Экологические проверки на предприятии: порядок проведения и возможные нарушения. Документация образовательной организации при проверке экологического надзора Срок проведения экологической проверки

Стоимость: от 15 000 руб.

Сроки: индивидуально

Проверка по экологии: как не стать оштрафованным

Что такое?

Если давать официальное определение термину «проверка», то под ним понимается совокупность мероприятий по контролю, которые проводятся надзорными органами в отношении организаций с целью выявления корректности соблюдения обязательных законодательных требований, которые были установлены государственными актами.

Проверка в сфере экологии предполагает контроль правильности и своевременности исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды. Экологическая проверка может проводится как непосредственно Росприроднадзором, так и природоохранными прокуратурами.

Проверка природоохранной прокуратуры

Деятельность природоохранных прокуратур регулируется положениями федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Основной их деятельностью является надзор за корректным исполнением природоохранного законодательства со стороны юридических и должностных лиц, которые осуществляют негативное воздействие на окружающую среду.

Прокурорские проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Внеплановые проверки обычно проводятся прокуратурой на основании поступивших сведений о нарушении законодательства, требующих принятия скорых мер. Такая информация может поступить как от должностных лиц, так и от рядовых граждан, а также от общественных организаций или появиться в СМИ.

Что касается плановых проверок, то их план утверждается Генеральной прокуратурой на год, а затем передается в местные природоохранные прокуратуры, которые уже и проводят непосредственно выездные проверки.

Со списком предприятий, подлежащих проверке со стороны прокуратуры в очередном году, можно ознакомиться на ее официальном сайте в соответствующем разделе .

Проверка Росприроднадзора

Проведение проверки организации специалистами Росприроднадзора по длительности обычно не превышает двадцати дней. Однако, в случае необходимости (к примеру, для проведения длительных исследований) срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

Отметим, что предприятие должно быть официально уведомлено о предстоящей проверке как минимум за три рабочих дня до начала ее проведения. Если же проверка внеплановая, то уведомление должно поступить как минимум за сутки до прихода инспектора.

Что касается списка документов, которые необходимо предоставить надзорным органам при проверке предприятия, то такого официально утвержденного списка не существует. Каждому предприятию необходимо самостоятельно определять, какую экологическую документацию они должны иметь, исходя из особенностей своего негативного воздействия на окружающую среду и существующего природоохранного законодательства.

С ориентировочным списком необходимой документации можно ознакомиться здесь.

Кому необходима?

Помощь для успешной подготовки к прохождению проверки любого из контролирующих органов необходима всем предприятиям, которым она была назначена согласно ежегодному плану. Помощь может заключаться в проведении экологического аудита, который будет направлен на выявление возможных недостатков, на которые во время проверки обязательно обратит внимание сотрудник Росприроднадзора.

Также наш эколог имеет возможность находиться на предприятии во время проведения проверки и, тем самым, давать профессиональные ответы сотрудникам надзорного органа.

Кроме этого, сотрудники нашей компании могут проанализировать список предписаний, который выдается предприятию в случае неуспешного прохождения проверки, и составить план по скорому их устранению.

Зачем необходима?

Помощь с прохождением экологической проверки нужна тем организациям, которые по той или иной причине не занимались своевременной разработкой экологической документации или сдачей необходимой отчетности, а теперь обнаружили себя в списке проверок.

В данном случае, для исключения вероятности наложения штрафов, рекомендуем воспользоваться консультацией наших специалистов по корректной подготовке к прохождению проверки, а также, если предписанию уже получены, то их устранению.

Сколько стоит?

Стоимость наших услуг по проведению экологического аудита перед проверкой прокуратуры или Росприроднадзора составляет 15 000 руб . Итогом проведения аудита является отчет, который составляется нашим экологом - в нем указывается информация о нарушениях в области природоохранного законодательства в организации и вариантах их исправления.

Какую документацию образовательной организации (школе, детскому саду) нужно иметь при проверке Государственного экологического надзора, если у них нет основания для постановки на учёт?

Ответ

Государственный экологический надзор включает в себя государственный земельный надзор, государственный надзор в области обращения с отходами образовательных учреждений, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха и др. виды надзора в соответствии с ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Конкретного списка документации образовательной организации, подлежащей проверке, законодательство не устанавливает, это зависит от вида надзора и предмета контроля.

Как правило, в образовательных организациях проводятся проверки в рамках государственного надзора в области обращения с отходами. В ходе данного вида экологического надзора проверяется разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ( Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Нормативы образования отходов образовательных учреждений служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. , утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50.

Соответствующие Методические указания утверждены .

Кроме того, до 31.12.2017 организации необходимо присвоить категорию по степени НВОС. В настоящее время органы контроля не требуют их предоставления, это пока не обязательно.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией ( ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории ( ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий определены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 .

Как правило, деятельность образовательных организаций относится именно к IV категории, потому плата за НВОС не вносится. Конкретного списка документации образовательной организации, подлежащей проверке, законодательство не устанавливает, это зависит от вида надзора и предмета контроля.

В нашей компании проверку организации природоохранной деятельности и санитарно-экологического состояния филиалов проводит отдел экологии на основании ежегодных планов-графиков. С 2005 г. проверки проводятся по специально разработанным документам — «Вопросы проверки и требования, предъявляемые к филиалам» (далее — Вопросы проверки) и «Критерии оценки организации природоохранной деятельности и санитарно-экологического состояния филиалов» (далее — Критерии оценки), утвержденным главным инженером, а впоследствии — техническим директором.

Реформирование системы государственного контроля (надзора) привело к введению риск-ориентированного подхода с возможностью применения проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Так, согласно ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 03.08.2018; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов) (ч. 11.1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

СПРАВКА

В состав нашей компании входит три тепловые станции, одна гидроэлектростанция, три теплосетевых предприятия, а также санаторий-профилакторий.
По степени негативного воздействия на окружающую среду филиалы компании отнесены к объектам I - III категорий . Четыре филиала используют поверхностные водные объекты, два — подземные. В филиалах эксплуатируются:
. 11 очистных сооружений;
. 15 установок очистки газа (далее — газоочистная установка, ГОУ);
. 5-120 стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха,
а также образуется более 140 видов отходов производства и потребления.
Компания имеет лицензию на деятельность по утилизации отходов III класса опасности и транспортирование отходов I-IV классов опасности, а также три лицензии на право пользования недрами.
Все филиалы являются абонентами централизованной системы водоотведения.

В перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода , входят в том числе:

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

Федеральный государственный экологический надзор в части:

Государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

Государственного земельного надзора;

Государственного надзора в области обращения с отходами;

Государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

Государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

Государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ;

Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;

Региональный государственный экологический надзор.

При этом «за кадром» остаются следующие вопросы:

Все ли сообщения зарегистрированы в журнале?

Соответствуют ли мероприятия по снижению выбросов режиму НМУ?

Выполнялись ли мероприятия в структурных подразделениях, участвующих в проведении мероприятий в период НМУ?

Имеется ли документарное подтверждение выполнения мероприятий в структурных подразделениях и сообщения о полученных результатах их выполнения?

Выполнялись ли замеры до объявления НМУ, в период НМУ (при необходимости) и после окончания НМУ?

Организована ли документарная передача информации о НМУ между сменами?

Правильно ли определена эффективность мероприятий?

Все ли отчеты структурных подразделений, принимавших участие в проведении мероприятий, зарегистрированы в журнале?

В нашей компании уже много лет природоохранные проверки осуществляются таким образом, чтобы не просто констатировать факт выполнения или невыполнения обязательного требования, а проконтролировать организацию всей процедуры .

Например, вот как сформулирован вопрос об эксплуатации ГОУ в проверочных листах и в наших Критериях оценки:

Проверочные листы

Критерии оценки

Осуществляется ли эксплуатация ГОУ в соответствии с правилами эксплуатации ГОУ?

Назначены ли должностные лица, ответственные за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ?

Внесены ли ГОУ в реестр?

Утверждена ли программа проведения технического обслуживания?

Утверждена ли программа проведения планово-предупредительных ремонтов?

Определен ли порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектную очистку выбросов?

Технический осмотр ГОУ проводится не реже 2 раз в год комиссией, назначенной приказом?

Эффективность ГОУ определяется ежегодно?

Приложен ли к паспорту ГОУ протокол проверки эффективности?

Сведения о проведении технического осмотра, результатах проверки фактических показателей работы, результатах планово-предупредительных ремонтов, внеплановых ремонтах, результатах устранения обнаруженных неисправностей внесены в паспорт ГОУ не позднее 30 календарных дней со дня окончания работ?

Таким образом, Критерии оценки не только помогают проверяющим, но и служат большим подспорьем филиалам, показывая упущенные направления и стимулируя их на реализацию проблемных вопросов.

Критерии оценки состоят из следующих разделов:

1. Организация природоохранной деятельности.

2. Охрана атмосферного воздуха.

3. Охрана водного бассейна.

4. Обращение с отходами производства и потребления.

5. Выполнение программы производственного экологического контроля.

6. Поддержание в рабочем состоянии системы экологического менеджмента.

В Критерии оценки включены также вопросы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к природоохранному законодательству (например, о соблюдении исполнительской дисциплины при представлении информации по охране окружающей среды, рационализаторской работе, открытости экологической информации или организации соревнования), однако мы считаем, что их выполнение повышает общую эффективность работы.

При оценке каждого критерия можно получить 0 или 2 балла. Наиболее значимые критерии оцениваются в 5 баллов, а за отдельные недостатки можно получить -5 или -10 баллов.

Филиал получает оценку по количеству набранных баллов:

. «отлично» (100 % от максимально возможного количества баллов);

. «хорошо» (76-99 %);

. «удовлетворительно» (50-75 %);

. «неудовлетворительно» (менее 50 %).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Неудовлетворительную оценку можно получить независимо от набранных баллов в случае, если не устранены замечания по результатам предыдущей проверки, а также если не выполнены лицензионные условия или предписания уполномоченных органов.

Проверка проводится в документарной и выездной форме в сроки, определенные планом-графиком. Общее время проведения проверки не должно превышать 5 рабочих дней.

Документарная проверка проводится без выезда в филиал на основании информации и документов, представленных филиалом за проверяемый период и находящихся в отделе экологии. Дополнительная информация (при необходимости) представляется инженерами-экологами филиалов по электронной почте сотруднику, проводящему проверку.

Выездная проверка начинается со встречи с руководством филиала, на которой сообщается порядок проверки, определяется время проведения проверок отдельных структурных подразделений филиала, назначается ответственное лицо со стороны филиала.

По окончании проверки проводится предварительный разбор результатов с руководством и начальниками структурных подразделений филиала, во время которого отмечаются выявленные положительные и отрицательные стороны организации и осуществления природоохранной деятельности филиала, даются рекомендации по устранению замечаний и при необходимости согласовываются сроки их устранения.

В течение 3 рабочих дней после окончания проверки сотрудник, проводивший проверку, уточняет Критерии оценки, систематизирует материалы проверки и оформляет акт. Акт проверки и Критерии оценки филиала направляются в филиал с сопроводительным письмом, в котором устанавливаются сроки устранения выявленных замечаний. Применение Критериев оценки позволяет сравнить результаты с прошлым годом, определить тенденции к изменению, при необходимости выработать корректирующие действия для улучшения работы.

В связи с особенностями производственной и хозяйственной деятельности и различным уровнем воздействия филиалов на окружающую среду общая оценка для каждого филиала определяется индивидуально. Отдельные направления работы филиала могут не оцениваться при отсутствии их в проверяемый период.

Приведем Вопросы проверки (приложение 1) и соответствующие им Критерии оценки (приложение 2) на примере раздела 2 «Охрана атмосферного воздуха» .

НА ЗАМЕТКУ

Скачайте полный вариант Вопросов проверки и Критериев оценки (разделы 1-6), воспользовавшись услугой «Сервис форм» (код доступа — на с. 1).

Добрый день, уважаемые подписчики! Предлагаю вам окунуться в интересную тему проверок Росприроднадзора. Наверное многие специалисты-экологи проходили проверки по экологии и уже имеют соответствующий опыт, в т.ч. бесценный опыт взаимодействия с инспекторами Росприроднадзора. Информация в этой заметке будет полезна в первую очередь начинающим специалистам в области охраны окружающей среды. Так сказать вводная часть. Если кто-то из матёрых спецов по ООС изъявит желание внести свои 5 копеек, милости просим в комментарии;)

Проверка Росприроднадзора перейди на Федота…

Итак, давайте попробуем разобраться, как правильно подготовиться к проверке Росприроднадзора. Как говорится «Предупреждён, значит вооружён!».

Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» существует 4 вида проверок, осуществляемые в т.ч. Росприроднадзором. Пройдёмся по очереди.

1. Плановая проверка Росприроднадзора

Предметом плановой проверки Росприроднадзора является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Они проводятся на основании ежегодных планов, которые разрабатываются Росприроднадзором и согласовываются с прокуратурой. Ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Росприроднадзора , либо другим доступным способом. Лучше конечно же сразу смотреть на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ . О проведении плановой проверки предприниматель должен быть предупреждён заранее (не позднее, чем в течение трёх дней до начала) органом государственного (муниципального) надзора посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя.

2. Внеплановая проверка Росприроднадзора

Предметом внеплановой проверки Росприроднадзора является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

3. Документарная проверка Росприроднадзора

Предметом документарной проверки Росприроднадзора являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В случае если достоверность сведений вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить выполнение требований, орган муниципального контроля направляет по адресу мотивированный запрос с требованием предоставить иные, необходимые документы. К запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя Росприроднадзора.

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ не допускается требовать нотариального удостоверения копий, представляемых в Росприроднадзор.

При проведения документарной проверки инспектор Росприроднадзора не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

4. Выездная проверка Росприроднадзора

Предметом выездной проверки Росприроднадзора являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится только в том случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

А) Убедиться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных документах;

Б) Оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям.

Проверка Росприроднадзора в действии

Вопросы, рассматриваемые при проведении проверок природоохранной деятельности:

  1. Общие вопросы.
  2. Охрана атмосферного воздуха.
  3. Охрана водного бассейна.
  4. Контроль в области обращения с отходами производства и потребления и охраны земельных ресурсов.

Перед началом проверки проводится встреча с руководителем и другими должностными лицами организации, на которой до руководства доводится план и цели проверки, уточняются сроки проверки, определяется список персонала, привлекаемого к проверке, решаются организационные вопросы.

В самом начале знакомства с представителем Росприроднадзора необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий инспектора.

Для начала необходимо ознакомиться с распоряжением или приказом на проверку. Обратить внимание на:

  • номер и дата издания приказа (распоряжения);
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, где будет проводиться проверка;
  • вид и предмет проверки (плановая, внеплановая — целевая, по жалобе, контрольная по исполнению предложений по ранее проведенной проверке и т.д.);
  • должностное лицо (лица), проводящее проверку;
  • время начала и окончания проверки.

При осуществлении мероприятий по государственному экологическому контролю составляются следующие документы:

  1. Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю.
  2. Акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
  3. Акты об отборе проб и обследовании объектов окружающей среды, протоколы проведенных исследований и экспертиз, пояснения должностных лиц, осуществляющих контроль, объяснения сотрудников проверяемых объектов, на которых выявлены нарушения обязательных требований. А также другие документы, связанные с результатами экологического контроля: фото- звуко- и видеозаписи, информационные базы и иные носители информации, указывающие на причиненный окружающей среде вред.
  4. Предписание об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
  5. Предписание об ограничении или приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
  6. Разрешение на возобновление ограниченной или приостановленной деятельности.
  7. Требование о добровольном возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате административного правонарушения.

Очень важно отвечать на вопросы инспектора Росприроднадзора чётко и в рамках своей трудовой функции.

Ещё рекомендуется все документы организации передаваться инспектору Росприроднадзора по акту приёма-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями организации и инспектором Росприроднадзора. Один экземпляр акта остается в организации. Всё это необходимо для того, чтобы в случае утери инспектором Росприроднадзора копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Примерный перечень запрашиваемых документов может выглядеть так:

  1. Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, о постановке на учет в налоговой и т. д.).
  2. Документы о назначении на должность руководителя.
  3. Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях.
  4. Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства.
  5. Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности .
  6. Планы природоохранных мероприятий за последние два года.
  7. Квартальные расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения.
  8. Отчётность по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (отходы).
  9. Первичная отчётная документация по охране атмосферного воздуха (журнал учёта стационарных источников и их характеристик, журнал учёта выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха, журнал учёта работы газоочистных и пылеулавливающих установок).
  10. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
  11. Разрешение на выбросы стационарными источниками.
  12. Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок.
  13. Паспорта на газоочистные установки.
  14. Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года.
  15. Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ, эффективностью установок очистки газа.
  16. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об утверждении этих нормативов и лимитов.
  17. Отчётность об образовании, обезвреживании и размещении отходов.
  18. Два последних технических отчёта о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
  19. Паспорта опасных отходов.
  20. Документы по учёту движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приёма-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов).
  21. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
  22. Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.

Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.

Всем удачных проверок!

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

На этом всё. Если информация пригодилась, чуть ниже незабываем ставить рейтинговые звёздочки;) Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

Плановая проверка предприятия органами государственного контроля в области охраны окружающей среды (Росприроднадзором, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, Министерством экологии и природопользования Московской области)

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения организациями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. В РФ проведение проверок организаций регулируется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.

В области охраны окружающей среды проверка объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется Росприроднадзором, проверка объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю, осуществляется местными природоохранными органами (в г. Москве - Департамент природопользования и охраны окружающей среды; в Московской области – Министерство экологии и природопользования).

Согласно законодательству проверка Росприроднадзором может быть: плановой и внеплановой.

Проверка Росприроднадзором проводится не чаще 1 раза в 3 года. Ежегодный сводный план проверок можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения или приказа органа осуществляющего проверку о начале проведения контрольных мероприятий Росприроднадзора.

Внеплановая проверка Росприроднадзора проводится при:

  1. истечение срока исполнения ранее выданного предписания;
  2. поступление в природоохранные органы обращений и заявлений о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей.

О проведении внеплановой проверки Росприроднадзором организации направляется уведомление не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности организации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление организаций о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Срок проведения проверок Росприроднадзором не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В распоряжении подразделения Росприроднадзора, осуществляющего проверку, обязательно указывается перечень документов, представление которых организацией необходимо при проведении надзорных мероприятий:

Документы, определяющие статус организации:

Документы, определяющие статус организации – устав, учредительный договор, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, информационное письмо об учете в ЕГРПО (коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ), свидетельство ИНН, лицензии, штатное расписание, банковские реквизиты, приказ о назначении руководителя организации, для граждан и индивидуальных предпринимателей – копию паспорта.

Свидетельство о внесении в Реестр малого предпринимательства (если имеется).

Иные документы:

  1. Перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении организации;
  2. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества;
  3. Правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении;
  4. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля;
  5. Информационная справка о наличии арендаторов с указанием видов деятельности и условий аренды (порядок утилизации отходов, осуществление иных природоохранных мероприятий);
  6. План природоохранных мероприятий на год;
  7. Документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о подготовке ответственного за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами;
  8. Приказ о назначении ответственного лица за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами и документы об организации экологической службы предприятия (если такая имеется);
  9. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНОООЛР) или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представленная в уполномоченные органы исполнительной власти в уведомительном порядке;
  10. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов I-IV классов опасности;
  11. Паспорта опасных отходов , оформленные на отходы I-IV классов опасности;
  12. Лабораторные измерения по подтверждению отнесения отходов к классам опасности для окружающей природной среды ;
  13. Договора на вывоз и обезвреживание, использование, захоронение отходов производства и потребления;
  14. Талоны с полигонов ТБО, а также акты о сдаче отходов на использование, обезвреживание и размещение;
  15. Журналы учета движения и обращения с отходами, оформленный в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 г № 721 «Об утверждении порядка и учета в области обращения с отходами»;
  16. 2-ТП (отходы) (сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за год);
  17. Технический отчет о неизменности производственного процесса , используемого сырья и образующихся отходах за год (вместе с балансом массы отходов);
  18. Документы, подтверждающие предоставления сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы и Талон природопользователя;
  19. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в т.ч. платежные поручения или иные бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  20. Проект нормативов ПДВ и Разрешение на выброс загрязняющих веществ;
  21. План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
  22. Данные о проведении производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (инструментальный контроль соблюдения установленных нормативов ПДВ на источниках выбросов в соответствии с планом-графиком производственного контроля, согласованным в составе проекта ПДВ, протоколы количественного химического анализа, проверка соответствия периодичности контроля, установленной в нормативах ПДВ);
  23. План снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчет о ходе выполнения плана в целях достижения ПДВ – проверяется в случае невозможности соблюдения нормативов ПДВ;
  24. Договор со специализированной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением заверенных печатью копий аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих исследования проб;
  25. Статистическая отчетность по форме №2-ТП (воздух) ;
  26. Паспорта на газоочистные установки;
  27. Журнал регистрации и оповещения о неблагоприятных метеоусловиях;
  28. Договор с ГУП «Мосводосток» на прием и отведение поверхностных сточных вод предприятия – 1, декларация -2;
  29. Договор с МГУП «Мосводоканал» на подачу питьевой воды и отведение сточных вод предприятия;
  30. Балансовая схема водопотребления и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям;
  31. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными водами;
  32. Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и дренажных вод;
  33. План-график отбора проб и производства анализов по контролю за сточными водами;
  34. Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих лабораторные исследования проб воды;
  35. Журналы первичного учета по водопотреблению, водоотведению;
  36. Свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учета объема сброса сточных или дренажных вод;
  37. Статистическая отчетность по форме №2-ТП (водхоз) – сведения об использовании воды;
  38. Результаты (протоколы) проведения производственного экологического лабораторного контроля ;
  39. Проектные данные очистных сооружений по производительности и степени очистки, регламент обслуживания очистных сооружений;
  40. Документы, подтверждающие проведение регламентных работ на очистных сооружениях и ливневых сетях;
  41. Документы, подтверждающие вывоз осадка и фильтрующей загрузки очистных сооружения;
  42. План водоохранных мероприятий по достижению норм допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами;
  43. Общий журнал ухода за зелеными насаждениями, порубочные билеты, дендроплан, перечетная ведомость.

По результатам проведения проверки Росприроднадзора инспектором подготавливается акт проверки, в случае обнаружения нарушений выписывается предписание с указанием сроков устранения.

За отсутствие природоохранной документации предусмотрена ответственность:

Ст. 8.2 КОАП РФ. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении c отходами производства и потребления влечет наложение штрафных санкций: на юридическиx лиц – от 100 до 250 тыc. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ст. 8.41 КОАП РФ. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Ст. 8.21 КОАП РФ:

  1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
  3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Подготовка к проверке Росприроднадзора и согласование большей части вышеперечисленной документации требует специальных знаний и большого количества времени. Доверьте данную работу специалистам компании «ЭкоЦентрПроект», в оптимальные сроки мы подготовим для Вас все необходимые документы.