Закон о постановке на очередь на жилье. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилья

Закон города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы"

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76, от 08.12.2004 N 83) Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города. Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".

Возможно ли улучшение жилищных условий в России за счёт государства? Ответ на этот вопрос однозначен – возможно. Существуют специальные жилищные программы, нацеленные на помощь молодым и малоимущим семьям, реализованы привилегии для бюджетников и военных.

В рамках действующих программ, семьи, нуждающиеся в более благоустроенном жилье, могут улучшить условия своего проживания или приобрести новую квартиру. Для этого требуется лишь официальное признание семьи нуждающейся. Разберём этот процесс более подробно.

Кому это выгодно?

В первую очередь самим гражданам. Учитывая темпы роста цен на недвижимость в 2019 году, можно с уверенностью сказать, что самостоятельно приобрести квартиру большинству нуждающихся семей просто не по карману. Особенно если говорить о недвижимости в Москве и других крупных городах.

Поэтому правительство оказывает всестороннюю помощь в решении квартирного вопроса. В частности, выдаёт субсидии, которыми можно покрыть от 30 до 45% стоимости жилья. Сертификаты выдаются при определённых условиях, которые мы обсудим чуть позже.

Во вторую очередь, жилищные программы выгодны в плане государственных интересов. Например, стимулируется улучшение демографии в стране. Согласитесь, что высокая рождаемость возможна лишь в условиях комфортного проживания.

Если молодая семья ютится в общежитии, желание заводить много детей отпадает напрочь. Поэтому в Москве и других городах действуют социальные программы, призванные помогать молодым семьям.

Кроме того, это способствует развитию строительного рынка, стимулирует ипотечное кредитование и положительно сказывается на сфере ЖКХ. Многие семьи, попадающие под действие программы на улучшение жилищных условий, предпочитают не улучшать имеющееся жильё, а приобретать квартиры в новостройках. Учитывая, что государство компенсирует лишь часть суммы, остальные средства обычно берут в банке, путём ипотечного кредитования на льготных условиях.

Кто может рассчитывать на поддержку государства?

Как улучшить жилищные условия? Нужно встать на государственный учёт, так называемую «очередь на жильё». Претендовать на улучшение условий проживания в 2019 году могут такие категории граждан:

  • многодетные семьи;
  • участники локальных войн и вооружённых конфликтов;
  • семьи, занимающиеся воспитанием детей-инвалидов;
  • ветераны войны и труда.

Обратите внимание, что это льготные категории граждан, которым субсидии предоставляются в первую очередь. В порядке общего учёта возможно получение субсидии на улучшение жилищных условий для бюджетников, военнослужащих, малообеспеченных семей и детей-сирот.

Чтобы получить помощь в улучшении жилищных условий, мало собрать документы и получить номер очереди. Необходимо признание чиновниками статуса нуждающейся семьи .

Претендовать на улучшение условий проживания можно при соблюдении таких требований:

  1. . Если износ несущих конструкций здания составляет более 70%, жильцы дома могут написать заявление в администрацию города о желании участвовать в социальной программе на улучшение жилья. Кому это доступно, приведено выше.
  2. Малогабаритное жильё. Если квартира не соответствует прописанным в законе нормам, семья вправе претендовать на более комфортные условия проживания. В нашей стране на душу населения должно приходиться не менее 18 квадратных метров жилой площади.
  3. Коммунальная квартира или общежитие. Жильцы указанных объектов недвижимости могут получить более комфортное жильё, при условии, что они имеют постоянную прописку.

Как видите, критерии отбора довольно жёсткие, что существенно ограничивает круг желающих получить субсидии.

Как воспользоваться своим правом?

Разобравшись с теми, кто имеет право на расширение жилищных условий, поговорим о том, как этими правами воспользоваться. Нуждающиеся на улучшение жилищных условий . Затем создаётся административная комиссия, которая проверяет, действительно ли лицо подавшее заявление нуждается в улучшении условий проживания.

Каждое такое заявление рассматривается отдельно. Если семья признаётся нуждающейся, ей выделяют субсидии на улучшение жилищных условий.

Учитывая тягу чиновников к бюрократии, одного заявления будет мало. Какие документы нужны, чтобы получить сертификат? Вот примерный перечень:

  • паспорт лица, подавшего заявление и документы всех членов семьи. Представляется оригинал и ксерокопии всех страниц;
  • свидетельства о рождении всех членов семьи, и документ, подтверждающий нахождение в законном браке;
  • ксерокопия или оригинал трудовой книжки, заверенный руководителем предприятия;
  • справка о доходах;
  • документы о техническом состоянии жилого помещения, или справка, подтверждающая отсутствие в собственности жилья;
  • письменное согласие на обработку и проверку персональных данных.

Полученный сертификат (если чиновники дадут добро) можно использовать на расширение и улучшение уже имеющегося жилья, покупку другой квартиры, индивидуальное строительство и погашение ипотечного кредита.

Полученный сертификат действителен в течение шестимесячного срока с момента получения. Если за указанный период, субсидия не израсходована по целевому назначению, средства возвращаются в федеральный бюджет . Закон допускает повторное получение сертификата. Какие документы нужны для этого, мы приводили выше. Семья заново собирает все справки и занимает очередь на улучшение жилищных условий.

Доступные программы

Как улучшить жилищные условия? Нужно принять участие в одной из государственных программ, пользующихся поддержкой правительства. Такие программы можно разделить на социальные и федеральные. Рассмотрим каждое направление.

Социальные программы

Среди социальных программ, нацеленных на улучшение условий проживания, можно выделить следующие:

  1. Стройотряд. Это программа, нацеленная на помощь молодёжи в покупке собственного жилья. Суть заключается в следующем: отработав на строительстве 150 рабочих смен, человек получает право приобрести жильё по его реальной стоимости, без рыночных накруток. В результате стоимость квадратного метра падает практически в 3 раза. Единственный недостаток направления: стройотряды действуют лишь в Екатеринбурге и Воронеже.
  2. Ипотека с государственной поддержкой. Чтобы получить льготный процент по кредиту на покупку жилья, человек должен отстоять в очереди на квартиру около 10 лет. Такая программа доступна для бюджетников, молодых и . Первый взнос по такому кредиту погашается субсидией от государства. Учитывая, что правительство выделяет 30-45% от стоимости жилья + льготное кредитование, сделка становится выгодной.

Федеральные программы

Федеральные программы предлагают более богатый выбор нуждающимся в улучшении условий проживания. Вот основные программы:

  1. «Молодым семьям – доступное жильё». В рамках этой программы, можно рассчитывать на приобретение жилья в рассрочку и погашение части суммы средствами сертификата. Молодая семья без детей получает 30% субсидии, с детьми – 35-40%.
  2. «Помощь матерям». Материнский капитал — это тоже одна из государственных программ, которая поможет улучшить жилищные условия.
  3. «Ипотека для военных». Чтобы военнослужащие смогли проживать в комфортных условиях, им на счёт ежемесячно поступает определённая сумма, которую можно расходовать на расширение имеющегося жилья, или приобретение другой квартиры.
  4. «Для бюджетников». Рассчитана на помощь молодым учителям. Принять участие в программе может педагог, имеющий трудовой стаж не менее одного года. Субсидия может расходоваться на приобретение жилья на первичном/вторичном рынке. Размер перечислений – 20% от стоимости недвижимости. Обратите внимание, что лица, участвующие в это программе, не имеют права расторгать трудовой договор в течение пяти лет.
  5. «Жителям села». Программа рассчитана на привлечение молодых специалистов для работы в сёлах. Обычно это единоразовое перечисление в размере 1 000 000 рублей. Участвовать в программе могут лица, не достигшие 35 лет и заключившие трудовой договор сроком на 5 лет.

Как видите, возможностей улучшить жилищные условия довольно много, но не все имеют об этом представление.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

Инструкция

Соберите необходимый пакет документов, подтверждающий, что вы действительно являетесь нуждающимся в улучшении жилищных условий. Самое главное при постановке на учет - у вас должна быть в городе не менее 10 лет и прописка на одном месте не менее 5 лет. К постановке на учет принимаются жильцы приватизированных и неприватизированных . Постановка на учет (очередь) осуществляется в Администрации района.

Определите категорию, по которой вы можете быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. Государство предоставляет жилье , недееспособным, с инвалидами, семьям (более трех), войн, гражданам реабилитированным после репрессий. Отношение к любой категории необходимо подтвердить документально.

Посчитайте количество метров на каждого члена семьи. Санитарной признается 9 метров на человека для квартир и частных , 15 метров от общей площади в коммунальных квартирах на человека. Если у вас меньше жилых квадратов на человека, то вы проходите по площади для признания нуждающимися в жилье. При подсчете вашего метража учтется любая жилая недвижимость в городе или .

Убедитесь, что за последние 5 лет вы не ухудшали своих жилищных условий. Только в этом случае вас признают нуждающимися и поставят на городскую очередь. Ухудшением жилищных условий считается уменьшение метров на человека - прописка людей, которые не проживают в этом жилом помещении. Переезд в удаленный район также считается ухудшением жилищных условий. Рождение ребенка, прописка мужа или жены, у которых нет собственности на территории города или области не считается намеренным ухудшением жилищных условий.

Обратите внимание

Заметьте, что в каждом городе действуют свои законы, признающие граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Источники:

  • Правила постановки на учет нуждающихся в жилье
  • какие документы нужны для нуждающихся в жилье

Каждому из нас с раннего детства мечтается жить в большом доме с цветником или, наоборот, в квартире с видом на красивый пейзаж. В любом случае эти мечты о собственном уютном доме. Но, к сожалению, не все наши мечты становятся реальностью. Если ваш дом или квартира не совсем то, о чем вы мечтали, не расстраивайтесь. Мы подскажем вам, как улучшить свое жилье.

Инструкция

Косметический ремонт. Если денег не хватает на капитальный ремонт, замените его косметическим. Косметический ремонт придаст свежий вид вашему жилищу. Удалите со стен пожелтевшие обои. Отштукатурьте стены и покройте их краской, которая осветлит вашу квартиру. Обклейте двери светлой самоклеющейся в тон стенам. Покройте пол и потолки гармонирующей светлой краской. Повесьте новые занавески или шторы. Сделайте перестановку мебели. Приобретите новые покрывала или обтяните стулья и мягкую мебель новой обивкой.

Капитальный ремонт. Если позволяют средства, сделайте капитальный ремонт . Полностью смените . Если у вас были покрашены потолки, стены и пол, не возвращайтесь опять к этому. Постелите или ламинат, сделайте навесные потолки с вмонтированными , наклейте обои . Смените цветовую палитру дома. Приобретите предметы интерьера, подчеркивающие новую атмосферу вашей .

Новый взгляд. Избавьтесь от хлама. Уберите из дома все старые и ненужные вещи. Не копите их в чулане. Они не создают уют. Разберите кладовую и переоборудуйте ее для чего-нибудь другого. Освободите пространство, чтобы ваша казалась больше и просторнее. Приобретите новые предметы интерьера взамен старых. Не захламляйте квартиру всем ненужным. Пусть будет больше свободного места, больше света, больше новых идей.

Встать на учет в очередь на улучшение жилищных условий дело достаточно хлопотное и трудоемкое. Необходимо собрать массу различных документов, выстоять не одну очередь. Хотя в данном случае можно сказать, цель оправдывает средства. Получение дорогостоящей квартиры, на которую надо копить не один десяток лет - событие весьма значительное.

Вам понадобится

  • Огромный перечень документов перечислять мы не будем. В каждом субъекте требуется различный набор справок. Хотя есть и стандартный пакет. Это связано с тем, что у каждой семьи ситуация разная и пакет документов затребован будет различный.

Инструкция

Перед тем, как вас поставят на учет в в , вам надо, чтобы вас признали малоимущими. Следует отметить, что малоимущими гражданами те граждане, которые признаны таковыми органом местного самоуправления, согласно порядку, установленному законом соответствующего Российской Федерации с учетом дохода, приходящегося на каждого члена , а также стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Если вы прошли этот шаг и вас признали малоимущими, вам следует незамедлительно следовать дальше - в новую инстанцию.

Вы сообщение о признании вашей семьи , теперь соберите все необходимые , чтобы пойти в жилищные органы. В первую очередь, это заявление, к которому прилагаются следующие документы:
- копия финансового лицевого ;
- выписка из домовой книги;
- справки бюро технической инвентаризации;
- справки учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения данного вопроса.

Смело идите в жилищные органы своего жительства, чтобы вас приняли на учет по улучшению жилищных условий. Здесь вы должны будете предоставить собранные документы. Заявление пройдет регистрацию, будет рассмотрено, и по истечение месяца вы получите письменное сообщение о принятом решении.

Обратите внимание

После постановки на учет вам следует каждый год снова и снова подтверждать свое право на улучшение жилищных условий.
В случае изменения места работы, социального статуса вы обязаны в месячный срок оповестить жилищную организацию, принести справки свидетельствующие об изменении ситуации.

Полезный совет

Решив встать на учет, доведите дело до конца.

Справки имеют срочное ограничение, поэтому, собрав полный пакет документов, не медлите - сразу несите их в жилищную комиссию.

Придя на консультацию, уточните, какие документы имеют самый короткий срок действия, идите за ними в последний момент.

Собирайте все мало-мальски значимые документы - возможно именно от них зависит принятие решения комиссии.

Согласно статье15 Федерального закона № 176-Ф3 от 27 мая 1998 года, военнослужащие, не имеющие жилья или нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право получить квартиру в порядке очереди. Заявление принимает структурное подразделение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

Вам понадобится

  • - заявление;
  • - справка о составе семьи;
  • - справка о доходах;
  • - акт обследования жилья;
  • - справка о проживании в служебном жилье.

Инструкция

Если вы прибыли по месту прохождения военной службы, вас обязаны обеспечить служебным жильем в течение трех месяцев. Для получения квартиры обратитесь в Департамент жилищного обеспечения МО РФ по месту прохождения военной службы с заявлением, справкой о составе семьи.

Все отставники, прослужившие 20 лет и более, а также военнослужащие, которые планируют уволиться в запас, могут обратиться с заявлением в указанное ведомство. Заявление должно быть написано на бланке унифицированной формы, где нужно заполнить все графы, которые включают личные сведения, сроки военной службы в календарном исчислении, выраженном в целых годах, образование, воинское звание, срок увольнения в запас и т.д.

Кроме заявления вам потребуется предъявить справку о составе семьи, акт обследования жилой площади, справку, подтверждающую ваши доходы. Если вы весь срок прохождения военной службы проживали в служебном жилье, получите справку, подтверждающую данный факт.

Комиссия рассмотрит ваши документы и письменно уведомит вас о постановке на учет, а также о номере вашей очереди.

Если вы выразите письменное желание получить субсидию вместо социальной квартиры, вам выдадут жилищный сертификат, который не покрывает всех расходов на приобретение жилья. Норматив стоимости одного квадратного метра жилья на сегодняшний день составляет 28 тысяч рублей. На одного человека может быть оплачено 33 квадратных метра, на двух – 42 кв. м, на трех и более по 18 кв. м, которые рассчитываются на каждого члена семьи. Если стоимость жилья превышает рассчитанные нормативы, доплачивать за него придется из собственных средств.

Члены семей погибших военнослужащих не могут быть выселены из без предоставления равноценной площади. Также за ними сохраняется право встать на жилищный учет в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ и получить квартиру, предоставляемую по договору социального найма.

На очередь в качестве нуждающихся в жилье ставят семьи, которые относятся к категории малоимущих граждан, не имеют жилья совсем или проживают в квартирах, не соответствующих региональным социальным нормам на одного человека. Для постановки на очередь потребуется подготовить пакет документов и обратиться в территориальный Департамент жилищной политики.

Вам понадобится

  • - заявление;
  • - паспорт, свидетельство о рождении;
  • - справка о доходах;
  • - справка о стоимости имущества;
  • - справка о составе семьи;
  • - акт обследования жилья;
  • - свидетельство о браке (разводе, удостоверение матери-одиночки).

Инструкция

Чтобы вас поставили на очередь как нуждающуюся в улучшении жилищных условий или не имеющую жилье семью, обратитесь в территориальное отделение департамента жилищной политики. Вам придется документально подтвердить, что ваша семья относится к категории малоимущих граждан и нуждается в получении социальной квартиры.

Заявление вы напишете в департаменте, так как оно имеет унифицированную форму и заполняется на специальном бланке, который вам предоставят на месте.

Российская Федерация – правовое государство, в котором каждый гражданин имеет полное право на имущество. С целью организации нормальных жилищных условий всем жителям России правительство приняло большое количество законов, которые регламентируют многие вопросы, касающиеся улучшения и приобретения жилья со стороны нуждающихся в этом людей.

Большинство законодательных положений по данной теме представлены в Жилищном Кодексе (ЖК) РФ. Чтобы в полной мере понять, кто имеет право на улучшение жилищный условий, рекомендуем подробно ознакомиться с представленным ниже материалом.

Государство предоставляет жилье только остро нуждающимся в улучшении условий проживания гражданам. Фото № 1

Как было отмечено ранее, главный законодательный регулятор на улучшение жилищных условий в России – Жилищный Кодекс РФ. В данном законодательном акте содержится весь перечень тех категорий лиц, которые могут претендовать на получение или улучшение жилья от государства. При наличии вопросов по данной теме необходимо обращаться именно к статьям ЖК РФ.

Наиболее важные законодательные положения из ЖК РФ по рассматриваемому нами вопросу содержаться в 7-ой главе, которая регулирует основания и порядок предоставление жилья по договорам социального найма (то есть от государства). В частности, 51-ая статья кодекса определяет все категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Точнее, положения данной статьи гласят, что получить или улучшить жилье могут:

  • граждане, которые не являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального и прочим договорам;
  • граждане, которые являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим договорам, но с тем условием, что жилищные условия не соответствуют нормальным требованиям;
  • все граждане, которые на данный момент времени проживают в , несоответствующих нормальным требованиям жилищных условий;
  • граждане, которые проживают в одном помещении с больным тяжелым хроническим заболеванием и не имеют возможность съехать или пересилить больного (список недугов также определяется статьями ЖК РФ).

Стоит понимать, что данные положения носят обобщающий характер, поэтому использовать их необходимо в зависимости от индивидуальных особенностей каждого случая. На практике иметь право на улучшение жилищных условий может совершенно любое лицо, подходящее под описанные выше условия.

Определяя наличия подобного права в конкретном случае, также важно учитывать другие статьи ЖК РФ, к которым напрямую ссылается 51-ая статья (57, 58, 73 и 76 – основные из них).

Какая жилищная норма в РФ?

Какие факторы влияют на отнесение граждан к той или иной категории нуждающихся? Фото № 2

Жилищная норма в РФ – гибкое понятие, которое определяется исходя из контекста его рассмотрения. Если рассматривать норму жилья, исходя из порядка постановки гражданина в очередь на улучшение жилищных условий, то стоит учитывать такие как:

  • метраж на одного человека (полный законодательный недостаток — ниже 6 кв.м.);
  • факт аварийного состояния дома;
  • наличие в жильцах помещения тяжелобольных лиц, ветеранов ВОВ и прочих.

Именно 6 квадратных метров на одного человека считается минимальной нормой жилья с учётом того, что остальных из указанных выше факторов нет.

Принцип предоставления или улучшения жилищных условий заключается в том, чтобы жилье ни по какому пункту не стало хуже. Таким образом, при переселении, например, из аварийного гражданин не может получить жилье меньшего метража, чем было ранее.

Если рассматривать жилищную норму в том контексте, что жилье уже выдается нуждающемуся гражданину, то здесь она иная. Последние годы федеральной нормой жилья для выдачи нуждающимся считается метраж, равный:

  • 18-32 кв.м. – на одного человека;
  • 32-44 кв.м. – для двух человек;
  • 44-52 кв.м – для трех и более человек.

Как было оговорено ранее, жилищная норма – достаточно гибкое понятие. Не редко оно определяется в каждом регионе индивидуально, исходя из среднего уровня жизни его жителей. Помимо этого, стоит учитывать формат жилья: общежитие, коммуналка и так далее. Поэтому прежде чем определять наличие у вас права на улучшение жилья, важно обратиться в местные административные органы с целью уточнить норму в вашем регионе.

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий?

Ранее упомянутая 51-ая статья ЖК РФ в полной мере регламентирует категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Однако представленные понятия достаточно обобщены, вследствие чего не каждый гражданин сможет полностью понять – имеет ли он право улучшить свое жилье с помощью государства или нет?

Упрощая понятия из 51-ой статьи ЖК РФ можно констатировать, что основными категориями , имеющими право на улучшение жилья, являются следующие:

  • лица, имеющие/не имеющие собственного жилья и проживающие в жилище, которое не соответствует жилищным нормам;
  • семьи, проживающие в одном помещении и являющиеся не кровными родственниками;
  • граждане, проживающие совместно с тяжелобольными членами семьи или прочими лицами;
  • любая малоимущая семья;
  • прочие лица, не имеющие собственного жилья по весовым причинам (потеря опекуна, совершеннолетние детдомовцы и т.д.).

Стоит понимать, что программы на федеральном и региональном уровне по улучшению/предоставлению жилья могут различаться. Поэтому об их важно узнавать в местных, профилирующих по данным вопросам госорганах.

Среди нуждающихся в улучшении жилищных условий также имеются льготники, рассмотрение дел которых будет происходить в ускоренном порядке. Льготная категория граждан представлена:

  • сиротами и детьми, потерявшими опекуна;
  • все граждане, проживающие в помещениях, которые признаны аварийными;
  • ветераны и инвалиды ВОВ/других боевых действий;
  • лица, проживающие совместно с человеком, который имеет одну из определенных болезней.

Попадание хотя бы в одну из указанных выше групп граждан дает жителю России право получить некоторую помощь от государства, направленную на улучшение жилищных условий (социальные ипотеки, субсидии, получение нового жилья и т.д.).

Как воспользоваться правом на улучшение жилья по законодательству РФ и программам господдержки?

Что нужно для того, чтобы воспользоваться своим правом на улучшение условий проживания? Фото № 4

Если гражданин имеет полное право на улучшение жилищных условий или попадает под действие прочих программ господдержки, то ему необходимо добиться получения помощи от . Процесс в данном мероприятии можно разделить на три основных этапа:

  • Подтверждение необходимости в улучшении жилища.
  • Постановка гражданина в очередь на улучшении жилищных условий.
  • Улучшение жилья.

Все три этапа очень важны, однако первый является наиболее важным. Стоит понимать, что, только подтвердив необходимость в улучшении жилья, можно сделать большую часть дела.

Чтобы встать в очередь необходимо обратиться в жилищный отдел администрации по месту с соответствующим заявлением, которое составляется в свободной форме или по предоставленному бланку, и со следующим перечнем документов:

  • оригинал/копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении);
  • выписка о наличии и регистрации жилья от местной администрации на каждого члена семьи;
  • правоустанавливающие на имеющиеся жилище (свидетельство о госрегистрации, выписка из ЕГРП, договор аренды и т.д.);
  • выписка с мест работы или обучения каждого из членов семьи;
  • при наличии — оригинал/копия СНИЛСов, пенсионных книжек, свидетельства о браке, домовой книги, справки о признании аварийности жилья или малоимущего состояния семьи и подобные бумаги.

Будут рассмотрены специализироваными госорганами на протяжении 30 суток, после чего заявителю придет письмо о том, одобрено ли улучшение жилья или нет. В случае, когда заявление одобрили, гражданин ставится в очередь на улучшение жилищных условий (получение новой квартиры, ремонт, ипотека и т.д.). В зависимости от степени необходимости для заявителя, его статуса и других факторов улучшение происходит в период от 6 месяцев до 20 лет после подачи заявления.

Как видите, категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, достаточно много в нашей стране. Однако стоит понимать, что рассчитывать на быстрое улучшение жилья, можно только в том случае, если потребность в этом очень высока. В остальных ситуациях ожидание может затянуться на долгие годы, что важно учитывать при возможности выбора альтернативной помощи от государства ( по сниженной ставке, разовое улучшение жилья и т.п.).

Об улучшении жилищных условий вы можете также узнать из видео:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

07 Янв 2017 202

Москва – город с очень дорогим жильем. Для многих ее жителей не существует возможности с опорой на собственные силы улучшить свои жилищные условия. К счастью, город предоставляет определенным категориям населения способы увеличить жилплощадь проживания. Самый реальный из них – это получение жилья по договору социального найма. Муниципальное жилье получить трудно, но возможно. В этой статье будет рассмотрено, что для этого нужно сделать и кто может рассчитывать на получение жилья.

Обязательность наличия московской прописки

Встать на учет может далеко не каждый москвич, для этого нужно соответствовать ряду критериев, в том числе проживать в городе Москве. Но самого факта прописки недостаточно – требуется доказать, что ваша семья нуждается в улучшении жилищных условий. Постановка на учет для получения жилья становится возможной после десяти лет проживания в Москве.

Под проживанием в городе имеется в виду не физическое безвылазное нахождение в пределах городской черты, а запись о регистрации по месту постоянного жительства, называемая пропиской. Если вы прописаны в городе Москве десять или более лет, то соответствуете первому необходимому условию для получения муниципального жилья в наем.

Эта норма вызвала большое возмущение многих лиц, проживающих в Москве без прописки. По их мнению, она нарушала конституционные права граждан на свободу перемещения и выбора места жительства. В попытке отстоять свои права граждане множество раз обращались в суды с исками, требующими отменить действие этой нормы. Судебные инстанции встали на сторону граждан и отменили норму об обязательной 10-летней прописке для постановки на учет. По мнению суда, норма противоречила федеральным законам и Конституции Российской Федерации. Однако в 2003 году норма об обязательной десятилетней регистрации для постановки на учет была восстановлена в Законе об улучшении жилищных условий.

Большинство юристов сходится во мнении, что эта восстановленная норма в неменьшей мере, чем старая, не соответствует федеральным законам и Конституции Российской Федерации. Сейчас сложилась подходящая ситуация для повторного иска с целью отмены этой новой «старой» нормы. Однако процесс пока никто не инициировал. Норма не признана не соответствующей законодательству, она активно применяется в практике московских муниципальных органов.

Закон указывает, что для получения права улучшить свои жилищные условия за счет муниципального жилья, требуется десять лет прожить в городе Москве. В Законе не уточнено, по какому критерию определять, проживал ли человек положенный срок в городе Москве или нет. Муниципальные чиновники трактуют квартирование в Москве, как наличие постоянной прописки в этом городе. Согласно закону, прописка служит подтверждением, а не доказательством проживания в определенном месте.

Таким образом, для того, чтобы вас признали постоянно проживающим в городе Москве, можно представить не только свою прописку, но и другие доказательства, как, например, свидетельские показания – наличие прописки необязательно. Однако муниципальные чиновники в качестве подтверждения требуют именно прописку и не принимают других доказательств. Хоть это и нарушает законы, но до четкого решения суда по этому вопросу действия чиновников правомерны. Если суд решит дело в пользу истцов, то число лиц, претендующих на право встать на учет для улучшения жилищных условий, резко увеличится.

Недостаточные нормы площади жилья на человека в 2019-2020 году

Еще одним очень важным условием для получения бесплатного муниципального жилья являются неудовлетворительные жилищные условия вашей семьи. Для этого на каждого члена семьи должно приходиться жилплощади меньше, чем десять метров квадратных. Если у семьи жилье с площадью, позволяющей каждому ее члену иметь в своем распоряжении пространство сверх этой нормы, то она не распространяется на получение бесплатного муниципального жилья, так как ее жилищные условия признаются удовлетворительными, не нуждающимися в улучшении за счет общественных средств.

Для жильцов коммунальных квартир и гостинок нормы выше, так как тип их жилья считается недостаточно комфортным по сравнению с обычными квартирами для отдельной семьи.

Существует множество случаев, когда постановка на учет производится без регистрации общих квадратных метров, которые приходятся на члена семьи:

  • при совместном проживании в однокомнатной квартире или квартире со смежными комнатами лиц, не находящихся между собой в родственных связях;
  • при проживании в непригодных для жизни помещениях, таких как аварийные дома, жилье, подверженное постоянному или периодическому воздействию вредных факторов;
  • при занятии домов или квартир с коридорной планировкой, а также в помещениях без канализации, централизованного отопления, водопровода горячей и холодной воды, газо- и электроснабжения;
  • при проживании в общежитиях, но эта норма не распространяется на граждан, имеющих временную прописку;
  • при проживании в коммунальных квартирах с лицами, страдающими от заразных хронических заболеваний, если такое совместное проживание признано врачами опасным для других жильцов;
  • также право на получение муниципального жилья имеют граждане, проживающие совместно со страдающими от заразных хронических заболеваний в одном помещении без изолированных комнат.

Также признаются имеющими право на улучшение жилищных условий граждане, располагающие московской пропиской более сорока лет и проживающие в коммунальных квартирах.

Как встать на учет имеющим на это право гражданам

На учет можно встать как по месту работы, так и по месту жительства. Проживание в определенном районе подтверждается наличием регистрации постоянного места жительства, то есть пропиской. Для постановки на учет следует обратиться в жилищную управу и представить им письменное заявление, в котором должно быть указано:

  1. Какими жилищными условиями располагает семья или лицо.
  2. Сколько лет лицо и его семья проживали в Москве.
  3. Какими льготами на получение жилья обладает семья или лицо, желающие встать в очередь.
  4. Кто обращается (молодая семья, многодетная или прочие).
  5. Стаж работы при условии, что заявление подается по месту работы.
  6. Согласие на проверку для лиц, желающих встать в очередь на получение жилья.

Также к заявлению стоит приложить следующие документы:

  • паспорт человека, встающего в очередь;
  • выписки из домовой книги для вставания в очередь;
  • план квартиры;
  • справка о наличии и отсутствии собственности у человека, желающего встать в очередь;
  • справки из медицинских учреждений для желающих встать в очередь на получение бесплатного муниципального жилья.

Подав все необходимые документы, гражданин становится в очередь на приобретение жилья.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение - вы можете быстро получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто заполнив форму ниже.