Защита прав и свобод человека и гражданина по конституции россии. Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в рф Защита прав и свобод человека является обязанностью

  • 1.3. Конституционное право России как учебная дисциплина
  • Заключение
  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан

    В части 1 ст. 45 Конституции определено, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

    Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защи­ты обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности государства состо­ит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства, создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

    Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и сво­бод.

    Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выпол­нять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

    За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.

    Органы законодательной власти призваны создать полную и чет­кую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие кон­ституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума - одна из палат парламента стра­ны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина при­надлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Прези­дента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.

    Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собствен­ности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

    Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры. Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется абсо­лютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные. Эти и другие конституцион­ные обязанности государства закреплены не только в Конститу­ции, но и в ином конституционном законодательстве. Так, За­кон РФ «О милиции» гласит, что «милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посяга­тельств и наделенных правом применения мер принуждения» (ст. 1) 21 . Кроме того, уважение прав человека определяется как принцип деятельности милиции (ст. 3).

    Федеральным законом «О прокуратуре РФ» 22 на органы прокурату­ры возлагается координация деятельности всех правоохрани­тельных органов по борьбе с преступностью, защите прав и сво­бод граждан (ст. 1).

    Целесообразно признать ряд других обязанностей государст­ва, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. фиксирует обязанность государства создавать «эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений прав чело­века» 23 , что может быть тоже признано конституционной обязанностью государства.

    Одним из главных направлений деятельности депутатов предста­вительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая феде­ральными, является защита нарушенных прав.

    Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причи­нением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нару­шенное право и обеспечить его реализацию, но и в возме­щении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконны­ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

    Возмещение причиненного вреда регулируется граждан­ско-правовым законодательством и является гарантией, рас­пространяющейся на любые нарушения прав и свобод. От­дельные виды ответственности за причиненный вред зак­реплены в специальных законах - например, в Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Фе­дерации и др.

    По действующему законо­дательству, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным зак­лючением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную от­ветственность в этих случаях несут не непосредственно ви­новные должностные лица, а соответствующие органы го­сударственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причи­ненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мораль­ного вреда 24 , причиненного человеку.

    Защищенность государством как самой мощной социальной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.

    "

    Эти права включают в себя: 1 судебная защита прав и свобод; 2 право на компетентное правосудие т. чтобы дело было подсудно; 3 право на получение квалифицированной юридической помощи в т. бесплатной; 4 презумпция невиновности Обвиняемый не виновен пока не доказано обратное; 5 право на гуманизм правосудия Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление все доказательства должны быть получены в соответствии с законом каждый осужденный имеет право на помилование никто не обязан свидетельствовать...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    35. Основные права граждан по защите иных прав и свобод.

    Эти права занимают особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации. Права по защите других прав и свобод – сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя. Эти права включают в себя:

    1) судебная защита прав и свобод;

    2) право на компетентное правосудие (т.е. чтобы дело было подсудно);

    3) право на получение квалифицированной юридической помощи, в т.ч. бесплатной;

    4) презумпция невиновности (Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное);

    5) право на гуманизм правосудия (Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, все доказательства должны быть получены в соответствии с законом, каждый осужденный имеет право на помилование, никто не обязан свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников. Процессуальное законодательство призвано создавать такой порядок судопроизводства, который обеспечивал бы защиту человека от правонарушений, в том числе от преступлений, восстановление нарушенных прав, охрану чести, достоинства, репутации честных людей. В то же время и те, кто подозревается или обвиняется в правонарушениях, преступлениях, должны быть ограждены от необоснованных обвинений и тем более необоснованного осуждения.);

    6) право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона (права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Каждый имеет право на возмещение причиненного госорганами вреда);

    7) право на использование действующего законодательства: закон обратной силы не имеет.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    17930. Роль органов внутренних дел в защите прав, свобод и интересов граждан 33.3 KB
    Права и свободы человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Деятельность органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите избирательных прав граждан России. Органы внутренних дел в реализации конституционных прав несовершеннолетних в России и их взаимодействие с органами местного самоуправления
    6826. Основные права и свободы граждан РФ в публично-политической сфере 7.91 KB
    Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей что обеспечивает демократический режим РФ. Поэтому выделяются следующие признаки политических прав и свобод: 1 политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ либо если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения с момента достижения им совершеннолетия активное избирательное право либо определенного в законе возраста...
    19030. Структура органов социального страхования и их роль в социальной защите граждан 716.22 KB
    Теоретические аспекты становления системы социального страхования в РФ Понятие сущность социального страхования. История социального страхования. Формы и модели социального страхования. Пути формирования института социального страхования.
    7403. Международный контроль по защите прав человека 65.29 KB
    Международную систему защиты прав человека в рамках ООН существенно развивают и дополняют региональные системы защиты прав человека, основанные на территориальной общности, примерно одинаковом уровне социально-экономического развития и ряде других факторов, то есть включают страны, находящиеся приблизительно в одном «историческом времени»
    6824. Основные права и свободы граждан РФ в области личной жизни и индивидуальной свободы 8.33 KB
    Основные личные права и свободы гражданина РФ – это неотчуждаемые и принадлежащие каждому с рождения права и свободы человека, не зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечивающие охрану жизни, свободы и достоинства личности. Основные личные права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ.
    18418. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 149.95 KB
    Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свобода человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации»
    18743. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей 219.13 KB
    В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками, родителями и учениками. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».
    12532. ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ И СВОБОД В РОССИИ 74.87 KB
    Смена приоритетов государственной политики в сторону усиления роли личности в общественных, государственных отношениях за счет увеличения ее правового статуса вызвала необходимость проведения исследований категории «правовой статус личности» в рамках теории государства и права. Вопросы правового статуса личности не относятся к числу обстоятельно разработанных в отечественной науке и, не умаляя достигнутого...
    12869. АНАЛИЗ ПРИНЦИПА ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 131.03 KB
    Международно-правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в США. Меры безопасности регламентированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Исходя из цели работы в работе были поставлены следующие задачи: дать определение сущности понятии охраны прав и свобод человека и гражданина как принципа уголовного судопроизводства Российской Федерации; ...
    6830. Гарантии статуса, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ 7.33 KB
    Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ гл. 2 Конституции: 1 права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола расы национальности языка происхождения имущественного и должностного положения места жительства отношения к религии убеждений принадлежности к общественным объединениям а также других обстоятельств; 2 ограничение прав граждан по признакам социальной расовой национальной языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме; 3...

    Помимо предоставления государством своим жителям определенного перечня прав и свобод, оно обязано предоставить им возможность защищать данные права от нарушений. Ведь нереальной является ситуация, когда права и свободы предоставляются всегда и всем без исключения в полном объеме. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда ложно понятые притязания одного индивида приходят в столкновение с притязаниями другого, а также органы власти не всегда ответственно подходят к осуществлению своих полномочий в сфере обеспечения прав человека. Их деятельность не всегда является открытой, а обоснованность принятия тех или иных решений, затрагивающих права граждан, иногда непонятна. К причинам нарушений прав и свобод человека также можно отнести нечеткость формулировок законов, их внутренние противоречия или несоответствие Конституции страны. Не способствует эффективной защите прав и низкий уровень правовой грамотности самих граждан, которые слабо осведомлены о своих правах и возможностях их защиты.

    Российское федеративное государство не только имеет право, но и обязано использовать любые законные средства для защиты интересов своих граждан, ведь защита прав человека осуществляется на различных уровнях власти. Пункт «б» ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов относит защиту прав и свобод человека и гражданина. Изучение данного пункта позволяет отметить его совпадение с п. «в» ст. 71 Конституции РФ, который говорит о том, что «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина» относится к ведению самой Российской Федерации. Как отмечает Б. С. Эбзеев: «Этим предопределяется и доминирующая роль Российской Федерации в установлении правовых механизмов защиты прав и свобод и материально-правового содержания и процессуальных правил осуществления обязанности государства защищать прав и свободы человека и гражданина» .

    Это означает, что Конституция Российской Федерации закрепляет базовый, основной статус человека, распространяющийся на всех без исключения жителей страны, в том числе и применительно к защите их прав. Исходные начала правозащитной деятельности органов государственной власти субъектов РФ определяются федеральным законом, в развитие которого может издаваться закон субъекта РФ. При этом предоставление дополнительных благ, льгот, преимуществ, способов защиты жителям того или иного субъекта Федерации за счет бюджета данного субъекта является вполне допустимым, не противоречащим конституционным нормам. Это согласуется и с позицией Конституционного Суда РФ, который неоднократно подтверждал право субъектов Федерации закреплять дополнительные, по сравнению с федеральными, гарантии прав и свобод, не нарушая при этом принцип равенства, соблюдая общефедеральный стандарт и не допуская ограничения федеральных гарантий прав и свобод.

    Прежде чем говорить о способах защиты прав человека, необходимо определиться с понятиями.

    Защита прав человека - это действия лица, органа власти или общественной организации, направленные на восстановление положения, существовавшего до нарушения права или свободы конкретного человека. Ведь закрепление правовыми нормами возможностей человека будет являться декларативным до тех пор, пока не будет зафиксирован механизм их обеспечения, а также их защиты. Целью деятельности по защите права является восстановление нарушенного (оспоренного) права, а избранный способ защиты предстает как конкретизация этой цели и одновременно как желаемый результат защиты права .

    Способы защиты прав личности - это совокупность тех действий, которые может совершить или потребовать от других лицо для восстановления своих нарушенных прав. Здесь, однако, следует иметь в виду, что «способы защиты следует понимать не как фактические, совершаемые субъектом защиты действия (действие), процесс защиты, а как модель (идеал) возможного будущего поведения (действия) правообладателя, предлагаемую законодателем» . Конституция РФ в ст. 45 (ч. 2) предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Способами защиты прав граждан в России являются: во-первых, защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления; во-вторых, защита прав граждан общественными объединениями; в-третьих, самозащита прав человеком.

    При этом защита прав человека органами государственной власти и местного самоуправления выступает в качестве центрального, важного способа во всем российском правозащитном механизме. Ведь с помощью государственных и муниципальных органов создается система не только устранения возможных нарушений прав и свобод человека, но и их предотвращения, а также последующего восстановления. Именно с помощью принудительной силы государства лица, виновные в нарушении прав человека, привлекаются к различным видам ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной.

    Существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам, выступает еще одним важным способом защиты. Общественные объединения - это добровольные, самостоятельные, независимые от государства объединения граждан, преследующих общие цели. К данным общественным объединениям можно отнести как специально созданные для этой цели (общество защиты прав потребителей), так и те общественные объединения, для которых данная деятельность является одной из приоритетных (профсоюзы, созданные в том числе и для защиты прав работников). Они могут иметь разнообразные формы (фонд, движение), но их деятельность должна соответствовать требованиям закона и собственного устава, в котором практически всегда присутствует положение об их правозащитной деятельности.

    Самозащита прав человеком, как одна из важнейших форм, включает в себя:

    • обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления;
    • обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
    • обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
    • публичные выступления граждан в защиту своих прав;
    • обращения в международные органы по защите прав человека.

    Обращения граждан в государственные и муниципальные органы

    традиционно остаются самой востребованной формой самозащиты прав граждан. Причем в настоящее время используются различные возможности обращения граждан, как письменно, так и устно, а также посредством электронной связи. Так, например, в 2015 г. в адрес Президента Российской Федерации поступило 1 103605 обращений, причем 67,11% обращений в форме электронного документа, 25,72% обращений в письменной форме и 7,17% обращений в устной форме . Однако не всегда обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления приводят к восстановлению нарушенных прав, поэтому они вынуждены обращаться в судебные органы, решения которых являются обязательными для всех должностных лиц и органов власти.

    Обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан, - эта форма защиты прав граждан в настоящее время получила новый импульс, поскольку с 15 сентября 2015 г. в России вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. В его положениях говорится об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено «лицами, действовавшими в официальном качестве», т. е. государственными и муниципальными органами, их должностными лицами и служащими, а также об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций. Право на обращение в суд как одна из форм самозащиты прав граждан означает возможность для каждого в установленном законом порядке требовать от суда как от органа правосудия обеспечения и защиты своих субъективных прав посредством справедливого и беспристрастного рассмотрения и разрешения дела.

    Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения являются проявлением свободы массовой информации, которая связана с тем, что «запретных тем» для СМИ нет, в том числе и тем, связанных с нарушением прав граждан. В настоящее время зарегистрировано более 83 тыс. печатных средств массовой информации, хотя более 90% из них принадлежат частным лицам, тем не менее они зачастую используют свой ресурс для помощи гражданам, чьи права нарушены путем освещения таких нарушений. В России действует более 350 тыс. общественных объединений, многие из которых достаточно эффективно защищают права не только своих членов, но и всех обратившихся к ним граждан.

    Публичные выступления граждан в защиту своих прав - это крайняя мера рассмотрения тех проблем граждан, которые длительное время не находили своего разрешения. Митинги, собрания, шествия, демонстрации, пикетирования призваны привлечь внимание органов власти, общественности к нарушениям прав и свобод, заставить обратить на них внимание и принять меры к их устранению. Однако применение данной формы защиты прав граждан требует от самих граждан четкого соблюдения закона о порядке проведения публичных мероприятий, соблюдения прав граждан и организаций при их проведении.

    Обращения в международные органы по защите прав человека используются в том случае, когда в своем государстве гражданин не смог получить адекватную защиту своих прав. В настоящее время существует достаточно большое количество международных органов, которые так или иначе связаны с защитой прав человека. Наибольшей популярностью у россиян пользуется обращение в Европейский суд по правам человека. Так, на 30 сентября 2015 г. в Европейском суде по правам человека ожидали своего рассмотрения 9250 жалоб россиян. Всего за период с 1998 по 2014 г. в этот международный правозащитный орган гражданами России было подано около 130 тыс. жалоб, из которых более 117 тыс. жалоб было признано неприемлемыми. Однако существование международных органов по защите прав человека заставляет государства более внимательно относиться к нарушениям прав граждан на своей территории, принимать меры по недопущению впредь подобных нарушений.

    Формы защиты прав человека - это порядок осуществления деятельности по восстановлению нарушенного права человека. Такой порядок может носить как юрисдикционный, так и внеюрисдикционный характер. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных прав личности. Внеюрисдикционная форма - это самостоятельные действия граждан по защите своих нарушенных прав без обращения в данные органы.

    Юрисдикционная форма предполагает прежде всего деятельность государства и его органов по защите прав граждан. Это могут быть как органы общей компетенции, так и специальные правозащитные органы. Особая роль здесь отводится судебным органам, значение которых в защите прав человека приоритетно.

    Внеюрисдикционная форма предполагает возможные действия граждан по охране и защите своих прав: права на жизнь (необходимая оборона), права на здоровье (профилактика заболеваний), права собственности (принятие мер по защите своего жилища) и др.

    В реальной жизни все вышеперечисленные способы и формы защиты прав человека тесно связаны и могут использоваться как одновременно, так и последовательно. Только сам человек решает, каким именно способом ему воспользоваться при нарушении его прав, в какие именно органы ему обратиться, какую форму защиты предпочесть.

    Способы защиты можно рассматривать еще и применительно к субъектам, чьи права нарушаются. В зависимости от того, может ли такой субъект защищать свои права в полной мере, используя все формы и способы защиты, можно выделить обычных субъектов и субъектов с особым статусом.

    К обычным субъектам можно отнести совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации, который получает постоянный доход и не имеет особых проблем со здоровьем. Такое лицо, независимо от пола, национальности, места жительства и других обстоятельств, вправе и может воспользоваться всем арсеналом способов и форм защиты своих прав. Это лицо имеет представление о своих правах, свободах и обязанностях, механизмах их реализации и возможностях защиты в случае нарушений.

    В том случае, если есть отклонения от данного статуса, то включаются компенсаторные механизмы, повышающие ответственность именно государства и его органов за защиту прав тех людей, которые по каким-то причинам не могут в полной мере защитить себя сами. К субъектам защиты прав человека с особым статусом можно отнести: несовершеннолетних; лиц с ограниченными возможностями здоровья; лиц, находящихся в местах лишения свободы; мигрантов и др. По отношению к данным субъектам применяются особые, повышенные меры защиты их нарушенных прав, призванные обеспечить им государственную поддержку в сложной жизненной ситуации.

    Проведя анализ способов и форм защиты прав человека, следует отметить, что нарушения прав человека могут исходить как от других лиц, крайней формой здесь выступает совершение преступления, так и от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, которые посягают на возможность реализации предоставленных государством прав. Однако обязанностью именно государства выступает создание таких способов и форм защиты прав граждан, которые помогут в максимальной степени предотвратить их нарушение, обеспечить безопасность человека, его достойную жизнь и свободное развитие.

    • 4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 2 мая 2015 г.) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485, 2015; № 18. Ст. 2617.
    • 5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. (ред. от 3 ноября 2015 г.) № 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060; 2015. № 45. Ст. 6206.
    • 6. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Литанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Серия 60: Бакалавр. Прикладной курс. М.: Юрайт, 2015.
    • 7. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О. И. Тиунова. М.: Норма, 2005.
    • Андреев Ю. Н. Механизм гражданско-правовой зашиты. М.: Норма; ИНФРА-М,2010.С. 117. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключенав г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // СЗ РФ. 2001.№ 2. Ст. 163.
    • Кодекс административного судопроизводства: Федеральный законот 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2015.№ 10. Ст. 1391; 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 45.

    Защита прав и свобод человека и гражданина по конституции России

    Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения о человеке и гражданине, его правах и свободах как высшей ценности. Конституция Российской Федерации исходит, из принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Российское государство обязано через деятельность органов государственной власти, суды, прокуратуру и органы охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. К сожалению, в данной сфере жизнедеятельности еще немало проблем. Приведем ряд статей, на которые педагогам и сотрудникам, отвечающим за безопасность, следует обратить особое внимание при защите своих и чужих прав.


    Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение всех остальных российских законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18).


    В соответствии с этим концептуальным положением во всех других законах и отраслях права проведен принцип приоритета общечеловеческих ценностей, провозглашены приоритеты обеспечения безопасности личности, охраны жизни, здоровья, имущества, прав и свобод граждан. Так, например, в прежних кодексах на первое место ставились интересы государства (даже в УК вначале раскрывалась ответственность за государственные преступления, и только потом против личности).


    В обновленных кодексах и других нормативных актах в соответствии с требованиями Конституции, на первое место ставятся интересы человека, его права и свободы, его собственность. Основные права и свободы человека и гражданина позволяют личности быть свободной в своей деятельности от государства (свобода совести, свобода слова и убеждений и т.д.); политические права, благодаря которым граждане могут свободно участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности; экономические права, которые предполагают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг; социальные права, которые касаются наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице), здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.


    Права и свободы человека накладывают на него определенные обязанности: не посягать на права и свободы других лиц, уважать конституционный демократический строй своей страны, общественную мораль. Статья 17 устанавливает, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.


    Согласно данной статье РФ признает принципы и нормы международного права, а именно Всеобщую декларацию прав человека (10 декабря 1948 года), Международные пакты о правах человека, международные конвенции о правах и свободах. Данная статья утверждает все права и свободы человека как основные. Тем самым подтверждается их равноценность. Здесь же определены два свойства основных прав: неотчуждаемость, согласно которой ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без законных на то оснований (например, возможна конфискация имущества по приговору суда) и в свою очередь сам гражданин не может отказаться от этих прав. Нарушенные права гражданина должны быть восстановлены в соответствии с законом самим нарушителем либо государством.


    В соответствии со ст. 19 Конституции РФ - все равны перед законом и судом. Этот принцип распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Закон является общим для всех и закрепляет равные права и свободы личности. Суд призван эффективно защищать права и свободы человека.


    Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Защита принципа равноправия предусмотрена ст. 136 УК РФ, согласно которой умышленные действия, нарушающие равноправие граждан по признаку расы, национальности, отношения к религии, наказываются лишением свободы (до 2 лет) или штрафом. Часть 3 ст. 19 Конституции определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для реализации своих прав.


    Право на жизнь является самым важным среди основных прав человека, принадлежащих каждому от рождения и неотчуждаемых. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. дано следующее определение: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ч. 1 ст. 6).


    В ст. 20 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Это соответствует требованиям международного права, поскольку предполагает отмену смертной казни и ограничивает круг преступных деяний, караемых смертной казнью.


    В Уголовном кодексе РФ сокращен круг деяний, караемых смертной казнью. Согласно ст. 59 Уголовного кодекса смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за «особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь» (умышленное убийство (ст. 105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), а также посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), и сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст.357).


    Под геноцидом понимаются действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы. Ни за какие другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, смертная казнь не может быть назначена.


    Согласно ст. 59 УК РФ смертная казнь не назначается женщинам. Она не может быть также назначена мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста, и лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет. Лицо, приговоренное к смертной казни, вправе обратиться с просьбой о помиловании к Президенту России.


    Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни предусмотрены гл. 23 Уголовно- исполнительного кодекса РФ (УИК), ст. 184-186. Так в ст. 186 УИК закреплено, что смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.


    С учетом того, что Россия в январе 1996 г. была принята в Совет Европы, возник вопрос о разработке и принятии законов о приостановлении исполнения приговоров, по которым назначена смертная казнь, а в дальнейшем - об отмене смертной казни, поскольку в соответствии с Конституцией смертная казнь является временной мерой наказания, и не применяется впредь до полной ее отмены. Начиная с 1999 года на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.


    Статья 21 закрепляет: достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Под достоинством личности понимается оценка самим человеком и окружающими его нравственных и интеллектуальных качеств (уровень знаний, репутация, моральные качества и др.). Достоинство любого человека, его честь и доброе имя подлежат защите независимо от его социальной ценности.


    Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут быть основанием для умаления достоинства личности. Недопустимо произвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан, например, в случае привлечения человека к уголовной ответственности может быть произведен обыск в его жилище, но только в строгом соответствии с законом, сведя до минимума ограничение прав обыскиваемого. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК).

    УДК 34 ББК 67

    основные способы (виды) защиты прав человека и гражданина в российской федерации

    НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА ТИТОВА

    Старший преподаватель кафедры «Транспортное право» Юридического института Московского Государственного университета

    путей сообщения (МИИТ) Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

    E-mail: [email protected]

    Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

    Аннотация: Рассматривается определение юридической категории «защита прав человека», анализируются основные (юрисдикционный и неюрисдикционный) способы защиты прав и свобод человека и гражданина.

    Ключевые слова: права человека и гражданина, судебная защита, несудебная защита, Конституция РФ, Всеобщая Декларация прав человека, Президент РФ, Уполномоченный по правам человека, Европейский Суд по правам человека, порядок обращения граждан РФ, самозащита.

    Annotation. the article discusses the legal definition of "human rights", main (jurisdictional and non-jurisdictional) methods of protection of the rights and freedoms of man and citizen.

    Keywords: human rights and citizen protection in the courts, non-judicial protection, the Constitution, the universal Declaration of human rights, the President of the Russian Federation, the Commissioner for human rights, the European Court of human rights, the treatment of citizens of the Russian Federation, self-defense.

    Обеспечение прав и законных интересов граждан является социальной ценностью, и, возможно лишь при действенном механизме законодательного урегулирования общественных отношений, стабильности правовых институтов, соблюдения равенства в правоприменительной практике, неотвратимости государственного принуждения при совершении правонарушений и преступлений, реальное соблюдение законных прав человека в деятельности государственных органов.

    Защита прав человека и гражданина осуществляется различными «способами защиты». Сама сущность способа защиты подразумевает требования, определяющие сам порядок защиты. Различные научные школы по разному классифицируют эту правовую категорию. Ряд ученых предлагают делить способы защиты на централизованный и децентрализованный; другие ученые различают сложное и простое регулирование защиты прав1.

    Необходимо отметить, что в юридической литературе, зачастую наряду с термином «защита прав человека» можно встретить термин « охрана прав человека». Например, Н.В. Витрук, полагает, что эти две дефиниции взаимозаменяемы, объясняя это тем, что и

    «защита» и «охрана» направлены на достижение одного результата2. Несколько противоположно мнение по этому поводу А.В. Стремоухова, который отмечает, что эти две категории нельзя отождествлять, ведь «охрана права» присутствует всегда, даже когда нет нарушения прав, а «защита права» наступает лишь в случае правонарушения3.

    В настоящей статье рассмотрим основные способы защиты прав человека и гражданина, подразделив условно их на юрисдикционные и неюрисдикционные.

    Юрисдикционная форма защиты подразумевает деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав4. Её суть заключается в том, что лицо, чьи законные интересы были нарушены неправомерными действиями другого лица, должностного лица, либо организацией имеет право обратиться за защитой к компетентным государственным органам, которые полномочны принять меры пресечения нарушения и восстановить лицо в нарушенных правах.

    Юрисдикционный способ защиты прав граждан можно поделить на два основных вида: судебная защита и внесудебная.

    Судебная защита на современном этапе развития общества занимает центральное место среди всех видов защиты прав5. Под ней понимается рассмотрение дел, споров, о защите нарушенных прав и законных интересов граждан, юридических лиц, любой организационно-правовой формы во всех судах, входящих в судебную систему РФ, деятельность Международного Суда ООН и Европейского Суда по правам человека.

    Основное место суда в защите прав граждан можно объяснить рядом причин:

    Суд независим, подчиняется только действующему законодательству, соблюдается принцип равенства всех перед судом и законом;

    Особая процессуальная форма судебного разбирательства, которая позволяет рассмотреть дело по существу в зале суда;

    Решение суда обязательно для исполнения, либо при отказе от исполнения судебных предписаний, следуют санкции;

    В судебном порядке граждане могут защищать любое нарушенное субъективное право и законный интерес.

    Ст. 6 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» признает, что « каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

    В Ст. 10 Всеобщей Декларации прав человека по этому поводу отмечено «каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом».6

    В Российском государстве право на защиту гарантируется ч.1 ст.46 Конституции 1993 года, в которой прописано, что « каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»7. Причем важно отметить, что «каждый» в данной статье имеется в виду, и гражданин РФ, и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Защите подлежат права и свободы как прописанные в Основном Законе, так и в отраслевых нормативно - правовых актах.

    Судебной защите подлежат и те права граждан, которые были нарушены в следствии неправомерной деятельности должностных лиц, совершенных по причине прямого нарушения закона, либо превышения полномочий. Так же граждане, чьи свободы и права были нарушены в следствии незаконных действий го-

    сударственных органов и общественных организаций имеют право обращения в суд за защитой и восстановлением в нарушенных правах.

    Важно отметить, что объектом обжалования, могут быть не только лица, совершившие подобные действия, но и законы, Указы Президента, постановления Правительства и другие результаты правотворческой деятельности соответствующих органов власти. Тем самым, осуществляется контроль и надзор за законностью в государстве и обеспечивается приоритет прав и свобод человека и гражданина перед любыми действиями государства.

    Процедурно, судебная защита прав выглядит следующим образом: граждане подают исковое заявление в соответствующую судебную инстанцию, соблюдая все процессуальные принципы судопроизводства. Каждый имеет право воспользоваться правом на защиту, то есть привлечь адвоката, либо другое лицо, которое будет представлять интересы истца в суде. По результатам рассмотрения дела по существу, суд выносит решение (по гражданским делам), приговори (по уголовным делам), которое обязательно для исполнения и государственными органами, и органами местного самоуправления, и гражданами.

    Конституция РФ так же предполагает в ч.3 ст.46 право граждан на обращение по защите основных прав и свобод в межгосударственные органы.

    Но, особо отмечается, что это право может быть использовано лишь в том случае, когда пройдены все внутригосударственные инстанции, полномочные осуществлять правовую защиту.8

    Внесудебные формы защиты прав граждан определяются прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией нормативно-правовыми актами, которые устанавливают сферу действий и полномочий органов исполнительной власти в конкретных сферах жизнедея-тельности9. В Основном Законе закреплены положения об особом месте человека в системе конституционных отношений и охрана его прав выдвигается в качестве основополагающего принципа, действующего в гражданском обществе и государстве. Для реализации этого принципа должны существовать действенные механизмы защиты и гарантий прав личности.

    Внесудебной защитой прав и законных интересов признается порядок рассмотрения заявлений, обращений, жалоб граждан Уполномоченным по правам человека, органами прокуратуры, общественными объединениями, а так же нотариальная форма».10

    Президент РФ в соответствии с ст. 80, ст.85, ст. 115 Конституции является гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы обеспечить необходимые условия соблюдения прав человека, все органы власти выполняют свои конституционные

    обязанности. Президент наделен Конституцией особыми полномочиями, призванными обеспечивать согласование функционирования и взаимодействия всех органов власти, разумеется без вторжения в сферу их компетенций. Обязанностью Президента, в контексте прав человека и гражданина, является надзор и контроль за соответствием текущего законодательства Конституции РФ 1993 года. Иначе, при выявлении коллизии, он имеет право потребовать от каждого органа неукоснительного соблюдения норм о правах и законных интересах граждан, либо вообще принять решительные меры и принудить к действию. Президент может инициировать указы по защите правового положения личности в целом, либо отдельных категорий граждан.11

    Прокурорская форма защиты прав граждан предполагает деятельность прокуратуры РФ по надзору и контролю за органами, осуществляющими предварительное следствие, за органами, исполняющими наказание, администрациями мест содержания заключенных. На современном этапе, существует отдельное направление деятельности прокуратуры, осуществляющее надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан. По статистическим данным в сфере соблюдения прав человека и гражданина приходится 30 % нарушений законодательства, которые выявляются деятельностью прокурорских работников. Так же, прокуроры, при реализации правозащитной функции принимают на рассмотрение около полутора миллионов обращений граждан.12

    Административная защита прав граждан, как вид юрисдикционного способа защиты имеет широкую сферу применения. Её основное преимущество перед судебной защитой является то, что она имеет возможность более быстрого рассмотрения споров; деятельность направлена на поиск компромиссов; отсутствие длительной судебной процедуры, процессуальных проволочек; отсутствие оплаты государственной пошлины.

    На сегодняшний день, такая, на первый взгляд «простая» форма защиты имеет и свои минусы, например, большое количество органов административной юрисдикции, что, несомненно вызывает много вопросов о подведомственности.

    Внесудебная защита прав граждан на международном уровне может осуществляться в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.

    Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Про-

    Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года.

    Обращения граждан как лично, так и в коллективной форме можно отнести к одному из самых распространённых способов внесудебной юрисдикционной защиты. У граждан РФ есть законное право направлять обращения в соответствующие компетентные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Правовое регулирование обращения граждан и обязанность органов власти реагировать, рассматривать жалобы и давать ответы заявителям регламентировано ФЗ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

    Институт Уполномоченного по правам человека занимает особое, важное место среди несудебной защиты прав граждан. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

    Должность учреждена Уставом в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан. В соответствии с законом, Уполномоченный по правам человека выполняет ряд функций: восстановление нарушенных прав человека и гражданина; совершенствование законодательства в сфере прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; рассмотрение жалоб граждан и принятие мер по их восстановлению; подготовка ежегодного доклада о деятельности и положении дел в этой сфере и направление его Президенту РФ, Совету Федерации; выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан; развитие и пособничество к международному сотрудничеству в сфере защиты прав.

    Одним из основных видов неюрисдикционных способов защиты является самозащита. Ч. 2 ст.45 Конституции РФ прописывает «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Законные способы самозащиты разнообразны: обжалование действие различных инстанций; обращение в правозащитные организации; привлечение средств массовой информации к сложившейся проблеме по ущемлению прав, свобод и интересов13.

    Предусматривается в нашем государстве и общественная форма защиты прав граждан, которая осуществляется через неправительственные организации, которые выполняют следующие функции:

    Поощрение свободы выражения мнения; активизация деятельности государства в области защиты прав человека; мобилизация граждан на участие в демократических процессах; выражение запросов граждан. К ним так же принято относить коллегии адвокатов, члены которой, оказывают гражданам профессиональную поддержку в сфере защиты прав и законных интересов в случае их ущемления.

    Основными способами (видами) защиты прав человека в российском государстве являются:

    1) защита прав органами публичной власти;

    2) защита прав граждан общественными объединениями;

    3) самозащита прав человеком, включающая в себя:

    Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

    Публичные выступления граждан в защиту своих прав;

    Обращения в общественные объединения средства массовой информации и правозащитные организации;

    Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

    Обращения в международные органы по защите прав человека.

    1 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Спб., 2004. С.419

    2 Витрук Н.В. Обща теория правового положения личности. М.: Норма, 2008 С.415

    3 Стремоухов А.В. Правовая защита человека. СПб.: ИЗд-во СПбГУП. 2007. С. 166

    4 Коровяковский Д.Г. Инновационные подходы к развитию педагогических систем: теоре-тико-правовой подход // Правовая инициатива. 2014. № 3. С. 9 -15.

    5 Коровяковский Д.Г. Юридическое образование, профессиональное правосознание и правовая культура в условиях демократического правового государства // Экономика и право. XXI век. 2014. № 4. С. 96-108.

    6 Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года// Сборник международных документов. М.: Норма, 2004

    8 Решетов Ю.А. Из опыта Европейского суда по правам человека // Бюллетень Министерства юстиции Рос-сийской Федерации. 2001. №2. С. 113

    9 Коровяковский Д.Г О подготовке специалистов по альтернативным способам разреше-ния споров во внешнеэкономической деятельности в России // Таможенное дело. 2014. № 2. С. 27-29.

    10 Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: диссер. Канд. Юрид. Наук. Самара. 1997. С.148

    11 Раянов Ф.М. Теория государства и права. Уфа. 2010. С.97

    12 Бывальцева С. А. Защита прав и свобод человека // Законность. 2008. №9. С.22

    13 Баглай М.В. Конституционное право РФ. Москва. 2001. С.203

    Литература

    Нормативно - правовые акты:

    1. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Принята резолюцией 217 А Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

    3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

    4. Конституция Российской Федерации 1993 года, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ

    5. Федеральный Конституционный закон « Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» № 1- ФКЗ, принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года

    6. Федеральный Закон « О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17 ноября 1995 года, с изменениями на 17 февраля 2015 год

    7. Федеральный Закон « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59- ФЗ от 2 мая 2006 года

    Regulatory legal acts:

    1. Universal Declaration of Human Rights from the 10th of December in 1948. It was adopted by the resolution 217 A of the United Nations General Assembly on the 10th of December in 1948.

    2. Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms from the 4th of November in 1950.

    3. International Covenant on Civil and Political Rights. It was adopted by the resolution 2200 A (XXI) of General Assembly from the 16th of December in 1966.

    4. Constitution of the Russian Federation of the 1993d year, it was adopted by nation-wide vote on the 12th of December in 1993.//Collection of laws of the Russian Federation.

    5. Federal Constitutional Law "On the Commissioner for human rights in Russian Federation" № 1-FCL, It was adopted by the State Duma on the 25th of December in 1996.

    6. Federal Law "On the Office of the Public Prosecutor of the Russian Federation" № 2202-1 from the 17th of November in 1995 with the revisions in the 17th of February in 2015.

    7. Federal Law "On the order of consideration of citizens of the Russian Federation" № 59-FL from the 2d of May 2006.

    литература

    1. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма. 2001. С. 389

    2. Бывальцева С.А. Защита прав и свобод человека //Законность. 2008. № 9. С. 22

    3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма. 2008

    4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 419

    5. Раянов Ф.М. Теория государства и права. Уфа: Полиграф- сервис. 2010. С. 400

    6. Решетов Ю.А. Из опыта Европейского суда по правам человека // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. №2. С. 113

    7. Стремоухов А.В. Правовая защита человека. СПб.: Изд-во СПбГУП. 2007 г.

    8. Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты

    права: диссер. Канд. Юрид. Наук. Самара. 1997. С.148 Reference:

    1. Baglay M.V. Constitutional law of the Russian Federation. M.: Norma. 2001. p. 389

    2. Bifaltseva S. A. Protection of human rights and man"s freedoms. //Zakonnost. 2008. № 9. p. 22

    3. Vitruk N.V. General theory of the legal individual"s status. M.: Norma. 2008.

    5. Rayanov F. M. theory of state and law. Ufa: Poligraf-service. 2010 p. 400

    6. Reshetov U. A. from the experience of the European court of human rights// Bulletin of the Ministry of justice of the Russian Federation.2001№2p.113

    7. StremouhovA.V. legal man"s protection. St-Petersburg: Publishing house SPbGU. 2007

    8. Shubina. T.B. Theoretical problems of protection of rights: candidate"s dissertation of legal Science. Samara. 1997. P. 148

    Конституционная модернизация российской государственности. Н.С. Бондарь. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. 198 с. (Серия «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 5).

    Новый выпуск авторской серии «Библиотечка судебного конституционализма» посвящен обоснованию современной доктрины конституционной модернизации российской государственности, в связи с чем анализируется социокультурное и политико-правовое значение Конституции РФ как нормативной основы соответствующих процессов и на этой основе обосновывается уникальная роль Конституционного Суда как универсального института развития модернизационных процессов в современной России. Вытекающие из решений Конституционного Суда основные направления и способы модернизации социально-экономических и политических институтов, правозащитных отношений рассматриваются в контексте общих закономерностей развития судебного конституционализма в России.

    В условиях глобализации, углубляющегося кризиса современного конституционализма, включая транснациональные, международно-правовые его институты, особое значение приобретает проблема поиска баланса национальных (социокультурных) и универсальных (общедемократических) начал, стабильности и динамизма в конституционном развитии власти, собственности, свободы как фундаментальных начал современного общества и государства. В этих условиях поиск баланса конституционных ценностей и разрешение на этой основе социальных противоречий и правовых коллизий является важнейшей задачей конституционного правосудия.

    Адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного российского конституционализма, перспективами модернизации российской государственности, повышения конституционной культуры

    Н.С.Бондарь

    Конституционная модернизация российской государственности