Защита информации: нормативно-методические и руководящие документы. РД (Руководящие документы) Руководящие документы по

Категории


Руководящий документ, т.е. РД — это документ, в котором четко описана техническая сторона производственной деятельности. Также в подобных документах часто указываются различные виды работ. Это необходимо для того, чтобы предприятия различного назначения могли работать четко и слажено, не допуская ошибок на производстве или в сфере своей деятельности.

К примеру, руководящий документ какой-либо государственной службы включает документы, определяющие правила организации и выполнения внутренней деятельности. При этом учитываются федеральные законы, а также обязательно принимаются во внимание нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Обязательно в РД входят также документы, которые четко определяют статус и полномочия подразделений структуры, а также указывают их функции. Могут быть указаны в руководящих документах и данные по обязанностям и правам работников различных государственных служб или предприятий.

Как правило, в РД указываются и правила эксплуатации механизмов, а также особенности проведения работ на предприятиях. Это необходимо, чтобы компания работала слажено, чтобы каждый сотрудник понимал, какие обязанности на него возложены.

Разработкой руководящих документов занимаются профильные государственные ведомства, т.к. это часть их обязанностей. Кроме того, могут составлять РД и руководители предприятий, которые занимаются эксплуатацией соответствующих механизмов. Но очень важно, что каждый составленный документ должен в обязательном порядке пройти согласование в государственных контролирующих органах. В противном случае, он не будет подтвержден официально и останется лишь кучей бумаг на столе у того, кто его составил.

Руководящий документ -н ормативный документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов нормирования, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, доступный широкому кругу потребителей (пользователей) и утвержденный в установленном в отрасли порядке.

Охрана труда - Руководящие документы

Правила и нормы охраны труда и безопасности жизнедеятельности это далеко не негласные законы или теория в учебниках. Регулярно, в связи с новыми инновациями в различных отраслях промышленности, создаются новые руководящие документы, которые обязывают администрацию или руководство той или иной организации, предприятия, завода и т.п. проводить различного рода инструктажи, вводить новые меры безопасности. Руководящие документы включаются в себя законы и положения, как советских времен, так и недавние нововведения.

Руководящие документы охватывают все сферы промышленности, правила поведения на рабочем месте для представителей различных профессией и т.д. Целью создания таких документов является обеспечение безопасности сотрудников всех отраслей, особенно на объектах повышенной опасности.

Кроме того, такие документы регулируют нормы взаимоотношений между работодателями и сотрудниками в современном обществе.

Регулирующие документы состоят не только из решений правительства и специальных комиссий, но включают в себя и международные нормы и требования, обязательные к выполнению на различных объектах, транспорте, промышленности в целом, в организациях и т.д.

    Приказа Министра обороны РФ на учебный год;

    Организационных указаний Главнокомандующего Сухопутными войсками РФ;

    Указаний Начальника войск РХБ защиты;

    Приказа командующего войсками военного округа (например, МВО);

    Приказа командира воинской части по организации боевой подготовки на период обучения.

На основании этих документов составляется план боевой подготовки воинской части. В плане указываются:

    основные задачи по боевой подготовке на период обучения;

    программы, которыми необходимо руководствоваться при обучении подразделений в зависимости от их укомплектованности личным составом;

    порядок подготовки личного состава и слаживания подразделений в ходе выходов на полигон, батальонных полевых выходов, тактических учений, занятий в системе командирской подготовки и других мероприятий;

    порядок подготовки объектов учебной материально-технической базы к занятиям и всестороннего обеспечения процесса боевой подготовки;

    организация руководства боевой подготовкой и другие вопросы, раскрывающие порядок подготовки проведения занятий, направленные на обеспечение требований безопасности, сохранности оружия и боеприпасов и учитывающие особенности полевой выучки войск в различных регионах.

В соответствии с программами обучения по специальностям войск РХБ защиты (например, ВУС 098001 «Боевое применение подразделений и частей радиационной и химической разведки», (ВУС-111000) «Применение подразделений, частей и соединений РХБ защиты», (ВУС-510200) «Эксплуатация и ремонт вооружения и средств РХБ защиты») и планом боевой подготовки части в каждом подразделении составляются расписания занятий с личным составом на неделю, в которых отражаются:

    день недели, дата проведения занятия, с каким подразделением проводится;

    предметы обучения, номера тем и занятий, их краткое содержание;

    место и время проведения занятий;

    руководитель занятия;

    материальное обеспечение занятия, руководства и пособия.

В ротном расписании занятий указываются все перечисленные пункты для каждого взвода. Расписание занятий составляется в соответствии с распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, начиная с подъема личного состава и заканчивая последним часом самостоятельной подготовки. Расписание занятий подписывается командиром роты и утверждается вышестоящим командиром (командиром батальона, начальником службы РХБ защиты).

Особое значение в проведении боевой подготовки войск играет учебная материально-техническая база (УМТБ) воинской части.

Учебная материально-техническая база – это комплекс материальных и технических средств, зданий и сооружений, обеспечивающих подготовку специалистов по установленным военным специальностям войск РХБ защиты. Она должна обеспечивать качественное проведение всех занятий, предусмотренных учебными планами и программами, полное усвоение обучаемыми изучаемого материала, приобретение ими командных, методических и практических навыков и соответствовать уровню развития военного дела, науки, техники и современной методике обучения.

Основными элементами УМТБ являются:

    учебное вооружение и военная техника, учебно-тренировочные средства, вычислительная техника, технические средства обучения, приборы, наглядные пособия и др. учебное имущество;

    аудитории, классы, комнаты для хранения оружия, кабинеты, лаборатории, библиотеки и другие помещения;

    специальные учебно-тренировочные комплексы, учебные городки (огневые, инженерные, РХБ защиты, караульные и т.д.), стрелковые тиры, строевые плацы и другие объекты, предназначенные для отработки программ по общевоенной и специальной подготовке;

    учебные мастерские, автомобильные гаражи, парки для стоянки гусеничных машин, пункты технического обслуживания, склады для хранения военной техники, оружия, приборов, военно-учебного и другого имущества;

    учебники и учебные пособия, учебно-методические документы и другие материально-технические средства.

В каждой воинской части имеются учебно-тренировочные комплексы, учебные городки и другие объекты для практической подготовки личного состава и привития им практических навыков и умений по каждой специальности войск РХБ защиты. В крупных воинских частях (соединениях), военно-учебных заведениях имеются учебные центры, оборудованные всем необходимым для обеспечения боевой подготовки личного состава. (Например, учебно-тактическое поле оборудовано окопами, ходами сообщений, макетами техники, различными знаками, ограждениями и т.д.).

В пособии излагаются основные тенденции развития организационного обеспечения безопасности информационных систем, а также подходы к анализу информационной инфраструктуры организационных систем и решению задач обеспечения безопасности компьютерных систем.

Для студентов по направлению подготовки 230400 – Информационные системы и технологии (квалификация «бакалавр»).

Книга:

3.1. Основные нормативные руководящие документы, касающиеся государственной тайны

В РФ сформулированы и продолжают формулироваться правовые механизмы, способствующие созданию целостной системы ограничения на доступ к информации. В нашей стране законодательством охраняется значительное количество видов тайн, основным из которых является государственная тайна.

Основные понятия:

государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ;

носители сведений , – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и/или в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

перечень сведений , составляющих государственную тайну – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;

специальные объекты – пункты управления государством и Вооруженными силами РФ, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в военное время;

военные объекты – боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения;

режимные объекты – военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;

инфраструктура экономики рф – отрасли экономики РФ, используемые в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

О содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», их боевой и мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов;

Планах строительства Вооруженных сил РФ, других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

Разработке, технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалах, используемых в ядерных боеприпасах, технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

Тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

Дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

Дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

О содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также размещении, фактических размерах и использовании государственных материальных резервов;

Использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

Силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, степени обеспечения безопасности населения, функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства;

Объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изготовителях указанных вооружений, военной техники и другой оборонной продукции;

Достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

Объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также объемах других стратегических видов полезных ископаемых РФ (по списку, определяемому правительством РФ);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

О внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

Финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

О силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

Лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

Организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

Системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, информационно-аналитических системах специального назначения;

Методах и средствах защиты секретной информации;

Организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны;

Защите государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

Расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ;

Подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

Состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

Привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

Фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

Размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

Состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

Фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

К органам защиты государственной тайны относятся:

1) межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

2) органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ), Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ и их органы на местах;

3) органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Функции Межведомст венной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом РФ.

Органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ), Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ и их органы на местах организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ.

При этом Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты информации некриптографическими методами, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Она организует деятельность государственной системы защиты информации от технических разведок на территории РФ и от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования.

Она проводит единую государственную научно-техническую политику в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми правительством РФ, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. При этом в целях повышения защищенности информационно-телекоммуникационных систем органов государственной власти, кредитно-финансовых структур президент РФ Указом от 3 апреля 1995 г. № 334 запретил использование государственными организациями и предприятиями шифровальных средств: криптографических средств обеспечения подлинности информации, в том числе электронной подписи, и защищенных технических средств хранения, обработки и передачи информации, не имеющих сертификата Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ РФ). Запрещено также размещать государственные заказы на предприятиях и в организациях, использующих указанные технические и шифровальные средства, не имеющие сертификата ФСБ РФ. Этим же указом запрещена деятельность юридических и физических лиц, связанная с разработкой, производством, реализацией и эксплуатацией шифровальных средств, а также защищенных технических средств хранения, обработки и передачи информации, предоставлением услуг в области шифрования информации без лицензий выданных ФСБ РФ.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют президент РФ, правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами РФ.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при президенте РФ и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством РФ.

Органы государственной власти, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных им органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ, аппаратах палат Федерального собрания, Правительства РФ организуется их руководителями.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Основные нормативные руководящие документы, касающиеся государственной тайны:

1. Конституция РФ. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом «О государственной тайне» (статья 29).

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статья 13.12 определяет ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации, составляющей государственную тайну. Также данной статьей устанавливается наказание за использование несертифицированных ИС, баз и банков данных, средств защиты информации, составляющей государственную тайну, если они подлежат обязательной сертификации.

Статья 13.13 устанавливает ответственность за занятие видами деятельности в области защиты информации, составляющей государственную тайну без лицензии.

3. Уголовный кодекс РФ. Статья 275, 276 устанавливает ответственность за выдачу государственной тайны в рамках государственной измены. Статья 275 предусматривает освобождение от уголовной ответственности, если лицо, выдавшее государственную тайну иностранному государству, добровольно и своевременно сообщило о своем преступлении органам власти или способствовало предотвращению ущерба.

Статья 283 устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны лицом, которому она была доверена или стала известна, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены. Также определяется мера наказания за то же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Статья 284 устанавливает ответственность за нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, правил обращения с содержащими государственную тайну документами или с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий.

4. Патентный закон РФ. Статья 30.2 определяет, что, если при рассмотрении в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, заявка на изобретение засекречивается и считается заявкой на выдачу патента на секретное изобретение.

5. Федеральный закон «Об архивном деле в РФ». Статья 25 указывает на то, что ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим государственную и иную тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда РФ, признанным находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии.

6. Федеральный закон о государственной тайне. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием и защитой в интересах безопасности РФ.

Нормативно-справочные документы и нормативно правовые акты в области защиты информации:

1. Конституция РФ. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (статья 23).

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статья 13.11 указывает на меры наказания при нарушении порядка сбора, хранения использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Статья 13.12 указывает на меры наказания при нарушении условий лицензий на осуществление деятельности в области защиты информации, в том числе государственной тайны. Статья 13.13 указывает на меры наказания за занятие видами деятельности в области защиты информации, в том числе и составляющей государственную тайну, без лицензии.

Статья 13.14 указывает на меры наказания за разглашение информации с ограниченным доступом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

3. Уголовный кодекс РФ. Статья 137 указывает на меры наказания за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, СМИ (средства массовой информации). Также устанавливается ответственность за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.

Статья 138 устанавливает ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, а также за те же деяния, совершенные с использованием служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. В статье 138 устанавливается ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Статья 183 устанавливает ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа, угроз или иным незаконным способом, а также за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по работе. Также определяется ответственность за деяния подобного рода, причинившие крупный ущерб, совершенные из корыстной заинтересованности или повлекшие тяжкие последствия.

4. Гражданский кодекс РФ. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (статья 139).

5. Патентный закон РФ. Статья 30.2 определяет – если при рассмотрении в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, заявка на изобретение засекречивается и считается заявкой на выдачу патента на секретное изобретение. Засекречивание заявки, поданной иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами, не допускается.

Статья 30.3 устанавливает, что сведения о секретных, содержащие государственную тайну, изобретениях не публикуются в Государственном реестре изобретений РФ.

6. Федеральный закон «Об архивном деле в РФ». Статья 25.

7. Федеральный закон о государственной тайне.

8. Закон о коммерческой тайне. Регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности, определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать расходов, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая и иная информация (в том числе секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

9. Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации.

10. Закон о международном информационном обмене. Целью данного закона является создание условий для участия РФ в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Объекты международного информационного обмена: документированная информация, информационные ресурсы, продукты и услуги, средства международного информационного обмена.

Субъекты международного информационного обмена: Российская Федерация, ее субъекты, органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица РФ и иностранных государств, лица без гражданства.

11. Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Закон дает определения следующим понятиям: Программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

База данных (БД) – объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Адаптация программы для ЭВМ или БД – внесение изменений в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ или БД на конкретных технических средствах или под управлением конкретных программ.

Модификация (переработка) программы для ЭВМ или БД – любые их изменения, не являющиеся адаптацией.

Декомпилирование программы для ЭВМ – технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст в целях изучения структуры и кодирования программы для ЭВМ.

Воспроизведение программы для ЭВМ или БД – изготовление одного или более экземпляров программы для ЭВМ или БД в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ.

Распространение программы для ЭВМ или БД – предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе для ЭВМ или БД, в том числе сетевыми и иными способами, путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для любой из этих целей.

Выпуск (опубликование) программы для ЭВМ или БД – предоставление экземпляров программы для ЭВМ или БД с согласия автора неопределенному кругу лиц (в том числе путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного текста), при условии, что количество таких экземпляров должно удовлетворять потребности этого круга лиц, принимая во внимание характер указанных произведений.

Использование программы для ЭВМ или БД – выпуск, воспроизведение, распространение и иные действия по их введению в хозяйственный оборот, в том числе в модифицированной форме.

Требования законов Российской Федерации детализируются и уточняются в документах ФСТЭК России, ФСБ России и других государственных учреждений, имеющих отношение к обеспечению

безопасности информации и безопасному использованию информационных технологий. К этим документам относятся:

1. Руководящий документ ФСТЭК (Гостехкомиссии) России «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)» 2002 г.

2. Приказ ФСБ Российской Федерации № 66 от 09.02.05 г. «Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)».

3. Приказ ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России № 55/86/20 от 13.02.08 г. «Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных».

4. «Основные мероприятия по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных», утвержденные ФСТЭК России 15 февраля 2008 г.

6. «Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утвержденные ФСТЭК России 15 февраля 2008 г.

7. «Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утвержденные ФСТЭК России 15 февраля 2008 г.

8. «Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации», утвержденные ФСБ России 21 февраля 2008 г. № 149-5/144.

9. «Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утвержденные ФСБ России 21 февраля 2008 г. № 149/6/6-622.

Любая организационно-техническая система в области воздушного транспорта, какими являются Федеральная аэронавигационная служба РФ (ФАНС РФ) и ее составляющие: Единая система организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ), Госкорпорация по организации и обеспечению воздушного движения, системы управления полетами в аэродромном и во внеаэродромном ВП и другие функционируют в соответствии с положениями руководящих документов федерального, регионального и ведомственного уровня. Такими документами являются: законы, указы, приказы, наставления и руководства, содержащие положения, регламентирующие деятельность должностных лиц, их взаимоотношения при решении организационных, финансовых, технических и других вопросов.

Приведем краткое содержание некоторых основных руководящих документов по организации использования воздушного пространства РФ, порядку и правилам подготовки и выполнения полетов.

Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы использования ВП России и деятельности в области авиации, которые направлены на обеспечение потребностей обороны и безопасности государства, народного хозяйства и граждан в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечении безопасности полетов воздушных судов и экологической безопасности. Этим документом в РФ устанавливается три вида авиации: гражданская, государственная и экспериментальная.

Гражданская авиация предназначена для обеспечения потребностей граждан и народного хозяйства, она используется на коммерческой и безвозмездной основе.

Государственная авиация предназначена для выполнения государственных задач: обороны, внутренних дел, безопасности, ликвидации чрезвычайных ситуаций, мобилизационно-оборонных задач и других. Государственная авиация включает в себя авиацию Министерства обороны в составе авиации ВВС, СВ и ВМФ, авиацию Министерства внутренних дел, авиацию Министерства чрезвычайных ситуаций; авиацию ФСБ, авиацию Росавиакосмоса, авиацию РОСТО (ДОСААФ) России.

Экспериментальная авиация предназначена для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследова­тельских работ, а также для испытания авиационной и другой техники.

В воздушном кодексе РФ отражены вопросы управления и обеспечения полетов воздушных судов (ВС), использования средств связи, организации поиска и спасения терпящих или потерпевших бедствие экипажей и пассажиров воздушных судов, а также другие вопросы деятельности органов и должностных лиц всех видов авиации РФ.

Воздушным кодексом РФ установлены приоритеты, предоставляемые пользователям воздушного пространства. Высшим приоритетом обладают действия, связанные с предотвращением вооруженного вторжения на территорию РФ, воздушного нападения и нарушений Государственной границы. Низшим приоритетом обладают действия, направленные на удовлетворение потребностей отдельных граждан в использовании воздушного пространства (ИВП). В воздушном кодексе также приведены часто встречающиеся в различных документах по организации и ИВП понятия. К таким понятиям относятся следующие.



Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Аэродром - участок земли или воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются воздушные суда гражданской и государственной авиации и (или) экспериментальной авиации.

Аэродром совместного использования - аэродром государственной авиации, на котором осуществляется взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме.

План полета воздушного судна - документ, представляемый пользователем воздушного пространства соответствующему органу управления воздушным движением при наличии разрешения на использование ВП.

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации , разработанные в соответствии с Воздушным кодексом РФ, устанавливают порядок ИВП всеми видами авиации РФ в интересах экономики и обороны страны в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, а также обеспечения безопасности при его использовании. В этом документе определены основные понятия, относящиеся к структуре воздушного пространства, пространственным элементам и их размерам, методам и нормам эшелонирования воздушных судов в элементах ВП.

Федеральные правила ИВП определяют основные положения по организации управления воздушным движением (УВД) авиации РФ во внеаэродромном ВП, например, такие как принципы использования ВП; структуру и содержание работ органов оперативного управления ВД; содержание и порядок подачи заявок на ИВП; сущность и виды планирования ИВП и непосредственного управления ВД; организацию связи и радиотехнического обеспечения при ИВП и другие.

Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации устанавливают общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в ВП РФ. В документе определены основные понятия, которые употребляются в правилах. Эти понятия относятся к воздушным судам, аэродромам, метеоусловиям, элементам ВП РФ; к видам и траекториям полета; к полетам в условиях обледенения, грозовой деятельности, турбулент­ности, отказа бортовых или наземных средств радиосвязи, отказа радиолокационных и радиотехнических средств. Знания правил полета необходимы не только экипажам ВС, но и диспетчерам оперативных органов управления полетами и воздушным движением для контроля за действиями экипажей, передачи управляющих команд, информационных сообщений и оказания помощи.

Инструкция по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства. Этот документ введен в действие совместным приказом Министра обороны и Министерства транспорта РФ и предназначен для приведения к единой форме подаваемых от пользователей ВП заявок на использование воздушного пространства РФ, планов полетов ВС, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ. Заявки составляются на специальных стандартных бланках, оформляются в виде телеграмм и передаются в органы обеспечения воздушного движения (управления полетами). Каждая телеграмма состоит из трех частей: первая часть - адресная; вторая - информационная; третья - подписная. Первая и третья части телеграмм заполняются в соответствии с установленными правилами адресования и передачи телеграфных сообщений. Вторая (информационная) часть заявок на ИВП заполняется данными в строго установленных местах бланка, соблюдая установленный шрифт, пунктуацию, обозначение элементов, время и другие правила. Смысл формализации заявок состоит в том, что принимаемые заявки в оперативных органах управления полетами и воздушным движением подвергаются автоматическому формально-логическому контролю на правильность заполнения и наличие в базе данных той информации, которая указана в заявке. Если в заявке обнаруживаются ошибки, которые нельзя оперативно исправить, то она не принимается к исполнению.

Наставление по производству полетов авиации Вооруженных сил является основополагающим документом по организации аэродромных полетов военной авиации и руководству ими. Документ разработан в соответствии с правилами полетов в воздушном пространстве РФ. В нем дается толкование специфических терминов, относящихся к деятельности военной авиации и часто употребляемых в данном Наставлении. В документе подробно излагается порядок подготовки к полетам летного состава, лиц групп руководства полетами и обеспечивающих полеты различных служб, указан порядок разработки и содержание планирующих документов. Для руководства полетами приведен состав группы руководства полетами (ГРП) и указаны зоны ответственности должностных лиц, входящих в состав группы; представлены необходимые документы, схемы, таблицы и прочие данные, используемые должностными лицами ГРП в процессе управления полетами. Подробно изложены виды обеспечения полетов и их содержание. Обеспечение полетов военной авиации, входящей в состав государственной и экспериментальной авиации, включает: обеспечение аэронавигационной информацией, штурманское обеспечение, аэродромно-техническое обеспечение, инженерно-авиаци­онное обеспечение, связь и радиотехническое обеспечение, метеорологическое обеспечение, орнитологическое обеспечение, медицинское обеспечение, парашютно-спасательное обеспечение, поисково-спасательное обеспечение, объективный контроль полетов.

Знание положений рассматриваемого документа необходимо не только при организации полетов государственной и экспериментальной авиации и руководстве ими, но и органам внетрассового управления зональных, районных и укрупненных центров УВД РФ.

Наставление по производству полетов в гражданской авиации. Этот документ по структуре и содержанию похож на предыдущий документ, предназначенный для авиации Вооруженных сил. Его отличие состоит в специфике понятий, относящихся к правилам выполнения и обеспечения полетов гражданской авиации, а также управлению воздушным движением.

В гражданской авиации движение ВС по аэродрому от места стоянки к исполнительному старту или после посадки и руления к месту стоянки (перрону) рассматривается как воздушное движение и управляется диспетчерами. На площади маневрирования аэродрома и в аэродромном ВП управление воздушным движением осуществляют диспетчерские пункты руления (ДПР), диспетчерские пункты старта (ДПС), диспетчерские пункты посадки (ПДП), диспетчерские пункты круга (ДПК), диспетчерские пункты подхода (ДПП). Знание положений этого документа необходимы не только диспетчерам аэродромного диспетчерского центра (АДЦ) или пункта (АДП), но и органам трассового управления зональных, районных и укрупненных центров УВД РФ.

В связи с образованием в рамках Министерства транспорта РФ отдельного специального ведомства «Федеральной аэронавигационной службы РФ» (ФАНС РФ) или сокращенно «Росаэронавигации» руководящими документами являются изданные в 2005‑2007 годах Указ Президента и Постановления Правительства РФ «О единой системе авиационно-космического поиска РФ», «О федеральной аэронавигационной службе», а также документы ведомства ФАНС по различным вопросам деятельности авиации в воздушном пространстве РФ.