Понятие, определение — политика. Внутренняя и внешняя политика


Политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по решению общественных проблем, постановке и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Одновременно с этим политика является и средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области.
Существует множество классификаций политики. По критерию направленности выделяют, как вы знаете, внут-

реннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика связана с решением проблем внутри страны, а внешняя - на международной арене. В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выделяются следующие направления внутренней политики: эко- комическая, социальная, государственно-правовая, культурная. Иногда культурная политика рассматривается в качестве составляющей социальной политики. Каждое из направлений внутренней политики делится, в свою очередь, по отраслевому признаку. Так, экономическая политика включает политику промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную и др.
Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, демографической, национальной, молодежной политикой и пр. Составляющими государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика. Культурная политика - это политика в области образования, кино, театра и пр. По полноте охвата и влиянию на общество выделяют такие разновидности политики, как научно-техническая, экологическая, информационная. Они пронизывают все сферы общественной жизни и поэтому не принадлежат ни к одной из них. Направления политики имеют свою структуру и объекты воздействия. Например, аграрная политика включает следующие элементы: сельскохозяйственную политику, агропромышленную политику, внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропромышленные объединения, фермерские хозяйства и др.
Внешняя политика также имеет направления: оборонная, иностранная (между физическими и юридическими лицами различных государств), внешнеэкономическая и пр.
Структурная детализация государственной политики позволяет более целенаправленно реализовывать программы и проекты в конкретной сфере.
По критерию долговременности выделяют стратегическую и тактическую (текущую) политику. Стратегическая политика по временному интервалу бывает долгосрочной (10-15 лет), среднесрочной (3-5 лет) и краткосрочной (1,5-2 года). Тактическая политика - это деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей.
В современном мире большое влияние на внутреннюю политику оказывает внешний фактор - международная политика.
Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный политический цикл: определение общественных проблем и целей политики; разработка (формирование) политики; осуще-
~

ствление государственной политики; оценка результатов государственной политики.
На первом этапе выявляются общественно значимые проблемы и их причины. Например, ухудшение демографической ситуации в России связано с двумя факторами: с низкой рождаемостью и высокой смертностью, которые, в свою очередь, зависят от других факторов (вспомните известные вам факты). Для разработки политики в этой области необходимо понять основные причины такого положения: неэффективность отечественного здравоохранения, бедность, неудовлетворительная экология, рост алкоголизма, наркомании и т. д.
Второй этап. На основе проведенного анализа определяются цели (задачи). Так, в приведенном примере демографической ситуации задачи политики направлены на устранение этих причин. Выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни. Государственные институты выполняют определенную роль в этом процессе. Например, общую стратегию внешней и внутренней политики определяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, что находит отражение в его ежегодном Послании Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правительство РФ определяет общие конкретные цели, а также стратегию государственной политики в отдельных областях. Основным документом Правительства является среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации. Парламент также принимает участие в формировании политики путем обсуждения актуальных проблем, в ходе принятия бюджета, законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной политики. Сложность общественных проблем приводит к тому, что при разработке политики органы государственной власти (политические руководители) прибегают к помощи не только чиновников-профессионалов (экспертов, аналитиков, спичрайтеров и др.), но и специальных исследовательских организаций-«мозговых центров», нацеленных на разработку новых идей, подходов или программ.
Третий этап. С принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап ее реализации. Здесь на первый план выступают исполнительные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства. Координирует их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают подзаконные акты (директивы, приказы, распоряжения и др.). Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за их исполнением. Они занимаются также выдачей разреше
ний (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности юридическим лицам и гражданам, регистрируют акты, документы. Федеральные агентства осуществляют полномочия собственников в отношении государственного имущества, оказывают услуги другим федеральным органам (например, в разработке стандартов), юридическим лицам, гражданам. Оказание качественных услуг населению - одна из актуальных проблем государственного управления во всех странах, в том числе и в России. Главное в оказании услуг - непрерывное обслуживание и скорость реакции на запросы населения. Недопустимы сбои в работе транспорта, криминальной полиции, ЖКХ и пр. В настоящее время многие государства ориентируются в своей работе на список базовых услуг, принятый в странах Евросоюза. В нем предусмотрены, например, для граждан выплаты из фонда социального страхования (студенческих стипендий, семейных льгот и пр.), действия в ответ на заявления о помощи (в частности, о краже, угоне машины), выдача документов (паспортов, водительских прав), запись актов гражданского состояния. В числе общественных услуг для бизнеса - регистрация новых компаний и т. д.
В целом этап реализации политики представляет собой систему мероприятий, ориентированных на конечный результат, что находит отражение в рабочих планах министерств. В них заранее продумывается программа действий по осуществлению поставленных задач: цели деятельности, главные исполнители, стандарты выполнения (технические задания), распределение ресурсов, стандарты и критерии результатов выполнения. При выполнении планов используются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договоренности) и административные (контроль, ограничения, квоты). Большую значимость приобрели экономические (налоги, тарифы, дотации) и организационные методы. Например, для выявления поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг проводятся открытые конкурсы, способствующие совершенствованию государственных заказов.
На четвертом этапе анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключительная оценка проводимой политике (программе), работе государственных органов. Так, деятельность министерств Великобритании оценивается на основе единой методики по следующим направлениям: эффективность, результативность и экономность. В США рекомендуется оценивать работу городской администрации по таким показателям, как выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объем услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения.

Следует отметить, что большое влияние на государственную политику оказывают различные группы интересов, в том числе лоббистские группы, деятельность которых будет раскрыта в последующих параграфах.

Система управления, или управляющая система, служит в качестве инструмента реализации политики государства. Это вполне объяснимо, если учесть, что понятия "политика" и "политическое" характеризуются многозначностью. Но на вопрос: "Что такое политика?" - люди, как правило, отвечают по-разному. Говорят, например, о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.

Что же все-таки представляет собой политика?

Какое содержание вкладывается в понятие "политика"?

Политика в собственном смысле слова представляет собой, с одной стороны, сферу деятельности людей, где осуществляется взаимодействие между различными, зачастую противоборствующими или конфликтующими, социально-политическими силами по поводу власти и властных отношений между этими силами. В этом плане политика теснейшим образом связана с миром политического. Более того, нередко эти понятия используются в качестве синонимов.

С другой стороны, под политикой понимается форма деятельности государства и его институтов, общества, политических партий, организаций, движений и даже отдельно взятой личности по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферой, культурой, образованием, наукой, здравоохранением и т.д.

Политика в той или иной форме и степени затрагивает всех граждан государства. В ней принимают участие огромные массы людей, преследующих свои социальные, экономические, культурные и иные интересы. Степень сложности и многогранности политики зависит от масштабов экономического, социального, этнонационального, конфессионального и других форм плюрализма в обществе.

Политика призвана решать жизненно важные для общества повседневные и стратегические проблемы, разрабатывать и реализовывать программы обеспечения жизнеспособности, эффективного функционирования и дальнейшего развития как общества в целом, так и отдельных его подсистем. В этом плане говорят о политике экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, о политике в области образования, здравоохранения и т.д.

Иначе говоря, с помощью целенаправленной политики осуществляется управление общественными процессами. Не случайно политику иногда называют искусством управлять. В этом смысле политика включает в себя как конфликты, борьбу и конкуренцию за власть и влияние, так и совместные действия людей в поисках оптимальных путей функционирования и развития общества и государства. Поэтому и говорят о политических конфликтах, политической борьбе, политическом курсе, политических программах и т.д.

Особую важность с этой точки зрения имеет ресурс власти. Без власти не может быть и нормальной, эффективной политики. Правы те исследователи, которые считают, что любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение тем или иным образом связано с властью.

Политика теснейшим образом соединяется с принятием решений. Она воплощает в себе взаимосвязь и взаимозависимость, диалектику внутренних и внешних условий и факторов развития общества и государства. Поэтому естественно, что политика разделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя политика

Внутренняя политика представляв собой совокупность направлений деятельности государства в экономической, социальной, научной, образовательной, демографической, правоохранительной, военной и других важнейших сферах общественной жизни. Для реализации целей внутренней политики государство использует широкий спектр средств, такие как государственный бюджет, налоги, система социального обеспечения, финансирование науки, образования, здравоохранения, судебные и правоохранительные органы.

Политика государства в различных сферах общественной жизни отнюдь не ограничивается общегосударственным уровнем центральных властей. Как выше говорилось, управление в государстве осуществляется на трех уровнях: общегосударственном, региональном и местном. Соответственно, политика тоже осуществляется на всех этих трех уровнях.

Выделяются различные направления внутренней политики государства. Говорят о политике экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, в области занятости, трудовых отношений, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т.д.

К примеру, именно государству принадлежит главная роль в создании и сохранении в должном порядке инфраструктуры в ключевых сферах общественной жизни: экономике, транспорте, энергетике, социальной сфере, науке, образовании и др. Оно служит гарантом свободы предпринимательской деятельности, защиты прав собственника и прав потребителей и т.д.

Особенно незаменима роль государства как гаранта поддержания конкурентной среды, где определяющее значение имеет антимонопольное или антитрестовское законодательство. Государство играет незаменимую роль в валютной и финансовой сфере, обеспечивая надежность национальной валюты и стабильность денежной системы. Ключевое место в политике государства занимают составление, принятие и распределение государственного бюджета.

Одним из важнейших направлений деятельности государства является социальная политика, которая представляет собой комплекс мер, предпринимаемых и реализуемых государством для обеспечения благосостояния широких слоев населения, предотвращения диспропорций в доходах различных групп населения, уменьшения и смягчения последствий социального неравенства, создания сносных условий жизни неимущих и малоимущих, стариков и инвалидов и т.д.

В этом направлении особо важное значение имеет политика государства в области неуки, образования, здравоохранения. В общем, социальная политика выполняет функцию стабилизатора общества, предотвращения и преодоления социальной и политической нестабильности, что имеет решающее значение для жизнеспособности и эффективного функционирования общества и государства. Очевидно, что социальная политика охватывает весьма широкий круг вопросов, касающихся почти всех сфер общественной жизни и подавляющего большинства граждан данного государства.

В этой сфере эффективность политики нельзя и невозможно оценивать по показателям прибыльности и конкурентоспособности.

В этом плане немаловажное значение имеет существование таких сфер и институтов, результаты деятельности которых нельзя соизмерить в терминах материальной окупаемости или неокупаемости, прибыльности и конкурентоспособности продукции, как это принято в сфере экономики. Здесь основополагающее значение имеют критерии обеспечения социальной справедливости и духовного здоровья общества.

Это, в частности, системы образования и здравоохранения, социальная помощь нетрудоспособному населению, фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка и др. Особо важное значение имеет управление возникающими в обществе разного рода конфликтами. Здесь главная цель состоит в предотвращении, нейтрализации, урегулировании, разрешении конфликтов.

Самостоятельным объектом государственной политики являются межнациональные отношения. Особо важное значение они имеет в многонациональных государствах. Как известно, в современном мире большинство стран являются многонациональными. В условиях, когда этнонациональный фактор вышел на передний план и стал катализатором многих противоречий и даже вооруженных конфликтов, данная проблема приобретает все возрастающее значение.

Политика государства в этом направлении призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. Важно учесть, что на государство ложится особая ответственность за защиту и обеспечение интересов прав и свобод не только отдельно взятого человека или гражданина, но также этнонациональных, конфессиональных, культурных и иных меньшинств, независимо от их социального статуса, расы, национальности, вероисповедания.

Важной составной частью внутренней политики является политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей среды, или экологическая политика. Она имеет своей целью рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие био- и социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.

Военная политика - это часть общей политики государства, служащая обеспечению национальной безопасности страны от внешних и внутренних угроз, защиты и реализации национальных интересов, территориальной целостности и суверенитета и т.д. Здесь главная цель политики государства - разработка и осуществление мер по укреплению обороноспособности страны, прежде всего путем сохранения на должном уровне, а при необходимости наращивания вооруженных сил.

Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, которая вверяется государству, и государство посредством своих функций обязано обеспечивать защиту прав и свобод граждан, безопасное существование общества. О важности этой функции государства свидетельствует тот факт, что она закреплена в ст. 2 Конституции РФ. В этой сфере ключевая роль принадлежит системе правоохранительных органов: полиции, прокуратуре, судебной системе.

Правоохранительная система представляет собой совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий со стороны других граждан или представителей государства. В ее задачу входят реализация мер по недопущению нарушения социальных связей и отношений, зашита общественного порядка, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, воспроизводство и укрепление всего комплекса институтов и отношений гражданского общества. В этом контексте эффективность политики государства в правоохранительной сфере определяется степенью минимизации принудительности и активизации средств, непосредственно связанных с поощрением позитивного правового поведения граждан, соблюдением ими действующих законов и нормативно-правовых норм.

Разумеется, внутренняя политика государства отнюдь не ограничивается названными направлениями, но их можно назвать ключевыми, от эффективного решения которых зависят состояние, благополучие и перспективы общества и государства. В целом можно сказать, что внутренняя политика государства играет решающую роль в создании и защите социальной и экономической инфраструктуры, защите всех институтов гражданского общества и обеспечении надлежащих условий их жизнеспособности и эффективного функционирования.

01.02.2017

Цель исследования — выявить всевозможные вариации к определению политики, понять сущность политического знания, дать отправное понятие: политика , а также науки ее изучающей — политологии .

Почему нам необходимо начинать наш процесс изучения с понятия — политика? Политология — наука о политике, а значит, нам нужно выяснить, что есть понятие политика!?

  • На мой взгляд центральное, отправное утверждения:

— Безусловно: политика — это общественное явление , там где есть общество появляется политическая составляющая общества. Аристотель определяет человека, как «политическое животное» , в природе человека заложено стремление к общению с соплеменниками, стремления к объединению для достижения общих благ — семья, город, государство. Индивид в не общества, не участвует в политической жизни.

Безусловная черта политики — политика — это общественное явление !

  • Понятие «политика», различные подходы :

Бытовой уровень, политика — любая деятельность человека, организации направленная на достижения какой-либо цели.

Научный подход — опирается на аргументацию и систематизацию, можно выделить несколько видов исследовательских подходов к определению понятия «политика»:

  • социологическое;
  • субстанциальные;
  • научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологический подходы (варианты трактовки понятия «политика»):

Экономический подход (особенно, «марксизм») — идея экономического детерминизма, согласно которому политика подчинена экономической составляющей общественных отношений. Все субъекты политики, не имеют своей свободной воли в действиях, их действия продиктованы процессами экономического развития общества. Общественно -политическое развитие 20 века показала несостоятельность данной теории, экономика, лишь важный фактор , одна из ипостасей общественной жизни общества влияющей на политическую реальность . Пример, Гитлер, не являлся инструментом экономического развития общества, экономика лишь мощный и частичный фактор, который привел к власти утопическую идеологию. Экономика в данном случаи, стлало «благодатным полем», которое «взрастило» Муссолини, Гитлера, Мосли и прочих представителей деструктивного направления развития политической мысли 20 столетия.

Стратификационный подход (социологическая категория — система критериев разделяющих общество группы (страты, классы и прочее)) — основная идея стратификационного подхода заключается в соперничестве определенных групп (классов («марксизм»), заинтересованных групп (А.Бентли, Д. Трумэн)) . Безусловно, после «провала» коммунистических государственных проектов практически во всем мире. В то время, как теория «заинтересованных групп» на данный момент, стало одной из ведущих и вошла в обиход понимания современного демократического плюралистического государства.

Правовой подход — политика, как производное от «естественных» прав человека. Согласно концепции, при рождении, мы все равны в своих естественных правах — право на жизнь и прочее. Государство и политика, есть результат «общественного договора» направленного на защиту «естественных прав» человека . Теория «общественного договора » представителями которой являются видные деятели мировой философской мысли — Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант. Государства — это инструмент для защиты прав граждан, граждане наделяют властными полномочиями государства, для более эффективного обеспечения защиты «естественных прав», своеобразный договор между каждым гражданином и государством.

Этический (нормативный) подход политика, как деятельность направленная на достижения всеобщего блага . Данный подход, отражает идею направленности политики на достижения «всеобщего» блага. Однако, как показывает история, общественное благо может трактоваться по разному, под «личиной» общественного блага могут быть «спрятаны» иррациональный, разрушительные мотив (уничтожение врагов народа, уничтожение «еврейского» населения и прочие варианты «общественного блага» ). Хотя конечно. обще гуманный подход, это прекрасная идеалистическая цель государственного устройства, которая на фоне эгоистических поступков субъектов политики, сложно достижима.

  • Субстанциональные подходы (варианты трактовки понятия «политика»):

«Властное» определение политики совокупность действий направленных на власть с целью ее обретения, использования и удержания. Можно говорить о том, что еще Никколо Макиавелли в своем определении политики был склонен ее отождествлять с современным «властным» подходам к определению понятия политика (Н. Макиавелли, говорит о том, что политика, есть «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее» ).

Институциональное определение политики — представители этого подхода уверены в том, что политика, это участие в делах «институтов» власти , — государства, партии и прочего.

Антропологическое определение политики — еще Аристотель, указывал на то, что человек по своей сущности «политическое животное» от природы существующее для того, чтобы общаться в рамках общественных структур: семья, община, город, государство. Т.е. антропологический фактор политики, первооснова — политика, это способ цивилизованного существования человека в обществе, предвосхищенный самой человеческой сущностью (потребностью взаимодействия в социальной структуре) на основе правовых норм .

Конфликтно-консенсусные определение политики — это теория связанная с идей антагонизма политического процесса, борьбы противоположностей но и в тоже времени единой сущности политического процесса. С одной стороны, политика — это конфликт интересов, борьба за получение преимуществ, благ, с дрогой стороны,политика это процесс направленный на достижения справедливости, порядка и обеспечения возможностей для реализации всех участников политического процесса. И так, политика согласно теории конфликта и консенсуса — это процесс направленный на достижения консенсуса (соглашения между сторонами конфликта, разрешающего конфликтную ситуацию) в конфликтной ситуации .

Теория «друзья» и «враги» — теория разработанная немецким политологи К. Шмиттом. Идея К. Шмитта такова, наша жизнедеятельность наполнена различными видами общественных отношений — религиозные, экономические,культурные и прочее, в процессе человеческого участия в подобных разновидностях отношений, возникает конфликт интересов, формируется «уплотнение», из которого начинает «произрастать» деление участников общественного процесса на фрагменты «друг» , «враг». И в момент появления фрагментации: друг-враг, появляется политика, которая служит для защиты интересов «друзей» от «врагов» .

  • Научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политик:

Деятельностное определения понятия политика политика, это процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Через «призму» деятельностного определения, политика выступает как процесс, состоящий из стадий: зарождения политических цели, подготовка средств для осуществления цели, организация процесса реализующего средства, достижение поставленной цели, фиксация достигнутых целей, подготовка новых целей и т.д.

Телеологическая определение понятия политика — в данном случаи, политика выступает как деятельность (близка к деятельностной концепции) направленная на достижение коллективных целей . Представители этой концепции (в частности Т. Парсонс), считают, что политика наделена «фундаментальной функцией» — функцией эффективного, коллективного достижения общих целей. Теологическая концепция исходит из двух постулатов, во-первых , человек имеет коллективную природу (ведущая идея Аристотеля), во-вторых , сознательный и целенаправленный характер действий субъектов политического процесса. В такой ситуации, воля индивидуума превращается в волю коллективных образований и всего общества.

Определение политика, согласно системному подходу — политика, это сложно организованная система, обладающая относительной самостоятельностью, целостностью и ограниченностью от других общественных систем общества, в то же время находящаяся в постоянном взаимодействия с другими системами общества

Итого:

ПОЛИТИКА — это:

  • результат развития экономики, подчиненна выполнению экономических задач;
  • результат соперничества определенных групп, заинтересованных групп;
  • результат общественного договора между гражданами и государством, направленного на защиту естественных прав граждан;
  • результат деятельность направленной на достижения общего блага;
  • совокупность всех действий направленных на власть;
  • как результат участия в институтах власти, прежде всего государства;
  • результат естественной предрасположенность каждого индивидуума к общественно организации с елью достижения общих благ на основе правовых норм;
  • результат процесса поиска и нахождения консенсуса во время общественных конфликтов;
  • результат разделения общества на отдельные группы по признаку «друзья», «враги» и последующий процесс общей защиты интересов до момента удовлетворения интереса или его не достижения с последующей диссоциацией группы;
  • это процесс подготовки, принятия и практической реализации общих для всех субъектов решения;
  • результат деятельности по достижению поставленной коллективной цели.
  • сложная система, обладающая самостоятельностью и в то же время, активно взаимодействующая с другими общественными системами общества.

Политика — деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти (Введение в политологию. Пугачев В.П, Соловьев А.И. 2005 -477с).

Политика — деятельность индивидуумов и социальных групп, связанная с отношениями по поводу завоевания, удержания и использования власти с целью реализации своих интересов (Новейший политологический словарь_Погорелый Д.Е. и др_2010 -318с).

Определения политика, исторический аспект:

«Политика есть совокупность средств, необходимых для того,чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно её использовать » — Н. Макиавелли.

«Политика есть область отношений между классами общества,« концентрированное выражение экономики » — В.И. Ленин.

«Политика — это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством,будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает » — М.Вебер.

«Политика — это властное распределение ценностей внутри общества» Д. Истон .

Продолжение следует…

Всю историю человечества можно разбить на дополитический и политический периоды. Несколько десятков тысяч лет общество в своей организации обходилось без политики. К. Маркс связывал дополитическую организацию общества с отсутствием классов. В доклассовом обществе не было частной собственности, люди жили малочисленными этнообразованиями, связанными кровнородственными связями -- семейными, родовыми, племенными. В ХХ столетии исследования таких ученых как К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль расширили представления о дополитическом периоде истории. В этом обществе люди жили в соответствии с жесткими традициями, которые составляли основу организации. Их организация базировалась на культурных технологиях, в которых получали реализацию жизненные ситуации. Поскольку эти ситуации были связаны с природой и немногочисленными сообществами, они были достаточно просты. В этом обществе еще не было людей в нашем привычном понимании. Люди были носителями функций, имели имена, которые давались им при «совершеннолетии» -- включении в сообщество «взрослых» в результате обряда посвящения. Эти люди не мыслили самостоятельно, у них не было индивидуальной воли и права выбора. Они были в буквальном смысле «винтиками» общественной машины -- организации, которая их запрограммировала социальными ритуалами, табу, снабжала мифологическими догмами, формировала донаучное, дологическое сознание, в котором все объяснялось и все диктовалось для каждого человека -- исполнителя социальной роли. Подобная общественная организация характеризовалась нерасчлененностью, слитностью (синкретичностью) социальных институтов. Они в обществе были еще не нужны и содержались в зародыше. Переход к политической организации представляет собой значительный скачок в изменении общественной формы. Появление политики способствовало развитию человеческой культуры. В обществе создается соответствующая структура, которая делает человека более свободным, осознающим себя и свое бытие, а также более организованным. Итак, политика -- это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. По его определению, политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Тогда под политикой понималась вся общественная жизнь. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.

Социологическая. Характеризует политику через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию.

  • -- экономическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
  • -- этическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
  • -- стратификационная. Политика - это соперничество определенных общественных групп: классов или наций (марксизм) или заинтересованных групп (А.Бентли, Д.Трумэн), обеспечивающих в современном демократическом государстве баланс, равновесие общественных интересов.
  • -- правовая. Политика - это специализированная деятельность по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность (теории «Общественного договора» Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо, Канта).

Субстанциональная. Раскрывает первооснову, «ткань», из которой состоит политика.

  • -- властная. Политика - это действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование (М.Вебер).
  • -- институциональная. Политика - это деятельность государства, а также партий и других ассоциаций и объединений.
  • -- антропологическая. Политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека (Аристотель).
  • -- конфликтно-консенсусная. Политика - это деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов (М. Дюверже, С.Ф. Хантингтон).
  • -- отношение «друзья-враги». Политика - это любая общественная деятельность, в которой люди взаимодействуют как друзья и враги.

Процессуальная - раскрывает динамический, процессуальный характер политики.

  • -- деятельностная. Политика - процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.
  • -- телеологическая. Политика - это деятельность по эффективному достижению коллективных целей.
  • -- системная. Политика - относительно самостоятельная система, сложный социальный организм, целостность, отграниченная от окружающей среды (остальных областей общества) и находящаяся с ней в непрерывном взаимодействии.

Натуралистическая трактует политику как совокупность природных факторов.

  • -- географическая. Трактует политику как совокупность природных факторов.
  • -- биологическая. Политика есть инструмент управления животными инстинктами человека.
  • -- психологическая. Политика - это деятельность людей, детерминированная их стремлением к власти и богатству.

Теологическая - политика как проявление божественной воли.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Политик, политический деятель — лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью.

Само слово Политика (от греч. — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) обозначает сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: инстуциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика).

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

Каждый политик должен знать и пользоваться следующими понятиями:

Политические отношения — формы взаимосвязи субъектов политики — согласие, партнерство, дискуссии, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.

Политическая власть — возможность и способность навязывать свою волю другому.

Политические организации — совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

Политическая культура — тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

Политическое сознание — политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).

Субъекты политики — индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политики могут образовывать политические партии.

Политические партии — организации единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления.

Политичекие партии по разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

Политики могут осуществлять свою деятельность в органах исполнительной (президент, премьер-министр, член кабинета министров) и законодательной власти (депутаты парламентов различных уровней, городских советов и др.), а также в качестве функционеров политических партий.