План по улучшению условий труда на производстве. Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников

Главный нормативный акт, в котором закреплен перечень мероприятий по охране труда, проводимых фирмами-работодателями, — приказ Минтруда РФ от 01.03.2012 № 181н. В приложении к данному НПА перечислены следующие мероприятия, которые можно включить в план:

  • спецоценка условий труда и проведение необходимой работы исходя из ее результатов;
  • технологическая модернизация производства;
  • инсталляция систем сигнализации о нештатных ситуациях;
  • инсталляция систем защиты оборудования от повреждений;
  • приобретение и модернизация средств защиты работников;
  • нанесение на оборудование и иные объекты инфраструктуры сигнальных цветов, знаков безопасности;
  • установка автоматизированных систем контроля за вредными и опасными факторами на производстве;
  • монтаж и совершенствование систем защиты работников от электрического тока;
  • установка систем обеспечения безопасной эксплуатации промышленного оборудования;
  • повышение безопасности процессов, связанных с обработкой опасных и горючих химических веществ;
  • механизация процессов работы с сырьем, оптовой продукцией, отходами с производственных линий;
  • механизация очистки производственной инфраструктуры;
  • модернизация производственной инфраструктуры в целях повышения ее экологичности;
  • инсталляция и совершенствование систем вентиляции на предприятии;
  • обеспечение достаточного уровня освещения на предприятии;
  • установка и модернизация инфраструктуры, предназначенной для организации отдыха сотрудников;
  • установка оборудования, предназначенного для обеспечения сотрудников питьевой водой;
  • обеспечение сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях, средствами защиты;
  • организация хранения средств защиты;
  • приобретение необходимых технических средств для проведения инструктажей и обучения по охране труда;
  • проведение соответствующих инструктажей и обучения;
  • обучение работников навыкам оказания первой помощи;
  • специальное обучение сотрудников, отвечающих за опасные объекты на производстве;
  • проведение медосмотров на предприятии;
  • инсталляция оборудования медицинского назначения, покупка необходимых лекарств и препаратов;
  • модернизация пешеходной инфраструктуры в целях повышения безопасности труда;
  • осуществление производственного контроля;
  • обеспечение работников инструкциями по охране труда;
  • оптимизация планировки помещений на предприятии в целях повышения безопасности труда;
  • обустройство специализированных полигонов для проведения занятий по безопасности труда;
  • проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий для работников;
  • содействие инициативам работников по пропаганде и ведению здорового образа жизни.

Как составить документацию по охране труда в школе, читайте .

Планирование организационно-технических мероприятий по охране труда

Фирма-работодатель осуществляет планирование данных мероприятий по следующему алгоритму:

1. Создается служба охраны труда или назначаются лица, ответственные за выстраивание системы охраны труда в фирме (ст. 217 ТК РФ).

2. Издается приказ о формировании группы лиц, ответственных за разработку плана мероприятий по охране труда.

3. Разрабатывается план, включающий мероприятия из перечня, приведенного в приказе № 181н, в которых у фирмы есть объективная потребность, например исходя из специфики производственных процессов, а также с учетом наличия у предприятия технической возможности проводить соответствующие мероприятия. План составляется на определенный год, и в нем отражается расчетный срок проведения каждого мероприятия. Можно также зафиксировать в нем Ф. И. О. и должности сотрудников, ответственных за выполнение конкретных мероприятий.

4. План мероприятий утверждается в соглашении по охране труда (принятом в качестве отдельного документа или приложения к коллективному договору).

<*> Skachkova G.S. Actions on improvement of labor conditions and works safety: the order of performance and financing.

Скачкова Галина Семеновна, заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье рассматриваются различные источники финансирования (бюджетные и внебюджетные) мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Особо подчеркивается, что работодатель сам определяет конкретный перечень этих мероприятий. Работник не несет таких расходов.

Ключевые слова: мероприятия по улучшению условий и охраны труда, источники финансирования (бюджетные и внебюджетные), работодатель, работник.

The article describes different (budgetary and non-budgetary) sources of financing of actions on improvement of labor conditions and works safety. It is highlighted that the employer shall specify the exact list of these actions. The employee shall not carry out expenses in this regard.

Key words: actions on improvement of labor conditions and works safety, (budgetary and non-budgetary) sources of financing, employer, employee.

Переход России к рынку требует новых подходов в обеспечении эффективности функционирования социально-трудовых отношений, поскольку экономические и людские потери в связи с неудовлетворительными условиями труда, состояние здоровья работающего населения России оказывают самое непосредственное влияние на демографическую ситуацию и на состояние экономики.

Свидетельством внимания к демографическим процессам в стране явилось принятие Указа Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" <1>. В документе подчеркивается, что в целях сокращения уровня смертности и травматизма работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений в области улучшения условий и охраны труда.

<1> СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009.

План мероприятий по реализации в 2008 - 2010 гг. Концепции демографической политики РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 170-р <2>, предусматривал проведение ряда мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ с учетом особенностей последних.

<2> СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 771.

В частности, в соответствии с п. 12 этого Плана Минздравсоцразвития России Приказом от 23 октября 2008 г. N 586 утвердило Программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 гг. <3>.

<3> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. N 1.

Как сказано в данном документе, основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием системы управления профессиональными рисками путем проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.

Минздравсоцразвития России в соответствии с п. 14 указанного выше Плана Приказом от 17 февраля 2010 г. N 91 утвердило Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда <4>.

<4> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. N 4.

Целями такого мониторинга были названы: а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в РФ и разработка рекомендаций по ее улучшению; б) повышение эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда <5>.

<5> Такого рода мониторинги условий и охраны труда уже проводятся в субъектах РФ. См., например, распоряжение Мособлтруда от 7 февраля 2011 г. N 6-Р "О проведении мониторинга условий и охраны труда в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс".

Следующий этап в реализации Концепции демографической политики РФ основывается на Плане мероприятий по реализации ее положений в 2011 - 2015 гг., утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2011 г. N 367-р <6>.

<6> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1655.

В частности, п. 16 Плана предусматривает подготовку нормативных правовых актов, предусматривающих внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья - для граждан, к повышению ответственности за здоровье работников - для работодателей. В свою очередь, п. 15 предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, и реализацию таких мероприятий.

Комплекс таких мероприятий, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. N 125 "Об утверждении Комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012 - 2015 годы" <7>, включает в себя:

<7> СПС "КонсультантПлюс".

  1. совершенствование информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках; 2) формирование прогноза возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; 3) совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в целях внедрения в систему управления охраной труда механизмов управления профессиональными рисками; 4) совершенствование системы нормативов в области охраны труда; 5) внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда; 6) совершенствование системы медицинской помощи и медицинской профилактики работников; 7) повышение качества обучения в области охраны труда; 8) повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; 9) организационные мероприятия.

В Приказе Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. N 125 по каждой из групп мероприятий данного Комплекса указаны вид принимаемого документа (аналитическая справка, доклад, приказ, проект федерального закона, распоряжения или постановления Правительства РФ и т.д.), сроки исполнения и ответственные исполнители (соответствующие департаменты Минтрудсоцзащиты России <8>).

В целях улучшения условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта РФ, Минтрудсоцзащиты России направило в регионы страны разработанный Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства проект Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда.

Таким образом, впервые во всех регионах России будет применен единый подход к планированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ содержит основные цели и задачи программы, срок реализации, целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам, методику оценки эффективности программы.

В Паспорте Типовой программы названы следующие ее задачи: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта РФ; совершенствование нормативно-правовой базы субъекта РФ в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения <9>.

<9> См.: Мероприятия по реализации Программы улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2015 годы (Типовая программа Минздравсоцразвития России от 19.12.2011). URL: http://www.minzdravsoc.ru.

Территориальные программы, основанные на Типовой программе, охватят период с 2012 по 2015 г. <10>.

<10> См., например: Постановление правительства Московской области от 27 декабря 2011 г. N 1643/52 "Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Московской области в 2012 - 2015 годах" // Информационный вестник правительства Московской области. 30 апреля 2012 г. N 4 (ч. 2).

Главной задачей новой системы управления охраны труда является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников. Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда <11>.

<11> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" // Российская газета. 24.06.2011.

То есть должна проводиться оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Неправильная или недостоверная оценка условий труда, допущенная при проведении аттестации рабочих мест, в значительной степени влияет на состав и объемы компенсаций, предоставляемых работнику, поэтому имеет большое значение качество ее проведения.

Соответственно, возрастает роль и государственной экспертизы условий труда, проводимой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда <12>.

<12> См.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716.

При ее проведении оцениваются условия труда работников, претендующих на досрочную трудовую пенсию за работу во вредных, опасных условиях труда, правильность предоставления работникам компенсаций (повышенной оплаты труда, дополнительных отпусков и т.д.) за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Трудовой кодекс РФ в ст. 226 предоставляет работодателю право самому исходя из специфики своей деятельности определять конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

При этом работодатель может воспользоваться положениями такого документа, как Постановление Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков" <13>.

<13> Российская газета. 28.03.2012.

Утвержденный согласно приложению к данному документу Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков называет, в частности, такие мероприятия, как:

  1. проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков;
  2. реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков;
  3. внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  4. устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  5. внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и др.

Приведенный в Постановлении Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда не является исчерпывающим: работодатель может включить в этот перечень и другие мероприятия.

Для того чтобы обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, необходимо их финансировать.

Статья 226 Трудового кодекса РФ, предусматривая различные источники (бюджетные и внебюджетные) финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках различных программ (федеральных, отраслевых, территориальных и др.) за счет средств различных бюджетов, указанных в ч. 1 ст. 226 Трудового кодекса РФ.

Следовательно, имеются в виду средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Использование такого рода средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Относительно источников финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда следует назвать и Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" <14> (далее - Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507).

<14> СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095.

В этом документе сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда.

Правительство РФ в Постановлении от 7 июля 2000 г. N 507 указало на следующий порядок распределения средств от штрафов (в процентах), взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда:

  • 30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;
  • 40 - на текущий счет Минтрудсоцзащиты России;
  • 30 - Государственной инспекции труда.

Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, утвержден Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 <15>.

<15> Бюллетень Минтруда РФ. 2001. N 36.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению N 1 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19.

Государственные инспекции труда в субъектах РФ в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению N 2 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19.

Минтрудсоцзащиты России обеспечивает:

  • разработку и исполнение отраслевой программы улучшения условий и охраны труда за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, поступающих на текущий счет Минтрудсоцзащиты России и государственных инспекций труда в субъектах РФ;
  • осуществление регулярных проверок правильности взыскания и целевого использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда;
  • ежегодное, в срок до 1 апреля, представление в Правительство РФ и в Минфин России информации об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда.

Учет поступления и использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда, осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России:

а) от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" <16>;

<16> Российская газета. 19.01.2011.

б) от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" <17>.

<17> Российская газета. 09.02.2011.

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут функционировать фонды охраны труда, при создании которых необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <18>.

<18> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Основная задача фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа исполнительной власти субъекта РФ, объединений работодателей и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта РФ, изыскивать и эффективно использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.

Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением и имеет статус юридического лица. Денежные средства фонда находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта РФ, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет фонда и отчет о его выполнении утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ <19>.

<19> См.: письмо Минтруда России от 19 января 1995 г. N 106-ВК "О Рекомендациях по подготовке положения о территориальном фонде охраны труда" // СПС "КонсультантПлюс".

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда <20>. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

<20> Работодателю при планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. N 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" (Закон. 1995. N 10) и письмом Департамента охраны труда Минтруда России от 5 января 1996 г. N 3-13 "Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях" // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно положениям ст. 226 ТК в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <21> увеличился, по сравнению с ее первоначальной редакцией, процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (кроме государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, которые освобождены от выполнения данной обязанности).

<21> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

Такое финансирование осуществляется сейчас в размере не менее 0,2% (ранее - не менее 0,1%) от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Особое внимание при финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда уделяется финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, правила которого должны ежегодно утверждаться Минтрудсоцзащиты России.

В качестве примера можно привести Приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. N 113н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" <22>.

<22> Российская газета. 13.04.2012.

В данном документе определен перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, финансируемых в 2012 г. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на: а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; б) обучение по охране труда определенных категорий работников (руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда и др.); в) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования России в текущем календарном году. При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Фонд социального страхования России в 2012 г. и в плановый период 2013 и 2014 гг. осуществляет в ряде субъектов РФ реализацию пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, с целью систематизации профессиональных заболеваний, которые отмечаются на рабочих местах в бюджетных учреждениях.

Финансовое обеспечение мероприятий по аттестации рабочих мест будет осуществляться за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджета Фонда социального страхования России. Объемы финансирования предусмотрены ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг." <23>.

<23> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. V). Ст. 7050.

В этих целях принято Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1082 "О порядке финансового обеспечения в 2012 г. мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков" <24>. Минздравсоцразвития РФ утвердило правила финансирования в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами <25>.

<24> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 127.
<25> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2012 г. N 133н "Об утверждении форм отчетности по результатам финансового обеспечения в 2012 году мероприятий по аттестации и организации аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, порядка и сроков их предоставления" // БНА РФ. 2012. N 27.

Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, которое определяет и перечень субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, - это г. Санкт-Петербург, а также Республика Мордовия, Белгородская, Пензенская, Саратовская и Смоленская области.

В рамках пилотного проекта персональную ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда наряду с работодателями несут также и руководители органов исполнительной власти по видам экономической деятельности.

Все мероприятия должны реализовываться в соответствии с трехсторонним соглашением между Минтрудсоцзащиты России, Фондом социального страхования России и администрацией субъекта РФ о взаимодействии, предусматривающим обязательства сторон по реализации проекта, использованию его результатов, в том числе при планировании мероприятий по улучшению условий труда работников. Региональным отделением Фонда проводится конкурсный отбор аттестующей организации по реализации пилотного проекта. Работа по аттестации рабочих мест будет проводиться совместно с профсоюзами.

Работодатели могут обращаться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года.

На основании проделанной работы планируется разработка программы субъекта РФ по охране труда с целью дальнейшего управления профессиональными рисками. Выделяемые средства будут направляться на возмещение затрат работодателей на улучшение условий и охраны труда, что должно частично компенсировать их затраты на указанные цели, на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.

В статье рассмотрен Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, которые должны быть ежегодно реализованы работодателем, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н.

Работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на улучшение , в том числе разработанных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценку уровней профессиональных рисков. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утверждается в соответствии со ст. 226 ТК РФ. Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности. В 2012 г. были внесены изменения в действовавший ранее перечень . Рассмотрим новую редакцию данного обязательного к применению нормативно-правового акта. На рисунке 1 представлены наиболее значимые и часто проводимые предприятиями мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Наиболее значимые мероприятия Перечня по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков :

Аттестация рабочих мест по условиям труда, оценка уровней профессиональных рисков
- Обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами
- Обучение, инструктаж, проверка знаний по охране труда работников
- Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)
- Устройство новых, модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов
- Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах
- Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства и т.д.

Рассмотрим подробнее наиболее значимые мероприятия, а также определим остальные мероприятия, входящие в Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
1. Проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н.
Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска и т.д.
При этом аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 5 лет.
2. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н).
Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.
3. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников. Порядок утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.
Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
4. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
5. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
6. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
7. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.
Далее перечислим остальные мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, обозначенные в Типовом перечне.
8. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков.
9. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.
10. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.
11. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.
12. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.
13. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.
14. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.
15. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.
16. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
17. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).
18. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
19. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.
20. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.
21. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
22. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.
23. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
24. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
25. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.
26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.
28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.
29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.
30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.
Проводить все мероприятия из данного Перечня предприятиям не обязательно. Возможным и оптимальным вариантом является выбор одного или нескольких мероприятий, наиболее значимых, по мнению руководства, и их оформление соответствующим приказом на весь год.

В качестве методов улучшения условий труда пользователя, разработанной системы, предлагаются меры, которые можно условно разделить на четыре группы: организационные, технические, психологические и санитарно-гигиенические.

5.3 Организационные меры профилактики

При работе с персональным компьютером необходимо несколько раз в смену уделять время отдыху, желательно не оставаясь сидеть на том же месте. Организационные меры по повышению надежности системы предлагается следующее:

подбор и обучение персонала;

повышение квалификации;

стажировка персонала;

трудовая дисциплина;

ознакомление с нормативно-правовыми базами предприятия;

законодательные документы.

Также к организационным мероприятиям относится обеспечение режима и отдыха:

соблюдение норм рабочего дня и рабочей недели (согласно ТК РФ рабочий день составляет 8 часов, рабочая неделя 40 часов);

организация перерывов (предпочтительно во время перерыва проводить небольшую разминку мышц для снижения мышечного застоя).

В соответствии со СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 все виды трудовой деятельности, связанные с использованием компьютера и специальных технических средств, разделяются на три группы. Для данного дипломного проекта подходит группа А:

группа А: работа по считыванию информации с экрана специальными техническими средствами или ПЭВМ с предварительным запросом.

5.4 Технические меры профилактики

Использование качественного оборудования с минимальным уровнем влияния на окружающую среду и здоровье людей;

использование технических средств охраны;

соблюдение стандартов энергосбережения;

соблюдение требований к эксплуатации и утилизации оборудования;

использование качественных источников электропитания;

использование сертифицированного оборудования и лицензионных программ.

5.5 Санитарно-гигиенические меры профилактики

Санитарно-гигиенические мероприятия включают в себе работы, направленные на снижение вредных производственных факторов, что приводит к снижению развития профессиональных заболеваний. Улучшение условий труда за счет оборудования и содержания в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями мест личной гигиены, мест (помещений) для приема пищи и отдыха, душевыми и умывальниками, обеспечения работающих очищенной водой и т.д. В зданиях должны быть оборудованы места, специально отведенные для курения, что бы снизить влияние отравляющих веществ на физическое здоровье персонала. Организацию трудового процесса в соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Должны быть соблюдены требования:

к помещениям для работы ПЭВМ;

к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах;

к уровню шума и вибрации на рабочих местах;

к освещению;

к уровням электромагнитных полей на рабочих местах;

к визуальным параметрам ВДТ, контролируемым на рабочих местах;

требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для взрослых пользователей;

требования к проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля.

  • 2. Классификация и порядок расследования аварий. Техническое расследование и учет аварий, не повлекших за собой несчастных случаев. Классификация аварий:
  • 3. Принципы формирования и развития экологически чистых топливно – промышленных комплексов.
  • 1. Методы расчета естественного освещения производственных помещений.
  • 2. Страхование от несчастного случая.
  • 3. Меры безопасности при подъеме и перемещении технологического оборудования (аппаратов, колонн и др.).
  • 1. Классификация опасных и вредных производственных факторов.
  • 2. Приборы и методы измерения шума на рабочих местах.
  • 3. Системы водоснабжения промышленных и селитебных зон.
  • 1.Приборы и методы измерения и гигиенической оценки производственных вибраций.
  • 2. Электромагнитные измерения радиочастотного диапазона.
  • Билет № 36
  • 2. Основные понятия о пожаре и его развитии, условия, необходимые для прекращения горения.
  • Билет № 37
  • 1. Действие электрического тока на организм человека. Опасность поражения человека электрическим током. Виды и причины поражений электрическим током.
  • 2. Оценка травмобезопасности рабочих мест.
  • Билет № 38
  • 1. Санитарно-гигиеническое нормирование вибрации. Гигиеническая оценка вибрации в жилых и производственных помещениях.
  • 2. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
  • 3. Обучение персонала правилам техники электробезопасности.
  • Билет № 39
  • 1. Средства защиты от шума.
  • 2. Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах.
  • 3. Виды электротравм. Механизм смерти от электрического тока. Электрическое сопротивление тела человека. Живая ткань как проводник электрического тока.
  • Билет № 40
  • 1. Понятие о микроклимате производственного помещения. Влияние параметров микроклимата на здоровье и работоспособность человека, теплообмен между организмом человека и окружающей средой.
  • 2. Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
  • 3. Расчет и контроль заземляющих устройств.
  • 1. Защитные мероприятия на пожароопасных объектах.
  • 2. Разработка плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
  • 3. Меры безопасности при производстве работ кранами и подъемниками вблизи линий электропередач.
  • 7.2. Если грузоподъемная машина оказалась под напряжением, стропальщик должен принять меры личной безопасности, предусмотренные производственной инструкцией.
  • 1. Сертификация постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда.
  • 2. Способы оповещения людей о пожаре. Параметры выбора системы оповещения для зданий и сооружений.
  • 3. Требования по надзору и содержанию, предъявляемые к сосудам под давлением.
  • 1. Основные составляющие ущерба от несчастных случаев и производственного травматизма.
  • 2. Действующие полигоны захоронения опасных отходов.
  • Общие требования для полигонов опасных отходов
  • 3. Защита от атмосферного электричества и грозовых перенапряжений.
  • 1. Вредные вещества и их классификация. Пути поступления, распределения и превращения в организме.
  • 2. Загрязнение воздуха промышленными предприятиями машиностроительной отрасли.
  • 3. Противопожарные преграды.
  • 1. Методы и средства защиты от производственной вибрации.
  • 2. Защитные меры в электроустановках: применение малых напряжений, электрическое разделение сетей.
  • 3. Виды огнетушителей. Классификация огнетушителей по виду применяемого огнетушащего вещества. Марки огнетушителей.
  • 1. Физические характеристики вибрации, приборы и методы контроля.
  • 2. Почвенный показатель состояния экосистем.
  • 3. Обучение мерам пожарной безопасности.
  • Билет № 47
  • 1. Основные характеристики лазерных излучений. Классификация лазеров.
  • 2. Способы проведения сорбционной очистки стоков на производстве.
  • 3. Предохранительные устройства, применяемые при работе сосудов под давлением.
  • 1. Расчетные методы определения параметров токсичности, обув, пдк.
  • 2. Экстрагирование стоков.
  • 3. Установка грузоподъемных машин.
  • Билет № 49
  • 1. Требования пожарной безопасности к электросварочным работам.
  • 2. Флотационная обработка сточных вод.
  • 3. Защитные и сигнализирующие автоматические устройства и приборы, применяемые на газопроводах.
  • 1. Действие электрического тока на организм человека. Первая помощь пострадавшим от электрического тока.
  • 2. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности.
  • 3. Защита от электрических и магнитных полей промышленной частоты. Параметры поля промышленной частоты.
  • 2. Разработка плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

    Основной задачей улучшения условий труда является сохранение и укрепление здоровья трудящихся, повышение удовлетворительности трудом, увеличение работоспособного возраста и продолжительности жизни.

    Для разработки проекта по улучшению условий труда на предприятии приказом создается комиссия из специалистов, кот., используя имеющиеся или полученные в результате измерений, данные разрабатывают мероприятия для включения в комплексные планы.

    В планы включены мероприятия, направленные на:

    Улучшение санитарно-бытового обслуживания работающих, обеспечение С-б помещениями и устройствами

    Приведение в соответствие с установленными нормами состояние зданий и сооружений, станков, машин, др. оборудование

    Уменьшение запыленности и загазованности воздушной среды, герметизацию оборудования, строительство новых и реконструкцию действующих вентиляц. систем

    Улучшение режима влажности и температурного режима, совершенствование технологических процессов

    Улучшение естественного и искусственного освещения, устройство световых фонарей, установку доп. светильников, замену старых

    Снижение уровня шума на рабочих местах, вибрация машин и инструмента

    Предупреждение вредного воздействия на организм работающих монотонного и напряженного труда

    Улучшение условий труда во вредных производствах и систематическое сокращение на этой основе количества работающих в них

    Сокращение числа женщин, занятых в ночных сменах

    Улучшение обучения рабочих и инженерно – технических работников правилам безопасного ведения работ, организацию на предприятиях кабинетов по ТБ, оснащенных необходимым оборудованием

    По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационной комиссией с учетом предложений, поступивших от подразделений организации, отдельных работников, разрабатывается План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

    План должен предусматривать мероприятия по улучшению техники и технологий, применению средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране и организации труда.

    План подписывается председателем аттестационной комиссии, и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзами утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор.

    С учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия разрабатывает предложения о порядке подготовки подразделений организации к их сертификации на соответствие требованиям по охране труда и намечает мероприятия, конкретизирующие содержание такой подготовки.

    3. Меры безопасности при производстве работ кранами и подъемниками вблизи линий электропередач.

    Безопасность при производстве работ грузоподъемными машинами в значительной степени зависит от умелых и правильных действий стропальщика. В связи с этим стропальщики должны быть хорошо обученными и подготовленными и иметь соответствующую квалификацию.

    Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза

    5.1. Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза стропальщик должен подавать соответствующий сигнал крановщику (машинисту, оператору) или сигнальщику. При обслуживании одного крана несколькими стропальщиками сигнал должен подавать старший стропальщик.

    5.2. Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен:

    1) проверить, нет ли на грузе незакрепленных деталей и инструментов; перед подъемом труб большого диаметра следует проверить, чтобы в них не было земли, льда или предметов, которые могут выпасть при подъеме;

    2) убедиться в том, что во время подъема груз не может ни за что зацепиться;

    3) убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом груза стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле крана, на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем выйти из опасной зоны.

    5.3. При подъеме и перемещении груза стропальщик должен:

    1) подать сигнал для подъема груза на высоту 200-500 мм, затем проверить правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана, действие тормозов и только после этого подать сигнал о подъеме груза на необходимую высоту; при необходимости перестроповки груз должен быть опущен;

    2) при снятии груза с фундаментных болтов следить, чтобы подъем производился с минимальной скоростью, без перекосов, заеданий, с обеспечением горизонтального перемещения груза до полного снятия его с болтов;

    3) перед подъемом груза стреловыми кранами (кранами-трубоукладчиками) убедиться (по указателю грузоподъемности) в том, что установленный крановщиком вылет соответствует массе поднимаемого груза;

    4) перед горизонтальным перемещением груза или грузозахватных приспособлений убедиться в том, что они подняты на высоту не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

    5) сопровождать при перемещении груз и следить за тем, чтобы он не перемещался над людьми и не мог ни за что зацепиться. Если сопровождать груз не представляется возможным, то за его перемещением должен следить крановщик, второй стропальщик или сигнальщик;

    6) для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки или багры;

    7) укладку груза производить равномерно, не нарушая установленные для складирования габариты и не загромождая проходы и проезды (расстояние от выступающих элементов поворотной части стрелового крана до строений, штабелей груза и других сооружений должно быть не менее 1000 мм, от выступающих элементов башенного, портального и козлового кранов - не менее 700 мм при высоте до 2 м и 400 мм при высоте более 2 м);

    8) укладку груза в вагонетки, полувагоны и на платформы, а также снятие его производить, не нарушая равновесия транспортных средств. Сами транспортные средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного перемещения;

    9) подъем сыпучих и мелкоштучных грузов производить в специально предназначенной таре; при этом не допускается заполнять тару свыше установленной нормы;

    10) кантовку грузов кранами производить на специально отведенных местах (площадках) по технологии, предусматривающей порядок и последовательность выполнения операций, способы строповки груза и указания по безопасному выполнению такой работы.

    5.4. При подъеме и перемещении грузов стропальщику запрещается:

    1) находиться под поднятым грузом или допускать нахождение под ним людей (стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки, на которой он находится);

    2) допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся люди;

    3) освобождать при помощи грузоподъемной машины зажатые грузом стропы;

    4) подавать (поправлять) груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или приспособлений;

    5) находиться и допускать нахождение людей в полувагоне, на платформе или в автомашине при подъеме или опускании груза.

    5.5. При работе грузоподъемных машин вблизи линии электропередачи во избежание поражения электрическим током стропальщик перед каждой операцией, связанной с необходимостью соприкосновения с грузом, стропами, крюком или элементами грузоподъемной машины , должен убедиться в том, что стрела грузоподъемной машины или канаты находятся на безопасном расстоянии (в соответствии с нарядом-допуском) от проводов линии электропередачи. При производстве работ кранами необходимо соблюдать меры безопасности.

    5.6. При работе стреловых и башенных кранов во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частью крана стропальщик не должен находиться в зонах вращающихся частей крана (противовеса, поворотной платформы).

    5.7. Если во время подъема или перемещения груза стропальщик заметит неисправность грузоподъемной машины или кранового пути, он обязан немедленно подать сигнал о прекращении перемещения груза и сообщить о неисправности крановщику (машинисту, оператору) .

    Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях

    7.1. При возникновении на участке работ аварийной ситуации [проседание опор стрелового крана, разрушение (проседание) кранового пути, появление стука в механизмах машины, разрушение канатов, поломка грузозахватных органов и тары и т.п.] стропальщик должен немедленно подать сигнал крановщику (машинисту, оператору) на остановку грузоподъемной машины и предупредить всех работающих.