Монастырь св луки в крыму. Лига свободных лакедемонян

Не ищите значения слова «Лаки» в топонимических словарях – его там нет; такого населенного пункта, как село Лаки, не найдете на современных картах. В Лакской долине царит мёртвая особенная тишина. Ни шелохнется травинка, ни пропоёт птичка, ни залает собака. Только преследует дикий, удушающий запах крапивы и щавеля. О чем молчат выжженные солнцем меловые горы? Почему дикими кровавыми маками заросло поле? Почему поросла травой заброшенная церковь? Откуда эта тишина? О чем молчат усыпавшие долину кроваво-красные маки? Где жители? Куда делись прихожане?

Трудно поверить, что когда-то тут кипела жизнь. Издавна жили здесь потомки славных «листригонов». Была в этих местах между горами Татар-Ялта и Ай-Илья частица древней Эллады. Не только синее небо, крутые скалы вдали, зеленые склоны гор и воздух, искрящийся солнцем, роднили эту землю с Элладой. Под защитой горы святого Ильи с незапамятных времен жили греки, потомки феодоритов – жителей православного княжества Феодоро, до последнего бившихся с турецкими захватчиками.

В районе Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VII веков. Греки редко покидали свои любимые Лаки. А что им было делать за их пределами, если плодородная долина давала всё необходимое для жизни: на лугах пасли скот, под солнцем вызревал виноград, а местный табак славился на всю Тавриду... В окрестностях села сохранились остатки церкви Святой Троицы, возведенной еще в начале XV века; рядом кладбище, могилы жителей Лаки из семей Спаи, Лели, Арваниди, древняя могила 1362 года. Тихо и мирно текла жизнь села Лаки. Самым крупным событием начала ХХ века стало построение в 1904 году каменного в византийском стиле храма Св. Евангелиста Луки.

23 марта 1942 года в тихое село Лаки пришла беда. Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского (ставшего затем командиром Южного соединения партизанских отрядов Крыма). Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках – ни одного. Каратели решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только храм.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком. «Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы – крымские татары из карательного батальона, – рассказывал Юрий Спаи. – Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, оккупантам поступил донос, так как, несмотря на то, что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли стоящие рядом предатели из числа крымских татар, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя...»

Другая свидетельница, свояченица председателя совхоза Владимира Лели, 90-летняя Екатерина Лели рассказывала об этом событии так: «Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали крымско-татарские пособники фашистов. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских «добровольцев» отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Во всех окрестных деревнях оккупанты выбирали старосту и заставляли местных жителей вооружаться против партизан. Но в селе Лаки все как один наотрез отказались выбирать старосту и воевать против своих. Нам угрожали: если не возьмем в руки оружия против партизан – нас сожгут. И в марте 1942 года фашисты и их холуи взяли село в окружение. Заходили в каждый дом и давали команду: «Оставить открытыми двери и окна! Всем собраться у магазина! С собой ничего не брать!»

Каратели нагрянули в четыре часа утра. Партизаны, как обычно, пришли ночью за продуктами и уйти не успели. Их взяли в плен. Среди них был и мой муж. Много погибло мужчин из семей Спаи, Дузовых, Берберов. И вот один из оккупантов начал читать список, называя фамилии партизан. Если не было мужа – жену расстреливали. В ту ночь не было Владимира. Из толпы отделили его жену Марию с грудным ребенком на руках. Ее расстреляли, а малыша бросили в пламя. Другую женщину вместе с ребенком привязали к кровати и подожгли. Но она не выдала своего брата. Крик этой женщины раздавался по всей долине. Мать Федора Арваниди была прикована к постели – ее сожгли прямо в доме. Взятых в плен партизан допрашивали, а затем казнили. Но как враги ни издевались, жители Лаки не выдали партизан. Когда моего мужа вели на допрос, он схватил одного из карателей за горло и задушил. За это тут же получил нож в спину. После допроса полуживых партизан бросили в подвал, облили бензином и подожгли. В селе уже полыхали огнем все дома. Стариков и женщин с детьми пешком погнали в Бахчисарай.

Братская Могила. Крым. Село Лаки

За годы оккупации в Бахчисарайском районе были уничтожены все греческие колонии – более двадцати сел. Расстреляны тысячи человек. В память о всех погибших в годы Второй мировой православные священники 23 марта ежегодно служат панихиду на пепелище села Лаки. В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным, а в 2005 году открыт мужской православный монастырь. На гранитной плите много свободного места – сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят поисковики.

Над главным входом храма Св. Евангелиста Луки – дата «год 1904» и надпись на новогреческом, слова Христа Спасителя: «Придите (ко мне) все труждающиеся и обремененные и я упокою (вас)». Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов едва различимы. В храме растет трава и вьют гнезда птицы. На сложенном из кирпичей аналое в центре – икона Спасителя. В алтаре – кирпичный Престол и большой деревянный крест. Естественно, иконостаса нет. Подсвечники – доски с просверленными дырочками, уже изрядно обгоревшие. Рядом со свечами, заботливо укрытыми пленкой на столе, – ящик.

Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских душ, чьи тела сгорели в адском огне, разожженном извергами XX столетия, и не были в свое время преданы земле по обычаю предков. Взрывали и жгли в 1942 году фашиcты этот храм, а уничтожить так и не смогли.


-->

Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму. Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит. Но стоит прислушаться повнимательней к этим горам и деревьям, вглядеться в алую кровь маков - и они начнут говорить. Они расскажут страшную историю, которую хранят уже 60 лет:

Издавна здесь жили потомки славных листригонов. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее - развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова.
Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро 1942 года у дома председателя колхоза "Нео зои" Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.

Немцы в своей возмущенной злобе решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только церковь. Красивый храм св. Евангелиста Луки, который жители деревни возобновили на месте старого в 1904 г., стоит до сих пор. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ. Кажется, что все они - те, кто сгорел в адском огне, кто не был предан по обычаю предков родной земле, собрались в этих стенах. Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы - крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни. Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Поверх фресок уродливые надписи современных вандалов. Без них, к нашему сожалению и позору не мыслим не один крымский памятник старины:
Со дня Лакской трагедии минуло уже 60 лет, но рана все еще кровоточит. Десятилетия не смогли стереть из памяти людей страшные подробности уничтожения целой деревни, на месте которой ныне вспаханное поле. Не осталось даже фундаментов, зарыты колодцы, лишь полуразрушенная церковь да скромный памятник напоминают о том, что здесь, в деревне Лаки, издревле жили греки. Трудились, веселились, влюблялись, пока в их дома не пришла беда...
23 марта 1942 года деревня Лаки была захвачена гитлеровскими карателями и уничтожена. Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге "Греки Крыма " приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал Сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг.
Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович СПАИ, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.
"Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы - крымские татары из карательного батальона, - рассказывает Юрий Спаи. - Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: "Дядя Митя, а вы чего здесь?" А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: "Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел". Такое забыть нельзя..." Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю "черную" работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское.
Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд. После освобождения КрымаЮра с матерью получили жилье в Бахчисарае. Казалось бы, жизнь стала налаживаться. Но только месяц передышки предоставила судьба этим людям. Лет 1944 года греки были высланы Крыма.

Греческий народ чтит память погибших 60 лет назад. Ежегодно, 23 марта съезжаются греки со всех уголков когда-то необъятной страны, отдают дань памяти погибшим, возлагают цветы. "А что чувствовали вы?" - задаю я Юрию Михайловичу не совсем тактичный вопрос. Отвечает он просто: "Я плакал". И сегодня обидно пожилому человеку, что "перекопали все, не оставив даже фундаментов - свидетелей трагедии. Сделали это, наверное, для того, чтобы никто лишний, раз не спрашивал, куда же делись люди". Денег на установку достойного памятника православным грекам не хватает. "Мусульманский" Рескомнац, - говорит Юрий Михайлович, - находит средства только на нужды крымских татар. А всем нам, незаконно выселенным в далеком сорок четвертом нужно собраться. И крымские татары должны признать свою вину и покаяться перед греческим народом". А вместо этого... в скромном памятнике, установленном на добровольные пожертвования, зияют три пулевых отверстия. Жители окрестных сел, понижая голос до шепота, говорят: "Татары прострелили!"

И. Коваленко, "Русский мир"

Эта история произошла со мной несколько лет назад в Крыму. Она была похожа на фильм или даже на сон - когда всё как-то не очень логично и странно, но когда кому-то начинаешь пересказывать, кажется, что ничего необычного тут нет. Но я точно знаю, что вся эта история была для меня какой-то особенной.
Мы поехали в место под названием Лаки. Это недалеко от Бахчисарая. В селе Лаки жили греки и оно было разрушено немцами в 1942-м году, сейчас же там остались развалины храма святого Луки и живёт несколько монахов, а само место считается очень сильным, да и интересна его история.
Есть мнение, что название Лаки происходит от имени святого Луки, но в Греции есть много сёл и городков с таким названием, поэтому, возможно, этимология греческая. Второй вариант весьма правдоподобен, потому что Лаки - древнее греческое село. Здесь жили потомки тех, кого вывез в Крым Алексей Орлов после Первой Архипелагской экспедиции 1769 – 1774 годов.
Результаты археологических раскопок датируют следы двух поселений VI-VII веками, в округе села - остатки свыше десятка церквей.
По данным советской переписи 1926-го года в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), действовала греческая школа I ступени (пятилетка). Тут было 68 дворов, из них 26 некрестьянского типа. В Лаках в 1930-е годы был организован колхоз «Нео зои» (Новая жизнь)
В годы Великой Отечественной войны, после оккупации, 23 марта 1942 года, за поддержку партизан, село было уничтожено фашистами, 16 мирных жителей расстреляны, а оставшихся жителей выселили в район Биюк-Онлара. После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 27 июня того же года крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.
Сейчас же тут тихо, спокойно и, несмотря на случившуюся более 70-ти лет назад трагедию, весьма приятно.


3
Добираться до Лаки удобнее всего через Бахчисарай, мы ехали туда на машине

4
Скромный указатель. Если поехать прямо, то впереди будет военная часть, поэтому ехать нужно левее. Пусть дорога вас не смущает - если вы на машине, езжайте смело, пешком до Лаки ещё несколько километров в гору:

5

6

7
И вот вдалеке уже видны развалины Храма Святого Луки:

8

9
Руины церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века:

10
Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески

11
Сама деревня была уничтожена, это событие называют Крымской Хатынью и случилось это ровно за год до сожжения Хатыни - 23 марта 1942-го года.
Свидетелем уничтожения деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске. Юрий Михайлович Спаи тогда, в 1942-м, был тринадцатилетним мальчиком.

"Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы - крымские татары из карательного батальона, - рассказывает Юрий Спаи. - Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: "Дядя Митя, а вы чего здесь?" А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: "Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел".

12
Почему сожгли именно эту деревню?
Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню

13
После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года, по Постановлению ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.

18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. В начале 1960-х годов село признано неперспективным и расселено.

14
Храм Святого евангелиста Луки – памятник архитектуры местного значения. С тех пор как здесь в 2005-м году появился монастырь, отец Калинник все свои силы отдает восстановлению храма.
Уже готов генплан, завершается работа над проектом. Инициаторами возрождения святилища стали потомки жителей греческой деревушки

15

16

17

18

19
Рядом есть каменное строение, там живёт монашеская братия, ведутся службы

20

21

22

23

24

25

26
Если пойти по дороге вниз, то там будет скит, где жил отец Гавриил


27
Здесь нас встретили с распростёртыми объятиями. Мужчина, который назвал себя трапезарием (то есть тем, кто отвечает за трапезу, готовит и подаёт еду), сразу стал зазывать нас к столу. "О, садитесь есть! Нет-нет, садитесь есть! Сейчас предупредим отца Гавриила, что вы пришли".

Кажется, что нас тут ждали, но тут всех ждут и относятся как к своим - всех кормят, а мы как раз пришли к обеду (если бы мы знали, куда попадём, то взяли бы с собой какой-то еды, чтобы оставить тут).
Зовут отца Гавриила, старец вышел к нам. Был немного строг - мол, пришли все в косметике и в лаке для ногтей, в следующий раз приходите без. В тот момент я думала, какой вообще следующий раз? Я что, сюда вернусь? Но уезжая отсюда, я уже знала точно, что да, вернусь. Пусть не очень скоро (а ведь с этого посещения прошло уже несколько лет), но вернусь.
Правда, тот самый старец Гавриил, которого я запомню на всю жизнь, умер в ноябре 2015-го.
Я его не фотографировала, уж слишком он был настоящий. Он не имел ничего общего со священниками в церквях, он словно имел доступ к источнику высшей мудрости, такой вот мудрый старец. можно увидеть, каким он был.

28
Так же старец благословил нас на купание в купели. Но опять же пригрозил нам пальцем - в следующий раз приезжайте со своими рубахами, а пока можете взять наши - висят вон там.
Рубахи были сшиты из холщовых мешков, длинные до пят и с рукавами.
В святые источники и купели нельзя окунаться в купальниках или тем более голышом, а нужно делать это в закрытых рубахах. Почему-то хоть на крещение у проруби и выстраиваются тысячи людей, ни одного я ещё не видела в рубахе.
Вода тут жутко холодная!

29
И да, у монастыря есть свой сайт, вот он:
http://laki-monastery.ru/

30
Общение со старцем могло растянуться, а ведь мы всего-то планировали доехать до села и посмотреть на останки храма. А мне ещё и завтра лететь в Петербург, вещи не собраны, подарки не куплены...
Он говорил и говорил, я уже начала испытывать лёгкое раздражение, а потом он ещё и благословил нас над подъем на гору Святого Ильи.
А раз старец сказал, надо подниматься, и тут я уже поняла, что надо просто смириться с происходящим и получать удовольствие.

31

32
Поднимаемся, идти легко, подъем пологий. Отец Гавриил сам сюда поднимался регулярно

33
Сама гора:

34
На вершине горы находятся останки храма святой Троицы 15-го века.
На кладбище у храма обнаружено надгробье неких Феодорицы и Хаты, датированное 1362 годом и надгробие Чупана, сына Янаки и сына его Алексия, зарезанных «во дни Темира в месяце июне, в день 28, года 6872 (1364 год)".


36
А на плече у самого трапезария поселился богомол:

37
Сам трапезарий оказался тут случайно - вёз уже взрослую дочь в Симферополь с проблемами, но решили заехать сюда, к старцу. Тут и остались на несколько недель, а проблемы ушли

38

39
На гору поднимаются поломницы. Надо заметить, что весь путь от остановки автобуса до села Лаки эти немолодые уже женщины проделали пешком, а это, ни много, ни мало, 8 километров

40

41

42
Удивительно смотрятся останки церкви:

43

44

45

46

47

48

49
Тут нам на встречу идёт батюшка, увидев меня с фотоаппаратом, сказал, что сам работал корреспондентом в газете и даже взял у меня фотоаппарат и сделал нам фото на память

50

51

52

53

54

55
Мы уезжаем, а этот удивительный человек, назвавший себя трапезарием, попавший сюда по воле случая, остаётся. Сказал что занимается сдачей жилья в Новом свете и найти его можно по запросу в Яндексе "Новый Свет - лучший отдых в Крыму". Возможно,

56

57

58
Обратный путь лежит мимо Качи-Кальона.
Тут тоже удивительные места, а ещё там очень красивый бисерный храм, про Качи-Кальон и храм я рассказывала

59


Как добраться до Лаки:
Добираться удобнее всего из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая до села Машино (за селом Баштановка) будет поворот с главной дороги направо, там даже есть знак, на котором написано "Лаки 8 км". Выходите из автобуса и идете по этому указателю (недалеко от Баштановки находится Качи-Кальон, про него я рассказывала , можно совместить).
До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Повернув за мостом налево, выйдете на грунтовку и через 10 км попадете на перевал, на седловине которого и расположено село Лаки (). Слева будет гора св. Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы. Справа – гора Татар-Ялта. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.
Лучше всего, конечно, ехать на машине, потому что пешком в гору путь не близкий.
Координаты для навигатора: 44° 39" 55.50" N 33° 57" 8.29" E
Контакты:
Сайт
+7-978-706-25-62
[email protected]

Про другие интересные места в Крыму:

Тишина, которая царит в Лакской долине, завораживает своей глубиной и какой-то неповторимой особенностью. Кажется, что такой тишины не встречал больше нигде.

Деревья не скрипят под напорами ветра, не поют птицы. Даже пчёлы, эти неутомимые труженики, не снуют с цветка на цветок. Лишь алые маки, раскинувшись на огромном поле, слегка покачивают своими бутонами.

Кругом молчание. Создаётся впечатление, что всё вокруг замерло в состоянии непередаваемой скорби по тем событиям, что произошли здесь 60 лет назад.

В былые времена на этой земле проживали листригоны. Так называли потомков греческих колонистов. Недалеко от деревни были расположены церковь святой Троицы и древний храм, построенные ещё в 15 веке. Сейчас от них мало что осталось. Среди полустёртого с лица земли кладбища, расположенного около храма, сохранились надгробные камни, на одном из которых есть надпись датируемая 1362 годом. Местные жители могут гордиться тем, что являются потомками феодоритов, народа, который издревле проживал в Крыму и снискал себе уважение в окрестных землях.

Во все времена деревня Лаки жила обособленно. Жители мало интересовались событиями большого мира, предпочитая заниматься насущными делами. Здесь разводили скотину, выращивали виноград, заботились о детях. В деревне было несколько фамильных династий с красивыми фамилиями Арваниди, Лели.

Но зимой 1942 года, к Владимиру Лели, председателю колхоза «Нео зои» нагрянули немцы. С этого момента в Лаки пришло горе. Гитлеровцы уничтожили деревню полностью. Были разрушены все постройки, всё что можно было разрушить или сжечь. Лишь церковь не позволила уничтожить себя до основания. Храм святого Евангелиста Луки стоит до сих пор.

Храм этот в своём роде индивидуален архитектурой и уникален внутренней атмосферой. В храме ощущается присутствие душ людей, которые погибли в то жестокое время. Храм расположен на пригорке, в окружении стены сорняков в виде полыни, щавеля и крапивы. Купол колокольни был разрушен и от него остались каменные блоки перед входом в храм. Алтарь подвергся полному разрушению, но на стенах остались фрески. Местами видно изображения орла или льва, лики святых и ангелов. К сожалению кое-где фрески обезображены надписями вандалов.

Прошло 60 лет с момента трагедии, но люди, до сих пор не забывают страшные события и подробности уничтожения деревни Лаки. На месте, где стояли дома, теперь поле. Только церковь и памятник напоминают, что здесь была деревня и в ней жили греки, пока в их дом не пришла беда.

Захвату и уничтожению, деревня Лаки подверглась 23 марта 1942 года. Почему это произошло именно с этой деревней? Если обратиться к историку Пантелеймону Кесмеджи, то в своей книге «Греки Крыма» он приводит слова командира партизанского отряда Македонского Михаила Андреевича. По его словам Бахчисарайский партизанский отряд, которым он командовал, получал солидную поддержку от жителей деревни Лаки. Бойцам отряда помогали с едой, обеспечивали одеждой. В окрестностях располагалось много других деревень, но практически во всех были предатели, готовые выдать отряд фашистским карателям. В деревне Лаки жители поддерживали советскую власть, на здании Сельсовета, бесстрашно и гордо реял красный флаг. За помощь партизанам немцы расстреляли более тридцати мужчин, женщин и детей сжигали вместе с домами. Было сожжено 87 дворов. Но погибли не все. Тех, кому посчастливилось уцелеть, перевезли в село Октябрьское.

Греческий народ помнит те страшные события и чтит память погибших. Каждый год, 23 марта, приезжают греки возложить цветы к памятнику, отдать дань памяти погибшим. Жаль только, что от деревни Лаки не осталось ничего, даже фундаментов.

Актуальность: Во время планирования маршрута экспедиции, информация о селе Лаки была обнаружена в интернете случайно и судьба этого села привлекла нас не столько трагической историей расстрела жителей в Великой Отечественной войне, сколько своей послевоенной историей и заброшенностью, а также символичностью уцелевшего храма святителя Луки.

Цель: Проследить трагическую историю жизни села (Лаки) Горянка.

Задачи:

    Изучить литературные источники

    Организовать радиальный выход в село Горянка во время весенней экспедиции по Крыму.

    Попытаться выяснить, почему с этим селом власти поступили столь жестоко – уничтожили полностью, не оставив даже фундаментов домов

    Выяснить, что сейчас происходит на месте исчезнувшего села (сфотографировать, побеседовать с людьми) и каковы его перспективы.

    Собрать материал для включения в путеводитель по святым местам Крыма

Методы:

    Поиск информации в Интернете

    Наблюдение

    Фотографирование

    Беседа с местными жителями

Село Лаки (Горянка)

И сегодня обидно пожилому человеку, что "перекопали все, не оставив даже фундаментов - свидетелей трагедии. Сделали это, наверное, для того, чтобы никто лишний, раз не спрашивал, куда же делись люди". Денег на установку достойного памятника православным грекам не хватает.

Чудо, что сельский храм, несмотря на все катаклизмы тяжелого ХХ века, выстоял. Храм св. Евангелиста Луки был построен жителями села в 1904 году на месте старой деревянной церкви 16 века. Над главным входом дата "год 1904" и надпись на новогреческом, слова Христа: "Придите (ко мне) все труждающиеся и обремененные и аз упокою (вас)". Поврежден алтарь, купол, колокольня, но сохранились фрески. Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов. Евангелист Матфей изображен ангелом, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Изображения евангелистов Иоанна и Луки и их символов орла, означающего высоту евангелического учения, и тельца, подчеркивающего жертвенное искупительное служение Спасителя, едва различимы.

Это храм-памятник, его израненные своды словно поддерживают души сожженных людей. Храм не смогли разрушить ни большевики, ни немцы, ни безбожники. Он выстоял, чтобы донести до нас печаль и трагедию греческого села Лаки.

История окончательного исчезновения села

После насильственной высылки с территории полуострова крымских татар настала очередь других национальных групп. 29 мая 1944 г. народный комиссар внутренних дел Л.П. Берия докладывал И.В. Сталину: «После выселения крымских татар в Крыму продолжается работа по выявлению и изъятию органами НКВД СССР антисоветского элемента, проческа и пр. На территории Крыма учтено проживающих в настоящее время болгар - 12 075, греков - 14 300, армян - 9919» (в 1939 г. среди жителей полуострова насчитывалось: болгар 15 353 - 1,4% ко всему населению, греков 20 652 - 1,8%, армян 12 873 - 1,1%1). О греках Берия сообщал следующее: «Греческое население проживает в большинстве районов Крыма. Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занялась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власти оказывали содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т. д.». Вот и все «обвинения»!

Вывод Берии был следующим: «НКВД считает целесообразным провести выселение с территории Крыма всех болгар, греков, армян». Это относилось и к партизанам, подпольщикам, к лицам, совершенно не запятнавшим себя сотрудничеством с оккупантами. 2 июня 1944 г. И.В. Сталин подписывает постановление Государственного комитета обороны № 5984, согласно которому НКВД обязывалось «дополнительно к выселению по постановлению ГКО № 5859сс от 11 мая 1944 г. крымских татар выселить с территории Крымской АССР 37 тыс. чел. немецких пособников из числа болгар, греков и армян», которых «направить для расселения в сельском хозяйстве, в подсобных хозяйствах и на промышленных предприятиях следующих областей и республик: Гурьевская обл. Казахской ССР - 7000 чел., Свердловская обл. - 10 000 чел., Молотовская обл. - 10 000 чел., Кемеровская обл. - 6000 чел., Башкирская АССР - 4000 чел.». В апреле 1944 года жители уже начали возвращаться в Лаки, но 27 июня того же года, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал .

Операция по выселению болгар, греков, армян, иноподданных прошла 27 июня 1944 г. Людям давалось несколько часов на сборы, а далее в товарных вагонах под дулом автоматов их отправляли в неведомые края. 4 июля Берия доложил Сталину, что выселение из Крыма татар, болгар, греков, армян закончено. Всего выселено 225 009 чел., в том числе татар - 183 155, болгар - 12 422, греков - 15 040, армян - 9621, немцев - 1119, иноподданных - 3652 чел. «При проведении операции по выселению на местах и в пути происшествий не было». Положение спецпоселенцев, особенно в первые годы, было крайне тяжелым. Им зачастую приходилось жить в неприспособленных помещениях, скудно питаться, страдать от болезней и т.п. Как результат - высокая смертность. С момента первоначального вселения на новые места до 1 октября 1948 г. смертность крымского контингента (высланные с полуострова всех национальностей) была выше рождаемости в 6,8 раза. За 1945-1950 гг. из числа спецпоселенцев-крымчан умерло 32 107 человек.

Официальный сайт паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии.http://www.palomnik.crimea.ua/

Серман Б. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963 г. http://koechto-o.narod.ru/pages/articles/books/zakaldaev_track/route8.html

Обновлено: Авг 2, 2013