Понятие, виды и юридическое значение актов гражданского состояния. Юридическое значение акта государственной регистрации права на недвижимое имущество 8 понятие и виды актов гражданского состояния

Актами гражданского состояния признаются такие юридические факты, которые определяют гражданское и гражданско-правовое состояние положения граждан и имеют юридическое значение.

Закон выделяет следующие группы актов гражданского состояния:

юридические факты, которые признаются актами гражданского состояния независимо от регистрации в установленном законом порядке (рождение и смерть человека);

юридические факты, которые признаются актами гражданского состояния только в случае их регистрации (заключение и расторжение брака, изменение имени).

^ Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (ЗАГСами), состоящими при органах местного самоуправления, путем внесения юридического факта в соответствующие актовые книги и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Данные свидетельства удостоверяют факт государственной регистрации произведенного акта гражданского состояния.

Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

1.рождение;

2.заключение брака;

3.расторжение брака;

4.усыновление (удочерение);

5.установление отцовства;

6.изменение имени;

Аннулирование, восстановление записей актов гражданского состояния, внесение в них изменений производятся по решению суда.

Исправления или изменения в запись акта гражданского состояния могут быть внесены на основании заключения органа загса. Это возможно, в частности, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографическое ошибки.

1. Безвестное отсутствие - это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось получить сведений о месте его пребывания.

Закон требует наличия трех условий для признания гражданина безвестно отсутствующим:

● отсутствие сведений о месте его фактического пребывания по месту его постоянного жительства;

● достаточно продолжительный период отсутствия таких сведений;

● невозможность получения этих сведений.

Периодом, достаточным для постановки перед судом вопроса о признании безвестного отсутствия, закон считает один год, считая от дня получения последних сведений об отсутствующем (ст. 42 ГК РФ).

Заявление о признании лица безвестно отсутствующим принимается судом от любых заинтересованных лиц, нуждающихся в таком признании для защиты нарушенного или оспариваемого права, или законного интереса. Подается такое заявление в суд по месту жительства заявителя и подлежит рассмотрению при обязательном участии прокурора. При подготовке дела к судебному разбирательству судья обязан выяснить круг лиц (родственников, сослуживцев и др.), способных дать сведения об отсутствующем, а также запросить соответствующие организации (органы милиции, муниципальные органы, жилищно-эксплуатационные организации и др.) по месту последнего жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях.

Судья также вправе, по принятии заявления о признании безвестно отсутствующим, назначить опекуна для охраны имущества отсутствующего.

Наличие данных о том, что отсутствующее лицо умышленно скрывается от заинтересованных лиц, например, с целью уклонения от уплаты алиментов либо с целью укрыться от уголовного преследования, служит безусловным препятствием для вынесения решения о признании лица безвестно отсутствующим.

Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, является основанием для назначения опеки над его имуществом. Назначение совершает орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. Он определяет лицо, которому передается имущество отсутствующего; полномочия названного лица в отношении этого имущества определяются договором о доверительном управлении, заключаемым между упомянутым лицом и органом опеки и попечительства (п. 1 ст. 43 ГК РФ).

Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, состоят в следующем:

● суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим;

● судебное решение о такой отмене служит основанием для отмены доверительного управления имуществом этого гражданина (ст. 44 ГК РФ).

Таким образом, явка или обнаружение приводят к отпадению последствий признания лица безвестно отсутствующим.

Объявление лица умершим. Признание лица безвестно отсутствующим не полностью устраняет юридическую неопределенность, обусловленную его отсутствием в месте жительства. В ряде правоотношений он продолжает считаться участником, и это требует дальнейших шагов по ликвидации указанной неопределенности.

Имеющиеся в гражданском законодательстве нормы исходят на этот счет из того, что продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить его местопребывание служат основанием к предположению о его смерти. Юридические последствия такого предположения наступают только после установления в надлежащем порядке фактов, его порождающих.

В соответствии с законом гражданин может быть объявлен умершим при условии, что:

1) объявление производится только судом, и только после установления отсутствия сведений о месте его пребывания в продолжении пяти лет (п. 1 ст. 54 ГК РФ), а в определенных случаях - шести месяцев; сокращенный срок отсутствия сведений о гражданине предусмотрен для случаев, когда он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предположить его гибель от определенного несчастного случая (кораблекрушения, землетрясения и т.п.);

2) отсутствие сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить, жив ли он, несмотря на все принятые меры;

3) у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию; если он умышленно скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о его смерти. Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие граждане могут быть в установленном порядке объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ).

К числу оснований объявления лица умершим закон не относит признание лица безвестно отсутствующим. Это значит, что такое объявление может быть произведено и без предварительного признания его отсутствующим.

· Уяснение последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того, что:

● наступает прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам, принявшим наследство (исключая такие, которые связаны с его личностью либо требуют его личного участия для их осуществления);

● объявление лица умершим приравнивается к его смерти, однако не тождественно ей, так как не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ).

Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны, и права и обязанности, приобретенные по таким сделкам, не затрагиваются решением суда об объявлении его умершим.

Равным образом явка объявленного умершим не требует восстановления его правоспособности, так как он ее не утрачивал.

· Последствия такой явки состоят в следующем:

● подлежит отмене решение суда об объявлении его умершим;

● независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (исключая деньги и ценные бумаги, которые не подлежат истребованию от добросовестного приобретателя);

● лица, возмездно приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых; при невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст. 46 ГК РФ).

2. Дочерние и аффилированные юридические лица - понятие, правовой статус.

Дочерним признается хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК; п. 2 ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах»; п. 2 ст. 6 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В силу этого взаимоотношения двух компаний могут быть признаны взаимоотношениями «материнской» и дочерней компаний при наличии одного из трех условий.

Во-первых, при наличии преобладающего участия одной компании в уставном капитале другой, что дает ей возможность оказывать влияние на решения, принимаемые последней. Закон не требует при этом наличия контрольного пакета акций (например, 50% плюс одна акция) или долей участия, поскольку преобладание - вопрос оценочный. Может сложиться ситуация, когда в акционерном обществе с большим количеством акционеров для контроля может оказаться достаточным и 5% акций.

Во-вторых, возможно наличие договора о подчинении одной компании указаниям другой, например, в виде соглашения с управляющей компанией, которой передаются полномочия исполнительного органа общества.

В-третьих, имеется в виду любая иная возможность одной компании определять решения другой компании.

Дочернее общество не является какой-либо особой организационно-правовой формой или разновидностью хозяйственных обществ. Всякое хозяйственное общество может быть признано дочерним при наличии хотя бы одной из названных выше ситуаций, в том числе только в отношении конкретной сделки.

Последствия признания общества дочерним следующие:

Общество, которое вправе давать дочернему обществу обязательные указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний;

При доказанности вины основного общества в банкротстве дочернего возникает его субсидиарная ответственность перед кредиторами го общества. Дочернее же общество ни при каких условиях не отвечает по долгам основного.

Аффилированные лица – это лица (физические и/или юридические), которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые по вопросам деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Понятие «аффилированные лица» определено Законом РСФР № 948-1 от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

К аффилированным лицам юридического лица относятся:

Члены его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления;

Члены его коллегиального исполнительного органа или лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа;

Лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

Другие юридические лица, в которых данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

Для юридического лица - участника финансово-промышленной группы, аффилированными лицами являются также:

Члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления других участников этой финансово-промышленной группы;

Коллегиальных исполнительных органов, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов других участников этой финансово-промышленной группы.

18.
Потребительский кооператив, особенности правового статуса.

Потребительские кооперативы, создаются на основе имущественных паевых взносов членов (юридических и физических лиц) для удовлетворения потребностей членов в товарах и услугах - например, гаражные, дачные и жилищные кооперативы. Существуют также обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, кредитные, страховые и иные кооперативы. Их правовое положение определяется ст. 116 ГК, Законом о потребительской кооперации, ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с послед. изм. и доп.) и от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (с послед. изм. и доп.).
Потребительский кооператив является организацией, основанной на членстве. Его имущество формируется за счет паевых взносов его членов и доходов от собственной деятельности. Эти средства являются собственностью самого юридического лица, а не его членов.

Потребительские кооперативы обладают многими чертами коммерческих организаций, в частности могут осуществлять предпринимательскую деятельность (если это предусмотрено уставом) и даже распределять полученные от такой деятельности доходы между членами.

Устав кооператива устанавливает, в частности: сроки деятельности, порядок и условия вступления в кооператив и выхода из него; условия и размеры образования неделимых и иных фондов; характер и порядок личного трудового участия в деятельности потребительского кооператива и субсидиарной ответственности членов; ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию; порядок вступления и выхода из кооператива.

Высшим органом управления является общее собрание членов или уполномоченных, на котором каждый член имеет один голос (п. 5 ст. 18 Закона о потребительской кооперации). Собрание вправе принимать к рассмотрению и решать любые вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе отменять решения совета кооператива и правления. В период между общими собраниями потребительского кооператива управление в потребительском кооперативе осуществляет совет, который является представительным органом.

Исполнительным органом потребительского кооператива выступает председатель кооператива (председатель правления). Возможно формирование и коллегиального исполнительного органа - правления. Председатель правления действует от имени кооператива без доверенности (с учетом ограничений, установленных законодательством, уставом и иными внутренними документами кооператива).

2. Понятие юридического лица, его правосубъектность.
Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде.

Цели создания: централизация и обособление имущества для участия им в гражданском обороте; уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной ответственности юридического лица по своим обязательствам; обеспечение интересов кредиторов за счет уставного капитала

Признаки юридического лица:

Организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для управления юридическим лицом для достижения целей его деятельности.

Имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Должно иметь самостоятельный баланс или смету;

Самостоятельная имущественная ответственность. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых собственником, - ст. 120 ГК).

Возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде.

Правоспособность - это способность иметь права и нести обязанности. Правоспособность юридического лица совпадает с его дееспособностью. Она возникает с момента регистрации юридического лица и прекращается в момент регистрации его прекращения.

Виды правоспособности юридических лиц:

Специальная правоспособность. - может иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (некоммерческие организации и унитарные предприятия);
общая правоспособность, предполагающая возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы).
Отдельными видами деятельности, перечень которых определен Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридические лица могут заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности через свои органы, структура и компетенция которых определены в учредительных документах. Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения представительства и филиалы.

Юридическое лицо может быть ограничено в своих правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Такое ограничение может быть обжаловано в суде (п. 2 ст. 49 ГК).
По целям деятельности юридические лица делятся на: коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК). Различия между ними:

Основная цель коммерческих организаций - извлечение прибыли, некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы;

Прибыль коммерческих организаций делится между их участниками, а прибыль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;

Коммерческие организации обладают общей правоспособностью, а некоммерческие - специальной,

Коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие - в формах, предусмотренных ГК Российской Федерации и другими законами.

В зависимости от характера прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество юридические лица делятся на те, в отношении которых их учредители (участники) имеют:

Вещные права (унитарные предприятия и учреждения);

Обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);

Не имеют никаких прав (фонды, общественные объединения).

По субъектному составу учредителей юридические лица делятся на:

Корпорации, создаваемые несколькими лицами и имеющие членство;

Учреждения - организации, не имеющие членства.

19.
Понятие и виды вещей.

Вещи как объекты гражданских прав

Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара.

Вещи в юридическом смысле - не обязательно твердые тела. К числу вещей в гражданском праве относятся различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведенных или добытых человеческим трудом и потому ставших товаром (электроэнергия, нефть, газ и т.п.). Правовой режим вещей (имущества) применяется к животным (ст. 137 ГК), хотя в качестве живых существ их нельзя признать вещами в строгом смысле слова.
Вещи являются результатами труда, имеющими в силу этого определенную материальную (экономическую) ценность. Так, объектом гражданских прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии (хотя время от времени предпринимаются законодательные попытки объявить его таковым). Иное дело - воздух или его составные части, измененные либо обособленные под воздействием труда человека (нагретый воздух - пар, «сжиженный воздух» - газ, «сжатый воздух» с помощью компрессора и т.д.). Они становятся товаром и объектом гражданского оборота.
Исключение в этом отношении составляют земля и другие природные ресурсы, которые, как правило, не являются результатами труда (если не считать специально улучшенных, например мелиорированных, земель или искусственных лесопосадок). Эти объекты так или иначе тоже вовлекаются в товарный оборот, хотя именно отсутствие у них свойств, присущих результатам чьего-то труда, а также их естественная ограниченность дают основания для предложений об установлении для них особого правового режима (типа никому не принадлежащего «объекта достояния народа»). В качестве объектов гражданских правоотношений земельные участки (а также участки недр и обособленные водные объекты) тоже относятся к категории вещей.

Вещи становятся объектами права собственности и других вещных прав. Ряд обязательственных отношений также связан с вещами, имея их объектом соответствующих действий обязанной стороны (должника), например в обязательствах купли-продажи, аренды, подряда, хранения, перевозки грузов, причинения вреда имуществу.

Однако понятие вещей в гражданском праве не безгранично - не являются вещами:

входящие в состав имущества права требования и пользования («бестелесное имущество»), в том числе
безналичные деньги и «бездокументарные ценные бумаги», а также
«интеллектуальная собственность».
Классификация вещей (виды вещей)

1) по индивидуальной определенности:
-индивидуально-определенные;
-родовые вещи (вещи, определяемые родовыми признаками).
2) по сохранению потребительских свойств в процессе использования:
-потребляемые;
-не потребляемые.
3) по возможности физического раздела вещи на части:
-делимые;
-неделимые.
4) сложные вещи.
5) главная вещь и ее принадлежность.
6) по происхождению:
-вещи, созданные трудом человека;
-вещи, созданные природой (т.е. имеющие естественное происхождение).
7) в зависимости от способа получения прироста имущества:
-плоды;
-продукция;
-доходы.
8) по оборотоспособности:
-разрешенные в обороте;
-ограниченные в обороте;
-изъятые из оборота.
9) по необходимости регистрации прав:
-движимые;
-недвижимые («по природе»; «в силу закона»).

2. Юридические лица. Понятие, признаки, виды.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

На основании определения, можно выделить признаки. Присущие юридическому лицу:

1) Организационное единство – предполагает, что юридическое лицо выступает в гражданско-правовых отношениях как единое целое. Юридическое лицо имеет четкую устойчивую структуру, закрепленную в учредительных документах. Деятельность всех структурных подразделений юридического лица подчинена руководящим органам, которые формируют и выражают волю юридического лица вовне.
2) Имущественная обособленность означает, что юридическому лицу принадлежит имущество на каком-либо вещном праве: праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления. Данное имущество обособлено от имущества учредителей юридического лица, что оформляется наличием самостоятельного баланса или сметы.
3) Самостоятельная гражданско-правовая ответственность – заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает лично всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключением могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.
4) Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, в том числе заключать гражданско-правовые договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Виды юридических лиц.

Доминирующее подразделение юридических лиц приобрели коммерческие организации (ст. 66 – 115 ГК РФ) – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они включают три основных разновидности:
a) хозяйственные товарищества и общества;
b) производственные кооперативы;
c) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Все остальные организации, наделяемые гражданской правосубъектностью (кроме публичных образований), приобрели в гражданском законодательстве название некоммерческие, т.е. организаций, не имеющих в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющих сою прибыль (доходы) между членами и участниками организации.

Различный характер прав участников в отношении имущества подразделяет юридические лица на:

1) на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения);

2) в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации);

3) в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации).

В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество может различать юридические лица, обладающие правом оперативного управления (учреждения и казенные предприятия), правом хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных) и собственности.

Хозяйственные товарищества и общества:

Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные товарищества, коммандитные товарищества (на вере).

Некоммерческие организации:

Учреждения, религиозные организации, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), фонды, потребительские кооперативы и иные организации.

20.
Создание юридических лиц: способы и порядок

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц:

●Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным), он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица.
●Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).
В качестве учредителей юридического лица могут выступать:

Их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам:

подготовка учредительных документов в письменной форме и их представление заинтересованными лицами в регистрирующий орган;
государственная регистрация юридического лица (ст. 51, 52 ГК).
Редакция и смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК (с учетом абз. 3 п. 1 ст. 52) позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют на основании устава, а в оговоренных законом случаях - на основании учредительного договора и устава либо только учредительного договора.

Государственная регистрация юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений

о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц,
о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей,
иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 ФЗ Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
С момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК) во всех случаях

юридическое лицо считается созданным;
возникает правоспособность юридического лица.
Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная регистрация юридического лица осуществляется

по месту нахождения указанного в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа,
по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности - в случае отсутствия такого исполнительного органа.
Государственной регистрации также подлежат все изменения его статуса:

состав учредителей или участников;
состав органов юридического лица;
изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.
Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать предоставления иных документов закон запрещает. Регистрация должна проводиться в срок не более 5 рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например, из-за «отсутствия целесообразности». При этом решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, порядок .
При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме - в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, - его правопреемникам. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

1. слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;
2. присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;
3. разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;
4. выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;
5. преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

Как правило, реорганизация осуществляется по инициативе самих учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного законом или учредительными документами на принятие решения о реорганизации - добровольная реорганизация.

Однако в предусмотренных законом случаях производится и принудительная реорганизация в форме разделения или выделения, которая осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или суда. Обязанность осуществить реорганизацию возлагается на учредителей. В случае, если они этого не сделают в установленный срок, полномочия по реорганизации возлагаются судом на назначаемого им в этих целях внешнего управляющего (п. 2 ст. 57 ГК).
Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации в органы ФНС РФ.

Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд гарантий прав кредиторов при реорганизации.

1. Прежде всего, на субъекты, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).

2. Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут нести солидарную ответственность (п. 3 ст. 60 ГК).
Организация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

2. Общество с ограниченной ответственностью - понятие, особенности создания, органы управления, права и обязанности участника.
ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (ДАЛЕЕ - ОБЩЕСТВО)признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Особенности:

1) Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

2) Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

3) Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Правовое регулирование актов гражданского состояния осуществляется ст.47 ГК РФ и федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 №143-ФЗ.

В соответствии со ст.3 данного закона под актами гражданского состояния понимаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

В соответствии с п.1 ст.47 ГК РФ и ст.3 закона акты гражданского состояния подлежат государственной регистрации, при этом к числу таковых отнесены: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина.

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.4 закона).

Юридическое значение государственной регистрации актов гражданского состояния заключается в том, что она служит целям охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также интересов государства (п.1 ст.6 закона). С точки зрения гражданского права государственная регистрация актов гражданского состояния имеет правообразующее значение в случаях, когда возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений в силу закона связано с соответствующей государственной регистрацией (например, государственная регистрация заключения и расторжения брака), а также в ряде случае она носит доказательственное значение, позволяющее заинтересованным лицам ссылаться на записи органов ЗАГСа как на доказательство того, что конкретные события действительно имели место.

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся между собой понятия «гражданин» и «физическое лицо»?

2. Каковы предпосылки участия граждан в гражданских отношениях?

3. Что понимается под правосубъектностью гражданина, какова ее юридическая природа?

5. Понятие и виды правового статуса, соотношение с правовым положением.

6. Что следует понимать под «правовым модусом»?

7. Каково понятие и отличительные черты правоспособности граждан?

8. С какого момента возникает и прекращается правоспособность гражданина?

9. Возможно ли ограничение правоспособности гражданина?

10. Каково понятие и отличительные черты дееспособности гражданина?



11. Какие виды дееспособности выделяются в действующем законодательстве?

12. Какой дееспособностью обладают несовершеннолетне граждане в возрасте до 6 лет?

13. Какой дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане в возрасте от 6 до 14 лет?

14. Что следует понимать под мелкими бытовыми сделками?

15. Какие виды сделок несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать без согласия законных представителей?

16. В каких случаях несовершеннолетний гражданин, не достигший возраста 18 лет, может приобрести дееспособность в полном объеме?

17. Может ли несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет быть признан недееспособным или ограниченно дееспособным?

18. Каковы основания и порядок признания гражданина ограниченно дееспособным?

19. Каковы последствия признания гражданина ограниченно дееспособным?

20. В каких случаях может быть восстановлена дееспособность гражданина, признанного по решению суда ограниченно дееспособным?

21. Каковы основания и порядок признания гражданина недееспособным?

22. Каковы последствия признания гражданина недееспособным?

23. Назовите признаки предпринимательской деятельности гражданина?

24.Каковы последствия осуществления гражданином предпринимательской деятельности без его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя?

25. Может ли быть признан несостоятельным (банкротом) гражданин – индивидуальный предприниматель?

26. Каковы особенности гражданско-правового положения главы крестьянского (фермерского) хозяйства?

27. Какое место признается местом жительства гражданина, малолетнего ребенка?

28. При каких условиях гражданин может быть объявлен безвестно отсутствующим?

29. Каковы последствия объявления гражданина безвестно отсутствующим?

30. Каковы основания и порядок объявления гражданина умершим?



31. Каковы последствия объявления гражданина умершим?

32. Каким требования должны отвечать опекуны и попечители?

33. В каких случаях опекун (попечитель) могут быть отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей?

34. В чем специфика патронажа как разновидности попечительства?

35. Каково юридическое значение государственной регистрации актов гражданского состояния?

Действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан, именуются актами гражданского состояния. Так, рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина законом отнесены к числу фактов, определяющих гражданско-правовой статус гражданина (п. 1 ст. 47 ГК). Возникновение и прекращение правоспособности связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов, а усыновление - и отношения законного представительства, и весь комплекс личных и имущественных прав и обязанностей, возникающих между родителями и детьми.

В силу особой важности такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть, подлежат государственной регистрации. Ввиду неоднородности фактов, охватываемых понятием «акты гражданского состояния», государственная регистрация выполняет различные функции. Так, регистрация рождения, усыновления (удочерения), установления отцовства, смерти носит удостоверительный характер, поскольку права и обязанности из этих фактов возникают независимо от самого акта государственной регистрации. Заключение брака, его расторжение, перемена имени порождают юридические последствия только после самого факта государственной регистрации. Следовательно, для заключения брака, его расторжения, перемены имени государственная регистрация имеет не только удостоверительный, но и правообразующий характер.

Государственная регистрация осуществляется специальным государственным органом - органом записи актов гражданского состояния (загсом), а в отношении граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, - консульскими учреждениями.

Порядок осуществления записи и многие другие вопросы определяются Законом РФ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.

Регистрации актов гражданского состояния, как правило, придается необратимый характер. Это означает, что при возникновении ошибок в записях или необходимости их изменений органы загса вправе внести исправления лишь при наличии оснований, предусмотренных законом, и отсутствии спора между заинтересованными лицами. Если возникает спор, то его разрешает суд. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния также являются прерогативой суда (ст. 69 -75 Закона об актах гражданского состояния).

На основании произведенных записей гражданам выдается свидетельство, которое удостоверяет факт государственной регистрации соответствующего акта гражданского состояния. Так, до получения паспорта единственным документом несовершеннолетнего является свидетельство о рождении, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.

1. Понятие актов гражданского состояния, значение их государственной регистрации. Законодательство о регистрации актов гражданского состояния

Акты гражданского состояния

В соответствии со ст 3 ФЗ РФ Об актах гражданского состояния" акты гражданского состояния - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Об актах гражданского состояния, как об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей указано и в ст. 8 ГК РФ. В частности, в соответствии с ч. 1 указанной статьи ГК РФ, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются основания, предусмотренные законом. П. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, конкретизируя данное положение, п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ закрепляет, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, вытекающим из закона "Об актах гражданского состояния", является регистрация в установленном порядке органом ЗАГСа (иным уполномоченным на регистрацию государственным органом) акта гражданского состояния.

Таким образом, сам акт гражданского состояния, хотя и имевший место, не влечет возникновения у гражданина определенного правового статуса. Только после регистрации данного акта в установленном законом порядке гражданин наделяется соответствующими правами и обязанностями.

Например, если мужчина и женщина решают проживать совместно (в так называемом "гражданском" браке), это не значит, что они заключили брак и несут объем прав и обязанностей которыми наделены супруги. В частности, на имущество "гражданской" супруги не может быть обращено взыскание по долгам "гражданского" супруга; не требуется нотариального удостоверения согласия "гражданского" супруга на совершение другим "супругом" сделки по распоряжению недвижимым имуществом или сделки, совершение которой требует нотариального удостоверения или регистрации в установленном законом порядке; "гражданский супруг" не будет являться наследником по закону.

Так же и смерть гражданина, как биологический процесс, не может рассматриваться как основание возникновения у наследников права на наследство. День же регистрации смерти гражданина считается днем открытия наследства.

Правовое состояние гражданина - это объем прав и обязанностей, который характеризует его как субъекта гражданских правоотношений. Данный объем определяется правоспособностью гражданина, то есть возможностью гражданина иметь определенные права и нести обязанности. Правоспособность, а следовательно и объем прав и обязанностей определяется в соответствии с ГК РФ, возрастом гражданина и его дееспособностью, то есть возможностью приобретать и осуществлять права, принимать и нести обязанности. Полная дееспособность гражданина наступает в возрасте восемнадцати лет. Например, несовершеннолетний как и недееспособный гражданин не может совершать определенные сделки. Вместе с тем, отсутствие регистрации определенн

ого акта гражданского состояния не позволяет гражданину осуществлять определенный объем прав или нести обязанности, которые возникают после составления соответствующей актовой записи. Например, вступить в новый брак до расторжения предыдущего.

С другой стороны, регистрация такого акта гражданского состояния, как заключение брака лицом, не достигшим совершеннолетия, влечет наделение несовершеннолетнего супруга правоспособностью в полном объеме. Данная норма права закреплена ч. 2 ст. 21 ГК РФ. Так, гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут совершать сделки только с письменного согласия своих законных представителей, которыми являются родители, усыновители или попечители несовершеннолетнего. Если же несовершеннолетний вступает в брак, то он уже самостоятельно может приобретать весь объем прав и нести обязанности, как совершеннолетний участник гражданско-правовых отношений.

Часть 2 данной статьи дает исчерпывающий перечень актов, подлежащих государственной регистрации: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Беря за основание юридический факт (основание возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений), можно произвести следующую классификацию актов гражданского состояния:

1) действия граждан (юридические факты, зависящие от волеизъявления людей): заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение) ребенка, установление отцовства, перемена имени;

2) события (юридические факты, не зависящие от волеизъявления людей): рождение, смерть.

С данными актами гражданского состояния законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение ряда важных прав, которыми наделен гражданин как человек и как субъект гражданско-правовых отношений. Объем данных прав и обязанностей характеризует правовое положение гражданина.

Так, с рождением ребенок приобретает такие важные права человека, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равноправие и т.д. Следует отметить, что данным объемом прав ребенок наделяется с момента рождения как биологического процесса. Регистрация рождения как акта гражданского состояния позволяет ему приобретать уже права гражданина, например, быть наследником.

В качестве специфических прав можно отметить право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на заботу и совместное с ними проживание. С достижением совершеннолетия, гражданин наделяется всем объемом прав, позволяющих характеризовать его как субъект гражданского права. Возраст гражданина отсчитывается с даты, указанной в свидетельстве о рождении.

Также, с момента рождения человека определенным объемом прав и обязанностей наделяются его родители: право проживать с ребенком, участвовать в его воспитании, обеспечить получение ребенком основного общего образования и т.д.

Смерть гражданина влечет возникновение правоотношений, регулируемых нормами наследственного права, порождает у наследников права относительно имущества, принадлежащего ранее умершему. Одновременно, смерть гражданина влечет прекращение всех его прав и обязанностей.

Заключение брака, расторжение брака является юридическим фактом, влекущим изменение правоотношений между брачующимися (бывшими супругами) в отношении имущества, а также изменение формы собственности на вещи (возникновение совместной собственности на имущество, нажитое после заключения брака и долевой после расторжения).

Усыновление (удочерение) ребенка - возникновение прав и обязанностей усыновителя и усыновленного.

Установление отцовства - возникновение родительских прав и обязанностей. С другой стороны возникновение прав ребенка по отношению с своему родителю (независимо от того, является ли он родителем биологическим либо записан в свидетельство о рождении по иным основаниям).

Перемена имени - это способ реализации гражданина своего права на имя. И, хотя, имя дается гражданину родителями при рождении, при достижении возраста четырнадцати лет, он самостоятельно может принять решение о его изменении. Отдельно отметим, что перемена имени не влечет каких-либо изменений в правовом статусе гражданина, однако, регистрация изменения имени, порождает обязанность гражданина уведомить определенный законом круг лиц о перемене имени, отчества или фамилии. Гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя), однако все гражданско-правовые сделки должны совершаться им под настоящим именем (именем собственным), которое зарегистрировано в актовой записи и отличает его от других участников гражданского оборота.

В соответствии с ч. 3 статьи 3 ФЗ РФ Об актах гражданского состояния к основаниям возникновения прав и обязанностей, возникающих после регистрации акта гражданского состояния приравнены акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством. Такие акты уже не требуют последующей государственной регистрации. Например, согласно циркуляру НКВД СССР от 28 августа 1926 года N 326 "О сроках действительности религиозных браков, заключенных в революционный период в РСФСР" церковные браки, заключенные в Московской губернии до 1 января 1919 г. приравниваются к зарегистрированным ЗАГСами бракам. В данных случаях документом, подтверждающим заключение брака, а, следовательно, и правовое состояние супругов будет являться запись о венчании, сделанная в церковной книги (по сути, это аналог записи о заключении брака, занесенной в актовую книгу).

Законодательство о регистрации актов гражданского состояния.

В широком смысле, содержание ст. 2 закона "Об актах гражданского состояния" следует рассматривать как норму права, закрепляющую перечень источников, входящих в законодательство об актах гражданского состояния.

Под источниками права понимаются акты (законы и подзаконные акты) компетентных государственных органов, посредством которых устанавливаются правовые нормы, регулирующие правоотношения в области регистрации актов гражданского состояния.

Перечисленные в данной статье источники права можно разделить на несколько групп.

К первой группе источников законодательства об актах гражданского состояния, закон относит:

· - непосредственно сам Федеральный закон "Об актах гражданского состояния",

· - Гражданский кодекс РФ,

· - Семейный кодекс РФ.

Как источник норм права об актах гражданского состояния, Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" определяет порядок создания и полномочия органов, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния, перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации, порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок формирования и хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния.

Как источник норм права в области актов гражданского состояния, на положениях которого основывается закон "Об актах гражданского состояния", Гражданский кодекс РФ содержит основания и правовые последствия регистрации акта гражданского состояния. ГК РФ закрепляет перечень прав и обязанностей, возникающих или прекращающихся у субъекта, после регистрации или аннулирования записи акта гражданского состояния.

Например, после регистрации брака до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст. 21 ГК РФ).

Прекращение определенного объема прав и обязанностей гражданина связано с регистрацией такого акта гражданского состояния, как смерть. Ч. 2 ст. 17 ГК РФ предусматривает, что регистрация смерти, влечет прекращение правоспособности гражданина.

Так же, регистрация акта гражданского состояния может выступать основанием для возникновения прав и обязанностей у иных граждан. Например, регистрация смерти влечет возникновение у наследников права на наследство.

Наряду с изменением правового статуса, следует рассматривать такие последствия, как обязанность субъекта, после регистрации акта гражданского состояния, совершить в отношении определенного круга лиц установленные законом действия. Например, в соответствии со ч. 2 ст. 19 ГК РФ, гражданин, изменивший имя (фамилию, отчество), обязан принять необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени.

Семейный кодекс РФ, как источник норм права, на которых основывается закон "Об актах гражданского состояния", так же как и ГК РФ содержит в себе основания и последствия регистрации актов гражданского состояния. В частности, Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) определяет порядок и условия заключения брака, возраст, с которого граждане РФ могут вступать в брачные отношения, основания и порядок расторжения брака, признания брака недействительным.

СК определяет объем прав и обязанностей возникающих у супругов после регистрации брака. Данные права можно разделить на несколько видов: личные права и обязанности супругов; режим имущества, нажитого супругами во время брака; права и обязанности супругов как родителей. Кроме того, СК РФ устанавливает равенство прав супругов, что является непосредственной реализацией положений Конституции РФ о равенстве прав граждан.

Как источник права об области актов гражданского состояния, СК РФ кодекс содержит важные положения, регулирующие права и обязанности усыновителя и усыновленного, порядок усыновления ребенка, основания отмены усыновления, объем прав усыновителя и усыновленного.

Другие нормы права СК РФ закрепляют права и обязанности возникающие после регистрации расторжения брака, в частности алиментные обязательства, возникающие между супругами и детьми.

Данные источники права содержат нормы материального права, то есть положения, посредством которых государство непосредственно регулирует и осуществляет воздействие на общественные отношения. Непосредственно с материальным правом связано право процессуальное, то есть нормы, посредством которых государство регулирует отношения связанные с реализацией права материального. Источником процессуального права, регулирующим правоотношения по реализации материального права в области актов гражданского состояния, является гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ) РФ.

Являясь источником процессуального права в области актов гражданского состояния, ГПК РФ содержит положения регулирующие процесс установления актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации в тех случаях, когда органы загса, в силу сложившихся обстоятельств не могут осуществить регистрацию акта гражданского состояния, либо, в установленных законом случаях, регистрация акта гражданского состояния возможна только на основании решения суда.

ГПК РФ содержит нормы права, устанавливающие основания и регулирующие процесс признания гражданина умершим, усыновление (удочерение) ребенка, отмену усыновления, расторжения брака, рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния.

Вторая группа источников права об актах гражданского состояния - это принимаемые в соответствии с законом "Об актах гражданского состояния", Гражданским и Семейным кодексом РФ иные нормативно правовые акты Российской Федерации.

Важным источником норм права в области регистрации актов гражданского состояния является постановление Правительства РФ от 6 июля 1998 г. № 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Данным правовым актом определяется уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния - Министерство юстиции РФ, утверждаются формы бланков записей актов гражданского состояния и формы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, и т.д. В соответствии с данным постановлением признаны утратившими силу ряд нормативных актов, регулирующих вопросы в области регистрации актов гражданского состояния.

Третью группу источников норм права в области актов гражданского состояния составляют законы субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Вопросы, отнесенные к ведению субъектов РФ, указаны в ст. 13, 32, 58, 121, 123, 151 СК РФ. Правовые акты, принимаемые субъектами РФ по регулированию вопросов в области актов гражданского состояния не должны противоречить основным началам семейного законодательства, а также ГК РФ и самому закону "Об актах гражданского состояния". Например, в соответствии со ст. 13 СК РФ, брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. По уважительным причинам, органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Соответствующим законом субъекта РФ, могут устанавливаться порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено гражданам до достижения возраста шестнадцати лет.

Четвертая группа - это нормы международного права. Следует отметить, что сам закон "Об актах гражданского состояния" не включает в перечень источников международное право. Более того, в статье 2 говорится только о национальном праве. Однако, исходя из Семейного и Гражданского кодекса, на положениях которых основывается настоящий закон, нормы международного права являются неотъемлемыми правовыми актами, регулирующими правоотношения в области актов гражданского состояния. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следующая норма права указанной статьи устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичное правило устанавливается ст. 6 СК РФ и ст. 7 ГК РФ.

Пятая группа норм права в области актов гражданского состояния - это локальные нормативные акты соответствующих государственных органов, издаваемых на основании закона "Об актах гражданского состояния", содержащие в своем тексте разъяснения по вопросам применения закона, либо регулирующие процесс регистрации конкретного акта гражданского состояния. Например, письмо Минюста СССР от 7 февраля 1977 г. "По вопросам перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств" (данный нормативный акт действует до настоящего времени в части, не противоречащей ФЗ "Об актах гражданского состояния"). В частности, применяются положения по вопросам перемена фамилий, имен, отчеств граждан, постоянно проживающих за границей.

2. Особенности регистрации смерти по решению суда (лиц, умерших в пути следования, военнослужащих, умерших в местах лишения свободы, военнообязанных и призывников)

В соответствии со ст. 268 ГПК РФ, вступившее в законную силу решение суда об установлении факта смерти, является документом, подтверждающим данный факт, и служит основанием для государственной регистрации смерти. Фактически, решение суда об установлении факта смерти подменяет собой документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Однако, решение суда об установлении факта смерти не может заменять свидетельство о смерти, выдаваемое в подтверждение государственной регистрации смерти.

Объявление гражданина умершим, как и установление факта смерти гражданина, производится судом в порядке особого производства, однако основным отличием от установления процедуры объявления гражданина умершим от установления факта смерти гражданина является то, что заявитель не располагает какими-либо сведениями о гражданине, то есть на момент подачи заявления об объявлении гражданина умершим нет оснований полагать, что он мертв или жив, а также не существует свидетелей, которые могут подтвердить или опровергнуть данный факт.

В соответствии с ч. 2 ст. 279 ГК РФ, вступившее в законную силу решение суда, об объявлении гражданина умершим, является основанием для государственной регистрации смерти гражданина.

Регистрации смерти гражданина на основании решения суда об установлении факта смерти либо об объявлении гражданина умершим, представляет собой "юридическую" смерть. То есть, фактически гражданин на момент регистрации его смерти, может быть жив. Поэтому, в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, в отношении которого установлен факт смерти или гражданина объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение, что является основанием для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 46 ГК РФ);

Место наступления смерти определяется в соответствии с административно- территориальным делением местности, в которой произошла смерть гражданина. Поэтому, если смерть гражданина наступила не по месту его жительства, государственную регистрацию смерти гражданина может произвести орган ЗАГСа, к которому относятся данная административно-территориальная единица. Это может быть ЗАГС города, в котором умер гражданин, или даже ЗАГС района города в котором проживал гражданин, при наступлении смерти не в районе, где находится его место жительства, например, когда гражданин умер, находясь в командировке.

Регистрация смерти может быть также произведена ЗАГСом, расположенным по месту обнаружения тела умершего. Иногда место обнаружения тела умершего может совпадать с местом смерти, а иногда и нет. Несовпадение места смерти и места обнаружения тела умершего может иметь место в том случае, когда, например, гражданин утонул и течением его тело было отнесено на территорию другой административно-территориальной единицы, либо гражданин был убит, а преступники переместили тело с места убийства (места смерти) в местность, где оно и было обнаружено в последствии.

Государственная регистрация смерти может быть произведена ЗАГСом, по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти. При этом соответствующий ЗАГС определяется исходя из административно-территориального деления региона и места расположения организации, выдавшей медицинское свидетельство о смерти.

Если смерть гражданина наступила во время следования в транспортном средстве, (во время его следования), государственная регистрация смерти может быть проведена в органе ЗАГСа, расположенном на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства.

Если смерть гражданина наступила в автомобильном транспортном средстве (автомобиле, междугородном автобусе или в автобусе, осуществляющим международные рейсы), государственная регистрация смерти может быть проведена в любом органе ЗАГСа, расположенном по пути следования данного транспортного средства. Если смерть наступила в поезде, регистрацию смерти может произвести орган ЗАГСа, расположенный в одной административно-территориальной единице со станцией (вокзалом) на которой был снят умерший пассажир.

При наступлении смерти на судне или воздушном транспорте, государственную регистрацию смерти может произвести ЗАГС, расположенный в одной административно-территорииальной единице с портом, аэропортом, в который был доставлен умерший гражданин.

Закон возлагает обязанность обратиться в орган ЗАГСа с заявлением о смерти на следующих лиц:

1) супруг (супруга), другие члены семьи умершего. Также, с заявлением о смерти конкретного лица может обратиться любой иной гражданин, который присутствовал во время смерти лица или был информирован о его смерти каким-либо другим образом, например, наследник по завещанию, если у умершего не осталось родственников;

2) медицинская организация или учреждение социальной защиты населения в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организации или учреждении. В этом случае заявление подписывается главным врачом медицинской организации или руководителем учреждения социальной защиты;

3) учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы. В соответствии с разделом 20 правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189, в случае смерти подозреваемого или обвиняемого, администрация СИЗО в течение суток обязана сообщить о смерти подозреваемого (обвиняемого) супругу (супруге) подозреваемого (обвиняемого) или его близким родственникам, указанным в личном деле, надзирающему прокурору, а также лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело.

В случае, если умерший является иностранным гражданином, администрация СИЗО извещает о его смерти посольство или консульство соответствующего государства.

Тело умершего подозреваемого или обвиняемого передается на хранение в морг ближайшего учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения до востребования.

В случае, если умерший был осужден и отбывал наказание в местах лишения свободы, содержания под стражей или в следственном изоляторе, погребение данного лица осуществляется с учетом его волеизъявления.

Супругу (супруге), родственникам умершего и иным лицам администрация СИЗО должна разъяснить, куда им следует обратиться за получением свидетельства о смерти. Государственная регистрация смерти производится по заявлению начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы в органе ЗАГСа, к которому относится территория СИЗО или учреждения исполняющие наказание в виде лишения свободы;

4) орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни). В настоящее время в РФ действует мораторий в отношении высшей меры наказания, однако в УК РФ, смертная казнь, как вид наказания не отменена. Порядок сообщения о смерти заключенного вследствие исполнения исключительной меры наказания урегулирован ч. 4 ст. 186 УИК РФ. Согласно указанной статьи, администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана поставить в известность об исполнении наказания суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного. Тело для захоронения не выдается и о месте его захоронения не сообщается. Заявление о смерти направляется в орган ЗАГСа, относящийся к территории учреждения, исполнившего наказание в виде смертной казни;

5) орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена. К уголовным делам, наиболее часто возбуждаемым по факту смерти лица, относятся: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Данные уголовные дела относятся к категории дел публичного обвинения и возбуждаются прокурором независимо от того, есть ли заявление о возбуждении уголовного дела, поступившее от граждан, организаций и т.п. (ч. 5 ст. 20 УПК РФ). Также, при обнаружении неопознанного трупа возбуждение прокурором уголовного дела не носит обязательного характера. В случае, если согласно акту судебно-медицинского исследования трупа смерть гражданина не носит насильственного характера, а также, обстановка места происшествия не дает органам следствия полагать, что смерть гражданина носит насильственный характер, орган следствия проводит проверку в порядке ст. 144 УПК РФ, по итогом которой он принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, по одному из оснований, указанных в ст. 24 УПК РФ. Например, если имеет место самоубийство, в возбуждении уголовного дела должно быть отказано по п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - отсутствие события преступления. В случае, если по итогам проверки будет установлено, что имела место насильственная смерть, например, гражданин был удавлен петлей, а впоследствии инсценировано его повешение, прокурор возбуждает по данному факту уголовное дело. Учитывая, что заявление о смерти должно быть направлено в орган ЗАГСа не позднее, чем через трое суток с момента смерти гражданина, данный срок начинает течь для органов следствия с момента обнаружения трупа, не зависимо, проводится ли проверка в порядке ст. 144 УПК РФ, либо возбуждено уголовное дело. О смерти неопознанного лица извещается орган ЗАГСа, расположенный по месту обнаружения трупа, либо по месту нахождения БСМ;

6) командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы. При наступлении смерти военнослужащего в мирное время, государственная регистрация смерти производится в общем порядке.

Задача. У Федорова в загсе работает родная сестра. Он попросил ее зарегистрировать свой брак с Петровой не через месяц, как предусмотрено законом, а раньше положенного месячного срока. Объясните ситуацию.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 статьи 11 СК РФ, заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи в орган загса совместного заявления лицами, вступающими в брак. Течение данного срока (а он установлен для проверки серьезности намерений лиц, желающих вступить в брак) начинается на следующий день после подачи заявления в орган загса и истекает в соответствующее число последнего месяца срока (ст. 191, 192 ГК). В том случае, если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК).

Следует заметить, что установленный законом месячный срок для государственной регистрации заключения брака дает также возможность заинтересованным лицам сообщить в орган загса о наличии препятствий к заключению брака между конкретными лицами. Орган загса обязан проверить - соответствуют ли эти сведения заявителя действительности или нет.

Орган загса при наличии уважительных причин может как сократить установленный СК месячный срок для государственной регистрации заключения брака.

Однако в самой ст. 11 СК не дается ни понятия, ни примерного перечня причин, которые в таких случаях могут быть признаны уважительными. Вопрос об этом решается руководителем органа загса исходя из оценки конкретных жизненных обстоятельств и сложившейся практики. Так, сокращение месячного срока для вступления в брак считается возможным при наличии следующих обстоятельств, требующих более быстрого заключения брака: призыв жениха на военную службу, отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок в командировку, в том числе за рубеж, беременность невесты, рождение ребенка в результате внебрачных отношений, наличие между сторонами фактических брачных отношений и т.п. Безусловно, что некоторые из этих обстоятельств должны быть подтверждены соответствующими документами (например, справками учреждения здравоохранения о беременности, болезни, рождении ребенка, командировочным удостоверением и т.п.).

Но родственные связи жениха и работника Загса не могут служить основанием для сокращения месячного срока, предусмотренного законом.

Список используемой литературы и нормативно-правовых актов

1. Семейный Кодекс РФ

2. Гражданский Кодекс РФ

3. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"(с измен ениями от 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 апреля, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 июля 2006 г.).

4. Борисов А.Н. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". - ООО "Новая правовая культура", 2007.

5. Шляпников А.В., Братановский С.Н. Комментарий к Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" - Система ГАРАНТ, 2006 г.


Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
(с изменениями от 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 апреля, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 июля 2006 г.)