Каталогизация промышленной продукции. Форум студентов мти - показать сообщение отдельно - метрология, стандартизация и сертификация Центр каталогизации по закрепленным группам однородной продукции

Создание суверенной Российской Федерации и переход ееэкономики к рыночным отношениям выдвигают перед органами управления всех уровней, перед предприятиями и организациями всех форм собственности в числе множества других проблему получения информации о выпускаемой продукции. Указанная информация приобретает высокую значимость в условиях нарушения сложившихся хозяйственных связей между предприятиями бывшего Союза и необходимости поиска и налаживания новых - и в России, и за ее пределами.

Существовавшая ранее система централизованного распределения ресурсов через Госплан, Госснаб, отраслевые министерства и ведомства была обеспечена системой централизованной информации, которая включала номенклатурные справочники продукции (каталоги), выпускавшиеся органами снабжения, номенклатурные каталоги на группы однородной продукции, издававшиеся отраслевыми министерствами и ведомствами.

В автоматизированных системах управления в качестве единого языка представления информации о конкретной продукции использовался Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который посредством десятиразрядных кодов обеспечивал идентификацию конкретных типов, марок, исполнений продукции. Действовала централизованная система присвоения и ведения (актуализации) кодов ОКП, которую обеспечивали головные и базовые организации, выделенные в каждом министерстве и ведомстве.

По мере перехода к рыночным отношениям в значительной степени увеличивается экономическая самостоятельность предприятий, утрачивает силу и влияние централизованный механизм распределения материальных ресурсов и, как следствие, изменяются потоки информации о продукции. В настоящее время выпуск номенклатурных каталогов органами снабжения практически прекращен, выпуск отраслевых каталогов (справочников) сведен до минимума, и они практически не находят спроса у потребителей. ОКП используется только как классификатор продукции, систематизирующий ее по видам, и не обеспечивает идентификацию конкретных изделий.

В этих условиях одной из актуальнейших проблем, без решения которой не может быть налажена нормальная работа промышленности, является проблема сбора, обработки и доведения до потребителей оперативной информации о выпускаемой товарной продукции . Потребители этой информации - прежде всего предприятия-изготовители, которым нужны данные о сырье и материалах, комплектующих изделиях, оборудовании, инструментах и т.д., а также о предприятиях, их производящих. Необходима она органам государственного и местного управления при заказе и закупке продукции для государственных и местных нужд, да и отдельным гражданам.



Изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта сбора, обработки и представления информации о продукции показали, что в современных условиях наиболее эффективной является система каталогизации продукции с использованием стандартных машинно-ориентированных форм сбора информации , на основе которых при помощи персональных ЭВМ создаются базы данных о продукции (опыт США, стран НАТО, Франции, Индии, Болгарии).

Каталогизация может быть условно разделена на каталогизацию производителя, которая носит, как правило, информационный характер (выпуск каталогов) и направлена на доведение информации о выпускаемой продукции до потребителя, и каталогизацию потребителя, которая наряду с информационной функцией включает и аналитическую - решение задач управления номенклатурой потребляемых изделий и их составных частей, совместимости и взаимозаменяемости, а также распределения и перераспределения запасов продукции.

Каталогизация потребителя разрабатывается в первую очередь в системе такого мощного потребителя, как Вооруженные Силы, потребляющие разнообразные виды продукции - от военной до предметов личной гигиены. И это не случайно, поскольку такая каталогизация способна обеспечить решение указанных выше задач, так как является более полной и включает информацию производителя, дополненную фактографическими данными в части расширения номенклатуры характеристик изделия, сроков и мест хранения, количества единиц в хранении и т. д.

Каталогизация основывается на идентификации продукции , обеспечивающей отличие однотипных изделий друг от друга. Известны два основных метода идентификации - ссылочный и описательный, которые дополняются промежуточным - ссылочно-описательным.

Ссылочный метод - это описание предмета снабжения с помощью указания его наименования, ссылок на обозначение и (или) документ, утвержденный и учтенный в установленном порядке, а также на предприятие - изготовитель предмета.

Описательный метод - описание предмета снабжения с помощью фотографических данных, определяющих его конфигурацию, физические и эксплуатационные свойства, однозначно отличающие его от других однотипных предметов одного утвержденного наименования.

Ссылочно-описательный метод реализует различные комбинации первых двух.

Основными целями создания Государственной системы каталогизации продукции (ГСКП) являются:

· автоматизированный учет номенклатуры производимой в стране и регионах продукции;

· обеспечение органов государственного и местного управления аналитической информацией о производимой продукции и ее основных характеристиках;

· обеспечение предприятий и других потребителей оперативной информацией об основных характеристиках продукции, ее изготовителях и нормативных документах, по которым она выпускается.

Информация, представляемая ГСКП потребителям, позволяет решать следующие задачи:

· оценить конкурентоспособность разрабатываемой и выпускаемой продукции;

· проводить маркетинговые исследования и определять возможные рынки сбыта;

· формировать кооперации предприятий - поставщиков составных частей, комплектующих изделий и материалов, необходимых для производства конечной продукции, с учетом минимизации номенклатуры приобретаемых изделий и материалов и затрат на их транспортировку;

· проводить работы по стандартизации продукции с учетом передовых достижений;

· осуществлять контроль за выполнением обязательных требований стандартов по безопасности и охране окружающей среды;

· представлять информацию о конкретной продукции, под лежащей обязательной сертификации.

Анализ структуры и функций органов государственного и местного управления показал, что органы Госстандарта России обладают наибольшими возможностями для решения проблемы создания ГСКП в силу следующих причин:

· обладают исходной информацией о продукции в виде за регистрированных, хранимых и актуализированных нормативных и технических документов (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ и др.), содержащих основные характеристики продукции;

· осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи, использования, хранения, транспортирования) и утилизации;

· проводят работу по установлению оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства.

При этом центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) получают возможность: создавать территориальные (региональные) базы данных продукции; обслуживать органы местного и государственного управления информацией о продукции, выпускаемой местными предприятиями и организациями, а последних - оперативной информацией; представлять информацию о продукции своего региона в базу данных «Продукция России»; анализировать основные данные о продукции предприятий в целях их соответствия стандартам.

Создаваемая система каталогизации может быть квалифицирована как описательно-ссылочная, так как содержит фотографическую информацию об основных потребительских характеристиках продукции и ссылки на нормативные или технические документы, что позволяет:

· оценить технический уровень продукции и ее конкурентоспособность;

· унифицировать номенклатуру основных показателей на группу однородной продукции;

· определить взаимозаменяемую продукцию;

· выявить продукцию с наиболее прогрессивными потребительскими характеристиками.

Таким образом, в стране впервые создается информационная база для развития практической стандартизации продукции на основе методов систематизации, унификации, симплификации и пр.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показал, что наиболее точная и оперативная информация о продукции может быть получена непосредственно от предприятия-изготовителя без каких-либо посредников (головных, базовых, ведущих организаций, как было ранее).

В этой связи предложена упрощенная и более надежная схема сбора информации о продукции, включающая предприятие-изготовитель как первоисточник, центр стандартизации и метрологии (ЦСМ), формирующий базу данных о продукции территории (региона) и центральная база данных «Продукция России». Схема организации работ по созданию и функционированию Государственной системы каталогизации продукции приведена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Организация работ по созданию и функционированию ГСКП

Предприятия-изготовители непосредственно после принятия решения о выпуске

конкретной продукции, требования к которой представлены в нормативном или техническом документе, заполняют каталожный лист продукции (КПП) и представляют его в территориальные органы Госстандарта России (ЦСМ) для контроля и регистрации.

Каталожный лист продукции представляет собой машинно-ориентированный документ (рис. 4.2), содержащий единый набор реквизитов, позволяющих получить сведения о конкретной продукции: наименовании, обозначении, предприятии-изготовителе, нормативном документе (ТУ, ТО, чертеж и др.), в соответствии с требованиями которого ее поставляют, а также о ее основных потребительских характеристиках.

В число реквизитов КЛП входит «Код ОКП», позволяющий систематизировать всю продукцию по классификационным группировкам, что значительно облегчает поиск и аналитическую обработку информации об однородной продукции.

Реквизит «Код КГС» - это код классификатора государственных стандартов, обеспечивающий возможность поиска нормативных и технических документов и отвечающий на соответствующие запросы пользователей, которых интересует не только наличие технических условий на конкретную продукцию, но и наименование и адрес держателя подлинника документа.

Код предприятия-изготовителя по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций обеспечивает идентификацию конкретного предприятия, наименование, адрес и средства связи которого представлены в виде реквизитов каталожного листа.

В КЛП указываются также даты введения в действие нормативного или технического документа и начала выпуска продукции. Последняя позволяет потребителю сориентироваться, как давно выпускается продукция, либо заранее узнать о том, что продукция будет выпускаться в ближайшем будущем.

Реквизит «Характеристика продукции» содержит сведения о назначении продукции, области ее применения, а также основные потребительские характеристики в количестве не более десяти, что вполне достаточно для идентификации конкретных типов, марок, исполнений и т.д.

Номенклатура основных характеристик, представляемых в КЛП, должна соответствовать номенклатуре характеристик этой продукции, регламентированной государственными стандартами типа «Общих технических условий», а также стандартами Системы показателей качества продукции (СПКП). Каждая характеристика сопровождается единицей измерения и натуральным ее значением или диапазоном натуральных значений.

Территориальные органы Госстандарта России осуществляют контроль и регистрацию каталожных листов продукции, выпускаемой предприятиями региона, формируют региональные банки данных о продукции, поддерживают их в актуальном состоянии и осуществляют справочно-информационное обслуживание органов местного управления, предприятий и других пользователей. Кроме того, они направляют информацию, представленную в зарегистрированных КЛП, во ВНИИстандарт для формирования банка данных «Продукция России».

Из банка данных «Продукция России» информация о конкретной продукции поставляется органам федерального управления, территориальным органам Госстандарта России и далее предприятиям, организациям и другим пользователям в виде ответов на их разовые запросы или в виде абонентского обслуживания.

Одной из традиционных форм представления информации потребителям является выпуск номенклатурных каталогов, включающих наименование и обозначение конкретной продукции, обозначение нормативного или технического документа, наименование изготовителя, его адрес и средства связи. Систематизация продукции в каталоге осуществляется по кодам ОКП. Фрагмент номенклатурного каталога без указания потребительских характеристик продукции показан на рис. 4.3, а фрагмент номенклатурного каталога, содержащего основные потребительские характеристики продукции с указанием единиц измерения и значений этих показателей - на рис. 4.4.

На основе информации, имеющейся в банке данных «Продукция России», издаются ежемесячные и годовые информационные указатели технических условий (ИУТУ). Фрагмент ИУТУ представлен на рис. 4.5.

Особое место занимает каталогизация предметов снабжения Вооруженных Сил, поскольку главной ее целью является сокращение затрат на материально-техническое обеспечение армии и экономия средств налогоплательщиков. Эта цель достигается благодаря созданию единой системы сбора, обработки и доведения до пользователей информации о продукции, признанной предметом снабжения армии. При этом информация о продукции используется прежде всего для решения следующих задач:

· сокращение номенклатуры продукции однофункционального назначения, обладающей близкими или одинаковыми потребительскими характеристиками (симплификация);

· выявление изделий и их составных частей, способных в полной мере заменить другие изделия и составные части (взаимозаменяемость и совместимость);

· управление запасами изделий и составных частей, рациональное их распределение и перераспределение по территориальным складам и базам.

Эффективность деятельности в данной области обеспечивается путем создания банков данных о продукции и доведения информации до субъектов, принимающих управленческие решения.



380000 Оборудование металлообрабатывающее и деревообрабатывающее

381000 Станки металлорежущие

381100 Станки токарной группы

381200 Станки сверлильно-расточной группы

Рис. 4.3 Фрагмент номенклатурного каталога


Код ОКП Наименование продукции Обозначение документа Предприятие-изготовитель Наименование показателя, единицы измерения Значение
Аппарат лазерный терапевтический ТУ 9444–001–17946460–95 ТОО “НИИ системного анализа” 103305, Москва, Зеленоград, к. 158, кв. 118 Размеры аппарата, мм Масса, г (не более) Напряжение питания, В Частота сети, Гц Частота повторения импульсов при работе «Вектор-1» дискретная, Гц 30x200 200,0 125, 250, 500 1000,2000 4000,800
Время облучения дискретное: «Вектор», мин Длина волны лазерного излучения, нм Мощность оптического излучения «Вектор-1» в импульсе, Вт Средний срок службы, год (не менее) Гарантийный срок эксплуатации, год 0,5; 2-7 810-950
Аппарат для термокоагуляции инфракрасный ТУ 9444-002-17655745-95 МП «НТЦ «Экос» 123182, Москва, пл. Академика Курчатова, 1 Частота сети переменного тока питания аппарата, Гц Напряжение питания аппарата. В Мощность, потребляемая от сети, ВА (не более): в постоянном режиме: в режиме ИК-излучения Площадь облучаемой поверхности на вы­ходе световода, см Масса, кг (не более) 50+0,5 220+22 5; 250 0,8+0.3 2,0
Аппарат лазерный двух канальный ТУ 9444-001-34611264-95 ТОО «Азор» 123181, Москва, Нахимовский Пр-т, 11 Количество каналов, шт Время экспозиции, с Длина волны излучения, мкм Мощность, Вт (не менее) Длительность импульса, нс Габаритные размеры, мм Масса, кг (не более) Напряжение питания, В Частота сети, Гц Потребляемая мощность, Вт 8,16,32,64,128 0,89 3,5 70-100 200x60x30 1,5

Рис. 4.4.Фрагмент номенклатурного каталога


В. МЕТАЛЛЫ И МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ В05 1272-001-01411411-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки марки МИС-1. - Введ. 94.08.01; АО «ВНИИ-монтажспецстрой». Лаборатория сварочных материалов; 111141, г. Мо­сква, 2-й пр. Перова Поля, 9. 1272-002-17360331-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки марки ВРМ-29. - Введ. 94.07.20; ТОО «Смит»; 111141, г. Москва, 2-й пр. Перова Поля, 9. 1272-003-17360331-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки марки МР-ЗМ. - Введ. 94.11.15; ТОО «Смит»; 111141, г. Москва, 2-й пр. Перова Поля, 9. 1272-078-00187197-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой наплавки марки ОЗН-7М. - Введ. 94.11.20; Москов­ский опытный сварочный завод; 109316, г. Москва, 2-я ул. Машино­строения, 16. 1272-079-00187197-95. Электроды покрытые металлические марки ОЗШ-7. - Введ. 95.04.10; Московский опытный сварочный за­вод; 109316, г. Москва, ул. 2-я Машиностроения, 16. 1272-080-00187197-95. Электроды покрытые металлические марки ОЗН/ВСН-9. - Введ. 95.04.10; Московский опытный свароч­ный завод; 109316, г. Москва, ул. 2-я Машиностроения, 16.

Рис. 4.5.Фрагмент информационного указателя технических условий

Контрольные вопросы

1. Каковы основные цели и задачи каталогизации продукции?

2. Что каталогизация дает изготовителям?

3. Что каталогизация дает потребителям?

4. Как организуется работа по созданию и взаимодействию банков данных о продукции?

5. Каковы состав и содержание каталожного листа продукции?

6. Для чего необходима унификация номенклатуры показателей однородной продукции?

7. Перечислите виды и формы представления информации в системе каталогизации.


Глава 5

Идентификация, классификация и кодирование объектов

Одним из важнейших направлений стандартизации является разработка стандартов в области представления и обмена информацией. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения информационной совместимости, являются обязательными для соблюдения их государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Без такой совместимости практически невозможно информационное взаимодействие между многочисленными участниками процесса сбора, обработки и представления пользователям данных о различных объектах.

С развитием компьютерных систем вопросы информационной совместимости приобретают особо актуальный характер, так как связаны с унификацией и стандартизацией информационного обеспечения, направленных в первую очередь на разработку единых принципов идентификации, классификации и кодирования информации о различных объектах.

Ниже приведены основные термины и определения, необходимые для понимания материала, излагаемого в данной главе.

Идентификация - присвоение объекту уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и т.п., позволяющих однозначно выделить его из других объектов.

Идентификатор - наименование, номер, знак, условное обозначение, признак или набор признаков, т.е. то, что придает объекту уникальность и выделяет его из множества других объектов.

Условное обозначение - набор составленных по определенным правилам букв, цифр и других знаков, обеспечивающий идентификацию объекта.

Классификация - разделение множества объектов на классификационные группировки по их сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами.

Иерархическая классификация - последовательное разделение множества объектов на подчиненные подмножества (классификационные группировки).

Фасетная классификация - параллельное разделение множества объектов на независимые подмножества (классификационные группировки).

Код - знак или совокупность знаков, присваиваемых объекту с целью его идентификации.

Кодирование - образование и присвоение объекту уникального кода.

Классификатор - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации.

Ведение классификатора - поддержание классификатора в достоверном состоянии путем внесения в него изменений.

Промышленные каталоги

Нормативные требования к промышленным каталогам установлены ГОСТ 7.22-80 «Промышленные каталоги. Общие требования». Промышленные каталоги должны содержать сведения об изделиях, серийно выпускаемых, рекомендуемых к серийному производству, снимаемых с производства, а также сведения об изменениях парамет­ров, технических и эксплуатационных характеристиках, вносимых в процессе производства изделий. Виды промышленных каталогов; но­менклатурный, отраслевой, листок-каталог, информационное сообще­ние о промышленных изделиях, намечаемых к снятию с производства. Номенклатурный каталог предназначен для обеспечения потреби­телей краткими сведениями о серийно выпускаемых промышленных изделиях. Отраслевой каталог представляет собой совокупность опи­саний отдельных видов или групп (серий) изделий одного назначения. Листок-каталог предназначен для ориентирующей информации и со­держит сведения о рекомендованных к серийному производству вновь разрабатываемых, модернизированных или модифицированных про­мышленных изделиях. Информационное сообщение о промышлен­ных изделиях, намечаемых к снятию с производства, включает изде­лия, которые в ближайшие 1-2 года будут сняты с производства.

Каталогизация продукции для государственных нужд

Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 11 января 2000 г. № 26 «О Федеральной системе каталогизации про­дукции для федеральных государственных нужд» (ФСКП). Сокраще­ние необоснованных государственных затрат на приобретение продук­ции и ее обслуживание в процессе эксплуатации - чрезвычайно важные государственные задачи. Одним из эффективных путей их ре­шения является каталогизация продукции на основе создания единого автоматизированного банка данных о технических характеристиках изделий, условиях эксплуатации, производителях, цене и других необ­ходимых сведениях.

Каталогизация продукции обеспечивает осуще­ствление эффективной государственной политики в области принятия решений по оптимизации системы заказов, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта техники. Кроме того, она позво­ляет исключить закупку различными государственными заказчиками дублирующей продукции и необоснованное завышение цен, резко со­кратить время доставки запасных частей в эксплуатирующие органи­зации и значительно сократить затраты на их хранение.

Как показывает зарубежный опыт, стремление поставщика к вклю­чению в каталог продукции, допущенной для государственных поста­вок _ мощное средство развития конкуренции в среде производителей и поставщиков. Международная система каталогизации продукции ох­ватывает более 50 стран мира. Каталогизация является перспективным средством государственного управления номенклатурой и качеством продукции в рыночных условиях.

В системе Госстандарта России образовано государственное учреж­дение «Федеральный центр каталогизации». Госстандарт России со­здает на основе системы каталогизации народнохозяйственной про­дукции автоматизированный банк данных «Продукция России».

ФСКП представляет собой организационно упорядоченную сово­купность:

Документов (федерального каталога продукции, единого коди­фикатора предметов снабжения для федеральных государствен­ных нужд, стандартных форматов описания продукции, ката­ложных описаний продукции, нормативных документов по каталогизации, утверждаемых Госстандартом России и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции);

Информационных технологий представления, сбора, классифи­кации, идентификации, кодирования, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

Основными задачами ФСКП являются следующие :

1. Создание Федерального каталога продукции.

2. Учет существующей продукции и потребностей в новой продук­ции.

3. Выявление взаимозаменяемой продукции и подготовка предложе­ний о замене дублирующей и морально устаревшей продукции,

4. Обеспечение единства описания и идентификации продукции.

Обновление Федерального каталога путем включения новой, более совершенной и перспективной продукции, исключения дублирующей и морально устаревшей продукции.

Продукция, подлежащая каталогизации, регистрируется в Феде­ральном каталоге путем присвоения ей 13-разрядного федерального номенклатурного номера в соответствии с единым кодификатором предметов снабжения для федеральных государственных нужд, уста­навливающим группы и классы однородной продукции и определяю­щим государственных заказчиков, ответственных за разработку и ве­дение разделов Федерального каталога. Для организации работ по формированию и ведению разделов Федерального каталога каждая группировка однородной продукции закрепляется постановлением Правительства Российской Федерации за одним из государственных заказчиков продукции по согласованию с остальными заинтересован­ными государственными заказчиками.

Присвоению продукции федерального номенклатурного номера и включению информации о ней в Федеральный каталог должна пред­шествовать экспертиза, в ходе которой осуществляется проверка на­личия в Федеральном каталоге аналогов и технико-экономическая оценка целесообразности включения продукции в Федеральный ката­лог. Эксплуатируемая продукция включается в него без проведения экспертизы.

Федеральный каталог применяется государственными заказчика­ми продукции при размещении заказов на поставки продукции для федеральных государственных нужд. Порядок разработки и примене­ния Федерального каталога устанавливается Госстандартом России по согласованию с заинтересованными федеральными органами испол­нительной власти.

Участники работ по каталогизации в рамках ФСКП:

1. Госстандарт России.

2. Федеральный центр каталогизации.

3. Государственные заказчики продукции.

4. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении кото­рых находятся организации, поставляющие продукцию.

5. Центры каталогизации государственных заказчиков.

6. Головные отраслевые организации промышленности по катало­гизации.

7. Поставщики продукции.

Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 26
"О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд"

С изменениями и дополнениями от:

В целях формирования номенклатуры продукции для федеральных государственных нужд, повышения ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Принять предложение Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, согласованное с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством торговли Российской Федерации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о создании федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд и одобрить основные положения ее создания (прилагаются).

2. Возложить на Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии координацию работ по созданию федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд и организационно-методическое руководство указанными работами.

4. Поручить Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии представлять в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных и региональных организациях по каталогизации.

5. Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии внести в III квартале 2000 г. в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения об утверждении единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд и о порядке введения в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд.

6. Финансирование работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, выполняемых Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, осуществлять за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственную поддержку стандартизации, метрологии и сертификации.

Основные положения
создания федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд
(Одобрены постановлением

I. Общие положения II. Функции федеральных органов исполнительной власти и организаций при выполнении работ по каталогизации

I. Общие положения

1. Под каталогизацией продукции понимаются работы по единообразному представлению, сбору, классификации, идентификации, кодированию, регистрации, обработке, хранению и распределению информации о комплектующих изделиях и материалах, поставляемых (заказываемых) для федеральных государственных нужд (далее именуется - продукция).

Работы по каталогизации продукции выполняются в рамках федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (далее именуется - система каталогизации).

Система каталогизации представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (федерального каталога продукции, единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд, стандартных форматов описания продукции, каталожных описаний продукции, нормативных документов по каталогизации, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции) и информационных технологий представления, сбора, классификации, идентификации, кодирования, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

Каталогизация осуществляется в соответствии с перечнями продукции, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками продукции для федеральных государственных нужд (далее именуются - государственные заказчики), и планами каталогизации, а также в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

2. Каталогизация направлена на решение следующих основных задач:

1) создание федерального каталога продукции (далее именуется - федеральный каталог);

2) учет существующей продукции и потребностей в новой продукции;

3) выявление взаимозаменяемой продукции и подготовка предложений о замене дублирующей и морально устаревшей продукции;

4) обеспечение единства описания и идентификации продукции;

5) обновление федерального каталога путем включения новой, более совершенной и перспективной продукции, исключения дублирующей и морально устаревшей продукции.

Принципы классификации, идентификации и кодирования информации о продукции в системе каталогизации гармонизируются с принципами, принятыми в международной практике каталогизации продукции.

3. Каталогизации подлежит продукция, являющаяся предметом поставки (заказа) для федеральных государственных нужд. Образцы техники (системы, комплексы) включаются в федеральный каталог по решению государственных заказчиков.

Каталогизации в первую очередь подлежит продукция для нужд обороны и безопасности страны.

4. Продукция регистрируется в федеральном каталоге путем присвоения ей тринадцатиразрядного номенклатурного номера (далее именуется - федеральный номенклатурный номер) в соответствии с единым кодификатором предметов снабжения для федеральных государственных нужд (далее именуется - кодификатор), устанавливающим группы и классы однородной продукции и определяющим государственных заказчиков, ответственных за разработку и ведение разделов федерального каталога.

5. Для информационного обеспечения работ по каталогизации участниками системы каталогизации создается распределенный автоматизированный банк данных системы каталогизации с обеспечением многоуровневого доступа к информации, регламентируемого государственными заказчиками.

Система каталогизации и указанный банк данных являются федеральными информационными ресурсами.

6. Работы по каталогизации проводятся в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны.

II. Функции федеральных органов исполнительной власти и организаций при выполнении работ по каталогизации

7. В работах по каталогизации продукции участвуют:

1) Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;

2) Федеральный центр каталогизации Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии;

3) государственные заказчики;

4) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие поставки продукции;

5) организации, определяемые государственными заказчиками головными по каталогизации закрепленных за ними групп и классов продукции по кодификатору (далее именуются - центры каталогизации государственных заказчиков);

6) организации, определяемые указанными в подпункте 4 настоящего пункта федеральными органами исполнительной власти ответственными за проведение работ по каталогизации изготавливаемой и поставляемой продукции (далее именуются - головные отраслевые организации промышленности по каталогизации);

7) поставщики продукции.

8. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии осуществляет координацию работ по созданию системы каталогизации и организационно-методическое руководство работами по формированию и ведению федерального каталога, в том числе координацию работ по каталогизации продукции с Министерством экономики Российской Федерации как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за конкурсным размещением заказов на поставки продукции и координацию соответствующих работ, а также представляет интересы Российской Федерации в международных и региональных организациях по каталогизации.

9. Федеральный центр каталогизации Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии осуществляет разработку и внедрение научно-методических основ проведения работ по каталогизации и распределяет массивы федеральных номенклатурных номеров по разделам федерального каталога.

10. Государственные заказчики обеспечивают соответствие заказываемой и поставляемой продукции федеральному каталогу, осуществляют разработку перечней продукции, подлежащей каталогизации, организуют ведение закрепленных за ними разделов федерального каталога, в том числе принимают по согласованию с другими заинтересованными государственными заказчиками решения о включении (исключении) продукции в федеральный каталог, определяют из числа подведомственных им организаций центры каталогизации государственных заказчиков.

11. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие поставки продукции, обеспечивают проведение работ по каталогизации в подведомственных организациях, осуществляют для государственных заказчиков подготовку предложений о включении (исключении) продукции в федеральный каталог, определяют из числа подведомственных им организаций головные отраслевые организации промышленности по каталогизации.

12. Поставщики продукции составляют каталожные описания предлагаемой для каталогизации продукции, готовят перечни разрабатываемой и поставляемой продукции, подлежащей каталогизации.

13. Центры каталогизации государственных заказчиков осуществляют формирование и ведение разделов федерального каталога на основе присвоения продукции федеральных номенклатурных номеров, готовят для государственных заказчиков предложения о включении (исключении) продукции в федеральный каталог, разрабатывают стандартные форматы описания продукции, направляют по указанию государственного заказчика информацию по соответствующим разделам федерального каталога другим государственным заказчикам, иным федеральным органам исполнительной власти и поставщикам продукции.

14. Головные отраслевые организации промышленности по каталогизации осуществляют для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, подготовку предложений о включении в федеральный каталог новой и исключению морально устаревшей продукции, участвуют в разработке стандартных форматов описания продукции, руководств и методик по оценке взаимозаменяемости продукции.

III. Разработка и применение федерального каталога продукции

15. Разработку предложений по формированию и реализации единой государственной политики в области каталогизации продукции осуществляет Межведомственный совет по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

16. Федеральный каталог продукции применяется государственными заказчиками продукции при размещении заказов на поставки продукции с учетом требований нормативных правовых актов в области конкурсного размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

17. Порядок разработки федерального каталога продукции устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

IV. Финансовое обеспечение работ по каталогизации

18. Создание, обеспечение функционирования и развитие системы каталогизации осуществляются на основе бюджетного финансирования с привлечением внебюджетных средств.

19. Финансирование государственными заказчиками работ по каталогизации продукции осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых им на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также внебюджетных средств.

Положение
о Межведомственном совете по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 26)

В настоящее время каталогизация продукции , то есть внесение ее в федеральный каталог и получение ФНН (федерального номенклатурного номера), является одним из основных признаков качества продукции, ее соответствия современным стандартам. Начало процессу было положено еще во времена СССР, однако серьезный толчок к его развитию дало не слишком давнее Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором были сформулированы основные положения создания федеральной системы каталогизации. Постановление Правительства Российской Федерации № 436 от 02.06.2001 г. «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» определило группы каталогизируемой продукции и соответствующие федеральные органы. Список последних включает ряд министерств и ведомств, начиная от Министерств обороны и внутренних дел и заканчивая Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Соответственно, и каталогизация предметов снабжения для федеральных нужд затрагивает разнообразные обширные группы продукции - от подшипников и лекарств до вооружения и боеприпасов.

Само слово «каталогизация» означает создание и обеспечение функционирования каталога любых предметов. Ранее оно применялось, в основном, при формировании каталогов библиотек. Каталогизация продукции имеет аналогичный смысл и выполняется сходным образом. Однако есть и существенное отличие - для того, чтобы то или иное изделие попало в федеральный каталог, его производитель должен доказать необходимый уровень качества своей продукции. Большое значение также имеет стандартизация продукции и ее описаний, то есть - единообразное представление документации.

Предусматривает создание их каталожного описания в стандартном формате, создаваемого в соответствии с нормативными документами по каталогизации. Каталогизация продукции использует специально разработанные информационные технологии сбора, идентификации, представления, классификации, регистрации, кодирования, хранения, обработки и распределения данных о продукции.

Каталогизация предметов снабжения и продукции производится в соответствии с утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти перечнями. Каталогизация продукции происходит также согласно планам каталогизации или в рамках опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Каталогизация предметов снабжения имеет целью решение следующих важных задач:

  • учет существующей продукции, точное определение потребностей в новой продукции;
  • фиксирование взаимозаменяемых предметов снабжения и комплектующих;
  • выявление морально устаревшей продукции и ее замена;
  • создание единых, удобных и понятных идентификаторов и описаний продукции.

Поэтому каталогизация продукции и создание федерального каталога - процесс кропотливый, требующий определенных навыков в подготовке документов.

Федеральные органы исполнительной власти являются заказчиками продукции для федеральных государственных нужд, или государственными заказчиками. По их решению каталогизация предметов снабжения сопровождается включением в федеральный каталог образцов техники, комплексов и систем. В первую очередь каталогизация продукции затрагивает изделия для нужд обороны страны и ее внутренней безопасности.

Каталогизация продукции в РФ соответствует принципам, принятым в аналогичной мировой практике. Каждому изделию или предмету снабжения присваивается определенный номенклатурный номер, состоящий из 13 разрядов. Существует распределенный автоматизированный банк данных, позволяющий получать многоуровневый доступ к информации. Доступ регламентируется государственными заказчиками, а система каталогизации является федеральным информационным ресурсом.

Каталогизация предметов снабжения выполняется в соответствии с правовыми актами по защите государственной тайны. Государственные заказчики используют федеральный каталог при размещении заказов на поставки предметов снабжения на конкурсной основе.

Сегодня ни один поставщик продукции для федеральных государственных нужд не может нормально взаимодействовать с заказчиком, если у него не выполнена каталогизация продукции. Поэтому данная работа очень важна и ответственна.

Мы располагаем штатом аттестованных специалистов высокой квалификации, сферой работы которых является каталогизация продукции и предметов снабжения для федеральных государственных нужд. Среди наших клиентов - производители материальных средств и техники для Вооруженных сил России.

Мы оказываем следующие основные услуги в этом направлении:

  • составление номенклатурных перечней комплектующих изделий, составных частей и материалов, подлежащих каталогизации;
  • разработка КО - каталожных описаний продукции различных отраслей промышленности;
  • юридическое сопровождение КО при их утверждении и согласовании в соответствии с положениями федеральной системы каталогизации;
  • юридическое сопровождение документов в процессе включения продукции в тот или иной раздел федерального каталога с присвоением ФНН.

Мы работаем компетентно, оперативно и до получения результата! Наши услуги по каталогизации подтвердят, что Ваша продукция достойна занять место в федеральном каталоге!

Компания Регул-Сервис по праву считается признанным лидером на рынке оказания услуг по каталогизации предметов снабжения!