День права в библиотеке правовое воспитание. Методические рекомендации по организации и проведению единого дня правовых знаний в библиотеках ярославской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕ-НОЙБЕРСКАЯ СШ №2» ГУДЕРМЕССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

366212, Чеченская Республика, Гудермесский муниципальный район,

Нижне-Нойберское сельское поселение, К.Л. Тепсуева, 38,40

E-mail: сайт : тел . 8928-890-13-61

«Утверждаю»

Директор школы МБОУ

«Нижне-Нойберская СШ №2»

М.Э.Муцаев

ПЛАН

проведения мероприятий, посвященных

Наименование мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1.

Тематическое оформление в общеобразовательных организациях к Международному Дню прав человека (10 декабря).

04.12.2017 г.

Директор школы Муцаев М.Э.,

зам. по АХЧ

Муцаев С.Э.

2.

Проведение конкурсов сочинений среди учащихся 9-11-х классов «Мы разные, но мы вместе!»

04.12.2017 г.

Зам. директора по УВР Рахматуллаева Т.Л.,

учителя русского языка и литературы

3.

Проведение классных часов «Чтобы счастливо жилось», «Имею право» с уч-ся 1-11-х кл.

05.12.2017 г.

Зам. директора по ВР Ясаева З.М.

классные руководители 1-11-х классов.

4.

Выпуск тематических листовок и буклетов «Человек имеет право»

05.12.2017 г.

Зам. директора по ВР Ясаева З.М., уч. Самоуправление школы

5.

Проведение уроков правовой грамотности «Законодательство и права человека» с уч- ся 8-9-х кл.

05.12.2017 г.

Зам. директора по УВР Рахматуллаева Т.Л., Учителя истории и обществознания Исраилов С-А.Ш., Исраилов Х.С-А.

6.

Проведение бесед с учащимися 4-8-х кл. «Что такое права, и что мы про них знаем».

06.12.2017 г

Зам. директора по ВР Ясаева З.М., классные руководители 1-4-х классов.

7.

Внеклассное мероприятие «Имею право» с уч-ся 10 класс.

06.12.2017 г

Педагог-организатор Сайдулаева Х.А.

8.

Проведение утренников «Твои права от «А» до «Я» с уч-ся 1-4-х кл.

07.12.2017 г

Зам. директора по УВР Рахматуллаева А.Л. классные руководители.

9.

Проведение конкурсов чтецов, посвященных Международному Дню прав человека среди учащихся 5-7-х кл.

07.12.2017 г

Зам. директора по НМР Муцаева Х.И.,

учителя русского языка и литературы.

10.

Организация встреч и проведение уроков обществознания с уполномоченными по правам человека.

07.12.2017 г

Директор школы Муцаев М.Э.,

учителя обществознания.

11.

Проведение акции «Необходимо знать свои права!».

С 05.12. по 09.12.2017 г

Директор школы Муцаев М.Э., зам. директора по ВР Ясаева З.М.

12.

Проведение литературно- правовой викторины «Я и мои права» с уч-ся 9-11-х кл.

08.12.2017 г

Зам. директора по УВР Рахматуллаева Т.Л., учителя литературы и обществознания.

13.

Проведение книжно-иллюстративной выставки «Достоинство личности»

С 04.12. по 09.12.2017 г

Зам. директора по ВР Ясаева З.М.,

учитель ИЗО Дениева Ф.И., библиотекарь Мацаева Р.С.

14.

Подведение итогов: подготовка статьи в районную газету «Гумс», подготовка информации по итогам проведенных мероприятий и размещение ее на сайте ОУ.

Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе

Задачи:

  1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
  3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
  4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
  5. Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
  6. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Учащиеся разбиты на 3 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На экране демонстрируются слайды презентации.

1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

4 слайд. Сегодня отмечается День прав человека.

4 ученик.

У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.

5 слайд. «Зверства фашистов»

Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

5 ученик. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

6 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Александра – защитница
Алина – благородная
Алла – лань
Анастасия – воскрешённая
Андрей – мужественный
Дарья – сильная

Екатерина – чистая
Максим – величайший
Мария – желанная
Никита – победитель

Артём – здоровый
Арина – мир
Виктория – победа
Виктор – победитель
Даниил – бог – мой судья
Дамиан – покоритель

Ольга – святая
Руслан – лев
Сергей – высокий
Софья – мудрая
Степан – венец

8 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

9 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

    В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.

    На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.

    Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.

    Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

Учитель. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).

Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).

10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).

На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой ключик", "Белоснежка и семь гномов", к басне "Квартет".

Ребята должны ответить на вопросы:

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)

В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)

13-15 слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок»).

Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?

16 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».

Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».

  • Какие желания были у Жени?
  • У неё было право выбора?
  • На что она потратила последний лепесток?
  • Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.

Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.

Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.

  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
  • В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
  • Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
  • В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
  • Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
  • Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
  • Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
  • Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

18 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

19 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

  • Я имею право быть чёрным и белым.
  • Я имею право быть ловким и смелым.
  • Ты имеешь право иметь своё имя.
  • Ты имеешь право быть просто любимым.
  • Мы имеем право на всём белом свете.
  • Мы имеем право! Мы – дети!

ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я». Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.

Используемые материалы:

  1. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.
  2. Материалы сайта "Детский правовой сайт".
  3. Стихотворения Резник Ф.Э.

Законы, которые вам помогают
День правовых знаний

Цели и задачи: воспитывать личность, осознающую достоинства человека; формировать умения разрешать конфликты мирным путем; воспитывать гражданские чувства школьников, уважение к своему народу, любовь к Родине; формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь; формировать гражданскую позицию ученика; развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно - исторических традиций родного села, города, края, других народов.

Основной целью деятельности Центральной библиотеки г.Изобильного в вопросах правового просвещения и информирования граждан является создание системы информирования населения по вопросам законодательства и права, повышение уровня правовой культуры и правосознания граждан, распространение знаний о правах ребёнка; обеспечение широкого доступа детского и взрослого населения к правовой информации.

Уделяя большое внимание проблеме защиты прав человека, библиотека использует всё многообразие форм и методов библиотечной работы: проведение обзоров, игровых ситуаций с элементами правовых знаний, правовых викторин, оформление разноплановых книжно - иллюстрированных выставок, электронных презентаций, профилактических бесед на правовые темы, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, активно используются в работе партнёрские связи с представителями правоохранительных органов и многие другие. Содержание и формы библиотечной работы отразились в тематике Дня правового знания , который состоялся 8 апреля 2014г., и, определяются реальными возможностями библиотеки, спецификой работы Центра правовой информации и результатами мониторинга индивидуальных по-требностей и интересов пользователей в области права.
Воспитание правовой культуры должно начинаться с молодого возраста и потому мы должны всем комплексом воспитательных форм и методов прививать уважение к политическому строю, к правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, воспитывать дух равноправия, нетерпимости к плохому.
Теме повышения правовой культуры общества и каждого ребёнка отдельно, в рамках программы, был посвящён урок права «Молодёжь в современной России» с учащимися МКОУ СОШ №19. На мероприятии были затронуты вопросы о правах и обязанностях ребёнка в Российской Федерации, о защите этих прав и возможности ими пользоваться, знании законов и последствий за совершённые правонарушения.


Подробно об этом говорила на встрече с учащимися капитан полиции, старший инспектор по делам несовершеннолетних Дробишева Мария Сергеевна. На встрече под названием «Правонарушения несовершеннолетних и их последствия», говорилось о том, какое наказание грозит за нарушение законов несовершеннолетними гражданами, были озвучены цифры и факты по правонарушениям в нашем городе. Мария Сергеевна приводила примеры из жизненных ситуаций, рассказала ребятам о том, как отстоять свои права и не стать жертвами преступлений. В ходе встречи было задано много вопросов, отвечая на которые, гостья подчеркнула, насколько важно быть юридически грамотным и знать не только свои права, но и обязанности. Такие встречи дают не только достоверную информацию, но и способствуют повышению юридической грамотности молодёжи.


В программе использованы материалы познавательного и игрового характера, дающие детям теоретические знания об опасных жизненных ситуациях дома, в общественных местах, на транспорте. Школьников познакомили с важными в их жизни документами, закреплёнными в Семейном и Гражданском кодексах РФ, Конституции РФ, с международными документами о правах ребёнка: Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребёнка, в которых провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей, с применением электронной слайд презентации «Право быть ребёнком».


Ребятам напомнили, что наличие прав предполагает и обязанности, поэтому вместе обсудили последствия тех или иных противоправных поступков и узнали ответы на вопросы: какова ответственность несовершеннолетних за эти проступки, кто заботится о том, чтобы права и обязанности соблюдались в игровой программе «Правовая компетентность подростка» и электронной версии игры по принципу крестики - нолики «Просто шалости или хулиганство». Были разыграны различные жизненные ситуации «Твои права и обязанности», во время которых дети принимали самостоятельные решения, не нарушая при этом прав других людей.


Одним из важнейших условий обеспечения эффективности проведения Дня правовых знаний является наличие доступа детей к правовой литературе, содержащейся в библиотечном фонде. Раскрыть фонды правовой тематики помогла книжно - иллюстративная выставка, организованная в библиотеке «Детство - территория закона», на которой были представлены правовые документы по заявленной теме, материалы о работе социальных учреждений в этом направлении, о роли семьи и школы в жизни детей.


В заключение встречи всем вручили памятки «Первая встреча с законом» с кратким перечнем прав ребёнка и телефонами и адресами служб, способных ребёнку оказать помощь. Таким образом, в дело правового воспитания несовершеннолетних библиотеки могут внести свой ощутимый вклад и способствовать созданию благоприятных условий для формирования у подрастающего поколения правовой культуры.
Библиотеки всегда были и остаются центрами культуры и нравственности. Имеющиеся информационные ресурсы в библиотеках позволяют вести широкую просветительскую деятельность. «Пользователям электронных ресурсов - о пенсионном законодательстве» - под таким заголовком прошёл познавательный час для людей пенсионного возраста и инвалидов, получивших квалифицированную помощь по различным вопросам: о льготных пенсиях, и о повышении пенсионного возраста, о перерасчётах и индексациях сумм пенсий, предлагались листовки по социальным вопросам, вопросам ЖКХ.



Информационно - правовой экскурс в историю познакомил собравшихся с основными вехами возникновения государственного пенсионного обеспечения в России. В рамках программы был оформлен тематический стеллаж для пользователей библиотеки пенсионного и предпенсионного возраста «Правовое поле пенсионера», на котором были размещены издания, публикации о пенсионной системе в Российской Федерации и проведён обзор литературы по материалам законодательных и нормативно-правовых актов, комментариев и разъяснений к ним.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективности работы по правовому информированию граждан можно считать наличие открытого доступа читателей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: Консультант Плюс, и Интернет-ресурсам, на сайтах которого в течение дня проводились консультации, обучение пользованием этими программами.
По устным опросам, проведёнными с присутствующими будущее пенсионного обеспечения вызывает интерес у всех, несмотря на то, что большинство уже являются пенсионерами. Для желающих организована экскурсия - знакомство "Ваше право на информацию"с основным фондом литературы по вопросам права и проведена консультация по справочно - библиографическому аппарату.

В библиотеках Веневского района прошли мероприятия к Всемирному дню детей, провозглашенному Организацией Объединенных Наций.

Это день, посвященный деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Дата выбрана не случайно: 20 ноября 1989 года Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, обязывающих все страны обеспечить детям хорошую жизнь и счастливое детство. Генеральная Ассамблея ООН предложила отмечать этот праздник в той форме и в тот день, которое каждое государство признает для себя целесообразным. В нашей стране эту дату отмечают как Всероссийский День правовой помощи детям.

Т.С. Наумова, библиотекарь ЦСЗИ

Детская библиотека: «Права ребенка – права человека» (6+)

В рамках Всемирного дня прав ребенка в Венёвской детской библиотеке–филиале состоялась презентация книжной выставки «Права ребенка – права человека». На выставке представлена литература о правах ребенка в Российской Федерации, о защите этих прав.

На страницах этих книг дети смогут познакомиться с теми или иными поступками и последствиями, узнают как вести себя в различных жизненных ситуациях и то, что можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.

Зав. ДБФ Емельянова Т. А.


Центральная библиотека: «Пусть всегда будет детство!» (12+)

В Межпоселенческой библиотеке действует тематическая выставка «Пусть всегда будет детство!», знакомящая читателей с документами, в которых прописаны права детей, как международными, так и российскими и региональными.

На сайте действует виртуальная выставка « « .

Т.С. Наумова



Бельковский СБФ: «Закон мы будем уважать,свои права вы будем знать» (6+)

Библиотекарь Бельковского СБФ провела с обучающимися МОУ «Бельковский ЦО» правовой час «Закон мы будем уважать,свои права вы будем знать». Библиотекарь рассказала ребятам о празднике, которому посвящена встреча, и о главном документе, защищающим их права – Международной конвенции о правах ребенка.

В стихотворной форме ребята познакомились с основными статьями Конвекции, а закрепили свои знания с помощью викторины «Права литературных героев». Все ребята узнавали сказки, но смотрели на них уже с правовой точки зрения и в каждом произведении старались выяснить, какие права героев нарушены.

Также им было рассказано, что у детей помимо прав есть и обязанности, которые они должны соблюдать.В итоге пришли к выводу, что законы необходимо знать, уважать и соблюдать. В завершение мероприятия ребята познакомились с книгами, в которых нарушены права детей и взяли их для прочтения.

Библиотекарь Шайкина Л.И.


Кукуйский СБФ: «Вы бывали в стране Прав и Обязанностей?» (6+)

В Кукуйском СБФ библиотекарь совместно с работниками Дома культуры провели викторину «Вы бывали в стране Прав и Обязанностей?», посвящённую Дню принятия Конвенции о правах ребёнка.

Ведущие сказали, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всём мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребёнка, потому что дети не могут ещё себя защитить самостоятельно. Каждое право несёт с собой обязанность. Ребята посмотрели презентацию «Права, свободы и обязанности сказочных и литературных героев», ответили на вопросы викторины «Своя игра», связанную с правами и обязанностями людей. Участники, показывая карточки с правами (учёба, отдых, жизнь, семья) доказали, что каждое право подкрепляется обязанностями. Мы выяснили, что все люди имеют равные права и обязанности.

Библиотекарь оформила книжную выставку «В стране Прав и Обязанностей», провела обзор художественной литературы и представила книги, в которой нарушены различные права героев.

Т.Е. Плаксина


Метростроевский СБФ: «Каждый ребёнок имеет право» (6+)

Библиотекарь Метростроевского СБФ совместно с педагогами Гурьевского ЦО имени С.К. Иванчикова провели для учащихся школы в помещении зала клуба правовой урок «Каждый ребёнок имеет право», приуроченный к Международному дню защиты прав ребёнка.

В начале детям библиотекарь Е.П. Маркелова познакомила детей с Конвенцией о правах ребёнка: что это за документ и как он защищает детей. Затем детям напомнили об основных правах и обязанностях школьников. Был показан мультипликационный фильм «Чудо-юдо», где на примерах сказочных героев ребятам было показано кто, где и когда нарушил общепринятые законы и что из этого вышло.

Е.П. Маркелова


Тулубьевский СБФ: «Дети — это наше будущее» (12+)

20 ноября в Тулубьевском СБФ состоялась беседа «Дети — это наше будущее», посвященная Всемирному дню ребенка. Библиотекарь Зыкова Т.А. рассказала детям о истории возникновения праздника, который начал отмечаться с 1956 года. Мировые организации, борющиеся за права человека, провозглашают, что первостепенной задачей родителей на планете является — обеспечение достойной, счастливой жизни детям. От воспитания подрастающих людей зависит будущее страны, мира.

Т.А. Зыкова


Детская библиотека: «Мы тоже имеем права» (6+)

21 ноября работники Веневской детской библиотеки–филиала провели для своих читателей правовой урок «Мы тоже имеем права».

В ходе урока ребята не только познакомились с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, но и постарались научиться применять их жизни. Свои знания читатели проверили, выполняя разбор ситуаций «Права и обязанности», «Правовой лабиринт». Учувствовали в играх «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав», «Составьте слово», «Песни о правах». Ребята оказались в различных правовых ситуациях и поняли, что у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда когда, не нарушаются права других людей.

В заключении Библиотекарь Кабанова Е.В. провела викторину «Твои права и сказочная страна». К Всемирному дню ребенка была оформлена книжная выставка «Права ребенка – права человека».

Библиотекарь Кабанова Е.В.


Студенецкий СБФ: «Мир детства — заветная страна» (6+)

22 ноября библиотекарь Студенецкого СБФ вместе с учителем Макридиной Е.В. провели в МОУ Студенецкая ОШ урок права «Мир детства — заветная страна», приуроченный к Всемирному дню прав ребенка.

Обучающихся познакомили с основными документами о правах ребенка, понятием «право», поговорили о правах и обязанностях ребенка; составили основные слова этого дня; провели конкурсы «Назови сказку», «Поэтический», «Загадочный», «Права ребенка»; поиграли в «Веселое ЭХО»; разобрали ситуации «Права и обязанности»; пришли к мнению, что нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Библиотекарь Сытникова Галина Владимировна

В рамках областного Дня права 2014 в библиотеках Кстовской ЦБС традиционно прошёл цикл мероприятий.

День информации в Ближнеборисовской библиотеке

18 октября в Ближнеборисовской сельской библиотеке-филиале № 8 состоялся День информации с участием юриста Вадима Серова. В ходе встречи он ответил на многочисленные вопросы сельчан по трудовому, жилищному и семейному праву, провёл индивидуальные консультации. Н. М. Кириллова, зав. библиотекой, сделала обзор книжно-журнальной выставки «Поговорим о праве», на которой были представлены юридические издания по различным правовым проблемам: по защите прав потребителей, об административном и уголовном праве, об обжаловании незаконных действий должностных лиц. Присутствующие были оповещены о Центрах правовой информации в Областной библиотеке им. В. И. Ленина и Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина, где все желающие могут получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

Правовой турнир в Работкинской библиотеке

21 октября для обучающихся МБОУ СОШ с. Работки сотрудники детской и взрослой библиотек провели турнир «Правовой эрудит».

А. С. Калинина и Н. С. Клюшанова, ведущие мероприятия, рассказали школьникам о «Конвенции о правах ребёнка» и представили видеоролик «Права детей и подростков».

В ходе конкурса дети разделились на три команды: «Солнышко», «Снежинки» и «Икар». Юные знатоки права с большим интересом участвовали в игре и дружно выполняли задания разнообразных раундов: «Разминка», «Сильное звено», «Конкурс капитанов», «Кто быстрее», «Правила и виды социальных норм». Команда победителей «Снежинки» была отмечена памятными призами. Обучающиеся - Пылаева Настя, Фролова Ксения, Хвастунова Вера, Гамова Маша, Ложкин Дима, Черняев Андрей и Овчинников Сергей - показали отличные знания в области права.

Правовой журнал для младших школьников в Работкинской детской библиотеке

23 октября для обучающихся начальных классов сельской школы сотрудники Работкинской детской библиотеки-филиала № 6 провели устный журнал «Я имею право».

Н. С. Клюшанова рассказала школьникам о международном правовом документе, определяющем права детей - «Конвенции о правах ребенка». В ходе встречи был продемонстрирован видеофильм «Декларация о правах ребенка», где в доступной форме представлена информация о правах детей. Школьники активно участвовали в тематической викторине. Н. А. Назарова, главный библиотекарь, сделала обзор книжной выставки «Право и мы».