой и традиционными орнаментами. Традиционные для русского костюма головные уборы кокошники в славянской среде ещё не появились. Первые кокошники были найдены при раскопках в Новгороде и датируются 10-11 веком.

Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:

  • Бусы различных цветов;
  • Ожерелья;
  • Массивные браслеты;
  • Кольца и перстни.

Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.

Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.

Ещё одной особенностью детского наряда были специальные бубенцы, которые вплетались девочкам в волосы, а мальчикам пришивались на головные уборы.

Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.

Особенности русского народного костюма

В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.

Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.

Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.

Сильный урон традиционной русской одежде был нанесён Петром Первым, который запретил боярам одеваться в соответствии с древними обычаями. После этого русский костюм оставался только в среде крестьянства, купечества и мещанства. Правда, через некоторое время Екатерина Вторая возродила моду «а-ля русс», но это не слишком помогло, так как знать к тому времени привыкла к самым разным костюмам европейского кроя.

Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.

Главные особенности русского костюма

Традиционные костюмы, которые использовались в русских губерниях вплоть до конца 19 — начала 20 века, отличались многослойностью, особенно женские модели. Поверх своей одежды замужние женщины надевали понёву. Уже просватанная девушка тоже могла одеть запашную понёву. Вся русская одежда имела следующие общие черты:

  • Одежда обычно была свободного покроя. Это позволяло делить её всего на несколько основных размеров. Как правило, это был детский и взрослый размер. Чтобы подогнать её для конкретного человека, использовалась система вставок и различных завязок;
  • В любом костюме обязательно присутствовал такой обязательный элемент, как пояс. Его главной функцией являлось поддерживание одежды. Кроме того, именно за пояс русские мужики засовывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса расшивались обережными орнаментами и символами;
  • Ключевым элементом русского национального костюма была вышивка. По этим узорам можно было узнать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
  • Праздничные костюмы отличаются яркостью и многообразием различных вставок, блёсток и бисерных украшений. Повседневная рабочая одежда, как правило, была серого цвета;
  • Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Наиболее знаменитым головным убором замужних женщин считается кокошник. Это праздничный элемент одежды, вопреки распространенному мнению, его в быту не носили. Вес кокошника в некоторых случаях мог достигать 5 кг.

Одежда на Руси считалась большой ценностью, поэтому переходила не только от взрослых к детям, но и через несколько поколений.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:

  • В Сибири делались самые красивые кокошники;
  • В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
  • В Тверской – лучшее шитье золотом.

Богатые женщины из купеческого сословия заказывали элементы своего наряда в разных уголках России.

Традиционная мужская одежда в России

Традиционная мужская одежда в России была не такой разнообразной, как женская. Главным элементом костюма была длинная рубаха. В отличие от старых славянских нательных рубах, эти имели косой вырез слева. Именно по этой причине их и называли косоворотками. Однако на юге страны часто встречались и прямые вырезы.

Штаны были узкими, хотя иногда, в крестьянской среде, ещё встречались широкие модели. Держались на талии штаны за счёт специальной тесёмки, называемой гашником. Что касается материала, то штаны изготавливали из холщовой ткани или шерсти. Преобладали однотонные цвета или узкая полоска. В южных областях, казаки носили более традиционные шаровары, которые могли быть синего или красного цвета.

До сих пор оставался популярен широкий пояс, который часто украшался вышивкой. К нему могли привязываться кошельки, мешочки с табаком и прочие мелочи. В средней полосе России и на севере страны мужчины часто носили жилетки. Особенно популярен этот элемент одежды был у купечества и зажиточных крестьян. Широко использовались головные уборы из сукна. В более позднее время суконные мягкие шапки повсеместно были вытеснены картузами.

Русская народная рубаха и её особенности

Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.

Все русские рубахи имели следующие общие черты:

  • Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
  • Под мышками всегда вставляли ластовицу;
  • Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
  • Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
  • Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
  • Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
  • Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.

Праздничные и обрядовые вещи часто передавались из поколения в поколение.

После нижней рубахи, самым распространённым элементом женской одежды в средней и северной полосе России был сарафан. До 18 века сарафаны носили все слои русского общества. После реформ Петра Первого сарафаны стали носить только в среде крестьян. Вплоть до середины 20 века сарафаны оставались единственной нарядной женской одеждой женщин в России.

Судя по раскопкам археологов, первые сарафаны появились примерно в 14 веке. Чаще всего, нарядные и разукрашенные сарафаны носились на праздники вместе с кокошниками, которые бывали очень тяжёлыми.

Современная мода часто обращается к традиционному русскому стилю. Расшитые рубахи и сарафаны можно встретить на улице в повседневной жизни. Радует, что отечественные модельеры перестали слепо копировать западную одежду, и всё чаще черпают вдохновение в русских традициях.

Которая изготавливалась преимущественно из льняного полотна. Мужская рубаха была примерно до колена длиной и обязательно подпоясывалась. Длина женской рубахи, как правило, доходила до щиколотки. Нередко она выполняла функции современного женского легкого платья. Ворот, рукава и подол рубахи обязательно украшались вышивкой. Причем вышивка несла не столько декоративную, сколько обереговую функцию, защищая человека от вредоносных сил.

Мужчины с самых древних времен носили ременные пояса, считавшиеся одним из главных символов мужского престижа. Особенно ценились пояса из кожи дикого тура, которую можно было добыть во время охоты, подвергая свою жизнь смертельной опасности.

Традиция ношения штанов была заимствована славянами у представителей древнейших кочевых племен. Славянские штаны были примерно по щиколотку длиной и заправлялись в онучи.

В холодное время года древнерусские женщины носили меховую одежду: дамы из состоятельных семей - дорогие меха (соболя, горностаи), менее знатные - более скромные шубки (из беличьих шкурок). Шубы в Древней Руси носились мехом вовнутрь, лицевая часть шилась из дорогих и ярких тканей.

Фрески, дошедшие с тех времен, указывают на то, что древнерусские модницы любили одежду ярких насыщенных цветов (особенно красного), которую дополняло серебряное и золотое шитье. Мотивы вышивки были самыми разнообразными: красиво изогнутые стебли растений и ветви деревьев, цветы и геометрические фигуры.

Головные уборы и обувь древнерусских красавиц

Весьма значимым элементом женского образа был головной убор. Он не только имел эстетический смысл, но и нес социальный подтекст - показывал достаток семьи. Головной убор замужней женщины целиком закрывал волосы, свободные девушки могли ходить «простоволосыми».

Девушки носили венки (коруны) из узкой полоски металла или материи, которые охватывали лоб и скреплялись на затылке. Они украшались вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями.

Головные уборы замужних женщин обшивались по краю стеклянными бусами, поверх надевали корону-кокошник или кику, а зимой шапку с меховым околышем.

Завершающим штрихом женского костюма была обувь. Одним из самых первых упоминаний об обуви Древней Руси является лаптей. Их плели из лыка и бересты и носили преимущественно бедные деревенские женщины.

В 7-9 веках вошли в моду кожаные ботиночки, которые украшали тиснением, вышивкой или резьбой. В 10 веке уже появились полусапожки, доходящие до середины голени, которые зашнуровывались или застегивались.

Видео по теме

Источники:

  • Женщины Древней Руси
  • Древнерусский стиль

На протяжении XII века одежда была довольно простой. Как и в предыдущие века, наряды были многослойными, закрывающими большую часть тела. Мода на протяжении всего XII века практически не менялась.

Инструкция

Мужская мода того времени словно противопоставлялась воинственному характеру мужчин. Поверх нижних льняных рубах они носили длинные туники, доходившие до лодыжек, на которые надевали верхние платья без пояса и рукавов. Ног из-под этой одежды видно практически не было. Простонародье носило туники длиной примерно до колен поверх нижних рубашек.

Довольно широкие полотняные панталоны в XII веке уступили место чулкам или шоссам, именно их носили представители аристократии. Панталоны стали достоянием простого народа, крестьяне надевали их с сапогами или гамашами. При дворе высокое общество предпочитало носить не слишком удобные башмаки с длинными острыми носами.