Персонаж «с трудным характером»: уволить нельзя исправить? Методы работы социального педагога с трудными подростками в школе Некоторые работы могут быть.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Сальский аграрно-технический колледж»

«Труд – право и обязанность»

Сценарий внеклассного

мероприятия гр. 219Р

кл. руководитель: Сушко Т.В.

Гигант

2017

П Л А Н

классного часа

Группа: 219Р

Дата _______________

Классный руководитель: Сушко Т.В.

Тема: « Труд - право или обязанность?»

Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи : определить качественные характеристики труда с применением норм российского права; определить основные права несовершеннолетних работников, льготы; формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности; способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Тип классного часа: тематический классный час

Форма проведения: беседа

Место проведения: 75 аудитория

Время проведения: 45 мин.

Оформление:

Плакат:

Оборудование: сигнальные карточки

Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я

1. Организация начала мероприятия

2. Актуализация опорных знаний

б) Решение задач-ситуаций

4. Подведение итогов

Ход мероприятия

1. Организация начала мероприятия.

а) Зачеркните каждую четную букву в предложении и прочитайте пословицу

турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп,адлгекнаьтпдожрфтпист.

(Труд человека кормит, а лень портит)

Как вы понимаете значение данной пословицы?

Сегодня на кл.часе разговор пойдет о труде.

2. Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд

постоянный - …..(временный)

простой - … (сложный)

умственный - …(физический)

оплачиваемый - …(безвозмездный)

добровольный - …(принудительный)

творческий - …(автоматизированный)

коллективный - …(индивидуальный)

Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РФ.

До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось - пальцы грубели).

Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям -работникам начальное образование.

Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

б) Права и обязанности работника

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь ко взрослым работникам.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера

на отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска)

на социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности

на судебную защиту своих прав

Добросовестно выполнять трудовые обязанности

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации

Выполнять установленные нормы труда

Работать честно и добровольно

в) Условия труда несовершеннолетних

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

3. Первичное закрепление полученной информации

а) Работа с сигнальными карточками

Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок,если не согласны – красный.

В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ (да)

Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ___(нет)

Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

б) Решение задач-ситуаций

1 . 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

рабочий на коксогазовый завод;

курьер;

крупье в казино;

озеленитель;

продавец табачной продукции

Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

2. Студент 1 курса, решил поработать в период летних каникул. С1 июля он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, распорядилась собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Студент отказался.

Вопрос: законно ли студент отказался выполнять распоряжение заведующей? (да, распоряжение является незаконным (ст.72 ТК РФ).

3. После прохождения производственного обучения Петрову (18 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.

Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права? (Нет незаконно. На основании ст. 92 ТК РФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя.)

в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Дома вы прочитали рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Спать хочется», стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей». Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.

I группа (А.П. Чехов «Спать хочется»)- Девочка 13 лет - ночной труд (качает колыбель) - работает целый день без отдыха - выполняет тяжелые работы (наколоть и принести дрова) - взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку) - трудовой договор не заключен. II группа (Н.А. Некрасов «Плач детей») - продолжительность рабочего дня (целый день) - применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике) III группа (А.П. Чехов «Ванька»)- мальчик 9 лет - «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы…» (нанесение нравственного вреда ребенку) - работа в ночное время (качает ребенка)

4. Подведение итогов

1. Какова нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников?

2. Какова продолжительность рабочего времени, установленная для несовершеннолетних?

3. Каким образом трудовое законодательство учитывает недостаточное физическое развитие несовершеннолетних?

4. Как в трудовом законодательстве проявляется забота общества о нравственном развитии подростка?

5. В чем особенности предоставления отпуска несовершеннолетним работникам?

Савенок Зоя Петровна,

учитель истории,

председатель первичной профсоюзной

организации ГУО «Моисеевская базовая школа Мозырского района»

Профсоюзный урок 9 класс

«Труд - право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»

Цель урока:

способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи:

1. определить качественные характеристики труда с применением норм белорусского законодательства;

2. ознакомить с элементами истории профсоюзного движения;

3. формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

4. способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Ход урока

I . Организация начала урока.

а) Зачеркните каждую четную букву в предложении и прочитайте пословицу

турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп,адлгекнаьтпдожрфтпист .

(Труд человека кормит, а лень портит)

  1. Как вы понимаете значение данной пословицы?
  2. Сегодня на уроке разговор пойдет о труде.

II . Актуализация опорных знаний.

1.Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

2. Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд

постоянный - .....(временный)

простой - ... (сложный)

умственный - ...(физический)

оплачиваемый - ...(безвозмездный)

добровольный - ...(принудительный)

творческий - ...(автоматизированный)

коллективный - ...(индивидуальный)

3. Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

III . Объяснение нового материала.

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних.

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РБ.

До принятия законов о труде в Беларуси и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось - пальцы грубели).

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям - работникам начальное образование.

Из истории профсоюза :

После отмены крепостного права в 1861 году в Российской империи, в состав которой в то время входила основная территория современной Беларуси, быстрое развитие получают капиталистические отношения, наступает эпоха монополистического капитализма. В Беларуси растет число наемных работников, условия труда которых на этом этапе были значительно хуже, чем в центральной России.

Положение рабочих в пяти западных губерниях Северо-Западного края Российской империи (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской, т.е. на территории современной Беларуси) определялось во многом спецификой местной промышленности, где преобладало в общей массе предприятий мелкое ремесленное производство. По числу занятых оно более чем в 5 раз превосходило фабрично-заводскую промышленность. Количество промышленных предприятий в 1900 году составило 865, а численность кадровых рабочих - свыше 50 тыс. человек. К началу революции 1905 года количество всех наемных рабочих в Беларуси составляло не менее 400 тыс. человек, которые на этапе становления капитализма были политически бесправны и подвергались жестокой эксплуатации со стороны буржуазии. Условия труда рабочих были нестерпимы, на тяжелых работах применялся, главным образом, ручной труд.

Заработная плата рабочих не обеспечивала минимального жизненного уровня. Положение рабочих ухудшалось вследствие штрафов, отнимавших значительную часть заработка. Эксплуатация дополнялась невыносимыми условиями труда: рабочие помещения находились в антисанитарном состоянии, вентиляция почти отсутствовала, освещение было недостаточным, техника безопасности не применялась. Положение рабочих еще более усугублялось ростом безработицы.

- Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РБ ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

Из истории профсоюза :

Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 12 - 14 часов. Несмотря на то, что по царскому закону 1897 года рабочий день официально был установлен 11,5 часа, на деле продолжительность его зависела от произвола предпринимателя и, как правило, намного превышала установленную законом норму. Особенно жестокому обращению подвергались женщины и дети, труд которых был широко распространен. Трудились они с утра до поздней ночи в ужасных антисанитарных условиях, получая за это гроши.

б) Права и обязанности работника.

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь ко взрослым работникам.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

На возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера;

На отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска);

На социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности;

На судебную защиту своих прав.

Добросовестно выполнять трудовые обязанности;

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации;

Выполнять установленные нормы труда;

Работать честно и добровольно.

в) Условия труда несовершеннолетних.

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

IV . Первичное закрепление изученного материала

а) Работа с сигнальными карточками

Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный.

1. В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

3. Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

4. Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

5. Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

6. Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

б) Решение задач-ситуаций.

Задача № 1. 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

  1. рабочий на коксогазовый завод;
  2. курьер;
  3. крупье в казино;
  4. озеленитель;
  5. продавец табачной продукции

Вопрос : могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

Задача № 2 . Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С1июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.

Вопрос : законно ли Алексеев отказался выполнять распоряжение заведующей? (да, распоряжение является незаконным).

в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Дома вы прочитали рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Спать хочется», стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей».

Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.

I группа (А.П. Чехов «Спать хочется»)

Девочка 13 лет

Ночной труд (качает колыбель)

Работает целый день без отдыха

Выполняет тяжелые работы (наколоть и принести дрова)

Взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку)
- трудовой договор не заключен.

II группа (Н.А. Некрасов «Плач детей»)

Продолжительность рабочего дня (целый день)

Применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике)

III группа (А.П. Чехов «Ванька»)

Мальчик 9 лет

- «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы...» (нанесение нравственного вреда ребенку)

Работа в ночное время (качает ребенка)

V . Подведение итогов

  1. Какова нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников?
  2. Какова продолжительность рабочего времени, установленная для несовершеннолетних?
  3. Каким образом трудовое законодательство учитывает недостаточное физическое развитие несовершеннолетних?
  4. Как в трудовом законодательстве проявляется забота общества о нравственном развитии подростка?
  5. В чем особенности предоставления отпуска несовершеннолетним работникам?

Рефлексия:

Теперь я знаю, что…

Меня заинтересовало…

Я бы хотел/а больше узнать о…

Конспект урока

по профориентации

« Знакомство с Трудовым Кодексом . Трудовой договор Основные права и обязанности несовершеннолетних »

подготовила учитель

трудового обучения

Урок по профориентации в 9 - а ,9 - б классах ,

Знакомство с Трудовым Кодексом . Трудовой договор Основные права и обязанности несовершеннолетних

Цель урока:

способствовать созданию представлений обучающихся о труде, трудовом кодексе , о трудовых правах несовершеннолетних.

Задачи:

Определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;

Определить основные права несовершеннолетних работников, льготы;

Формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

Способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Ход урока

1. Организация начала урока.

а) Зачеркните каждую четную букву в предложении и прочитайте пословицу турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп, адлгекнаьтпдожрфтпист. (Труд человека кормит, а лень портит)

Как вы понимаете значение данной пословицы?

Сегодня на уроке разговор пойдет о труде.

2. Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности.

Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.


Подбери слова, характеризующие труд постоянный - .....(временный) простой -... (сложный) умственный - ...(физический) оплачиваемый - ...(безвозмездный) добровольный - ...(принудительный) творческий - ...(автоматизированный) коллективный - ...(индивидуальный)

Какими из этих прилагательных можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

3. Объяснение нового материала.

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних.

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и талант, но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РФ.

До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось - пальцы грубели).

Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям - работникам начальное образование.

Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом ? шахтером? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных - и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

б) Права и обязанности работника.

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь к взрослым работникам.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба,

причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера

на отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска) ;

на социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности

на судебную защиту своих прав

Добросовестно выполнять трудовые обязанности.

Соблюдать трудовую дисциплину и

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации

Выполнять установленные нормы

Работать честно и добровольно


в) Условия труда несовершеннолетних.

6. Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ____ (нет)

б) Решение задач-ситуаций.

1. 17-летние подруги после «окончания средней школы , желая трудоустроиться, читали газету "Работа". В ней они увидели объявление о следующих вакансиях :

Озеленитель;

Продавец промтоваров

Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансий? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим, продавцом промтоваров не имеют право принять на работу. Несовершенно летние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

2. Петя Алексеев, ученик 10 класса , решил поработать в период летних школьных каникул. С1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался. ,

Вопрос: законно ли Алексеев отказался выполнять распоряжение заведующей? (да, распоряжение является незаконным (ст.72 ТКРФ).

3. После прохождения производственного обучения Петрову (16 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была

установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.

Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права? (Нет незаконно. На основании ст. 92 ТКРФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя.)

5. Подведение итогов

Какова нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников?

Какова продолжительность рабочего времени, установленная для несовершеннолетних?

Каким образом трудовое законодательство учитывает недостаточное физическое развитие несовершеннолетних?

Как в трудовом законодательстве проявляется забота общества о нравственном развитии подростка?

Он ужасно мешает руководителю. Приносит страдания сослуживцам. В вашей компании есть такой? Сочувствуем! Мы подготовили для вас и для вашей HR-службы материал, в котором сформулировали советы, как поступать с проблемным сотрудником.

Пример из практики . Молодая и амбициозная девушка М. на собеседовании выглядела вдумчивой, желающей научиться новому, стремящейся к профессиональным достижениям. Однако в процессе работы выяснилось, что метод достижения высот у нее немного своеобразный: собирать вокруг себя оппозицию руководству и нагнетать недовольство всем, чем угодно. Те недостатки, которые были в компании, не выносились открыто на разговор с директором, а обсуждались в курилках со всеми вытекающими негативными последствиями. Девушку М. вполне можно отнести к категории людей с «трудным характером» - с ними нелегко ужиться, нелегко работать, они думают исключительно о себе и не уважают чужого мнения. Но не увольнять же прекрасного профессионала из-за склочности его характера?

Проблема с работником, которому трудно ужиться в коллективе, не возникает из ниоткуда. Она появилась по двум причинам: либо его профессиональные навыки настолько хороши, что кадровик закрыл глаза на его поведение; либо изъяны в характере не были выявлены в процессе приема на работу.

Говоря о «трудном» человеке, следует сделать акцент на то, что «трудность» заключается именно в особенностях личности, а не в трудном периоде в жизни. Отслеживать несистемные конфликты и определять их природу - постоянная забота HR-специалистов. Обычно под трудным характером понимается агрессивность и склонность к конфликтам. Но, скорее всего, это определение в большей степени зависит от личностных характеристик того, кто должен его озвучить. «Трудными», не поддающимися коррекции и адаптации в коллективе, можно назвать:

  • работника, не принимающего чужой точки зрения (на такого человека не будут воздействовать внешние установки);
  • работника, излишне наполняющего атмосферу своими личными проблемами, привыкшего привлекать избыточное внимание к своей персоне (он сам, возможно, потом легко переключается на рабочие вопросы, что могут далеко не все окружающие);
  • индивидуалиста, всячески это подчеркивающего (он становится одиночкой в коллективе и в итоге проблемой для руководства, несмотря на свои профессиональные качества, так как коллектив обычно отвергает подобных коллег).

Пример из практики . Очень компетентный в узкой предметной области специалист, бывший военный А.В., обладал крайне «трудным» характером: для него было привычно «подминать» под себя людей, заставлять подчиняться себе беспрекословно. Это влияло на качество работы, так как мнения остальных членов команды не принимались им в расчет. Однако, узнав его получше, некоторые коллеги, которым приходилось тесно с ним работать, научились противодействовать его харизме - кто-то отпором, кто-то юмором. В итоге выяснилось, что А.В. очень уважает таких коллег и продуктивно с ними срабатывается. В будущем мы стали учитывать это при формировании команд, и «трудность» характера А.В. превратилась даже в некий тест на стрессоустойчивость.

Как распознать будущую проблему?

На первичном собеседовании можно увидеть практически 80% характеристик личности, все зависит от опыта рекрутера. Еще 12–15% «добираются» на вторичных встречах. Оставшиеся 5–7% отводятся на испытательный срок. Специалисты по подбору персонала на первичном собеседовании обычно имеют цель отсеять кандидатов по самым критичным признакам: несоответствие знаний и навыков должности, ограничения по режиму или характеру работы. Но на самом деле главенствующую роль играет именно соответствие набора личностных характеристик кандидата ожиданиям рекрутера.

Рекрутеры же - обычные люди, со своими особенностями характера, мало кто из них прошел полноценный психоанализ. Поэтому отчет по собеседованию будет непременно содержать проекции самого рекрутера. Можно сказать, что именно в этом кроется причина «промахов» на этапе подбора. Стандартизировать этот процесс крайне сложно. Уже доказано, что тесты, направленные на особенности личности, практически не работают в ситуации, когда у самого тестируемого нет мотивации узнать о себе правду. Не говоря о том, что тесты сами по себе раздражают кандидатов и в этом смысле могут стать только маркером на стрессоустойчивость.

Хорошим диагностирующим методом служит совместное обсуждение сразу с несколькими кандидатами какой-либо интересной для всех книги. Так решаются несколько задач:

  • во-первых, неформальная обстановка такого «собеседования» снимает все зажимы, создает атмосферу безопасности;
  • во-вторых, общение кандидатов между собой является моделью общения в будущем коллективе (неважно, что не все в итоге пройдут отбор);
  • в-третьих, кандидаты все-таки помнят, для чего они собрались, и стараются использовать материал книги в свете своего прошлого опыта.

В такой обстановке выявляются как самые очевидные характеристики кандидатов, так и скрытые - нужно только быть повнимательнее.

Пример из практики . При подборе IT-специалиста произошел исключительный случай. На собеседовании он понравился - и умный, и квалифицированный, и лояльный, и начать готов с не самой высокой зарплаты, потому как уверен в своих силах и готов доказывать, чего стоит. С сарказмом можно сказать, что так и получилось. Еще до окончания испытательного срока молодой человек начал брать деньги взаймы у коллег, а потом попросил крупный кредит в размере семи окладов у компании. Свою острую потребность в деньгах он мотивировал «обстоятельствами», да так виртуозно, что никто не смог отказать. Даже руководство всерьез рассматривало возможность кредитования, хотя на испытательном сроке это не практикуется. После проверки выяснилось, что все эти «обстоятельства» - обман чистой воды. Этот «порок» перевесил профессиональные качества, которых молодой специалист так и не продемонстрировал. Такой промах на этапе собеседования можно было исключить, например, проверкой по базе должников.

Что делать, если «трудный» человек уже в строю?

Важно помнить, что увольнение является крайней и непопулярной, хотя в некоторых случаях и единственной, мерой. До того как к ней прибегнуть, можно и нужно попытаться разобраться в ситуации и исправить ее. Как это сделать?

В первую очередь, специалист по персоналу может пригласить сотрудника для разговора, чтобы дать ему понять - в компании практикуется обратная связь. Во время беседы разъяснить, что именно в характере сотрудника, по мнению руководства, вступает в противоречие с общепринятыми установками в коллективе. Выслушать мнение самого сотрудника, понять, что заставляет его проявляться таким образом. Если трудности вызваны какой-то жизненной ситуацией, то на этой стадии уже можно найти решение проблемы.

Второй шаг - выявление мотиваторов сотрудника, которые, по возможности, нужно включить в его ключевые показатели эффективности.

Можно устроить работнику неформальную встречу с коллективом, обозначив определенные правила, например: все, что будет говориться тут в течение такого-то времени, мы считаем терапией, разминкой, «таблеткой от недоразумения», и т. д. Провести некую психологическую игру - «что нравится и что не нравится» в этом человеке. Проявление такого внимания к его личности может снять определенные барьеры, из-за которых «трудный характер» сильнее проявляется.

Важный шаг - разговор с непосредственным начальником, строящийся в зависимости от типа мотивации сотрудника. И в качестве «терапии» можно поручить одному «трудному» коллеге наставничество надо другим «трудным».

Пример из практики . Так как же поступить с девушкой М., которая была упомянута ранее? Ее непосредственный руководитель вызвал девушку на разговор и наказал «отлучением от стаи» - не взял в очередную командировку, что просто обезоружило М. На время командировки руководитель поручил ей задание, которое можно выполнять удаленно. То есть рабочие связи остались, не стало возможности внерабочих отношений с коллективом. Кроме того, руководитель открыто рассказал о своем недовольстве подобной «подрывной» деятельностью и предложил в будущем обращаться с жалобами непосредственно к нему или к вышестоящему руководству. Такая мера вполне хорошо сработала и позволила благополучно завершить текущий проект.

Не нужно вносить изменения в регламенты, дабы нивелировать пагубное влияние «трудного» работника, или воздействовать материальными порицаниями на такого человека. Это его характер, возможно, он сам от него страдает. Но оставлять без реакции проявления этого характера, идущие вразрез с корпоративной культурой, - неправильно.

«Трудный» характер одного из работников может сослужить хорошую службу всему коллективу: например, выявить внутренние противоречия и тем самым дать поле для деятельности HR-службе, которая, в свою очередь, может выслушать все стороны, принять ко вниманию варианты разрешения конфликта, предложить руководству нововведения, которые понравятся всему коллективу (конкурсы, рейтинги по профессии, оплата обучения). Единая и прозрачная система вознаграждения за работу исключит возможные конфликты на материальной почве. Вовлечение сотрудников в развитие корпоративной культуры даст возможность проявить себя каждому, в том числе и «трудному» работнику. В этом процессе зачастую можно увидеть первопричину модели поведения такого сотрудника и скорректировать стратегию борьбы с его негативными проявлениями.

Галина Евтягина, Валентина Гусева

30 октября 2014 года был проведён профсоюзный урок в 10 классе "Труд.Права и обязанности несовершеннолетних". На открытом уроке присутствовали администрация школы, представители профсоюзной организации и родители учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №892 (ВАО)

учитель Рылик Юлия Евгеньевна, класс 10

Тема: «Труд. Права и обязанности несовершеннолетних».

Цель урока:

Способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи:

Определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;

Определить основные права несовершеннолетних работников, льготы;

Формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

Способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы;

Способствовать развитию творческих способностей;

Познакомить с деятельностью профсоюзов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: электронная доска, ноутбук.

Дидактический материал: презентации, карточки, электронный кроссворд.

Костюмы и декорации к сказке, сделанные своими руками.

Ход урока.

Тема нашего классного часа выбрана не случайно. Дело в том, что на основании ст. 63 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет . И сейчас, когда многим из вас уже исполнилось или в ближайшие месяцы должно исполниться 16 лет, считаю необходимым ознакомить вас с основными положениями ТК РФ, чтобы трудоустраиваясь, а затем, исполняя трудовые обязанности и прекращая трудовые отношения, вы вели себя грамотно, основываясь на действующее законодательство.

На доске презентация

  • "Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость". (А.К. Цельвис.)
  • "Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.)
  • "Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". (А.П. Чехов.)

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РФ, куда стоит обратиться, если ограничивают или ущемляют ваши права.

Давайте посмотрим сказку, героев которой вы знаете с детства!

История эта вам с детства знакома -

Малец деревянный ушедший из дома.

Ее мы расскажем вам с новым сюжетом.

Он снова в борьбе, но... чуть позже об этом.

Здравствуй, отец!

Привет, сынок!

Присядь на пуфик, будет диалог...

Послушай, Буратино, отцовский совет,

Ты парень уж взрослый, шестнадцати лет!

Школу закончишь, есть альтернатива:

Институт или армия - вот перспектива.

Хочешь учиться, книги бери,

Сопромат, термех, там тетрадка внутри.

Не хочешь? Сынок! Ты что, вообще деревянный?

Ох, лучше бы тогда я сделал ручку дивана.

Послушай, полено: учение - свет!

Короче... Взял книги и - бегом в университет!

Послушай, отец, мне книг не нужно.

Пойду работать, учиться мне скучно.

Хочу на заводе я жизнь познавать

И трудности все на себе испытать.

Как ты и как дед, и как прадед трудиться!

Трудом можно многого в жизни добиться!

Что скажешь мне, папа: согласен ли ты,

Услышав родного сына мечты?

Спасибо, сыночек, уважил отца.

Но путь свой с честью пройди до конца.

Будь смел, будь добр и будь справедлив.

Никогда не скрывай убеждений своих.

Я рад, что таким я сделал тебя.

Счастливо, сынок! Ты гордость моя!

До свидания, отец, вспоминай добрым словом,

Я скоро вернусь к тебе. Стопудово!

Буратино идет на завод. А там:

Будете работать по 20 часов.

А чтоб не сбежали из цеха,

Закроем мы двери вам на засов,

И будет вам не до смеха.

Чистой зарплаты вам не дадим,

В конверте получите рублик.

А чем же мы будем кормить детей?

Купите им сушеный бублик.

Кто не доволен, выходи сюда.

Сейчас вас отправим на биржу труда.

Премии лишим на раз,

А те, кто настойчив, получите в глаз.

Что происходит, я не пойму,

Ну что ж вы молчите, люди!

Подадим на них в суд! Посадим в тюрьму!

Ха, да у нас куплены судьи!

Тогда мы устроим пикет у ворот!

Послушай, мальчишка, закрой быстро рот!

Охрана! Он буйный, хватайте его!

В чулан посадить и не пускать никого!

Ну что, доигрался, защитник рабочих?

Судьбой не своей я сейчас озабочен

Меня возмущает, что снова и снова

Права нарушают народа простого.

Зарплата - копейки, и платят не в срок.

По-моему, ты зазнаешься, дружок.

Работают люди в условиях жутких…

Замок закрывайте! Закончились шутки!

Кошмар, профсоюз постоянно мешает.

Права работяг везде защищает.

А еще говорят, председатель Тартилла

Колдоговор от нас утаила.

Да надо Тартиллу на пенсию двинуть

И весь профсоюз ее сразу сгинет.

Тартиллу - понятно! А этот наглец?

Сожжем его в печке, и делу - конец.

БУРАТИНО:

Сейчас своим носом замок я сломаю,

От возмущения меня распирает.

Скорее Тартилле нужно все рассказать.

О гнусном коварстве она должна знать.

ТАРТИЛЛА:

Если ты вступишь в наш коллектив,

Будет у нас огромный актив.

Сможем продвинуть колдоговор,

Чтоб навсегда прекратить этот спор.

Согласен! Согласен! Давай профбилет.

Об этом моменте мечтал много лет.

Скажи мне, а есть ли колдоговор,

Что дверь открывает в директорский двор?

Конечно же, есть, но прежде чем его взять,

Ты должен опыт мой перенять.

Сейчас отправляйся к Мальвине, дружок,

А Карабаса накажем, дай только срок.

МАЛЬВИНА:

Послушай, мой друг, что тебе расскажу.

Я с самого детства с Тартиллой дружу.

Она - профсоюзный лидер от бога,

В объятия примет с любовью с порога.

Она за права наши борется смело.

Проблемы решает не словом, а делом.

Но ей не легко за всех биться одной.

Смотри и вникай, помоги ей, родной.

Учеба минула, лишь кончился год.

И вот наш герой спешит на завод.

Встречает Тариллу, заключает в объятья:

Всему научился, пришел помогать вам.

Ты знаешь, мой друг, мы почти победили.

Рабочих права все уже утвердили.

Колдоговор принят! Но я уж стара,

И дело всей жизни отдать мне пора.

Вручаю тебе эту чудо-бумагу.

Надеюсь на честь твою и отвагу.

Борьбу с Карабасом осилишь, я знаю,

Как сыну родному тебе доверяю.

Сейчас же бежим на прием к Карабасу.

Прижмем мы к стене бородатого сразу.

И тут же весь трудовой коллектив

Решил директора вдруг посетить.

Ты страшен нам был, но теперь есть бумажка,

И мы с ней теперь уже не букашки.

Начальник такой нам не нужен теперь.

Оставь нас! Исчезни! Уйди! Закрой дверь!

Вот кончилась сказка, но в ней есть намек,

Рабочим и служащим ценный урок!

Поэтому , первым делом, я хочу вас познакомить с теми нормативными документами и иной литературой, на которые опирается профсоюз в своей работе и к которым вы всегда сможете обратиться, если вам понадобится найти ответ на какой-либо вопрос из области трудовых отношений.

На доске видеоролик: права и обязанности.

Такими нормативными документами являются:

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.(ред.от 30.12.2008)
  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Если эти нормативные акты будут вам непонятны, можно обратиться к более простым текстам, например: Трудовое право: вопросы и ответы. Учебное пособие / Под ред. М.О. Буянова, М., 2008.

А вот следующие положения необходимо знать каждому, кто устраивается на работу:

1. Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Осмотр проводится за счет средств работодателя.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день предоставляется работникам в возрасте до 18 лет в удобное для них время.

3. Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 дней предоставляется работникам в возрасте старше 18 лет в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в организации.

4. Для всех работников устанавливается продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю.

5. Для работников, не достигших 18 лет, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

  • в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 ч в неделю;
  • в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю.

6. Для лиц моложе 18 лет испытательный срок при приеме на работу не устанавливается.

Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд (работа с электронной доской)

постоянный - …..(временный)

простой - … (сложный)

умственный - …(физический)

оплачиваемый - …(безвозмездный)

добровольный - …(принудительный)

творческий - …(автоматизированный)

коллективный - …(индивидуальный)

Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки? (беседа)

Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

иметь, чтобы можно было трудоустроиться?

Учащиеся:

Паспорт, документ об образовании, ИНН, медицинскую книжку.

Классный руководитель:

Послушайте, пожалуйста, что об этом сказано в законе. При трудоустройстве необходимо предъявлять следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку (если трудовой книжки еще нет, то ее обязан оформить работодатель на сотрудника, проработавшего у него более пяти дней);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если свидетельство еще не оформлено, его обязан оформить работодатель);
  • документы воинского учета (с 18 лет для юношей);
  • документ об образовании (или справку с места учебы).

С нанятыми сотрудниками заключается трудовой договор (соглашение, контракт) в письменном виде в двух экземплярах (один остается у работодателя, второй выдается сотруднику).

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу, обеспечить благоприятные условия труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник – добросовестно выполнять определенную ему функцию.

Трудовая книжка – это документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Как вы думаете, как осуществляется приём на работу? (беседа)

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Теперь обращаю ваше внимание на права, которыми закон наделяет сотрудника, и обязанности, которые он должен исполнять.

Каждый работник имеет право :

  • на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;
  • на отдых, а также на оплачиваемые ежегодные отпуска;
  • на объединение в профессиональные союзы;
  • на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;
  • на судебную защиту своих трудовых прав.

Давайте проверим, как вы поняли этот материал.

У вас на столе лежат кружки белого и синего цвета. Если вы согласны с утверждением, то поднимите белый кружок, если не согласны – синий.

В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ (да)

Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, за время освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка по основному месту, но не ниже минимального размера оплаты труда _______ (да)

Профсоюзы – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов ______ (да)

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь к взрослым работникам.

Перед началом нашего классного часа мы разделились на 2 команды.

Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Начинают перечислять по одному от команды. Вот видите ребята, сколько у нас прав и столько же обязанностей.

Работник имеет право

Работник обязан

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера

на отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска)

на социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности

на судебную защиту своих прав

Добросовестно выполнять трудовые обязанности

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации

Выполнять установленные нормы труда

Работать честно и добровольно

Систематизация собрать в две колонки надписи.

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

На доске . В ТК РФ указаны следующие нерабочие праздничные дни:

  • 1, 2, 3, 4 и 5 января – Новогодние каникулы.
  • 7 января – Рождество Христово.
  • 23 февраля – День защитника Отечества.
  • 8 марта – Международный женский день.
  • 1 мая – Праздник Весны и Труда.
  • 9 мая – День Победы.
  • 12 июня – День России.
  • 4 ноября – День народного единства.

Теперь считаю необходимым ознакомить вас с правовой стороной увольнения. Увольнение с работы возможно в трех вариантах: На доске.

  • по инициативе работника;
  • по инициативе работодателя;
  • по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом. Указанный срок начинает отсчитываться со следующего дня после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения двухнедельного срока. В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и др.), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, но только если на его место не приглашен в письменной форме другой работник. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника, и произвести с ним окончательный расчет.

Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Вопросы расторжения трудового договора по инициативе администрации вызывают больше всего затруднений. Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований подобных действий администрации, и они могут быть классифицированы по критерию наличия или отсутствия вины работника.

Если вина работника отсутствует, то администрация предприятия, прежде чем уволить его, должна предпринять ряд действий:

а) следует рассмотреть все возможности для перевода работника (с его согласия) на другую работу;

б) в некоторых случаях необходимо получить предварительное согласие выборного профсоюзного органа;

в) в определенных случаях работнику обязаны выплатить выходное пособие.

В ТК РФ перечислены так называемые "общие" основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, которые могут быть применены к любым категориям работников, независимо от их должности.

Итак, ребята, пожалуйста, запомните случаи, когда увольнение сотрудника может произойти по инициативе работодателя :

  • несоответствие сотрудника занимаемой должности;
  • неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей;
  • прогул (т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, подтвержденной документом, более 4 ч подряд);
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • совершение по месту работу хищения, в т. ч. мелкого;
  • представление работником при трудоустройстве просроченных или поддельных документов.

Хочу обратить ваше внимание, что причина увольнения точно вписывается в трудовую книжку, и она не может быть иной, кроме указанной в законе.

А обстоятельствами увольнения , не зависящими от воли сторон, являются:

  • призыв работника на военную службу;
  • восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;
  • осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
  • смерть работника либо работодателя – физического лица.

На доске:

Картинки. К картинкам нужно подобрать нужную надпись.

Я осветила основные теоретические вопросы, касающиеся области трудовых отношений .

Теперь мне хотелось бы, в завершении, чтобы вы отгадали кроссворд (приложение 1).

Подведение итогов.

Приложение 1

Слайд 2

"Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость". (А.К. Цельвис.) "Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.) " Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". (А.П. Чехов.)

*Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) *Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ *Трудовое право: вопросы и ответы. Учебное пособие / Под ред. М.О. Буянова, М., 2008.

1 . Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Осмотр проводится за счет средств работодателя. 2 . Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день предоставляется работникам в возрасте до 18 лет в удобное для них время. 3 . Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 дней предоставляется работникам в возрасте старше 18 лет в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в организации.

4 . Для всех работников устанавливается продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю. 5 . Для работников не достигших 18 лет, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 ч в неделю; в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю. 6 . Для лиц моложе 18 лет испытательный срок при приеме на работу не устанавливается.

При трудоустройстве необходимо предъявлять следующие документы: - паспорт; - трудовую книжку (если трудовой книжки еще нет, то ее обязан оформить работодатель на сотрудника, проработавшего у него более пяти дней); - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если свидетельство еще не оформлено, его обязан оформить работодатель); - документы воинского учета (с 18 лет для юношей); - документ об образовании (или справку с места учебы).

С нанятыми сотрудниками заключается трудовой договор (соглашение, контракт) в письменном виде в двух экземплярах (один остается у работодателя, второй выдается сотруднику).

Каждый работник имеет право: * на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; * на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой; * на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера; * на отдых, а также на оплачиваемые ежегодные отпуска; * на объединение в профессиональные союзы; * на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях; * на судебную защиту своих трудовых прав.

В ТК РФ указаны следующие нерабочие праздничные дни: 1 , 2, 3, 4 и 5 января – Новогодние каникулы. 7 января – Рождество Христово. 23 февраля – День защитника Отечества. 8 марта – Международный женский день. 1 мая – Праздник Весны и Труда. 9 мая – День Победы. 12 июня – День России. 4 ноября – День народного единства.

Увольнение с работы возможно в трех вариантах: - по инициативе работника; - по инициативе работодателя; - по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

С лучаи, когда увольнение сотрудника может произойти по инициативе работодателя: - несоответствие сотрудника занимаемой должности; - неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей; - прогул (т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, подтвержденной документом, более 4 ч подряд); - появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; - совершение по месту работу хищения, в т. ч. мелкого; - представление работником при трудоустройстве просроченных или поддельных документов.

А обстоятельствами увольнения, не зависящими от воли сторон, являются: - призыв работника на военную службу; - восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда; - осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу; - смерть работника либо работодателя – физического лица.