Схема соотношения системы права и системы законодательства. Система права и система законодательства: их соотношение

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Стоит заметить, что они соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Систематизация законодательства.

Систематизация законодательства - эго деятельность по приведению нормативных актов и единую упорядоченную систему. Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.

Самостоятельными формами систематизации являются:

2) инкорпорация;

3) консолидация;

4) кодификация.

Учетом нормативных актов - сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение, по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан. В России учету подлежат:

1. федеральные конституционные законы;

2. федеральные законы;

3. нормативные указы Президента Р.Ф.:

4. нормативные акты Правительства Р.Ф.;

5. акты федеральных органов исполнительной власти;

6. законы субъектов Р.Ф.;

7. акты соответствующих органов местного самоуправления;

8. нормативные разъяснения пленума Верховного Суда Г.Ф.;

9. постановления Конституционного Суда Р.Ф..

Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство.

Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:

1) журнальный учет (ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам; наиболее удобная форма - этого учета тематико-предметная, т.е. акты систематизируются по отраслям права);

2) карточный учет (его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты НПА; карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно - отраслевому принципам; при отмене НПА, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения);

3) поддержание текстов НПА в контрольном состоянии (подразумевает внесение изменений и дополнений и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих НПА);

4) автоматизированный учет (с помощью компьютера «консультант плюс», «гарант», «кодекс»).

Инкорпорация - объединение ППА определенного уровня в сборники или собрания законодательства.

Инкорпорация может быть:

официальной (своды законов государства и т.д.);

полуофициальной (инкорпорация, но поручению министерств,

ведомств);

неофициальной (создание сборников и т.д. но инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.).

Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

Консолидация - объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов. Она осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

Кодификация - коренная переработка однородных нормативных актов и сочетание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания для соответствующей отрасли права, например, кодекса.

Акт, возникший в результате кодификации: охватывает обширную сферу однородных отношений; имеет важное значение для всего общества; стабилен и действуем длительное время; значителен по объему; имеет сложную структуру; является единым и внутренне логичным документом.

Формами кодифицированных актов являются основы законодательств;), кодексы, уставы, положения, правила.

Формы реализации права.

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях.

Формы реализации права:

1.Соблюдение

2.Исполнение

3.Использование

4.Применение

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, соблюдают требования правовых норм. Поведение индивида может быть правомерным, неправомерным, юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, таким образом право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации права заключаются в следующем:

Это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий

Наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех субъектов от гр. до президента

Она касается главным образом правовых запретов

Осуществляется вне конкретных правоотношений

Происходит естественно, обычно, незаметно

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя правовые нормы.

Спецификой данной формы является то, что:

Распространяется на обязывающие формы

Предполагает активные действия субъектов

Отличается императивностью, властностью

В большинстве случаев правоисполнительные действия фиксируются и оформляются

При использовании субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право. В повседневной жизни люди постоянно совершают юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают в правоотношения с организациями и друг с другом. (продают, покупают, увольняются) Это они могут делать сами по себе. Но иногда гражданину необходимо содействие органов (получение пенсии, выдача паспорта, оформить завещание)

В процессе реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются, используются, но и применяются уполномоченными на то органами к субъектам, событиям, фактам. Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции. Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание.

Система права и система законодательства - это две тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной социальной сущности -права. Система права и система законодательства соотносятся как содержание и форма.

Система права как его содержание - это внутренняя структура права, а система законодательства - это внешняя форма права, которая выражает строение его источников, т. е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком смысле этого слова и есть право.

Структура права носит объективный характер, она обусловлена экономическим базисом общества. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных отношений, а это в свою очередь способствует появлению новых правовых институтов и отраслей права. Система законодательства, напротив, носит от части субъективный характер, это форма существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты.

Система законодательства - это дифференцированная система нормативно-правовых актов, основанная на принципах субординации и скоординированности. Отраслевая обособленность венчает систему законодательства, но обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права (институт, отрасль и др.).

Следует отметить, что, несмотря на большое количество общих черт, система права и система законодательства имеют и некоторые различия:

1. Первичным элементом системы права является юридическая норма, а первичным элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт.

2. Отрасль права не всегда совпадает с отраслью законодательства. В одних случаях отрасль права существует, однако соответствующая ей отрасль законодательства отсутствует (финансовое право), в других же случаях отрасль законодательства существует без выделения соответствующей правовой отрасли (Таможенный кодекс РФ), в третьих же случаях отрасль права полностью совпадает с соответствующей ей отраслью законодательства (гражданское право и ГК РФ).

3. Система законодательства по объему представленного материала намного шире системы права.

4. Отрасли и институты права подразделяются и по предмету, и по методу правового регулирования; отрасли законодательства подразделяются только по предмету и не имеют единого метода правового регулирования.

5. Внутренняя структура системы права имеет вертикальное строение, это деление системы права на правовые нормы, институты и отрасли. Система законодательства, напротив, имеет вертикальное строение, она строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией органа, издающего данные нормативно-правовые акты.

6. Как было указано выше, система права носит объективный характер, система законодательства - в большей степени субъективный характер

17. Методология теории государства и права: характеристика частно-научных методов

18. Методология теории государства и права: понятие, классификация.

Теория государства и права располагает определенным набором методов познания для изучения интересующих ее явлений.

Методы познания – это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать методологией науки.

Принципы познания. Под принципами познания понимаются те исходные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принципы историзма, объективности, всесторонности, конкретности и плюрализма. Рассмотрим их подробнее.

Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

Принцип объективности. Он означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

Принцип всесторонности. Согласно данному принципу государственно-правовые явления должны исследоваться с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип конкретности. Он требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания; выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию.

Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.

Методы познания. В теории государства и права принято разделять используемые методы на философские, общенаучные и частнонаучные

Система методов государства и права представлена на рис. 3.1.

Философские методы. Они составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Философские методы сообщают о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.

К основным философским методам, выделяемым наукой, относятся диалектико-материалистический и идеалистический методы.

Традиционно общим методом признается метод материалистической диалектики. Выбор данного метода обусловлен тем, что право существует как социальное явление и нет никакого принципиального различия между юридическими и другими общественными науками. Работа метода материалистической диалектики осуществляется в праве, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, к их сущности, от сущности явлений к конкретному многообразию, в котором они представлены.

Значимость диалектики определяется не только категориями. Кроме названных в нем используются также явление – сущность, количество – качество, причина – следствие, а направленность познания – не просто от незнания к знанию, а от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности

Генезис и становление целого в рамках диалектического метода является воспроизводством ретроспективного, существующего в действительности отношения. Сам метод начинает работать только с уже сформировавшимися категориями и понятиями.

Теория права продолжает развиваться в рамках нормативной концепции. Право воспринимается как система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Естественным следствием такой трактовки права является, во-первых, примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. Во-вторых, в гносеологическом плане подобное восприятие права привело к тому, что оно перестало ассоциироваться с чувственной человеческой деятельностью, практикой, а было перенесено в более высокую область духовной жизни.

Диалектический метод претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.

Представители другого философского направления – идеализма – связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключенное в душе индивидуума. В XX в. получили распространение различные варианты объективно и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.

Согласно основным постулатам прагматизма (Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos – дело, действие) – это философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. С точки зрения прагматизма объекты познания формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление есть средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории – инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Понятие прагматизма впервые было введено в философию в 1878 г. американским философом Чарльзом Пирсом (1839–1914). Вопросами прагматизма занимались также У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф.К.С. Шиллер, Дж. Г. Мид) понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практическими результатами.

Интуитивизм (Интуитивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Интуиция понимается как особая способность сознания, несводимая ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению. В построении концепции интуитивизма ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида – опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни А. Бергсона, феноменология Э. Гуссерля, экзистенциализм М. Хайдегтера, интуитивизм Н.О. Лосского)) основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Ученый-правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство.

Аксиологический метод (Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – слово, учение) – учение о ценностях) представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.

Общенаучные методы. Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. Речь идет об общенаучных методах изучения государства и права, применяемых на отдельных стадиях научного познания, к которым относятся методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического материализма, методы восхождения от простого к сложному.

Методы анализа и синтеза. Как прием научного мышления анализ (от греч. analysis – разложение) выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации,позволяющий установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы. Анализ неразрывно связан с синтезом, соединением элементов в единое целое.

Синтез (от греч. synthesis – соединение) как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Методы от индукции к дедукции. Под индукцией (от лат. inductio – наведение, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, т.е. общему утверждению) понимается логический прием, заключающийся в изначальном познании отдельных (первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).

Дедукция (от лат. deductio – выведение) представляет собой цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой связаны отношением логического следования.Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, после чего обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, далее выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и завершить этот процесс исследованием правовой нормы и ее структуры.

Методы исторического материализма. Термин “материализм” употребляется начиная с XVII в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала XVIII в. – в философском смысле для противопоставления материализма идеализму.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – это основное научное философское направление, признающее в противоположность антинаучному положению идеализма первичность материи по отношению к духу вне и независимо от сознания. Историческими формами материализма являются античный материализм (Демокрит, Эпикур); материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно); метафизический (механистический) материализм XVII–XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм XVIII в. (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро); антропологический материализм (Л. Фейербах); диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

К общенаучным методам также можно отнести системный, функциональный и герменевтический методы. Системный метод изучает государство и право, государственно-правовые явления с позиции их системности. С ним тесно связан функциональный метод, который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов. Герменевтический метод исходит из того, что текст нормы есть документ особого мировоззрения автора и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому. Поэтому данный метод предполагает вкладывать в исследуемые понятия именно то содержание, которое подразумевал их автор.

Частнонаучные методы. Общенаучные методы, рассмотренные нами ранее, определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки, поэтому наряду с ними существуют частнонаучные, или специальные, методы, которые используются лишь в рамках определенной науки, т.е. позволяют непосредственно получить конкретные знания по вопросам государства и права. Такого рода методы можно классифицировать на специальные неюридические и специальные юридические методы.

К первой группе относятся методы статистический, структурного анализа, общие социальные методы, кибернетический.

Статистический метод основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления (например, преступности, уровня законности и т.д.). Он включает наблюдение за явлениями, сводную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью иповторяемостью (Статистика (нем. Statistik, от итал. stato – государство) – это вид практической деятельности, направленной на собирание, обработку, анализ и публикацию статистической информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем ее многообразии (экономики, культуры, морали, политики и др.). В этом смысле под статикой понимают и совокупность сводных, итоговых показателей, относящихся к какой-либо области общественных явлений. Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений).

Методы структурного анализа. Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса методов, в том числе и тех, которые применяются в других областях современного знания.

Общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, эксперимент и т.п.) используются для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, контроля над преступностью, включая ее организованные и наиболее опасные формы. Социальный метод требует, чтобы предлагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальную значимость и последствия решений в области права и государства.

Кибернетический метод представляет собой прием, связанный с использованием понятий и технических средств кибернетики (Кибернетика (от греч. kybernetike – искусство управления) – это наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования кибернетики составляют так называемые кибернетические системы, рассматриваемые абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примеры кибернетических систем – автоматические регуляторы в технике, ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество. Каждая такая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею) (например, понятий “управление”, “обратная связь”) и т.д. Данный метод используется для проектирования средств автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации.

К специально юридическим методам относятся формально-логический, сравнительный, исторический методы.

Формально-логический (или догматический (Догма (от греч. dogma – мнение, учение, постановление) – это положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Догма права является одним из направлений юридической науки и заключается в изучении, комментировании, систематизации и толковании норм действующего права)) метод позволяет формулировать понятия, отражающие отдельные, общие стороны, выявлять свойства правовых явлений либо явлений в целом, например абстракция “субъект права”. Этот метод позволяет найти несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой и т.п., и следовательно, дает возможность на научной основе поставить вопросы о принятии новых законов, изменении или отмене действующих правовых актов.

Сравнительный метод вводит в государственно-политическую и правовую практику приемы сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или раздельно в известном периоде времени. При этом различают макросравнение (сравнение правовых систем) и микросравнение (сравнение элементов правовых систем). Этот метод помогает выявить особенности правовых взглядов и правовых норм различных народов в различные исторические эпохи. Сравнительный анализ применяется для сравнения правовых норм в разных странах в одно и то же время или в одной и той же стране в разное время.

Исторический метод является основным способом познавания права и государства, исторических, политических и правовых учений, т.е. закономерностей становления и развития государства и права.

Совокупность указанных методов и приемов научного исследования и составляет методологию теории государства и права как науки.


Похожая информация.


Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями - правовой системой и системой законодательства.

При рассмотрении понятия "система права" необходимо отличать его от, казалось бы, созвучного, понятия "правовая система".

Правовая система — это более широкое понятие, чем система права. Она представляет собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система определяет своеобразие права той или иной конкретной страны. В зависимости от того, какой из элементов правовой системы играет решающую роль, выде-ляют семьи правовых систем: романо-германскую, где главенствующую роль в качестве ис-точника права играет нормативно-правовой акт;англосаксонскую - здесь доминирующее значение имеет юридическая практика, прецедент; мусульманскую, где определяющее место занимает мусульманская религия.

Правовую систему можно определить как взятые в единстве основные правовые явления конкретной страны: 1) собственно право и выражающее его законодательство, 2) правовая идеология. 3) юридическая практика (в ее широком смысле (правоотношения, учреждения, акты реализации и т.д.). Эти структурные элементы правовой системы позволяют совместить нормативный (законодательный), идеологический (духовный) и "фактический" (конкретно-практический) аспекты правовой действительности в их главных, конститутивных (основополагающих) для данной правовой общности измерениях.

Право и выражающее его законодательство являются главным, цементирующим элементом правовой системы. Без права нет правовой системы, ибо оно вызывает к жизни каждый из ее элементов. Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явления - элементы правовой системы: правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения. Хорошо продуманное, эффективно действующее законодательство делает таковой и правовую систему в целом. Законодательство означает юридизацию общественных, в данном случае правовых отношений.

Под "правовой идеологией" теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Такое понимание соответствует философскому восприятию идеологии как системы общественных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Формирование правовой идеологии - это процесс осмысливания обществом множества правовых явлений, выработка научно-теоретического багажа на пути понимания правовой действительности. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления - правовая психология.

В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

= Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Национальные правовые системы могут быть объединены в правовую семью. В понятии "национальная правовая система", наряду с собственно правом, важную роль могут играть либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология.

= Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем. Эта совокупность определяется общностью источников, структуры права и исторического пути его формирования. Основными правовыми семьями на нашей планете являются:

A. семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон). Романо-германская правовая семья охватывает большинство стран Европы (Италия, Франция, Германия и т.д.). К этой семье примыкает латиноамериканское право, правовая система Японии, скандинавское право;
B. семья нормативно-субъективных, англо-саксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США и ряда других стран (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент, который выполняет служебную роль нормы права);

C. семья религиозно-традиционных систем - мусульманское право, индусское право, обычное право стран Африки, дальневосточное право (эта семья охватывает 4/5 планеты).

= группы правовых систем .

Юридическая практика важный элемент правовой системы. Он связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика - это всегда определенный результат правотворческой или правоприменительной деятельности. Каков этот результат, такова и степень надежности и эффективности правовой системы. Правовая система создается для нормального человеческого общежития, и юридическая практика как завершающий ее элемент наглядно показывает, что представляют собой юридические нормы в реальности и как они применяются.

Юридическая практика в свою очередь влияет на другие элементы правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность. В то же время не всякая юридическая практика и не все ее правоположения являются прогрессивными, правильными и используются для совершенствования законодательства.

Понятие и элементы системы законодательства

Система права со своими отраслями, объединяющими нормы права, выступает как внутреннее содержание, а система законодательства - внешняя форма, в которую облекаются нормы права.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Система законодательства это внутренняя структура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной области общественной жизни.

В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства является внешним выражением системы права. Она формируется путем издания и систематизации правовых актов.

Выделяют следующие системы законодательства:

Горизонтальная система законодательства обусловлена предметом правового регулирования - конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (например, трудовое законодательство - трудовое право, гражданское процессуальное законодательство гражданское процессуальное право).

Вертикальная система законодательства отражает иерархию государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты президента, указы президента, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Комплексная система законодательства складывается в зависимости от объекта правового регулирования (например, природоохранительное законодательство, экологическое законодательство).

Между системой права и системой законодательства, несмотря на их взаимосвязанный характер имеются различия;

Во-первых, система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены:

система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах;

система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

Во-вторых, первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативного акта.

В-третьих, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства - в качестве формы.

В-четвертых, система права служит исходной базой для системы законодательства.

В-пятых, система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное.

В-шестых, система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а право помимо законодательства оформляется в юридических обычаях, нормативных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. д.

В-седьмых, каждая отрасль в системе права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства такими объединяющими началами не обладают.

Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.

Система права соотносится с философской категорией «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

Первичным элементом системы права является норма права.

Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь, право, получая формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право – более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.

Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена реально существующими общественными отношениями. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

Кроме того, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны и, если государство федеративное, то имеют место два уровня законодательства –федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, а если государство унитарное, то уровень законодательства один – центральное законодательство.

Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.