Основные принципы демократических выборов. Отличительные черты выборов в демократическом обществе презентация к уроку по праву (10 класс) на тему Какими должны быть выборы в демократическом обществе

Вспомните:
какова роль выборов в демократическом обществе? Какие типы избирательных систем вам известны?
Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии.

Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единоличные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

Еще по теме § 24. Выборы в демократическом обществе:

  1. Демократическая революция в ГДР: от протеста к свободным выборам
  2. ОГРАНИЧЕНИЯ И ШАНСЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ: ВОСТОЧНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В СРАВНЕНИИ В. Меркель
  3. 21.5. Выбор между договорным урегулированием и судебным разбирательством; выбор правил гражданской процедуры и эволюция общего права

Выборы в демократическом обществе

Вспомните:

какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?

Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.

Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.

Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избира­тельная система включает два основных структурных компо­нента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс дей­ствий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые поли­тологи рассматривают в составе избирательной системы, на­ряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).

Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).

В узком смысле избирательное право - это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са­
моуправления.
- ^


В большинстве стран, в том числе и в России, право из­бирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претен­дующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необ­ходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Пре­зидентом РФ - с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.

Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на ос­нове принципов всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. (В чем суть и значи­мость этих принципов?)



В Австралии за неучастие гражданина в выборах нала­гается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму из­бирательного залога.

Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представ­лено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Япо­нии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной аги­тации. В последние годы значительно повысились требова­ния и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избиратель­ное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.

На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осу­ществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыбор­ная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и прове­дение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный про­цесс называют избирательной системой в действии.

Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из


них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избира­тельной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится ста­бильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - связи между избирате­лями и избираемыми. Избирательные системы всегда отра­жают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.

Глава❸. Выборы в демократическом обществе

Урок 1. Почему важны выборы?

На этом уроке мы:

® Узнаем, что такое выборы.

® Определим, что выборы-необходимое условие демократического правления.

® Научимся определять важность выборов для общества и строить свое поведение в будущем.

® Изучим, какие правовые нормы о добровольном или принудительном участии граждан Казахстана в выборах содержится в Конституции РК.

Основные понятия: выборы, выборы в Республике Казахстан.

На этом уроке мы приступаем к изучению новой главы, которая называется «Выборы в демократическом обществе».

Демократия предполагает всеобщие, прямые и справедливые выборы. Избирательная система в Казахстане только складывается, но уже сейчас ясно, что от активного участия граждан в выборах зависит демократическое будущее страны.

Вы- будущие избиратели, кандидаты в депутаты, члены партий и общественных объединений. Изучение этой главы поможет вам делать ответственный выбор в будущем, участвовать в обсуждении политических проблем с родителями и другими взрослыми, ориентироваться в происходящем.

Первый урок посвящен важности выборов в обществе.

Выборы- это не только существенный признак, атрибут демократии, но поистине ее стержень, ее необходимое условие.

Во Всеобщей Декларации прав человека(1948г.) говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управление своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». (Статья 21).

Существительное «выбор» образовано от глагола «выбрать», что означает: отобрать; извлечь откуда-то; взять нужное из того, что есть; избрать голосованием.

Приведите примеры на каждое из приведенных выше значений слова:

*отобрать - ___________________________________________________

*извлечь - ____________________________________________________

*взять нужное - _______________________________________________

*………………… - _________________________________________________

® Вспомните, участвовали ли вы когда-нибудь в выборах?

® Если участвовали, то, кого и как выбирали?

Представьте себе ситуацию.

Выборы или назначение?

В начале учебного года классный руководитель 8 «А» спросил у учеников: «Как бы вы хотели, чтобы я назначил старосту класса или вы его изберете сами?»

Первым высказался Кайнар : «Я за назначение. Вы лучше нас знаете, кто может справиться с обязанностями старосты».

Затем выступила Татьяна: «Думаю, нам лучше выбрать старосту. По крайней мере, мы ему будем доверять».

Руслан поддержал ее: «Если мы сами выберем старосту, то сможем контролировать его действия».

Дарига была иного мнения: «Если мы будем голосовать, то все равно кто-то будет против. И это меньшинство может в будущем войти в конфликт с избранным старостой, так что пусть лучше старосту назначат».

Мнения учеников разделились. Одни хотели провести выборы, другие были за назначение. Последних оказалось больше, и классный руководитель назначил старостой Рахимжана, который, по его мнению, более всех подходил на эту должность. Рахимжан воспринял назначение как должное. Ведь он был отличником, да и по натуре очень честолюбив.

Вскоре ученики стали замечать, что новой староста избирательно передает учителю сведения о пропусках уроков. Так, Рахимжан регулярно вычеркивал из списка прогульщиков фамилии своих друзей Талгата, Андрея и Серика. А в субботу, когда учитель попросил его организовать после уроков уборку в классе и школьном коридоре, староста отпустил домой Талгата, и приступить к работе. На вопрос Карины, почему в уборке не участвуют его друзья, Рахимжан грубо ответил, что он здесь главный и кого захочет, того и освободит от работы. «Вы меня не избирали, меня назначили. Вот и терпите»,- добавил он.

® Обсудите преимущества и недостатки высказанных предложений учеников.

® Кто несет ответственность за действия старосты?

® Если староста был бы избран, смогли бы контролировать его действия ученики? Если да, то как?

® Считаете ли вы, что если бы выборы все-таки состоялись, они хоть как-то повлияли на сложившуюся ситуацию. Обоснуйте ответ.

Представьте теперь, что класс-это государство, а староста это-президент. Мысленно сравните ситуацию, которая сложилась в классе, с конфликтом в государстве

Как вы думаете, следует ли Президента назначить или избрать? Обоснуйте свой ответ.

Вспомните из материалов прошлых уроков, что выборность власти-один из основных принципов демократии.

Что такое выборы?

Выборы представляют собой процедуру, посредством которой определенная

группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких членов для

выполнения каких-либо общественных функций. В результате политических

выборов формируются органы государственной власти и управления.

А как у нас?

Конституция РК

Статья 3.2.

Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум

и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти

государственным органам.

В Казахстане путем выборов избираются:

Президент.

Депутаты Парламента (Сената, Мажилиса).

Депутаты местных представительных органов Республики Казахстан (маслихатов).

Таким образом, непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов является исходным принципом формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Путем выборов формируются представительные органы власти Казахстана, а также представительные органы местного самоуправления.

В государствах, которые еще не имеют демократических традиций, демократические выборы важны потому, что представляют собой маленький, но необходимый шаг на трудном пути становления правового государства. Важность выборов в таких государствах определяется еще и тем, что они выступают как реальный механизм формирования правящих элит и позволяют населению воздействовать на официальный политический курс.

Людям издавна свойственно выбирать. На всем протяжении истории человечества люди выбирали: предводителей и предводительниц родов, вождей племен в первобытнообщинном обществе, судей и членов народного собрания в Античной Греции, депутатов представительных учреждений (парламента в Англии, кортесов в Испании, генеральных штатов во Франции), князей и архиепископов в России, ханов, родовых старшин, султанов в Казахстане.

В современных государствах люди выбирают президентов, партии, депутатов, систему взглядов. Очень важно, чтобы органы власти были подчинены народу и служили ему. Политические деятели должны отчитываться за свои действия именно перед народом.

Цель выборов состоит так же в том, чтобы дать людям возможность принимать участие в делах государства, влиять на правительственные решения.

Участие в выборах позволяет людям контролировать как судьбу страны, так и свои личные судьбы. Выбор показывает, что политическая власть исходит от народа и осуществляется с его согласия. Это позволяет избежать диктатуры. Вот почему важны выборы.

Ролевая игра. Кто будет руководить потерпевшими кораблекрушение детьми?

Корабль, на котором плыли туристы, попал в сильнейший шторм и утонул. Спаслись только 19 школьников, пятеро из которых старшеклассники, остальные- учащиеся младших классов. Их родители и члены экипажа погибли. После двухдневного плавления в лодках по океану они, наконец-то, высадились на берег необитаемого острова. На острове есть пища и пресная вода, но нет людей.

Что должны делать школьники, чтобы продержатся до того времени, когда их найдет спасательная команда?

Все они согласны с тем, что для мирного и безопасного существования им необходимо выработать определенные правила. Но кто должен эти заниматься?

Рустем (17 лет) говорит первым:

«Я самый сильный и самый старший среди нас поэтому с настоящего момента правила буду устанавливать я! И попробуйте мне не подчиняться!».

Динара (16 лет) не согласна с ним:

«Я считаю, что каждый из нас, включая учащихся младших классов, должен участвовать в принятии каждого правила. Нам не нужны люди, присваивающие себе право распоряжаться и командовать нами! Рустем, ты выступаешь с позицией диктатора!»

Виктор (15 лет) высказывает иную точку зрения:

«Нас слишком много для того, чтобы каждый имел право участвовать в принятии правил. Вместо того чтобы тратить время на разговоры, предлагаю выбрать людей, которые будут представлять наши интересы. Им и поручим составить свод правил».

Аня (11 лет) считает, что младшие дети еще не способны принимать решения:

1.Сыграйте в ролях школьников, отстаивающих свои аргументы.

2.Каковы преимущества и недостатки высказываний каждого из выступивших?

3.С каким предложением вы согласны больше всего? Обоснуйте свое решение.

4.Какое из предложений на ваш взгляд, наиболее соответствует демократическим принципам? Обоснуйте свой ответ.

Демократический словарик

Выборы – процедура, посредством которой люди выдвигают кого либо для выполнения общественных или иных функций.

Выборы в Казахстане – действия граждан,избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан.

Контрольные вопросы

1.Что такое выборы?

2.Почему выборы важны для общества?

3.Согласно законодательству Республики Казахстан может ли кто-либо принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах?

4.Перечислите причины, по которым люди должны участвовать в выборах?

5.Что нам продемонстрировала игра «Кто будет руководить потерпевшими кораблекрушение детьми?»

1. Функции выборов в современных демократических государствах


Выборы в органы власти практикуются в подавляющем большинстве современных государств.

Однако в условия тоталитаризма это "выборы без выборов". Их роль сводится к чисто ритуальной процедуре, придающей режиму видимость законности.

При авторитарном режиме выборы (если они проводятся на альтернативной основе) играют более важную, но все же не решающую роль, так как если их итоги не устраивают носителя власти, он может их не признать, при необходимости прибегнув к силе.

Только при демократии их роль становится центральной, обеспечивая народу право окончательного решения вопроса о том, кто (а в идеале и как) будет править государством.

Основные функции выборов

1)Обеспечение легитимности органов власти;

)Отбор политической элиты (но и в оппозиционных партиях лидеры проходят проверку на прочность);

)Формулирование в предвыборных программах интересов первичных субъектов политики;

)Легитимное разрешение социальных конфликтов в обществе;

)Активизация политической социализации личности и политического участия.

Демократичность выборов обеспечивается следующими принципами:

)Состязательность (свободная конкуренция партий и кандидатов, поставленных в более-менее равные условия предвыборной борьбой);

)Непосредственность - прямое (без посредников) избрание представителей власти избирателями. Непрямые (косвенные) выборы из практики демократических государств почти исчезли (наиболее известное исключение - порядок избрания президента США). Они < косвенные выборы> усиливают возможность искажения реального соотношения политических сил в пользу наиболее влиятельных из них;

)Равное представительство (каждый избиратель имеет один голос, а каждый депутат представляет приблизительно равное количество граждан);

)Всеобщность - право всех граждан на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве депутата) участие в выборах. Исключения обычно составляют преступники, отбывающие наказания, и лица, признанные по суду недееспособными (умалишенными).

Из других ограничений избирательного права сохранились:

)Возрастной ценз, составляющий обычно для активного избирательного права - 18 лет, для пассивного - от 20 лет и до 40, в разных странах в разное время;

)Ценз осёдлости (ограничение всеобщего избирательного права) - требование проживания избирателя или кандидата в стране или избирательном округе в течение определенного срока;

)Избирательный залог - требование к кандидату внести значительную сумму, которая возвращается ему, только если он наберет определенный процент голосов избирателей. Сейчас этот залог в основном вносит партия, от которой выдвигается кандидат.

Однако совсем недавно ограничений избирательного права было намного больше. Так, женщины впервые получили избирательное право только в некоторых штатах США в 80е годы XIX века. Последней развитой страной, предоставившей женщинам избирательное право, была Швейцария. До конца 60х годов XX века возрастной ценз в большинстве стран составлял от 21 до 25 лет. В некоторых американских штатах существовал избирательный налог для попадания в списки избирателей.

В ряде стран - участие в голосовании является не только правом граждан, но и их обязанностью, за уклонение от которой предусматривается наказание от общественного порицания до уголовной ответственности (Австрия, Греция), то есть в большинстве стран есть порог (приблизительно 50%) посещаемости (явка избирателей), не достигнув которого выборы считаются несостоявшимися.


. Избирательная система


Соответствие результатов выборов обеспечивается принятой в стране избирательной системой - совокупностью правил и приемов подведения итогов выборов, закрепленной в законе. Существуют две основных разновидности избирательных систем:

)Мажоритарная;

)Пропорциональная.

При мажоритарной системе избранными считаются кандидаты, собравшие в своих округах установленное число голосов. Она имеет две основные формы:

1) Система относительного большинства (возникла в 18м веке, раньше всех, и сегодня в большинстве англоязычных странах применяется). В этой системе выигрывает кандидат, опередивший других по числу голосов в своем избирательном округе (блоке). Она дает преимущество крупным партиям над мелкими, которые фактически не имеют шансов на победу. Ее преимуществами считаются:

а) Простота и ясность;

б) Обеспечение полной стабильности за счет сокращения числа представленных партий;

в) Тесная связь депутатов с избирателями его округа.

Главными недостатками этой системы является потеря всех голосов избирателей, поданных за неизбранных кандидатов и

а) Отсутствие в парламенте партий, представляющих интересы значительной части, а иногда и большинства, граждан, которые вынуждены бороться за свои интересы непарламентскими методами (часто выливается в эксцессы);

б) Возможность получения большинства мест в парламенте партией, набравшей меньшинство голосов в масштабе страны.

Второй главный недостаток - тенденция к защите депутатами местных интересов в ущерб общегосударственных.

2) Система абсолютного большинства (Франция). Избранным считается кандидат, собравший в своем округе более половины голосов. Если это не удается никому, то проводится второй тур выборов (голосования), к которому допускаются кандидаты, занявшие два первых места. Эта система дает возможность победы и мелким партиям при условии объединения их в коалиции перед вторым туром (система двух блоков). Она <система> смягчает главный недостаток мажоритарной системы (так как теряется меньше 50% голосов), но не устраняет его полностью (значительная часть голосов все-таки теряется) Вместе с тем, такая система является оптимальной при выборе единоличных руководителей (президента, губернатора и др.)

Пропорциональная система применяется в большинстве стран Западной Европы и в Израиле. Здесь избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за их списки, выдвинутые партиями и партийными блоками, то есть конкурируют не личности, а партии и партийные программы. Места в парламенте распределяются в многомандатных округах пропорционально набранным голосам. Такая система позволяет обеспечивать более справедливое соотношение между парламентскими мандатами и полученными голосами особенно там, где вся страна рассматривается как единый избирательный округ.

Вместе с тем, у нее есть ряд недостатков:

1)Сложность расчетов при определении числа мандатов, полученных партией на выборах;

)Слабая связь между депутатами и избирателями;

)Если порядок фамилий в списках определяется самой партией, то усиливается зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур. Поэтому в большинстве стран избиратели имеют право ранжировать кандидатов в пределах одного или нескольких списков или определять лидера соответствующего списка;

)Нестабильность правительства из-за большого влияния малых партий на политику правительства.

Для уменьшения этого недостатка в ряде стран мандаты получают только партии, собравшие не менее определенного процента голосов избирателей (так называемый избирательный порог). У нас при выборах в государственную думу порог - 7%. Однако голоса, поданные за остальные партии, все равно при этом пропадают.

Таким образом, обе системы имеют свои недостатки, поэтому в ряде стран существует смешанные избирательные системы. Так, в Австралии нижняя палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а верхняя - по пропорциональной.

А в Германии половина нижней палаты выбирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - пропорциональной.

В России приблизительно так же, как в Германии.


. Порядок проведения выборов и референдумов


В основе механизма демократии лежит процедура прямого волеизъявления граждан, имеющих силу закона. Различают две разновидности такой процедуры:

)Выборы, когда граждане определяют персональный состав властных структур на общегосударственном, региональном и местном уровне;

)Референдум, когда граждане принимают непосредственное решение по важным политическим вопросам.

Совокупность мероприятий по организации и проведению выборов называется избирательной кампанией .

Руководство ею обычно возлагается на специально создаваемые государственные органы - избирательные комиссии (как правило, туда входят представители всех ведущих партий для обеспечения контроля и честности выборов).

Выборы на любом уровне начинаются с выдвижения кандидатов на выборные должности. Право такого выдвижения может быть предоставлено исключительно политическим партиям, либо партиям и другим группам, а чаще отдельным гражданам и их группам. Допускается самовыдвижение кандидатов в некоторых странах.

Следующий этап - официальная регистрация. Все кандидаты должны представить решения партийных органов, а беспартийные кандидаты - подписи определенного числа избирателей.

При пропорциональной избирательной системе подписи необходимы для регистрации партийных списков. В ряде стран от кандидатов требуется также внести избирательный залог, который возвращается только при получении кандидатом определенного % голосов избирателей - от 5 % до 20 % в разных странах. Обычно залог вносит партия, в которой состоит кандидат.

Особый порядок выдвижения кандидатов существует в США. Существуют две главные партии - демократическая и республиканская. Они проводят в большинстве штатов так называемые "праймариз" (primaries) - первичные выборы, в которых участвуют чаще всего сторонники этих партий.

Наибольшее значение имею президентские "праймариз", на которых выясняется, какой их кандидатов на президентский пост наиболее предпочтителен и популярен в данном штате, а также избираются делегаты на национальные партийные съезды, которые и выдвигают официальных кандидатов в президенты. По традиции, большинство делегатов, по крайней мере в первом туре, голосуют за претендента, победившего на "праймариз" в их штатах. Для победы на съезде кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов делегатов. Кроме того, съезды избирают новый состав национальных партийных комитетов и утверждают предвыборную платформу партии, которой, однако кандидат в президенты не обязан руководствоваться, то есть нет партийной дисциплины.

В отличие от выборов, референдумы организуются не во всех странах Запада, а например, в США они проводятся лишь в некоторых штатах, но не на общегосударственном уровне. Многие специалисты указывают, что большинство рядовых граждан недостаточно компетентны в решении государственных вопросов, да и не стремятся к этому. Тем не менее, в некоторых странах референдумы проводятся достаточно часто.

Так с 1945 года до 1980е в Швейцарии прошло 169 референдума, в Австралии - 18, в Новой Зеландии - 17, в Дании - 11, в остальных если и были, то менее 10.

Популярные лидеры, например, Де Голь во Франции, иногда использовал частые референдумы в качестве всенародного "вотума доверия" с целью укрепления власти.

Но референдумы чаще всего выносят вопросы принятия, пересмотра или отмены законодательных актов (кроме законов о налогах и бюджете), территориально-административное размежевание, вступление в международные организации, отстранение от должности высших должностных лиц, а также государственной принадлежности той или иной территории, так называемый плебисцит .

Референдум обычно может проводиться по требованию определенного числа избирателей, депутатов парламента или региональных законодательных собраний. Решение о проведении общегосударственного референдума принимает правительство или глава государства с согласия правительства. Дальнейшая подготовка и проведение референдума принципиально не отличается от подготовки и проведения выборов. Они проходят следующие этапы (вместе с вышеназванными):

)Предвыборная борьба между кандидатами или между политическими силами, выступающими за ответ "да" и "нет" на референдуме;выборы демократический избирательный референдум

)Вступление избранных лиц в должность или вступление принятых решений в законную силу.

Ключевой момент - предвыборная борьба . Это наименее законодательно регулируемый этап предвыборной кампании, поскольку проводится в основном силами негосударственных органов и политических партий, которые сами выбирают форму воздействия на избирателей. Однако два аспекта предвыборной борьбы ввиду их важности регламентируется достаточно строго. Это вопросы ее финансирования, а также использование СМИ.

Борьба за голоса избирателей требует огромных финансовых средств. Стоимость проведения выборов и референдумов непрерывно возрастает. Партии, обладающие бОльшими финансовыми средствами, оказываются в более выигрышном положении (особенно учитывая, что основной эффект дают СМИ).

Поиск дополнительных источников финансирования приводит к злоупотреблению и коррупции.

Для борьбы с этими явлениями и обеспечения равенства соперников установлены специальные правил финансирования избирательной кампаний. В ряде стран установлен финансовый предел. Нередко ограничивается и сумма пожертвований в избирательный фонд кандидата со стороны отдельных лиц или организаций. Превышение потолка расходов дает основание дл признания итогов выборов недействительными и крупного штрафа. Разоблачение подобных фактов часто приводит к политическим скандалам и даже кризисам. Тем не менее наиболее влиятельные партии с помощью различных, в том числе юридических уловок, легко обходят эти ограничения, часто превышая их в 10 и более раз. Большее равенство возможностей обеспечивается в тех странах, где предусмотрены государственные субсидии кандидатам и партиям на возмещение избирательных расходов. Однако и здесь средства распределяются пропорционально собранным мандатам, что создает преимущество для ведущих партий. Аутсайдеры отсекаются требованием собрать необходимый минимум голосов или выдвинуть кандидата в определенном числе округов. При этом партии, не прошедшие в парламент, в большинстве стран не могут рассчитывать даже на частичную государственную компенсацию предвыборных расходов.

Огромную, иногда решающую роль в предвыборной борьбе играет так называемая 4я власть - СМИ. Так, во Франции, с целью ознакомления с программами партий и кандидатов, по телевидению следят за ходом предвыборной борьбы 64%, по газетам - 15%, по радио - 11%, и лишь 7% предпочитает личное общение с кандидатом.

Особую роль СМИ играют в борьбе за колеблющихся избирателей, не являющихся постоянными приверженцами какой-либо одной партии и составляющими в странах Запада от 20% до 30%. Поддержка тех или иных партий газетами и журналами правовому регулированию почти не поддается, кроме имеющихся у некоторых партий официальных печатных органов, интересы определенной партии выражают многие печатные издания. Среди ведущих газет Британской империи "Daily Telegraph" придерживается взглядов консервативной партии, "Mirror" - лейбористкой, "Observer" - либеральной.

Порядок же использования в предвыборной гонке электронных СМИ обычно строго регламентирован, исходя из западных принципов:

)Невмешательство государства в предвыборную борьбу;

)Требование избегать оскорблений, фальсификаций и других форм некорректного поведения в отношении конкурентов;

)Предоставление всем партиям и кандидатам равного времени по радио и телевидению.

Однако на практике 3й признак остается декларацией. В США, где радио и телевидение в основном частные, эфирное время платное и фактически доступно только кандидатам от республиканской или демократической партии. В большинстве других стран основная часть электронных СМИ контролируется государством, которое выделяет бесплатное эфирное время политическим партиям для предвыборных передач. Платная реклама кандидатов в некоторых из этих стран запрещена. Но бесплатных эфир обычно распределяется пропорционально числу мандатов в предыдущем составе парламента. Не представленные в нем партии получают лишь несколько минут эфирного времени при условии выставления определенного минимума кандидатов, либо вовсе лишены такого права.

Таким образом, равенство возможностей финансового и информационного обеспечения избирательной кампании стран Запада носит в значительной мере формальных характер, фактически завися в лучшем случае от степени уже достигнутого политического влияния в той или иной партии, а в худшем от размера ее финансовой базы.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.