Съезд народных депутатов ссср являлся. Съезд народных депутатов россии

Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Съезд народных депутатов СССР.

Съезд народных депутатов СССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.

К исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относится:

1) принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;

2) принятие решений по вопросам национально - государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР;

3) определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками;

4) определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;

5) утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;

6) избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР;

7) утверждение Председателя Совета Министров СССР;

8) утверждение Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР;

9) избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР;

10) отмена актов, принятых Верховным Советом СССР;

11) принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).

Съезд народных депутатов СССР принимает законы СССР и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Статья 109. Съезд народных депутатов СССР состоит из 2250 депутатов, которые избираются в следующем порядке:

750 депутатов - от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей;

750 депутатов - от национально - территориальных избирательных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа;

750 депутатов - от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных депутатов СССР.

Статья 110. Съезд народных депутатов СССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.

По представлению избираемой им мандатной комиссии Съезд народных депутатов СССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Съезд народных депутатов СССР созывается Верховным Советом СССР.

Очередные заседания Съезда народных депутатов СССР проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, по предложению одной из его палат, Президента СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР либо по инициативе союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти.

Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов СССР ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем - Председатель Верховного Совета СССР.

Статья 111. Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Палаты избираются на Съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза избирается из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов СССР от национально - территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по нормам: 11 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

Съезд народных депутатов СССР ежегодно обновляет до одной пятой части состава Совета Союза и Совета Национальностей.

Каждая палата Верховного Совета СССР избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.

Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.

Статья 112. Верховный Совет СССР ежегодно созывается Председателем Верховного Совета СССР на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три - четыре месяца каждая.

Внеочередные сессии созываются Председателем Верховного Совета СССР по его инициативе либо по предложению Президента СССР, союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета СССР.

Сессия Верховного Совета СССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат.

По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов СССР Верховный Совет СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов СССР нового состава Верховного Совета СССР.

Статья 113. Верховный Совет СССР:

1) назначает выборы народных депутатов СССР и утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР;

2) назначает по представлению Президента СССР Председателя Совета Министров СССР;

3) утверждает по представлению Председателя Совета Министров СССР состав Совета Министров СССР и вносимые в него изменения; по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР;

4) избирает Комитет народного контроля СССР, Верховный Суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; утверждает коллегию Прокуратуры Союза ССР и коллегию Государственного арбитража СССР;

5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц;

6) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства Союза ССР и союзных республик;

7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально - культурным строительством, бюджетно - финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;

8) дает толкование законов СССР;

9) устанавливает общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; определяет основы правового статуса общественных организаций;

10) представляет на утверждение Съезда народных депутатов СССР проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;

11) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

12) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;

13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

15) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

16) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР;

17) издает общесоюзные акты об амнистии;

18) имеет право отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

19) отменяет постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР;

20) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР.

Верховный Совет СССР принимает законы СССР и постановления.

Законы и постановления, принятые Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов СССР.

Статья 114. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету Национальностей, Председателю Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Президенту СССР, Совету Министров СССР, Комитету конституционного надзора СССР, союзным и автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, автономным областям, автономным округам, Комитету народного контроля СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Главному государственному арбитру СССР.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР.

Статья 115. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях.

Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство членов палаты.

Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР, принятым по его инициативе или по предложению союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

Статья 116. Каждая палата Верховного Совета СССР вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежат вопросы социально - экономического развития и государственного строительства, имеющие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР; внешней политики СССР; обороны и государственной безопасности СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями советского многонационального государства; совершенствования законодательства СССР, регулирующего межнациональные отношения.

По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления.

Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета СССР.

Статья 117. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании.

Статья 118. Для организации работы Верховного Совета СССР создается Президиум Верховного Совета СССР во главе с Председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входят: Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, другие народные депутаты СССР - по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов.

Президиум Верховного Совета СССР осуществляет подготовку заседаний Съезда и сессий Верховного Совета СССР, координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, организует проведение всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.

Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает публикацию на языках союзных республик текстов законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президентом СССР.

Статья 119. Председатель Верховного Совета СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов СССР.

Председатель Верховного Совета СССР подотчетен Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР.

Председатель Верховного Совета СССР издает постановления о созыве сессий Верховного Совета СССР, по другим вопросам - распоряжения.

Статья 120. Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета СССР, других народных депутатов СССР постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений, принятых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

В этих же целях палаты Верховного Совета СССР могут создавать на паритетных началах комитеты Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета СССР ежегодно обновляются до одной пятой части их состава.

Статья 121. Законы и другие решения Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета СССР.

Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, а также коллегий Прокуратуры Союза ССР и Государственного арбитража СССР производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий палат или комитетов Верховного Совета СССР.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета СССР, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок.

Статья 122. Народный депутат СССР имеет право обратиться с запросом на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР к Совету Министров СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, а к Президенту СССР - на заседаниях Съезда народных депутатов СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок.

Статья 123. Народные депутаты СССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения.

Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 124. Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики.

Срок полномочий лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР, - десять лет.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции СССР.

Комитет конституционного надзора СССР:

1) по поручению Съезда народных депутатов СССР представляет ему заключения о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда;

2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР заключения о соответствии Конституции СССР законов СССР и иных актов, принятых Съездом.

По поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложению Верховного Совета СССР дает заключения о соответствии указов Президента СССР Конституции СССР и законам СССР;

3) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР заключения о соответствии Конституции СССР конституций союзных республик, а законов союзных республик - также и законам СССР;

4) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Верховному Совету СССР или Президенту СССР заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов, Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, а постановлений и распоряжений Совета Министров СССР - также и законам СССР, принятым Верховным Советом СССР; о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР;

5) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР дает заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор.

Комитет конституционного надзора СССР вправе также по собственной инициативе представлять заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления СССР, других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР.

При выявлении несоответствия акта или его отдельных положений Конституции СССР или законам СССР Комитет конституционного надзора СССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного несоответствия. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает действие не соответствующего Конституции СССР или закону СССР акта или его отдельных положений, за исключением законов СССР, принятых Съездом народных депутатов СССР, конституций союзных республик. Акт или его отдельные положения, которые по заключению Комитета нарушают права и свободы граждан, теряют силу с момента принятия такого заключения.

Орган, издавший акт, приводит его в соответствие с Конституцией СССР или законом СССР. Если несоответствие не будет устранено, Комитет конституционного надзора СССР входит с представлением соответственно на Съезд народных депутатов СССР, в Верховный Совет СССР или Совет Министров СССР об отмене не соответствующих Конституции СССР или закону СССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.

Заключение Комитета может быть отклонено лишь решением Съезда народных депутатов СССР, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора СССР определяются Законом о конституционном надзоре в СССР.

Статья 125. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР осуществляют контроль за всеми подотчетными им государственными органами.

Верховный Совет СССР и Президент СССР направляют деятельность Комитета народного контроля СССР.

Организация и порядок деятельности органов народного контроля определяются Законом о народном контроле в СССР.

Статья 126. Порядок деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов определяется Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и другими законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР.

Хронология

  • 1989 г., май — июль I съезд народных депутатов СССР
  • 1989 г., декабрь II съезд народных депутатов СССР
  • 1990 г., март III съезд народных депутатов СССР. Избрание М.С. Горбачева Президентом СССР
  • 1990 г., 12 июня Декларация о государственном суверенитете РСФСР
  • 1991 г., 12 июня Избрание Президентом РСФСР Б.Н. Ельцина

Съезды народных депутатов СССР

На состоявшемся в мае 1989 г. I Съезде народных депутатов СССР

Съезд народных депутатов

развернувшаяся дискуссия выявила наличие широкой группы радикально настроенных депутатов, таких как А. Собчак, Е. Евтушенко, А. Адамович, Ю. Черниченко, Б. Ельцин. Лидером демократического крыла стал академик А. Сахаров. У радикалов не было четкой программы и стратегии поведения на Съезде. Их оппозиционная линия развивалась стихийно, постепенно сплачивая вокруг себя единомышленников. Критике радикалов подверглись все аспекты горбачевского курса, в первую очередь, экономический. К началу Съезда экономика находилась в кризисном состоянии, постоянно углублялся товарный дефицит и скрытая инфляция. С прилавков исчезли самые необходимые товары: мыло, соль, стиральный порошок, хлеб, молоко, обувь, постельное белье. Народ все меньше верил КПСС во главе с Генеральным секретарем.

Талоны на продукты

Отражением экономического кризиса в стране стал накал политических страстей на Съезде. Депутат Ю.А. Черниченко, выступая на Съезде, назвал сторонников М.С. Горбачева “агрессивно-послушным большинством”, а Г. Попов открыто заявил об оппозиции этому большинству и призвал к формированию межрегиональной независимой депутатской группы. Фактически на Съезде произошло разделение единого лагеря сторонников перестройки на умеренных во главе с М.С. Горбачевым и радикалов (ведущую роль среди них играли А. Сахаров и Б. Ельцин).

I Съезд народных депутатов сформировал Верховный Совет СССР . Его председателем был избран М.С. Горбачев.

На протяжении 1989 г . конфликт между М.С. Горбачевым и радикалами углублялся. Радикалы выступали против сохранения СССР , против социализма , против партийной монополии .

На II Съезде народных депутатов СССР , состоявшемся в декабре 1989 г. , они выступали за отмену шестой статьи Конституции (о руководящей роли КПСС). После внезапной кончины академика Сахарова 14 декабря 1989 г., лидерство в радикальном движении перешло к Б.Н. Ельцину.

Первый секретарь МГК КПСС Б.Н.Ельцин принимает Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ

К этому времени ощутимых успехов добились радикалы из Прибалтики. Народные фронты Прибалтики объявили незаконным пакт Молотова — Риббентропа, а, следовательно, незаконным вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР.

В начале 1990 г. российские радикалы разработали новую стратегию в связи с приближающимися выборами на Съезд народных депутатов России. Они исходили из того, что Съезд народных депутатов СССР настроен консервативно, значит, надо добиваться суверенитета России и проводить реформы именно в ней.

III Съезд народных депутатов СССР , состоявшийся в марте 1990 г. , отменил 6 статью Конституции . На III Съезде М.С. Горбачев был избран Президентом СССР , но проголосовало за него менее 60 % депутатов. Это явственно свидетельствовало о падении его популярности.

В июне 1990 г. радикалы одержали победу на выборах на I Съезде народных депутатов РСФСР, и председателем Верховного Совета Российской Федерации был избран Б.Н. Ельцин. Г. Попов и А. Собчак возглавили органы государственной власти соответственно в Москве и Ленинграде. На этом же съезде была принята Декларация о государственном суверенитете России

В июле 1990 г . состоялся XXVIII съезд КПСС, на котором начался массовый выход радикалов из рядов КПСС. Образовывались новые партии, выступавшие за чистый либерализм — Демократическая партия России, Конституционно-демократическая, Республиканская и др. Происходит решительный переход радикалов на антикоммунистические позиции . В то же время на противоположном полюсе концентрируются консерваторы . Создаются Российская коммунистическая партия во главе с И. Полозковым (впоследствии его на этом посту сменил Г. Зюганов), фракция “Союз ”, которая обвинила М.С. Горбачева в развале СССР. Как заявляли представители этой фракции, Горбачеву удалось то, что не удалось иностранным интервентам от Наполеона до Гитлера, — превратить великую державу во второстепенное государство.

Митинг

Таким образом, в 1989 — 1990 гг. М.С. Горбачев оказался вынужден лавировать между оппозицией слева и справа, он пытался удержаться на центристской позиции. Во многом это удавалось благодаря поддержке Запада, продолжавшего делать ставку на него, а не на Б. Ельцина как лидера демократических реформ в России.

К середине 1990 г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Если на первом этапе перестройки предпринимались попытки усовершенствования социалистической состемы, то с признанием экономического плюрализма начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность получила программа под названием "500 дней", нацеленная на быстрый и решительный переход к рынку, созданная под руководством Г. Явлинского. Президент отдал предпочтение более умеренной по своему характеру программе правительства.

В стране появился и стал легализовываться слой предпринимателей. В то же время все быстрее шло падение жизненного уровня населения. Полки магазинов пустели, цены в частной торговле были недоступны для большинства людей, живущих на зарплату. В стране возникло забастовочное движение, особенной активностью отличались шахтеры. Неудачи в экономике все более подрывали позиции реформаторов во главе с М.С. Горбачевым.

Ослабление центральной власти привело к обострению межнациональных конфликтов и росту сепаратизма.

На IV съезде народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) остро встал вопрос о дальнейшем существовании Союза. Съезд высказался за сохранение СССР. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участвовавших в референдуме. Однако движение за выход из состава СССР усиливалось. В 1988 — 1990 гг. Декларации о государственном суверенитете уже были приняты Литвой, Латвией, Эстонией, Азербайджаном и Молдавией.

Б.Н.Ельцин

Почти две недели никто в стране по сути не работал. Прямая трансляция дебатов, от которых захватывало дух, приковала к экранам все взрослое население СССР. Общество глядело в телевизор как в зеркало, узнавая и одновременно не узнавая себя в нем. Оказывается, можно свободно и открыто спорить с самим генсеком. Можно произносить речи, не прошедшие предварительную цензуру в кабинетах ЦК.

М.С. Горбачев: «Весь смысл реформ виделся мне как раз в том, чтобы создать конституционные механизмы, при которых отношения между социальными слоями и людьми выясняются через политику».

М.С.Горбачев. Из книги «Жизнь и реформы»:

25 мая 1989 года. 10 часов утра. Кремлевский Дворец съездов заполнен до предела. Сцена, как всегда, украшена огромным панно с портретом Ленина. Множество знакомых лиц в партере, в ложах для дипломатов и журналистов. Жужжат телекамеры, все рутинно и привычно. Новшество: члены Политбюро сидят среди других народных избранников. А те из них, что остались без мандатов, - среди гостей, как простые смертные. И открывает съезд не Генеральный секретарь ЦК КПСС или Председатель Президиума Верховного Совета, а председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов В.П.Орлов.
Но все же пока еще мало что изменилось.
Это впечатление закрепляет вступительная речь Орлова. Председатель Центризбиркома говорит о новых явлениях старым слогом. Звучат стандартные «возвышенные» выражения: «Широкая, невиданная доселе гласность», «Бурный рост политической активности трудящихся», «Перестройка стала общенародным делом, советские люди высказались за ее дальнейшее углубление», «Выборы стали шагом принципиального значения, продвинули наше общество по пути, намеченному XXVII съездом партии и XIX Всесоюзной конференцией КПСС», «Народ видит в партии Ленина силу, способную сплотить советское общество», «Более мощного общенародного референдума в пользу Коммунистической партии, ее курса на обновление у нас еще не было».
Сидя в первом ряду, я слышу сзади, где расположились депутаты от Москвы, шорохи, перешептывание, люди явно начинают раздражаться, не такого начала ожидали от открытия съезда. Корю себя за то, что не придал значения этой немаловажной детали. Но особенно задумываться над всем этим не пришлось. Едва только объявлено открытие Съезда народных депутатов, как течение его пошло уже не по заготовленному сценарию. Первое незапланированное выступление: на трибуне врач из Риги В.Ф.Толпежников, и зал встает, чтобы почтить память погибших в Тбилиси. Эмоциональная сцена сразу переводит стрелки политического времени в новое измерение. Теперь уже все отдают себе отчет, что наш государственный корабль, долгие годы пришвартованный к одному и тому же причалу, тронулся в неизведанное плавание.
А курс ему прокладывали не только «лоцманы» со Старой площади и Кремля. Это выявилось уже при обсуждении повестки дня. Оппозиция устами своего лидера Сахарова потребовала сменить порядок обсуждения названных в ней вопросов: сначала отчетный доклад Председателя Президиума Верховного Совета, обсуждение ситуации в стране, а потом уже выбор нового главы государства и состава Верховного Совета.

Вот что сказал тогда Андрей Дмитриевич: «Я неоднократно в своих выступлениях выражал поддержку кандидатуре Михаила Сергеевича Горбачева. Этой позиции придерживаюсь и сейчас, поскольку не вижу другого человека, который мог бы руководить нашей страной. Но это я не вижу в данный момент. Моя поддержка носит условный характер. Я считаю, что необходимо обсуждение, необходим доклад кандидатов, потому что мы должны иметь в виду альтернативный принцип всех выборов на данном съезде, в том числе и выборов Председателя Верховного Совета СССР. Я говорю слово «кандидатов», хотя считаю вполне возможным, что других кандидатов не будет. Михаил Сергеевич Горбачев, который был родоначальником перестройки, с чьим именем связано начало процесса перестройки и руководства страной на протяжении четырех лет, должен сказать о том, что произошло в нашей стране за эти четыре года. Он должен сказать и о достижениях и об ошибках, сказать об этом самокритично. И от этого тоже будет зависеть наша позиция».
Бросается в глаза известная противоречивость: с одной стороны, Сахаров признает, что других кандидатов в этой обстановке может и не быть, а с другой - настаивает на том, чтобы сначала выслушать мой отчет и дать ему оценку. В первый момент мне подумалось, что это продиктовано стремлением с самого начала ввести работу законодательного органа в русло твердой демократической процедуры. Но, поразмыслив над позицией наших радикалов, я пришел к выводу, что здесь гораздо существенней другой мотив - навязать свою программу действий.

Догадываюсь, что, пребывая в состоянии эйфории после первого своего большого успеха на выборах, основатели демократического движения, еще недавно ходившие в прорабах перестройки, были раздосадованы, а в некотором роде и оскорблены тем, что я не откликнулся на их призывы. Должно быть, они рассуждали примерно так: «Хватило его на первый рывок, и только». Во всяком случае, мне этого отказа не простили, и очень скоро я почувствовал это по остроте и неприличию нападок на себя по всякому поводу и без повода.

М.С.Горбачев. Жизнь и реформы. М. "Издательство «Новости»". 1995. Т.1. С.563-572


«Об итогах Съезда народных депутатов». Запись обсуждения на Политбюро ЦК КПСС. 19 июня 1989 года
Из выступления М.С. Горбачева: "Страна другая, и наши взгляды должны быть обновлены. Если не сделаем это, то проиграем. Съезд - успех или неуспех? С высоты политического анализа можно сказать, что это большой успех, причем достигнутый в сложнейшем контексте большого социального напряжения.
Сформированы высшие органы государственной власти. Обсудили политику внутреннюю и внешнюю. И это обсуждение выявило большое совпадение взглядов, хотя брошены и другие семена. Разница, скорее, в радикальности и глубине практических оценок.
Съезд имел ярко выраженный демократический характер. Колоссальное раскрепощение мысли, хотя рядом были и пустые, бессодержательные выступления. Все надо воспринимать как есть. Съезд дал мощный срез настроений в обществе. Все было непривычно. Разброс мнений, критика персональная, некомфортная ситуация, но рассчитывать на иное не приходится.
Съезд - реальная передача власти на высшем уровне, а дальше будем делать то же самое на республиканском и местном уровнях. Это будет не менее болезненный процесс. В нем участвовать будут уже не две тысячи, два 2 млн. депутатов..."

Незабываемый восемьдесят девятый
Александр Гельман

http://kommersant.ru/doc/1171004

Кумир аспиранта Медведева
Анатолий Собчак был одним из главных героев Первого съезда и уж точно - самым ярким открытием
Людмила Нарусова
http://kommersant.ru/doc/1171005

Звезды съезда
Цитаты из выступлений на съезде.
http://kommersant.ru/doc/1171009

Рафик Нишанов: "Как солдата партии меня мобилизовали..."
http://kommersant.ru/doc/1171006

Однопартийность. Дубль два
Дмитрий Орешкин, политолог
http://kommersant.ru/doc/1171007

Съезд, изменивший мир (2013)

Съезд, который изменил мир, изменил нас – такова тема нашей беседы с Сергеем Борисовичем Станкевичем, народным депутатом СССР политиком.

Витаутас Ландсбергис, Аркадий Мурашев, Сергей Станкевич - о 1-м Съезде народных депутатов СССР

======================================== =================

======================================== ===========================

======================================== ======================================== ===

Фильм телеканала "Ностальгия":

Первый съезд народных депутатов СССР. Первая часть

С мая по июнь 1989 года в Москве проходил 1-й Съезд народных депутатов СССР. Граждане Советского Союза стали свидетелями первых политических дебатов в прямом телеэфире. Выступления Галины Старовойтовой, Анатолия Собчака, Бориса Ельцина и других политиков.

00:00:49 Горбачев на трибуне, со словами благодарности

00:03:39 Заседание от 26 апреля 1989 года. Выступающий - о выборах в совет союза и совет национальности.

00:08:43 Галина Старовойтова на трибуне, о событиях в Карабахе, «голосования по Карабаху считать недействительным»

00:09:52 Анатолий Собчак на трибуне, о закладке новой политической системы, о выборах в Совет национальностей, критика в адрес председателя, о Карабахе.

00:14:21 Лукьянов на трибуне: «Кто в ответе за внутреннюю политику?» Об Иванове и Гдляне, о реабилитации репрессированных, о поправках в законе, о партии, которая вырабатывает единую политику.

00:25:31 Заседание съезда от 29.05.1989 г.

00:25:50 В. Киселев на трибуне: «Все депутаты должны выступить по телевидению, народ должен знать их в лицо». К Горбачеву: «Занимает две должности». О Ельцине, который «должен участвовать в общественной и политической деятельности»

00:26:17 В кадре Иосиф Кобзон, в зале.

00:26:23 В кадре Генрих Боровик, в зале.

00:26:41 В кадре композитор Андрей Эшпай.

00:32:06 Юрий Лодкин с трибуны, о правильности выборов в Верховный Совет, надо слушать народ, "наезд"на Горбачева, о совете национальностей.

00:33:47 В кадре Б. Ельцин, в зале (сердитый)

00:38:45 Чернышев дизайнер, с трибуны о низком КПД съезда, Горбачев выбран без альтернативы, о Сахарове, о Высоцком

00:46:33 Депутат из Кишинева. Национальный округ. С трибуны о задавленности Литвы, за поименное голосование: «Кто "за" и "против" - придать гласности». О событиях в Тбилиси

00:48:42 Аплодисменты в зале.

00:52:29 Заславский с трибуны, об инвалидах, об альтернативных выборах председателя Совета министров Верховного судьи, о поименном голосовании. «Необходимо один день посвятить вопросам экологии».

00:53:39 В кадре М. Горбачев, в президиуме (сердитый)

30 мая состоялось 2-ое заседание Съезда, на котором выступили Евгений Евтушенко, Евгений Примаков, Генрих Боровик, Дмитрий Лихачев. Ведет заседание Рафик Нишанов.

00.00.28 Дмитрий Лихачев, академик, - о культуре, о национальной вражде, о библиотеках, о педагогах, о сокращении административных аппаратах министерств, о музеях, о беспризорности детей, зачитывает письмо матерей.

00.17.48 Депутат из Грузии с трибуны, - о событиях в Тбилиси. Зал стоя аплодирует, провожает предыдущего выступающего.

00.28.04 Евтушенко в зале, стоя аплодирует

00.28.11 В кадре Горбачев, слушает.

00.28.16 Генерал Родионов с трибуны, - политическую оценку событиям в Тбилиси, вроде бы мирный митинг, а разжигались национальные и антирусские настроения, осложнение обстановки вызвало ввод войск, о саперных лопатах.

00.41.06 Писатель Адамович с трибуны, - о событиях в Минске, "наезд" на писателя Карпова.

00.43.13 Депутат из Латвии, - о событиях в Вильнюсе

00.44.55 Депутат Карякин, с трибуны, - о провокациях, о событиях в Чехословакии "наезд" на Г. Боровика

00.46.35 Депутат от 303 округа с трибуны, - о событиях в Риге.

00.48.21 Горбачев с места в президиуме, - о наколенной ситуации в Тбилиси в то время.

00.51.35 Г. Боровик с трибуны, - о нанесенном ему оскорблении, к событиям в Чехословакии не имел никакого отношения

00.53.40 Гдлян с трибуны, - о расследовании событий в Тбилиси.

00.56.22 Академик А. Сахаров с трибуны, - о списках в комиссию по Тбилиси, о следственной группе Гдляна

00.58.30 Полторанин, с трибуны, - о кандидатурах в комиссию.

00.59.05 Примаков с трибуны, - о работе комиссии.

00.59.43 Казанник с трибуны, - о самоотводе.

31 мая состоялось 3-ое заседание Съезда, на котором выступили Василий Стародубцев, Юрий Власов, Павел Бунич. Ведет заседание Альгирдас Бразаускас

00.00.14 Заседание ведет А. Бразаускас.

00.00.51 Стародубцев аграрник, с трибуны, об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР. О пустых полках - мыло по талонам, страна в тупике, грань между городом и деревней не стерлась, осталась только грань, исчезло 100 тысяч деревень, надо накормить народ, слишком много советчиков, о монополизме промышленности, убивающий крестьянство, о частном секторе, о кооперации, о крестьянстве.

00.16.34 А. Бразаускас, с трибуны, о национальных отношениях, о суверенитете, о самостоятельности республик, о документе от 1939 года между СССР и Германией, который предрешил судьбу стран Балтии, нужна оценка этих документов, во ими исторической правды во имя прибалтийского народа, надо активно работать с прогрессивно настроенными эмигрантами.

00.30.30 Юрий Власов, с трибуны, об экологии, о демократии, "наезд" на работу телевидения, программа "Время" - искажает факты. На пост Гостелерадио и главного редактора "Известия" должен избирать съезд, нельзя что бы важные посты доставались аппарату, "наезд" на Горбачева, об импичменте председателя, о коррупции, о захоронениях воинов, о КГБ, о событиях в Тбилиси.

00.47.39 П. Бунич экономист, с трибуны, об экономике страны, об уравниловке, кто не работает, тот ест, того кто работает, о хозрасчете, об аренде и госсобственности, о кооперативах.

1 июня состоялось 4-ое заседание Съезда, на котором выступили Альберт Лиханов, Юрий Черниченко и Евгений Евтушенко.

00.00.35 Писатель А. Лиханов, с трибуны: о детях, о детской медицине, о законе «О правах ребенка»

00.09.56 В кадре: Федоров, врач офтальмолог, в зале

00.18.03 Ю. Черниченко, с трибуны: о москалях, о сельском хозяйстве, критикует все, "наезд" на Лигачева, о бюрократах; о покупке зерна за границей, когда у нас своей пшеницы, принять закон о земле; приводит ленинский лозунг "от продразверстки к продналогу "

00.36.22 Е. Евтушенко, с трибуны: вносит новые статьи в конституцию - о суверенитете и национальном достоинстве каждой республики СССР, о сельском труде, о привилегиях, вернуть советское гражданство, о советской армии, о гимне, о духовной революции

00.38.36 В кадре: врач Елизаров, в зале

00.49.28 В кадре: Горбачев, внимательно слушает.

2 июня состоялось 5-ое заседание Съезда, на котором выступили Михаил Горбачев, Николай Рыжков, Юрий Карякин и Чингиз Айтматов.

00.01.03 Чингиз Айтматов, с трибуны, об экономике, о национальных отношениях, о суверенитете республик, о национальных языках

00.19.36 Ю.Карякин, с трибуны, - о власть и народ, блюдолизме, обращается к Горбачеву с просьбой о Солженицыне, о перезахоронении Ленина, списки по приказу Лубянки, зачитывает письмо группы депутатов против Сахарова. Зачитывает письмо солдатских матерей.

00.32.11 в кадре А. Сахаров, в зале.

00.33.00 Горбачев с места, о событиях в Узбекистане. Заседание от 07.06.1989 год

00.35.56 Н. Рыжков, с трибуны.

======================================== ===============

Из комментариев в Фейсбуке:

Анатолий Ковалев
Смотрю и сердце кровью обливается! А ведь мы были такие свободные. Такие искренне верящие в светлое будущее. А ведь все могло сложиться иначе. Искренне жаль потерянного времени. Потерянных возможностей. Но, верю, что перестройка все таки будет доведена до конца.

Irina Dolgopolova
Единственное время, когда я хотела жить в России. Не сложилось.

Тата Либер
Помню, слушали везде: на работе, дома, в транспорте - на глазах рождалась история!

Эдуард Глезин
В дни работы Сьезда даже производительность труда упала из-за всеобщего интереса к политике ✌

Алёна Голубева
Помню, с приемником даже на пляж ездили.

Ольга Андреева
Все было ново, интересно, значительно. Больше всех запомнились Андрей Сахаров, Анатолий Собчак, Борис Ельцин. Как давно это было...

Лариса Кнутарева
А нам в НИИ начальство заботливо трансляцию включило в каждой комнате.

Ислам Тохчуков
Я в это время заканчивал службу в армии. Смотрел при малейшей возможности, радовался тому, как вовремя я родился и повзрослел.

==========================================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

На втором этапе предполагалось решить вопросы статуса союзных республик и автономных образований, расширения их прав в политической, социально-экономической и культурной жизни, упрочения на этой основе федеративного государства. Реорганизация власти на местах, образование полновластных органов местного самоуправления должны были составить третий этап политической реформы.

Съезд Народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР.

С 29 ноября по 1 декабря 1988 года проходила внеочередная двенадцатая сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, на которой были приняты законодательные акты, послужившие основой для коренного обновления политической системы страны.

1 декабря 1988 года Верховным Советом СССР приняты законы об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и о выборах народных депутатов СССР.

Постановление Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 года №9856-Х1 «О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства» определило три этапа политической реформы. Основным содержанием первого этапа реформы должно было стать обновление структуры Советов народных депутатов всех уровней, порядка формирования и деятельности высших органов государственной власти СССР, избирательной системы. На втором этапе предполагалось решить вопросы статуса союзных республик и автономных образований, расширения их прав в политической, социально-экономической и культурной жизни, упрочения на этой основе федеративного государства. Реорганизация власти на местах, образование полновластных органов местного самоуправления должны были составить третий этап политической реформы.

Закон СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР определил, что единую систему представительных органов государственной власти страны составляют Советы народных депутатов - Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, съезды народных депутатов и Верховные Советы союзных и автономных республик, местные Советы народных депутатов. Срок полномочий Советов народных депутатов всех уровней - пять лет.

Высшим органом государственной власти СССР являлся Съезд народных депутатов СССР. Съезд состоял из 2.250 депутатов, которые избирались в следующем порядке:

750 народных депутатов СССР - от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей;

750 народных депутатов СССР - от национально-территориальных избирательных округов по определенным Конституцией СССР нормам;

750 народных депутатов СССР - от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных депутатов СССР.

Съезд народных депутатов СССР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.

К исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относились:

Принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;

Принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР;

Определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками;

Определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;

Утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;

Избрание Верховного Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР и его Первого заместителя;

Утверждение Председателя Совета Министров СССР и руководителей союзных контрольных и судебных органов;

Избрание Комитета конституционного надзора СССР;

Отмена актов, принятых Верховным Советом СССР;

Принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).

Съезд народных депутатов СССР созывался Верховным Советом СССР. Заседания Съезда должны были проводится не реже одного раза в год. Съезд народных депутатов СССР принимал законы СССР и постановления.

Постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, который избирался тайным голосованием из числа народных депутатов СССР Съездом и был ему подотчетен.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу и равноправных.

Совет Союза избирался из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе.

Совет Национальностей избирался из числа народных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по определенным Конституцией СССР нормам.

Съезд народных депутатов СССР должен был ежегодно обновлять одну пятую часть состава Совета Союза и Совета Национальностей.

Верховный Совет СССР ежегодно созывался Президиумом Верховного Совета СССР на очередные (весеннюю и осеннюю) сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая. Сессия Верховного Совета СССР состояла из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР обладал следующими полномочиями:

Назначал выборы народных депутатов СССР и утверждал состав Центральной избирательной комиссии по выборам;

Назначал Председателя Совета Министров СССР и утверждал состав Совета Министров СССР;

Образовывал и упразднял министерства и государственные комитеты СССР;

Образовывал Совет обороны СССР и утверждал его состав, назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР;

Избирал высшие контрольные и судебные союзные органы;

Устанавливал основы законодательства Союза ССР и союзных республик;

Осуществлял на всей территории СССР законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, порядка реализации конституционных прав свобод и обязанностей граждан, а также других отношений;

Давал толкование законов СССР;

Устанавливал общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;

Определял основы правового статуса общественных организаций;

Утверждал государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР и утверждал отчеты об их выполнении;

Ратифицировал и денонсировал международные договоры СССР;

Осуществлял контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;

Определял основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности;

Объявлял мобилизацию, состояние войны;

Принимал решения об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР в случае необходимости выполнения страной международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

Устанавливал воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

Учреждал ордена и медали СССР, устанавливал почетные звания СССР;

Издавал общесоюзные акты об амнистии;

Имел право отменять указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, распоряжения Председателя Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик (в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР).

Верховный Совет СССР принимал законы СССР и постановления. Конституция СССР определила субъектов права законодательной инициативы.

Каждая палата Верховного Совета СССР была вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежали вопросы социально-экономического развития и государственного строительства, имевшие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР, внешней политики СССР, обороны и государственной безопасности СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежали вопросы обеспечения национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями многонационального государства; совершенствования законодательства СССР, регулировавшего межнациональные отношения.

По вопросам своей компетенции каждая из палат принимала постановления.

Органом, обеспечивавшим организацию работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, являлся подотчетный Верховному Совету СССР Президиум Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР обладал следующими полномочиями:

Созывал сессии Верховного Совета СССР;

Организовывал подготовку заседаний Съезда народных депутатов СССР и сессий Верховного Совета СССР;

Координировал деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР;

Оказывал содействие народным депутатам СССР в осуществлении ими своих полномочий;

Осуществлял контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивал соответствие конституций и законов союзных республик Конституции СССР и союзным законам;

Организовывал подготовку и проведение всенародных голосований (референдумов), всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни;

Присваивал высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

Награждал орденами и медалями СССР, присваивал почетные звания СССР;

Принимал в гражданство СССР, решал вопросы о выходе из гражданства СССР, лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища;

Осуществлял помилование;

Назначал и отзывал дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;

Принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

В период между сессиями Верховного Совета СССР мог объявлять мобилизацию, состояние войны; военное либо чрезвычайное положение, а также мог вводить особые формы управления.

Президиум Верховного Совета СССР издавал указы и принимал постановления.

В состав Президиума Верховного Совета СССР входили по должности: Председатель Верховного Совета СССР, его Первый заместитель и 15 заместителей - председатели Верховных Советов союзных республик, председатели Совета Союза и Совета Национальностей, председатель Комитета народного контроля СССР, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР.

Председатель Верховного Совета СССР являлся высшим должностным лицом Советского государства и представлял СССР внутри страны и в международных отношениях, избирался на Съезде народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд.

Председатель Верховного Совета СССР был подотчетен Съезду и Верховному Совету СССР.

Председатель Верховного Совета СССР издавал распоряжения.

В новом избирательном законе СССР от 1 декабря 1988 г. № 9855-XI определялись права избирателей, порядок назначения выборов, образования избирательных округов и избирательных участков, полномочия и организация работы избирательных комиссий, порядок выдвижения и регистрации кандидатов в народные депутаты СССР, гарантии их деятельности, порядок голосования и подведения итогов выборов, порядок опубликования их результатов, условия и порядок проведения повторного голосования, повторных выборов и выборов народных депутатов СССР вместо выбывших депутатов.

В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 г. №9857-Х1 выборы народных депутатов СССР по территориальным и национально-территориальным избирательным округам состоялись 26 марта 1989 года. 2 и 9 апреля 1989 года в отдельных округах было проведено повторное голосование, а 14 мая 1989 года состоялись повторные выборы.

В марте - апреле 1989 года были проведены также выборы народных депутатов СССР от общественных организаций на съездах, конференциях либо пленумах их общесоюзных органов.

Первый Съезд народных депутатов СССР проходил с 25 мая по 9 июня 1989 года в Кремлевском Дверце Съездов и стал историческим событием. Съезд определил главные направления внутренней и внешней политики государства, решил важные организационные вопросы. На Съезде были избраны Председатель Верховного Совета СССР - М.С. Горбачев, его Первый заместитель - А.И. Лукьянов и Верховный Совет СССР: Совет Союза и Совет Национальностей. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР - Н.И. Рыжкова и других руководителей государственных органов.

Первая (весенняя) сессия Верховного Совета СССР проходила с 3 июня по 4 августа 1989 года. За это время проведено 50 пленарных (совместных) заседаний, 3 заседания Совета Союза и 4 заседания Совета Национальностей.

На сессии были избраны председатели палат: Председателем Совета Союза стал Е.М. Примаков, а Председателем Совета Национальностей - Р.Н. Нишанов.

На первой сессии Верховный Совет СССР образовал свои рабочие органы. С учетом функциональных различий в каждой из палат были образованы по четыре постоянные комиссии. Одновременно палатами на паритетных началах созданы 14 комитетов Верховного Совета СССР, образованы многочисленные подкомитеты и подкомиссии. В них работало свыше 900 народных депутатов СССР.

Верховным Советом СССР были также сформированы союзные органы: Совет Министров СССР, Комитет народного контроля СССР, Верховный Суд СССР, утверждены коллегии Прокуратуры Союза ССР и Государственного арбитража СССР.

Вторая (осенняя) сессия Верховного Совета СССР проводилась с 25 сентября по 28 ноября 1989 года. В ее ходе состоялось 45 пленарных заседаний и по одному раздельному заседанию палат.

Основным направлением деятельности Верховного Совета СССР являлось законотворчество. На первой и второй сессиях были рассмотрены и приняты важные законы, разработка которых была намечена Съездом народных депутатов СССР, по вопросам, связанным с экономической, политической и судебной реформой, социальной сферы, гармонизации межнациональных отношений, внешнеполитической деятельности.

На первых двух сессиях Верховного Совета СССР принято 20 законов, 148 постановлений, 5 обращений, заявлений и деклараций, 32 постановления палат.

В ходе сессий отлаживались организационные основы деятельности Верховного Совета СССР и его органов. Неразработанность многих процедур, отсутствие парламентского опыта, соответствующих навыков и традиций затрудняли этот процесс. Сказывалась недостаточная готовность различных депутатских групп и депутатов к компромиссу, а также слабая политическая культура дискуссий. Значительно укрепилась связь верховной власти страны с населением. Ежедневная телетрансляция с пленарных заседаний сессий Верховного Совета СССР позволяла миллионам избирателей непосредственно наблюдать за работой парламента страны. В адрес сессий поступили десятки тысяч писем и телеграмм, в которых ясно выражена позиция граждан, их отношение к работе Верховного Совета, пожелания и надежды.

Второй Съезд народных депутатов СССР состоялся с 12 по 24 декабря 1989 года. Ключевым на Съезде был вопрос о состоянии экономики ввиду крайне сложного положения страны. Съезд высказался за необходимость ускорения проведения радикальной экономической реформы, хозяйственных преобразований, формирования общесоюзного рынка. Были приняты законы об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов, об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам избирательной системы.

Съезд определил этапы экономической реформы. Были заслушаны доклады комиссий, образованных на Первом Съезде народных депутатов СССР. Избран Комитет конституционного надзора СССР. Дана политическая оценка решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года.

На Съезде был обсужден и принят Регламент Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Регламент регулировал процедуру организации и деятельности высших органов государственной власти страны, в основу которой было положено коллективное, свободное обсуждение и решение вопросов, гласность, ответственность и подотчетность перед высшими органами власти всех государственных органов и должностных лиц, законность, постоянный учет общественного мнения.

В течение 1990 года в обществе и государстве произошли события, круто изменившие развитие советского конституционного строя, политический механизм, экономические отношения. Состоялись выборы в республиканские и местные Советы, завершившие процесс формирования системы обновленных органов государственной власти. В то же время в стране углублялся экономический и политический кризис, обострились межнациональные конфликты, продолжалось ослабление исполнительной власти в центре и на местах.

12-15 марта 1990 года состоялся внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. Съездом был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». 15 марта 1990 года Съезд избрал первым Президентом СССР М.С. Горбачева. В стране была введена новая форма государственного правления - президентская республика, когда глава государства действует в строго очерченных рамках закона, а функции высшего государственного руководства страной осуществляют Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. Институт президентства стал важной составной частью советской государственности.

В соответствии с законом Президент СССР являлся главой Советского государства, выступал гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР. На Президента возлагались полномочия, которые ранее имел Председатель Верховного Совета СССР. При Президенте СССР был организован Совет Федерации СССР и Президентский Совет СССР. Верховный Совет СССР остался законодательным и контрольным органом, утратил свои распорядительные функции.

Основной задачей Председателя Верховного Совета СССР являлась организация работы Верховного Совета СССР и его Президиума. Была упразднена должность Первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР. Значительно были преобразованы функции и полномочия Президиума Верховного Совета СССР. На Президиум возлагались: организация и координация работы Верховного Совета СССР, его палат, комитетов Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат; подготовка заседаний Съезда народных депутатов СССР и сессий Верховного Совета СССР; организация проведения всенародного обсуждения проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.

Изменился и состав Президиума Верховного Совета СССР. Его возглавляли Председатель Верховного Совета СССР, членами Президиума являлись: председатели Совета Союза и Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, а также народные депутаты СССР - по одному от каждой союзной республики, два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов.

На Съезде была исключена из Конституции СССР 6-я статья, законодательно закреплявшая руководящую роль КПСС в Советском государстве, что означало ликвидацию однопартийной системы в стране и способствовало образованию и активизации деятельности новых политических партий и движений.

В связи с назначением Е.М. Примакова членом Президентского Совета СССР он был освобожден от обязанностей Председателя Совета Союза Верховного Совета СССР. Председателем палаты избран И.Д. Лаптев.

Среди вопросов, рассмотренных на сессии, особое место занимали проблемы обновления федерации, создания законодательных основ обеспечения равноправия советских граждан. Верховный Совет СССР принял блок законодательных актов по экономическим и социальным проблемам, направленных на коренное изменение системы производственных отношений в стране, углубление экономической реформы, формирование правового государства.

Четвертая сессия Верховного Совета СССР проходила в период с 10 сентября 1990 года по 16 января 1991 года. Основное внимание депутатов было сосредоточено на вопросах конституционного законодательства, проблемах обеспечения перехода страны к рыночной экономике и разработке концепции Союзного Договора. Был принят Закон СССР о дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни в стране, предоставивший Президенту СССР дополнительные полномочия, в том числе право издавать указы нормативного характера.

В то же время Верховный Совет СССР в полной мере сохранил за собой контроль за президентскими указами, возможность в любой момент приостановить их действие, возвратить делегированное полномочие.

В ходе третьей и четвертой сессий Верховным Советом СССР было рассмотрено 94 вопроса, принято 42 закона и свыше 120 постановлений нормативного, распорядительного и контрольного характера.

Крупным общественно-политическим событием стал четвертый Съезд народных депутатов СССР, который проходил с 17 по 27 декабря 1990 года. Принятый Съездом Закон СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления закрепил комплекс радикальных мер, связанных с реформированием системы дополнительной власти, расширением функций Верховного Совета СССР, преобразованиями в судебно-прокурорской системе, укреплением конституционного строя.

Согласно Закону Президент СССР получил дополнительные полномочия. Он стал не только главой государства, но и возглавил систему органов государственного управления СССР, обеспечивающим их взаимодействие с высшими органами государственной власти СССР. Высшим исполнительно-распорядительным органом вместо Совета Министров СССР стал Кабинет Министров СССР, подчинявшийся непосредственно Президенту СССР. Учрежден пост Вице-президента СССР, им был избран Г.И. Янаев. Был создан новый совещательный орган - Совет безопасности СССР и упразднен Президентский Совет СССР, качественно новыми полномочиями наделялся Совет Федерации СССР, упразднен Комитет народного контроля СССР и учреждена Контрольная палата СССР, Государственный Арбитраж СССР был преобразован в Высший арбитражный суд СССР.

Верховный Совет СССР утверждал Премьер - министра СССР по представлению Президента СССР, давал согласие на назначение или освобождение членов Кабинета Министров СССР и Совета безопасности СССР, избирал Высший арбитражный суд СССР, назначал Председателя Контрольной палаты СССР.

На Съезде были приняты постановления о положении страны и первоочередных мерах по преодолению сложившейся кризисной социально-экономической и политической ситуации (по докладу Президента СССР); о проведении референдумов СССР по вопросам о сохранении Союза ССР и о частной собственности на землю; об общей концепции нового Союзного Договора и порядке его заключения; о сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик и названии Советского государства.

Важное место в работе Съезда заняло рассмотрение вопроса об обновлении (ротации) состава Верховного Совета СССР. Было принято решение о сложении полномочий членов Верховного Совета СССР 189 народных депутатов СССР. Избрано в состав Совета Союза -105 депутатов, в Совет Национальностей - 88 депутатов.

На сессии приняты законодательные акты, направленные на ускорение радикальной экономической реформы. Верховный Совет СССР поддержал основные положения Программы по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку и принял постановление о социально-экономической ситуации в СССР. Значительное внимание было уделено рассмотрению проекта Союзного Договора - Договора о Союзе Суверенных Государств.

Верховный Совет СССР провел также реорганизацию комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий палат, внеся изменения в их структуру, функции и состав.

На 20 августа 1991 года было намечено подписание руководителями СССР и республик в составе СССР Союзного Договора. Однако 19 августа 1991 года Президент СССР М.С.Горбачев был отстранен от исполнения обязанностей неконституционно сформированным Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). В отдельных районах СССР введено чрезвычайное положение. Отпор действиям ГКЧП возглавило руководство РСФСР во главе с Б.Н.Ельциным. Указами Президента РСФСР от 19-21 августа деятельность ГКЧП была признана незаконной, в стране восстановлена конституционная власть.

26-31 августа 1991 года состоялась внеочередная сессия Верховного Совета СССР. На ней была обсуждена ситуация, возникшая в стране в связи с имевшим место 18-21 августа года государственным переворотом. Верховный Совет СССР признал несовершенной структуру высших органов государственной власти и управления СССР. Съезду народных депутатов СССР предложено внести необходимые изменения и дополнения в Конституцию СССР и провести обновление состава Верховного Совета СССР. Республикам предложено ускорить согласование и подписание нового Союзного Договора. Кроме того, было решено разработать и принять ряд законодательных актов «в целях исключения в дальнейшем попыток насильственного изменения государственного устройства и свертывания процессов демократических преобразований».

События августа 1991 года обострили все противоречия, накопившиеся в обществе, вызвали серьезные изменения в государственной и общественной жизни страны. В эти дни заявили о выходе из СССР прибалтийские республики.

Со 2 по 5 сентября 1991 года проходил внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР. Съезд освободил от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР А.И. Лукьянова и Вице-президента СССР Г.И. Янаева.

На Съезде было принято постановление о мерах, вытекающих из совместного Заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР, в котором объявлен переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на волеизъявлении республик и интересах народов.

5 сентября 1991 года Съезд принял Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», радикально изменивший структуру этих органов.

Согласно закону в переходный период Верховный Совет СССР являлся высшим представительным органом власти Союза ССР, состоящим из двух самостоятельных палат: Совета Республик и Совета Союза.

В Совет Республик входило по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами власти этих республик.

Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами государственной власти союзных республик.

Совет Республик и Совет Союза Верховного Совета СССР совместными решениями могли вносить изменения в Конституцию СССР, принимать в состав Союза ССР новые государства, заслушивать Президента СССР по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики, утверждать союзный бюджет и отчет о его исполнении, объявлять войну и заключать мир.

Совет Республик принимал решения об организации и порядке деятельности союзных органов, ратифицировал и денонсировал международные договоры Союза ССР.

Совет Союза рассматривал вопросы обеспечения прав и свобод граждан СССР. Законы, принятые Советом Союза, вступали в силу после их одобрения Советом Республик.

Изменения Конституции СССР, принятые Верховным Советом СССР, могли вступать в действие только после их ратификации высшими законодательными органами всех союзных республик.

Законом СССР от 5 сентября 1991 года были образованы Государственный Совет СССР и Межреспубликанский экономический комитет. Государственный Совет СССР был образован на межреспубликанской основе для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик. В его состав входили Президент СССР и высшие должностные лица союзных республик. Межреспубликанский экономический комитет образован союзными республиками на паритетных началах для координации управления народным хозяйством, согласованного проведения экономических реформ и социальной политики. Упразднена должность Вице-президента СССР и Президиум Верховного Совета СССР.

В проекте закона предлагалось принять решение о нецелесообразности проведения в переходный период очередных съездов народных депутатов СССР, однако при голосовании народные депутаты отклонили это предложение.

На период до начала работы Верховного Совета СССР нового состава сохранялись полномочия существующего Верховного Совета СССР и его органов.

Статус народного депутата СССР был сохранен за всеми депутатами на срок их полномочий, включая право депутатов на участие в работе Верховного Совета СССР и его органов.

Председателем Совета Республик был избран А.Т. Алимжанов, Председателем Совета Союза - К.Д. Лубенченко. Приняты временные Регламенты палат, которыми установлены процедуры рассмотрения вопросов и принятия решений.

Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР, иных решений, принятых палатой, контроля за деятельностью государственных органов каждая палата образовала постоянные комитеты палаты.

Советом Республик и Советом Союза Верховного Совета СССР нового состава было образовано в каждой палате по 12 постоянных комитетов.

Кроме того, Совет Республик и Совет Союза могли образовывать совместные органы для предварительного рассмотрения отдельных вопросов.

Верховный Совет СССР нового состава работал немногим более одного месяца, в основном, успев решить организационные вопросы своей деятельности. Законотворческая работа только начиналась.

8 декабря 1991 года в с. Вискули под Брестом руководители РСФСР, Республики Беларусь и Украины подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ) (так называемое Беловежское соглашение), в котором констатировали, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование", и призвали суверенные государства бывшего СССР создать СНГ. Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств - членов Содружества также была прекращена.

Отношение народных депутатов СССР и членов Верховного Совета СССР нового состава к образованию СНГ было неоднозначным.

Народные депутаты СССР - члены Совета Союза Верховного Совета СССР нового состава 17 декабря 1991 года приняли Заявление в связи с подписанием указанного Соглашения и ратификацией его Верховными Советами РСФСР, Беларуси и Украины, в котором объявили принятые решения о ликвидации общегосударственных органов власти и управления незаконными и не отвечающими сложившейся ситуации и жизненным интересам народов и потребовали созыва чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.

В то же время Совет Республик Верховного Совета СССР 18 декабря 1991 года заявил о том, что считает Соглашение о создании СНГ реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса, а также объявил о недопустимости антиконституционных действий по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР.

21 декабря 1991 года в г. Алма-Ате (Казахстан) произошла встреча и переговоры руководителей 11 бывших республик в составе СССР, по итогам которой была подписана Декларация. В ней констатировалась территориальная целостность и нерушимость границ стран СНГ, их взаимовыгодное сотрудничество, вводилось объединенное командование военными силами, единый контроль над ядерным оружием, гарантировалось выполнение международных обязательств бывшего Союза ССР.

24 декабря 1991 года постановлением Совета Республик была прекращена деятельность Верховного Совета СССР и его органов. 25 декабря 1991 года Президент М.С. Горбачев сложил свои полномочия.

В Декларации, принятой 26 декабря 1991 года в связи с созданием СНГ, Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование, и обратился к главам независимых государств Содружества с предложением рассмотреть вопросы о правопреемстве Союза ССР и союзных органов государственной власти и управления и создании межпарламентского органа СНГ.

27 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР была прекращена со 2 января 1992 года деятельность народных депутатов СССР на территории Российской Федерации и отменены нормативные акты бывшего СССР, регламентирующие их деятельность. Аналогичные акты приняли и высшие органы государственной власти других республик.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Но на VI Съезде народных депутатов, в апреле 1992 г., главной темой стала не Конституция, а отношение к правительству. Хотя программа радикальных реформ была изложена Б. Ельциным, всем было известно, что ее авторами являются ведущие министры российского правительства: Е.

Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс и другие. Шел четвертый месяц радикальной реформы, цены взлетели резко вверх, поэтому критика Гайдара стала политически выгодной. Депутаты страстно обвиняли «монетаристов», разоривших, продавших и погубивших Россию...

Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов открыто говорил о том, что Верховный Совет «в некотором смысле возглавил течение, оппозиционное осуществлению экономических реформ». Особенностью политической борьбы на этом этапе было то, что основным объектом критики было правительство и его вице-премьеры - Е.Т. Гайдар, Г.Э. Бурбулис, М.Н. Полторанин. В числе решительных критиков правительства был вице-президент A.B. Руцкой. Однако и он, и Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов «выводили из-под критики» самого президента. В свою очередь, Б.Н. Ельцин решительно встал на Съезде в защиту «правительства реформ».

Для сохранения курса правительства решающее значение имела поддержка его Б. Ельциным. В своем выступлении на Съезде 7 апреля (Б. Ельцин хотел, чтобы с докладом выступил Е. Гайдар, первый вице-премьер правительства, но Съезд потребовал, чтобы докладывал Ельцин) Президент признал, что не все благополучно, особую тревогу вызывает срыв программы социальной защиты населения и финансирование бюджетных сфер, что в критическом положении оказалась медицина. Тем не менее, Президент был уверен в том, что он и правительство выбрали правильный курс экономических преобразований. «Глубоко убежден, что и на V Съезде народных депутатов, и после него были приняты правильные решения, в том числе и по дополнительным полномочиям, и по главе правительства. <...> За три месяца правительство показало, что может работать, оно способно, не впадая в панику, последовательно проводить избранный курс, держать удары жесткой и не всегда справедливой критики» - говорил Ельцин в своем докладе1.

На следующий день, после выступления Б. Ельцина на Съезде, газета «Московский комсомолец» писала: «после выступления Б. Ельцина, у депутатов не вызывает особых разногласий будущий курс экономической реформы. По сути, смысл спора гораздо глубже: вопрос стоит о власти. К нему вплотную примыкает и будущий предмет баталий - новая Конституция. Ельцин и блок демократических фракций - за президентскую республику. Президенту нужно оставаться на посту премьера, чтобы избавить правительство от влияния подверженного смене парламента. На их взгляд, выбраться сегодня без сильной исполнительной власти республике невозможно.

Логика законодателей тоже понятна: они считают свое собрание не в меньшей мере ответственным за успех реформы и потому хотят контролировать все и вся»2.

Шестой Съезд народных депутатов Российской Федерации. Стенографический отчет. М., 1992

Т. 1 С. 120-121.

Это столкновение двух противоположных мнений о природе государственной власти в России, о том, какая должна быть новая Конституция страны, происходило на фоне бурных споров в стране о ходе экономических реформ.

Необходимо отметить, что своей поддержкой гайдаровских реформ Б.

Ельцин растратил немалую часть своего политического авторитета, ведь непопулярное правительство воспринималось как правительство Ельцина-Гайдара. Ельцин, привыкший к популярности, оказался не только в политически, но и психологически сложной ситуации, и это он почувствовал на VI Съезде народных депутатов России. На этом Съезде Б. Ельцин столкнулся с жестким отторжением своей политики, обвинения сыпались на него с трибуны Съезда как из рога изобилия. Ельцина обвинили даже в том, что он подорвал деторож- даемость в стране и Россию ждет демографическая катастрофа.

Уже в самом начале VI Съезда народных депутатов оппозиция решила нанести решительный удар по Гайдару и его курсу. На Съезде был одобрен проект постановления о деятельности правительства, в котором говорилось: «Признать ход экономической реформы неудовлетворительным». Президенту предлагалось в месячный срок представить в Верховный Совет проект закона о правительстве и новую кандидатуру его руководителя. В ответ на это члены правительства во главе с Гайдаром подали заявление о коллективной отставке, обвинив законодательную власть в «безответственном популизме». Такого никто не ожидал, об этом не знал даже Ельцин169. И Съезд отступил - проголосовал за «Декларацию о поддержке экономической реформы в Российской Федерации».

Отставка Гайдара и его министров не принята.

В этой ситуации Президент сумел спасти свой политический курс, пойдя на некоторые уступки законодателям. «Итак, пользуясь военной терминологией, - пишет Е. Гайдар, - можно сказать, что в мае-августе 1992 г. правительство под натиском превосходящих сил отступало, ведя арьергардные бои и стараясь, по мере возможностей, удерживать важнейшие направления, а на некоторых участках продолжало наступление»170. Позже, в своих мемуарах Б. Ельцин писал, что он не разочаровался в Гайдаре «и я уверен, что его команде поработать еще год - и экономика ушла бы вперед, начались бы нормальные процессы в промышленности, пошли бы те самые западные инвестиции, 0

которых мечтало любое наше правительство»171.

Несмотря на разногласия, на VI Съезде народных депутатов Верховный Совет еще не был готов к прямой конфронтации с Президентом, основной удар пришелся на правительство. Президент также продолжал придерживаться поиска путей согласия и компромиссов. В своем выступлении на Съезде 10 апреля 1992г., Б. Ельцин говорил: «Я лично, конечно, не хотел, и не хочу, и не собираюсь вступать в конфронтацию со Съездом, тем более, что и Съезд, и вас как депутатов избирал весь народ и меня избирал весь народ, поэтому нам надо находить такие решения, которые мы вместе согласованно реализовывали, не снимая с себя, безусловно, никакой ответственности за те программные заявления, которые были сказаны перед выборами Президента Российской Федерации»172.