Практическая работа на тему "гражданское общество и правовое государство". Практическая работа на тему "гражданское общество и правовое государство" Номер сравниваемых пар

Вариант-1.

    Правовое государство отличается от других государств:

а) верховенство закона; б) наличие государственного аппарата;

в) наличие суверенитета; г) наличие публичной власти.

2. Прочитайте фрагменты из публицистических материалов. Выделите из них примеры, характерные для функционирования правового государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Глава государства отдал приказ, чтобы верные ему войска открыли огонь против оппозиции и разогнали митинг»,

2) «Племянник президента страны был задержан полицией за драку в баре и предстал перед судом».

3) «Парламент страны выступил с инициативой отставки правительства и проведения досрочных выборов».

4) «Конституциональный суд принял на экспертизу на соответствие Конституции страны новый указ президента».

5) По распоряжению главы государства оппозиционные силы и партии были исключены из предвыборных списков и не смогли участвовать в парламентских выборах».

6) «В средствах массовой информации негласно запрещено размещать какие-либо материалы без согласования со службами безопасности».

3. У известного режиссера отключили за неуплату коммунальных услуг телефон и электроэнергию. С позиции требований правового государства действия властей:

1) неправомерны, т.к. известные люди должны быть уважаемыми и почитаемыми; 2) неправомерны, т.к. задеты честь и достоинство личности 3)правомерны, т.к. с известных обществу людей спрос всегда выше 4) правомерны, т.к. законы должны соблюдаться всеми гражданами независимо от их соц. статуса

1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д. Аламбер).

2. «Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).

3. «Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Л. Питер).

Практическая работа по Социологии.

Тема: Гражданское общество и правовое государство.

Вариант-2.

    К принципам правого государства не относится:

а) верховенство права; б) разделение властей;

в) защита прав и свобод гражданина и взаимная ответственность;

г) доминирование интересов государства над интересами личности.

Без правового государства мы не жили бы в условиях свободы, поэтому всем нам нужно защищать _____(А). Решающим условием осуществления либерализма в различных сферах жизни является проведение различий между государством и ____(Б). Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является ___(В) как выражение различных мнений и интересов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают еще более сложные ____(Г), которые могут разрушить и погубить общество. Либеральное государство не требует от своих ____(Д) принятия решений, принятых в соответствии с установленной процедурой, в качестве правильных. Обязанность гражданина – признать ______(Е), принятые корректно и в установленном порядке., даже в том случае, если он считает их неверными..

    Либеральные принципы; 2) гражданское общество; 3) граждане; 4) частная собственность; 5) плюрализм; 6) индивидуальная свобода; 7) конфликты; 8) ответственность; 9) решения.

3.Институтом гражданского общества, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются)

1) государственные органы; 2) предпринимательские и профсоюзные союзы; 3) правоохранительные органы; 4) СМИ.

4. Изложите свои мысли (свою точку зрения) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

1. «Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение» (Конфуций).

2. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б. Чичирен).

3. «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» (Цицерон).

Практическая работа по Социологии.

Тема: Гражданское общество и правовое государство.

Вариант-3.

    Что относится к признакам любого государства?

а) разделение властей; б) федеративное устройство;

в) верховенство закона; г) отделение публичной власти от общества.

2. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов, выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. В списке слов больше, чем вам необходимо.

Суверенитет означает ____(1). Это такое свойство власти, которое обеспечивает _____(2) возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою политику. Суверенитет предполагает ______(3) государства во внешнеполитической сфере и верховенство его решений в делах внутренних. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ____(4). Этот является отличительным признаком демократических государств с республиканской _______(5). РФ, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой _____(6) на всей территории.

А) форма государственного устройства; Б) верховенство; В) политический режим; Г) государство; Д) форма правления; Е) власть; Ж) могущество; З) независимость; И) многонациональный народ.

3. Заполните таблицу.

Выберите из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

4. Изложите свои мысли (свою точку зрения) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

1. « Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).

2. «Бесполезные законы лишают силы законы необходимые» (Ш. Монтескье).

3. «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа» (Г. Фрейтаг).

Слайд №1. Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Эпиграф: Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластическое гибкое целое

Семён Лю́двигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва, Российская империя - 10 декабря 1950, Лондон, Великобритания) - русский философ и религиозный

мыслитель. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).

Планируемые результаты (предметные): сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Цели урока:

Личностные результаты: сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Ключевые компетенции:

    Ценностно-смысловая: владение способами самоуправления в ситуациях выбора на основе собственных позиций; осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общественных потребностей и норм;

    Учебно-познавательная : самостоятельная познавательная деятельность: организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; владение креативными навыками; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности; владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;

    Социокультурная : владение знанием и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина; определение своего места и роли в государстве, владение этикой гражданских взаимоотношений;

    Информационная : владение современными СМИ и информационными технологиями;

    Личностное самосовершенствование : владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, формирование культуры мышления.

Метапредметные результаты : умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Основные понятия и термины: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление, социальное партнерство, группы интересов.

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

    Организационный момент.

    Постановка учебной задачи.

Учитель: государство способно оказывать на общество не только позитивное, но и негативное воздействие: бюрократизм, коррупция, произвол, деспотия.

Слайд №2 Главная проблема - как поставить государство на службу обществу, оградить его го различных злоупотреблений. На эти вопросы давались различные ответы.

    В принципе ничего нельзя противопоставить страсти властолюбия, ибо она ненасытна и бесконечна

    Государственная власть должна быть сильной, ее вообще нельзя ограничивать

    Максимальное ограничение государственной власти, а затем и ее полное устранение

    Лекарство от болезней власти является право

Четвертая точка зрения наиболее последовательно была выражена в теории правового государства немецкого философа И. Канта (1724 - 1804). Она оказала большое влияние на становление в общественно-политической практике реальных механизмов правового государства и гражданского общества.

    Усвоение новых знаний и способов действий.

Слайд №3. Задание №1. Платон утверждал: «Только там, где закон владыка над привилегиями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»

Задание:

    Сформулируйте мысль, высказанную Платоном, своими словами.

    Выразите свое отношение к утверждение Платона (согласен(а) - не согласен (а))

    Приведите аргументы, подтверждающее ваше согласие – несогласие с высказыванием Платона.

    Сформулируйте вывод.

Задание 2: работая с учебником параграф 18 пункт «сущность правового государства», заполните таблицу. Вам предлагается, вставить пропущенную альтернативу в сравниваемых государствах.

Номер сравниваемых пар

Неправовое государство

Правовое государство

Государственная власть не ограничивается никакими законами

Разделение властей носит реальный характер

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствие с принципом «цель оправдывает средства»

Слайд №4. Проверка таблицы

Учитель: правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определенные институты.

Задание 3: Работая с текстом, ответьте на вопросы:

    Какое определение понятию «гражданское общество» дает автор текста?

    Укажите не менее трех критериев, относящихся к гражданскому обществу.

    Какое иное название применимо к гражданскому обществу и какое обязательное условие необходимо для его существования и развития?

    Приведите не менее двух доказательств того, что в современной России формируется гражданское общество.

    Назовите не менее двух проблем, с которыми сталкивается Россия при формировании гражданского общества.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства, но в рамках существующего законодательства. Ученые называют разные критерии гражданского общества. Оно характеризуется: 1) экономической и социальной свободой членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму. Государство призвано лишь защищать все формы собственности, охранять общественный порядок, создавать надлежащие условия для проявления предприимчивости, инициативы, творчества; 2)признанием и реальной обеспеченностью естественных, неотчуждаемых прав человека, возможностью судебной защиты своих прав; 3) самоуправляемостью, самоорганизованностью. В гражданском обществе сами граждане решают собственные дела. А главной целью общества является человек; 4) открытость, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной и коммерческой тайны. Граждане вправе получать информацию о важнейших государственно-правовых решениях, состоянии окружающей среды, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности и др.; во-вторых. Гласность осуществляемых общественно-политических мероприятиях, в том числе принимаемых законодательных актов; в- третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики; в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями; 5) режимом законности, верховенством правового закона, незыблемостью свободы личности, установлением между личностью и государством правовых отношений, а также эффективность контроля и надзора за исполнением законов. Одним словом, гражданское общество – это общество правовое; 6) равенство всех перед законом и судом, стабильностью конституционного строя, демократическими методами управления.

Проверка работы по тексту.

Слайд № 5 -6

Слайд №7. В современных условиях большое значение имеет процесс формирования и социального государства . На прошлом уроке мы о нем упоминали.

    Закрепление знаний и способов действий.

Учитель: развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно – то самое окно, о котором говорят: «Откроешь – шумно, закроешь - душно». «Открытое окно» - это, прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он существует в различных формах.

    Информация о домашнем задании.

Задание. Дома вам предлагается выписать современные институты гражданского общества в России, которые могут выполнять функции общественного контроля над деятельностью институтов публичной власти используя учебник и дополнительную информацию

    Рефлексия

Задание 4. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества.

1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.

2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.

Учебные вопросы:

1. Сущность и структура гражданского общества.

2. Политическая жизнь гражданского общества.

3. Выборы: типы и функции.

4. Избирательные системы.

5. Особенности гражданского общества современной

Литература:

1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.45-68.

2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.65-81, 244-254.

3. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.65-71.

4. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.132-165.

5. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.130-162, 272-297, 401-405.

6. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.175-189, 255-268.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.384-405.

Семинар 6. Тема: Политические партии и партийные системы.

Учебные вопросы:

1. Сущность политических партий.

2. Партийные системы.

3. Общественно-политические организации и движения

4. Политическая культура – основа политического

поведения.

5. Субъекты и направления формирования

политической культуры.

6. Политические отношения и процессы.

Литература:

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.79-101.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.162-210, 434-464.

3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.203-243, 312-346.

4. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.78-93.

5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.201-219, 220-249.

6. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.336-362, 363-378, 386-400, 448-480.

7. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.57-82.

8. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.96-123, 190-203, 301-316.

9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.267-285, 306-329, 365-383, 406-443.

Семинар 7. Тема: Личность в политике.

Учебные вопросы:

1. Личность как начальный субъект политики.

2. Типы личности по отношению к политической

деятельности.

3. Факторы участия личности в политике.

4. Политическое сознание.

5. Политические элиты.

6. Основные концепции политических элит.

7. Политическое лидерство.

8. Типы политических лидеров.

Литература:

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.102-123.

2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.93-102.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.220-249, 274-291.

4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.163-201, 379-385, 406-410.

5. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.41-56.

6. Политология: Учебное пособие для вузов/научн. ред. А.А. Радугин. С.220-254.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.132-170, 318-329.

Семинар 8. Тема: Национальная политика. Политический конфликт.

Учебные вопросы:

1. Национальные отношения и их характеристика.

2. Этносы как субъекты национальных отношений и

национальной политики.

3. Сущность политических конфликтов.

4. Типология политических конфликтов.

5. Этнический конфликт как тип политического

конфликта.

6. Меры предотвращения и разрешения политических

конфликтов.

Литература

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.140-156.

2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический курс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.102-109.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.292-334.

4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.481-507.

5. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.280-300.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.349-364.

Семинар №9. Тема: Мировая политика.

Учебные вопросы:

1. Международные отношения и внешняя политика.

2. Субъекты мировой политики.

3. Международные организации как субъекты

мировой политики.

4. Национальные интересы.

5. Национальные интересы современной России.

6. Национальная безопасность РФ.

7. Концепция национальной безопасности РФ.

Литература:

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.157-186.

2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.109-118.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.335-365.

4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.508-566.

5. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.83-95.

6. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.317-333.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.444-469.

Темы рефератов.

1. История становления и этапы развития политической науки.

2. Особенности развития политической мысли в России.

3. Обоснования периодизации развития политической мысли в России.

4. Сущность и специфика политики как общественного явления.

5. Обоснования классификации политики.

6. Экономическая политика в современной России.

7. Сущность политической власти, ее легитимация и легитимность.

8. Легитимность современной политической власти в России.

9. Особенности разделения политической власти в современной России.

10. Конституция Российской Федерации о формах реализации законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

11. Правительство Российской Федерации как основной инструмент реализации экономической политики.

12. Гражданское общество и его структура.

13. Специфика гражданского общества в современной России.

14. Российская Федерация как правовое государство.

15. Президентская республика как форма государственного правления.

16. Парламентская республика как форма государственного правления.

17. Государство как основной институт политической власти.

18. Сущность политической партии и ее функции.

19. Политические партии современной России: программа и деятельность (по выбору, одна – две партии).

20. Обоснования и классификация политических партий.

21. Партийная система в современной России.

22. Политические организации и движения в современной России (по выбору).

23. Характеристика современного политического процесса.

24. Взаимосвязь политических и экономических отношений.

25. Социокультурные процессы политики.

26. Политика и мораль: современный аспект.

27. Культура электорального процесса.

28. Пути и направления формирования политической культуры.

29. Сущность и функции политической элиты.

30. Политическая элита современной России.

31. Системы рекрутирования элит: история и современность.

32. Экономическая и финансовая элиты современной России.

33. Сущность политического лидерства.

34. Политические лидеры России: история и современность.

35. Политический конфликт: сущность и причины.

36. Основания и типология политических конфликтов.

37. Политические конфликты современной России: причины и характеристика.

38. Взаимосвязь и взаимозависимость политических конфликтов и политических кризисов.

39. Этнический конфликт как форма политического конфликта.

40. Военный конфликт как форма политического конфликта.

41. Пути разрешения и недопущения политических конфликтов.

42. Современные политические идеологии.

43. Сущность политического сознания и механизм его формирования.

44. Особенности современной политической социализации.

45. Политическая социализация студентов технических вузов.

46. Мировая политика и международные отношения.

47. Международные организации как субъекты мировой политики.

48. Современная внешняя политика Российской Федерации.

49. Политика как наука и государственная политика.

50. Национально-государственные интересы Российской Федерации.

51. Национальная безопасность Российской Федерации.

52. Этнический фактор политики.

53. Военный фактор политики.

54. Политический менеджмент и его роль в управлении политическим процессом.

55. Сравнительная политология и ее методы.

56. Политический маркетинг.

57. Геополитика.

58. Политический рынок.

59. Политические технологии.

60. Политическая антропология.

5. Вопросы итогового контроля по дисциплине.

1. Политология как наука: предмет, категории, функции и изучаемые проблемы.

2.Сущность политики, ее функции и роль в обществе.

3. Назовите субъекты и объекты политики.

4. Раскройте сущность и содержание либерализма как политической идеологии.

5. Раскройте сущность и содержание консерватизма как политической

идеологии.

6. Социал-реформизм и коммунизм как политические идеологии: общее и

различия.

7. Политическое сознание, его уровни, типы и функции.

8. Политическая система, ее структура и функции.

9. Раскройте сущность политической власти, ее функции и типологию.

10. Что такое легитимность политической власти и типы легитимности.

11. Раскройте механизм разделения и деятельности политической власти на

законодательную, исполнительную и судебную ветви.

12. Постройте вертикали законодательной, исполнительной и судебной ветвей

власти в РФ.

13. Охарактеризуйте демократический политический режим.

14. Охарактеризуйте тоталитарный политический режим.

16. Раскройте сущность государства, основные концепции его возникновения

и признаки.

17. Раскройте структуру государства как основного института политической

власти и его функции.

18. Типология государства.

19. Правовое государство и его признаки.

20. Сущность и структура гражданского общества.

21. Раскройте механизм взаимодействия государства и гражданского общества.

22. Сущность политической партии, ее цели и структура. Закон РФ

«О политических партиях».

23. Охарактеризуйте функции и типологию политических партий.

24. Партийные системы и их типология. Партийная система в РФ.

25. Выборы: типы и функции.

26. Избирательная система: типы и основные процедуры избирательного

процесса. Избирательная система в России.

27. Раскройте сущность и содержание принципов избирательного права.

28. Политическая культура как основа политического поведения и ее структура.

29. Функции политической культуры и основные направления формирования

политической культуры.

30. Политическая элита: сущность, концепции и типология.

31. Сущность и типология политического лидерства.

32. Политический конфликт. Причины и типы политических конфликтов.

33. Военный конфликт как форма политического конфликта.

34. Методы предотвращения и разрешения политических конфликтов.

35. Политическая бюрократия и ее формы.

36. Группы давления, их типология и методы воздействия.

37. Политический рынок, его сущность и предназначение.

38. Мировая политика и международные отношения.

39. Внешняя политика: сущность, принципы, специализированные органы.

40. Раскройте соотношение политики и морали.

41. Что такое национальный интерес?

42. Раскройте сущность и содержание национальной безопасности.

43. Охарактеризуйте личность как субъект политики.

44. Что такое политическая социализация?

45. Назовите типы личности по отношению к политической деятельности.

46. Сущность и содержание национальной политики.

47. Назовите основные этнические общности.

48. Что такое национальный вопрос и каковы пути его решения?

49. Этнический конфликт как тип политического конфликта.

50. Особенности российской политической мысли.


6. Библиографический список.

6.1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань: Казанский гос. ун – т, 1992. – 192с.

6. 2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. М.: Логос, 2000. – 544с.

6.3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. М.: Логос, 2005. – 488с.

6.4. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 138с.

6.5. История политических учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. О.В. Мартышкина. М.: издательство НОРМА, 2002. – 912с.

6.6. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 384с.

6.7. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. М.: Юристъ, 2002. – 592 с.

6.8. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. Ульяновск: УлГТУ, 1998. – 96 с.

6.9. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2001. – 336 с.

6.10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. – 447с.


Учебное издание

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические материалы

Составитель: ЗОСИМЕНКО Иван Андреевич

Редактор

Подписано в печать Формат

Бумага писчая. Печать трафаретная. Усл. печ. л.

Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ

Ульяновский государственный технический университет

432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.

Типография УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.

Разделы: История и обществознание

Современная педагогическая система образования представлена различными инновационными технологиями: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология и т.д. Для учителя большое поле деятельности в усвоении и применении современных методов обучения. Важно в погоне за ними не забывать цель нашей деятельности – это качество образования. Новые стандарты ставят перед нами (учителями истории и обществознания) задачу формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие проблемы. В них (в стандартах) так и сказано, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”. Вот почему обществознание ввели с 6-го класса, а в 10-м классе (на новой ступени обучения) 2 часа обществознания в место 1 часа. Чтобы выполнить требования стандарта, предлагается увеличить до 50% учебного времени (в старших классах) на практические и лабораторные работы.

Тема моего самообразования “Работа по новым стандартам образования и изучение новых учебников по истории и обществознанию”. По ней я работаю второй год, активно применяя технологию развивающего обучения. Эта технология предлагает строить свою работу в три этапа:

  1. Вводно-мотивационный этап, где в конце ставится учебная задача.
  2. Этап собственно учебных действий учащихся.
  3. Этап контроля и коррекции.

На первом этапе (в начале изучения новой темы) очерчиваю понятийный круг, ставлю учебную задачу, которую формулирую часто виде проблемного вопроса или задания.

Например, неизбежен ли был распад Советского Союза?

На втором этапе, который самый длительный, предлагаю разнообразную самостоятельную работу учащимся: с учебником, документами, таблицами, со схемами и т.д., где они выполняют поставленную перед ними учебную задачу.

На третьем этапе провожу контроль и коррекцию чаще всего виде зачета, который может быть как устный, так и письменный. Технология развивающего обучения дает возможность использовать проблемный и интерактивный методы, что развивает мыслительную деятельность и помогает готовить учащихся к ЕГЭ.

Кроме того не оставляю без внимания проектную работу.

Вашему вниманию я хочу представить урок по обществознанию.

К нему прилагается:

  1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1;
  2. Тест. Приложение № 2.

Урок-практикум (1 ч.)

“Мы можем стать свободными только
тогда, когда станем рабами закона”.
Цицерон

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Цели урока:

образовательные : совершенствовать ЗУН учащихся работы с документами.

развивающие : развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

воспитательные : способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

Дополнительные материалы: Дидактическое пособие, Конституция РФ.

Учащиеся должны знать:

1. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

2. Причины и условия формирования гражданского общества.

Учащиеся должны понимать:

1.Что такое гражданское общество и правовое государство?

2. Признаки гражданского общества.

3. Признаки правого государства.

Учащиеся должны уметь:

1. Анализировать текст.

2. Объяснять смыл понятий.

3. Называть представителей теории правого государства.

4. Характеризовать роль СМИ в развитии гражданского общества.

Тип урока: лабораторная работа.

План урока.

1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство в России миф или реальность”.

2. Решение познавательных и дискуссионных задач.

3. Тестирование.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке-лекции вы познакомились с теоретическими положениями темы “Правовое государство и гражданское общество”, а сегодня практически должны использовать полученные знания в решение познавательных и проблемных задач. Но прежде чем приступить к решению задач мы узнаем результаты исследовательской работы, которую выполнила Шмидт Елена в форме презентации.

2. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1

Вот к таким выводам пришла Елена. А как думаете вы по данной теме. (Учащиеся предлагают свои варианты)

На понимание сути и признаков правового государства выполните задание № 1. (Верный вариант ответа подчёркнут)

    Задание № 1

Какой тезис относится к правовому государству?

Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

Сущность права.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

3. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по правовому государству. Работа с Конституцией РФ (работа в паре).

Работа в паре позволяет развивать такие социально важные компетенции, как толерантность, сотрудничество.

Используя Конституцию, выполните ряд заданий, работая в паре.

Задание № 7

Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Задание № 8

Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, глава 4)

Задание № 9

Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ (глава 2).

Задание № 10

Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное... государство с республиканской формой правления” (глава 1).

Используя Конституцию РФ, начертите схему государственной власти РФ, назовите полномочияинститутов государственной власти (глава 4, глава 5, глава 6, глава 7).

Используя пункт параграфа 22, выполни задания № 11.

Задание № 11

В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве.

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим убеждениям и почему?

Древнеримский историк Цицерон говорил: “ Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона”.

4. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по гражданскому обществу. (Работа в паре)

В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Задание № 4

Заполните таблицу.

Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

Задание № 5

Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Задание № 6

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Обьединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Задание № 12

Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Работа с текстом федерального российского закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”

Федеральный российский закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как “признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций

Какие выводы из текста вы можете сделать?

Почему СМИ называют четвертою властью?

5. Индивидуальная работа учащихся (тест). Приложение № 2

После выполнения теста на экране показаны будут правильные ответы. Применение ИКТ на данном этапе позволяет осуществить оперативную обратную связь, что немаловажно для учеников и меня как учителя (для дальнейшей коррекции).

6. Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам - молодому поколению современной России надо постараться.

Выставление отметок.

Вывод: В результате практической деятельности учащихся на уроке удалось закрепить теоретические знания по данной теме, развить познавательные способности учащихся и умения анализировать полученную информацию, умения вести дискуссию, решать познавательные и проблемные задания.

Литература:

  1. Учебник “Обществознание 10” Боголюбов Л.Г.
  2. Методическое пособие к учебнику Боголюбова Л.Г.
  3. Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

Подробное решение параграфы §6 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

Вопросы и задания.

1. Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ.

Понятие гражданское общество имеет 2 значения:

1. гражданское общество, как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания. В данном случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав населения, формы общения людей и т. д., т. е. все то, что неподконтрольно государству.

2. гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. И как идеал гражданское общество олицетворяет собой идеальное общество – общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном – свободу слова и печати, независимость всех СМИ, свободу вероисповедания.

Гражданское общество надо понимать в двух значениях, потому что общество проходило определенные этапы развития, оно не всегда было таким, какое есть сейчас. Был период, когда не существовало государств. В первом смысле гражданское общество появилось раньше, чем государство. Оно было у первобытных охотников и собирателей. В пример можно привести и античные города-государства, где не сложилось понятия государства как некой силы, отчужденной от общества. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно поэтому у Аристотеля, Платона и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме.

Второе значение гражданского общества появилось значительно позже. В политической теории Нового времени государство занимает подчиненное положение по отношению к индивиду и гражданскому обществу.

Таким образом, понятие гражданского общества изменялось с развитием общества и общественных отношений, в соответствии с реалиями времени.

2. Что такое гражданство и чем оно выражено на практике?

Таким образом, оно выражается во взаимных правах и обязанностях государства и гражданина. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Данное взаимодействие прописано в конституции РФ. Например, Глава 2 конституции определяет права и свободы граждан РФ. Приведем некоторые из статей:

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

3. Какие признаки правового государства вы знаете?

Признаки правового государства:

Господство закона во всех сферах общественной жизни;

Связь государства и его органов через закон;

Судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

4. * Почему в мировой истории вокруг проблемы гражданства происходили не только жаркие споры, но и военные баталии?

Зачатки современного понимания гражданства мы находим у Аристотеля, жившего в IV веке до н. э. Он считал, что гражданином может считаться только тот горожанин, который не просто живет в пределах государственных границ, но к тому же не относится к чужестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправлении административных функций и решении правовых вопросов, стоящих перед городом-государством.

Проживание на территории данного государства не делает человека автоматически его гражданином.

Развитые европейские страны - Англия, Франция, Гермния - после Второй мировой войны поощряли иммиграцию свою страну и охотно предоставляли гражданство выходцам и Италии, Греции, Испании, Северной Африки и Ближнего Востока. Но в начале 1970-х годов случился экономический кризис, миллионы людей потеряли работу. Коренные жители страны стали возмущаться своими правительствами, которые поощряли въезд иностранцев, отбирающих у них рабочие места. В ответ правительства названных стран предприняли множество попыток вернуть эмигрантов, но все они оказались безуспешными.

Государство обещает защиту и покровительство своим гражданам. В данном случае это способ расширить свои государственные границы, получить дополнительные ресурсы (присоединение Германией Судетской области в 1938, которую преимущественно населяли немцы).

5. * Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность»? Выскажите свою точку зрения.

Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Таким образом, гражданственность – это неотъемлемая часть гражданства, определяющая поведение человека по отношению к себе, обществу и государству.

6. * Сравните между собой правовое государство и гражданское общество. Какие выводы вы можете сделать?

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Гражданское общество - свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество - не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти. Оно поддерживает определенный баланс между обществом и государством. Если государство начинает превышать свои полномочия, то структуры гражданского общества напоминают ему о пределах вмешательства государства в дела общества. И наоборот: если общество нарушает принятые в государстве законы и порядок, то гражданское общество предупреждает его о том, что его действия могут привести к анархии, чреватой опасными последствиями для всех людей.

7. * Какие черты правового государства являются самыми важными для его граждан? Почему?

Нельзя говорить, что какие либо черты правового государства наиболее важны для человека, а другие важны в меньшей степени. Рассмотрим это на примере признаков правового государства:

1. господство закона во всех сферах общественной жизни;

2. связь государства и его органов через закон;

3. судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

В правовом государстве вся деятельность подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Соответственно и взаимоотношение гражданин-государство также регулируются законом. В данном случае невозможно убрать какой-либо из признаков правового государства, потому что это нарушит положение гражданина в государстве.

8. * Как взаимосвязаны между собой государство и общество? Сравните их признаки и свойства, раскройте взаимоотношения.

Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент), а общество - социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

Понятия общества и государства не совпадают ни по происхождению, ни по объему. Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35–40 тысяч лет назад.

Государство возникает примерно шесть тысяч лет назад. Таким образом, общество существовало без государства больше тридцати тысяч лет. Государство возникло вместе с социальными классами, когда неписаное право уже не в состоянии было регулировать общественные отношения. Вместо неписаного права возникает писаное право.

По объему понятие общества шире понятия государства. Общество включает в себя четыре большие сферы: экономическую, духовную, социальную и политическую. Государство входит в политическую сферу и является ее ядром.

Государство возникло из общества и превратилось в самостоятельный орган, стоящий над обществом и вместе с тем взаимодействующий с ним. Как свидетельствует опыт истории, это взаимодействие носит очень сложный характер, отражающий сложные и противоречивые процессы развития самого общества. Дело в том, что в обществе живут и действуют индивиды, преследующие свои интересы, которые не всегда совпадают с общими интересами. Кроме того, в обществе существуют различные классы, имеющие собственные интересы. И чтобы социум (то есть общество) не погиб, необходим политический орган, регулирующий все общественные отношения. В качестве такого регулятора выступает государство. Конечно, без взаимодействия с обществом регулирование общественных отношений немыслимо.

Взаимодействие общества и государства – явление закономерное и естественное, ибо без такого взаимодействия не было бы ни общества, ни государства. Но должны существовать определенные пределы взаимодействия. Абсолютизация общества, нежелание его членов подчиняться государству, соблюдать правовые нормы и законы приводит к анархии.

Взаимоотношения между обществом и государством всегда носили противоречивый характер. Главная причина всех противоречий заключается в том, что общество как социальное образование апеллирует к морали, а государство как политическая система – к интересам.

?Проблема. Назовите признаки, свидетельствующие, что современная Россия является правовым государство.

К таким признакам относятся:

1. Господство закона во всех сферах общественной жизни

2. Связь государства и его органов через закон

3. Судебная защита прав и свобод граждан и взаимная ответственность государства и личности.

Практикум. К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:

1. Аппарат подавления.

2. Преследование инакомыслящих.

3. Жесткая цензура.

4. Диктатура одной политической партии.

5. Монополия государственной собственности.

6. Геноцид собственного народа.

7. Подавление личности, отчуждение ее от государства.

Вам надо их установить.

Данные признаки относятся тоталитарному государству, потому что в тоталитарном государстве личность и гражданские свободы подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.