Что является границами территориального гарнизона пожарной охраны. Гарнизоны пожарной охраны

Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.

В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.

Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:

территориального пожарно-спасательного гарнизона - руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;

местного пожарно-спасательного гарнизона - начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы, дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы - сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.

Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, по представлениям руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Положение о пожарно-спасательных гарнизонах

I. Общие положения.

1.1. Настоящее положение о пожарно-спасательных гарнизонах разработано в соответствии со статьями 22 и 22.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 и определяет порядок организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, в том числе организации и осуществления гарнизонной службы, полномочия должностных лиц пожарно-спасательных гарнизонов, порядок привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов и входящих в их состав подразделений к действиям по тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.2. Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, спасательные воинские формирования, горно-спасательные части, другие организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе входящие в состав территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение АСР, расположенные постоянно или временно на территории с установленными административными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

1.3. Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.

В территориальный пожарно-спасательный гарнизон объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.



1.4. В местных пожарно-спасательных гарнизонах, в зоне ответственности которых расположены отдаленные сельские населенные пункты, создаются подразделения объединений пожарной охраны – пожарно-спасательные посты Корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы (далее – посты Корпуса сил).

Руководство постами Корпуса сил осуществляет начальник местного пожарно-спасательного гарнизона.

1.5. Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

1.6. Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается начальником Главного управления МЧС России.

1.7. Границами пожарно-спасательных гарнизонов являются:

территориального пожарно-спасательного гарнизона - границы субъекта Российской Федерации;

местного пожарно-спасательного гарнизона - границы одного или нескольких граничащих между собой муниципальных образований.

Границы местного пожарно-спасательного гарнизона определяются начальником территориального органа МЧС России - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований

1.8. В каждом пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы.

1.9. Караульная служба предназначена для поддержания постоянной готовности дежурных караулов (дежурных смен) подразделений, обеспечения тушения пожаров и проведения АСР. Задачи и функции караульной службы определяются Уставом подразделений пожарной охраны.



Противопожарного режима

3.1. При установлении особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности, а также при осложнении оперативной пожарной обстановки или возникновении чрезвычайной ситуации подразделения переводятся на усиленный вариант несения службы.

3.2. При усиленном варианте несения службы подразделениями осуществляются следующие мероприятия:

организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава подразделений в соответствии с разрабатываемым графиком;

усиливается охрана зданий и территорий подразделений;

создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ;

проводится разъяснительная работа по усиленному варианту несения службы среди личного состава;

вводится в расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом дежурные караулы (дежурные смены), организуется сбор свободного от несения службы личного состава;

проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты взрывопожароопасных объектов;

проводится, с учетом складывающейся обстановки, передислокация сил и средств подразделений;

уточняется порядок взаимодействия со службами жизнеобеспечения.

IV. Организация привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов и входящих в их состав подразделений к действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС

4.1. Организация привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов и входящих в их состав подразделений к действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС проводится должностными лицами пожарно-спасательных гарнизонов и входящих в их состав подразделений и устанавливается документами предварительного планирования сил и средств для тушения пожаров и ликвидации ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и ликвидации ЧС (далее - План привлечения);

расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и ликвидации ЧС (далее - Расписание выезда);

строевой запиской пожарно-спасательного гарнизона (далее – строевая записка); (приложение 2);

расчетом сил и средств опорных пунктов тушения пожаров и ликвидации ЧС местного пожарно-спасательного гарнизона (далее – ОП).

4.2. Разработку Плана привлечения на территории субъекта Российской Федерации, Расписания выезда в городе федерального значения обеспечивает начальник территориального пожарно-спасательного гарнизона.

4.3. Разработку Расписания выезда на территории муниципального образования обеспечивает начальник местного пожарно-спасательного гарнизона.

4.4. Для разработки Плана привлечения (Расписания выезда) руководители подразделений всех подразделений, входящих в состав пожарно-спасательного гарнизона представляют необходимые сведения (тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей, находящихся на вооружении; оперативно-тактическая характеристика района выезда и т.д.) и несут персональную ответственность за своевременность, качество и достоверность представленной информации.

4.5. План привлечения (Расписание выезда в городе федерального значения), согласованный с начальником Главного управления МЧС России, а также с начальниками всех пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров ЗАТО, а также в особо важных и режимных организациях (далее - специальные подразделения ФПС), дислоцированных на территории данного субъекта Российской Федерации, в части, их касающейся, утверждается постановлением руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4.6. Количество сил и средств подразделений на сопредельных территориях двух и более субъектов Российской Федерации определяется руководством главных управлений МЧС России по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.

4.7. Расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления МЧС России, начальником специального подразделения ФПС, дислоцированного на территории муниципального образования, и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории муниципального образования, утверждается распоряжением главы муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

V. Разработка Расписания выезда сил и средств подразделений пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории города федерального значения, муниципального образования

5.1. При разработке Расписания выезда устанавливается порядок (количество и последовательность) привлечения сил и средств подразделений пожарно-спасательных гарнизонов, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений, оперативно-тактических особенностей территории муниципального образования, в том числе отдельных объектов и сооружений, расположенных на его территории.

В ходе данной работы предусматривается резерв сил и средств для тушения пожаров и ликвидации ЧС одновременно в двух и более местах (в том числе за пределами территории муниципального образования).

5.2. При одновременном возникновении на территории, охраняемой местным пожарно-спасательным гарнизоном, двух и более крупных пожаров вопросы организации управления, тушения пожаров и ликвидации ЧС решаются руководством Главного управления МЧС России.

5.3. Расписание выезда хранится на центральном пункте пожарной связи (далее - ЦППС), при отсутствии ЦППС на пункте связи части. В каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется выписка (копия) из Расписания выезда с приложениями к Расписанию выезда в части, его касающейся.

5.4. Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования Расписанием выезда определяется территория, в границах которой предусмотрено первоочередное направление сил и средств этого подразделения пожарной охраны по первому сообщению о пожаре (далее - район выезда).

5.5. На территории района выезда подразделения пожарной охраны предусматриваются подрайоны выезда для ближайших подразделений (далее - подрайон выезда). Подрайоном выезда может являться как часть территории, так и вся территория района выезда другого подразделения

5.6. Подразделений ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе, подразделения ведомственной и частной пожарной охраны включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем (собственником) охраняемой организации, руководителем подразделения пожарной охраны, расположенной (расположенного) на территории соответствующего пожарно-спасательного гарнизона, путем заключения соглашений в установленном порядке.

Подразделения добровольной пожарной охраны включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем подразделения добровольной пожарной охраны.

Аварийно-спасательные формирования включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем подразделения АСФ.

5.7. В случае если специализированные пожарно-спасательные части или специализированная часть по тушению крупных пожаров будут задействованы для тушения пожаров или ликвидации чрезвычайных ситуации и их последствий на территории субъектов Российской Федерации и при этом сил и средств для прикрытия закрепленного района выезда, предусмотренного расписанием выезда, будет недостаточно, необходимо предусмотреть компенсирующие мероприятия прикрытия района выезда СПСЧ и СПЧ другими подразделениями пожарной охраны.

5.8. На территории Российской Федерации, исходя из количества привлекаемых к тушению основных пожарных автомобилей, предусматривается единая градация номеров (рангов) пожаров (с № 1 по № 5).

Номер (ранг) пожара является условным признаком сложности пожара и определяет количество расчетов (отделений) на основных пожарных автомобилях, привлекаемых для его тушения исходя из возможностей пожарно-спасательных гарнизонов.

При необходимости привлечения сил и средств превышающем количество основных пожарных автомобилей соответствующих номеру (рангу) пожара № 1, устанавливается дополнительный номер (ранг) пожара с индексом «БИС», соответствующий двукратному увеличению привлекаемых основных пожарных автомобилей

На тушение повышенных номеров (рангов) пожаров (от № 2 и выше) привлекаются силы и средства пожарно-спасательного гарнизона в соответствии с Расписанием выезда, а также, при необходимости, руководящий состав пожарно-спасательного гарнизона, допущенный к руководству тушением пожаров и ликвидации ЧС.

5.9. В ходе разработки Расписания выезда для каждого местного пожарно-спасательного гарнизона определяется максимально возможный повышенный номер (ранг) пожара, которым предусматривается привлечение для тушения пожара и ликвидации ЧС всех расчетов (отделений) на основных пожарных автомобилях, находящихся на дежурстве в местном пожарно-спасательном гарнизоне, с одновременным сбором свободного от несения службы личного состава и постановкой на дежурство резервной техники.

Количество и последовательность привлечения сил и пожарно-спасательного гарнизона по повышенным номерам (рангам) пожаров, не являющимися максимальными, определяются в ходе разработки Расписания выезда исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений, оперативно-тактических особенностей территории муниципального образования, а также отдельных сооружений (объектов), располагающихся на его территории.

5.10. Сбор личного состава, свободного от несения службы, и постановка на дежурство резервной техники предусматриваются также при выезде дежурного караула (дежурной смены) для тушения пожара и ликвидации ЧС за пределы муниципального образования, на территории которого дислоцируется не более одного подразделения пожарной охраны.

5.11. Выезд подразделений для тушения пожаров и ликвидации ЧС согласно Расписанию выезда производится:

при поступлении сообщения о пожаре или необходимости проведения аварийно-спасательных работ по средствам связи;

при поступлении сообщения о пожаре или необходимости проведения аварийно-спасательных работ в устной форме;

по внешним признакам;

при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.

5.12. При составлении Расписания выезда учитывается то, что на участок охраняемого района пожарный расчет (отделение) может прибыть позже, чем пожарный расчет (отделение) соседней пожарной части, в случае нахождения его на другом пожаре, а также при наличии на маршруте следования указанного расчета разводных мостов, железнодорожных переездов, водных переправ, поэтому предусматривается одновременная высылка не менее одного пожарного расчета (отделения) пожарной части, охраняющей сопредельный район выезда, либо объектового подразделения пожарной охраны.

5.13. В случае если населенный пункт одного муниципального образования расположен на расстоянии прибытия подразделения пожарной охраны (до 10 мин. в городе и до 20 мин. в сельском населенном пункте) другого муниципального образования, при этом подразделения пожарной охраны в данном населенном пункте отсутствуют, он включается в район выезда ближайшего подразделения пожарной охраны.

5.14. Расписание выезда разрабатывается по форме согласно приложению № 3 к настоящему положению. Дополнительно к Расписанию выезда прилагаются:

перечень сил и средств подразделений муниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписание выезда;

выписка из Плана привлечения в части, касающейся муниципального образования, с указанием номеров (рангов) пожара, по которым привлекаются силы и средства пожарно-спасательных гарнизонов соседних муниципальных образований;

перечень сил и средств подразделений сопредельных муниципальных образований, выделяемых для тушения и ликвидации ЧС на территории муниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписание выезда, с указанием расстояния до центра муниципального образования, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий;

описание территориальных границ районов и подрайонов выезда подразделений, зон ответственности СПСЧ, СПЧ, ОП, пожарных поездов, границ акваторий для пожарно-спасательных судов, а также условий, при которых они направляются в подрайоны выезда по первому сообщению о пожаре;

порядок выезда для тушения пожаров и ликвидации ЧС должностных лиц органов управления и подразделений, судебно-экспертных учреждений ФПС (по согласованию с главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору);

порядок привлечения к тушению пожаров и ликвидации ЧС технических средств, приспособленных для тушения пожаров и ликвидации ЧС;

порядок выезда объектовых пожарно-спасательных подразделений ФПС и подразделений иных видов пожарной охраны для тушения пожаров и ликвидации ЧС за пределы территории охраняемого объекта (организации);

порядок использования резервной пожарной и аварийно-спасательной техники, а также сбора личного состава, свободного от несения службы, при объявлении повышенного номера (ранга) пожара;

инструкции по взаимодействию с аварийно-спасательными, аварийно-восстановительными службами и службами жизнеобеспечения;

инструкция по действиям сотрудников (работников) дежурно-диспетчерских служб при получении сообщений, не связанных с пожарами;

перечень организаций, на которые при получении первого сообщения о пожаре направляются силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по повышенному номеру (рангу) пожара;

сведения о специальных пожарных автомобилях и вспомогательной технике, высылаемой для тушения пожаров в соответствии с особенностями объекта;

список пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации список пожароопасных объектов, (при наличии указанных объектов);

список объектов с массовым и ночным пребыванием людей;

список улиц, объектов, населенных пунктов и участков территории, недостаточно обеспеченных источниками наружного противопожарного водоснабжения;

порядок определения руководителя тушения пожара в организациях, охраняемых объектовыми и специальными подразделениями ФПС;

порядок незамедлительного убытия с места вызова объектовых, специальных и договорных пожарно-спасательных подразделений ФПС, осуществляющих тушение пожара и ликвидации ЧС в своем подрайоне (районе) выезда, а также в случае привлечения их по повышенному номеру (рангу) пожара в район выезда другой части, при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации в ЗАТО, в охраняемой организации, а также при сосредоточении на месте пожара и проведения аварийно-спасательных работ необходимого количества сил и средств пожарно-спасательного гарнизона, или объявлении ликвидации пожара, окончания проведения аварийно-спасательных работ;

перечень населенных пунктов к которым отсутствуют подъезды по дорогам общего пользования,

перечень населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров;

порядок действий диспетчеров (радиотелефонистов) по отработке вызовов поступающих с территорий охраняемых подразделениями других пожарно-спасательных гарнизонов;

компенсирующие мероприятия, предусматривающие привлечение сил и средств подразделений в район выезда СПСЧ, СПЧ в случае если данные подразделения будут задействованы для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории субъектов Российской Федерации и при этом сил и средств для прикрытия закрепленного района выезда, предусмотренного расписанием выезда, будет недостаточно;

лист корректировки Расписания выездов.

5.15. Для города федерального значения разрабатывается Расписание выезда по форме согласно п риложению № 3.

5.16. Разработка Расписания выезда включает в себя:

предварительное планирование действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории города федерального значения, муниципального образования;

определение перечня организаций, расположенных на территории города федерального значения, муниципального образования, на которых для тушения пожаров и ликвидации ЧС необходимо привлечение сил и средств подразделений по повышенным номерам (рангам) вызова;

определение перечня организаций, расположенных на территории муниципального образования, на которых для тушения пожаров и ликвидации ЧС необходимо привлечение сил и средств подразделений других муниципальных образований (далее - специальный перечень);

определение количества дополнительных сил и средств подразделений, необходимых для тушения пожаров в организациях (в населенных пунктах), вошедших в специальный перечень;

определение количества дополнительных сил и средств подразделений муниципального образования, которые могут быть выделены для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории соседних муниципальных образований;

разработку компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организации пожаротушения и ликвидации ЧС на территории муниципального образования при использовании сил и средств подразделений на территории других муниципальных образований;

разработку и согласование инструкций о взаимодействии при тушении пожаров и ликвидации ЧС со службами жизнеобеспечения, заинтересованными организациями и т.д.

5.17. Порядок привлечения подразделений, дислоцированных на территории муниципального образования, для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории муниципальных образований граничащих субъектов Российской Федерации отражается в плане привлечения.

5.18. Корректировка Расписания выездов проводится по мере необходимости путем замены листов с отметкой в листе корректировки Расписания выездов, но не реже одного раза в три года, а также при:

издании новых нормативных актов в области организации пожаротушения;

изменении границ районов и подрайонов выезда пожарных подразделений, аварийно-спасательных формирований и ОП, а также границ акваторий для пожарно-спасательных судов;

изменении количества пожарных подразделений, штатной численности личного состава, пожарной и специальной аварийно-спасательной техники.

VI. Разработка Плана привлечения сил и средств подразделений, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и ликвидации ЧС в субъекте Российской Федерации

6.1. Для организации работы по разработке Плана привлечения решением начальника Главного управления МЧС России создается рабочая группа по подготовке Плана привлечения.

В состав рабочей группы включаются представители всех специальных подразделений ФПС, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, а также представители противопожарной службы субъекта Российской Федерации и аварийно-спасательных формирований.

6.2. План привлечения разрабатывается по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению. Дополнительно к Плану привлечения прилагаются:

перечень сил и средств подразделений на территории субъекта Российской Федерации;

состав сил и средств подразделений, направляемых граничащими субъектами Российской Федерации для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации, в интересах которого разрабатывается План привлечения, с указанием расстояния до географического центра субъекта Российской Федерации, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий;

перечень сил и средств подразделений направляемых для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории сопредельных субъектов Российской Федерации, с указанием расстояния от места дислокации выделяемых подразделений до географического центра территории субъекта Российской Федерации, маршрутов следования, состояния дорожных покрытий и компенсирующих мероприятий на указанный период;

лист корректировки Плана привлечения.

6.3. План привлечения хранится в центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России. В каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется заверенная выписка (копия) из Плана привлечения в части, его касающейся.

6.4. Разработка Плана привлечения включает в себя:

предварительное планирование действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в населенных пунктах и на объектах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, города федерального значения;

определение специального перечня объектов (населенных пунктов) субъекта Российской Федерации, города федерального значения, для тушения пожаров и ликвидации ЧС на которых необходимо привлечение дополнительных сил и средств подразделений других субъектов Российской Федерации;

определение количества дополнительных сил и средств подразделений, необходимых для тушения пожаров и ликвидации ЧС на объектах (в населенных пунктах), вошедших в специальный перечень;

определение количества дополнительных сил и средств подразделений соседних субъектов Российской Федерации, необходимых для тушения пожара и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации, города федерального значения;

разработку необходимых документов по определению порядка привлечения сил и средств подразделений для тушения пожаров и ликвидации ЧС на сопредельных территориях;

разработку мероприятий по обеспечению передислокации сил и средств подразделений для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территориях других субъектов Российской Федерации;

разработку компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организации пожаротушения на территории субъекта Российской Федерации при использовании сил и средств подразделений для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территориях других субъектов Российской Федерации;

разработку и согласование инструкций о взаимодействии со службами жизнеобеспечения и заинтересованными организациями.

6.5. Корректировка Плана привлечения проводится по мере необходимости путем замены листов с отметкой в листе корректировки Плана привлечения, но не реже одного раза в три года.

СТРОЕВАЯ ЗАПИСКА

_____________________пожарно-спасательного гарнизона

на ______________ час. «____»____________20__ года № ____

Расчет сил и средств

Перечень организаций

(объектов, сельских населенных пунктов) на которые должны составляться

ПТП и КТП

Начальник

местного пожарно-спасательного гарнизона

«____»_____________20___ г.


Приложение № 8

План–график

составления и корректировки планов тушения пожаров

и карточек тушения пожаров на организации (объекты, населенные пункты), расположенные в районе выезда ________________________

(наименование пожарного подразделения)

на 20___ год

Руководитель

подразделения пожарной охраны

«____»_____________20___ г.


Приложение № 9

к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах


ПЛАН ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

(наименование организации, ведомственная

____________________________________________________________________

принадлежность, адрес)

ТЕЛЕФОНЫ:

Руководитель (собственник) организации (объекта) _____________

Главный инженер ______________________________

Добровольное формирование пожарной охраны ______________ ___

Диспетчерская служба ______________________________

Предусмотрена высылка сил и средств по рангу пожара №______.

План тушения пожара составил: ________________

Таблица № 1

Табель пожарного расчета

Таблица № 2

Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), ЗАТО

Таблица № 3

Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны


Таблица № 4

Оперативно-тактическая характеристика здания (наименование, №)

Размеры геометрические (м) Конструктивные элементы Предел огнестойкости, строительной конструкции (час) Количество входов Характеристика лестничных клеток Энергетическое обеспечение Системы извещения и тушения пожара
Стены Перекрытие Перегородки Кровля Напряжение в сети Где и кем отключается Отопление

Таблица № 5

Наличие и характеристика установок пожаротушения

Таблица № 6

Наличие и характеристика системы дымоудаления и подпора воздуха

Таблица № 7

Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся

в производстве и меры защиты личного состава

Таблица № 8

Наличие АХОВ, радиоактивных веществ в помещениях,

технологических установках (аппаратах)

Таблица № 9

Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара

Вариант тушения Прогноз развития пожара (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распрос

Гарнизон пожарной охраны - это комплекс разных ведомств, расположенных в пределах одной территории, отвечающих за пожарную безопасность на ней. В их перечень входят следующие структуры: управленческие органы; отделения пожарной охраны; специализированные технические подразделения; профильные образовательные учреждения.

При этом не имеют значения их форматы собственности.

Вопрос по формированию

Гарнизон пожарной охраны (ГПО) - это специальное формирование, устраиваемое на таких территориях:

  1. Субъект страны (край, область и т.д.).
  2. Город.
  3. Село.

Гарнизоны п.2 и п.3 включаются в состав ГПО определенного субъекта. Пределы территориального гарнизона обозначаются по приказу руководителя управленческого органа в данном субъекте.

Управленческий вопрос

Оперативное управление ГПО осуществляется нештатными специальными структурами. А ими, в свою очередь, руководят должностные персоны, назначаемые специальными приказами сверху.

В гарнизонах, действующих в определенных местностях и территориях, функционируют структуры таких профилей:

  • управленческого;
  • оборонительного;
  • технического;
  • связного.

О потенциале ГПО

Каждый гарнизон оснащается максимально возможно для оперативного реагирования и борьбы с пламенем. Его сотрудники должны обладать солидной квалификацией. Это все потенциал этой организации. Иначе говоря - силы и средства гарнизона пожарной охраны.

При более детальном разборе это:

  1. Личный штат данного гарнизона.
  2. Техника для спасательных операций.
  3. Устройства для связи и контроля.
  4. Вещества для тушения пламени.
  5. Прочие техсредства, входящие в арсенал этого ведомства.

Под силами гарнизона пожарной охраны понимаются все его сотрудники, реализующие свои функции:

  • гарант необходимой безопасности;
  • налаженная связь и координирование;
  • разные техники и ремонтники.

Документационная основа

Гарнизон пожарной охраны - это организация, чья работа узаконена специальной документацией. Это главный оперативный документ - график выезда для устранения огня и спасательных действий. Согласно ему формируется алгоритм быстрого и налаженного распределения потенциала ГПО в зонах пожаров. Также документ определяет, какие средства направляются на определенный вызов.

В сельском районе аналогом этого документа является план включения сил и средств.

Также в графике выезда значатся отделения добровольного пожарного ведомства. Его еще именуют народным. Его отделы включены в состав ГПО.

О руководстве

Начальник гарнизона пожарной охраны - это высшая должность в данном ведомстве. Он ответственен за функциональность его службы. Под его контролем находятся ее оснащение и вооружение. Помогают осуществлять контроль и старший диспетчер.

Если территориальное образование - закрытое, местный ГПО возглавляет руководитель особого подразделения ФПС (федеральной пожарной службы). Обычно он специально создается для работы на подобной территории.

Если на территориальном образовании отсутствуют должностные персоны ФПС, то местным гарнизоном руководит специалист из подразделения ФПС соответствующего субъекта. Все обозначенные назначения в обязательном порядке согласовываются с региональным высшим исполнительным ведомством, наделенным госвластью.

Ключевые обязанности

ГПО должен выполнять такой спектр обязанностей:

  1. Использовать свой потенциал и вооружения с максимальным КПД для решения устранения пламени и спасения жизней (ключевых задач). Создавать оптимальные условия для этого.
  2. Создавать единый механизм контроля над своим потенциалом.
  3. Взаимодействовать с МЧС, медицинскими, правоохранительными структурами. Для этого должны разрабатываться специальные договора о сотрудничестве
  4. Устраивать совместные мероприятия для любых пожарных и спасательных ведомств, значащихся в его составе.
  5. Тщательно продумывать использование своего оснащения и сил для борьбы с огнем и спасательной работы.
  6. Следить за своим штатом и вооружением.
  7. Подготавливать личный штат с помощью необходимых занятий, тренировок, семинаров и т. д.
  8. Устраивать связь при решении ключевых задач.
  9. Налаживать прием и фиксацию вызовов, и информационные технологии.
  10. Привлекать личный штат, не занятый в службе, к устранению различных возгораний и последствий ЧС.

О нештатных структурах

Чтобы управление, оборона, связь и спецтехника в гарнизоне работали слаженно, создаются специальные службы. Их называют нештатными. Их виды таковы:

  • Первая - Управленческая. Функции: руководить местной службой; следить за готовностью ГПО к борьбе с пожарами и профессиональному развитию своего состава; оперативно реагировать на изменение обстановки на подведомственной территории.
  • Вторая - Оборонительная. Оснащает сотрудников защитными средствами от дыма и огня.
  • Третья -Техническая. Следит за состоянием спецтехники и спасательного вооружения. Подготавливает ее для необходимой работы.
  • Четвертая - Связная. Оснащает весь гарнизон аппаратами связи. Налаживает их и следит за их функциональностью.

В исключительных случаях создаются и прочие нештатные службы гарнизона пожарной охраны. Их профили могут быть различными в зависимости от ситуации, например - трудовая охрана и химическая безопасность.

В местных ГПО может не быть связной службы. Ее функции выполняет технический отдел.

Руководить таковыми службами могут должностные персоны из:

  1. Главного управленческого ведомства. Этот критерий применим для территориального ГПО.
  2. Отделений ФПС. Критерий распространяется на местные ГПО.

Начальников обозначенных служб назначают строго по приказу вышестоящего территориального руководства.

Заключение

Пожары в современном мире происходят всегда. Это явление чаще всего имеет внезапный, случайный характер. Хотя и умышленные поджоги случаются не реже. Так или иначе, огонь требуется оперативно ликвидировать, а людей спасти (если в загоревшемся объекте находятся люди).

И для населения, в первую очередь, гарнизон пожарной охраны - это то ведомство, которое приходит на помощь вовремя и спасает человеческие жизни. А затем уже идут всякие документационные и прочие формальности.

Территориальный и местные гарнизоны пожарной охраны включают подразделения:

Федеральные: 75 пожарных частей и 13 отдельных постов;

Субъектовые: 7 пожарно-спасательных отряда Государственного учреждения г. Москвы «Пожарно-спасательный центр»,

Объектовые ФПС: 32 пожарные части и 19 отдельных постов.

Объектовые ГПС: 20 пожарных частей и 22 отдельных поста.

Итого: 134 пожарных частей, 54 отдельных поста.

Так же в состав гарнизона входят:

- 52 подразделения специальной пожарной охраны, из них 10 ПЧ с выездной пожарной техникой

- 57 ведомственных подразделений пожарной охраны;

- 15 частных пожарных формирований.

На территории города развернуты и функционируют 11 поисково-спасательных отрядов, поисково-спасательная служба ЦРЦ МЧС России и 1 поисково-спасательный водолазный отряд.

На вооружении гарнизона пожарной охраны города Москвы имеется:

451 единица основной и специальной пожарной техники, из которых ежедневно 289 автомобилей находится в боевом расчете, в том числе: 134 автоцистерн, 56 единица высотной техники из них автолестниц длинной 30 метров 22 единицы, длинной 50 метров 14 единиц, коленчатых подъемников высотой 30 метров 5 единиц, высотой 50 метров 6 единиц, телескопических подъемников высотой 60 метров и выше 4 единицы, высотой 90 метров и выше 5 единиц, 11 автомобилей ГДЗС, 70 специализированных отделений, 5 вертолетов, 7 пожарных поездов и 2 пожарных корабля.

Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) имеет в штате 63 человека, из них: 24 человека инспекторского состава. Оснащен 17 моторными лодками. В зимнее время работает подвижная патрульная группа в составе 6 человек, оснащенная автомобилем повышенной проходимости, надувной лодкой и подвесным мотором.

Московская городская поисково-спасательная служба (МГПСС) включает 23 спасательные станции и 1 поисково-спасательный водолазный отряд. В штатной численности 430 человек. Имеется 107 катеров, из них: 14 хиусов (корабли на воздушной подушке), 31 мотолодка, 107 гребных лодок и 15 автомобилей.

Московской авиационный центр оснащен 5 вертолетами:

КА 32 – 3 шт.

БК 117 – 3 шт.

Ми 26 – 1 шт.

В целом среднесуточный состав боевого расчета пожарных подразделений города Москвы составляют:

Основной состав сил и средств постоянной готовности подсистемы РСЧС составляют службы Центра экстренной медицинской помощи, скорой помощи, ГУП «Мосгаз», ОАО «МОЭК», ГУП «Моссвет» и др. организаций комплекса городского хозяйства, общей численностью 2578 человек и 1263 единицы техники.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Основные термины и определения, встречающиеся в области пожарной безопасности (понятийный аппарат)

№ п/п Термин Определение
1. Пожарная безопасность Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
2. Пожар Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
3. Требования пожарной безопасности Специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
4. Пожарная охрана Совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ
5. Гарнизон пожарной охраны Совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ
6. Гарнизонная служба Служба, организуемая в ГПО Москвы для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ, взаимодействию со службами медицинскими, охраны общественного порядка, аварийными и иными службами жизнеобеспечения города Москвы (далее - службы жизнеобеспечения ).
7. Организация тушения пожаров Совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
8. Государственный пожарный надзор Осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
9. Профилактика пожаров Совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий
10. Тушение пожаров Представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
11. Разведка пожара Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий. Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации
12. Проведение аварийно- спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной Представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций
13. Локализация пожара Стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами
14. Ликвидация пожара Стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения
15. Основная боевая задача при тушении пожаров
16. Решающее направление Направление действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи. Принципы определения решающего направления на пожаре: 1). Опасные факторы пожара угрожают жизни людей и их спасение невозможно без использования технических средств спасения и введения огнетушащих средств - силы и средства сосредоточиваются и вводятся для обеспечения спасательных работ; 2). Создается угроза взрыва и (или) распространения аварийных химических опасных веществ (далее - АХОВ) – силы и средства сосредотачиваются и вводятся в местах, где действия подразделений обеспечат предотвращение взрыва и распространения АХОВ; 3). Горением охвачена часть объекта, и оно распространяется на другие его части или на соседние строения - силы и средства сосредоточиваются и вводятся на участки, где дальнейшее распространение огня может привести к наибольшему ущербу; 4). Горением охвачено отдельно стоящее здание (сооружение) и нет угрозы распространения огня на соседние объекты - основные силы и средства сосредоточиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения; 5). Горением охвачено здание (сооружение), не представляющее собой ценности, и создалась угроза перехода огня на близко находящиеся объекты - основные силы и средства сосредотачиваются на не горящих зданиях (сооружениях).
17. Тыл на пожаре Силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях
18. Безводный участок Участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.
19. Разведка пожара Представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий. Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации
20. Боевое развертывание Действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров. Боевое развертывание включает в себя следующие этапы: - подготовку к боевому развертыванию; - предварительное боевое развертывание; - полное боевое развертывание
21. Основная задача при тушении пожаров Спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны
22. Расписание выезда Установленный в соответствии с законодательством и Уставом порядок привлечения сил и средств гарнизона к тушению пожаров в городе или крупном населенном пункте
23. Район выезда подразделений Территория, на которой расписанием выезда предусмотрено первоочередное направление подразделений по вызову на пожар
24. Подрайон выезда пожарной части Территория, в границах которой подразделениями пожарной охраны осуществляется выезд на тушение пожара для оказания помощи другим подразделениям пожарной охраны в соответствии с Расписанием выездов.
25. Номер (ранг) пожара Условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств гарнизона, привлекаемых к тушению пожара
26. Загорание Неконтролируемое горение вне специального очага, без нанесения ущерба
27. Причина пожара (загорания) Явление или обстоятельство, непосредственно обуславливающее возникновение пожара (загорания)
28. Очаг пожара Место первоначального возникновения пожара
29. Возникновение пожара (загорания) Совокупность процессов, приводящих к пожару (загоранию)
30. Опасный фактор пожара Фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу
31. Вероятность воздействия опасных факторов пожара Математическая величина возможности воздействия опасных факторов пожара с заранее заданными значениями их параметров
32. Жертва пожара Погибший человек, смерть которого находится в прямой причинной связи с пожаром
33. Огнетушащее вещество Вещество, обладающее физико-химическими свойствами позволяющими создать условия для прекращения горения
34. Противодымная защита Комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей дыма, повышенной температуры и токсичных продуктов горения
35. Противопожарное водоснабжение Комплекс инженерно технических сооружений, предназначенных для забора и транспортирования воды, хранения ее запасов и использования их для пожаротушения
36. Эвакуация людей при пожаре Вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара
37. Спасание людей при пожаре Действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара
38. План эвакуации при пожаре Документ в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара
39. Групповая гибель людей 3 и более человек
40. Групповое травмирование 10 и более человек
41. Крупный пожар Пожар, прямой ущерб от которого составляет 3420 МРОТ и более, с 01.09.05 г. - 800 руб. (2 млн. 736 тыс. 000 руб.)
42. Пожары относящиеся к чрезвычайным ситуациям Число погибших 2 и более человек, число госпитализированных 4 человека и более, прямой материальный ущерб 1500 МРОТ и более (приказ МЧС №329 от 08.07.04 г.)
43. Чрезвычайная ситуация Это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
44. Предупреждение чрезвычайных ситуации Это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
45. Ликвидация чрезвычайных ситуации Это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
46. Авария Чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений. ЧС техногенного характера называются те, которые происходят на производственном оборудовании, каких-либо других технических устройствах, сооружениях, а также на транспорте
47. Катастрофа Крупная производственная или транспортная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия
48. Опасное природное явление Стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды
49. Стихийное бедствие Катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия
50. РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
51. МГСЧС Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Гарнизон пожарной охраны

совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Г.п.о. образуются на территории субъектов РФ (территориальные), городов и сельских районов (местные). Местные входят в состав территориальных гарнизонов.

Основными задачами гарнизонной службы являются:

создание необходимых условий для эффективного применениясил и средств пожарной охраны гарнизона длятушения пожаров создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения; организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

нештатные службы гарнизона - нештатные организационно-функциональные формирования сил и средств гарнизона пожарной охраны, создаваемые в установленном настоящим Уставом порядке для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы;

БИЛЕТ № 13

Сбор и возвращение в подразделение. Действия пожарного при сборе и возвращении в подразделение

Сбор и возвращение в подразделение - действия личного состава по возвращению сил и средств пожарной охраны с места пожара к месту постоянной дислокации.

Сбор сил и средств на месте пожара предусматривает:
- проверку наличия личного состава;
- сбор и проверку комплектности оборудования и пожарно-технического вооружения согласно табелю положенности;
- размещение и крепление оборудования и пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях;
- принятие мер по приведению в безопасное состояние использующихся систем наружного противопожарного водопровода;
- уборку (откачку), при необходимости, использованных при тушении пожара огнетушащих веществ.
О завершении сбора сил и средств на месте пожара и их готовности к возвращению в подразделения начальник караула (командир отделения) докладывает РТП и (или) диспетчеру гарнизона.



Возвращение к месту постоянной дислокации проводится по кратчайшему маршруту при поддержании связи с диспетчером. При этом должна быть проведена заправка автоцистерн водой.

Назначение и состав внутреннего наряда дежурного караула

В соответствии с Приказом №167 МЧС России:

Внутренний наряд назначается из числа лиц караула (дежурной смены) подразделения для поддержания порядка, охраны служебных помещений, техники, оборудования и территории подразделения.

Лица внутреннего наряда караула (дежурной смены) подразделения подчиняются начальнику караула, а в случае его отсутствия - помощнику начальника караула.

В состав внутреннего наряда на период дежурства назначаются:

дежурный по караулу;

дневальный по гаражу;

дневальный по помещениям;

постовой у фасада здания подразделения.

Допускается сокращать или совмещать обязанности внутреннего наряда при недостаточной численности личного состава караула (дежурной смены).

Все лица внутреннего наряда знают, точно и добросовестно исполняют свои обязанности.

Лица внутреннего наряда по тревоге выезжают в составе караула (дежурной смены).

Состав смен внутреннего наряда, порядок охраны служебных помещений подразделения на время выезда караула (дежурной смены) по тревоге устанавливается начальником (руководителем) подразделения.

Порядок смены внутреннего наряда устанавливается начальником (руководителем) подразделения.

Контроль за сменой лиц внутреннего наряда осуществляется начальником (руководителем) караула (дежурной смены) и дежурным по подразделению.

БИЛЕТ № 14

Способы и средства спасания людей. Требования охраны труда

Спасание людей на пожаре - совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.

Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Основные средства для спасания людей и имущества:

Ø автолестницы и автоподъемники;

Ø стационарные и ручные пожарные лестницы;

Ø спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);

Ø аппараты защиты органов дыхания;

Ø аварийно-спасательное оборудование и устройства;

Ø надувные и амортизирующие устройства;

Ø летательные аппараты;

Ø иные доступные, в том числе приспособленные средства спасания (более поздние нормативные документы допускают использовать только штатные средства спасания, прошедшие в установленном порядке испытания).