Параграф 6 участие граждан в политической жизни. Участие гражданина в политической жизни — Гипермаркет знаний

Все уже, скорее всего, поняли, что мир скатывается в зону «глобальной турбулентности». Это время, когда будущее стран и человечества в целом не определено, а потому зависит от позиции каждого конкретного человека. А как люди могут высказать свое мнение? Вот тут и следует вспомнить, что делается это через участие гражданина в Только далеко не каждый в нашей стране и в других государствах обладает необходимым минимумом информации по данному вопросу. Не особенно нас такие абстрактные темы интересуют, когда все стабильно. А как кризис замаячит на горизонте, мы теряемся в догадках, пытаясь выяснить, как именно на него можем повлиять. Только ли на правителей уповать? Или можно и самим включиться в общую работу по его преодолению? Давайте разберемся со своими правами и обязанностями.

О чем речь пойдет?

Предлагается рассмотреть выражение «участие гражданина в политической жизни», определив его смысловую нагрузку. В нем есть два взаимосвязанных понятия. Они не могут существовать отдельно и охватывают описываемый процесс всесторонне. Конкретно выделим два термина: «гражданин» и «политика». Первый описывает человека, обладающего определенными правами. Второй - процесс их реализации в сфере управления государством. Получается, что мы исследуем систему, позволяющую каждому человеку влиять на события в своей стране согласно собственным убеждениям. Скажете, такое невозможно? Однако следует прежде изучить законы, потом только делать выводы.

Ваш голос - решающий

Мы с вами попытаемся понять, где законодательно заложены рычаги, позволяющие каждому человеку влиять на общую ситуацию. Начнем с того, что участие гражданина в политической жизни - процесс довольно «бюрократизированный». Он разложен по полочкам в конституции любого Кроме того, существует еще и ряд законов и иных актов, детализирующих этот процесс. Да вы и сами, скорее всего, принимали уже в нем участие, только не квалифицировали его как участие гражданина в политической жизни. Если вы уже достигли совершеннолетия, то ходили голосовать (или имели такую возможность). Вам предоставляли информацию о различных партиях, желающих получить власть, объясняли, предлагали задавать вопросы и так далее. Может, вы не обратили на эти мероприятия никакого внимания, но гражданин в политической жизни своего государства участвует именно в такой форме (но не только). Через систему выборов реализуется его право на принятие участия в управлении страной.

Переходим к практике

Участие граждан в политике не сводится только к плебисцитам. Ведь голосование - это уже итог довольно длительного процесса. Ему предшествует политическая борьба. А именно те партии, что желают направлять развитие страны и общества, стараются привлечь на свою сторону как можно больше граждан. Для этого они разъясняют свои взгляды и цели. К этой работе стараются привлечь как можно граждан с тем, чтобы они реализовали свое право на свободу взглядов. В это время любой человек может выбрать ту силу, что наиболее полно отражает его собственную позицию. Конечно, кое-кто считает, что лучше в одиночку отстаивать свои убеждения. Однако в демократическом обществе придуман более рациональный механизм, исходящий из давнего принципа: «Вместе мы - сила!» Поэтому политические партии и образуются. Они являются выразителем чаяний и надежд определенны групп и слоев населения.

О политических партиях

Теперь мы подошли к другой стороне участия гражданина в управлении государством. Любой может стать членом политической силы, соответствующей его убеждениям. А когда ему исполняется двадцать один год, избраться в тот или иной А это уже совсем другой уровень участия в политической жизни. Работа в органе самоуправления позволяет непосредственно влиять на принятие решений. Ведь законы принимаются именно в них. Здесь стоит сказать, что депутат любого уровня не голосует «по своему разумению». Он является выразителем мнения своих избирателей. Значит, при голосовании он обязан исходить из интересов последних. Это второй уровень, так сказать, граждан на участие в Первый - участие в выборе политической силы, второй - она действует в его интересах.

Все так просто?

На самом деле не совсем. Дело в том, что процесс управления страной довольно сложен. Можно, конечно, «шашкой рубить» и декларировать самые популярные в народе идеи. А как дело доходит до реализации их на практике, то неизменно депутаты и партии натыкаются на преграды и барьеры. С одной стороны, у них есть оппозиция, политическая сила, выражающая интересы других групп населения, порой конфронтационного характера. С ними необходимо договариваться, находить консенсус. Но есть же еще и законодательство, то есть принятые «правила игры». Через них перепрыгнуть не получается. К примеру, многие недовольны высокими тарифами на коммунальные услуги. Чтобы их снизить, необходимо изменить множество законов, первым из которых будет бюджет на текущий год. А кроме него - еще и иные акты общефедерального и местного характера. Работа сложная и долгая.

Идти ли в депутаты?

Конечно, человек с активной гражданской позицией желает более плотно влиять на жизнь общества. Многие стремятся быть избранными в тот или иной орган. Только каждому ли по плечу такая ответственность? Человек, от которого зависит благополучие страны и всего населения, должен обладать большим запасом знаний. Еще ему необходим опыт, умение анализировать факты, воспринимать информацию глубоко и объемно. Конечно, над любым законодательным актом работает большое количество специалистов. В конечном же итоге отвечает за его реализацию тот, кто голосовал. Поэтому необходимо, чтобы люди эти были всесторонне образованными, мудрыми, дальновидными. Вот и получается, что гражданин участвует в политике, когда внимательно присматривается к тому, за кого собирается отдать свой голос.

Участие в мирных собраниях

С официозом разобрались. Но на этом политическая жизнь не заканчивается. Ведь, кроме выборов, существуют и иные формы высказывания народом своего мнения. Так, Конституция гарантирует право на свободу мирных собраний. Это означает, что люди могут выразить свое мнение путем митингов, манифестаций или иных акций, проводимых в общедоступных местах. Реализация данного права регулируется своими законами, описывающими методику организации подобных мероприятий. То есть они не могут быть стихийными. Желаете помитинговать? Милости просим в управу населенного пункта с заявлением, в котором указываются цели, организаторы и ориентировочное число участников. Это никакая не дискриминация. Местная власть отвечает за жизни граждан. Она обязана обеспечить сохранность порядка при проведении акции. Хотя есть и исключения. Один человек может провести пикет без согласования.

Об ответственности

Это наиболее важный с одной стороны и наименее популярный с другой вопрос.

Любит у нас народ искать виноватого. Однако гражданин в политике имеет не только права, но и обязанности. От него требуется вдумчивое и внимательное использование своих прав. А то мы голосуем за того, кого «подскажут», а потом за голову хватаемся от того, что в стране творится. А чаще вообще выборы или митинги пропускаем. У каждого свои дела, более важные с его точки зрения, имеются. О том, что мы еще и граждане, а не просто люди, вспоминаем тогда, когда чего-то от власти надо. А еще - когда цены растут или иная «беда» на глазах развивается. Но ведь вы же имели право влиять на формирование этой самой власти! А пользовались ли им? Вот теперь сами с себя спрашивайте, почему управляют страной «не те» люди.

Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Между гражданином и государством устанавливаются гражданско-правовые отношен ия на основе правоспособности и дееспособности гражданина

- Правоспособность - возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности.

- Дееспособность - способность приобретать и осуществлять гражданские права. До 18 лет человек обладает неполной (частичной) дее­способностью. С 18 лет наступает полная реа­лизация дееспособности.

Каждый гражданин имеет права:

Политические,

Гражданские,

Социальные,

Экономические

Культурные.

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности, создает условия для их реального воплощения в жизнь.

Наряду с правами, каждый гражданин имеет своиобязанности

Он должен:

Исполнять законы и нормы, установленные государством,

Не нарушать интересы субъектов права и законов,

Не причинять вред здоровью других людей, окружающей природной среде,

Стоять на защите общества и государства

В свою очередь, государство обязуется быть ответственным перед гражданином в лице своих органов и должностных лиц, защищать права и свободы граждан на территории государства и вне его пределов.

Типы участия личности в политике :

- полностью бессознательное - напр. поведение человека в толпе;

- полусознательное - политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном

подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения во мнениях с ней;

- сознательное участие - способность изменить свою роль и свое положение в соответствии со своим

сознанием и волей.

Мотивы и факторы участия в политике :

Стремление защитить интересы др. граждан;

Обеспечение справедливости для всех;

Содействовать решению проблем государства и общества;

Эгоистические цели (личные: престиж, карьера и т.п.);

Неосознанные мотивы.

Причины пассивности или неучастия в политике :

Отсутствие вознаграждения (нет выгоды, не окупаемость затрат и т.п.);

Слабая теоретическая подготовка (не знание законодательства, теории государства и права);

Распространенное мнение: «Один в поле не воин», «А что я могу сделать?» и т.п.;

Факторы, влияющие на уровень политической деятельности :

Состояние экономики страны (подъем экономики ведет к спаду политической активности);

Тип политического режима в стране;

Существующая идеология в стране;

Уровень культуры общества и самой личности;

Личные взгляды, убеждения и ценности человека; Закон "О гражданстве Российской Федерации" (извлечение)

№3

Билет № 12

1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.

Социальная сфера - совокупность социаль­ной связи, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми.

Социальная связь - факты, обусловливаю­щие совместную деятельность в определен­ных условиях.

Социальное взаимодействие - взаимодей­ствие людей в процессе общения.

Социальные отношения - установление свя­зи между людьми, социальными группами.

Социальная группа по численности может быть большой и малой, по характеру взаимоот­ношений - первичной и вторичной, по спосо­бу организации - формальной и неформаль­ной, по количеству ценностей - односторонней и многосторонней.

Социальные нормы - общие правила ре­гулирования отношений людей в обществе. Среди них выделяют:

- обычаи (традиции, обряды) - историчес­ки сложившиеся образцы и правила пове­дения;

- правовые нормы - нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, где чет­ко описаны границы поведения и наказа­ния;

- моральные нормы - духовно-нравственные ценности;

- политические нормы - нормы, регулиру­ющие отношения между личностью и властью, между социальными группами;

- религиозные нормы - нормы морали, под­держиваемые сознанием верующих и ре­лигиозной верой;

- эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном;

- правила этикета - образцы правильного поведения и общения;

Социальная политика - это регулирование государством социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Субъекты социальной политики :

Государство

Гражданское общество

Основные направления социальной политики :

Предоставление трудоспособным гражданам возможностей для труда или занятия предпринимательской деятельностью;

Обеспечение соц. гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных слоев населения (гос. пенсии и социальные пособия)

Гос. поддержка семьи, материнства, детства

Охрана труда и здоровья людей

Установление гарантированного минимума заработной платы

Улучшение демографической ситуации в стране

Развитие социальной структуры.

В Конституции РФ указано: «Российская Фе­дерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В России программа социальных реформ.

Основными задачами провозглашены:

Улучшение материального положения и усло­вий жизни людей;

Обеспечение эффективной занятости населе­ния;

Реализация прав граждан в области труда, со­циальной защиты, образования, охраны здоро­вья, культуры;

Улучшение демографической ситуации в стране; - развитие социальной инфраструктуры.

Закон "О государственной социальной помощи" (извлечение)

Вспомните: Какова роль политики в жизни общества? Что означает слово «гражданин»? В чем заключаются права и обязанности гражданина России?

Подумайте: Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы?

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика - это область общих интересов, публичной жизни.

Мнения.

Исследователи общественного мнения предложили ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы лично вы активнее участвовали в общественной и политической деятельности?» Больше всего было таких ответов: «Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат»; «Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию»; «Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких»; «Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений».

Каковы возможности гражданина влиять на принятие государственной властью политических решений? Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Выборы, референдумы.

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомните из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим.)

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Такие выборы называют многостепенными.) Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума - сроком на 5 лет.

Выборы в нашей стране проводятся путем тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год - для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы - это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Право на равный доступ к государственной службе.

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

Обращения в органы власти.

Кроме названных, существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.

Один из таких способов - право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Среди этих обращений некоторые касаются индивидуальных интересов граждан (крыша течет, а жилищная контора не делает ремонт и т. п.). Это может быть жалоба, т. е. обращение, гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления (как в приведенном примере). Это может быть заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение, т. е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы. Очевидно, что предложения, как и определенные заявления, выходят за рамки индивидуального интереса и касаются решения вопросов, имеющих широкое социальное значение. Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Законы Российской Федерации устанавливают жесткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.

Другие пути влияния на власть.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Документ.

Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Граждане могут собираться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Собрания могут проходить по месту жительства или работы, в общественных сооружениях (зданиях, стадионах), на улицах, площадях. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов называется митингом. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил или для их поддержки. В речах и с помощью плакатов участники митинга выражают свою точку зрения на происходящие события.

Обратим внимание на то, что существует свобода на проведение лишь мирных собраний и демонстраций, т. е. только таких, которые не угрожают насильственными действиями против других граждан. Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрание людей с оружием (даже самодельным) создает угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Другие ограничения бывают связаны с необходимостью поддержания общественного порядка: большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

Понятно, что нужен определенный законом порядок организации собраний и митингов. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения, т. е. организаторы митинга или направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение митинга, или лишь уведомляют (информируют) о месте и времени его проведения. Но во всех государствах (при любом порядке организации) полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны. В этих случаях при необходимости могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Подумайте, какой порядок - разрешительный или уведомительный - полнее отвечает соблюдению прав и свобод всех граждан.

Все сказанное относится также и к уличным шествиям и демонстрациям. Собственно, слово «демонстрация» и означает «шествие» или «митинг», которые дают возможность массового выражения общественно-политических настроений.

Значение свободы слова. В международных документах о правах человека провозглашается: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек может искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государственных границ.

Документ.

Из статьи 29 Конституции Российской Федерации:

  • 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, деятельности политических партий и лидеров, о положении в стране. Ведь для того чтобы иметь собственное мнение о чем-либо, надо об этом знать как можно точнее.

В нашей стране длительное время существовала цензура. Специальное государственное учреждение осуществляло просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач, предназначенных к выпуску. Цензор, осуществлявший надзор, мог не разрешать какую-либо публикацию. Некоторые книги и кинофильмы десятки лет не могли дойти до читателей и зрителей. Теперь цензуры не существует. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия. Очень важно, чтобы граждане имели право обращаться в органы печати, могли свободно выражать свои мнения и взгляды в газетах и журналах.

Но свобода слова и печати не абсолютна. Ведь если с экрана телевизора или в газете сообщаются неверные сведения о каком-то человеке, подрывающие его репутацию,

это нарушает его права. Но, как мы знаем, никто не должен использовать права и свободы, чтобы ущемлять права других людей. Может быть и так, что информация, сообщаемая с телеэкрана или в печати, настраивает одних людей против других, отрицательно влияет на их поведение, что нередко создает угрозу общественному порядку, здоровью, нравственности населения, безопасности государства. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом, запрещаются также выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Таким образом, пользование свободой слова налагает особую ответственность. Использующие свободу для клеветы на других людей, распространения ложной информации, побуждения к насильственным действиям могут быть в соответствии с законом привлечены к судебной ответственности.

Опасность политического экстремизма.

Как вы могли заметить, политические свободы не означают возможности осуществления в сфере политики безответственных действий. Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения или средства массовой информации нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат. extremus - крайний). К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий. Экстремистскими действиями являются создание незаконных вооруженных формирований и осуществление террористической деятельности. Опасными проявлениями экстремизма законы Российской Федерации признают возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы. Это также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

Для противодействия экстремизму необходимо сотрудничество граждан с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в защите гражданских прав и свобод, поддержании законности и порядка.

Политика - дело каждого?

Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

Факты.

В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведенные в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий - средние возрастные группы.

Что же, кроме интереса и желания, необходимо для участия в политической жизни? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, - политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.

Проверьте себя

  1. На митинг, разрешенный органами власти, для охраны порядка были направлены наряды милиции. Во время митинга его возбужденные участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по вашему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или милиция? Свой ответ аргументируйте.
  2. Согласны ли вы со следующим утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируйте свой ответ.
  3. Проводимые в России реформы одни газеты оценивают положительно, другие - отрицательно. Считаете ли вы эту «разноголосицу» нормальной? Объясните свою точку зрения.
  4. Раскройте, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина?
  5. Объясните, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признается условием нормального развития человека и общества.
  6. Подберите из газет и журналов (возможно из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.

К механизмам участия граждан и их объединений (полити­ческих партий, фронтов и движений, фондов и добровольных ас­социаций и др.) в политической жизни надо относить политиче­ские институты и учреждения, обеспечивающие представление и защиту их интересов в высших законодательных, судебных и ис­полнительных органах страны. В качестве примера можно на­звать избирательное право и голосование, выдвижение кандида­тов и баллотирование, организацию политических партий и ассо­циаций, институт представительства (народные трибуны в древ­ности и народные депутаты сегодня), институт гражданства, дея­тельность СМИ и т. д.

Система выборности призвана обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в системе власти через партии. Роль выразителя народ­ного суверенитета отводится лишь избирательному корпусу. Выбо­ры, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитими­зации (узаконивания) существующей политической системы и по­литического режима. Акт участия в выборах уже сам по себе увели­чивает веру граждан в законность и ответственность правительства. Учитывая этот факт, в индустриально развитых странах большое внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к уча­стию в политическом и особенно в избирательном процессе. Боль­шая роль отводится системе образования, а также различным меха­низмам - от официальных празднований национальных праздников до мероприятий патриотических организаций. Избирательные кампании уже сами по себе обеспечивают возможности для пропа­ганды достоинств участия в голосовании.

Роль института всеобщих выборов невозможно переоценить. Избирая ту или иную партию, того или иного депутата, народ выражает свои потребности, чаяния, интересы, жалобы самым мирным и конституционным путем, не прибегая к восстанию или изгнанию, революции.

Конечно, избранное правительство, Государственная Дума и избранный президент находятся под очень слабым контролем на­рода. Это одновременно плохо и хорошо. Хорошо потому, что необходимость «отрабатывать» народное доверие, строить поли­тику только в согласии с данными ранее обещаниями или только по наказу избирателей - сильно сковало бы руки органам власти. Правители, ответственные перед народом, - это одно, а правите­ли, зависимые и потворствующие народу, - это совсем другое. Так рассуждал в свое время Н. Макиавелли.

В зарубежных странах относительная легкость, с которой мо­жет быть заменено действующее правительство, снижает остроту возможных требований об изменении, самого политического ре­жима и его институтов. Это обусловливается тем, что институт всеобщих выборов является одним из важных элементов совре­менной политической системы. Не прибегая к революционному насилию, но используя современные механизмы политического участия, народ все же способен навязать властям свою волю.



Если бы институт выборов не зарекомендовал себя как самый эффективный инструмент политической стабилизации общества, то многие страны, скорее всего, отказались бы от него. Но ныне в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избиратель­ное право.

Под избирательным правом понимаются два явления: 1) сово­купность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.; 2) право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избира­тельное право) и быть избранным (пассивное избирательное пра­во). Избирательное право обычно регламентируется конституци­ей и специальными законами о выборах, который определяет по­рядок выдвижения кандидатов, нормы представительства, поря­док определения результатов голосования и др. Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие поли­тических решений. Однако так было не всегда.

В античной Греции права голосовать были лишены рабы, ино­странцы, женщины и малоимущие. В Древнем Риме долгое время к голосованию не допускали плебеев - преобладающую массу свободного (т. е. не состоявшего в рабстве) населения. Имущест­венный ценз ограничивал избирательные права граждан не толь­ко в античности, но и в Новое время. Малоимущие белые мужчи­ны не имели права голосовать в XIX в. в передовых странах типа США и Англии.

По конституции США от 1787 г. тысячи чернокожих рабов были лишены гражданских и общечеловеческих прав. Только в 1870 г. была принята XV поправка к Конституции, предостав­ляющая право голоса неграм. Однако после отзыва федеральных войск с Юга в 1877 г. негры практически были лишены возможно­сти участвовать в голосовании. Лишь начиная с 20-х годов негры стали добиваться некоторых успехов в расширении права участия в выборах. Важное значение имели законы 50-70-х годов XX в., снявшие ограничения на участие негров в избирательном процес­се. В ЮАР чернокожих допустили к ним только в середине 90-х годов.

Американские женщины не имели права голосовать до 1920 г. В Нидерландах, например, в 1800 г. электорат включал всего 12% взрослого населения, к 1890 г. эта цифра поднялась до 27%, в 1900 г. - до 63%. Здесь всеобщее право голоса было введено для мужчин в 1917 г., а для женщин - в 1919 г. В Англии это случилось чуть позже - в 1928 г. Женщины получили право голоса во Франции в 1944 г., в Италии - в 1945 г., в Греции - в 1956 г. В Швейцарии, этом символе цивилизованности и стабильности, женщины впервые были допущены к избирательным урнам только в 1971 г.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избира­тельных кампаний регламентируются законодательными норма­ми. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привле­кать их обещанием продвижения по службе, обходить дома изби­рателей с целью предвыборной агитации и т. д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов. Достаточно рег­ламентировано использование средств массовой информации, осо­бенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общий период времени, отводимого на СМИ для ведения избира­тельных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с кото­рым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

Голосование - одна из важнейших форм участия граждан в политической жизни страны. Наряду с ней имеются и другие, в частности организация и участие в политических и обществен­ных движениях, обращение в парламент и местные законода­тельные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях и митингах, агитация за ту или иную партию, работа в качестве партийного функционера, членство в политическом клубе или организации, денежные пожертвования в пользу пар­тии.

Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы: 1) регистрация в списке избирателей по месту жительства, 2) тайное голосование в специальной кабине, 3) использование одинакового для всех из­бирательных округов списка кандидатов, 4) присутствие на выбо­рах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования, 5) подсчет бюллетеней специально соз­данной комиссией, 6) официальное опубликование результатов голосования.

Выборы предполагают, что гражданам в процессе голосования предлагаются два и более кандидатов, из числа которых они мо­гут по свободному волеизъявлению выбрать одного. В большин­стве стран выборы проходят на альтернативной основе, т. е. изби­рателям предоставляется возможность выбрать одну кандидатуру из многих. Выборы могут проходить в один и в два тура. Если из нескольких кандидатов ни один не набирает больше половины голосов, организуется второй тур. Выборы - это игра между кан­дидатом и избирателем, правила которой определены демократи­ческой процедурой.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в от­дельной области, штате, земле, на муниципальном уровне, в изби­рательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, про­граммным установкам и т. д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и про­граммы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответст­вуют их позициям и интересам.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа:

1. Обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.

2. Требование лояльности, в соответствии с которым кандида­ты обязаны вести себя уважительно по отношению к своим про­тивникам.

3. Обязанность невмешательства государственного аппарата в ход предвыборной борьбы.

Суть первого условия состоит в том, что всем кандидатам на выборах предоставляется одинаковый максимальный объем расходов на проведение кампании. При этом ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды из­бирательных кампаний. В то же время государство во многих кам­пании. К примеру, в России оно предоставляет бесплатно 30% эфирного времени для предвыборной агитации. Одновременно всем партиям и кандидатам гарантируется одинаковое время для выступлений на радио и телевидении.

Хотя предвыборный этикет не допускает каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника, унижения его чести и достоинства и т.д., в России, начиная с 1992 г., постоянно нарас­тала так называемая «война компроматов». В ходе этой борьбы практически на каждого кандидата и политическую партию противники через средства массовой информации выдавали не­гативную и компрометирующую информацию, часть которой оказывалась сфабрикованной. Подобное случается не только у нас. Если в США кто-то вздумал гнусно клеветать на соседа, то в случае судебного разбирательства это может обойтись очень дорого.

Иное дело - предвыборная кампания. Клевета кандидатов не­наказуема! Таковы правила игры. Неудивительно, что раззадо­ренные полной безнаказанностью кандидаты «купают друг друга в грязи». В каждом штате страны свои нравы и традиции. Если на севере, где преобладают выходцы из Скандинавии, люди и мысли не допускают о возможности каких-либо махинаций на выборах, то на юге народ, напротив, искренне недоумевает, как может без этого проходить голосование. В конце XX столетия в США изби­ратели вынуждены заполнять анкеты, где указывают рост, вес, цвет глаз и волос. Делается такое для того, чтобы не было подме­ны. Каждый избирательный бюллетень и корешок к нему имеют свой номер - как на долларе.

В предвыборной кампании в ход идут не только традиционные плакаты, наклейки, значки, но подчас и самые необычные пред­меты. Скажем, в США один из кандидатов использовал... мухо­бойки, которые дарились избирателям. Хлопаешь мух - а имя кандидата на рукоятке мелькает перед глазами. Поневоле запом­нишь его!

Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является ин­ститут референдума. Референдум - форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни пу­тем всеобщего голосования. Это одна из форм непосредственной демократии. Референдум предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голо­сования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Референдум используется в качестве законодательного механиз­ма большинством демократических государств мира.

Одна из главных функций избирательной системы состоит в институционализации политического участия граждан, замене спонтанных, стихийных, неорганизованных и зачастую незакон­ных (бунт, восстание и т. д.) форм политических действий узако­ненными, легальными и легитимными.

Каждый гражданин может оказывать влияние на политический процесс в своей стране. Для этого необходимы такие факторы как культура демократии и политическая сознательность личности.

Участие граждан в политической жизни

Именно непосредственное участие граждан в политической жизни государства является важной основой формирования политических процессов.

Зачастую гражданская политическая жизнь неустойчива, в разные периоды она обладает разной динамикой. Это обусловлено тем, что в ней принимают участия самые разные слои населения.

Подобная социальная дифференциация порождает деятельность различных социально - политических сил, в частности политических партий и организаций.

Политический процесс

Политический процесс – это система политических состояний и событий, изменения в которой происходят ха счет деятельности и взаимодействия отдельных субъектов политической жизни.

Ярким примером является смена политических партий и лидеров, которые поочередно приходят к власти. По масштабам действия, политические процессы делятся на два основных вида: внешнеполитические и внутриполитические.

Внутриполитические процессы могут происходить как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

Политическое участие

Политическое участие является действиями гражданина, главной целью которых является получение возможности влияния на реализацию и принятие государственных решений, а также на выбор представителей в государственных институтах власти. Это понятие характеризует степень вовлеченности граждан в политический процесс.

В правовом государстве политическое участие представляет собой право гражданина избирать и быть избранным в органы власти, право объединения в общественные организации, право на демонстрации и митинги, право доступа к государственным службам и должностным лицам, право свободного обращения в государственные органы.

Политическая культура

Политическая культура – это понятие, которое состоит из трех составляющих: разносторонние политические взгляды гражданина, ориентация на духовные ценности демократичного общества, владение обществом права на политическое воздействие.

Политические знания представляют собой систему знаний о политических идеологиях, формах государства, о институтах власти, а также о методах реализации их функций. Политическая культура не может существовать без определенных политических знаний.

Политические знания порождают следующую ступень правовой культурыдуховную ориентацию общества. Каждый член социума решает, какой вид государственного управления или политическая идеология подходит его мировоззрению.

Гражданин, имеющий духовную ориентацию, основанную на политических знаниях, может активно и беспрепятственно участвовать в политическом процессе.