Мероприятия. Национальная технологическая инициатива Контактное лицо - Любовь Коротецкая

Открытая конференция в рамках X Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век»

Конференция, проходящая в рамках X Международного форума «Интеллектуальная собственность - XXI век», будет посвящена обсуждения различных аспектов Национальной интеллектуальной инициативы. К участию приглашается широкий круг специалистов, интересующихся тематикой интеллектуальной собственности в контексте научно-технологического развития страны. Организаторы конференции – Фонд «Сколково», Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Программа

Открытая конференция «Национальная интеллектуальная инициатива» в рамках X Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век»

09.00 – 10.00 – Регистрация, приветственный кофе-брейк

Сессия 1. Национальная инициатива по развитию рынка интеллектуальной собственности - основа для конкурентоспособности страны в наукоемких секторах

Интеллектуальный капитал сегодня является ключевым элементом архитектуры современного миропорядка, и идеи и информация оказываются залогом экономического благополучия и конкурентоспособности страны на мировой арене. Стратегия научно-технологического развития России, принятая в конце 2016 г., предусматривает организацию системы технологического трансфера, управления, охраны и защиты интеллектуальной собственности. Цель - ускорить и вывести на качественно иной уровень процесс практического применения и коммерциализации интеллектуальных решений. В развитие этой задачи Совет по вопросам интеллектуальной собственности предложил разработать Национальную интеллектуальную инициативу (НИИ)– комплекс мер, направленных на создание конкурентоспособного рынка интеллектуальной собственности и открытого цифрового рынка интеллектуальных прав.

Ключевые элементы НИИ: создание «класса эффективных правообладателей», адаптация права под развитие технологий, создание условий для ускорения капитализации отечественных высокотехнологических компаний; формирование инфраструктуры цифрового рынка интеллектуальных прав; поддержка выхода на глобальный рынок российских технологий, продуктов и услуг; доступность и открытость знаний; национальная грамотность и культура в сфере ИС. Сессия станет площадкой для первого публичного обсуждения инициативы, ее идеологии и горизонтов реализации.

Модератор: Прокш Максим Юльевич, Советник Председателя Правления по вопросам интеллектуальной собственности

Основные доклады : Дроздов Игорь Александрович, председатель Правления, Фонд «Сколково»

Кричевский Андрей Борисович, генеральный директор, Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности

Рожкова Марина Александровна, профессор, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина

Засурский Иван Иванович, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

12.00 – 12.30 – Кофе-брейк

Сессия 2. Цифровая инфраструктура как механизм движения интеллектуального капитала: технологии на службе права

Цифровые технологии уже проникли во все сферы нашей жизни и ставят новые задачи для права: и это не только изменение норм в условия новой цифровой реальности, но и использование технологических инструментов в интересах правового регулирования. Разработка IT-инфраструктуры интеллектуальных прав является одним из краеугольных элементов Национальной технологической инициативы и призвана стать основой «цифровой экономики». Она должна обеспечить простоту, скорость и прозрачность сделок и других транзакций с интеллектуальными правами, давать возможности всем агентам включаться в рыночные отношения и получать вознаграждение без посредников, эффективно разрешать споры, выступая в качестве медиатора. Бизнес-среда «общества знаний» откроет широкий доступ к достижениям науки и культуры, позволит максимально реализовывать творческий потенциал и монетизировать идеи. Какие барьеры сегодня стоят на пути выстраивания такой системы и каковы ее риски? Что необходимо предпринять в первую очередь, какие институты и организации должны быть вовлечены? Эти и другие вопросы стоят на повестке нашей дискуссии по цифровой инфраструктуре прав.

Модератор: Матвеев Сергей Юрьевич, директор Департамента науки и технологий, Министерство образования и науки Российской Федерации

Основные доклады : Новоселова Людмила Александровна, Председатель, Суд по интеллектуальным правам

Обаева Алма Сакеновна, председатель Правления, НП «Национальный платежный совет»

Савельев Александр Иванович, юрисконсультант, IBM Россия/СНГ

Башкатов Максим Леонидович, ведущий научный сотрудник, Институт права и развития ВШЭ-Сколково

Акиншина Алина Владимировна, операционный директор, «Онлайн-патент»

Чуковская Екатерина Эдуардовна, советник по правовым вопросам ответственного редактора Большой Российской энциклопедии

14.30 – 15.30 – Обед

Cессия 3. Россия и мир – опыт цифровизации сферы интеллектуальной собственности

Технологии – цифровые сети и цифровые устройства – изменили жизнь пользователей. Цифровой «мостик» между пользователями и авторами стремительно превращается в скоростную многополосную магистраль, в тысячи раз увеличивающую скорость транзита произведений при не меньших порядках минимизации операционных издержек. Электронные коммуникации – это эффективное взаимодействие между участниками экономических отношений напрямую, без посредников. Сетевые информационные структуры уже составляют новую реальность. Все это приводит к расширению возможностей, появлению новых дополнительных путей, форм и технологий развития. Наша дискуссия будет посвящена основным современным тенденциям в области обеспечения оборота результатов интеллектуальной деятельности в цифровой среде, электронным системам учета прав и технологиям, благодаря которым пользователи получают доступ к интересующим их научным, творческим работам и иным объектам интеллектуальной собственности.

Модератор: Матвеев Сергей Юрьевич, директор Департамента науки и технологий, Министерство образования и науки Российской Федерации

Основные доклады : Стариков Павел Павлович, исполнительный директор, ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (ЦИТиС)

Семячкин Дмитрий Александрович, руководитель проекта, электронная библиотека «Киберленинка»

Ена Олег Валерьевич, руководитель проектного офиса, Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС)

Панкратова Валерия Владимировна, директор по развитию, ООО «ФорМакс»

  • Основные принципы
  • Рынки
  • Реализация
  • Международная кооперация
  • Разное
  • Что находится внутри повестки Национальной технологической инициативы (НТИ)? Это про импортозамещение?

    В состав Национальной технологической инициативы входят:

    • определение новых рынков, включая основные факторы возникновения спроса, ключевые рыночные ниши и возможные типы продуктов и услуг, которые будут заполнять эти ниши;
    • определение ключевых технологий, за счет которых будут созданы продукты и сервисы на новых рынках;
    • комплекс мер поддержки и стимулирования, включая институциональные, финансовые и исследовательские инструменты, позволяющие вырастить национальные компании-чемпионы на новых рынках.

    В НТИ нет задач импортозамещения или модернизации существующих отраслей. НТИ предполагает создание стратегий разворачивания принципиально новых рынков. Но часть ключевых технологий, формирующих рынки-предшественники для рынков НТИ, может появляться в рамках процесса импортозамещения и модернизации.

  • Как НТИ соотносится с существующей системой госуправления, с предпринимательским сообществом, с научной системой, с системой образования и пр.?

    НТИ вырабатывает матрицу приоритетов и сообществ вокруг дорожных карт по новым рынкам и ключевым технологиям. Из этой матрицы вытекают:

    • постановка задач для фундаментальных и прикладных исследований;
    • политика в области опережающей подготовки кадров – и соответствующие задачи для системы образования;
    • приоритеты инвестиций в новые отрасли со стороны госкомпаний;
    • совместные проекты общества и бизнеса, не требующие участия государства;
    • направления международной технологической кооперации.
  • В России в последние годы уже хватало начинаний в области технологического развития - зачем нам еще одна инициатива?

    Мы сделали много ошибок в управлении инновациями. Часть этих ошибок была неизбежна – у нас не было опыта в построении подобных моделей управления, мы подчас бездумно переносили на российскую почву западные институты и мемы, блестяще работающие в США, но не пригодные в российских условиях. Теперь накопился опыт, мы понимаем, что работает, а что нет. В то же время мы не можем вернуться в СССР, восстанавливать советскую систему контрпродуктивно – командно-административной системы больше нет. Даже СССР, обладавший мощью сверхдержавы и человеческим потенциалом в 270 миллионов человек, не выдержал научно-технологической гонки в 1970-80ых годах. Нет оснований полагать, что во втором десятилетии 21 века, с потенциалом в 143 миллиона человек, Россия будет способна восстановить советскую систему, тоже не слишком эффективную. Это будет прямой путь к Северной Корее.

    Для того, чтобы создать новую систему управления инновациями, нужно пройти между Сциллой советской административно-командной системы и Харибдой американской модели венчурной экономики.

    НТИ не предполагает вкачивания триллионов рублей в лоббируемые проекты. Мы не планируем строительство монументальных сооружений или ведение пропаганды с центрального телевидения. Мы предлагаем выделять будущие рынки и формировать коалиции, нацеленные на захват этих рынков. Остальное приложится.

  • И почему вы думаете, что у вас что-нибудь получится?

    До сих пор все основные вопросы инновационного развития решали умные чиновники, это была сфера бюрократического регулирования. НТИ должна создать условия, где частные деньги будут важнее государственных денег – и мы верим, что проекты с частными инвестициями будут эффективнее. Просто раздавать деньги государства – самая неэффективная стратегия. Должны появиться «умные» стратегии управления развитием, практики совместных инвестиций, совместных фондов, краудфандинга и краудинвестинга. Отдельные элементы такой экосистемы уже созданы. Например, обоснованной представляется модель фонда фондов Российской венчурной компании. Мы распространим лучшие практики РВК и других институтов развития в НТИ.

    Однако самый главный вопрос – не в деньгах или красивой документации. Любой документ, который мы напишем, будет еще одной «стратегией» в ряду множества уже принятых и не работающих дорожных карт. Группа единомышленников важнее стопки бумаг. Поэтому нужна сеть ярких лидеров с разделяемым видением и ценностями из сфер бизнеса, науки и государственного управления – и именно эти лидеры смогут реализовать любой план при любом политическом и институциональном климате. Этих лидеров можно назвать «технологическими патриотами» - потому что каждый из них верит, что страна способна породить технологический прорыв, и их доверие друг к другу по высоким ценностным основаниям важнее борьбы за ресурсы. Это люди, готовые протянуть свои личные интересы на 20 лет вперед, чтобы их дети и внуки ходили бы в те же школы, что и они – и не было бы стыдно ни за внуков, ни за школы, ни за страну.

  • В стране плохой инвестиционный климат, не работают базовые институты современного общества, зашкаливающий уровень коррупции. О каком технологическом развитии может идти речь? Как вы собираетесь удерживать высококлассных специалистов и предпринимателей – ведь многим проще уехать и сделать проект там, где институты работают гораздо лучше?

    Институциональный и инвестиционный климат, в отличие от обычного, меняется совокупными усилиями людей, а не милостью Божьей. В России никогда не было полностью благоприятного для бизнеса делового климата. Все, для кого комфорт, солнце, вино, горы и океан Калифорнии важнее всего, как нам кажется, из России уже уехали. Остальные понимают, что в Севастополе солнце, вино, горы и море ничуть не хуже.

    Плохой климат не дает оправданий бездеятельности. Надо двигаться вперед возможными шагами, а не ждать, что кто-то этот климат изменит за вас. При этом в каждой дорожной карте НТИ должны быть сформированы предложения по изменению ситуации, за которые мы вместе будем бороться. Наш опыт в реализации Национальной предпринимательской инициативы, программе «Глобальное образование», WorldSkills показывает, что иногда получается даже больше, чем рассчитываешь. Мы должны выработать позитивные инструменты удержания высоких профессионалов в стране.

  • Вы выбрали для прогноза 2035 год – а в нашей стране никто так далеко не планирует. За ближайшие 20 лет очень многое изменится, вы вообще собираетесь отвечать за ваши прогнозы?

    2035 год – это горизонт планирования, то есть крайняя точка, до которой мы распространяем прогнозы и проекты. При этом дорожные карты НТИ на уровне практических действий будут строиться на 2015-2018 гг. с контролем реализации через каждые полгода. Это означает, что мы должны смотреть на 20 лет вперед, а делать, начиная с сегодняшнего дня.

    Результатами работы уже в ближайшее время станут новые компании, новые образовательные программы, новые научные лаборатории – и если все пойдет как надо, через несколько лет мы увидим значимый прирост высокотехнологичного российского экспорта.

  • Почему Национальной технологической инициативой занимается Агентство стратегических инициатив? Вы собираетесь заменить собой РВК и ФАНО?

    Агентство стратегических инициатив – структура, основной задачей которой является запуск стратегических инициатив по заказу руководства страны. Мы доказали свою успешность в программах поддержки предпринимательства и в проектах, связанных с развитием детского и профессионального образования. В национальной тематике технологического развития не хватало именно этих связок – работа с предпринимателями, которые дают заказ на новые технологические решения, и работа с образованием (в том числе, детские клубы и кружковое движение), которое создает конкурентоспособные навыки для развития технологий и рынков.

    Мы не собираемся управлять наукой или венчурным сектором. Агентство стратегических инициатив – это площадка, где удобно договариваться разным группам и слоям общества; наша роль – модератор, а не начальник. АСИ не планирует претендовать на бюджеты в управлении НТИ. Вся практика нашей предыдущей работы – в том, чтобы инициировать большие процессы изменений, но при этом оставаться маленькой управляющей структурой.

    А кто именно должен будет управлять НТИ - покажет форсайт и последующая работа по созданию дорожных карт. Как у модераторов этого процесса, у нас нет особого тайного знания.

  • Вы выбрали для НТИ девять рынков – ЭнергоНет, НейроНет, АэроНет, МариНет и другие. Почему вы начинаете с рынков? Почему «Нет» - почему они так странно называются? Почему именно эти девять?

    Мировая технологическая революция замещает сложившиеся отрасли и создает новые рынки. Большинство западных технологических стратегий используют в качестве ключевой точки 2035 год: ближайшие десять лет они отводят на доработку технологических решений и вывод на рынок новых продуктов, а следующие десять лет уйдет на раздел мирового рынка и замещение существующих технологий. Например, нет ни одной крупной автомобильной компании, которая инвестировала бы в двигатель внутреннего сгорания или в человека за рулем после 2025 года – все они готовятся к беспилотному электротранспорту. Мы же пока продолжаем инвестировать в строительство отрасли, которой осталось жить 10 лет, и которая находится под контролем иностранных производителей, не собирающихся передавать нам интеллектуальную собственность по ключевым компетенциям будущего рынка.

    Почему в названии всех рынков будущего присутствует слово ‘net’, то есть «сеть»? Все складывающиеся новые рынки либо используют физическую инфраструктуру Интернета, либо его протоколы, либо строятся по его подобию. По такому принципу будут работать «умные сети», связывающие множество производителей и потребителей электроэнергии – то есть ЭнергоНет. Так будут организованы системы транспорта будущего – АэроНет, АвтоНет и МариНет. Даже консервативные рынки, типа сельскохозяйственной техники, превращаются в сети киберфизических устройств, которыми владеет производитель, а фермеры пользуются им в лизинг и обновляют лицензии на программное обеспечение. То есть – все рынки будущего одновременно являются сетями.

    Почему именно эти? Мы не верим, что может быть исчерпывающая модель описания будущего, и наш рецепт – это комбинация системного анализа и лидерской энергии. В пилотной работе над дорожными картами НТИ мы сделали ставку на очевидные рынки, где мы видим аналогичные движения в других странах, и где в России есть сильные лидеры и сообщества. Список рынков не исчерпывающий, и мы предполагаем запускать работу над новыми рынками каждый год. Если мы увидим, что упустили какой-то значимый рынок, мы стартуем работу над ним в 2016 году.

    Те рынки, которые выделены в работу сейчас, организованы по следующей логике:

    • три из них касаются безопасности страны и ее системного обеспечения ресурсами: это рынок питания (FoodNet), энергии (EnergyNet) и безопасности (SafeNet)
    • три касаются преобразований в транспортной системе: это рынок беспилотного автотранспорта (AutoNet), воздушного транспорта (AeroNet) и морского / речного транспорта (MariNet)
    • и наконец три касаются наиболее важных сфер человеческой жизни, где происходят «сумасшедшие» технологические изменения: это рынок «цифрового» здоровья (HealthNet), новых финансов (FinNet) и нейрокоммуникаций (NeuroNet).
  • Почему упор делается на создание рынков, а не на развитие науки или технологий?

    Сами по себе технологии не значат ничего, если на них нет спроса. Для этого, как правило, нужен рынок – и если технология не востребована рынком, то ее развитие становится затруднительным.

    Безусловно, подход через рынки – не единственный возможный. Не менее важен взгляд через задачи государственной безопасности – так развивались многие современные рынки, от рынков энергоносителей и базовых продуктов питания до рынков кибербезопасности и космических запусков. Но максимальный эффект достигается там, где решаются обе задачи – удовлетворение рыночного спроса и государственная безопасность. Примером может служить проект ГЛОНАСС – одновременно это и госбезопасность в сфере геопозиционирования, и очень большой рынок для тех компаний, которые начали с ним работать. Возможно, форсайт-флот 2016 года будет организован именно через эту призму.

  • Если я считаю, что вы не учли какой-то важный рынок, могу я выйти со своим предложением? Что нужно, чтобы меня услышали и мое предложение учли в дальнейшей работе?

    Если вы считаете, что есть важный новый рынок, который нужно учесть в дальнейшей работе над НТИ, то прежде всего ответьте себе на следующие вопросы:

    • Есть ли в данной сфере возможность создать принципиально новые технологические стандарты? (то есть, является ли рынок новым)
    • Есть ли или нет в России сообщество предпринимателей и ученых, разделяющих идею о возможном появлении такого рынка? (то есть, существует ли лидерская энергия)
    • Есть ли или нет аналогичные международные проекты или консорциумы в том же направлении? (то есть, можно ли найти международных партнеров, с которыми может быть реализован запуск этого рынка)

    Если ответ на эти вопросы утвердительный, то просим вас подать в АСИ заявку на включение нового рынка, и мы обещаем организовать ее всестороннее публичное обсуждение и включение в случае положительного решения.

  • В нашей стране более 80% экономики находится под прямым или косвенным контролем государства - почему вы вообще делаете такой акцент на предпринимателях и рынках?

    Мы считаем, что эксперимент с построением госкапитализма в России уже показал неэффективность этой модели, и будущее – за эффективными моделями государственно-частного партнерства. Нам в целом не обойтись без значимой роли государства даже в новых областях экономики. Это показывает, к примеру, разворачивающаяся на наших глазах борьба между Яндексом и Google. Но делать ставку только на государственных гигантов – бесперспективно, нам нужны развитые цепочки поставщиков и экосистемы средних и малых технологических компаний.

  • Зачем нам обсуждать новые рынки, если на носу у нас кризис, и нужно будет кормить страну?

    Один из ключевых рынков НТИ – FoodNet, то есть рынок питания, решает задачу более эффективного производства, доставки и переработки продуктов питания с учетом потребностей больших городов. Этот рынок уже формируется на наших глазах, и хотя он достигнет зрелости через 15-20 лет, многие решения можно применять уже сейчас: к примеру, роботизация молочных ферм многократно повышает удои, контроль качества продукции и эффективность доставки до конечного потребителя – и подобная технология окупается за очень короткий период времени. К сожалению, потребитель пока не знает о большинстве современных технологических решений и не мотивирован их применять – и это является следствием текущей модели государственного стимулирования в данной сфере. Поэтому государство должно продемонстрировать новые приоритеты, чтобы запустить технологическое обновление. Практика показала, что наша страна способна быстро создавать целые отрасли сельского хозяйства – меньше чем за 10 лет из импортеров курятины мы превратились в ее экспортеров. В этой логике мы к 2035 году можем стать лидерами во многих направлениях высокотехнологичного сельскохозяйственного производства.

  • Где в НТИ место идеи о том, что для глобальной конкурентоспособности страна должна решать глобальные проблемы? Скажем, экологические проблемы или обеспечение населения планеты водой и продуктами питания?

    Решение глобальных проблем – это возможная стратегия достижения глобального лидерства, через призму которой крайне важно будет посмотреть на все наши технологические инициативы. Мы обязательно сделаем это в рамках проекта, в том числе на Форсайт-Флоте.

  • Зачем нам развивать новые технологические бизнесы, если под них еще нет рынка? Если они создадут что-то ценное, их купят либо Ростехнологии, либо Google.

    Это один из ключевых рисков НТИ. Однако сама по себе продажа компаний российским государственным компаниям с глобальным потенциалом (типа Ростехнологий) или даже международным технологическим компаниям (типа Google) не обязательно плоха – на инновационных рынках это одна из рыночных стратегий, позволяющая создателям бизнеса капитализировать свои усилия.

    Важно, чтобы оставалась часть новых бизнесов, которые решат развиваться самостоятельно и бросить вызов существующим гигантам в борьбе за новые рынки – именно такие компании и смогут стать новыми глобальными чемпионами. Задача НТИ в том, чтобы именно таких компаний было как можно больше, и чтобы у них сохранялся потенциал глобального роста. Как именно этого достичь – предлагаем решить вместе в ближайшие месяцы, мы открыты для идей и предложений. Одним из решений является практика корпоративных спиноффов – крупные корпорации должны научиться создавать свои венчурные фонды и выделять перспективные направления в отдельные бизнес-единицы. Другим – создание «патентных троллей» нового поколения в незанятых нишах. Третьим – практика переноса в страну IP и быстрого выращивания национальных чемпионов под государственный заказ, с заранее заложенной моделью экспорта на азиатские рынки. Варианты есть.

  • Мы сделаем 20 дорожных карт развития – а что дальше? Почему вы считаете, что они будут реализованы?

    Для реализации НТИ мы хотим использовать успешный механизм Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), который позволил России существенно улучшить свои позиции в мировых рейтингах делового климата (так, в рейтинге Doing Business Россия показала рекордную динамику, поднявшись с 124-го на 60-е место за 2 года). В основе НПИ лежит следующая модель: дорожные карты по улучшению делового климата формируются при координации АСИ; каждую дорожную карту ведет группа, состоящая из предпринимателей и чиновников, которые следят, чтобы карта не была бюрократически выхолощена. При этом карты НПИ контролируются с самого верхнего уровня власти. Аналогичный механизм заложен в НТИ.

  • А что будет, если Президент не примет дорожные карты НТИ?
  • Из каких денежных ресурсов будет оплачиваться реализация дорожных карт НТИ? Если моему проекту нужно финансирование – как я могу получить его в рамках НТИ?

    НТИ в первую очередь – это люди, а не крыша и не карман. Если для успеха проекта вам нужны государственные деньги, и только – вероятно, вам не стоит участвовать в НТИ.

    Но при этом понятно, что для успеха НТИ должны запускаться новые научные исследования и должна оказываться поддержка высокорисковым технологическим проектам. Поэтому в разработке НТИ участвуют представители РНФ, РАН, РВК, Сколково, Фонда содействия, МОН, МПТ, МЭР которые воплотят приоритеты НТИ в своей политике по поддержке новых проектов.

    Набор институциональных решений, необходимых для запуска рынка, должна вырабатывать сама рабочая группа. Но мы не собираемся превращать это в лоббистский процесс и предопределять те или иные решения. Конечным критерием является возможность сформировать рынок с максимальным потенциалом роста, а не учет интересов отдельных игроков.

  • Если государство начинает НТИ – что будет с уже существующими инициативами и проектами? Должны ли мы отменить действующие государственные программы поддержки технологического развития и закрыть какие-либо из существующих институтов развития?
  • Почему в разработке дорожных карт НТИ не участвуют иностранные специалисты?

    При выработке национальной технологической политики принципиально, чтобы она начиналась на национальном уровне. На следующем шаге мы будем строить системы кооперации и консорциумы с международными партнерами, но на старте этот вопрос преимущественно национальный.

    При создании дорожных карт НТИ мы используем результаты всех основных международных, национальных и корпоративных форсайтов в соответствующих областях. Участники Форсайт-флота по отдельным областям глубоко интегрированы в международный процесс выработки будущих рыночных стандартов.

    В частности, на основе российской инициативы «Форсайт образования 2035» в 2014 году был запущен проект «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures), в рамках которого лидеры образования со всего мира формируют видение и глобальные стандарты для развития рынков нового образования, поддерживающих обучение на протяжении всей жизни.

  • Где в НТИ робототехника, Интернет вещей, устойчивое развитие, изменение климата и другие темы, актуальные для современной международной повестки?

    Мы считаем, что целый ряд ошибок в научно-технологическом развитии был связан с некритичным заимствованием западных понятий-мемов, за которыми стояли маркетинговые интересы в продвижении конкретных компаний. Нам принципиально важно соблюдать «семантическую гигиену» и использовать термины, которые указывают на конкретные рынки и технологии, чтобы сосредотачиваться на конкретных областях с потенциалом роста.

    Примером некритического отношения является понятие «умный город с централизованным управлением». Практика показывает, что за этим стоит попытка навязать сверхдорогие технологические решения, в то время как наиболее эффективными оказываются решения, поддерживающие децентрализованное управление с опорой на местные сообщества.

  • Страна находится в сложной геополитической ситуации. Как можно строить технологическое будущее, находясь в изоляции и под санкциями со стороны международного сообщества, в том числе в области технологической кооперации?

    Когда в 1932 году стартовал ракетно-космический проект, страна находилась в существенно менее выгодном положении – и справилась. Даже в самом плохом сценарии мы обречены на то, чтобы обновлять и развивать свою экономику – без этого у нас просто нет будущего.

    Однако мы надеемся, что процесс выработки технологической политики у нас будет происходить в кооперации с крупнейшими странами мира, с которыми у нас нет никакой изоляции, и уже началась работа по ряду стандартов, – это Китай, Индия и другие страны BRICS, а также ряд быстроразвивающихся новых экономик. Но мы надеемся, что наука останется глобальной, и в ней не будут создаваться новые «железные занавесы». В России продолжается ряд проектов, ориентированных на глобальную кооперацию, а не на изоляцию – это программа «5 в топ-100» для ведущих российских университетов, это программа «Глобальное образование» по обучению специалистов в ведущих учебных учреждениях мира с возвратом на родину, проекты Big Science, и другие.

  • Современные технологические стандарты по определению глобальны – как вы собираетесь войти со своими стандартами и почему вас будут слушать?

    Согласно нашему определению, новые рынки отличаются от существующих именно тем, что в них отсутствуют сложившиеся международные технологические стандарты. При этом нужно понимать, что на ряде технологических рынков – в том числе в Интернете, - слишком сильно доминирует позиция США, и это не устраивает многие другие экономики. Общая позиция стран BRICS заключается в том, что стандарты для рынков следующего поколения не должны быть американо- и евро-центричными, и что должны возникать подлинно глобальные стандарты.

    Мы видим актуальность задачи построения подлинно глобальных стандартов для всех стран BRICS. Поэтому мы сразу идем в диалог с ними по этому вопросу, чтобы была возможность взаимно учесть наши национальные интересы – как минимум, в формате «второго стандарта», который может быть построен на принципах открытой архитектуры. Мы не ограничиваем участие в этом диалоге США и стран ЕС, но оно должно происходить на общих правилах. И со временем, весьма вероятно, условием допуска на рынки стран BRICS станет именно способность соответствовать сформулированным стандартам – так же, как это происходит сейчас с допуском на рынки Европейского Союза и Северной Америки.

  • Как соотносится форсайт НТИ и научно-технологический прогноз, который по запросу Министерства образования и науки делает Высшая школа экономики?

    НТИ использует результаты научно-технологического прогноза. Его соавторы работают во всех группах НТИ.

  • В проекте участвуют в том числе предприниматели, которые провалили создание высокотехнологичных производств и принесли инвесторам большие убытки. Почему вы зовете в проект не только успешных, но и разорившихся бизнесменов?

    Самое ценное свойство бизнесмена – его практический опыт, который можно наработать только в бою. Если не выпускать в бой всех единожды проигравших, то бойцов у нас не останется. При этом нужно смотреть на достижения каждого конкретного лидера, в том числе научные и общественные, и на его способность восстанавливаться после поражений.

  • В какой мере НТИ опирается на научно-технологические заделы, которые есть в нашей стране?

    НТИ строит работу из будущего и из потребности рынков. Ставка только на заделы, служившая основой научно-технологической политики в последние десятилетия, уже показала свою неэффективность. Нельзя бесконечно опираться на советский опыт, пришла пора создавать новые заделы там, где их потенциал может быть максимально задействован.

Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) совместно с Фондом «Сколково» организует в рамках X Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» открытую конференцию «Национальная интеллектуальная инициатива». Мероприятие состоится 27 апреля 2017 года в Инновационном центре «Сколково».

Конференция станет площадкой для обсуждения Национальной интеллектуальной инициативы как комплекса мер, направленных на реализацию Стратегии научно-технологического развития России, утвержденной Президентом РФ. Специалисты рассмотрят перспективу создания в России глобально конкурентоспособной системы интеллектуальной собственности и открытого цифрового рынка интеллектуальных прав. В мероприятии примут участие ведущие эксперты в сфере интеллектуальной собственности.

Программа конференции состоит из трех секций: «Национальная инициатива по развития рынка интеллектуальной собственности – основа для конкурентоспособности страны в наукоемких секторах», «Цифровая инфраструктура как механизм движения интеллектуального капитала: технологии на службе права», «Россия и мир – опыт цифровизации сферы интеллектуальной собственности». С докладами выступят представители Минобрнауки России, Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, Суда по интеллектуальным правам, Фонда «Сколково», Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти, Федерального института промышленной собственности, ВОИС и других организаций и ведомств.

Приглашаем к участию специалистов, интересующихся тематикой интеллектуальных прав в контексте научно-технического развития страны. Для регистрации перейдите, пожалуйста, по ссылке.

Среди спикеров конференции - председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, директор департамента науки и технологий министерства образования и науки Сергей Матвеев, председатель суда по интеллектуальным правам Людмила Новоселова, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации Иван Засурский, ведущие российские юристы, занимающиеся вопросам правовой IT-инфраструктуры и блокчейна, представители проектов «Национальная электронная библиотека» и «КиберЛенинка».

В 2015 г. по инициативе «Сколково» была создана рабочая группа НТИ по интеллектуальной собственности, которую возглавляет Игорь Дроздов.

Принятая в конце 2016 г., Стратегия научно-технологического развития России предусматривает организацию системы технологического трансфера, управления, охраны и защиты интеллектуальной собственности. В развитие этой задачи была предложена Национальная интеллектуальная инициатива (НИИ) - комплекс мер, направленных на создание конкурентоспособного рынка интеллектуальной собственности и открытого цифрового рынка интеллектуальных прав. Конференция, которая пройдет в иннограде Сколково, станет площадкой для первого публичного обсуждения инициативы, ее идеологии и горизонтов реализации.

«Нам кажется, что локомотивом, который способен разогнать переход экономики в новую технологическую реальность, является институт интеллектуальной собственности, - сказал Sk.ru cоветник председателя правления Фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности Максим Прокш. - Сейчас практически невозможно себе представить производство материальных объектов нового поколения без их предварительного цифрового описания и моделирования, то есть объект интеллектуальной собственности возникает до того, как появляется материальный объект. Именно поэтому критически важно максимально быстро создать цифровую инфраструктуру оборота интеллектуальных прав. Такая инфраструктура способна повысить качество и скорость заключения сделок с правами на интеллектуальную собственность, а также обеспечить прозрачность движения прав на нематериальные активы для инвесторов и клиентов.

Реализацию идеи предполагается осуществить через принципиально новое, нестандартное технологическое решение - выработку общедоступных стандартов и создание на их основе открытой общественной сетевой платформы для управления интеллектуальной собственностью - IPChain».

В феврале вышло распоряжение правительства РФ № 255-р, согласно которому в 2017 г. на поддержку проектов, выполняемых в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) будет направлено почти 8,5 млрд. руб. Всего же в этом году на данную инициативу с учётом переноса части средств прошлого года предполагается выделить около 12,5 млрд. руб.

Напомним, что НТИ представляет собой комплекс мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г . В декабре 2014 г. в Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу одним из приоритетов государственной политики.

Тем не менее НТИ - не единственная хайтек-инициатива государства. И пока не вполне понятно, как она соотносится с курсом на импортозамещение, созданием Фонда развития информационных технологий (ФРИТ), разработкой госпрограммы «Цифровая экономика» и другими госпроектами. Какие перспективы открывает НТИ для ИТ-разработчиков? Какой экономический эффект могут дать вложения в НТИ?

Вот что обозревателю PC Week Владимиру Митину рассказал на этот счет Евгений Ковнир, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), отвечающий за разработку и реализацию НТИ со стороны АСИ.

PC Week: В чем отличие НТИ от других инициатив государства, имеющих отношение к информационным технологиям?

Евгений Ковнир: Существующие программы и НТИ различаются кардинально в первую очередь рынками, на которые они ориентированы. Когда мы говорим об импортозамещении, мы прежде всего говорим о достижении безопасности и независимости от внешней конъюнктуры на уже сложившихся рынках любыми возможными способами. Речь обычно идет о тех рынках, на которых ключевые поставщики сформировали свои правила и диктуют их всем остальным. НТИ - это программа про то, как Россия будет диктовать свои правила на тех рынках, которых еще нет или они только-только формируются. Иными словами, отличие НТИ от других программ в том, что здесь не пытаются догнать уходящий поезд или вскочить на подножку уже движущегося состава. НТИ - про опережение и создание локомотива из российских компаний на глобальном рынке, который потащит весь рынок и будет диктовать свои условия.

О том, как НТИ будет соотноситься госпрограммой «Цифровая экономика» пока сказать трудно, так как эта госпрограмма находится в стадии формирования. Мы взаимодействуем с Минкомсвязью России и стремимся к тому, чтобы эти проекты дополняли друг друга и между ними была определенная гармония. Если программа НТИ рассчитана до 2035 г., то «Цифровая экономика» скорее всего будет рассчитана до 2025 г. и направлена на создание, в первую очередь, современной инфраструктуры. Ситуация окончательно прояснится к маю 2017 г., когда цели и задачи «Цифровой экономики» будут сформулированы.

PC Week: Почему НТИ может быть привлекательна для ИТ-специалистов?

Е. К.: Попытаюсь пояснить суть НТИ на примере вашей читательской аудитории. А это, как я понимаю, ИТ-специалисты разного уровня (от руководителей до рядовых сотрудников), которые ищут новые возможности развития своих бизнесов. Или новые точки своего карьерного или профессионального роста. Дискуссии, проводимые в рамках НТИ, с одной стороны, предоставляют этим ИТ-специалистам возможности реализовать те или иные свои бизнес-идеи, а с другой - найти для себя новые точки роста путем участия в проектах, предложенных другими компаниями. У нас нет задачи кого-то «притянуть» к реализации НТИ и заставить кого-то что-то делать или не делать. Если у людей есть желания, совпадающие с задачами НТИ, то мы предоставляем им возможности реализовать эти желания. Рабочие и экспертные группы НТИ, состоящие из профессионалов в соответствующих рыночных направлениях, собираются регулярно. Такого рода площадки для дискуссий сейчас есть в Москве и Санкт-Петербурге. Но мы планируем создать их и в других городах.

PC Week: Какую цель преследует АСИ в проекте НТИ?

Е. К.: НТИ уже объединила тысячи людей - предпринимателей и экспертов, ученых, представителей системы образования, государства и общества. Однако это не единственный проект АСИ, образованного в августе 2011 г. с целью содействия развитию социальной и профессиональной мобильности молодых профессиональных кадров и коллективов в сфере среднего предпринимательства и социальной сфере путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив. Свою основную задачу в НТИ мы видим прежде всего в организации конструктивных дискуссий между государством, бизнесом и образованием.

Ведь очень важно, чтобы бизнес, государство и образование действовали согласованно и в интересах большинства людей. Чтобы государственные институты делали свою работу быстро, качественно и эффективно. Тогда, возможно, и высокотехнологичные сегменты отечественной экономики получат импульс к развитию, а производительность труда в нашей стране (ну или хотя бы ВВП на душу населения) не будут в разы ниже аналогичных показателей некоторых других стран.

АСИ в структуре НТИ отвечает за стратегию НТИ и организацию рабочих групп. В рамках НТИ предполагается использование различных инструментов поддержки - как от институтов развития, так и от финансовых институтов.

PC Week: Как строится работа НТИ?

Е. К.: НТИ аккумулирует предложения, поступающие со стороны бизнеса, и формирует из представителей бизнеса работоспособные рабочие группы, развивающие те или иные направления. Эти группы сами разрабатывают концепцию своего развития и готовят дорожную карту. Затем защищают эту дорожную карту на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (председателем президиума является премьер-министр Дмитрий Медведев, а его заместителями помощник президента РФ Андрей Белоусов и заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович). Требований к дорожным картам НТИ достаточно много. Одно из них состоит в том, чтобы они обеспечивали выход на новые глобальные рынки емкостью не менее 100 млрд. долл. в год.

В рамках НТИ первыми (примерно год назад) были сформированы четыре рабочие группы: NeuroNet (рынок средств человеко-машинных коммуникаций, основанных на передовых разработках в нейротехнологиях и повышающих продуктивность человеко-машинных систем, производительность психических и мыслительных процессов), AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов и сервисы на основе БПЛА); MariNet (распределенные системы морского транспорта без экипажа); AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя).

Потом к ним (также в прошлом году) присоединились рабочие группы HealthNet (персональная медицина) и EnergyNet (интеллектуальная энергетика). Эти шесть рабочих групп уже разработали и защитили свои дорожные карты.

Кроме того, в прошлом году были сформированы ещё четыре рабочие группы: FoodNet (системы персонального производства и доставки еды и воды); SafeNet (новые персональные системы безопасности); FinNet (рынок децентрализованных финансовых систем и валют) и MediaNet (высокотехнологичные формы и способы потребления контента человеком). Помимо рыночных направлений есть еще так называемые технологические, которые работают в обеспечение рынков сквозными технологиями, влияющими на все рынки, как, например, искусственный интеллект, большие данные, квантовые технологии. Так, еще в 2015 году на одном из т. н. форсайт-флотов, ежегодных мероприятие АСИ по разработке стратегий и дорожных карт по ключевым направлениям социально-экономического развития, была создана рабочая группа TechNet (передовые производственные технологии), которая защитила свою «дорожную карту» в феврале 2017 г. Таким образом, на конец февраля 2017 г. в рамках НТИ сформированы десять рабочих групп. Однако в дальнейшем их список может быть расширен. Так, уже вырисовываются лидеры своего рода «новой легкой промышленности», утверждающие, что скоро значительная часть одежды будет изготавливаться на 3D-принтерах - это рабочая группа FashionNet .

PC Week: На какие цели предполагается израсходовать 8,5 млрд. руб., которые выделены распоряжением правительства РФ № 255-р на поддержку проектов, выполняемых в рамках НТИ?

Е. К.: Рациональным инвестированием выделенных средств занимается проектный офис НТИ, функции которого выполняет ОАО РВК. Мы пришли к выводу, что в рамках НТИ очень серьезное (более серьезное, чем предполагалось ранее) внимание следует уделить образовательной политике: от кружковой деятельности и организации разного рода конкурсов для студентов и школьников, популяризирующих технические специальности, до подготовки большого количества инициативных и квалифицированных специалистов, способных работать в высокотехнологичных секторах экономики. Мы стремимся подготовить плеяду ребят, которые затем пойдут в университеты, захотят получить дополнительное образование. Наша цель - пробудить у юношей и девушек интерес к научно-техническому творчеству и не дать угаснуть этому интересу. Воспитать людей, которым не надо помогать. Которые сами все сделают. Поэтому часть денег, выделенных распоряжением № 255-р, пойдет на создание на базе университетов профильных центров компетенций, призванных обеспечить связь между бизнесом и образованием. А также направить в нужное русло исследовательские работы, которые ведут вузы.

Ещё одна часть этой суммы пойдет в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (его также называют Фондом содействия инновациям, или Фондом Бортника). Напомню - это федеральное государственное бюджетное учреждение было образованно в феврале 1994 г. по инициативе доктора технических наук Ивана Михайловича Бортника.

Цель данного ФГБУ - оказание финансовой поддержки молодым инноваторам и малым предприятиям, которые занимаются высокотехнологичными разработками с потенциалом коммерциализации. Фонд имеет представителей более чем в 70 регионах России и реализует ряд программ, в том числе связанных с поддержкой проектов, выполняемых в рамках НТИ. В рамках этих программ отдельные компании могут получить до 20 млн. руб. на преодоление технологических барьеров.

Поддерживает НТИ и РВК, имеющая широкий набор инструментов, направленных на развитие венчурного инвестирования в стране. Согласно постановлению правительства РФ № 317 от 18.04.2016 г. «О реализации Национальной технологической инициативы», она отвечает за реализацию данной инициативы, т. е. является ключевым участником НТИ. Для этого в РВК создан проектный офис НТИ.

Сейчас РВК обсуждает с Внешэкономбанком вопрос о предоставлении льготных кредитов компаниям (в том числе айтишным), выходящим на международные рынки, у которых уже есть продукты, востребованные в нашей стране. Поэтому не исключено, что часть из упомянутых выше 8,5 млрд. руб. пойдет на погашение процентов по такого рода кредитам. Есть еще адресная поддержка проектов рабочих групп из Фонда НТИ, созданного ОАО РВК.

PC Week: Какие проблемы стоят перед членами рабочих групп НТИ?

Е. К.: Самые разные. В частности, организационные. Так, при продаже софта за рубеж возникает множество бюрократических барьеров. В том числе связанных с необходимость контроля этих сделок со стороны Центробанка. Или вот такой пример: одной компании, дабы оперативно проверить свои идеи, необходимо было на очень непродолжительное время ввезти в нашу страну высокопроизводительные процессоры, а затем отправить их обратно. Оказалось, что эта процедура в принципе возможна, но ее оформление может занять несколько месяцев. Разве это правильно?

Понятно, что в стране нет «единого окна», куда инновационная компания может прийти и решить все свои проблемы нормативно-правового характера. Есть две основные группы такого рода проблем. Одна из них связана со снятием барьеров, возникающих не у высокотехнологичных, а у обычных бизнесов. А другая - со снятием барьеров, возникающих у высокотехнологичных компаний (в том числе айтишных). Мы сейчас «коллекционируем» и систематизируем эти барьеры, дабы организовать работу по их преодолению.

Однако подчеркну: дело не только в финансовых инструментах и лоббировании тех или иных законодательных актов (включая законы по охране интеллектуальной собственности). Есть много компаний, которые работают в контуре НТИ и взаимодействуют с АСИ, но никакой спецподдержки со стороны государства не получают. Да и не требуют.

PC Week: Бытует мнение, что многие российские ИТ-компании, продукция которых пользуется хорошим спросом не только в нашей стране, но и за рубежом, полностью «сделали себя сами», без какой-либо поддержки со стороны государства. Просто у людей были интересные идеи, и они смогли развить их и довести до коммерческого успеха...

Е. К.: Это не всегда так. Обратите внимание - основатели этих компаний, как правило, в юном возрасте занимались в определенных кружках или учились в физико-математических спецшколах.

Давайте отмотаем время на несколько десятков лет назад и вспомним инициативы академика Ершова, призывавшего преподавать информатику в школах. Были бы у нас успешные ИТ-компании, если бы в 1980-х не было этих инициатив? И если бы не было ребят, которые ещё в школьном возрасте не познакомились с различными аспектами информатики? И потом не применили свои знания для реализации бизнес-проектов?

Совершенно справедливо говорят, что «научные дети, внуки и правнуки» Андрея Петровича Ершова работают во многих городах России и большом числе стран мира - от США до ЮАР и Китая. Сейчас уже мало кто помнит, что именно академик Ершов ещё в середине прошлого века понял научную, общекультурную и прикладную значимость решения проблемы общения с ЭВМ на естественном языке и к уточнению постановки этой задачи неоднократно возвращался в ряде своих работ, цитируемых как в нашей стране, так и за рубежом. В нашей стране интерес к этой проблеме не угас и в настоящее время. Только «Фонд Бортника» проинвестировал около сотни проектов, связанных с искусственным интеллектом

Заметьте: среди дорожных карт НТИ первой была утверждена карта NeuroNet. Сейчас в нашей стране есть коллективы, работающие, условно говоря, над «российским Watson».

PC Week: Как вы оцениваете экономический эффект от вложений в НТИ? Цифровизация каких отраслей может принести ощутимую пользу в самом ближайшем будущем?

Е. К.: Если говорить о цифровых технологиях в целом, то существуют отрасли, в которых степень цифровизации очень высока уже сейчас. В прошлогоднем обзоре The Boston Consulting Group «Россия онлайн? Догнать нельзя отстать» в первой тройке таких отраслей называются «Медиа» (c появлением Amazon, Netflix и других цифровых игроков расстановка сил в данной отрасли существенно изменилась не в пользу традиционных каналов), «Розница» (интернет-магазины наращивают свою долю рынка, а цепочки поставок товаров претерпевают существенные изменения), а также «Телекоммуникации, страхование и банковское обслуживание» (где цифровые технологии имеют ключевое значение как для инициатив, ориентированных на клиентов, так и для оптимизации внутренних процессов).

Всего же BCG выделяет восемь отраслей, в которых степень влияния цифровых технологий может быть очень высока. Помимо трех вышеуказанных, это металлургия, нефтегаз, электроэнергетика, машиностроение; здравоохранение и образование; транспорт и логистические услуги; автомобильная промышленность; потребительские товары.

Кроме того, есть новые рынки, которые только-только зарождаются, но будут очень быстро расти в ближайшие 5‒15 лет. Мировая практика показывает, что на новых рынках можно преуспеть больше, чем на уже сложившихся. Этим и занимается НТИ. Также необходимо отметить, что ИТ - это основа практически всех платформ, формируемых в рамках новых бизнесов. Поэтому ребята, которые будут заниматься дронами, искусственным интеллектом, беспилотным транспортом и другими высокотехнологичными вещами, без работы не останутся. Обратите внимание - у тех, кто пошел в ИТ-сферу в начале 1990-х, сейчас заработки, как правило, выше, чем у тех, кто пошел в другие технические сферы. Дело, конечно, не только в уровне зарплаты. Хотя и он, конечно, для большинства людей очень важен. Многие специалисты уехали за рубеж не потому, что им нравится та или иная страна, а потому, что они не смогли реализовать себя здесь. У людей должна быть возможность преуспеть на своей родине. Это одна из задач НТИ.

Что же касается контрольных цифр, характеризующих экономический эффект от вложений в НТИ, то они отражены в соответствующих дорожных картах. Если же говорить об эффективности НТИ в целом, то можно вспомнить об очень старых крупномасштабных проектах (например, ГОЭЛРО), так и о более новых («Атомный проект», «Проект по освоению космоса» и др.). Тогда кто-то с высокой степенью точности прогнозировал совокупный долгосрочный экономический эффект от реализации этих проектов? Едва ли. А ведь итоги этих проектов ощущаются и сейчас.

PC Week: Спасибо за беседу.