История возникновения детских пособий. Курсовая работа: Социальные детские пособия

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1 ПОСОБИЕ – ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………6

      История развития пособий в Российской Федерации………………6

      Общая характеристика пособий в Российской Федерации………11

      Классификация пособий в Российской Федерации………………...14

    ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….31

    1. Понятие и основные виды пособий………………………………….31

      Методы определения размеров пособий……………………………37

      Особенности исчисления и размеры пособий в Российской Федерации…………………………………………………………………………..41

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСОБИЯХ В РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………….44

    1. Проблемы законодательства о пособиях в Российской Федерации…………………………………………………………………………44

      Пути решения найденных проблем законодательства о пособиях социального обеспечения………………………………………………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….51

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...55

ВВЕДЕНИЕ

Социальные пособия являются основным видом социального обеспечения российских граждан и занимают в его системе одно из главных мест. Они созданы с целью поддержания и социального благополучия нуждающихся категорий граждан Российской Федерации.

В современных условиях развития России возникает острая необходимость внесения изменений в области социальной политики государства, направленных на материальную поддержку и обеспечение определенных нуждающихся категорий граждан путем выплаты им социальных пособий и компенсационных выплат за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов России.

Актуальность данной темы заключается в том, что пособие является неотъемлемым элементом социального обеспечения. Каждый гражданин Российской Федерации хотя бы раз в жизни имеет право на какой-либо вид пособия. Следовательно, каждому гражданину РФ нужно знать на какой вид пособия он имеет право, а так же знать порядок назначения и выплаты того или иного вида пособия.

Данная выпускная квалификационная работа имеет теоретическое и практическое значение.

Объект исследования работы – понятие и общественная значимость социальных пособий в Российской Федерации.

Предмет исследования работы – правоотношения гражданина и государства, которые возникают в ходе назначения и выплаты социальных пособий.

Целью дипломной работы является исследование пособий, как вида социального обеспечения в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

    Изучить историю развития пособий в Российской Федерации.

    Дать общую характеристику пособий в Российской Федерации

    Изучить классификацию пособий в Российской Федерации.

    Раскрыть понятие и основные виды пособий в Российской Федерации.

    Проанализировать методы определения размеров пособий

    Рассмотреть особенности исчисления и размеры пособий в Российской Федерации.

    На основе теоретического материала изучить законодательство по вопросу, касающемуся назначения и выплат социальных пособий.

    Выявить проблемы законодательства о пособиях в Российской Федерации в настоящее время.

    Разработать возможные пути решения проблем законодательства о пособиях социального обеспечения связанных с социальными пособиями.

Методами исследования данной выпускной квалификационной работы являются следующие:

    исторический метод.

    анализ литературы;

    анализ нормативно – правовой документации по теме дипломной работы;

    сравнение;

    классификация;

    обобщение.

Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в поиске проблем, которые находят авторы путем тщательного анализа современного законодательства Российской Федерации. Исходя из анализа они осуществляют попытку решения проблем, опираясь на новое видение и понимание ситуации в современной Российской Федерации.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что теоретической освещенности пособия как вида социального обеспечения существует достаточно, а анализ, выявление проблематики и разработку путей решения в современной научной литературе и прессе встречается довольно сложно.

Структура работа обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе представлено изучение истории развития пособий в Российской Федерации, дана общая характеристика и классификация пособий в Российской Федерации. Во второй главе раскрыто понятие и основные виды пособий, методы определения размеров пособий и особенности исчисления и размеры пособий в Российской Федерации. Третья глава представляет собой выявление проблематики и разработку возможных путей решения по вопросам социальных пособий.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

При написании дипломной работы использовались труды следующих авторов: Е.Мачульской, Е.И.Холостовой, В.П. Галаганова и других авторов.

1 Пособие – основа социального обеспечения в российской федерации

      История развития пособий в Российской Федерации

Социальное обеспечение в целом подразумевает собой некую «социальную защищенность человека», что в свою очередь отображает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей 1 . Пособие в Российской Федерации является одним из основных видов социального обеспечения граждан. Для того чтобы изучить историю развития пособий, как вида социального обеспечения необходимо для начала раскрыть аспекты истории развития права социального обеспечения.

На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с многочисленными проблемами, которые касаются содержания людей преклонного возраста, инвалидов, детей. В условиях первобытно – общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, так как человек еще с трудом добывал пищу себе, а содержать больных община была не в состоянии. Преимущество было у беременных женщин и малолетних детей, которые пытались сохранить род 2 . В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей главным образом исполнялось членами семьи: заботиться о своих престарелых родителях должны были дети, достигшие определенного возраста, а за малолетними детьми - их родители. В I веке до н.э. веке в Риме начинают зарождаться прообразы отдельных элементов социального обеспечения 3 . Тогда существовали так называемые «коллегии самопомощи» для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежные средства больным, пожилым и лицам, которые получили увечья. Данные «социальные объединения помощи гражданам» или «коллегии самопомощи» были основаны на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.

В Риме в рабовладельческий период происходило достаточное количество войн поэтому в данный период царило порабощение народов, завоевание, грабеж областей и целых государств 1 . Соответственно, было много смертей, жены и дети оставались без кормильцев. В связи с этим возникли первые пособия. Их выдавали увечным и старым воинам, вдовам и сиротам, в связи со смертью воинов. Воинам выдавали в виде земельных наделов. Вдовы и сироты в свою очередь получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым они освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Данным дипломом обладали также старые военные - бывший воин и вся его семья.

После рабовладельческого периода последовал следует феодальный период, который характеризовался господством натурального хозяйства. Основой в данный период является семья. Семья несла ряд обязанностей по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В данный период появляется подобие социальных пособий, оно распространялось на тех людей, кто не мог производить работу и не имел какого-либо хозяйства 2 . Эти «пособия» не были закреплены указом. Затем появились другие денежные выплаты, но они имели характер награды. Они выдавались крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, которые имели те или иные заслуги перед монархом. Скорее всего, это были первые прообразы пенсий.

Таким образом, появилась и оказывалась первая социальная помощь гражданам и первые пособия. Надо отметить, что ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

Любое общество развивалось, в том числе и Российская Федерация, оно и в наше время продолжает стремительно развиваться. Важный элемент любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем людям, которые не могут осуществлять какую-либо трудовую деятельность, а значит, и обеспечить себя, в частности, пожилым людям, инвалидам, детям и другим нуждающимся 1 . В России социальное развитие положило свое начало в конце IX века. Это был период введения христианства на Руси. Ключевое значение в помощи нуждающимся (начиная с этого периода и до начала XX века) играла церковь. Помощь церквей и монастырей была разнообразной. Она определялась материальными и финансовыми возможностями нуждающихся. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих, устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, учреждение сиротских домов и приютов. Среди форм помощи, оказываемой частными лицами, в частности князьями были: кормление нищих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раздача милостыни, снабжение питанием заключенных 2 . Все это являлось прообразом первых социальных пособий на Руси.

В эпоху феодальных отношений появляются новые способы социального обеспечения нетрудоспособных людей, а также тех, кто нуждается в какой-либо помощи. Появляется правовой источник «Судебник Ивана IV», который установил Иван IV в 1589 году. В Судебнике указывалось, что бездетная вдова, потерявшая мужа, после его смерти имела право на получение обратного приданого, что в наше время бы называлось пособием. Обратное приданое позже получило свое название. Оно называлось «полетное» и выплачивалось в размере 2 гривны в год 3 .

В 1649 году был введен новый правовой акт по оказанию социальной помощи - «Соборное уложение царя Алексея Михайловича». Данный акт содержит значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В этом правовом источнике закреплялось право на прожиток, то есть, часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, а также вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Полвека спустя, в период царствования Елизаветы (1740 – 1750 гг.) получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов.

В условиях капитализма в России социальное обеспечение не было развитым на хорошем уровне. Пожилым, инвалидам, гражданам, получившим увечья, гражданам, потерявшим кормильца, приходилось самим справляться со своим проживанием. Тогда появились кассы рабочей взаимопомощи, средства которых состояли не только из вносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей и направлялись на обеспечение нуждающихся. Такие же кассы были созданы так же в Германии, Франции, Италии и Австрии.

В конце XVIII века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства. Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было принятие указа Екатерины II в 1775 году «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях». Они были созданы на губернском уровне, под председательством губернатора, что повышало их статус и расширяло возможности деятельности. Ветераны войны, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей получали помощь от первых теоретических работников и организаций помощи нуждающимся 1 .

С развитием машинного производства во всем мире, в том числе и в России, участились несчастные случаи на производстве, что привело к тому, что численность инвалидов начала стремительно развиваться. В связи с этим в Германии был принят Закон Бисмарка (1871-1884 гг.) «Об ответственности предпринимателей» и «О страховании при несчастных случаях». В соответствии с ними рабочий, получивший увечье на производстве получал пособие на лечение из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы.

В России был принят свод Законов Российской империи, который содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. В этом документе, а также в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» речь шла о гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Все покрытие ущерба от несчастных случаев, то есть выдача пособия или компенсаций оставалась именно за предпринимателями 1 .

С 1918 года государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся, а с 1920-х годов формируется государственная система социального обеспечения граждан.

В 1920-е годы был издан кодификационный акт – «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. В России сложились и функционировали следующие виды пособий: по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В настоящее время система социального обеспечения в России приобрела значительные масштабы и включает в себя множество видов и способов оказания помощи нуждающимся лицам, в том числе и пособия. Дипломная работа посвящена именно этому виду социального обеспечения. В следующем параграфе данной главы нами будет изучена общая характеристика пособий в России.

      Общая характеристика пособий в Российской Федерации

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми.

На основании п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом. 2 Пособия являются одним из видов государственной социальной помощи наравне с субсидиями и другими денежными выплатами, а также натуральной помощью.

Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другими источниками. Указанными нормативными актами установлены следующие виды государственных пособий:

    единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

    пособие по беременности и родам;

    ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей. С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга. В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго, третьего и каждого следующего ребенка.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса получателя: лица, работающие по трудовому договору, индивидуальные предпринимателя, адвокаты и нотариусы при добровольной уплате взносов получают их из средств социального страхования; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие – из бюджетов различных уровней.

В 2008 г. выплата пособий женам военнослужащих по призыву осуществляется органами власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 16 лет (учащихся – до 18 лет), предоставляемое в зависимости от среднедушевого дохода семьи, передано на уровень субъектов РФ. Это пособие рассмотрено в главе, посвященной государственной социальной помощи. Получателями пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины.

Право на указанные пособия имеют граждане РФ, военнослужащие по контракту и по призыву, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории РФ.

Государственные пособия на детей не назначаются:

Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

Гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаются в твердых размерах.

С 01.01.2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности.

С 01.01.2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае переплаты по вине получателя (предоставление заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Правовое регулирование отношений по социальной поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, пособием считается денежная выплата, назначаемая гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально зна­чимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источ­ников дохода. Перечень пособий не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости осуществления со­циальной поддержки какой-либо категории граждан. В следующем параграфе данной главы будет изучена классификация пособий в Российской Федерации.

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

Виды пособий

  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Пособие по безработице
  • Детские пособия :

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Размеры пособий (2017 г.)

Вид пособия

Размер

Норма

Пособие по временной нетрудоспособности

Минимальный размер

Как такового минимального размера пособия не установлено. Но закреплен минимальный средний заработок для расчета пособия – (7 800 руб.)

Средний дневной заработок определяется по формуле (на примере МРОТ): МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Максимальный размер

Он зависит от продолжительности страхового стажа.

При страховом стаже 8 и более лет ():

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

При страховом стаже от 5 до 8 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 80%

При страховом стаже до 5 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 60%

Пособие по беременности и родам

Размер пособия по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам.

Минимальный средний заработок рассчитывается по формуле:

МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособия в 2017 году составляет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

Единовременное пособие при рождении ребенка

16 350,33 руб.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

16 350,33 руб.

Если на воспитание передается ребенок-инвалид, ребенок в возрасте старше семи лет, а также дети, являющиеся братьями и (или) сестрами – 124 929,83 руб. на каждого ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Минимальный размер при уходе за первым ребенком – 3065,69 руб.

Минимальный размер при уходе за вторым и последующим ребенком – 6131,37 руб.

Максимальный размер вне зависимости от того, за каким ребенком осуществляется уход – 23 120,66 руб.

Материнский капитал

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

25 892,45 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

11 096,76 руб.

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. 8

История законодательства о системе социального обеспечения семей с детьми 8

§1. Система социального обеспечения семей с детьми до принятия Конституции Российской Федерации (1993 г.) 8

Глава 2. 12

Система государственных пособий гражданам, имеющим детей 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Список использованных источников 22

Приложение 1 25

ВВЕДЕНИЕ

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от философов, социологов, правоведов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется под воздействием социальных условий, и в силу внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи, ее материальном обеспечении. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости (Приложение 1).

К началу 2001 года численность населения Российской Федерации составила около 145 млн. человек. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год) 1 .

За 1992 - 2000 годы численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов Российской Федерации. Естественный прирост населения в 2000 году был отмечен лишь в 15 субъектах Российской Федерации, в число которых входят некоторые субъекты Российской Федерации, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия 2 .

В 1999 году превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 году - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году 3 .

Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80 процентов составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин, и в два - четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 году - 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. При сохранении имеющегося на сегодня уровня смертности населения из числа россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58 процентов мужчин 4 .

Если же говорить о «материальном стимулировании малообеспеченных семей», то следует определить, какого рода стимул предлагает программа, к чему призваны побудить предусмотренные программой выплаты. Очевидно, что для нормального обеспечения семьи и воспитания детей размер пособия совершенно недостаточен, поэтому считать, что эта поддержка может побудить социально ответственных молодых людей к рождению детей, по крайней мере, наивно.

Одна из приоритетных задач на среднесрочную перспективу - улучшение демографической ситуации в РФ.

В этой связи заинтересованными федеральными органами исполнительной

власти с участием Минфина России проводится работа по внесению изменений в действующее законодательство, а также по разработке новых нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление основных направлений в области демографической политики, в том числе направленных на поддержку женщин, решивших стать матерью.

В последнее время в связи с большим количеством законодательных актов и путаницей в документации молодые мамы нередко сталкиваются с отказом в выплате пособий на детей по месту работы или неправильным их начислением. Но любое предприятие и организация, независимо от формы собственности или государство в лице соответствующих органов по социальной защите населения обязаны выплачивать пособия гражданам, имеющим детей, предусмотренные действующим законодательством.

Средняя стоимостная величина прожиточного минимума на душу населения в регионах Российской Федерации составляет полторы – две тыс. рублей 5 . В большинстве же субъектов Российской Федерации заработная плата занятого населения не превышает 2 тыс. рублей на человека 6 , что явно не обеспечивает прожиточный минимум гражданам, имеющим детей, и является основной причиной снижения рождаемости населения России. Даже семьи со средним достатком не в состоянии содержать более одного - двух детей без соответствующей помощи государства.

Кроме того, в конце 2005 года были подписаны Федеральные законы от 22 декабря 2005 г. № 178-ФЗ 7 и № 181-ФЗ 8 . Данные нормативные акты вне­сли изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями и дополнениями на 5 декабря 2006 года) 9 . А в конце 2006 года был принят Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" 10 . В связи с этим были увеличены размеры ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и единовременное пособие при рождении ребенка.

С 2007 года изменился и максимум пособия по беременности и родам, выплачиваемый за счет ФСС России - теперь за полный ка­лендарный месяц он составляет 16 125руб. вместо 12 480 руб. 11 Кроме того, уточнен порядок расчета самих пособий. Эти изменения в законодательстве от части связаны с наличием общенациональной проблемы - низкой рождаемостью в РФ. Семья, имеющая одного ребенка, - обычное явление. По этому показателю Россия уже в 1970-е годы превосходила все европейские страны, а сейчас соревнуется за «первенство» с Украиной, Белоруссией и Болгарией. В США первенцы составляют 40% всех родившихся, в Швеции – 45%, в России их доля приближается к 60%. Если доля первых рождений в России – одна из самых высоких в мире, то доли вторых и третьих рождений, напротив, – давно уже одни из самых низких 12 . В 2003 году в России вторые рождения составляли 31% от всех рождений. Более низкой, чем в России, их доля была только на Украине, в Белоруссии, Польше, Румынии и во Франции. На противоположном полюсе находились такие страны, как Германия, Греция, Чешская республика и Швейцария – свыше 37% 13 .

Необходимость повышения престижа материнства и отцовства требует создания условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей. За последнее десятилетие в нашей стране резко сокращается население, почти на миллион человек ежегодно. И не зря демографическая ситуация - эта проблема общенациональная: или должен решаться вопрос о повышении рождаемости, или страна начнет терять территорию.

Таким образом, сказанное обосновывает, актуальность заявленной темы, ее теоретическую и практическую значимость.

Объектом моего дипломного исследования является совокупность отношений, возникающих с назначением, расчетом и выплатой различного рода детских пособий.

Предмет дипломного исследования составляют нормы действующего законодательства, которые определяют и характеризуют выплаты соответствующих видов пособий гражданам, имеющим детей.

Основная цель данной работы состоит в следующем:


  • проанализировать и выявить существенные стороны рассматриваемого вопроса;

  • выделить противоречия, а также исследовать экономические и правовые гарантии предоставления пособий гражданам, имеющим детей.
Для реализации поставленной цели необходимо в работе определить ряд задач, которые я намериваюсь последовательно достигнуть:

  • проанализировав различные источники, правильно обобщить и систематизировать полученную информацию;

  • изучить и изложить историю развития системы социального обеспечения детскими пособиями;

  • полно и конкретно отразить признаки, виды и особенности пособий гражданам, имеющим детей;

  • обобщить материал дипломной работы, сделать необходимые выводы и обосновать направления дальнейшего развития законодательства в этой сфере социальных обеспечительных отношений.
Теоретическую базу дипломной работы составили труды ученых в области социального обеспечения.

Для достижения решения цели и задач мною была проанализирована учебная, научная литература, законодательство в данной области.

Для решения задач, поставленных в работе применялись общенаучные методы, анализ, обобщения; также научная новизна и практическая значимость заключается в следующем:
Цель и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из Введения, 2-х Глав, включающих параграфы и Заключение. В приложении отражаются основные выводы.

Глава 1.

История законодательства о системе социального обеспечения семей с детьми

§1. Система социального обеспечения семей с детьми до принятия Конституции Российской Федерации (1993 г.)

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключе­вых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосред­ственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Возникновение социального обеспечения имеет реальные предпосылки, состоящие в том, что люди во все времена нуждались в помощи в сложные моменты своей жизни.

вырезано

Крупный блок документов о социальном обеспечении относится к 1917-1922 гг. В значительной мере было усовершенствовано законодательство по социальному обеспечению граждан с детьми, что подтверждает увеличение роли государства в решении социальных задач, забота о детях теперь не только удел родителей. Открыто около 1500 учреждений по охране материнства и детства, установлено бесплатное детское питание в виде пайков на детей до 14 лет независимо от социального положе­ния их родителей, большое внимание уделялось социальному обеспечению беспризорных и безнадзорных детей. Это один из важнейших этапов развития организа­ции государственной системы социального обеспечения совет­ского типа. Существенно расширен перечень видов пособий, например: пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на рождение ребенка, медицинскую помощь и другие. Можно отметить стремительный динамизм развития системы социального обеспечения семей с детьми.

В 1933 г. социальное страхование по существу утратило страховой и приобрело дотационный (госбюджетный) характер. Происходит повышение внимания государства к здравоохранению. Открываются дома отдыха, профилактории, пионерские лагеря, ясли, детские сады.

Крупная работа по совершенствованию законодательства началась в послевоенное время, восстановление экономики страны потребовало изменений и в социальном обеспечении граждан, имеющим детей. Прежде всего, это коснулось закрепления условий предоставления пособий, на новый уровень поднялось медицинское обслуживание и охрана здоровья.

Важным шагом на пути развития социального обеспечения семей с детьми стало закрепление в Конституции 1977 г. социального обеспечения в различных формах (ст.35,ст.42,ст.43), заботы государства о семье (ст.53).

С распадом СССР и формированием новых государств, законодательство новой страны, в настоящее время это Российская Федерация, потребовало кардинальных изменений. Это не могло не коснуться социального обеспечения семей детьми. Новый основной закон страны – Конституция 1993 г. закрепила основы для системы социального обеспечения. Статьи 38-41 Главы 2 посвящены основным правам граждан в социальной сфере. Конституция РФ в нашей стране является основным и главным законом, который обязаны соблюдать все должностные лица, а также граждане нашего государства. Конституционные принципы и начала непоколебимы, все остальные нормативные акты должны им соответствовать и этим подтверждается более усиленное внимание государства к социальной сфере. В настоящее время основным законом, который регулирует отношения по поводу назначения, исчисления и выплаты пособий гражданам, имеющим детей является Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г. (с изменениями на 5 декабря 2006 г.) В последние годы закон претерпевает ряд кардинальных изменений. С 1 января 2006 и 2007 годов вступили в силу сразу несколько федеральных законов, касающихся детских пособий, которыми были не только увеличены размеры пособий, но и впервые порядок расчета пособия по беременности и родам определяется отдельным федеральным законом. Это подтверждает особое внимание государства к данной проблеме. О том, как эти изменения повлияли на расчет пособий гражданам, у которых есть дети, я рассмотрю в следующих главах своей работы.

Глава 2.

Система государственных пособий гражданам, имеющим детей

Пособие – это единовременная или периодическая денежная выплата, которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством 15 .

вырезано

После того, как определен средний дневной заработок, рас­считывают максимальное дневное пособие по беременности и родам. Для этого 16 125 руб. надо разделить на число рабочих дней в каждом месяце декретного отпуска. Полученная сумма и есть максимальное дневное пособие по беременности и родам в каж­дом месяце. Его сравнивают со средним дневным заработком работницы. Если он превышает максимальный размер пособия, то за каждый полный месяц отпуска женщина получит только 16 125 руб. (или 16 125 руб., умноженные на районный коэф­фициент). Неполные же месяцы отпуска оплачивают, проведя расчет по такой формуле:

П = 16 125 руб. : Р х О, где

П - сумма пособия;

Р - число рабочих дней в месяце;

О - рабочие дни отпуска, которые приходятся на данный месяц.

Если средний заработок работницы меньше максимального раз­мера пособия, его определяют исходя из суммы среднего за­работка. Такой расчет осуществляется в каждом месяце отпуска по беременности и родам. Пособие выплачивается за рабочие дни, которые приходятся на отпуск по беременности и родам (см. Приложение 3).

Согласно приведенному примеру работнице выплатили пособие за рабочие дни, приходя­щиеся на 140 календарных дней отпуска по беременности и родам. Но ведь не исключено, что роды могут пройти с осложнениями или работница родила двух или трех малышей. Декретный отпуск будет продлен и изменит порядок исчисления размера пособия по беременности и родам. Следует определить дни нетрудоспособности, которые являлись рабочими в продленном отпуске и оплатить их. Листок нетрудоспособности из-за осложненных родов, или когда родились близнецы, выдается со следующего дня после того, как окончился основной отпуск по беременности и родам. На этот мо­мент первый листок нетрудоспособности должен быть уже оплачен, поэтому в расчет следует взять дни, которые считались рабочими на начало второго листка нетрудоспособности. Пересчитывать средний заработок не придется, т.к. его определяют один раз - в момент наступления страхового случая, то есть когда работница вышла в отпуск по беременности и родам 16 .

С 1 мая 2006 го­да сумма увеличилась до 1100 руб. Поэтому если отпуск по беременности и родам приходится на май и последующие месяцы, то при расчете максимального размера пособия за день, начиная с мая, нужно брать МРОТ, равный 1100 руб. (см. Приложение 4 и 5).

В этом случае в соответствии с пунктом 4 Положения о средней зарплате из расчетного периода вычитают время, когда работница фактически не работала, а также выплаченный за это время заработок. Исключа­ют периоды, когда:


  • за работницей сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, когда она нахо­дилась в командировке);

  • работница получала пособие по временной нетрудоспособно­сти или пособие по беременности и родам;

  • работница не работала из-за простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

  • работница не участвовала в забастовке, но в связи с этой забас­товкой не могла трудиться;

  • работнице предоставлялись дополнительные оплачиваемые вы­ходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

  • работница в других случаях освобождалась от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в со­ответствии с законодательством Российской Федерации;

  • работнице предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с ра­ботой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответст­вии с законодательством Российской Федерации 17 .
Если же весь расчетный период складывается из времени, кото­рое надо исключить из расчета (например, все это время работница болела, находилась в командировке или была переведена на нижеоплачиваемую работу), то средний заработок надо считать за такое же время, которое предшествует расчетному периоду. И взять нужно также 12 календарных месяцев (см. Приложение 6).

вырезано

б) справку из соответствующего учреждения о месте на­хождения у них должника (отбывает наказание, находится под арестом, на принудительном лечении, направлен для прохождения судебно-медицинской экспертизы или по иным основаниям) и об отсутствии у него заработка, доста­точного для исполнения решения суда (постановления су­дьи);

в) справку из суда о причинах неисполнения решения суда (постановления судьи);

г) справку из паспортно-визовой службы органов внут­ренних дел о выезде гражданина на постоянное жительство за границу, а также сообщение Министерства юстиции РФ о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в слу­чае проживания должника в иностранном государстве, с ко­торым у Российской Федерации заключен договор о право­вой помощи;

на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву:


  • справку из военного комиссариата о призыве отца ре­бенка на военную службу;

  • справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца ре­бенка.
Документы, необходимые для назначения ежемесячного пособия на ребенка, могут быть представлены как в подлин­никах, так и в копиях, заверенных в установленном порядке. Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка производятся по месту подачи заявления.

Решение о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка или о необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, принима­ется руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попе­чителя), с которым проживает ребенок. Письменное уведом­ление о принятом решении направляется заявителю не по­зднее чем через 10 дней после его обращения в орган социальной защиты населения за назначением пособия со всеми необходимыми документами.

При проведении дополнительной проверки сведений о доходах семьи окончательный ответ о назначении ежеме­сячного пособия на ребенка либо об отказе в назначении указанного пособия должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после его обращения в орган социальной защиты населения 18 .

Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается за теку­щий месяц. Выплата осуществляется с месяца рождения ре­бенка по месяц исполнения ребенку 16 лет, для учащегося образовательного учреждения - по месяц окончания обу­чения, но не более чем до достижения им 18 лет.

В Москве установлены следующие размеры ежемесячных пособий на ребенка:


  • на детей одиноких матерей (одиноких отцов) – 750 руб.;

  • на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и на детей военнослужащих срочной службы – 450 руб.;

  • на детей в остальных семьях –300 руб.
Вывод: Наше государство, являясь социальным, должно помогать в первую очередь гражданам, которые нуждаются в этой помощи. Данный вид пособия назначается и выплачивается малообеспеченным семьям или одиноким гражданам, имеющим детей.
Выводы по главе:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В новых социально-экономических условиях одной из наибо­лее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществ­ляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенса­ции), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспи­тание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детс­кой одеждой и пр.), льготы (на питание в дошкольных и образо­вательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.).

Предоставление пособий регламентируется: Федеральным законом от 19.05.95 № 81 -ФЗ «О государственных пособиях граж­данам, имеющим детей» (с изменениями и дополнениями). Установлены следующие виды государственных пособий:


  • пособие по беременности и родам;

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

  • единовременное пособие при рождении ребенка;

  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребен­ком до достижения им возраста полутора лет;

  • ежемесячное пособие на ребенка.
Несмотря на включе­ние данных пособий в один федеральный закон, они отличаются друг от друга по следующим существенным признакам:

  • целево­му назначению;

  • источникам финансирования;

  • субъектам;

  • порядку исчисления и размерам.
Пособие по беременности и ро­дам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до дос­тижения им возраста полутора лет направлено на замещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к вра­чу. Единовременное пособие при рождении ребенка и ежеме­сячное пособие на ребенка предназначены для оказания помо­щи семье в содержании и воспитании детей.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств Фонда социального страхования РФ; занятые иными видами общественно-полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - из бюджетов различных уровней. Ежемесячное пособие на ре­бенка до 16 лет (учащегося до 18 лет) выплачивается за счет бюджетных средств.

Субъектом правоотношений по выплате пособий по бере­менности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только женщины. Однако субъектом по выплате ежемесячного пособия на ребенка является именно ребенок, а не родители, т.к. данный вид пособия рассчитан на материальную поддержку семьи в процессе воспитания и имеет целевое назначение.

Субъектами правоотношений по обеспечению перечисленны­ми пособиями могут быть:


  • граждане РФ, проживающие на тер­ритории РФ;

  • граждане РФ, проходящие военную службу по кон­тракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего со­става в органах внутренних дел, гражданский персонал воинс­ких формирований РФ, находящихся на территориях иностран­ных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предус­мотрена международными договорами РФ;

  • иностранные граж­дане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживаю­щие на территории РФ.
Государственные пособия на детей не назначаются:

  • гражда­нам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

  • гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без граж­данства, лишенным родительских прав;

  • гражданам РФ, выехавшим на постоянное место житель­ства за пределы РФ.
В районах и местностях, где применяются районные коэф­фициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В соответствии с последними изменениями предусмотрена выплата нового вида пособия - единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, право на которое будет иметь один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Указанное пособие установлено в размере 8 000 рублей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие будет выплачиваться на каждого ребенка.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что государство оказывает материальную поддержку гражданам, имеющим детей. Анализируя последние изменения законодательства в этой области и в связи этим значительного повышения размера детских пособий, можно сделать вывод о том, что они занимают не последние место в области социального обеспечения граждан, имеющим детей. Общий объем расходов федерального бюджета на выплату пособий в 2007 году составит 48-50 миллиардов рублей - в 2,3 раза больше, чем в предыдущем 19 .

Предусматриваются также дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Речь идёт о материнском капитале, общественные отношения по которому регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» 20 , вступивший в силу с 1 января 2007 года. Согласно ему при рождении второго ребенка мать будет получать сертификат на 250 тысяч рублей. Материнский капитал будет индексироваться с учетом инфляции.

Воспользоваться деньгами матери смогут лишь через 3 года после рождения ребенка. Выделенные средства можно будет потратить по трем направлениям: на покупку жилья, образование ребенка или на накопительную часть трудовой пенсии матери. Рассчитывать на материнский капитал смогут также и родители не только второго ребенка, но и третьего и всех последующих.

Государство декларируют стремление не ограничиваться семьями с двумя детьми, а расширять рамки помощи. «Только семья с тремя детьми может обеспечить воспроизводство нации», - сказал спикер Совета Федераций Сергей Миронов 21 .

Эти проблемы по замыслу государственных мужей и должен помочь решить материнский капитал.

То обстоятельство, что «материнский капитал» – это не наличные деньги, а сертификат, который можно будет использовать только на покупку жилья для семьи, на образование детей и (или) на пенсионные накопления матери, получило одобрение большинства граждан.

Помогут ли эти меры улучшению демографической ситуации в стране? Никто этого сказать не может. С начала девяностых годов наша страна испытывает демографический кризис. Коэффициент рождаемости в России составляет 1,3, а только для воспроизводства населения необходим коэффициент 2,11-2,15 22 . При низкой рождаемости у нас высокая смертность трудоспособного населения. И выплатой материнского капитала ситуацию не исправишь.

Помимо запланированных государством программ, нужен целый комплекс мер, среди которых улучшение медицинского обслуживания, доступность образования, строительство тех же детских садов и, главное, возможность работать и зарабатывать.

Список использованных источников

Нормативные акты:


  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

  2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ

  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ

  4. ФЗ «О материнском капитале (о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей)» от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ.

  5. ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ.

  6. ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» от 22.12.2005 г. № 180-ФЗ.

  7. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 05.12.2006 г. № 207-ФЗ

  8. ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ.

  9. Постановление Правительства РФ «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 11 апреля 2003 г. № 213

  10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 04.09.95 № 883 (в ред. от 10.06.2005).

  11. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 234-ФЗ

  12. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»

Учебная литература:


  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М.: ИНФРА-М,2003.-512 с.

  2. Белянинова Ю.В. Как защитить права своего ребенка. -М.: Юрайт-Издат, 2007.-170 с.

  3. Белов В.А. Право социального обеспечения: теория, законодательство, практика. – М.: ЮрИнфоР, 2007. – 796 с.

  4. Брагинский С.Р. Защита прав ребенка в РФ.-М.: Норма, 2006.-458 с.

  5. Вареновский М.Н. Пособия гражданам, имеющим детей.-М.: Юрайт-Издат,2004.-421 с.

  6. Габричидзе Б.Н. Конституционное (государственное) право.- М.: ТК Велби,изд-во Проспект,2003.-472 с.

  7. Документы и комментарии.-2007-.№3.-с.27-28

  8. Иванова Р.И. История развития права социального обеспечения.-М.: ИНФРА-М,2002.-386 с.

  9. Красавчикова Л.О. Право социального обеспечения.-М.: Юрист, 2007.-789 с.

  10. Козлова М.Н Право социального обеспечения.-М.: Юрист,2003.-582 с.

  11. Мальцев В.А. Право социального обеспечения. Учебник. – М.: Academia, 2005. – 240 с.

  12. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.-М.: Книжный мир, 1999.-240 с.

  13. 13.Пилипенко А.А. Государственное обеспечение в социальной сфере. – М.: Книжный дом, 2007 – 608 с.

  14. Пономарева Н.Г. , Новиков Е.А. Беременность и работа. -М.: Юрайт-Издат, 2007.-128 с.

  15. Право социальной защиты /Под ред. Г.П. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –550 с.

  16. Право социального обеспечения. Учебник для вузов /Под ред. проф. Яблочкина К.С. – М.: Юридическая литература, 2002.-385 с.

  17. Ращупкина Л.А. Детские пособия. Кому и какие положены.- М.: Эксмо, 2007.-201 с.

  18. Резников С.В. Право социальной защиты населения. -М.: Юнити-Дана, 2007.-386 с.

  19. Толмачева А.П. Право социального обеспечения. -М.: А-Приор,2007.-208 с.

  20. Тедеев А.А., Парыгин В.А. Социальные пособия. Краткий курс. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.

  21. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Изд-е 2-е, доп. И перер. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512 с.

  22. Система социальных пособий и пенсий в Российской Федерации/ Под ред. С.В. Запольского. – М.: Эксмо, 2007 – 640 с.
    8 «Российская газета» от 27.12.2005г., №292

    21 http://www.prime-tass.ru

    22www.gks.ru (федеральная служба статистики)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Законодательная база в области социального обеспечения в Российской Федерации, его функции и классификация. Определение понятия "пенсия" как ежемесячной государственной денежной выплаты нетрудоспособным гражданам. Порядок назначения пособий и компенсаций.

    презентация , добавлен 02.04.2012

    Теоретические основы социального обеспечения. История выделения функций социального обеспечения в Российской Федерации. Реализация функций социального обеспечения на примере ГУСО ЧКЦСОН "Берегиня" Забайкальского края. Анализ предоставляемых услуг.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2016

    Понятие, функции, виды социального обеспечения. Роль государства по обеспечению права на социальное обеспечение. Значение социального обеспечения для различных групп населения. Анализ технологии социального обеспечения за рубежом и в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2009

    История, понятие и виды материального обеспечения граждан имеющих детей. Порядок, способы и размеры выплат единовременных и ежемесячных пособий и пособий по беременности и родам. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Сравнительная характеристика скандинавской, континентальной и американо-британской моделей социальной политики. Анализ развития социального обеспечения в Германии, Российской Федерации и Пермском крае: проблемы, основные принципы, методы, противоречия.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Основные предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования как инструмента обоснования социальной политики государства. Система социальных прогнозов и программ в Российской Федерации. Прогнозные расчеты показателей социального развития.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Виды пособий, входящие в систему государственных пособий гражданам, имеющим детей. Признаки и определение трудовой пенсии по инвалидности. Срок, на который устанавливается инвалидность. Порядок и условия установления трудовой пенсии по инвалидности.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2012

    Общая характеристика системы принципов социального обеспечения. Монетизация льгот: достоинства и недостатки. Концепция пенсионной реформы. Финансирование государственного пенсионного обеспечения. Принцип всеобщности и доступности социального обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2011

Пособием называют особую форму материального обеспечения людей. Если же задуматься о смысле этого слова, становится понятно: пособие - это помощь, помощь государства нуждающимся в помощи гражданам. Данная помощь в основном является денежной, однако на практике используются и другие варианты. Население может получать пособия в самых различных ситуациях. Так, в случае беременности женщинам выдается пособие по беременности и родам. Когда человек не может найти работу, ему выдается пособие по безработице. При увольнении работнику может предоставляться выходное пособие и т. д.

История возникновения пособий

Безусловно, пособия - это ни в коем случае не изобретение XX века. Пособия существовали задолго до появления электричества и первых автомобилей, однако закон о пособиях в те времена вряд ли существовал. Итак, рассмотрим первые упоминания о пособиях. Уже в I веке до нашей эры в Древнем Риме имелось некоторое подобие регулирования социального обеспечения определенных слоев граждан. Создавались так называемые коллегии самопомощи. Свободные граждане Рима, принадлежащие к средним и бедным слоям, могли получить из коллегий самопомощи средства для существования. Как правило, данными средствами пользовались старики, свободные граждане, получившие какие-либо увечья, или же лица, переносящие тяжелую болезнь.

Продолжая разговор о социальной политике древних государств с рабовладельческим строем, необходимо отметить, что многие из них выделяли средства и для помощи воинам, получившим в военных действиях серьезные травмы, а также для детей погибших в боях воинов и их жен. При этом законодательно данный вид помощи закреплен не был.

Впервые социальная помощь была задокументирована в законах в эпоху феодального строя. Примером может послужить Судебник Ивана Грозного, в котором говорилось о «пособии» бездетным вдовам. Согласно Судебнику в данной ситуации вдова получала не только на возврат своего приданого, но и на особые выплаты: 2 гривны в год.

Соборное уложение XVII века давало информацию о содержании вдов и сирот дворянского происхождения. К сожалению, о крестьянах в данном документе ничего не говорилось.

Социальные пособия отличаются от других видов пособий своей социальной направленностью. В данном случае в соответствующий бюджет закладывается определенная сумма, подлежащая безвозмездной выплате. Примером могут послужить выплаты на детей.

Государственные пособия могут выплачиваться как из государственного бюджета, так и из фондов государственного социального страхования. К государственным пособиям относятся пособия по безработице, по уходу за больным ребенком, по беременности и родам, пособие на ребенка и др. Данные пособия не подлежат налогообложению.
Зачастую совершается ошибка, и пособие по временной безработице относится к разряду государственных пособий. Это не совсем верно, поскольку оно выплачивается из Фонда социального страхования, а не из государственного бюджета.

Современные пособия в России и мире

Как правило, пособия являются лишь дополнением к основному доходу. Именно этим они и отличаются от пенсий. При этом система социального обеспечения все-таки классифицирует пособия по принципу целевого использования, подразделяя их на пособия, которые компенсируют заработок полностью или частично, и на пособия, которые предоставляются в качестве материальной помощи.

По времени выплаты пособия подразделяются на единовременные и периодические. Периодические выплаты чаще всего являются ежемесячными.

По роду социального обеспечения пособия бывают выплачиваемыми по обязательному социальному страхованию и согласно программе государственной социальной помощи.

В последнее время наиболее частым поисковым запросом является запрос о пособиях на детей. В Российской Федерации существует закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон устанавливает виды пособий, полагающихся гражданам, имеющим детей, порядок перерасчета и индексации государственных пособий, порядок исчисления среднего заработка, а также указывает на право на получение пособий в различных ситуациях, размеры и периоды выплат в данных ситуациях. К ситуациям относятся беременность и роды, постановка на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности, беременность жены военнослужащего, который по призыву проходит военную службу, а также необходимость обеспечивать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Данный документ также указывает на то, что получатели пособия обязаны извещать об изменении их положения и условий, которые являются существенными для принятия решения о выплате пособий.

Легко ли получить такие пособия? Какие документы необходимо предоставить? Приведем пример: ежемесячное пособие на период по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет. В первую очередь, на такое пособие имеют право, например, студентки, аспирантки, учащиеся, а также студенты-отцы. Для получения данного пособия в учебное заведение необходимо предоставить копию свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, копии свидетельств о рождении (усыновлении) других детей, заявление на имя ректора о выплате пособия по уходу за ребенком и предоставлении отпуска, а также справку о том, что другой родитель на получает на месте своей учебы пособия по уходу за ребенком и не находится в отпуске по уходу за ним. Пособие назначается и выплачивается, если ректором или директором учебного заведения издается соответствующий приказ. Если обучение заканчивается раньше, чем ребенок достигает возраста 1,5 лет, то на месте учебы берется справка о последней выплате осуществленной учебным заведением, а при устройстве на работу продолжить получать пособие, пока ребенок не достигнет возраста 1,5 лет.

В 2014 году минимальный размер такого пособия составляет 2 576 рубля 63 копейки за первого ребенка, максимальный - 10 360 рублей 50 копеек. Стоит отметить, что право на данное пособие имеют не только учащиеся, но и матери-военнослужащие по контракту, родственники ребенка, которые подлежат обязательному социальному страхованию, а также родственники, не подлежащие обязательному социальному страхованию, например, если мать или отец ребенка умерли, были лишены родительских прав и др.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» тоже, помимо всего прочего, содержит информацию о пособиях. Данный закон был одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года. В настоящее время уже подготовлена его редакция, которая пока не вступила в силу. Термин «социальная помощь» включает в себя социальные пособия, социальные доплаты к пенсии, социальные услуги, субсидии и товары, которые жизненно необходимы группам населения в ситуациях, прописанных в данном законе.

Вопросы, связанные с выходными пособиями, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно данному документу подобные выплаты уволенному работнику осуществляются в том случае, когда трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией компании или организации. Об этом говорится в статье 178 ТК РФ. Что касается суммы пособия, то оно соответствует средней месячной зарплате уволенного работника. Кроме того, работнику в течение двух месяцев полагаются дополнительные выплаты в размере среднего месячного заработка. Стоит отметить, что два месяца - это максимальный срок, во время которого уволенному работнику осуществляются выплаты. Если работник находит новую работу раньше, чем истекают два месяца, то выплаты прекращаются.

Если после увольнения работник обратился в службу занятости населения и даже с помощью данной организации не смог найти новое место работы, то срок выплат может быть продлен до трех месяцев.

Ознакомившись с общей информацией, касающейся выплаты различных пособий, становится ясно: самостоятельно разобраться в невероятно большом количестве документов и законов представляется практически невозможным. В данной ситуации неоценимую помощь могут оказать профессиональные юристы.

Вам также может быть интересно:

Способы ликвидации ООО

Каждый предприниматель, открывая собственное дело рассчитывает на получение прибыли, но порой бизнес оборачивается долгами, и единственным выходом из ситуации становится фиксация...

Как можно получить гражданство РФ?

Получение гражданства — это важный шаг в отношениях с государством. Быть гражданином — значит, в полной мере пользования...