Правовая культура план по обществознанию. Правосознание и правовая культура

План презентации: 1. Понятие правовой культуры. 2. Структура правовой культуры общества. 3. Правовая культура личности. 4. Правосознание. 5. Качество правовой культуры. 6. Повторение (схемы). 7. Домашнее задание.

1. Понятие правовой культуры. Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство является неотъемлемым элементом культуры. Понятие правовая культура употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельном человеке. Правовая культура общества – исторически сложившаяся система духовно-нравственных и правовых ценностей, выражающихся в достигнутом уровне развития правовой действительности. Без формирования и развития правовой культуры общества невозможно построить правовое государство.

2. Структура правовой культуры общества. ¿ Состояние самого права, его сущность и содержание. ¿ Уровень общественного правосознания (о нем пойдет речь в специальном пункте данной темы). ¿ Эффективность деятельности правовых органов и учреждений (парламента, судов, правительства, правоохранительных органов и др.). ¿ Уровень правотворческой деятельности (правотворчества, законотворчества) и правореализации. ¿ Состояние законности и прочность правопорядка. ¿ Законопослушность граждан и должностных лиц.

3. Правовая культура личности. Элементы правовой культуры: l правовые знания (знание своих основных прав и свобод, того, как их отстаивать, как устроено государство, как оно функционирует и др.); l правосознание, уважение к праву (правовые чувства, чувство справедливости, жизненные принципы, которые не позволяют человеку нарушать закон и права других людей; привычка к законопослушному поведению); l правовая активность (способность отстаивать свои законные права, останавливать других людей от нарушений закона, помогать правоохранительным органам остановить преступление, утверждать правопорядок в стране, городе и т. д.). Фундаментом правовой культуры является нравственная и политическая культура.

4. Правосознание – это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, отражающих отношений человека и общества к праву. Уровни правосознания: è обыденное (массовые представления людей о праве, связанные с повседневным опытом правоотношений; оно характерно для обычных людей, не обладающих особыми познаниями в праве); è профессиональное (складывается в ходе профессиональной подготовки и характерно для юристов: судей, адвокатов, прокуроров, полицейских и др.); è научное (свойственно для ученыхюристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют и развивают право).

Виды правосознания: индивидуальное (формируу конкретного человека); групповое (показывает особенности восприятия правовой реальности отдельными социальными группами: молодежью, преступным сообществом, бюрократией, верующими и др.); общественное (отражает взгляды и отношение к праву общества в целом). Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек: признает необходимость права, соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха, уважительно относится к правам других людей. ется

4. 1. Правовая культура среди молодёжи В условиях современного развития общества необходимость социализации молодежи фактически определяет судьбу всех происходящих в стране реформ, поскольку ныне молодое поколение вынуждено ориентироваться на будущее, формировать свой собственный потенциал применительно к рыночным отношениям, пройдя адаптацию к таким процессам, с которыми их предшественники не встречались – безработица, платное обучение, инфляция и т. д. Социально – экономические факторы и условия обусловливают не только идеологические, политические, моральные позиции и мотивацию поступков молодежи, но и формирование ее правовой культуры и правосознания.

5. Качество правовой культуры. Правовую культуру можно оценивать с точки зрения ее качества. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры. Проявлениями низкого уровня правовой культуры являются: l правовая безграмотность (незнание или плохое знание норм права); l правовой нигилизм (потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли); l правовой цинизм (готовность и умение использовать знание права для совершения преступных деяний, что характерно для асоциальных и криминальных субъектов).

Повторим: Компоненты правовой культуры личности Структура правовой культуры общества Состояние права Правовые знания Правосознание Правовая активность Уровень правосознания Эффективность деятельности правовых органов и учреждений Уровень правотворческой деятельности Состояние законности и правопорядка Уровни правосознания Обыденное Профессиональное Научное Виды правосознания Законопослушность граждан Индивидуальное Групповое Общественное

Тема 13. Культура и правосознание.

Примерный план.

Тема 12. Религия, мораль и право.

Примерный план.

Тема 11. Либертарно-юридическая философия права.

1. Легизм и юснатурализм.

2. Либертарно-юридический тип правопонимания.

3. Предмет философии права: либертарно-юридическая концепция.

Деев Н.Н. В.С. Нерсесянц. Философия права. Учебник для вузов. // Вопросы философии. – 1998. - № 9. –С. 185.

Лаптева В.В. Либертарное правопонимание в контексте актуальных правовых проблем современной России // ОНС. – 2008. - № 5.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 357-375.

Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. М., 1996.

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. – С. 7-32.

Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция. // Вопросы философии. – 2002. -№ 3. – С. 3.

Нерсесянц В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социс. – 2001. - № 10. – С. 3-16.

Нерсесянц В.С. Постсоциалистическая Россия: цивилизм как национальная идея // ОНС. – 2008. – № 5.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997.- С. 96.

1. Общие начала религии и права.

2. Соотношение морали и права.

Горичева Г. История формирования социального сознания западноевропейского общества // МЭ и МО. – 2007. - № 1.

Золкин А.Л. Рациональная реконструкция метафоры общественного договора в современной философии права // Известия ТулГУ Сер. Право. – Вып. 2. – 2000. –С. 64-69.

Исаев М.А. О понятии права и государства в скандинавской доктрине права // Государство и право. – 2004. - № 3. – С. 64-70.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 104-138; 200-274.

Кожаев А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи справедливости // Вопросы философии. – 2002. - № 12. – С. 154-157.

Малахов В.П. Философия права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» (030501). М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С. 127-182.

Роулс Дж. Теория справедливости // Вопросы философии. – 1994. - № 10. – С. 38-53.

Шалютин Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор // Вопросы философии. – 2006. - № 11. – С.36- 45.

Шпренгер Г. Взаимодействие: соображения по поводу антропологического понимания масштабов справедливости // Государство и право. – 2004. - № 5. – С. 16-23.

1. Способность правового суждения.

2. Сущность и структура правосознания



Васин Г.Н. Сущность и функции правовой культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 4.

Ильин И.А. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т. Т. 4.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

Малахов В.П. Философия права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» (030501). М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С. 82-126.

Чукин С.Г. Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Г.Н. Хона. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – С. 8-40

    Структура и виды правосознания.

    Понятие, структура и функции правовой культуры.

    Проблемы правового воспитания и формирования правовой культуры в Российской Федерации.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, должно уяснить философскую категорию «сознание».

Далее следует определить категорию «правосознание» через раскрытие ее содержания, а также особенностей, присущих ему. Рекомендуется обратить внимание на эволюцию взглядов учёных-юристов на понимание правосознания. Анализируя функции правосознания, надо иметь в виду, что в современных условиях они наполняются новым содержанием в соответствии с потребностями совершенствования политических и социально-экономических институтов.

Во втором вопросе, раскрывая структуру правосознания, необходимо показать своеобразие, особенности правовой психологии и правовой идеологии с учетом философских представлений о психологии, идеологии.

Далее в курсовой работе необходимо раскрыть основные виды правосознания с точки зрения субъектного состава (индивидуальное, групповое), а также рассмотреть разновидности правосознания в зависимости от его уровня (обыденное, профессиональное, доктринальное). Рекомендуется определить особенности, установить взаимодействие, соотношение видов правосознания, связи с правовой идеологией и правовой психологией.

При желании, возможно изложение и других классификаций правосознания.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо раскрыть понятие правовой культуры, причем как общества, так и личности; охарактеризовать её содержание; определить структуру, проанализировать её функции: познавательной, оценочной, регулятивной и т.д.

Далее следует определить место и роль правосознания в правовой культуре. Следует также раскрыть значение повышения правосознания субъектов права для правореализации, профилактики правонарушений, формирования правовой культуры.

Завершить работу, в заключительном вопросе, следует анализом системы правового воспитания и путей формирования правовой культуры. При этом следует учитывать, что правовое воспитание и правовая культура испытывают на себе многофакторное влияние, как объективного, так и субъективного характера. Их уровень является достаточно четким, хотя и не абсолютным показателем состояния экономики, системы политических институтов, общего культурного развития общества и государственного управления.

Литература

Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права: учеб. пособие / Ю.И. Гревцов. – СПб.: С-Петерб. изд-во «Знание» России, 1996. – 263 с.

Гречин А.С. Социология правового сознания: учеб. пособие для вузов / А.С. Гречин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 254 с.

Ильин И.А. Теория права и государства / И.А. Ильин; под ред. В.А. Томсинова. – М.: Зерцало, 2003. – 550 с.

Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным наукам: в 3 т. Правовое поведение: норма и патология / В.Н. Кудрявцев. – М.: Наука, 2002. – Т. 1. – 287 с.

Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» / Н.И. Матузов // Правоведение. – 1994. – № 2. – С. 15–27.

Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России / Е.А. Певцова // Журнал российского права. – 2003. – № 10. – С. 122–133.

Погодин А. В. Правосознание в нестабильной политико-правовой ситуации и его влияние на развитие законодательства / А. В. Погодин // Тенденции и перспективы развития советского законодательства. – Казань, 1991.– С. 6–12.

Решетов Ю.С. Реализация норм советского права: системный анализ / Ю.С. Решетов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. – 154 с.

Сапун В.А. Социальное правосознание и реализация советского права: учеб. пособие / В.А. Сапун. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1984. – 112 с.

Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания / И.А. Шаповалов // Государство и право. – 2005. – № 4. – С. 84–90.

Реферат

На тему

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

План

Вступление

1. Понятие правосознания и его функции

2. Основные виды правосознания

3. Правовое воспитание

4.. Правовая культура

Введение

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации

1. Понятие правосознания и его функции

Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.

Определяясь уровнем развития общества, и в первую очередь экономических отношений, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.).

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).

Функции правосознания:

познавательно-оценочная (гносеологическая) . Это изучение и познание права (действующего и прошлого), его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализ его основных принципов и институтов. К этой функции относится также оценка всех правовых институтов, отдельных действующих норм с точки зрения их эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности, обеспечения ее материальных и духовных потребностей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, свободы.

Познавательная функция - это также оценка собственного поведения личности, поступков других людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, качества деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценка всех других социальных институтов (государства, партий, культуры, церкви и др.) с точки зрения их взаимоотношения с правом. Творчески-критический характер правосознания в этой функции виден наиболее отчетливо;

правового моделирования (прогностическая функция) . Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Прежде чем получить свое выражение в юридических актах, будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обусловливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юридической культурой.

Для высокого качества деятельности законодателя важное значение имеют изучение и учет общественного мнения, использование предложений по совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда практически создается качественно обновленная правовая система России, существенно возрастают роль юридической науки в правотворческой деятельности, ее ответственность за качество рекомендаций и прогнозов;

регулятивная . Высокий уровень правосознания является непременным условием точного и последовательного осуществления норм права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей реализуются их предписания. Чем выше степень сознательного восприятия и уважения юридических установлений, тем точнее они исполняются. Высокий уровень правосознания обеспечивает авторитет законодательства, понимание его разумности и необходимости, воспитывает чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Правосознание также является необходимым элементом процесса применения права государственными органами. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе разрешения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их цели и социальное назначение, внимательно изучить и оценить обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. При этом правосознание не может быть основанием для отхода под тем или иным предлогом (устарелость, нецелесообразность и др.) от точного смысла закона, решения дела, вопреки или независимо от его содержания. В условиях режима законности, становления правового государства противопоставлять в правоприменительной деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных принципов правосознания - это необходимость укреплять законность в государстве, противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым беспределом недобросовестных работников государственного аппарата;

идейно-воспитательная . Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов.

Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия, материального и духовного прогресса человечества.

2. Основные виды правосознания

Имеются различные основания деления правосознания на виды.

1. В зависимости от характера отражения правовой действительности правосознание разделяется на:

правовую идеологию;

правовую психологию.

Правовая идеология , будучи главной, профилирующей частью правосознания, представляет собой совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые в общем, концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность. Это, в первую очередь, теоретико-философское, а также и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития. Она включает в себя такие концептуально оформленные идеи и теории, как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности, народовластие, господство закона в государстве, независимость правосудия, защита природы и рациональное использование ее богатств, борьба с преступностью, развитие и укрепление сотрудничества между государствами и народами.

Сегодня в нашей стране неизмеримо возрастает потребность в создании обновленной государственно-правовой идеологии, отрицающей диктат, правовой нигилизм и оправдание произвола, исповедующей идеи правового государства, законности и цивилизованного гражданского общества.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности. Это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установления и их действие, качество и уровень правотворчества, борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов. Возмущение или, наоборот, равнодушие относительно конкретных актов неправомерного поведения, огорчение по поводу неспособности правоохранительных органов переломить криминогенную обстановку в стране, радость, чувство гордости в связи с принятием нужного закона формируют область правовой психологии.

Эффективность законодательства, всей правоприменительной практики во многом зависит от психологического настроя общества, человеческих чувств и оценок.

2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:

общественное;

коллективное;

групповое;

индивидуальное.

Общественное правосознание - это сумма накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого конкретного человека о праве.

Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно, базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве соответствующего государства.

Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.). Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп (например шахтеры и работники энергетического блока).

Индивидуальное правосознание - совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс правовых явлений в обществе, оно отражает лишь некоторые наиболее существенные его черты. При этом, в силу разных способностей индивида, форм участия его в общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия в уровне правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. У одних оно может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других - ограниченным, отстающим от общего уровня общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь в виду при организации правового воспитания, пропаганде законодательства.

3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на :

обыденное;

профессиональное;

Обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся, в первую очередь, к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.

Профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и т.д.). От него во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в периодической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.

Профессиональное правосознание формируется, с одной стороны, на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.

Научное (теоретическое) правосознание - теории, концепции, взгляды, выражающие в концентрированном виде - в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках - глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экономической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.

3. Правовое воспитание

Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Целями правового воспитания являются:

достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;

создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Правовое воспитание - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:

пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.);

издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);

устная правовая пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;

правовое образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;

профессиональное правовое образование , подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);

наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);

влияние юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;

влияние произведений литературы и искусства , посвященных правовым проблемам кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, Т. Драйзера, современных российских авторов).

Основные принципы правового воспитания:

связь с жизнью;

связь c юридической практикой;

научный характер;

яркость и образность;

ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту жительства граждан, в значительной степени ослабло. Многие формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем такие формы показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции в целом в стране значительно увеличилась.

4. Правовая культура

Культура общества - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.

Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.

Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.

Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.

Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.

В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.

Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская Правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры.

Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном Российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Административная юрисдикция в Российской Федерации». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятие административной юрисдикции. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

2. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

3. Субъекты административной ответственности:

а) граждане с 16 лет;

б) должностные лица (руководители организаций);

в) юридические лица.

4. Основные участники производства по делам об административных правонарушениях:

а) нарушитель;

б) потерпевший;

в) свидетели, эксперты, понятые, переводчики.

5. Виды административных наказаний:

а) предупреждение;

в) возмездное изъятие или конфискация предмета нарушения;

г) лишение специального права;

д) арест (до 15 суток за мелкое хулиганство);

е) выдворение за пределы России и др.

6. Основные стадии производства по делу об административном правонарушении. Право на обжалование постановления.

Наличие любых двух из 3-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1) По­ня­тие права.

2) Другие виды социальных норм:

а) моральные;

б) эстетические;

в) традиции и обычаи и т.д.

3) От­ли­чия права от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм:

а) уста­нав­ли­ва­ет­ся государством;

б) пись­мен­ная форма;

в) обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­ха­низ­мом юри­ди­че­ской ответственности и т.д.

4)Структура си­сте­мы права:

а) от­рас­ли права;

б) ин­сти­ту­ты права;

в) нормы права

5) Ис­точ­ни­ки права:

а) пра­во­вой обычай;

б) судебный прецедент;

в) нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт и др.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Юридическая ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1) Понятие юридической ответственности.

2) Цели юридической ответственности:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) предотвращение противоправного поведения и др.

3) Виды юридической ответственности:

а) гражданско-правовая;

б) административная;

в) уголовная;

г)дисциплинарная.

4) Признаки юридической ответственности:

а) применяется только на основании существующих правовых норм;

б) имеет негативные последствия для лица, к которому применяется;

в) применяется к лицу совершившему правонарушение и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Понятие и виды правоотношений». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы:

1. По­ня­тие о правоотношениях.

2.Основания для воз­ник­но­ве­ния правоотношений – юри­ди­че­ские факты:

а) со­бы­тия;

б) дей­ствия.

3. Субъ­ек­ты правоотношений:

а) фи­зи­че­ские лица (граждане)

б) юри­ди­че­ские лица (предприятия, организации);

в) публично-правовые образования.

4. Пра­во­спо­соб­ность и дее­спо­соб­ность участников правоотношений.

6. Виды пра­во­от­но­ше­ний по от­рас­лям права:

а) гражданские;

б) конституционные;

в) административные;

г) трудовые;

д) уголовные;

е) процессуальные.

7) Осо­бен­но­сти формирования и раз­ви­тия правоотношений в со­вре­мен­ном праве.

Возможно дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.

Наличие любых двух из 2, 3, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

а) обязательные условия;

б) дополнительные условия.

а) паспорт;

б) трудовая книжка;

г) документы воинского учета

б) по инициативе работника;

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Предпринимательское право и его особенности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Предпринимательское право.

2. Основные принципы предпринимательского права:

а) свобода предпринимательской деятельности

б) юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности

в) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

г) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности

д) законность в предпринимательской деятельности

е) государственное регулирование предпринимательской деятельности

3. Важнейшие институты предпринимательской деятельности

а) институты банкротства

б) институт разгосударствления и приватизации;

г) институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг;

4. Специфика предпринимательских правоотношений

а) субъекты предпринимательского права

б) объекты предпринимательского права (правовой режим имущества предпринимателя);

в) предпринимательские сделки

5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики

6. Защита имущественных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности

7. Правовые аспекты экономической безопасности.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданский процесс». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие гражданского процесса / гражданский процесс - урегулирование нормами гражданского процессуальная деятельность, возникающие при рассмотрении гражданских дел в суде.

2. Принципы гражданского процесса:

а) осуществление правосудия только судом;

б) равенство перед законом и судом;

в) независимость судей;

г) гласность судебного разбирательства;

д) состязательность и равноправие строн;

е) обязательность судебных постановлений.

3. Участники гражданского процесса

в) ответчик;

г) лица, способствующие осуществлению правосудия.

4. Этапы гражданского процесса.

5. Основные дела, рассматриваемые гражданским судопроизводством

а) исковые дела по спорам;

б) дела, по которым судьи выдают судебные приказы;

в) дела, возникающие из публичных правоотношений;

г) дела особого производства.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Уголовный процесс». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

На­ли­чие пунктов плана, обя­за­тель­ных для рас­кры­тия предложенной темы;

Кор­рект­ность формулировок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме;

Со­от­вет­ствие структуры пред­ло­жен­но­го ответа плану слож­но­го типа.

Формулировки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие специфики темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

1. Понятие уголовный процесс.

2. Ос­нов­ные принципы уго­лов­но­го судопроизводства

а) законность;

б) пра­во­су­дие осуществляется толь­ко судом;

в) ува­же­ние чести и достоинства;

г) не­при­кос­но­вен­ность личности;

д) не­при­кос­но­вен­ность жилища;

е) пре­зумп­ция невиновности;

ж) со­стя­за­тель­ность сторон.

3. Субъ­ек­ты уголовного про­цес­са

б) участ­ни­ки со сто­ро­ны обвинения;

в) участ­ни­ки со сто­ро­ны защиты.

4. Меры про­цес­су­аль­но­го принуждения.

5. Этапы уголовного производства

1) До­су­деб­ное разбирательство

2) Про­хож­де­ние дела в суде

а) под­го­то­ви­тель­ный этап

б) су­деб­ное заседание

в) по­ря­док обжалования

Возможное дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.

Наличие любых двух из 2, 3, 5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические права и свободы граждан». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

− Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие прав и свобод гражданина.

2.Классификация прав человека:

а) гражданские (личные);

б) политические;

в) социально-экономические;

г) культурные.

3. Политические права граждан:

а) права на участие в управлении делами государства;

б) свобода объединений;

в) свобода собраний и т.д.

4. Избирательные права граждан:

а) активное право;

б) пассивное право.

5. Гарантии политических прав в демократическом обществе.

6. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Международное гуманитарное право». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе ответа учитываются:

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы.

1. Понятие о меж­ду­на­род­ном гуманитарном праве.

2. Первичные прин­ци­пы гуманитарного права, за­креп­лен­ные Женевскими и Га­аг­ски­ми конвенциями:

а) установление си­сте­мы мирных средств для раз­ре­ше­ния споров между государствами;

б) направление во­ен­ных действий толь­ко против сра­жа­ю­щих­ся армий;

в) защита мир­но­го населения от во­ен­ных нападений, во­ен­ных действий;

г) обязанность за­бо­тить­ся о по­пав­ших в плен боль­ных и раненых, про­яв­ляя гуманное от­но­ше­ние к военнопленным;

д) запрет на при­ме­не­ние отравляющего ору­жия и средств, при­чи­ня­ю­щих страдания;

е) признание ок­ку­па­ции временным за­ня­ти­ем территории неприятеля, во время ко­то­ро­го нельзя от­ме­нять местные по­ряд­ки и обычаи.

3. Основные ис­точ­ни­ки международного гу­ма­ни­тар­но­го права:

а) Всеобщая де­кла­ра­ция прав че­ло­ве­ка 1948 г.;

б) Международный пакт об экономических, со­ци­аль­ных и куль­тур­ных правах 1966 г.;

в) Женевские кон­вен­ции 1949 г. о за­щи­те жертв войны и др.

4. Принципы со­вре­мен­но­го международного права, закреплённые ООН:

а) принцип рав­но­пра­вия и са­мо­опре­де­ле­ния народов;

б) принцип ува­же­ния прав человека;

в) принцип от­вет­ствен­но­сти государств за агрес­сию и дру­гие международные пре­ступ­ле­ния (геноцид, экоцид, ра­со­вую дискриминацию, апар­те­ид и др.);

г) принцип меж­ду­на­род­ной уголовной от­вет­ствен­но­сти индивидов.

5. Роль меж­ду­на­род­но­го гуманитарного права в со­блю­де­нии и укреп­ле­нии прав и сво­бод человека.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Предпринимательское право и его особенности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе ответа учитываются:

Наличие пунк­тов плана, обя­за­тель­ных для рас­кры­тия предложенной темы;

Корректность фор­му­ли­ро­вок пунктов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме;

Соответствие струк­ту­ры предложенного от­ве­та плану слож­но­го типа. Фор­му­ли­ров­ки пунктов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие специфики темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы.

1. Понятие предпринимательское право.

2. Основные прин­ци­пы предпринимательского права:

а) свобода пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности;

б) юридическое ра­вен­ство различных форм собственности, ис­поль­зу­е­мых в пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности;

в) свобода кон­ку­рен­ции и мо­но­по­ли­сти­че­ской деятельности;

г) получение при­бы­ли как цель пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности;

д) законность в пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности;

е) государственное ре­гу­ли­ро­ва­ние предпринимательской деятельности.

3. Важнейшие ин­сти­ту­ты предпринимательского права:

а) институт банкротства;

б) институт раз­го­су­дар­ствле­ния и приватизации;

в) институт пра­во­во­го регулирования ка­че­ства продукции, то­ва­ров и услуг.

4. Специфика пред­при­ни­ма­тель­ских правоотношений:

а) субъекты пред­при­ни­ма­тель­ско­го права;

б) объекты пред­при­ни­ма­тель­ско­го права (правовой режим иму­ще­ства предпринимателя);

в) предпринимательские сделки.

5. Юридическая от­вет­ствен­ность за пра­во­на­ру­ше­ния в сфере экономики.

6. Защита иму­ще­ствен­ных прав и ин­те­ре­сов субъектов пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности.

7. Правовые ас­пек­ты экономической безопасности.

Возможны дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунк­тов плана в дан­ной или близ­кой по смыс­лу формулировке не поз­во­лит раскрыть со­дер­жа­ние этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правосознание и правовая культура». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитываются:

Наличие пунк­тов плана, обя­за­тель­ных для рас­кры­тия пред­ло­жен­ной темы;

Корректность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

Соответствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа. Фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

1. Понятия правосознания и пра­во­вой куль­ту­ры.

2. Структура правосознания:

а) правовая идео­ло­гия (совокупность идей, взглядов, теорий, на­уч­но обос­но­ван­ные пред­став­ле­ния о праве);

б) правовая пси­хо­ло­гия (совокупность переживаний, эмоций, чувств, свя­зан­ных с вос­при­я­ти­ем права).

3. Функции правосознания:

а) оказывает вли­я­ние на право­твор­че­ство и со­дер­жа­ние права;

б) влияет на про­цесс правоприменения;

в) способствует со­блю­де­нию и ис­пол­не­нию права.

4. Классификация правосознания:

а) в за­ви­си­мо­сти от субъ­ек­та (индивидуальное, групповое, общественное);

б) по мотивационно-регулятивному ха­рак­те­ру (законоодобряющее, законопослушное, закононарушающее);

в) по уров­ню зна­ний (обыденное, профессиональное, научное).

5. Современная пра­во­вая куль­ту­ра и её черты:

а) осознание опре­де­ля­ю­ще­го зна­че­ния прав и сво­бод гражданина;

б) утверждение в мас­со­вом со­зна­нии ува­же­ния к за­ко­ну и правопорядку;

в) правовая ак­тив­ность граж­дан в осу­ществ­ле­нии своих прав.

6. Опасность пра­во­во­го ни­ги­лиз­ма для об­ще­ства и государства.

7. Правовое вос­пи­та­ние и его роль в фор­ми­ро­ва­нии пра­во­со­зна­ния и пра­во­вой культуры.

Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунк­тов плана в дан­ной или близ­кой по смыс­лу фор­му­ли­ров­ке не поз­во­лит рас­крыть со­дер­жа­ние этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовые основы избирательного права в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе в от­ве­те учитываются:

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Понятие избирательное право.

2. Виды избирательных прав граждан РФ:

а) активное;

б) пассивное.

3. Основные принципы демократического избирательного права в РФ:

а) равное;

б) прямое;

в) всеобщее;

г) тайное;

д) альтернативное и т.д.

4. Избирательные системы, применяемые в РФ:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная;

в) смешанная и т.д.

5. Органы государственной власти формируемые выборным путем в РФ:

а) Государственная Дума РФ;

б) Президен РФ;

в) законодательные собрания субъектов федерации и т.д.

Наличие любых двух из 2, 3, 5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие трудового договора.

а) обязательные условия;

б) дополнительные условия.

3. Виды трудового договора в зависимости от срока:

а) на неопределенный срок (бессрочный);

б) на определенный срок не более пяти лет (срочный).

4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:

а) паспорт;

б) трудовая книжка;

в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

г) документы воинского учета

5. Основания для трудового договора:

а) по инициативе работодателя;

б) по инициативе работника;

в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.

6. Гарантии при заключении трудового договора.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 3.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие трудового договора.

а) обязательные условия;

б) дополнительные условия.

3. Виды трудового договора в зависимости от срока:

а) на неопределенный срок (бессрочный);

б) на определенный срок не более пяти лет (срочный).

4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:

а) паспорт;

б) трудовая книжка;

в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

г) документы воинского учета

5. Основания для трудового договора:

а) по инициативе работодателя;

б) по инициативе работника;

в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.

6. Гарантии при заключении трудового договора.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 5.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система российского права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме и чет­ко­сти вы­ра­же­ния мысли;

От­ра­же­ние в плане ос­нов­ных ас­пек­тов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Понятие система права.

2. Структура системы права:

а) отрасли права;

б) институты права;

в) нормы права.

а) публичное, частное;

а) гражданское право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) трудовое право и т.д.

5. Источники права в РФ:

а) нормативно-правовой акт;

б) правовой обычай;

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система российского права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме и чет­ко­сти вы­ра­же­ния мысли;

От­ра­же­ние в плане ос­нов­ных ас­пек­тов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Понятие система права.

2. Структура системы права:

а) отрасли права;

б) институты права;

в) нормы права.

3. Классификация отраслей права:

а) публичное, частное;

б) материальное, процессуальное

4. Основные отрасли российской системы права:

а) гражданское право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) трудовое право и т.д.

5. Источники права в РФ:

а) нормативно-правовой акт;

б) правовой обычай;

в) международный договор и т.д.

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 6.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Уголовное судопроизводство в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме и чет­ко­сти вы­ра­же­ния мысли;

От­ра­же­ние в плане ос­нов­ных ас­пек­тов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Понятие уголовного процесса.

2. За­да­чи уго­лов­но­го судопроизводства:

а) за­щи­та прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов лиц и организаций, по­тер­пев­ших от преступления;

б) за­щи­ту лич­но­сти от не­за­кон­но­го и не­обос­но­ван­но­го обвинения, осуждения, огра­ни­че­ния ее прав и свобод

3. Функ­ции уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ства:

а) раз­ре­ше­ние дела - при­ня­тие ито­го­во­го ре­ше­ния о ви­нов­но­сти или не­ви­нов­но­сти об­ви­ня­е­мо­го судом;

б) об­ви­не­ние - уголовно-процессуальная деятельность, осу­ществ­ля­е­мая сто­ро­ной об­ви­не­ния в целях изоб­ли­че­ния подозреваемого, об­ви­ня­е­мо­го в со­вер­ше­нии преступления;

в) за­щи­та - уголовно-процессуальная де­я­тель­ность по опро­вер­же­нию ин­кри­ми­ни­ру­е­мо­го деяния.

4. Груп­пы участ­ни­ков уго­лов­но­го судопроизводства:

б) сторона обвинения;

в) сторона защиты;

г) иные участ­ни­ки (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые).

5. Ста­дии уго­лов­но­го судопроизводства

а) досудебная стадия;

б) разбирательство дела в суде.

6. Основные принципы уголовно-процессуального за­ко­но­да­тель­ство России

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданские права и свободы граждан и механизмы их обеспечения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме и чет­ко­сти вы­ра­же­ния мысли;

От­ра­же­ние в плане ос­нов­ных ас­пек­тов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Классификация конституционных прав человека:

а) гражданские (личные);

б) политические;

в) социально-экономические;

г) культурные.

2. Личные права и свободы:

а) право быть свободными и равными в своём достоинстве;

б) право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;

в) равенство перед законом и право на равную защиту закона,

г) право на выбор места жительства;

3. Нормативно-правовые акты, гарантирующие гражданские права и свободы:

а) Всеобщая декларация прав человека;

б) Конституция РФ.

4. Механизмы защиты гражданских прав человека в демократическом обществе:

а) судебная защита;

б) правозащитные институты гражданского общества и т.д.

5. Гарантии гражданских прав в современной России.

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме и чет­ко­сти вы­ра­же­ния мысли;

От­ра­же­ние в плане ос­нов­ных ас­пек­тов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Понятие система права.

2. Структура системы права:

а) отрасли права;

б) институты права;

в) нормы права.

3. Классификация отраслей права:

а) публичное, частное;

б) материальное, процессуальное

4. Основные отрасли российской системы права:

а) гражданское право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) трудовое право и т.д.

5. Источники права в РФ:

а) нормативно-правовой акт;

б) правовой обычай;

в) международный договор и т.д.

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 4.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный конфликт и его разрешение». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более должны быть детализированный в подпунктах.

Пояснение.

Может быть приведен следующий план.

1. Понятие социальный конфликт.

2. Стадии социального конфликта:

а) предконфликтная стадия;

б) конфликтная стадия;

в) постконфликтная стадия.

3. Виды конфликтов:

а)по участникам

1. внутриличностный

2. межличностный

3. социальный

б) по предмету спора

1. экономический

2. политический

3. профессиональный

4. этнический

5. культурный

в) по способам протекания

1. конфронтация- пассивное противостояние групп с разными интересами

2. соперничество-борьба за признание личных досстижений и способностей

3. конкуренция

4. Пути разрешения конфликта:

1. применение силы

2. компромисс

3. посредничество

4. арбитраж

Возможны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: РЕШУ ЕГЭ - Пред­эк­за­ме­на­ци­он­ная ра­бо­та 2014 по обществознанию.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в законодательстве РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие трудового договора.

а) обязательные условия;

б) дополнительные условия.

3. Виды трудового договора в зависимости от срока:

а) на неопределенный срок (бессрочный);

б) на определенный срок не более пяти лет (срочный).

4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:

а) паспорт;

б) трудовая книжка;

в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

г) документы воинского учета

5. Основания для трудового договора:

а) по инициативе работодателя;

б) по инициативе работника;

в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.

6. Гарантии при заключении трудового договора.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданско-правовая ответственность и её виды». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. По­ня­тие юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти и её виды:

а) уголовная;

б) административная;

в) гражданская;

г) дисциплинарная.

2. По­ня­тие гражданско-правовой ответственности.

3. При­зна­ки гражданско-правовой ответственности:

а) яв­ля­ет­ся имущественной;

б) носит ком­пен­са­ци­он­ный характер;

в) яв­ля­ет­ся сред­ством пре­ду­пре­жде­ния граж­дан­ских пра­во­на­ру­ше­ний в бу­ду­щем и т. д.

4. Виды гражданско-правовой ответственности

а) солидарная;

б) суб­си­диар­ная и т. д.

5. Способы защиты гражданских прав:

а) признания права;

б) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

в) самозащиты права;

г) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

д) возмещения убытков;

е) взыскания неустойки;

ж) компенсации морального вреда и т.д.

Наличие любых двух из 1, 3-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

1. Понятие пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти.

2. Предпринимательская деятельность гражданина (ИП).

3. Корпоративные и унитарные юридические лица.

4. Хозяйственные товарищества и общества:

а) Характеристики:

1. разделение на доли (вклады) учредителей (участников) уставного (складочного) капитала;

2. права собственности на имущество и др.

б) формы хозяйственного товарищества: полное и коммандитное.

в) формы хозяйственного общества: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.

5. Крестьянское (фермерское) хозяйство.

6. Хозяйственные партнерства.

7. Производственные кооперативы, характеристики:

а) Личное трудовое участие участников кооператива;

б) объединение паевых взносов участников и др.

8. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, характеристики:

а) имущество принадлежит учредителю;

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие брака.

2. Условия заключения:

а) взаимное добровольное согласие;

б) достижение брачного возраста вступающих в брак.

3. Обстоятельства препятствующие вступлению в брак:

а) недееспособность;

б) наличие уже зарегестрированного брака;

в) близкое родство и т.д.

3. Права и обязанности супругов

а) личные;

б) имущественные.

4. Основания для прекращения брака:

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

а) владение;

6) пользование;

в) распоряжение.

2. Субъекты права собственности:

а) граждане;

б) юрицические лица;

B) муниципальные образования;

г) РФ и субъекты РФ.

3. Равноправие всех собственников.

4. Основания приобретения права собственности:

а) купля-продажа;

б) дарение;

г) наследование и др.

5. Прекращение права собственности.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

а) смерть или признание умершим одного из супругов;

б) расторжение брака (через ЗАГС или через суд);

в) признание брака недействительным.

6. Личные права супругов:

а) равенство супругов;

б) право выбора фамилии.

7. Имущественные права супругов:

а) законный режим имущества супругов;

б) договорной режим имущества супругов.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-7 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Воинская обязанность и военная служба в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной

темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «военная служба».

2. Прохождение военной службы:

а) по призыву;

б) по контракту.

3. Основные этапы прохождения воинской службы по призыву:

а) постановка на воинский учёт;

б) обязательная подготовка к военной службе;

в) призыв на военную службу;

г) прохождение воинской службы;

д) увольнение в запас;

е) призыв на военные сборы.

4. Основания для освобождения для прохождения воинской службы по призыву:

а) состояние здоровья;

б) если гражданин проходит или прошел военную службу или АГС в Российской Федерации и т.д.

5. Основания для предоставления отсрочка от призыва:

а) признание временно негодным к прохождению службы;

б) наличие ребенка и воспитывающим его без матери ребенка;

в) наличие двух и более детей;

г) обучение в учебном заведении на очной форме и т.д.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2-5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие экологического права.

2. Основные экологические права граждан:

а) право на благоприятную окружающую среду;

б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

3. Механизмы зашиты экологических прав граждан:

а) несудебные;

б) судебные.

4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:

а) административная;

б) уголовная и др.

5. Понятие окружающая среда, ее элементы:

а) природные объекты;

б) природно-антропогенные объекты;

в) антропогенные объекты.

6. Экологические обязанности граждан.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 2-5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Институт брака в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие «брак».

2. Условия заключения брака:

а) взаимное согласие мужчины и женщины;

б) достижение брачного возраста и др.

3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака:

а) кровное родство;

б) отношения усыновления;

в) наличие нерасторгнутого брака;

г) признание судом недееспособным вследствие психического расстройства и др.

4. Права и обязанности супругов:

а) личные;

б) имущественные.

5. Условия прекращения брака.

а) расторжение брака (через суд, через ЗАГС);

б) признание брака недействительным;

в) смерть или признание умешим одного из супругов.

6. Права и обязанности родителей и детей.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2–5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.