Перечень функциональных подсистем рсчс. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих ад-министративно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы—комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; постоянно действующие органы управления — органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; органы повседневного управления — пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения. В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными пра-вовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках
Модуль 14. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
Лекция 30. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи и структура. Территориальные подсистемы РСЧС. Функциональные подсистемы РСЧС. Уровни управления и состав органов по уровням. Координирующие органы, органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления.
Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура ГО в РФ. Задачи ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО. Структура ГО на промышленном объекте. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.
Постановлением правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства РФ № 1113 в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС. Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Деятельность РСЧС организуется в соответствии с Конституцией и Федеральными законами РФ, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ее субъектов и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Вопросы предупреждения и ликвидации ЧС в мирное время (гражданской защиты) относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и ее субъектов.
Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Непосредственное руководство действиями органов управления и сил РСЧС на всех их уровнях осуществляют начальники гражданской обороны председатели соответствующих комиссий по ЧС через своих штатных заместителей, подчиненные им органы управления ГОЧС и органы управления функциональных подсистем (служб ГО).
1.2. Силы и средства РСЧС .
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, участвующих, в соответствии с возложенными на них обязанностями, в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.
Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством РФ, а в территориальных подсистемах органами исполнительной власти субъектов РФ.
Силы и средства РСЧС подразделяются на силы:
наблюдения и контроля;
предупреждения и ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС. К ним относятся:
службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
формирования Госсанэпиднадзора России;
ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;
геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделе ния Минатома России;
учреждения Агентства по мониторингу ЧС;
учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (ГО).
Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. В состав этих сил входят:
войска гражданской обороны;
поисково-спасательную службу МЧС России;
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
формирования гражданской обороны (ГО) территориального, местного и объектового уровней;
специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
аварийно-технические центры Минатома России;
службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
восстановительные и пожарные поезда России;
аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота, Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.
Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-спасательные формирования , укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организаций.
Силы постоянной готовности в случае возникновения ЧС вне зоны их деятельности могут привлекаться для экстренного реагирования МЧС России и другими органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организация ми. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Основными задачами сил и средств РСЧС являются:
осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;
проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению на селения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;
восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
1.3. Структура рсчс
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы: комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС (ГОЧС), а также органы повседневного управления (пункты управления и дежурные службы), силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
1.3.1. Территориальные подсистемы рсчс
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делении этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Задачи, организационная структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованными с региональными центрами МЧС России.
К федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.
Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования тер ритории России по семи регионам:
Центральный (г. Москва);
Северо-Западный (г. Санкт-Петербург);
Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону);
Приволжский (г. Сама ра);
Уральский (г. Екатеринбург);
Сибирский (г. Красноярск);
Дальневосточный (г. Хабаровск).
Каждый регион охва тывает территории нескольких субъектов РФ.
К территориальному уровню относятся органы исполнитель ной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.
Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
1.5. Режимы функционирования рсчс
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидро метеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
режим ЧС при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями , осуществляемыми при функционировании РСЧС являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
Усиление дежурно-диспетчерской службы;
Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;
в) в режиме ЧС:
Организация защиты населения;
Выдвижение оперативных групп в район ЧС;
Организация ликвидации ЧС;
Определение границ зоны ЧС;
Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
Основные задачи РСЧС:
■ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
■ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
■ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
■ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ подготовка населения к действиям в ЧС;
■ организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
■ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
■ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
■ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ ликвидация ЧС;
■ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
■ реализация прав и обязанностей населения в области защиты
■ международное сотрудничество в области защиты населения
и территорий от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (рис. 1.1) и имеет уровни (рис. 1.2): федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Рис. 1.1. Организационная структура РСЧС
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами, агентствами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также ПОРЯДОК ИХ деятельности определяются положениями о них.
Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционируют в трех режимах:
■ повседневной деятельности;
■ повышенной готовности;
■ чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности используется при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
В этом режиме осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.
Режим повышенной готовности - функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.
В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливаются дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, увеличению запасов материально-технических средств, повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования гражданской обороны (ГО), предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и при необходимости осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.
Режим чрезвычайной ситуации - функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.
В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения.
В район ЧС:
■ выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;
■ направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
■ принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших;
■ усиливается постоянный контроль за- состоянием окружающей среды в районе ЧС;
§ приводятся в готовность защитные сооружения для приёма укрываемых.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы РСЧС:
■ на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
■ на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
■ на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению й ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
■ на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают постоянно действующие органы управления ТО, которыми являются:
■ на межрегиональном - региональные центры;
■ на региональном - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
■ на муниципальном - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
■ на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
К органам повседневного управления РСЧС относятся:
■ центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
■ центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
■ центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
■ единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
■ дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненными органами и силами РСЧС и организация непрерывного информационного обеспечения органов управления ГОЧС.
Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством Российской Федерации, а в территориальных подсистемах - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Силы и средства РСЧС подразделяются таким образом (рис. 1.3):
■ силы и средства наблюдения и контроля;
■ силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием Окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об оюстоновке, осуществляют её прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.
Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В состав этих сил входят соединения и части Войск гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в постоянной готовности к экстренным действиям, они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организациями Российской Федерации.
Кроме сил РСЧС к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.
Вопросы и задания
1. Для чего предназначена система РСЧС?
2. Перечислите основные задачи РСЧС.
3. Какие подсистемы входят в состав РСЧС? Каковы их состав и задачи?
4. Перечислите режимы функционирования РСЧС. Какие мероприятия включает в себя каждый из них?
5. Какие органы РСЧС относятся к координирующим?
6. Какие органы являются органами повседневного управления РСЧС? Перечислите их задачи.
7. Какие силы и средства входят в состав РСЧС?
8. Для чего предназначены силы и средства наблюдения и контроля?
9. Для чего предназначены силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС? Перечислите их состав.
РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
§ федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
§ региональный - территорию нескольких субъектов РФ;
§ территориальный - территорию субъектов РФ;
§ местный - территорию района (города, населенного пункта);
§ объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.
В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
§ координирующие органы;
§ органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
§ органы повседневного управления;
§ силы и средства;
§ резервы финансовых и материальных ресурсов;
§ системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).
Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).
Региональный состав РСЧС включает регионы:
§ Центральный (Москва)
§ Северо-западный (Санкт-Петербург)
§ Южный (Ростов-на-Дону)
§ Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
§ Сибирский (Красноярск)
§ Дальневосточный (Хараровск)
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:
§ режим повседневной деятельности
§ режим повышенной готовности
§ режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Система “человек – среда обитания”
Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.
Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.
Деятельность - это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.
Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.
Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.
Среда обитания - это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.
В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек - среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.
В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.
В составе окружающей среды выделяют:
§ Природная среда (Биосфера) - область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов - разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.
§ Техногенная среда (Техносфера) - среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.
На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.
В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:
§ Рост численности населения и урбанизация
§ Рост потребления энергии
§ Массовое использование транспорта
§ Рост затрат на военные цели
Классификация условий для человека в системе "человек - среда обитания":
§ Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.
§ Допустимые . Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.
§ Опасные . Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.
§ Чрезвычайно опасные . Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.
Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.
Безопасность можно обеспечить двумя путями:
1. устранением источников опасности;
2. повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.
Безопасность жизнедеятельности - наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.
Опасность - это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.
Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.
За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек - среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.
Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек - среда обитания".
Впервые вопросы защиты граждан и территорий во время военных действий или непосредственно после них наше правительство рассмотрело только после завершения Гражданской войны. Главный фактор такого изменения был напрямую связан с активным развитием авиации и увеличением потенциала нанесения ударов на тыл противника. Начиная с 1932 года этими вопросами занимались МПВО, а в 1961 году эту миссию возложили на ГО. Со временем актуальность защиты от военных действий снизилась, но начала увеличиваться угроза влияния негативных техногенных факторов и нестабильности природных сил.
Основные сведения
РСЧС - это единая система государства, занимающаяся предупреждением и ликвидацией ситуаций чрезвычайного уровня. В ее обязанности входит уберечь население и местности от ЧС техногенного, природного либо же любого другого характера. Система РСЧС является совокупностью органов управления, их сил и средств, а также организаций любого типа, которые занимаются защитой граждан от любых чрезвычайных ситуаций.
Управление
Система управления в РСЧС представляет собой целенаправленную деятельность руководства и органов управления, благодаря которым осуществляется развитие и совершенствование ее деятельности. Основой разделения системы выступает территориально-производственный принцип. Иными словами, она имеет пять уровней:
- Федеральный.
- Региональный.
- Территориальный.
- Местный.
- Объектовый.
Правительство страны занимается общим руководством работы РСЧС. Уровни влияют на занимается обеспечением функционирования системы и максимальной защитой населения во время любых Координирующие органы управления есть на каждом уровне системы, они постоянно находятся в действии и отвечают за постановку задач и связь, и информационное обеспечение.
Основные задачи федерального уровня
Каковы цели первого уровня системы РСЧС? Это прежде всего:
- Построение и внедрение единой политики государственного манипулирования предупреждением и ликвидацией ЧС после аварий, катастроф и стихийных бедствий.
- Координирование федеральных органов относительно разработки проектов и прочих действий, связанных с их деятельностью, кроме того, представление и рассмотрение этих проектов в правительстве.
- Подготовка предложений, как лучше сформировать систему мер, позволяющих обезопасить все сферы человеческой деятельности и само население, а также территорию страны от ЧС стихийного, аварийного или катастрофического характера.
- Должна проводиться единая техническая политика, способствующая созданию и развитию сил, а также средств, влияющих на предотвращение либо же ликвидацию ЧС.
- Определяются основные направления развития, усовершенствования, контролируется функционирование РСЧС.
- Организовывается разработка проектов технических и научных программ, помогающих предотвращать ситуации, способные навредить населению или территории страны.
- Деятельность всех органов, относящихся к РСЧС, должна строго координироваться, затрагивая такие моменты, как медицинская защита граждан, социальный и правовой аспект.
- Определяются основные направления сотрудничества стран для предотвращения возникновения
Задачи исполнительной власти федерального уровня
Цели данного уровня РСЧС - это:
- Осуществление руководства проектами по разработке инженерно-технических и организационных мероприятий, которые способны предотвратить ЧС, увеличить надежность защиты опасных объектов, обезопасить экономику в экстренных ситуациях.
- Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ, контроль за соблюдением правил и норм, а также проверка, нормально ли функционируют режимы РСЧС.
- Обеспечение подготовки ведомственных органов к проведению необходимых действий во время ситуаций чрезвычайного характера, а также их координирование в момент работы на месте происшествия.
- Координирование действий органов при неотложных работах во время ЧС.
- Создание и использование резервов ведомственных органов для работ по ликвидации ситуации.
- Осуществление мероприятий по социальной защите пострадавших от ЧС, соблюдение прав и обязанностей населения.
- Влияние на разработку правил безопасности и норм в отраслях, защита работников и предприятий от возникновения
- Координирование подготовительных мероприятий, обеспечение необходимыми сведениями всех сотрудников, включая руководство, о действиях при ЧС.
- Проведение аттестации спасателей и других формирований подобного типа.
территориальных органов власти
Как и остальные структурные подразделения организации, территориальные органы власти также должны выполнять определенные задания. Каждый участок подчиняется своим нормам и правилам. Необходимые цели, которых должны достигнуть все организации, относящиеся к РСЧС, - это:
- Управление деятельностью звеньев и подсистем РСЧС на территории, относящейся к их компетенции.
- Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ.
- Они должны участвовать в разработке и воплощении мероприятий, сопутствующих предотвращению ЧС, а также минимизации ущерба после таких ситуаций.
- Обеспечение готовности всех управленческих органов, средств и сил к работе при возникновении ЧС.
- Создание системы, объединяющей правовые и экономические меры, предупреждающие возможность возникновения ЧС.
Задачи местных органов власти
- Создание фондов резервного плана, посредством которых будут осуществляться все задачи РСЧС.
- Координация работы комиссий, осуществляющих свою деятельность на территории, подведомственной местной власти.
- Организация взаимосвязи между комиссиями, военными и общественными организациями с представителями предприятий на соседних территориях для обмена данными и совместной работы по предотвращению и ликвидации ЧС.
- Подготовка и повышение квалификации местного населения и специалистов РСЧС.
Основные задачи объектовых комиссий
- Осуществление руководства над разработкой и запуском мероприятий, которые предупреждают ЧС, а также максимизация надежности защиты потенциально небезопасных объектов, режимы функционирования РСЧС и работа организаций, если возникает ЧС.
- Организация работ по созданию и поддержанию локальных систем контроля и оповещения на объектах с потенциальной опасностью возникновения ЧС.
- Органы управления, силы и средства для ликвидации последствий ситуаций должны находится в полной готовности, кроме того, важно, чтобы персонал смог эвакуироваться с объекта максимально быстро и без потерь.
- Создание резервов материального и финансового характера для их использования во время ликвидации ЧС.
- Подготовка руководства сил и персонала к действиям во время ЧС.
Руководство РСЧС
В основном руководящий состав состоит из заместителей руководителей органов власти, местного самоуправления, а также организаций, занимающихся гражданской обороной, предотвращением и ликвидацией ситуаций чрезвычайного характера. Оперативное, непрерывное управление РСЧС обеспечивается созданием органов повседневного управления на всех уровнях системы. При необходимости создают оперативные группы и штабы.
Они должны быть обеспечены связью, возможностью оповестить других, обрабатывать и передавать необходимые информационные данные. Чтобы управлять системой, используются все возможные средства связи на территории страны, на данный момент создана автоматизированная система оповещения, позволяющая максимально быстро среагировать на возникновение проблемы.