Правовая природа решений конституционного суда российской федерации. Правовая природа решений конституционного суда рф и их значение в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности Правовая природа решений конституционного суда российской фе

  • Вопрос 16. Экономические основы конституционного строя рф
  • Вопрос 17. Принципы социального и правового государства по крф
  • Вопрос 18. Политические основы конституционного строя. Политический и идеологический плюрализм.
  • Вопрос 19.Правовой статус общественных объединений. Организационно – правовые формы общественных объединений.
  • Вопрос 20. Особенности правового статуса пп в рф.
  • Вопрос 21. Принцип светского государства. Основы взаимоотношений религиозных объединений и государства рф. Правовой статус религиозных объединений
  • Вопрос 22. Народовластие как основа конституционного строя рф. Виды народовластия.
  • Вопрос 23. Референдум: понятие, виды,правовое регулирование, вопросы референдума, порядок организации и проведения референдума
  • 5. На референдум не могут выноситься вопросы:
  • Вопрос 24. Конституционный статус личности: понятие, структура, принципы
  • Вопрос 25. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, характеристика. Классификация конституционных прав и свобод.
  • 26. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: виды, содержание.
  • 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации: виды и содержание.
  • Вопрос 28: Политические права и свободы
  • 28. Социально-экономические и культурные права и свободы личности в Российской Федерации: виды,содержание.
  • 29. Гарантии конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.
  • 31. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
  • 32. Воинская обязанность граждан рф. Право на замену воинской обязанности альтернативной гражданской-службой
  • 33. Понятие, правовое регулирование и принципы гражданства Российской Федерации.
  • 35. Прекращение гражданства Российской Федерации: правовое регулирование, основания и порядок прекращения.
  • 36. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей: правовое регулирование, содержание.
  • 37. Полномочные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской-Федерации.
  • 38. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации. Обжалование решений по вопросам-гражданства-Российской-Федерации.
  • 39. Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Право убежища
  • 40. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового-положения.
  • 41. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • 42. История развития федерации в России.
  • 43. Государственная целостность и единство системы государственной власти как принципы федеративного устройства рф.
  • 44. Принцип равноправия и самоопределения народов в рф и формы его реализации.
  • 45. Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года.
  • 46. Принцип разграничения предметов ведения рф и субъектов рф и полномочий органов государственной власти рф и ее субъектов. Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий.
  • 47. Порядок принятия в состав рф нового субъекта Федерации
  • 48. Порядок образования в составе рф нового субъекта Федерации.
  • 49. Государственные символы и правовой статус столицы Российской Федерации.
  • Федеральный конституционный закон о государственном гербе российской федерации
  • Федеральный конституционный закон о государственном флаге российской федерации
  • Закон о статусе столицы российской федерации
  • 50. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
  • 51. Особенности статуса автономных округов и автономной области в Российской Федерации.
  • 53. Принципы избирательного права в Российской Федерации, их гарантии.
  • 54. Понятие избирательного процесса и его стадии (общая характеристика).
  • 4. Формирование избирательной комиссии.(Из. Ком)
  • 5. Составление списка избирателей
  • 6. Выдвижение и регистрация кандидатов
  • 7. Предвыборная агитация (па) и информирование
  • 8. Голосование
  • 9. Подсчет голосов и установление результатов выборов
  • 55.Назначение выборов, образование избирательных округ и участков:
  • 56. Регистрация и составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий.
  • Избирательные комиссии
  • 57. Выдвижение и регистрация кандидатов, список кандидатов. Отказ в регистрации отмена регистрации: основания и порядок.
  • 58. Правовой статус кандидатов, избирательных объединений. Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума
  • 59. Информирование избирателей и предвыборная агитация. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах
  • 60.Финансирование.Выборов.В.Российской.Федерации.
  • 61. Голосование и определение результатов выборов. Порядок определения результатов выборов:
  • 62. Несостоявшиеся выборы. Признание выборов недействительными.
  • 63. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы.
  • 64. Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в Российской Федерации
  • Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации.
  • Вопрос 65:
  • 66. Условия и порядок выборов президента рф. Федеральный закон о выборах президента российской федерации
  • Выдвижение и регистрация кандидатов
  • Глава VII. Информирование избирателей и предвыборная агитация
  • Глава IX. Голосование и определение результатов выборов президента российской федерации
  • Глава X. Вступление в должность президента российской федерации
  • 67. Прекращение полномочий Президента рф.
  • 68. Администрация Президент рф.
  • 69. Акты п рф, порядок их опубликования и вступления в силу.
  • 70.Конституционно-правовой-статус-Федерального-Собрания-рф.
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Избирательные участки. Списки избирателей
  • Глава 3. Избирательные комиссии
  • Глава 5. Политические партии
  • Глава 6. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов
  • Глава 10. Голосование
  • Глава 11. Подсчет голосов избирателей. Установление итогов голосования. Определение результатов выборов депутатов государственной думы
  • 72. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.
  • Федеральный закон
  • О порядке формирования совета федерации федерального
  • Собрания российской федерации
  • 73. Внутренняя структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания рф.
  • 1) Ст. 102 Решение вопроса о доверии Правительству.
  • 7) Выдвижение обвинения против Президента рф для отрешения его от должности
  • 3. Назначение на должность, освобождение от должности председателя цб рф.(Банка России)
  • 5) Назначение, освобождение от должности уполномоченного по правам человека.
  • 6) Объявление амнистии
  • Председатель
  • Ведение п.Сф
  • Совет Палаты - коллегиальный орган сф, образованный для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности сф. В состав с правом решающего голоса входят:
  • 76. Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания рф.
  • Глава II. Гарантии деятельности члена совета федерации, депутата государственной думы
  • 78.Роспуск-Государственной-Думы.
  • 79. Законодательный процесс в Российской Федерации: общая характеристика
  • 80. Право законодательной инициативы в Российской Федерации.
  • 81. Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов.
  • Федеральный закон
  • О порядке опубликования и вступления в силу
  • Федеральных конституционных законов, федеральных
  • Законов, актов палат федерального собрания
  • 83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.
  • 84. Правительство рф: функции, порядок формирования, полномочия, акты.
  • 85. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
  • 86. Конституционный Суд Российской Федерации: место в судебной системе, структура, основные принципы деятельности.
  • 87. Основания и повод рассмотрения дел в Конституционном Суде рф
  • 88. Решения Конституционного Суда рф: виды и правовая природа..
  • 89. Статус судей Конституционного Суда рф.
  • 90. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовое регулирование, основные полномочия; порядок досрочного прекращения полномочий.
  • 93. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: понятие и принципы. Органы местного самоуправления и должностные лица.
  • Принципы территориальной организации местного самоуправления
  • Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
  • 88. Решения Конституционного Суда рф: виды и правовая природа..

    По вопросам, отнесенным к ведению КС РФ, КС принимает следующие виды решений:

      Постановления КС РФ - итоговые решения КС РФ, принятые по вопросам о соответствии КРФ определенных н.п.а.; о разрешении спора о компетенции между соответствующими субъект-ми органами государственной власти; по вопросам о толковании КРФ.

      Заключения - решения принимаются по существу с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для его отрешения от должности.

      Определения - оформляются решения КС по иным вопросам, отнесенным к его ведению (например: по процедурным вопросам: отказ КС принять к своему рассмотрению какой-либо запрос)

    Решения КС считаются принятыми, если за него проголосовало большинство, участвовавших в голосовании судей. Исключения - принятие решения о толковании К., необходимо 2/3 от общего числа судей КС РФ.

    Статья 71. Виды решений

    Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации.

    Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

    Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

    Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

    В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

    Статья 72. Принятие решения

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

    В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

    Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

    Статья 73. Передача дела палатой Конституционного Суда Российской Федерации на рассмотрение в пленарном заседании

    В случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.

    Статья 74. Требования, предъявляемые к решениям

    Решения Конституционного Суда Российской Федерации должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

    Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

    Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.

    Определения Конституционного Суда Российской Федерации оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом или решением Конституционного Суда Российской Федерации.

    Статья 75. Изложение решения

    В решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

    1) наименование решения, дата и место его принятия;

    2) персональный состав Конституционного Суда Российской Федерации, принявший решение;

    3) необходимые данные о сторонах;

    4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;

    5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос;

    6) требования, содержащиеся в обращении;

    7) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации;

    8) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, которыми руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения;

    9) доводы в пользу принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;

    10) формулировка решения;

    11) указание на окончательность и обязательность решения;

    12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

    Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.

    Статья 76. Особое мнение судьи

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации" вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

    Статья 77. Провозглашение решения

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.

    Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

    судьям Конституционного Суда Российской Федерации;

    сторонам;

    Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека;

    Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации.

    Решения Конституционного Суда Российской Федерации могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

    Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.

    Статья 79. Юридическая сила решения

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

    Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

    В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

    Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации

    В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

    1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

    2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

    3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

    4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

    5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

    Статья 81. Последствия неисполнения решения

    Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.

    Статья 82. Исправление неточностей в решении

    Конституционный Суд Российской Федерации после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение.

    Статья 83. Разъяснение решения

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.

    Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается в пленарном заседании или в заседании палаты, принявшей это решение, с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.

    О разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение.

    Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации

    Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации исключительно в пленарных заседаниях:

    1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

    2) дает толкование Конституции Российской Федерации;

    3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

    4) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

    5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

    Конституционный Суд Российской Федерации в пленарных заседаниях также:

    2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда Российской Федерации;

    3) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;

    4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также распределяет дела между палатами;

    5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о досрочном освобождении от должности Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

    Статья 22. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации

    Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда Российской Федерации и не подлежащие рассмотрению согласно настоящему Федеральному конституционному закону исключительно в пленарных заседаниях.

    Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат:

    1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

    а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

    б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

    2) разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной власти;

    б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

    3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

    Конституционный суд как орган государственной власти. Конституционный суд в судебной системе. Политико-правовая природа Конституционного Суда РФ. Конституционное правосудие в федерациях. Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации. Официальные символы конституционного суда. Местопребывание конституционного суда. Независимость конституционного суда, ее гарантии

    Судебная власть есть одна из ветвей государственной власти. Поэтому конституционный суд как орган судебной власти, вхо­дящий в механизм осуществления государственной власти в це­лом, одновременно имеет родовые признаки органа государст­венной власти, однако есть все основания говорить об особой политико-правовой природе конституционного суда как органа государственной власти.

    Исходным для характеристики природы конституционного суда в качестве органа государственной власти является осуществление им конституционного контроля как самостоятельного направления государственно-властной деятельности. Конституционно-контроль­ная деятельность, как известно, осуществляется не только консти­туционным судом, но и иными государственными органами (главой государства, парламентом, правительством и др.).

    Конституционный суд обеспечивает верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства и приме­нительно ко всем субъектам права. Решения конституционного суда выносятся от имени государства, действуют на всей терри­тории государства, имеют общеобязательную юридическую силу и могут быть преодолены только путем принятия новой консти­туции или внесением изменений и дополнений в действующую.

    Конституционный суд как орган государственной власти стоит в одном ряду с такими высшими органами государственной вла­сти, как глава государства, парламент и правительство. Через осу­ществление конституционного контроля он может оказывать зна­чительное влияние на их деятельность, прежде всего в сфере нормотворчества (законодательства), отменяя, по существу, противо­речащие конституции законы, другие нормативные акты, их от­дельные положения, пользуясь правом законодательной инициа­тивы, толкуя конституционные нормы при разрешении конкрет­ных дел и давая официальное толкование конституции, обяза­тельное для всех субъектов права.

    Конституционный суд в известном смысле и в известных пре­делах творит право, определяя направление развития законода­тельства, создавая прецеденты толкования конституции и законов, заполняя известные пробелы в конституции при ее официальном толковании. Тем самым конституционный суд идет дальше про­стой интерпретации конституционных норм. Он одновременно развивает и создает конституционно-правовую доктрину, мотиви­руя принятие своих решений. Конституционный суд играет осо­бую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между законо­дательной и исполнительной властью, он выступает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и ста­бильности в обществе и государстве, как хранитель конституци­онных ценностей, стоящий на страже конституционного строя.

    Конституционно-правовая доктрина в современном мире ак­центирует внимание на решении судебным конституционным контролем чисто правовых вопросов, на уходе (отказе) от рас­смотрения политических вопросов и политических решений, от предоставления предварительных и последующих (не предусмот­ренных законом правовых форм) консультаций другим органам государственной власти. В силу специфики своей политико-правовой природы консти­туционный суд может рассматриваться самостоятельно, отдельно от судебной системы как один из высших органов государственной власти наряду с другими высшими органами государственной вла­сти. Поэтому в конституциях ряда государств, на наш взгляд, впол­не обоснованно выделяют разделы (главы), посвященные конститу­ционному суду, и не обязательно они привязаны к разделам, по­священным судебной системе, судебной власти.

    Появление в России института конституционного контроля повлекло за собой существенные изменения в развитии российского конституционного права, касающиеся регламентации статуса Конституционного суда РФ, его взаимоотношений с другими органами государственной власти, конституционного судопроизводства как на федеральном, так и на региональном уровне и т. д. Однако проблема взаимодействия специализированного органа конституционного контроля, которым является Конституционный суд РФ, и российской правовой системы не сводится только лишь к появлению необходимости урегулирования отношений в сфере конституционного правосудия. Существует и другой, как представляется, еще более важный аспект рассмотрения обозначенной проблемы - воздействие на российскую правовую систему самой деятельности Конституционного суда, а точнее, роль и значение для российского правотворчества, правореализации, а также конституционной культуры российского общества его решений.

    Одним из наиболее дискуссионных на сегодняшний день остается вопрос о юридической природе решений Конституционного суда РФ. В юридической литературе отсутствует единое мнение по данной проблеме, достаточно часто ученые обращаются к вопросу о том, являются или нет эти решения источниками российского права.

    Сторонники нормативистской концепции права рассматривают в качестве единственного источника права нормативно-правовой акт и, исходя из идеи разделения властей, считают недопустимой подмену законодательных решений актами органов, осуществляющих правосудие, пусть даже и конституционное. Такой подход, на наш взгляд, не выдерживает критики, поскольку разделение властей вовсе не предполагает возможности осуществления правотворческой деятельности только законодательными органами. Ведь исполнительные органы не выводятся из круга субъектов данного вида юридической практики.

    Конечно, роль Конституционного суда РФ в правотворческом процессе довольно специфична, что объясняется его юрисдикционной природой, предполагающей, что назначение данного органа государственной власти, прежде всего, состоит в использовании и применении конституционных норм. На этом основании некоторые авторы делают заключение о том, что Конституционный суд РФ ни при проверке конституционности отдельных актов или их положений, ни при разрешении споров о компетенции, ни при толковании Конституции РФ не создает новых норм, а выступает соответственно в роли «блюстителя юридической строгости правовой системы, института, в определенной мере сдерживающего и дисциплинирующего законодательную и исполнительную власть в их правотворческой деятельности», выполняет функцию арбитра, традиционную для судебного органа, «раздвигает или уточняет содержание сформулированного в Конституции нормативного установления исходя из его буквы и смысла с целью наиболее точного понимания и единообразного применения толкуемого конституционного положения». В итоге решения Конституционного суда рассматриваются лишь в качестве источника науки конституционного права, не носящего свойства нормативности .

    Не придерживаясь данной точки зрения, отметим, что деятельность Конституционного суда РФ играла и играет значительную роль не только в развитии конституционно-правовой науки, но и в становлении современного российского конституционализма и, прежде всего, российского Основного Закона.

    Нельзя не согласиться с профессором Н. С. Бондарем, который, рассматривая деятельность органов конституционного правосудия как универсального института разрешения социальных противоречий, отмечает, что эта деятельность не исчерпывается правоприменением, а «имеет значительно более сложный характер: получая институционное оформление прежде всего как правоприменительный юрисдикционный процесс, конституционное правосудие - и это становится все более очевидным для современной юриспруденции - в своих итогово-правовых характеристиках сближается с нормативно-установительной юридической практикой, с правотворчеством» и определяет Конституционный суд в качестве квазиправотворческого органа, имея ввиду, что «квазихарактеристикой подчеркивается не мнимый, а специфический, не классически-правотворческий статус данного органа» .

    ее юридической силы (ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации»), а значит, отменяет ее. Следовательно, соответствующее решение Конституционного суда не лишено свойств нормативного акта, направленного, как известно, не только на установление правовых норм, но и на их изменение, отмену, или на изменение сферы их действия. В данном случае Конституционный суд РФ играет роль «негативного законодателя». Однако несмотря на то, что в деятельности Конституционного суда РФ данный способ участия в правотворческом процессе является преобладающим, его нельзя рассматривать в качестве единственного канала воздействия на процесс воплощения в жизнь конституционных предписаний, их конкретизации в текущем законодательстве.

    В силу установленного самой Конституцией особо «жесткого» порядка ее пересмотра и внесения конституционных поправок, несовершенства законодательства Конституционный суд РФ, осуществляя конституционный контроль и давая официальное, обязательное для всех субъектов права толкование ее положений, неизбежно выступает и в качестве «положительного законодателя». Здесь речь идет не о праве законодательной инициативы, которым Конституционный суд наделен в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, поскольку в этом случае его участие в законотворческом процессе только инициативой и ограничивается. Речь идет о возможности Конституционного суда РФ выносить решения, фактически создающие новые нормы, не изменяя текст Конституции, совершенствовать смысл конституционных положений посредством официального толкования.

    Как отмечает председатель Конституционного суда РФ профессор В. Д. Зорькин, «юридическая сила итоговых решений Конституционного суда превышает юридическую силу любого закона, а соответственно, практически равна юридической силе самой Конституции, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного суда, относящихся к соответствующим нормам, и тем более вопреки этим решениям», а «любое толкование высшего закона страны, которое дается Конституционным судом в его правовых позициях, имеет конституционную силу» .

    Следует отметить, что деятельность по толкованию конституционных положений не ограничивается реализацией Конституционным судом РФ предоставленного ему ч. 5 ст. 125 Конституции полномочия. Интерпретация конституционных принципов и норм, раскрывающая их смысл, является сутью деятельности Конституционного суда, поскольку он опирается на нее при реализации большинства своих полномочий. Вне толкования конституционных предписаний невозможны ни проверка конституционности различных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, договоров между ними, ни вступивших в силу международных договоров России, ни рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти в Российской Федерации, ни рассмотрение по жалобам граждан и запросам судов вопросов о конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, ни решение вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Таким образом, реализация всех полномочий Конституционного суда РФ предполагает интерпретацию им конституционных положений, используемых в каждом конкретном случае.

    На нормативное значение, прецедентный характер решений Конституционного суда РФ, их нормативно-интерпретационную природу исключительно важное и положительное влияние на законотворческую и правоприменительную практику социальной защиты граждан, значительное влияние на правовое регулирование земельных отношений, развитие законодательства об административной ответственности и т. д. обращают внимание многие специалисты .

    Между тем речь не идет о вторжении конституционного судебного контроля в сферу полномочий законодательных или исполнительных органов власти. Конституционный суд призван обеспечить баланс между социальной защищенностью и личной свободой, поддержкой нуждающихся и экономической эффективностью, обеспечением социального мира и созданием условий для динамического развития. При этом Конституционный суд не вправе подменять законодателя, давая оценку целесообразности и экономической обоснованности его решений и не может устанавливать виды льгот, конкретные размеры пенсий, пособий и т. п. Однако Конституционный суд РФ имеет возможность воздействовать на органы законодательной власти, обозначая конституционные ориентиры их законотворческой деятельности .

    Принимаемые Конституционным судом решения общеобязательны, причем не только для сторон по конкретному делу, но и для других субъектов права, что придает им прецедентный характер. Выработанная в нем правовая позиция становится образцом, которым в обязательном порядке должны руководствоваться другие органы государственной власти, должностные лица при разрешении вопросов на основе актов содержащих аналогичные признанным неконституционными нормам. Такой характер решений Конституционного суда имеет законодательное закрепление. Так в ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» закреплено, что признание не соответствующим Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанном неконституционным полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. А согласно ч. 3 ст. 87 данного закона признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта Российской Федерации, договора субъекта Российской Федерации или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Российской Федерации положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

    Положения этих нормативных актов или договоров не могут быть применены судами, другими органами и должностными лицами.

    Обязательность решений Конституционного суда России является важнейшим свойством, отличающим их от постановлений Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ, носящих рекомендательный характер. Несмотря на то, что некоторые авторы рассматривают последние в качестве источников права , их юридическая природа существенно отличается от природы решений Конституционного суда. Критерием их разграничения как раз и является обязательность соответствующих решений для различных субъектов права. Как представляется, наиболее наглядно это демонстрирует расхождение во мнении Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ относительно применения судами в процессе осуществления правосудия Конституции Российской Федерации, выразившееся в итоговых решениях (постановлениях) соответствующих органов, отразивших диаметрально противоположные позиции по одной той же проблеме .

    В целом, можно выделить ряд свойств постановлений Конституционного суда РФ, раскрывающих их нормативную природу, позволяющих рассматривать их в качестве источников российского права, способных в большей мере, нежели все остальные нормативные акты, развивать заложенные в Конституции идеи и принципы:

    а) постановления о толковании положений Конституции РФ, о проверке конституционности актов, перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, о разрешении компетенционных споров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, могут приниматься только Конституционным судом РФ;

    б) постановления Конституционного суда РФ общеобязательны и носят прецедентный характер;

    в) постановления Конституционного суда РФ не требуют дополнительного подтверждения другими государственными органами, имеют юридическую силу, превышающую силу федеральных законов;

    г) постановления Конституционного суда подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, которых оно касается;

    д) решения Конституционного суда РФ окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в силу немедленно после их провозглашения (ч. 1 ст. 79 Закона «О Конституционном суде Российской Федерации»).

    Последняя характеристика решений Конституционного суда РФ оценивается специалистами неоднозначно. Профессор М. И. Байтин рассматривает ч. 1 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» как норму, ставящую Конституционный суд в особое положение в структуре государственного механизма, противоречащую

    конституционному принципу разделения властей, природе правового государства и предлагает возложить на Государственную Думу Федерального Собрания РФ право пересмотра постановлений Конституционного суда, в которых он превышает свои полномочия и вторгается в сферу деятельности законодательной власти, в порядке осуществления ею аутентичного толкования законов и Конституции РФ, которое «само собой разумеется и не нуждается в специальном упоминании в тексте Конституции». В этой связи предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г., причем, по мнению М. И. Байтина, решение этой задачи облегчается тем, что имеется прецедент внесения поправки в данный Закон. Речь идет о ст. 80 данного Закона, которая изначально включала в себя лишь указание на то, что «решение Конституционного суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены», а Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 г. в нее были включены обязанности государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Конституционного суда РФ. Из этого делается вывод, что решения Конституционного суда подлежат не немедленному исполнению, а лишь после внесения в установленные сроки соответствующих изменений в закон или иной нормативный акт Российской Федерации и ее субъектов .

    На наш взгляд, с такой позицией вряд ли можно согласиться по следующим причинам. Во-первых, как отмечает сам профессор М. И. Байтин, под аутентичным толкованием понимается подлинное, достоверное, основанное на первоисточнике, исходящее от органа, принявшего данный нормативный акт толкование. В этом случае остается неясным, почему «само собой разумеется», что именно Государственная Дума призвана давать аутентичное толкование Конституции РФ, принятой всенародным голосованием. Как представляется, в силу того, что аутентичное толкование акта, принятого на референдуме, в принципе невозможно, предоставление права толковать Конституцию РФ только Конституционному суду РФ преследовало цель обеспечить объективность соответствующих решений. Конституционному суду РФ принадлежит специфическое место в системе органов государственной власти, построенной на основе принципа разделения властей. Будучи органом, не входящим в законодательную и исполнительную ветви власти, он занимает особую нишу и в судебной системе, поскольку, с одной стороны, он является судебным органом, а с другой -занимается специфической сферой деятельности - конституционным судопроизводством, решает исключительно вопросы права, а не факта. В этой связи представляется оправданным предоставление только Конституционному суду полномочий по толкованию основного Закона России. Предоставление соответствующего полномочия законодательному органу лишь ослабит и без того неидеальную модель разделения властей в Российской Федерации.

    Во-вторых, изменения и дополнения, внесенные в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» в декабре 2001 г., преследовали цель не ослабления значимости решений этого органа, но, напротив, ее усиления. Тот факт, что в связи с решением Конституционного суда соответствующие органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обязаны предпринять меры по устранению противоречащих Конституции нормативных положений, не означает, что только после этого решение Конституционного суда подлежит исполнению. Само внесение соответствующих изменений в акты, подвергшиеся проверке на соответствие Конституции, уже есть исполнение решения Конституционного суда. Федеральное законодательство предусматривает конкретные меры конституционно-правовой ответственности за их неисполнение. Акты же или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению, независимо от принятия необходимых мер органами государственной власти соответствующего уровня.

    Литература

    1. Богданова Н. А. Конституционный суд РФ в системе конституционного права // Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1997. № 3.

    2. Бондарь Н. С. Конституционные ценности - категория действующего права (в контексте практики Конституционного суда России // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 6.

    3. Зорькин В. Д. Прецедентный характер решений Конституционного суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. № 12.

    4. Бондарь Н. С. Конституционный императив социальных прав (о практике Конституционного суда Российской Федерации по социальной защите граждан) // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 2.

    5. Лазарев Л. В. Правовые позиции Конституционного суда России. М., 2003.

    6. Ломакина Л. А. Влияние правовых позиций Конституционного суда РФ на развитие законодательства об административной ответственности // Журнал российского права. 2012. № 2.

    7. Шириновская А. С. К вопросу о влиянии постановлений Конституционного суда РФ на правовое регулирование земельных отношений // Российский юридический журнал. 2012. № 1.

    8. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. № 17-О по жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 16, ст. 1479.

    9. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008.

    10. Баринов Э. Э., Бутко А. А., Федоренко С. П. Конституционный суд Российской Федерации -специализированный орган конституционного контроля. Ростов н/Д, 2013.

    11. Байтин М. И. О юридической природе решений Конституционного суда РФ // Государство и право. 2006. № 1.

    Наибольшее значение для уголовного судопроизводства имеет такое полномочие Конституционного Суда РФ, как проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов. На практике такая проверка чаще всего производится по жалобам на нарушение прав и свобод граждан или по запросам судов(п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Важно отметить, что посредством этого полномочия Конституционный Суд может не просто толковать уже существующие законы, а исправлять их, приводить в соответствие с Конституцией, создавая таким образом новые правомерные нормы, которые встают на место признанных неконституционными. При этом Конституционный Суд не пересматривает само дело, а лишь принимает решение по вопросу о конституционности подлежащего применению в нем закона. Его постановления с полным основанием могут считаться самостоятельным источником права, поскольку, по существу, создают судебные прецеденты, т.е. обоснованные в судебных решениях новые правовые нормы, обязательные в дальнейшем для применения всеми судебными и иными органами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению; решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не должны исполняться и пересматриваются на основании решения Конституционного Суда РФ в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 79 Закона). Прецедентные нормы создаются Конституционным Судом исходя из положений Конституции РФ, а также, как свидетельствует практика конституционного правосудия, из принципов и норм общего международного права. Значение таких полномочий Конституционного Суда можно рассматривать в нескольких аспектах. В политико-правовом плане оно состоит в том, что правовая система государства приобретает благодаря им устойчивость, гарантированность от нарушений конституционного порядка. В социально-правовом отношении последствия применения данного юридического механизма особенно примечательны - любой гражданин, даже тот, кто обвинен в совершении преступления, получает реальную возможность, опираясь на рычаг права, непосредственно влиять не только на исход своего конкретного дела, но и на сам закон, добиваясь его оперативного изменения. С технико-юридической точки зрения признание нормативного акта неконституционным обычно влечет его отмену компетентным органом и принятие другого акта, соответствующего решению Конституционного Суда.

    Министерство образования и науки

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    "Тверской государственный университет"

    Юридический факультет

    Кафедра гражданского процесса и правоохранительной деятельности

    Юриспруденция


    Курсовая работа

    Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации


    Выполнил:

    студент 1 курса 13 гр.

    Котов И.Н.

    Научный руководитель:

    к.ю.н., доцент

    Замрий О.Н.




    Введение

    Общее представление о решениях Конституционного Суда Российской Федерации

    Правовая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации

    Заключение


    Введение


    Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного производства.

    Особое место Конституционного Суда РФ определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. В мировой государственно-правовой практике проблема конституционного контроля возникла с появлением конституций и необходимости правовой зашиты основного закона как акта высшей юридической силы. На пути своего исторического развития институт конституционного контроля осуществлялся в различных организационных формах: от обязанности самой законодательной власти обеспечивать конституционность принимаемых ими актов до создания специальных органов, выполняющих судебные функции в этой сфере общественных отношений.

    Конституционный Суд Российской Федерации относительно молодой судебный орган, и в настоящее время исследование правовой природы решений Конституционного Суда Российской Федерации является одной из самых дискутируемых и практических тем научных исследований, несомненно он играет очень важную роль в каждом государстве. Именно поэтому в европейских странах, а потом и в нашей стране появлялись органы, осуществляющие функцию конституционного контроля.

    В своей работе я рассмотрел общие представления о Конституционном Суде РФ, а так же юридическую силу, которой обладает данный судебный орган. Ведь особое положение, занимаемое Конституционным Судом в системе органов государственной власти, и присущее ему качество высшего судебного органа конституционного контроля в Российской Федерации, предопределяют обязательность его решений, принятых в пределах его компетенции, на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений, граждан и их объединений.

    Данная тема очень актуальна в наше время, так как роль Конституционного Суда по обеспечению прав и свобод человека и гражданина и создания непротиворечивой системы законодательства на всей территории страны необходима.

    Цель данной работы - раскрыть сущность решений Конституционного Суда Российской Федерации их юридическую силу.

    Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

    ·Рассмотреть виды решений Конституционного Суда РФ;

    ·Определить юридическую силу решений Конституционного Суда РФ;

    ·Выделить место решений Конституционного Суда РФ в системе нормативных источников.


    1. Общее представление о решениях Конституционного Суда Российской Федерации


    1 Виды и сущность решений Конституционного Суда Российской Федерации


    Говоря о актах, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации, следует понимать, что все акты Конституционного Суда Российской Федерации именуются решениями. Данное обстоятельство является исключительной особенностью конституционного судопроизводства.

    В Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) имеется статья 71, которая ясно описывает виды решений Конституционного Суда Российской Федерации:

    ·Итоговые решения;

    ·Иные решения.

    Итоговые решения Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах. 1, 2, 3, 3.1, 4 и 5.1 части первой статьи 3. настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением; итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершение иного тяжкого преступления, именуется заключением; все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями; в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

    Итоговые решения, по мнению большинства ученых и юристов, есть те решения, в которых суд формирует свои выводы по результатам разбирательства конкретного дела. В них данный судебный орган приводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. К иным решениям Конституционного Суда Российской Федерации относят те решения, в которых констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношения не к содержанию рассматриваемого дела, а к организации работы суда в целом или проведению его заседаний, к обоснованию отказа в принятии конкретных обращений в суд или к истолкованию принятых постановлений.

    Среди основных видов решений Конституционного Суда Российской Федерации, законодатель выделяет так же формы решений:

    ·Постановления Конституционного Суда РФ (итоговое решение);

    ·Заключение Конституционного Суда РФ (итоговое решение);

    ·Определение Конституционного Суда РФ (иное решение).

    Рассматривая данные формы решений Конституционного Суда Российской Федерации и углубляясь в их сущность можно понять, что в постановлениях Конституционного Суда РФ выносится итоговое решение по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в статье 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, так же дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений. В заключениях Конституционного Суда РФ выносится итоговое решение по результатам проверки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Что же касается определений Конституционного Суда РФ, то в них, в большинстве случаев, происходит рассмотрение вопросов, связанных с организацией работы в Конституционном Суде РФ или с обеспечением успешного проведения его заседаний, а так же прочих вопросов.

    Традиционно решения Конституционного Суда Российской Федерации отождествляются с его итоговыми решениями - постановлениями, в которых содержатся суждения Конституционного Суда по существу поставленных в обращениях вопросов. Однако в решениях Конституционного Суда сосредоточиваются и последствия различных его процессуальных действий при осуществлении конституционного правосудия. Одни из них направлены на выяснение наличия у заинтересованных лиц права на обращение в Конституционный Суд за судебной защитой или условий осуществления этого права, другие - на обеспечение необходимых предпосылок для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, третьи - на устранение недостатков ранее вынесенных решений и т.д. И каждое такое действие Конституционного Суда находит свое объективное выражение в таком его решении, как определение. В них в целом опосредуются все процедуры конституционного правосудия.

    Таким образом, понятию "решение Конституционного Суда РФ" законодатель придает широкое значение. Это не только итоговые решения по конкретному делу, но и акты принимаемые по другим вопросам.

    Подводя промежуточный итог, можно сказать, что под решением Конституционного Суда правильнее будет понимать: принимаемый в заседании в определенном законом порядке и облеченный в установленную форму правовой акт, констатирующий установление определенных фактов и обстоятельств, содержащих государственно-правовое веление и имеющий обязательный характер, которым окончательно разрешается вопрос, относящийся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.


    2. Правовая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации


    1 Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации


    Каким бы совершенным не был парламент, периодически неизбежно принятие им законов, которые не соответствуют или противоречат Конституции страны. Во-первых, потому что законов и других нормативных правовых актов принимается много, и разрабатываются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Нельзя не согласиться с данным высказыванием Н.П. Рубанова, ведь данная тема очень актуальна и принятие антиконституционных законов может серьёзно повлиять на права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Поэтому важность юридической силы такого судебного органа как Конституционный Суд неоспорима.

    Чтобы законы были справедливыми и соответствовали Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации уделяет большое внимание законам, которые не соответствуют или противоречат Конституции Российской Федерации. Так, решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.

    В статье 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014), непосредственно описывается юридическая сила решения, принимаемого Конституционным Судом Российской Федерации. В нем говорится, что "Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия". Исходя из содержания данной статьи можно понять, что решения Конституционного Суда обладают большой юридической силой, присущей только данному судебному органу.

    Общеобязательность юридической силы решений Конституционного Суда, а так же конституционных судов субъектов небезосновательна, она закреплена соответствующими законами, регулирующими деятельность органов конституционной юстиции:

    ·Общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации установлено в основном законе государства - Конституции. В частности ч. 6 ст. 125 Конституции РФ, которая гласит, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

    ·Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются общеобязательными. Данное обстоятельство зафиксировано в ст. 6 закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в данной статье говориться, что "Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений"

    ·Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются окончательными и не подлежат обжалованию. Данная норма закреплена в ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

    ·Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную "Уголовным кодексом Российской Федерации" ст. 81 федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"

    ·Решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу немедленно после их провозглашения.

    Так же особое значение для исполнения решений Конституционного Суда имеет порядок формирования судов общей юрисдикции, обратившихся с запросами в Конституционный Суд по поводу конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. Это важно, поскольку обычный суд, обратившись в Конституционный Суд, как правило, останавливает судопроизводство по делу или исполнение принятого судом решения по делу до вынесения постановления Конституционным Судом Российской Федерации, что указывает Н.П. Рубанов.

    Высокие юридические требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в том случае, когда в Конституционный Суд Российской Федерации поступит обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол обсуждения данного вопроса на её заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно, так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.

    Подводя итог, можно сказать, что последствия и юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации имеют особое значение для эффективности системы конституционного контроля.


    2 Место решений Конституционного Суда Российской Федерации в системе нормативных источников

    решение конституционный суд российский

    Правовая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации предопределяется местом Конституционного Суда в системе органов государственной власти России. В российской системе права выделяются множество видов источников права: это и правовой обычай, нормативно-правовой акт, который является основным в данной системе, нормативные договоры и так далее. Несомненно решения Конституционного Суда в этой системе занимают особое место.

    В российской правовой науке существует множество мнений на этот счёт, так, например, В.А. Кряжков, Н.А. Колабухов и В.В. Лазарев имеют свое мнение на тему понятия решения Конституционного Суда РФ и его места в системе нормативных источников, они полагают, что: под решением Конституционного Суда понимается правовой акт, принятый Судом в пределах своей компетенции и в установленном законом процессуальном порядке, содержанием которого является констатация определенных юридических фактов и изложение государственно-властных велений, имеющих обязательное значение для участников конституционных правоотношений. Данное определение вызывает множество вопросов относительно участников конституционных правоотношений, ведь значения большинства решений Конституционного Суда РФ выходят далеко за рамки конституционного права. В научной литературе существует множество различных понятий связанных с решением Конституционного Суда РФ. Так, например, Н.В. Витрук и П.Е. Кондратов указали, что под решением должен пониматься облечённый в установленную законом форму правовой акт, которым суд в пределах своей компетенции выражает свою волю посредством констатации юридически значимых фактов и изложения государственно-властных велении. При этом далее не оговаривается о закреплении в заключениях суда государственно-властных велений. Таким образом, данное определение не совсем точно, так как главным и наиболее важным условием решения Конституционного Суда РФ является его обязательность принятия государственно-властного веления.

    В.С. Нерсесянц в своих трудах размышлял иначе, говоря, что: "решение Конституционного Суда РФ о признании закона не соответствующим Конституции РФ является правоприменительным актом". Постановление Конституционного Суда Российской Федерации о признании правовой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации не исключает её из нормативного правового акта. Она лишь не подлежит применению в конкретном споре. Отменить норму права или изменить ее правомочен только государственный орган или должностное лицо, принявшие данный акт, издав акт такой же юридической силы. Такой же позиции придерживался и О.Е. Кутафин. Он считал, что "...ни один суд вообще, в том числе конституционный, норм права создавать не может. Конституционный Суд должен только сравнивать с Конституцией проверяемые акты, нормы права. Если эти акты, их нормы соответствуют Конституции, суд ничего в них менять не может. Если не соответствуют, он тоже ничего сам менять не может. Он принимает решение о несоответствии акта, его отдельных положений Конституции, с помощью этого решения, но в силу соответствующих конституционных норм, положений Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" прекращается действие противоречащей Конституции нормы. Таким образом, прекращение действия нормы связано не с правотворческим усмотрением Конституционного Суда, а с установлением им факта противоречия названной нормы Конституции". Постановления Конституционного Суда Российской Федерации не выступают фактическим и юридическим регулятором общественных отношений. Правоприменитель в силу ст. 120 Конституции Российской Федерации руководствуется только Конституцией и федеральными законами.

    Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со ст. 125 Конституции РФ является только правоприменительным органом, постольку он вправе лишь буквально толковать Конституцию РФ и не допускать как конкретизацию Конституции РФ, так и расширительное либо ограничительное её толкование.

    Некоторые правоведы приписывают решениям Конституционного Суда Российской Федерации прецедентный характер, то есть решение принятое однажды, может быть использовано в качестве образца для принятия решения по вновь возникающим делам с аналогичными обстоятельствами. Однако данное положение спорно, так как судебные прецеденты свойственны судам, обладающими, как правило, одинаковой подсудностью. Говоря о Конституционном Суде РФ и судебном прецеденте, мы можем сказать о противоречивости, которая возникает на основе основных принципах Конституционного Суда, ведь однажды принятое Конституционным Судом решение о несоответствии закону, ставит под запрет принятие аналогичных или схожих по своему смыслу нормативно-правовых актов.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что решение Конституционного Суда РФ является правовым актом, констатирующий установление определенных фактов и обстоятельств.


    Заключение


    Судебный конституционный контроль - одна из величайших ценностей демократической формы организации общества, сопоставимая с ценностью самой Конституции, на страже специальной защиты верховенства которой по компетенционной специализации в системе судебной власти стоит конституционное правосудие. По своему предназначению конституционное правосудие связано с целью не только обеспечения верховенства конкретного содержания конституций но и их сущностных свойств как законов особого рода, принимаемых изначально - со времен первых буржуазных революций XVIII столетия для того, чтобы ограничить высшую государственную власть, обеспечивать защиту человека и гражданина от произвола органов и должностных лиц государственной власти, не допускать абсолютизма во власти.

    Раскрыв правовую сущность решений Конституционного Суда Российской Федерации и определив его юридическую силу, я однозначно могу сказать, что для выполнения Конституционным Судом своих основных функций - по охране Конституции и проверке конституционности законов в Российской Федерации, Конституционный Суд РФ наделен всеми необходимыми для этого полномочиями и свойствами его решения, такими как: общеобязательность, окончательность решения Конституционного Суда Российской Федерации, так же решения Конституционного Суда не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

    Конституционный Суд РФ, обладая свойственной данному судебному органу юридической силой, занимает в системе органов государственной власти особое место и способствует ее эффективному функционированию и развитию.


    Список использованной литературы


    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. В редакциях Федеральных конституционных законов №6- ФКЗ от 30.12.2008, №7-ФКЗ от 30.12.2008; №2-ФКЗ от 05.02.2014, №11-ФКЗ от 21.07.14.

    Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. И доп., вступ. в силу с 06.08.2014)