Демократия и управление. Что такое демократическое государство

Демократия (от греч. demos - народ и kratos - власть) - правление народа, осуществляемое для народа посредством народа (А. Линкольн).

Демократия не исключает наличия элит, но состав элит и их действия зависят от воли граждан, которые участвуют в политической жизни своей страны добровольно и осознанно. Только в условиях демократии рядовые граждане могут выступать арбитром в споре за власть, ведущемся между конкурирующими группами организованного меньшинства. Иными словами, как утверждают Ф. Шмиггер, T.K. Карл, демократия представляет собой «такую систему управления, при которой власти ответственны перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы в политике через конкуренцию и взаимодействие их избранных представителей».

Принципы (критерии) демократии:

1. Народный суверенитет, т.е. признание всеми того, что народ - источник власти и носитель верховной власти.

2. Равные возможности участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан.

3. Свобода выражения мнений по вопросам государственной жизни.

4. Информированность граждан, гласность и открытость при решении вопросов государственной и общественной значимости.

5. Принятие решений государственного и общественного масштаба методом голосования.

6. Подчинение всех граждан воле большинства при верховенстве принятого в установленном порядке закона.

7. Выборность основных органов власти и должностных лиц государства;

8. Сочетание прямых и опосредованных форм волеизъявления граждан.

Механизм демократии реализуется через ее институты. Осуществление современной представительной демократии предполагает функционирование ряда институтов, перечисленных Р. Далем в работе «О демократии»:

1. Выборность должностных лиц.
2. Свободные, честные, часто проводимые выборы.
3. Свобода слова.
4. Доступ к альтернативным источникам информации.
5. Автономия ассоциаций.
6. Всеобщие гражданские права.

Разновидности демократии:

По приоритетным субъектам демократия бывает:

Либеральная (индивидуалистская). Признает источником власти индивида.
Плюралистическая. Предполагает, что главным субъектом политики являются различные группы людей.
Коллективистская (народная). Опирается на народ как единого субъекта, обладающего правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной, государственной жизни.
По способам властвования демократия бывает:

Прямая (плебисцитарная);
представительная (репрезентативная);
партиципаторная (демократия участия).

Условия формирования демократии:

Экономические - многообразие форм собственности, рынок, конкуренция, определенный уровень благосостояния общества.

Социальные - наличие гражданского общества, деятельность автономных ассоциаций и институтов, гражданских инициатив, свобода СМИ.

Культурные - политическая грамотность населения, его доверие к институтам власти, готовность выдвигать требования представителям власти и сотрудничать с ними для решения своих насущных проблем.

Введение

Демократия (от греч. demos - народ и kratos - власть) - власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде и т.д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение демократии с позиции ее моделей. Задачи, которые помогут как можно глубже рассмотреть этот вопрос:

Дать определение понятию «демократия»;

Какие признаки присущи демократическому режиму;

Выделить формы, в которых может существовать демократия.

Понятие демократии

Определение демократии

Как выразился Бернард Крик, «в лексиконе публичной политики демократия, возможно, является самым надежным словом». Термин, который может обозначать все что угодно, в конце концов не означает ничего. Среди значений, придаваемых слову «демократия» можно выделить, что демократия:

Это система, при которой власть принадлежит самым бедным слоям общества;

Это правление, которое непосредственно и непрерывно осуществляет сам народ, не нуждаясь в профессиональных политиках или государственных служащих;

Это общество, основанное на принципе равных возможностей и личных заслуг, а не на иерархии и привилегиях;

Это система социальных пособий, помощи бедным и вообще перераспределение общественного продукта с целью сократить социальное неравенство;

Это система принятия решений, основанная на принципе волеизъявления большинства;

Это система правления, которая обеспечивает права и интересы меньшинств, ограничивая власть большинства;

Это способ занятия государственных должностей в ходе конкурентной борьбы за голоса избирателей;

Это система правления, которая служит интересам людей, независимо от их участия в политической жизни.

Характерные признаки, присущие демократическому режиму

Современная западная политология выделяет следующие характерные для демократического режима признаки:

1. Власть формируется в результате регулярных свободных выборов, на которых оппозиция имеет реальную возможность победить.

2. Существует реальное разделение властей: исполнительная, законодательная и судебная власть.

3. Существует свобода слова, различные политические силы имеют сопоставимые возможности доступа в СМИ.

4. Существует свобода ассоциаций, в том числе и свобода создания политических партий.

5. Существует свобода предпринимательства и право собственности.

6. Существует подотчетность выборных органов своим избирателям.

7. Права и свободы являются всеобщими.

Формы демократии

Различают три главные формы демократии - прямую (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов), плебисцитарную и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию.

Суть прямой демократии состоит в том, что в одном месте в определенное время собираются все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например референдумами. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Представительной демократией называется такое устройство общества, при котором та часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Население разбивается по округам и голосует за ту или иную партию. Точнее сказать, за их представителей, проживающих тут же. Если кого-то ни одна партия не устраивает, он может проголосовать за независимого кандидата. Тот, кто набрал наибольшее количество голосов в данном округе, и становится депутатом.

По последним подсчетам, на 2017 год в мире насчитывается 251 страна. Все они отличаются друг от друга по размерам, по количеству населения и их национальной принадлежности, по форме правления и по степени развития. Но одной из самых главных характеристик государства, от которой зависит весь образ жизни населения, является политический режим . Именно он определяет те методы и формы управления, которые будут господствовать в стране.

Вконтакте

Существует всего три основных политических режима:

  • Тоталитарный режим, который еще называют тоталитаризмом, заключается в том, что государство контролирует все сферы жизни . Власти опираются на силу, любая оппозиция запрещена, а вождь возвеличивается.
  • Авторитарный режим характеризуется чуть более «мягким» правлением власти. У руля стоит группа лиц или один человек, имеющий неограниченную власть, но при этом уже допускаются определенные гражданские и экономические свободы граждан. Авторитаризм является более мягкой формой тоталитарного режима.

Самым распространенным политическим режимом во всем мире, которого придерживаются очень много государств, является демократия. На первое место при таком режиме ставятся свобода и права граждан. Если говорить кратко, главный принцип демократизма заключается в том, что обществу предоставляется огромный объем свобод и прав, включая право полностью участвовать в жизни государства.

Признаки демократии

Каждый из политических режимов обладает признаками, отличительными чертами, которые и являются их сущностью. Демократическая форма правления не исключение. У нее есть несколько признаков, которые выделяют ее на фоне остальных способов управления и которые определяют, что такое демократия.

  • Само слово означает власть народа. Именно народ при ней является главным и единственным источником власти .
  • Народ выбирает представителей власти – депутатов. Общество делает это только одним способом – честные, открытые, свободные выборы.
  • Власть не выбирается один раз и навсегда: отличительной особенностью демократии является то, что депутаты избираются на определенный и не очень долгий срок, по истечение которого выборы будут происходить заново.
  • Равенство прав любого человека – очередная особенность этого режима. У каждой личности есть права , которые она может отстаивать при помощи независимых механизмов – судов.
  • Все государственное устройство, весь государственный аппарат не сосредоточен у узкой группы лиц – он разделен на ветви власти: законодательную, судебную и исполнительную.
  • Если при тоталитаризме оппозиция всяческими способами пресекалась и уничтожалась, то демократия в этом вопросе отличается кардинально – оппозиция ведет свободную деятельность , высказывает свое недовольство, организует шествия, политические демонстрации, митинги и прочие формы выражения протеста и несогласия.
  • Независимые от государства средства массовой информации, которые свободно рассказывают о том, что происходит в стране – основа демократического устройства.

Вся сущность демократии заключается во власти народа – голосованиях, референдумах, демонстрациях, на которых общество выражает свои требования, предпочтения, несогласие и так далее.

Важно! Демократизм не гарантирует права и свободы абсолютно всем гражданам. Например, человек, который нарушил какой-либо закон, должен будет понести наказание в виде ограничения этих самых прав и свобод.

Формы демократии

Существует две формы этого политического режима: прямая и представительная демократия. Чем они отличаются? Давайте разбираться.

Главные отличительные особенности кроются в их названии. Прямая форма демократии характеризуется тем, что управление государством, то есть власть, осуществляется непосредственно народом при помощи голосований и референдумов.

Для лучшего понимания приведем пример: в государстве было предложено принять какой-то определенный закон. Для того чтобы решить, будет ли этот закон принят, организуется референдум, на котором каждый желающий отдает свой голос за или против принятия нового законопроекта. Таким или подобными способами решается большинство важных вопросов при прямой демократии.

Представительная демократия отличается в корне. Предыдущий пример с новым законопроектом тоже подойдет: принимать решение о принятии или отклонении нового законопроекта будут депутаты, которые избирались народом посредством свободных и честных выборов .

Главное отличие вроде бы понятно, но у каждой из форм есть свои плюсы и минусы: люди при господстве первой формы сами принимают решения, но ведь не все из них хорошо ознакомлены с юриспруденцией, с законами, со всеми тонкостями и нюансами подобных дел. При второй форме власть народа ограничена , ведь он выбирает тех, кто будет принимать решения, а не сам их принимает. В таком случае может появиться очень много недовольных.

Функции демократии

Любой способ управления государством выполняет определенные функции для нормального существования страны и ее процветания. Демократизм преследует выполнение нескольких задач:

  • Первой и самой важной считают охранительную функцию. Обществу в современном развитом государстве даются гарантии безопасности, соблюдения законов, охраны достоинства, чести, прав и свобод любого гражданина.
  • Организацию и формирование государства как аппарата, как системы из органов центральной власти и органов местного самоуправления путем честных и свободных выборов выполняет учредительная функция.
  • Организационно-политическая функция гарантирует то, что народ является единственным и бессменным источником власти .
  • Регулятивная функция обеспечивает правильную работу всех необходимых субъектов для обеспечения прав и свобод граждан.

Только при выполнении всех описанных функций можно сказать, что в государстве господствует демократический режим.

Плюсы и минусы демократии

Каждый режим отражает в себе как положительные, так и отрицательные стороны, ведь идеальных вариантов не существует. При всем прогрессе, который несет демократия, у нее имеются минусы, так или иначе влияющие на жизнь общества.

Плюсы Минусы
Такая форма организации обеспечивает хороший контроль над должностными лицами и над демократическими институтами. Очень большое количество граждан придерживаются нейтральной и безразличной позиции, то есть у них не имеется желания участвовать в политической жизни государства.
Демократия предотвращает и всячески пресекает злоупотребление чиновниками и любыми должностными лицами своими полномочиями. Сколько людей – столько и мнений. Это правило в больших государствах порой очень сильно мешает принять правильное и единственное решение.
При данном устройстве голос каждого человека будет не просто услышан, он будет учтен в принятии каких-либо решений. Истинная власть народу, скорее всего, принадлежать не будет, так как все решения принимаются избранными представителями.
В подавляющем большинстве стран, где господствует истинная демократия, наблюдается стабильное процветание всех сфер жизни общества, начиная от культуры и развития, заканчивая и военной силой. Процветание бюрократизма чаще всего происходит в демократических странах.

При всех тех довольно значительных минусах, фигурирующих при демократизме, плюсы гораздо больше влияют на жизнь общества в положительную сторону.

Важно! Следует запомнить, что на вопрос, кто такие демократы, не следует отвечать, что это жители стран с таким режимом. Демократы – это сторонники политического направления, отстаивающие принципы демократизма.

Современные демократические страны

Чтобы наглядно рассмотреть влияние демократизма на жизнь общества, возьмем демократические страны, добившиеся наибольших успехов.

  • Швейцария – это одна из самых развитых в экономическом плане страна. Ее жители богаты, благоустройство на высочайшем уровне, а на медицину, образование и прочие необходимые структуры Швейцарии равняется весь мир. Демократия – это то политическое устройство, которое установилось здесь очень давно.
  • Вторая по площади страна во всем мире – Канада , также является одной из самых развитых в плане экономики стран мира. ВВП на душу населения крайне высок, то есть уровень жизни населения развит очень хорошо. Здесь институты демократии работают на благо общества. Кроме этого, Канада отличается необычайно низким уровнем преступности, а также прекрасной .
  • Новая Зеландия находится в юго-западной части Тихого океана и является еще одной демократической страной. Очень развитая экономика, низкий уровень преступности – всем этим может похвастаться Новая Зеландия, в которой царствует демократизм.
  • Греция является не просто очередным государством с демократическим режимом, а государством, где демократия зародилась. Именно в Древней Греции впервые гражданам разрешили избирать «высших должностных лиц». Эта страна относится к развитым странам с быстро растущим ВВП.

Что такое демократия, ее виды, плюсы и минусы

Демократия, примеры стран

Вывод

Демократизм процветает во многих странах мира, и в большинстве из них наблюдается значительное улучшение жизни , повышение ВВП, развитие образования, медицины и других сфер жизни общества. Демократический режим является наиболее прогрессивным из всех существующих, ведь что более ценно для человека, чем жизнь и ее безопасность, свобода выбора и гарантия прав.

Впервые термин «демократия» был использован в труде греческого историка Геродота. Американский президент Авраам Линкольн определял это понятие как власть народа, которую он избирает и в интересах которого она совершается. Чтобы понять, что такое демократическое государство, следует рассмотреть основные его признаки, принципы и функции.

Определения термина «демократия»

На сегодняшний день юридическая наука и политология дают несколько определений понятию «демократия»:

1. Особая форма организации государства, при которой власть принадлежит всем ее гражданам, которые пользуются равными правами на управление.

2. Устройство какой-либо структуры. Оно основывается на принципах равенства ее членов, периодичной избирательности органов управления и принятия решений большинством голосов.

3. Социальное движение с целью утверждения в жизни идеалов демократии.

4. Мировоззрение, основанное на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Демократическое государство является олицетворением власти народа. При этом граждане имеют равные права на управление, а правительство действует в их интересах.

Признаки демократического государства

1. Признание народного суверенитета. Граждане демократических государств - верховные носители власти.

2. Возможность участия всего народа (а не части населения) в управлении делами в обществе и стране непосредственно или через представительные органы.

3. Наличие многопартийной системы. Конкурентные, честные и свободные выборы, в которых принимают участие все граждане. При этом одни и те же люди не должны долгое время находиться у власти.

4. Признание и гарантии основополагающих прав человека. Для этого должны функционировать специальные юридические институты, предупреждающие беззаконие.

5. Политическая свобода и равенство граждан перед судом.

6. Наличие систем самоуправления.

7. Взаимная ответственность гражданина и государства.

1. Плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономике он воплощается в наличии разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности. В политике плюрализм проявляется через многопартийную систему, а в сфере идеологии - через свободное высказывание мыслей, концепций и идей.

2. Свобода слова. Этот принцип включает в себя гласность деятельности всех субъектов политики. Это все должно обеспечиваться свободой средств массовой информации.

3. Демократическое государство предполагает подчинение меньшинства большинству при принятии любых решений.

4. Избирательность органов государственной и местной власти.

5. Гарантии прав национальных меньшинств, предупреждение дискриминации по какому-либо признаку.

6. Существование и свободное функционирование политической оппозиции.

7. Власть в демократическом государстве должна обязательно быть разделена (законодательная, исполнительная и судебная).

Что такое правовое государство?

Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:

1) приоритет личности и общества над государством;
2) реальность прав и свобод каждого гражданина;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) независимость и авторитет суда;
5) связанность власти правом.

Что такое социальное государство?

В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.

Второй этап - начало-средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя - во Франции, Испании.

Третий этап - формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.

Признаки социального государства

1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.

2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.

3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.

4. Государство заботится о защите основополагающих гражданских прав.

5. Гарантии социальной безопасности населения страны. При этом граждане, благодаря своей активности, сами обеспечивают себе необходимый уровень материального положения.

Монархия . На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.

Республика . Различают несколько видов государств с такой формой правления.

Парламентская республика характеризуется приоритетом высшего законодательного органа. Среди таких стран Германия, Греция, Италия. Правительство в этих государствах формируется парламентом и отвечает только перед ним.

В президентской республике глава государства избирается народом. Он сам формирует правительство с согласия парламента.

Реализация принципов демократического государства на примере России

Россия - демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.

Россия по своему устройству является конституционно-правовой федерацией. Это означает, что отдельные части страны (территории) располагают определенной самостоятельностью. Субъекты такой федерации равноправны.

Россия - демократическое государство, которое обеспечивает гарантии прав и свобод человека, реализует принцип идеологического и политического разнообразия и т.д.

Кажется, логичным поговорить о том, в каком государстве мы могли бы быть наиболее свободны. Сейчас считается, что демократия - это идеал свободного государства, где граждане обладают правом самостоятельно выбирать своё будущее. Однако демократия считалась идеальным (ну или, как минимум, хорошим) политическим строем далеко не всегда. У демократического устройства, особенно современного, есть недостатки, которые в определенном смысле делают его источником несвободы.

Парфенон, Афины / Forwardcom, Bigstockphoto.com

Древняя демократия

Как я уже , в греческих полисах, как и во всех подобных маленьких государственных образованиях, общественное устройство часто либо было демократическим, либо сильно зависело от народного мнения. Тем не менее широко было распространено представление, что демократия - едва ли не худший тип правления.

Это связано с несколькими причинами. Во-первых, так думали в первую очередь представители интеллектуальной элиты общества, которая, понятное дело, была образована благодаря наличию денег и времени на обучение, то есть она была одновременно ещё и элитой политической, военной и экономической. Во-вторых, извечная проблема демократического устройства, при котором решения принимаются большинством голосов, состоит в том, что большинство может игнорировать и подавлять мнение меньшинства. Соответственно, необразованные массы населения могли подавлять образованное меньшинство. Наконец, необразованное население часто поддавалось влиянию демагогов, обещавших благополучие для каждого, но необязательно свои обещания исполняющих.

Кроме того, стоит также отметить то, что демократии могут быть неповоротливы при принятии решений из-за того, что для их функционирования необходимо обсуждение, в котором участвует большое количество людей. И это обсуждение отвлекает людей от других занятий. Именно поэтому демократии обычно были рабовладельческими сообществами, в которых занятия, не связанные с политикой, перекладывались на рабов.

В связи с этим философы в своих теориях отдавали предпочтение аристократическим или монархическим устройствам, ведь тогда правители будут хорошо воспитаны, благородны и образованы и будут знать, как лучше управлять обществом. Однако и последствия развращения правителей в таком случае будут более опасны. Поэтому считалось, что демократия - худший тип правления, так как по перечисленным выше причинам демократические общества не способны на великое благо, но в то же время их преимуществом является неспособность и к великому злу.

И такое предубеждение по отношению к демократии сохранялось очень долгое время, до тех пор, пока, во-первых, интеллектуальные, политические, экономические и военные элиты окончательно не разделились, во-вторых, не возникло представление о равенстве всех людей, и, в-третьих, народ не начал восприниматься как источник власти. Вместе три этих изменения привели к радикальной трансформации в восприятии демократии, сделав её желанной формой правления. Ведь если власть исходит от народа, то логично, что народ и должен править государством.

Matt Briney / Unsplash.com

Современная демократия

Однако современная демократия очень сильно отличается от демократии античной. Основное её отличие состоит в том, что в греческих полисах демократия была непосредственной: все, кто имел право голоса, собирались на площади и участвовали в обсуждении и голосовании. Современная же демократия является представительной, опосредованной. Такое устройство греки, скорее, назвали бы аристократией, даже несмотря на то, что народ вроде как обладает влиянием на власть, и любой гражданин технически может стать одним из правителей.

Однако тот факт, что по закону мы можем это сделать, вовсе не означает, что мы действительно можем это сделать, ведь наши возможности определяются не только законом, но и доступными нам средствами. Избрание же в парламент требует больших затрат сил, времени и денег, которых большинство людей не может себе позволить. Кроме того, обычно оно также требует определённых юридических, социологических и политологических знаний, которых многие люди также не могут позволить себе получить. Наконец, политическая карьера требует ещё и связей.

Поэтому сейчас стало широко распространено такое явление, когда политическая элита страны составляется из выпускников одного вуза или даже одного факультета, потому что именно там сосредотачиваются богатые и влиятельные люди, которые, получая образование, ещё и приобретают полезные связи. Причём обычно этими выпускниками являются дети из обеспеченных семей, чьи родители учились в том же месте и также участвовали в политической жизни. Связано это с тем, что только члены этих семей могут себе позволить достаточно хорошее образование, чтобы поступить на эти факультеты, и имеют достаточно денег, чтобы оплачивать обучение там.

Это усугубляется ещё и тем, что экономическая элита также остаётся относительно неизменной. Например, недавно проведённое во Флоренции исследование показало, что богатейшие семьи города в XXI веке - это те же семьи, что были самыми богатыми и пятьсот лет назад.

То есть благодаря сращиванию политических и экономических элит, а также благодаря самой политической системе, образуется закрытый аристократический кружок, члены которого участвуют в управлении государством. Люди из этого круга распределяются по партиям, в зависимости от политических предпочтений, но при этом остаются друзьями. Идеология не может их разделить, поскольку их собственное положение не зависит от проводимой ими политики. Избирателям же предоставляется выбор, который на самом деле является иллюзорным, поскольку мы не выбираем себе политическую элиту, а выбираем только то, какая часть существующей элиты будет иметь больше власти в ближайшее время.

Поэтому, в сущности, эти партии мало чем отличаются между собой. Их реальная задача состоит не в том, чтобы проводить социальные преобразования, а в том, чтобы сохранить существующее положение дел. Любые чересчур радикальные предложения могут вызвать либо народный гнев, либо гнев лоббистов. Партии стремятся сформировать программы, которые бы удовлетворяли наибольшую часть населения.

Тут вновь возникает одна из изначальных проблем демократии – диктатура большинства. Составляя свои программы с оглядкой на желания большинства, партии создаются практически одинаковыми и выхолощенными, с очень незначительными изменениями, которые импонируют той или иной части населения. Так что, по сути, большинство, а точнее, демократия, ориентированная на большинство, сама препятствует социальным трансформациям в современных демократических сообществах. Поскольку же любые непривычные, новаторские идеи в народе воспринимаются с опаской, политики обычно даже не решаются их высказывать, так как это может привести к поражению на выборах.

Alexandru Nika / Bigstockphoto.com

Всё вышеперечисленное не значит, что демократия сама по себе плоха. Скорее, она далека от совершенства. Однако её можно улучшить. И для этого необходимо преодолеть отмеченные мною проблемы: представительность демократии, приводящую к отстранению народа от управления государством и сосредоточению власти в руках узкой прослойки общества, и диктатуру большинства, которая с одной стороны препятствует значительным социальным изменениям, а с другой – подавляет волю меньшинств. Для этого демократическому устройству необходимы такие механизмы вовлечения людей в политическую деятельность, которые позволяли бы им участвовать в ней вне зависимости от происхождения, образования, социального положения и прошлых заслуг или прегрешений и достигать любого уровня в иерархии власти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .