Курсовая работа - Архивное дело в ХХ веке - файл n1.docx. Архивное дело в российской федерации Архивная служба на современном этапе

Белуха С.А.

Государственная бюджетная организация среднего профессионального образования

Колледж сферы № 3, г. Москва

olga 1-92@ mail . ru

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др.

На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Вопросами комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов занимается наука архивоведение. Основное отличие архивоведения от документоведения состоит в том, что архивоведение занимается информацией, не актуальной в настоящий момент времени. Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются: организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности; организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации; организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения.

Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части - государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности негосударственных объединений и физических лиц.

В 2004 году был принят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». В законе детально проработаны вопросы организации архивной работы по всем направлениям. О хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов в Закон входят три самостоятельных раздела: «Хранение и учет архивных документов», «Комплектование архивов архивными документами», «Доступ к архивным документам и их использование». Новый закон более чем в два раза расширяет содержание, определения, термины и характеристики различных вопросов работы с архивными документами по сравнению с Основами законодательства. Одним из факторов, определяющих способность архивов полно и точно удовлетворять все возрастающую потребность в ретроспективной информации, является степень автоматизации архивных технологий, охватывающих процессы комплектования архивных фондов, учета и обеспечения их сохранности, работы с научно-справочным аппаратом, выполнения информационных запросов и учета использования фондов.

Разработкой и внедрением автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем занимаются специалисты отдела автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем, которой входит в структуру Росархива.

В практику работы архивных учреждений внедрены программные комплексы – «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Список использованных источников:

1.Алексеева, Е.В. Архивы и право: современное состояние и перспективы развития/ Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2013. -№2. - С. 77-84.

2. Алексеева, Е.В. Архивный фонд Российской Федерации: организация документов по архивам /Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2012. - №2. - С. 66-74.

Принципиально новый этап в архивном деле в России наступил в годы горбачевской перестройки и особенно после провала августовского путча 1991 года.

Демократизация общества, все большая его открытость имели своим результатом и расширение доступа к информации, в том числе к архивным документам. Несмотря на неослабевающие финансовые и административные проблемы, происшедшие в архивном деле перемены, небывалый рост интереса к отечественной истории XX века способствовали повышению престижа архивистов. Появилось огромное количество газетных и журнальных публикаций в российской и зарубежной прессе, посвященных архивам постсоветской России. Государство, в свою очередь, стало уделять больше внимания реформированию архивной системы. Символично даже само размещение Главархива на Ильинке, в здании бывшего ЦК ВКП(б).

Новое руководство страны, стремясь подорвать основы власти КПСС и силовых структур, охранявших ее, постаралось, прежде всего, овладеть их архивами. Уже 24 августа 1991 г. Президент Российской Федерации подписал указы "Об архивах Комитета государственной безопасности" и "О партийных архивах". Если первый документ фактически так и остался на бумаге, то передача партийных архивов в ведение Главархива в большей своей части была реализована (правда, ряд важнейших материалов Политбюро ЦК ВКП(б)-КПСС по-прежнему остается в Архиве Президента РФ). В июне 1992 г. Президент РФ санкционировал своим указом рассекречивание всех документов, связанных с массовыми репрессиями и посягательствами на права человека. Тем не менее и сегодня часть из них остается на закрытом хранении, например: документация Комиссии по судебным делам Политбюро ЦК ВКП(б) за 1939 и последующие годы, некоторые материалы НКВД и ГУЛАГа, приказы по конвойным войскам и часть других дел из фондов конвойных батальонов и полков и т. д.

В 1994 году создана Государственная архивная служба России (Росархив). В 1998 г Правительством РФ было принято постановление "Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России", законодательно оформившее ее роль и место в системе государственных учреждений РФ. Федеральная архивная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда РФ.

В связи с проводимой в России административной реформой, произошли изменения и в организации управления архивном делом в стране. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная архивная служба России переименована в Федеральное архивное агентство в составе Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 290 было утверждено Положение "О Федеральном архивном агентстве". По этому положению Федеральное архивное агентство утрачивает функции нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Современная система архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый из этих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенные различия.

Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации.

Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов. Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.

Государственные архивы - это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России.

В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации. Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.

Негосударственные архивы включают не менее шести видов: архивы приватизированных предприятий, архивы банков и других коммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений, архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческих объединений, архивы религиозных конфессий.

Муниципальные (районные и городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.

Все четыре названных типа архивов в той или иной степени в настоящее время испытывают воздействие нескольких факторов.

Первый фактор - это законодательное регулирование их деятельности. В наибольшей мере он коснулся государственных и ведомственных архивов. Применительно к решению задач управления, главными последствиями воздействия этого фактора стали федерализация системы государственных архивов и обособление архивных служб отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, "силовых ведомств", МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов.

Второй фактор - это организационная перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля за негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения. Третий фактор - изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, - привел к снижению общественного статуса государственных, местных и отчасти ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов. Четвертый фактор - финансовый - болезненно отразился на управлении прежде всего государственных архивов. Пятый фактор - концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.

Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и наименований - есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательством субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению РФ или совместному.

Несмотря на различие статуса архивных органов субъектов РФ их задачи и функции в основном одинаковые, абсолютное большинство из них входит в утвержденные региональным законодательством структуры органов исполнительной власти. По мере унификации этих структур уточняются и приводятся в соответствие с масштабом деятельности статус архивных органов, а так же их наименования. Органы государственного управления архивным делом субъектов Федерации полномочны определять и решать самостоятельно широкий круг проблем. В их компетенцию полностью входит решение кадрового, финансового, материального обеспечения деятельности подведомственных архивов, изменение (с соблюдением соответствующих процедур) системы архивов субъектов Федерации, их профилей, текущих задач комплектования, обеспечения сохранности, использования архивных документов.

Затрагивая вопрос об организации архивного дела в современной России, следует указать на то, что в настоящий момент в стране существует три типа архивов и органов управления ими, соответствующих трем уровням организации управления государством:

· федеральные;

· субъектов Федерации;

· муниципальные.

Параллельно с ними существуют ведомственные архивные службы, некоторым из которых предоставлено право долговременного (депозитарного) хранения документов Архивного фонда страны, например, архиву Российской академии наук (РАН).

Хотя значительную часть архивных учреждений современной России составляют государственные архивы, тем не менее одной из отличительных особенностей системы архивной службы является разнородность их состояния. В Российской Федерации в настоящий момент насчитывается 14 федеральных архивов. Федеральный статус этих учреждений определяет не только порядок финансирования работ, проводимых в рамках данных архивов, но и оплату труда архивных служащих. Их финансирование осуществляется из государственного бюджета Российской Федерации по разделу «Государственное управление». Финансирование всех остальных государственных архивных учреждений России осуществляется из региональных бюджетов, что ставит некоторые архивы на грань физического существования в связи с острой нехваткой финансовых ресурсов в бюджетах многих областей, республик, краев, округов Российской Федерации. Подробно организация и численный состав Федеральной архивной службы России по состоянию на ноябрь 2003 г. представлены на Рис. 1. и в Табл. 1 соответственно.


Рис.1. Организация архивной отрасли в Российской Федерации по состоянию на ноябрь 2003 г.

Таблица 1

Статистические сведения об архивных учреждениях Российской Федерации (по состоянию на ноябрь 2003 г.)

* Численность вспомогательного персонала – 1562 чел.

Общая численность работающих – 13823 чел.

В течение 2000-2003 гг. внимание органов государственной власти и управления к деятельности Федеральной архивной службы России значительно возросло. Следствием этого стал рост финансирования федеральных архивных учреждений, что позволило начать разрабатывать планы по развитию системы государственных архивов. Это развитие связано с укреплением их инфраструктуры, начиная от модернизации пожарно-охранной сигнализации, компьютеризации основных архивных процессов и заканчивая восстановлением работ по страховому копированию документов Архивного фонда России.

Годы экономического кризиса (с1992 по 2000 г.) не были окрашены для отечественных архивов только в темные тона. В ряде направлений архивной деятельности, таких, как использование архивных документов, создание публичного научно-справочного аппарата к ним, отечественное архивное дело, по общей оценке российских и зарубежных пользователей, бурно развивалось, как ни в какое другое время.

На сегодняшней организации архивного дела в России отразились особенности переходного периода в истории российского государства. Во многом система архивных учреждений и управления архивным делом сохранила многие черты прежней советской системы, но приобрела и некоторые новые, ранее ей не присущие. Однако многие изменения, которые произошли в организации работы в российских архивах, не имеют легитимной основы, поскольку ныне действующие «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», принятые в июне 1993 г., устарели в своей значительной части. Как отмечает руководство Федеральной архивной службы в лице В. П. Козлова, необходимость разработки нового закона «Об архивном деле в Российской Федерации» стала очевидна уже к концу 1990‑х гг. Первый раз новый закон после всех согласований был внесен в Правительство в 1998 г. и был отклонен из-за наличия в нем элементов унитарной организации архивного дела, сторонниками которой являются большинство архивистов страны. В 2003 г. законопроект после всех согласований был повторно внесен в Правительство и одобрен.

В течение 1990-х-начала 2000-го гг. неуклонно росло количество документов, поступающих на хранение в государственные архивы. Таблица 2 позволяет отразить динамику комплектования документами государственных и муниципальных архивов России, массивами документов вечного хранения за первое десятилетие существования самостоятельной архивной службы России (с 1992 по 2002 г.)

Таблица 2

Динамика приема документов в Российской Федерации

За период с1992 по 2002 г.

Годы Управленческая документация Документы по личному составу Научно-техническая документация Кино-/ видео документы Фото-документы Фоно-документы
млн ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения
1,3 - 15,4 2,0 / - 67,7 1,5
2,3 215,4 82,9 8,5 / - 75,1 5,1
2,1 572,2 64,7 6,1 / - 65,2 4,7
2,0 427,3 211,3 5,6 / - 69,4 3,1
1,7 582,6 117,4 7,9 / - 71,7 2,2
1,6 413,1 92,8 7,4 / - 90,9 2,9
1,5 499,1 76,9 5,7 / - 63,7 1,3
1,5 686,3 75,4 2,4 / 0,5 77,2 1,1
1,6 826,2 75,6 1,5 / 0,4 56,8 3,4
1,4 1368,5 75,4 1,1 / 0,7 75,3 1,7
1,5 1624,3 81,6 1,3 / 0,6 56,2 1,8
1,5 2287,5 92,8 1,2 / 1,3 89,7 7,4
Итого 20,0 9502,5 1062,2 50,7 / 3,5 858,9 36,2

За период с 1991 по 2002 г. в архивы поступило 20,0 млн дел, что значительно опережало возможности отечественных архивов по размещению архивных документов, поскольку вместо требуемых 50,0 тыс. м 2 площадей за указанное десятилетие на федеральном уровне было введено в эксплуатацию около 6,3 тыс. м 2 , а в субъектах Федерации получено еще 81,4 тыс. м 2 (как правило, неприспособленных под архивохранилища помещений ликвидированных производственных и научных организаций, требующих ремонта и переоснащения).

Одна из серьезнейших проблем, с которой столкнулись отечественные архивы в 1990-е гг. – необходимость сохранения и использования документов, касающихся социальной защиты граждан России (их личные дела, финансовые документы, фиксирующие заработную плату, имеющиеся у граждан льготы и т.д.). Никогда подобные категории документов не являлись сферой внимания государственной архивной службы. Такие документы хранились в ведомствах, в объединенных ведомственных архивах. Развитие капитализма в России в течение 1990-х гг. отрицательным образом сказалось на сохранности личных дел работников отечественных предприятий, организаций, учреждений. Многие документы были утрачены в результате плохого хранения, а иногда и намеренно уничтожались по приказам новых владельцев предприятий. Вместе с тем за истекшее десятилетие (с 1991 по 2002 г.) Государственная дума Российской Федерации приняла множество законов, согласно которым граждане России получили право на социальную защиту, реализовать которое невозможно без документов, дающих представление о трудовой истории людей.

За десять лет в системе архивной службы России было создано 282 архива документов по личному составу (32 государственных и 250-в районном и городском звене), которые приняли на долговременное хранение свыше 9,5 млн дел, в основном от ликвидированных за это время организаций.

Кризис 1990-х гг. фактически не затронул такую сферу деятельности архивов, как использование документов. Статистика числа пользователей архивов, количества подготовленных информационных материалов, выдачи архивных справок социально-правового, имущественного, генеалогического характера, создания публичного научно-справочного аппарата, подготовки документальных публикаций подтверждает рост внимания отечественных и зарубежных исследователей к архивным документам, содержащимся в отечественных архивах.

Архивы России сыграли важную роль в социальной защите ее граждан, в реабилитации жертв политических репрессий, в формировании демократического облика страны среди ее граждан и на международной арене. В течение 1990-х – начала 2000-го г. вышло свыше тысячи названий публикаций сборников документов и справочников по архивам.

В начале 2000-го г. несколько замедлился процесс открытия российских архивов, особенно архивов бывшей КПСС. Причина этого состоит в отсутствии эффективной системы рассекречивания архивных документов. В результате, например, до сих пор оставался недоступным такой важный для изучения общественно-политических процессов в СССР вид документов, как обзоры писем трудящихся, составлявшиеся в партийных органах.

В результате проведенной реорганизации Правительства РФ Федеральная архивная служба РФ получила новое название – «Федеральное архивное агентство РФ» – и вошла в состав Министерства культуры РФ. Таким образом, хотя и формально, еще раз было подчеркнуто то важное место, которое занимают архивы в культурной жизни страны, в формировании ее культурного облика.

Данный краткий обзор современного состояния архивного дела в России показывает, что в течение кризисных для страны 1990-х гг. отечественные архивы, архивная служба, архивное дело в целом не только сумели выжить, но и осуществили новый качественный шаг в своем развитии.

Современная система архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы Вовкотруб О.В., Фионова Л.Р. . Архивоведение. Пенза, 2005. С. 35.. Каждый из этих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенные различия.

Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации. Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов.

Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов Там же. .

Государственные архивы - это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России. В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации. Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.

Негосударственные архивы включают не менее шести видов: архивы приватизированных предприятий, архивы банков и других коммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений, архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческих объединений, архивы религиозных конфессий.

Муниципальные (районные и городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.

Все четыре названных типа архивов в той или иной степени в настоящее время испытывают воздействие нескольких факторов. Первый фактор - это законодательное регулирование их деятельности. В наибольшей мере он коснулся государственных и ведомственных архивов. Применительно к решению задач управления, главными последствиями воздействия этого фактора стали федерализация системы государственных архивов и обособление архивных служб отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, "силовых ведомств", МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов. Второй фактор - это организационная перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля за негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения. Третий фактор - изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, - привел к снижению общественного статуса государственных, местных и отчасти ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов. Четвертый фактор - финансовый - болезненно отразился на управлении прежде всего государственных архивов. Пятый фактор - концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.

Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и наименований - есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательством субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению РФ или совместному.

Несмотря на различие статуса архивных органов субъектов РФ их задачи и функции в основном одинаковые, абсолютное большинство из них входит в утвержденные региональным законодательством структуры органов исполнительной власти. По мере унификации этих структур уточняются и приводятся в соответствие с масштабом деятельности статус архивных органов, а так же их наименования.

Органы государственного управления архивным делом субъектов Федерации полномочны определять и решать самостоятельно широкий круг проблем. В их компетенцию полностью входит решение кадрового, финансового, материального обеспечения деятельности подведомственных архивов, изменение (с соблюдением соответствующих процедур) системы архивов субъектов Федерации, их профилей, текущих задач комплектования, обеспечения сохранности, использования архивных документов.

Остановимся далее более подробно на характеристике отдельных государственных архивов федерального уровня, так как именно они дают ясное представление о положении архивного дела в стране в целом и о существующих в нем достижениях и проблемах.

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) 6 июля 1992 г. главами СНГ было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР. По этому Соглашению стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур и хранящихся в государственных архивах, которые находятся за пределами их территорий, не претендуют на право владения этими комплексами документов. Стороны взаимно признают осуществленный в соответствии с их национальным законодательством переход под юрисдикцию государственных и других архивов союзного уровня, включая находящиеся на их территории государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР.

В соответствии с Соглашением о правопреемстве центральные государственные архивы бывшего СССР перешли под юрисдикцию Российской Федерации в ведение Государственной (Федеральной) архивной службы России.

В 1998 г. Правительством РФ было принято постановление «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России» (Отечественные архивы. – 1999. - № 1. – С. 3-8.)

Федеральная архивная служба России (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ.

В систему Росархива входят: федеральные государственные архивы, научные и другие организации, подчиненные непосредственно Федеральной архивной службе, а также органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации и подчиненные им учреждения. Нынешний высокий статус архивной службы страны позволяет надеяться на качественное и быстрое развитие архивной сферы. В силу уникальности своей истории Россия сконцентрировала в архивах ценнейшие исторические источники, в том числе и по истории других стран. Их всестороннее использование имеет огромное политическое, экономическое, научное и культурное значение. Архивы являются национальным богатством любой страны, основной составляющей социальной памяти общества, позволяющей проникнуть в тайны прошлого для лучшего понимания настоящего и прогнозирования будущего.

В своей деятельности государственные архивы руководствуются законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Главный нормативно-методический документ, определяющий деятельность государственных архивов - основные правила работы государственных архивов Российской Федерации. В правилах применяется современная архивная терминология, употребляемая действующим архивным законодательством, предусмотренным Государственным стандартом Российской Федерации Р.51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», современными словарями архивной терминологии. В тексте Правил употребляется в качестве обобщающего понятия термин «документы»; употребляется понятие «дело» везде, где речь идет о документации на бумажной основе; в остальных случаях употребление «единица хранения».

Применение «Основных правил работы государственных архивов Российской Федерации» обязательно всеми государственными архивами (федеральными архивами, государственные архивы и центрами документации субъектов Российской Федерации и их филиалами, государственными архивами районов и городов).

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах; музеях и библиотеках; организациях Российской академии наук разработаны в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" - распространяются на государственные и муниципальные архивы, музеи и библиотеки, организации Российской академии наук (архив РАН, научные архивы региональных отделений и научных центров РАН, научно-отраслевые и мемориальные архивы РАН, осуществляющие постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, а также временное хранение других архивных документов, принятых от ликвидированных органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

Управление по делам архивов Тюменской области (Положение «Об управлении по делам архивов Тюменской области») является уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в сфере архивного дела. Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, законами Тюменской области, нормативно-правовыми и правовыми актами Губернатора Тюменской области и Правительства Тюменской области, Уставом Тюменской области и Положением «Об управлении по делам архивов Тюменской области».

Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление архивным делом, органами местного самоуправления Тюменской области, общественными объединениями и иными организациями.

Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

    Нормативно-методическая база Архивного фонда РФ.

    Задачи и функции Федерального архивного агентства, государственных и ведомственных архивов.

    Какое значение имеет ГОСТ РФ Р5141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»?