Причины социальных движений. Значение слова «движение

И, наконец, самое, на мой взгляд, странное качество сил инерции. Это единственный вид сил, не подчиняю­щийся, оказывается, третьему закону . Когда брошенное копье сворачивает в сторону от прямой, про­веденной по дну , оно не воспринимает никакого противодействия, потому что ни с чем как будто не связано.

Тут стоит вспомнить, что в прошлом веке австрийский физик Эрнст Мах сделал на этот счет одно очень заманчивое предположение. Вот что он допустил (без всякого доказательства): через свойство инерции любое тело соединено какими-то невидимыми «нитями» или «пружинами» со всей, пусть даже безмерно удаленной, материей Вселенной. Бесчисленные звезды - это, как говорил Мах, «не бумажные фонарики». Разбросанные тут и там в безграничном мире, они каким-то способом сообща действуют на каждую звезду или планету, на каждый камень, копье, пушинку - и заставляют их хра­нить покой или равномерное прямолинейное движение относительно инерциальных систем отсчета.

Или, если хотите, сообщают им ускорения в неинерциальных системах, порождая силы инерции.

Окажись этот «принцип Маха» справедлив, силы инерции стали бы подчинены третьему закону меха­ники. Как и все прочие силы. Действие звезд на копье - вот что сдвигало бы его с прямого пути в неинерциаль­ной системе отсчета. И вся материя мира поворачивала бы плоскость качаний маятника Фуко над полом Исаакиевского собора. Наоборот, копье, «привязанное» принципом Маха к звездам, оказывало бы при ускорениях противодействие на звезды.

Выходит, бросая мяч, вы толкали бы в обратную сторону всю Вселенную? Вроде того. Это, пожалуй, приятно - быть в силах толкнуть весь мир!

Но я снова вынужден предостеречь своих читате­лей от поспешности. Верен или неверен принцип Маха, можно будет судить только в самом конце этой книжки. Все-таки я не стерплю и уже сейчас скажу вам: увы, в современной науке принципу Маха места пока не на­шлось. Надеюсь, это признание не охладит читатель­ский интерес. Я ведь старался, чтобы сильнее всего вы удивились не инерции, а тяжести. Чуду падающих ядер и пуль, пушинок и сосулек. Именно от этого удивления нам предстоит попытаться убежать.

Таким образом, об основаниях классической меха­ники сказано уже довольно много. Разобрано поведение падающих тел, объяснены все три закона, отмечены некоторые тонкости.

Пора кое-что сказать о конкретных делах , о ее замечательных достижениях в объ­яснении природы.

За неинерциальной системой отсчета совсем не обя­зательно отправляться в космос. Не требуется никаких межзвездных кастрюль и «летающих тарелок». Можно остаться на Земле, пойти в городской сад и покататься на «колесе смеха» - горизонтальном скользком вра­щающемся диске. Вы на себе почувствуете неинерциальность системы отсчета, связанной с диском,- очень быстро окажетесь отброшенным прочь от центра вра­щения.

Можно поехать в Ленинград и посетить Исаакиевский собор. Там ясно видно, что и система отсчета, свя­занная с Землей, тоже неинерциальна.

Все остальные системы отсчета физики называют неинерциальными .

Читатель уже вобрал в свою голову столько пре­мудрости, что я задам ему сейчас глубочайший фило­софский и физический вопрос: что есть движение?

В самом деле, что? Мы все время говорим «движет­ся», а понимаем ли, что значит это слово?

У Пушкина:

Движенья нет,- сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Иначе (и длиннее) говоря, мудрец стал с течением времени менять свое пространственное положение но отношению к «брадатому» коллеге. Этим было без слов сказано все. Этим была определена сущность механиче­ского движения - именно так, как она понимается в физике.

Запомните: движение есть изменение с течением вре­мени положения тела в какой-либо системе отсчета . По­следние слова совершенно обязательны. Очень важно четко представить себе: без системы отсчета простран­ства и времени движения не существует.

Для «брадатого мудреца» системой отсчета служи­ла, видимо, скамья и земля, на которой он сидел, плюс удары его сердца, игравшие роль часов. В этой системе второй мудрец менял свое положение. А значит, дви­гался. Ничего иного в понятие механического движения физик не вкладывает.

Система отсчета - это некая материальная основа для измерения расстояний и длительностей. Скажем, набор скрепленных линеек, угломерных инструментов, часов. Даже если их нет, их всегда можно домыслить, вообразить, когда речь идет о движении. Так мы и де­лали раньше, рассуждая о и . Так будем делать и впредь - и часто с большей определенностью и конкретностью.

Сказанное сейчас дает пищу для сложных и глубо­ких раздумий. Мы займемся ими позже, в следующих частях этой книжки. Но самые существенные особен­ности систем отсчета, их связь с законами движения надо отметить сразу.

Во исполнение третьего закона произойдет отдача , то самое, что толкает приклад выстрелившего ружья в плечо охотника и движет космическую ракету. Когда оторванный нос лодки ринется вперед, корма ее отско­чит назад. Выбрасывая мощный поток раскаленных газов, реактивный двигатель поднимает и разгоняет космический корабль.

И не только космический.

«ТУ-104» - это атмосферный реактивный самолет. Его двигатель схож с ракетным. Но вот это любопытно. Не только он, но и все прочие самолеты, в том числе и винтовые, тоже, строго говоря, реактивные. Да и авто­мобили, паровозы, пароходы, велосипеды, брички, дили­жансы, пешеходы опять-таки реактивны. Таковы, по сути дела, почти все окружающие нас движения. Все, которые подчинены третьему закону и обязаны ему своим существованием. Ракета отличается лишь тем, что сама готовит реактивное «рабочее тело» - рас­каленные газы, которые она выбрасывает прочь и про­тиводействие которых ее движет в обратную сторону. А для винтового самолета, автомобиля, парохода реак­тивное «рабочее тело» уже готово - воздух, дорога, во­да. «Отбрасывая» их назад, экипаж движется вперед. Действует третий закон.

Я иду по планете потому, что своими ногами толкаю ее назад. Планета, правда, не спешит разгоняться в об­ратную сторону. Потому что обладает колоссальной массой. Будь на моем месте белка, а на месте планеты колесо, реактивность движения стала бы очень замет­на - масса колеса сравнительно невелика, а значит, и его инерционность.

В физике существует такое понятие, как механическое движение, определение которого трактуется как изменение координат тела в трехмерном пространстве относительно иных тел с затратой времени. Как ни странно, но можно никуда не двигаясь превысить, к примеру, скорость автобуса. Эта величина относительна и зависима от заданной точки . Главное, зафиксировать систему отсчета, чтобы наблюдать за точкой по отношению к предмету.

Вконтакте

Описание

Понятия из физики:

  1. Материальная точка — часть тела или предмет с небольшими параметрами и массой, которые не принимаются в учет при изучении процесса. Это величина, которой в физике пренебрегают.
  2. Перемещение — это расстояние, пройденное материальной точкой из одной координаты в другую. Понятие не следует путать с движением, так как в физике это определение пути.
  3. Пройденный путь — это участок, который прошел предмет. Что такое пройденный путь рассматривает раздел физики под названием «Кинематика» .
  4. Траектория в пространстве — это прямая или ломаная линия, по которой объект проходит путь. Представить, что такое траектория, согласно определению из области физики, можно мысленно начертив линию.
  5. Механическим называют перемещение по заданной траектории.

Внимание! Взаимодействие тел осуществляется по законам механики, и этот раздел называется кинематикой.

Понять, что такое система координат, и что такое траектория на практике?

Достаточно мысленно найти точку в пространстве и от нее провести координатные оси, относительно ее будет двигаться предмет по ломаной или прямой линии, причем виды движения тоже будут разные, в их числе поступательное, осуществляемое при колебании и вращении.

Например, кот находится в комнате, перемещается к любому объекту или изменяет свое нахождение в пространстве, двигаясь по разным траекториям.

Расстояние между объектами может отличаться, так как выбранные траектории неодинаковые.

Типы

Известные виды движения:

  1. Поступательное. Характеризуется параллельностью двух соединенных между собой точек, одинаково движущихся в пространстве. Предмет движется поступательно, когда проходит по одной линии. Достаточно представить замену стержня в шариковой ручке, то есть стержень двигается поступательно по заданному пути, при этом каждая его часть движется параллельно и одинаково. Довольно часто такое встречается в механизмах.
  2. Вращательное. Предмет описывает окружность во всех плоскостях, которые расположены параллельно друг другу. Оси вращения — центры описываемых , а точки, расположенные на оси неподвижны. Сама вращающая ось может быть расположена внутри тела (ротационное), а также соединятся с внешними его точками (орбитальное). Чтобы уяснить, что это такое, можно взять обычную иглу с ниткой. Последнюю зажать между пальцами и постепенно раскручивать иглу. Игла будет описывать окружность, и подобные виды движения следует относить к орбитальным. Пример ротационного вида: раскручивание предмета на твердой поверхности.
  3. Колебательное . Все точки тела, перемещающегося по заданной траектории, с точностью или приближено повторяются через одинаковое время. Наглядный пример — шайба, подвешенная на шнуре, колеблющаяся вправо и влево.

Внимание! Особенность поступательного движения. Предмет двигается по прямой линии, и в любой временной промежуток все его точки перемещаются в одном направлении — это поступательное движение. Если едет велосипед, то в любое время можно отдельно рассмотреть траекторию его любой точки, она будет одинаковой. При этом не важно, ровная поверхность или нет.

Данные виды движения встречаются ежедневно на практике, поэтому проиграть их мысленно не составит труда.

Что такое относительность

Согласно законам механики, двигается предмет относительно какой-либо точки.

К, примеру, если человек стоит на месте, а автобус движется, это и называется относительность движения рассматриваемого транспортного средства к объекту.

С какой скоростью перемещается объект по отношению к определенному телу в пространстве тоже учитывается относительно этого тела и, соответственно, ускорение также имеет относительную характеристику.

Относительность — прямая зависимость заданной при движении тела траектории, проходимого пути, скоростной характеристики, а также перемещения по отношению к системам отсчета.

Как проводится отсчет

Что представляет собой система отсчета и как она характеризуется? Отсчет во взаимосвязи с пространственной системой координат, первичным отсчетом времени передвижения — это и есть система отсчета. В разных системах у одного тела может быть разное местонахождение.

Точка находится в системе координат, когда она начинает двигаться, учитывается ее время перемещения.

Тело отсчета — это абстрактный предмет, находящийся в заданной точке пространства.При ориентации на его положение рассматриваются координаты иных тел. К примеру, машина стоит на месте, а человек движется, в данном случае тело отсчета — это машина.

Равномерное перемещение

Понятие равномерное движение — это определение в физике трактуется следующим образом.

Механическим движением тела (точки) называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.

Виды движений:

А) Равномерное прямолинейное движение материальной точки: Начальные условия


. Начальные условия



Г) Гармоническое колебательное движение. Важным случаем механического движения являются колебания, при которых параметры движения точки (координаты, скорость, ускорение) повторяются через определенные промежутки времени.

О писания движения . Существуют различные способы описания движения тел. При координатном способе задания положения тела в декартовой системе координат движение материальной точки определяется тремя функциями, выражающими зависимость координат от времени:

x = x (t ), y =у(t ) и z = z (t ) .

Эта зависимость координат от времени называется законом движения (или уравнением движения).

При векторном способе положение точки в пространстве определяется в любой момент времени радиус-вектором r = r (t ) , проведенным из начала координат до точки.

Существует еще один способ определения положения материальной точки в пространстве при заданной траектории ее движения: с помощью криволинейной координаты l (t ) .

Все три способа описания движения материальной точки эквивалентны, выбор любого из них определяется соображениями простоты получаемых уравнений движения и наглядности описания.

Под системой отсчета понимают тело отсчета, которое условно считается неподвижным, систему координат, связанную с телом отсчета, и часы, также связанные с телом отсчета. В кинематике система отсчета выбирается в соответствии с конкретными условиями задачи описания движения тела.

2. Траектория движения. Пройденный путь. Кинематический закон движения.

Линия, по которой движется некоторая точка тела, называется траекторией движения этой точки.

Длина участка траектории, пройденного точкой при ее движении, называется пройденным путем .

Изменение радиус- вектора с течением времени называют кинематическим законом :
При этом координаты точек будут являться координатами по времени:x = x (t ), y = y (t ) и z = z (t ).

При криволинейном движении путь больше модуля перемещения, так как длина дуги всегда больше длины стягивающей её хорды

Вектор, проведенный из начального положения движущейся точки в положение ее в данный момент времени (приращение радиус-вектора точки за рассматриваемый промежуток времени), называется перемещением . Результирующее перемещение равно векторной сумме последовательных перемещений.

При прямолинейном движении вектор перемещения совпадает с соответствующим участком траектории, и модуль перемещения равен пройденному пути.

3. Скорость. Средняя скорость. Проекции скорости.

Скорость - быстрота изменения координаты. При движении тела (материальной точки) нас интересует не только его положение в выбранной системе отсчета, но и закон движения, т. е. зависимость радиус-вектора от времени. Пусть моменту времени соответствует радиус-вектордвижущейся точки, а близкому моменту времени- радиус-вектор. Тогда за малый промежуток времени
точка совершит малое перемещение, равное

Для характеристики движения тела вводится понятие средней скорости его движения:
Эта величина является векторной, совпадающей по направлению с вектором
. При неограниченном уменьшенииΔt средняя скорость стремится к предельному значению, которое называется мгновенной ско­ростью :

Проекции скорости.

А) Равномерное прямолинейное движение материальной точки:
Начальные условия

Б) Равноускоренное прямолинейное движение материальной точки:
. Начальные условия

В) Движение тела по дуге окружности с постоянной по модулю скоростью:

Простым языком движение можно охарактеризовать как абсолютно любой процесс перехода из одного состояние в иное, происходящий во Вселенной. Рассмотрев , стоит сделать вывод о том, что данный аспект можно разделить на материальную и идеальную сферы. Как разграничить эти понятия? Каким образом определить тот или иной процесс? Что за этим стоит?

Понятие самого процесса

Движение в философии - это термин весьма многогранный. По сути, его можно определить как совершенно любое изменение. То есть, это может быть как перемещение в пространстве, так и передвижение в отношении мышления индивида. Это не что иное, как атрибут материи, само собой разумеющееся свойство материального объекта. Из данного факта следует вывод о том, что движения без материи существовать не может. Значит, столь масштабная наука рассматривает движение как способ существования материи. Философия предполагает, что в мире не существует объекта, пребывающего абсолютно неподвижным.

Целесообразным будет сделать заключение: понятие покоя противоположно изучаемому термину. Так, абсолютно любой предмет, пребывающий в движении до конкретного времени, имеет возможность сохранять свои некоторые свойства, стабильность внутреннего строения, другими словами, некоторую неизменность. Именно так звучит условие существования абсолютно любого объекта.

Противоречивые понятия

Как выяснилось, движение и покой являются весьма противоречивыми на диалектическом уровне свойствами объекта материи. Под развитием следует понимать необратимое изменение в отношении качественных характеристик. Оно классифицируется по двум типам. Прогрессивное развитие подразумевает процесс, которому сопутствует условие нарастания сложности, а также упорядоченности материального объекта. Регрессивное говорит о том, что в ногу с данным развитием идет деградация, распад.

Материальное движение

Движение в философии - это изменение, происходящие по одному из двух сценариев. Так, под материальной составляющей понятия следует понимать любые колебания, уместные в объективном мире. То есть, без него не может быть материи, и наоборот: движение, не наделенное носителем материального происхождения, не имеет смысла.

Следует сделать вывод о том, что материальная составляющая процесса является объективной, не зависящей от сознания человека. Но это не равнозначно тому, что сознание не имеет возможности влиять на некоторые проявления процесса, имеющие конкретный характер. Речь идёт том, что движение ни в коем случае не перестанет существовать и это никак не зависит от сознания человека. Кроме того, на уровне гносеологии сознание является в любом случае вторичным, оно служит отражением объективной реальности, которая пребывает в движении.

Идеальное движение

Как выяснилось, движение в философии - это его изначальная его классификация на материальное и идеальное. Под вторым следует понимать абсолютно все процессы, которые имеют место в субъективном мире, то есть в человеческом сознании. Как отмечалось выше, понятие движения весьма противоречиво. В чем же кроется эта противоречивость? Во-первых, движение можно рассматривать как единство абсолютного (например, неуничтожимость или вечность) и относительного (например, изменение местоположения объектов) в один и тот же период времени. Во-вторых, движение необходимо изучать как единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности (например, конкретный предмет в один и тот же момент находится и не находится в определенной точке пространства). В-третьих, движение считается единством как количественных, так и качественных изменений. Из данных положений можно сделать вывод, что движение, пространство и время в философии тесно взаимосвязаны. Кроме того, они и взаимозависимы.

Формы движения

В соответствии с изложенными выше фактами Энгельс выделил основные формы движения материи. Философия, таким образом, подразумевает наличие следующих:

  • Механическое движение - не что иное, как перемещение тела в пространстве, которое возможно охарактеризовать наличием определенной траектории.
  • Физическое движение относится к атомам, поэтому данному процессу сопутствуют понятия теплоты, гравитации и электромагнетизма.
  • Химическое движение подразумевает изменения на молекулярном уровне, связанные с некоторой перестройкой оболочек атомов, имеющих электронную природу. Важно отметить, что в данном случае ядра не перестраиваются!
  • Биологическое движение соотносится с нуклеидами.
  • Социальное движение, прямо относящееся к людям и совершаемой ими деятельности.

Заключительный аккорд

Движение в философии - это наличие определенных его форм, перечисленных выше. Важно заметить, что все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, простейшие формы являются неотъемлемой составляющей более сложных, и, кстати, каждая из них содержит в себе немыслимое количество видов движения. Например, самая простая форма включает в себя следующие виды движения:

  • Равномерно прямолинейное движение.
  • Равномерно ускоренное движение.
  • Криволинейное движение и так далее.

Легко догадаться, что самой сложной формой считается социальное движение, ибо материальный носитель является сложнейшим видом социальной материи. Кроме того, законы сохранения материи и движения гласят о том, что различные формы (перечислены выше) могут переходить друг в друга. В этом и заключается свойство неуничтожимости и несотворимости движения и материи в философской науке.

Типы движения

Рассмотрев движение в философии кратко , несложно догадаться о том, что логичным является существование некоторых типов движения. Так, основными из них являются следующие:

  • Изменение подразумевает превращение одной системы в принципиально другую, носящее обратимый характер.
  • Функционирование говорит о беспрерывной деятельности системы, которой не сопутствуют те или иные перемены. В пример можно привести работу абсолютно любого здорового органа человека.
  • Развитие предполагает необратимое превращение системы в другую. Как правило, данный процесс осуществляется на основании перехода от низшей ступени к высшей.

Что же за этим следует?

Как выяснилось выше, понятие движения в философии своей неотъемлемой частью считает наличие определенных типов движения. Из этого следуют некоторые выводы:

  • Деятельность, которая неизменна на протяжении своего цикла существования, не может длиться вечность.
  • Абсолютно обратимых процессов в природе просто-напросто не существует и быть не может. Данный факт подтверждается законами всей глобальной спирали развития.

Таким образом, следует мысль о том, что функционирование и изменение являются лишь промежуточными этапами на пути к процессу глобального развития. И совершенно неважно, что в какой-то период времени они изменяются, ведь данная тенденция может реализоваться лишь в конкретных условиях.

Движение в пространстве. Философия

Под пространством в философии следует понимать некоторый атрибут материи, выражающий ее протяженность, определенную структурность, конечно же, существование и взаимодействие ее составляющих в разнообразных системах материальной природы. При изучении вопроса движения в пространстве в первую очередь необходимо четко понимать свойства материи, среди которых, как отмечалось выше, укорененная взаимосвязь с материей и движением, абсолютная зависимость от отношений структурного характера в материальных системах, протяженность (положение элементов структуры в ряд, возможность дальнейшего добавления составляющих), единство непрерывности и прерывности, трехмерность (что подразумевает наличие линии, плоскости и тела), а также бесконечность.

Материя и движение в философии. Современная классификация

Необходимо заметить, что классификация Энгельса сегодня относительно устарела и утратила своих ярых приверженцев, ибо нельзя сводить физическое движение исключительно к тепловому. Именно поэтому была разработана современная классификация форм движения, которая включает следующие пункты:

  • Перемещение в пространстве.
  • Движение электромагнитов (заряженных частиц).
  • Гравитационное движение.
  • Взаимодействие на уровне ядер (самое сильное).
  • Взаимодействие, носящее слабый характер (излучение и поглощение нейтрона).
  • Движение, имеющее химическую природу (как процесс, так и дальнейший результат взаимного действия молекул и атомов).
  • Движение материи, носящее геологический характер, которое в первую очередь связано с некоторыми изменениями в геологических системах, таких, как материки или же слои земной коры.
  • Движение, имеющее биологическую природу, куда необходимо отнести процессы, которые происходят на уровне клеток, или же обмен веществ в организме живого существа.
  • Движение, носящее социальный характер и отражающее разнообразные общественные процессы и явления.

Проблема движения в философии

Изначально необходимо указать, что данная проблема сегодня занимает одно из центральных мест в столь широкой науке, как философия. Ни для кого уже не секрет, что абсолютно любой объект так или иначе пребывает в движении. Оно носит всеобщих характер и является основой существования для всех объектов, а также их целостности. Но движение - это еще основание изменчивости и разнокачественности данных объектов. А то, что ведет неподвижный «образ жизни», не имеет возможности принципиально менять свои качества или быть наделенным какими-либо новыми свойствами. Так, абсолютно все объекты, имеющие материальное происхождение, выступают одновременно и процессами, и вещами. Ведь предмет не имеет возможности существовать без движения, что верно и наоборот.

Все объективные характеристики материи так или иначе имеют отношение к движению. Среди них бесконечность, неуничтожимость, единство перечисленных в предыдущих главах составляющих (например, прерывность и беспрерывность) и так далее. Движение является абсолютным показателем, а покой - относительным.

Но в философской истории известны мыслители, которые сомневались в том, может ли движение существовать объективным образом. Скорее, многие отрицали это. А может быть, движение - это лишь видимость? Или это только один из методов видения индивидом окружающего его мира? А вдруг основа всего неизменна? Или движение и вовсе не имеет связи с материей? Возможно, в будущем кто-то ответит на эти вопросы...

Важнейший атрибут материи - движение. Как философская категория движение означает любое изменение материального объекта, начиная от его перемещения в пространстве и вплоть до качественного изменения со временем . Как таковое, движение предполагает взаимодействие материальных объектов друг с другом , так что их изменения коррелируют между собой.

В качестве одного из моментов движения должен рассматриваться покой , т.е. временное и относительное равновесие материальной системы. Покой - результат динамического равновесия внутренних и внешних тенденций изменения определенного объекта. Хотя в одних отношениях объекты покоятся, в других они непременно вовлечены в движение (как, скажем, мебель, здание вместе с Землей). А через больший или меньший промежуток времени даже в названном аспекте покой сменится движением (мебель развалится, здания обветшают и будут снесены, перестроены и т.д., вплоть до гибели всей планеты Земли).

Таким образом, движение абсолютно, а покой относителен. Эта аксиома метафизики, между прочим, привносит здравую дозу скептицизма в житей-ское мировосприятие.

Развитие - определённый вид движения. Можно сказать, что всякое развитие есть уже тем самым движение, но далеко не всякое движение позволительно признать развитием.

Признаки движения: 1. обратимость к исходным состояниям процесса, приобретающая цикличный, маятниковый характер; 2. разнонаправленность, доходящая до хаотичности неуправлямой массы изменений; 3. постоянство структуры и функций движущегося объекта; про исходящие с ним изменения не аккуумулируются; 4. стохастичность, т.е. открытость любым случайностям, нет связи между прошыми и будущими состояниями системы, которые предсксказать нельзя. В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движутся превращаясь в другие и ни один вид не берется ниоткуда.

Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическое, физическое (атом), химическое (молекула), биологическое (белок), социальное (общество) ... Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не может объяснить смысл человеческой речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее. (ДНК - химическое соединение) Однако высшие формы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях). Это не только формы движения, но и типы структурной организации материи. Физически - различны виды взаимодействия, электромагнитное, сильное, слабое (атомные), гравитационное, тепловые процессы, звук, колебания, химическое, биологическое, общественное.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя., проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя.

Признаки развития: 1.поступательность от одних стадий к следующим, пройденным безвозвратно; 2. однонаправленность подчиненность определенной тенденции (прогрессу, регрессу, стагнации); 3. качественные перемены структуры и (или) состава элементов развивающегося объекта; 4. закономерный, упорядоченный характер изменений в соответствии с определенной матрицей результата (цели).

Таким образом, развитием стоит считать в целом необратимое, определенным образом ориентированное к некоему результату (цели), закономерно упорядоченное изменение качества того или иного объекта.

Стратегическими направлениями развития принято считать три - восходящее (прогресс ), нисходящее (регресс ) и, так сказать, одноплоскостное (стагнация ). Применительно к живой природе трудно решить вопрос о критериях прогресса. Многие авторы полагают, что эволюция в конечном счете ведет организмы и целые виды путем усложнения, морфо-физиологического прогресса (ароморфозы). Так что человек - более развитый, продвинутый организм, чем, допустим, лягушка и тем более бактерия. Но с другой стороны по признаку выживаемости видов простейшие ничуть не хуже приспособлены к условиям своего существования, чем человек, а моментами даже лучше.

Другой вопрос, хорош прогресс или плох - такая формулировка действительно вне компетенции науки. Особенно если мы переносим данный вопрос в область общественного развития. Здесь за прогресс в технике, технологии, общем уровне жизни приходится платить достаточно дорогую цену (экологическими угрозами, усложнением жизни и т.д.).

Вопрос №28. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Понятие закона. Отношение, связь, взаимодействие.

Понятие «диалектика» впервые в древнегреческую философию ввел Сократ. Для постижения истины он разработал искусство спора или диалог, направленный на взаимно заинтересованное обсуждение проблем с целью достижения истины путем противопоставления и противоборства мнений.

В философии 20 века понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:

Диалектика это:

1) совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в материальном мире в ходе его движения и развития;

2) это процесс, изучаемый логикой.

3) один из общих методов познания, который используется не для получения конкретных знаний, а для определения подходов к изучению бытия.

Для отражения общих противоречивых сторон и свойств качеств бытия в философии разработан понятийный аппарат, состоящий из 1) принципов диалектики, 2) законов диалектики, 3) полярных категорий диалектики.

Принципы диалектики выражают общие подходы к миру и отражают общие закономерности бытия. К принципам диалектики относятся:

Принцип развития бытия - в любой отрезок времени мир и любая его составляющая находятся в состоянии постоянного изменения, которое идет от простого к сложному.

Принцип взаимосвязи - отражает всемирную связь явлений, а не их локальное взаимодействие.

Принцип системности - отражает внутреннюю организованность и структурность предметов, что позволяет классифицировать многие явления.

Принцип детерминизма , выражающий закономерные причинно- следственные связи существования и развития объектов.

Познание мира убеждает нас в том, что в мире всюду имеется некоторая правильность, порядок: планеты движется строго по своим причудливым путям, осень сменяется зимой, молодое старится и уходит из жизни, ему на смену нарождается новое. Все в мире, начиная от движения элементарных частиц и кончая гигантскими космическими системами, подчинено определенному порядку. У вселенной есть свой «кодекс законов», все введено в их рамки. Закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не всякая связь есть закон: связь может быть необходимой и случайной.

Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.

Классификация законов:

1.Динамические.

Динамический закон – это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние.

2.Статистические.

Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое. А не каждую часть этого целого

3.По уровню общности познания действительности.

3.1. Частные (физика, биология, медицина).

3.2. Общие – выражают различные формы связей в различных формах движения материи (кибернетика, биохимия)

3.3. Универсальные, всеобщие – часть диалектики, законы Гегеля.

(Основными законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные и обратно; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания.)

Для диалектики характерно наличие полярных категорий, отражающих организованность и целостность явлений.

Тождество и различие.

Тождество и различие – это отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, так же тенденций развития.

Единичное, общее, особенное.

Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.

Общее- это то, что присуще множеству единичных отдельных предметов.

В медицине врач лечит не человека «вообще», а конкретного человека с его неповторимыми чертами, которые крайне важны для сути дела. Вместе с тем врач не может применить ни одного лекарства, если оно не испытано на массе людей и не приобрело общего значения.

Сущность и явление.

Сущность- это главная, внутренняя, относительно устойчивая, общая сторона предмета, которая определяет природу предмета, ее определяет разум. Сущностью живого организма является обмен веществ.

Явление- это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Сущность определяет себя в явлениях, а явление- это проявление сущности.

Форма- структура, организация содержания предметов, причем она не является чем-то внешним

по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща, является способом существования содержания.

Причина и следствие.

Причинное основание - совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие.

Условие – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие.

Необходимость и случайность.

Необходимостью называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события- причины влечет за собой вполне определенное явление –следствие.

Случайность – понятие полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернатив следствия.

Возможность и действительность.

Предпосылка для возникновения нового есть возможность. Действительность есть реализация возможности. Пример: всякий зародыш обладает возможностью превращения во взрослый организм. Взрослый организм развившийся из зародыша - это уже действительность.

Возможности бывают формальные и реальные.

Формальные - те, которые соответствуют закономерности развития, но для реализации которых нет условий. Реальные – те, которые и соответствуют закономерностям, и имеют условия для реализации. Развитие можно представить как последовательность смены состояний явления:

невозможность - формальная возможность- действительность.

Отношение , философская категория, выражающая характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта.

Связь , взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени. Понятие С. принадлежит к числу важнейших научных понятий: с выявления устойчивых, необходимых С. начинается человеческое познание, а в основании науки лежит анализ С. причины и следствия – универсальной С. явлений действительности, наличие которой делает возможными законы науки.

Взаимодействие , одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. В. представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи.

Вопрос №29. Хаос и порядок. Синэргетика как наука о самоорганизации материи.

Хаос – неупорядоченность, неопределенность, несвязанность, отсутствие закономерностей.

Условия перехода порядка в хаос: неуравновешенность системы, наличие фракталов и бифуркаций – наличие порядка в самом хаосе. Операция пекаря – раскладывание и скатывание, нагнетение хаоса за счет растяжений и складываний (12 операций достаточно для возникновения полного хаоса). Фрактал – принцип инвариантности (самоподобие) – все во всем.

Синергетика – процесс саморазвития и осуществления (от менее сложного к более: галактика).

Вопрос №30. Упорядоченность бытия. Элементы и структура. Понятие системы.

Будучи характерной чертой материальной действительности, системность фиксирует преобладание в мире организованности, над хаотичными изменениями. Организованность присуща материи в любых ее пространственно- временных масштабах.

Система (от греч. - целое, составленное из частей)

Это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов;

Упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией;

Это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как целое.

Практически любой, материальный и идеальный объект можно представить как систему.

Для этого необходимо:

выделить в нём его элементы

- элемент - это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию

выявить структуру объекта

структурность- это внутренняя расчлененность материального бытия

- структура - совокупность устойчивых отношений и связей между элементами

- структура – относительно устойчивый способ связи элементов сложного целого (структура организует систему)

и зафиксировать его характеристику единого в своей основе образования.

Связь – это зависимость одного явления от другого, в каком либо отношении.

При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные.

Целостная система - это система, в которой все ее элементы не могут существовать изолированно друг от друга. Утрата или изъятие хотя бы одного ее элемента приводит к разрушению системы в целом. Пример: солнечная система, молекулы воды (Н 2 О), поваренной соли (NaCl), симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т. п. Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов.

Суммативные системы - это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее эле­ментов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно. Пример: куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер.

Системный подход или, системное исследование предполагает не только установление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества элементов, но - что особенна важно - выделение тех из них которые являются системообразующими, т. е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы. Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения - последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон. Например, человек, как целостная система, рассматривается в связи с окружающей средой (климат, экономика, духовная жизнь) и в то же время раскладывается на более «мелкие» системы - кровообращения, дыхания, пищеварения.

Вопрос №31. Причинность. Концепции и виды детерминизма в естественнонаучном и медицинском знании.

Принцип системности предполагает системный подход к больному: оценить биохимические, физические, морфологические, функциональные изменения.Идея причинности. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе - как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.

Принцип причинности имеет огромное значение в научном познании действительности. Первейшей предпосылкой всякого научного исследования всегда было, по мысли М. Планка, предположение, что во всех событиях естественного и духовного мира имеет место закономерная связь, которая именуется законом причинности.

Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи , который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации, как, например, в организме, электронном устройстве и обществе. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное развитие системы.

Причинность , генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями (иногда - действиями).Вопрос о П. непосредственно связан с пониманием принципов строения материального мира и его познания. На основе П. организуется материально-практическая деятельность человека и вырабатываются научные прогнозы. Всё это обусловливает остроту проблемы П. в философии и науке вообще. Проблема П. тесно связана с основным вопросом философии: "субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм..." П. есть внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Этим П. принципиально отличается от др. форм связей, для которых характерен тот или иной тип упорядоченной соотнесенности одного явления другому.П. объективна ; она есть присущее самим вещам внутреннее отношение. П. всеобща , т.к. нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.Связь причины и следствия является необходимой : если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведённое некоторой причиной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, оказывается причиной третьего явления и т.д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутренней необходимости, называется причинной или причинно-следственной цепью . Любая из таких цепей не имеет ни начала, ни конца. Попытки найти абсолютно "первую" или "последнюю" причины означают обращение в той или иной форме к чуду, сверхъестественной силе.

Детерминизм - это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга.

Причина, обусловленность бесконечна: не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия,

Диалектический детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления. Он несовместим с механистическим детерминизмом , который трактует все многообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая качественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Отрицая объективный характер случайностей, он ведет к фатализму. Такой детерминизм применим при некоторых инженерных расчетах машин, мостов и других сооружений. Однако с данных позиций нельзя объяснить, например, закономерности поведения микрочастиц, биологические явления, психическую деятельность, общественную жизнь.

Вопрос №32. Часть и целое. Принцип целостности. Фрактальная целостность в живых и не живых объектах.

Целое и часть . Понятие "система" и "целое", как и понятия "элемент" и "часть" близки по содержанию, но полностью не совпадают. Согласно определению Аристотеля "целым называют то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым ". Понятие "целое" по своему объему уже понятия системы. (Система- это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов) Системами являются не только целостные, но и суммативные системы, не принадлежащие к классу целостных. В этом первое отличие "целого" от "системы". Второе: в понятии "целое" акцент делается на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии "система" - на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система - с элементами и структурой.Понятие "часть" у же по своему объему, чем понятие "элемент". С другой стороны, в части могут входить не только субстратные элементы, но и те или иные фрагменты структуры (совокупности отношений) и структура систем в целом. Если соотношение элементов и системы есть соотношение разных структурных уровней (или подуровней) организации материи, то соотношение частей и целого есть соотношение на том же уровне структурной организации . Целостность , обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой (например, общество, личность, биологическая популяция, клетка и т.д.). Понятие Ц. выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью; оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития. Иногда Ц. называют и сам объект, обладающий такими свойствами, - в этом случае понятие Ц. употребляется как синоним понятия "целое". Представления о Ц. какого-либо объекта исторически преходящи, обусловлены предшествующим развитием научного познания данного объекта. Так, в биологии представление о Ц. отдельного организма в некоторых отношениях оказывается недостаточным. Методологическое значение представления о Ц. состоит в указании на необходимость выявления внутренней детерминации свойств целостного объекта.

Есть три основных типа целостности : Первый тип - неорганизованная (или суммативная) целостность, например простое скопление предметов, подобное стаду животных, горная порода из гальки, песка, гравия, валунов и т.п. В неорганизованном целом связь частей носит механический характер. Свойства такого целого совпадают с суммой свойств составляющих его частей. При этом, когда предметы входят в состав неорганизованного целого или выходят из него, они не претерпевают качественных изменений.

Второй тип целостности - организованная целостность, например атом, молекула, кристалл, Солнечная система, Галактика. Организованное целое обладает разным уровнем упорядоченности в зависимости от особенностей составляющих его частей и от характера связи между ними. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи,

Третий тип целостности - органическая целостность, например организм, биологический вид, общество. Это высший тип организованной целостности. Ее характерные особенности - саморазвитие и самовоспроизведение частей. Части органического целого вне целого не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще не могут существовать в данной качественной определенности: как ни скромно место того или иного человека на Земле и как ни мало то, что он делает, но все же он осуществляет дело, необходимое для целого.

Итак, целое - это не сумма частей, а нечто большее, и это большее создается за счет определенного способа связи элементов данной структуры. Известно, что масса ядра меньше суммы масс всех входящих в ядро частиц протонов и нейтронов. Это объясняется тем, что масса ядра не складывается механическим образом из масс слагаемых частиц: она зависит также от энергии связи этих частиц.

Фракталы - геометрические фигуры, каждая часть которых обладает такой же сложностью, как целое. Иными словами, сколько бы мы ни дробили фрактал, мы никогда не придем к простейшему элементу, "кирпичику". В математике фрактальные множества открыты довольно давно, однако стали широко использоваться с появлением мощных компьютеров. Начало этого этапа в изучении фракталов связывают с именем французского математика Мандельброта . Интерес к фракталам связан с тем, что многие объекты живой и неживой природы имеют фрактальную структуру. Например, береговая линия, поверхность гор, облака, сосудистая система человека, поверхность головного мозга и т.д. Кроме того, фрактальные множества очень красивы и гармоничны, приковывают внимание и завораживают. Возникли целые направления живописи, связанные с использованием фрактальных узоров. Фрактальными свойствами обладают многие объекты живой и неживой природы. Обычная снежинка, многократно увеличенная, оказывается фрактальным объектом. Фрактальные алгоритмы лежат в основе роста кристаллов и растений. Взгляните на ветку папоротникового растения, и вы увидите, что каждая дочерняя ветка во многом повторяет свойства ветки более высокого уровня. В отдельных ветках деревьев чисто математическими методами можно проследить свойства всего дерева. А если ветку поставить в воду, то вскоре можно получить саженец, который со временем разовьется в полноценное дерево (это легко удается сделать с веткой тополя).