Формами государственной измены ст 275 ук рф. Государственная измена (ст.275 УК РФ)

Чем больше обостряется международная ситуация, тем чаще возникают попытки добыть государственную тайну, чтобы использовать ее против России. Эту тайну продают и покупают, в то время как находятся общественные деятели, правозащитники и СМИ, называющие это «шпиономанией». Можно ли отнести к мании реальные преступления, в большинстве которых шпионы и госизменники сознались еще до суда? Справедливо ли интересы государства, безопасность всех и каждого в России приносить в жертву политических игр и желанию нажиться на секретной информации?

Против государства

Государственная измена и шпионаж в УК РФ, а именно преступления против госвласти и наказание за них, описаны в 10 разделе. Глава 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» включает несколько статей. Первая ст. 275 УК РФ «Государственная измена». Дается понятие этому действию - передача информации, относящейся к государственной тайне, иностранцам. Сюда также относится спонсирование и консультирование иностранных организаций, которое может повлечь угрозу безопасности РФ и ее гражданам.

Измена Родине: история статьи

Вообще, государственный шпионаж, преступления против государства и народа карались и караются в каждой стране. Если говорить об истории этой уголовной статьи в нашей стране, то важно отметить, что оформилась она в УК РСФСР.

В 1938 г. правительство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики приняло Уголовный кодекс со статьей №58. В ней содержалось четырнадцать пунктов. Они трактовали:

  1. Контрреволюционные действия.
  2. Вооруженные восстания с целью отторгнуть отдельную республику.
  3. Общение с иностранцами и буржуазией в контрреволюционных целях.
  4. Шпионаж.
  5. Подрыв деятельности предприятий и государственных систем.
  6. Террористические акты.
  7. Разрушение железнодорожных путей и средств сообщения.
  8. Агитация к свержению власти.
  9. Сокрытие контрреволюционного преступления.
  10. Ответственность за участие в царской агентуре.
  11. Саботаж и т. д.

Список действительно широк, наказание - от шести месяцев до высшей меры социальной защиты, то есть расстрела. Осужденных по этой стране называли врагами народа.

Статья не имела названия, только номер. Была выведена первая глава «Преступления государственные» Особенной части УК.

В РСФСР в 1960 г. о контрреволюционной деятельности уже речи не идет, преступление формулируется как «измена Родине». Номер статьи - 64.

Государственная измена: состав преступления

Минимальное наказание составляет двенадцать лет, максимальное - двадцать. В дополнение к сроку может последовать штраф до полумиллиона рублей с ограничением в некоторых гражданских правах на два года.

Структура государственной измены включает:

  • разведку;
  • информирование иностранцев о гостайне;
  • оказание помощи иностранной организации, цель которой - подвергнуть опасности Россию и ее граждан.

Шпионаж

Обеспечение безопасности государства является гарантией безопасности граждан. Поэтому преступления против страны расценивают как угрозу ее жителям. Спецслужбы России выслеживают и иностранных агентов, и гражданских помощников внутри страны.

Деятельность по хищению официально засекреченной информации влечет осуждение граждан другого государства или человека без гражданства, которые получали доступ к секретной или несекретной информации, собирали сведения, являющиеся государственной тайной, а также посвящали в них иностранцев и международные организации. То есть передавали данные, которые делали уязвимой какую-либо структуру РФ. Российское законодательство для шпионов ввело наказание - от десяти до двадцати лет лишения свободы.

Когда гостайну выдает россиянин?

Такие случаи также не редкость. Шпионажу, осуществляемому гражданами России, дает определение статья УК «Государственная измена». Это ситуация, когда россиянин намеренно и с умыслом передает иностранным разведчикам загрифованную информацию. Подразумевается не намеренная добыча военной, внешнеполитической, экономической, оперативно-розыскной тайны, а также информации разведки и контрразведки, а обладание ею легально.

Материалы с грифом «Секретно» являются частью работы сотрудников спецслужб или предприятий обороны. То есть, государство доверяет служащим эти сведения, а они безопасность Российской Федерации ставят под угрозу.

Однако узнать секреты человек может и не будучи посвященным в них по долгу службы. Государственная тайна становится ему известна посредством иных путей, но не при выполнении задания иностранной разведки.

Бывает так, что гражданину России нечаянно становятся известны секретные данные, с которыми он делится и которые выдает уже специально, за вознаграждение или решая личные задачи. Но эти действия оказывают помощь другому государству и вредят гражданам России.

Благие ли намерения?

Такое дело произошло в 2015 году. Жительница Вязьмы Смоленской области связалась с посольством Украины по телефону и сообщила о переброске военнослужащих ГРУ, додумав, что российские военные направляются в сторону Донбасса. С украинскими послами общалась многодетная мать Светлана Давыдова. Позже она объяснила следователям, как сначала заметила, что часть рядом с ее домом опустела, а потом подслушала разговор в маршрутке военного, который рассказывал о переброске в Москву и о том, что военные в ожидании командировки.

История вызвала много шума. Одни говорили, что спецслужбы взялись за Давыдову и косвенно подтвердили, что российские войска действительно стоят на Донбассе. Другие обращали внимание на то, что женщина намеренно совершила госизмену.

Давыдова вела дневники, часть записей опубликована. Женщина пишет о своих намерениях «попросить политического убежища», он убеждена, что «в Украине борются за народ». Есть и записи о в/ч ГРУ. Однако уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Противники такого решения обратили внимание на то, что сведения, раскрывающие план мероприятий ВС России, это и есть государственная тайна. А предположения Давыдовой о переброске российских военных именно на Донбасс - фантазия и провокация. В Генштабе ВС России подтвердили, что данные секретные и их разглашение ставило под угрозу эффективность усиления госграницы с Украиной - в это время происходил обстрел приграничной территории со стороны украинцев. Были погибшие и раненые.

Многие не верили, что Давыдова подслушала разговор в маршрутке, считая, что военного, болтающего о передислокации, женщина просто выдумала. Но измену государству в действиях Давыдовой суд не увидел. Многодетную мать отпустили.

Можно ли избежать наказания?

Ответственность за государственную измену предусмотрена уголовная. Но если человек сообщит о своей противозаконной деятельности или предотвратит дальнейший ущерб стране, он избежит наказания.

Долго обсуждаемым стало внесение в ст. 275 УК РФ дополнительной трактовки госизмены: финансовая, материально-техническая, консультативная и другие виды помощи иностранцам в деятельности, несущей угрозу РФ. Если раньше фокус был сосредоточен на внешней враждебности, то с расширением понятия некоторые усмотрели в нем внимание к внутренней безопасности, именно из-за того, что теперь нет формулировки «ущерб внешней безопасности». В такой трактовке увидели возможный вред различным НКО и формам самоорганизации.

Сторонники расширения понятия госизмены говорят, что шумиха надуманная, и если те, кто в статье видит угрозу, все-таки будут работать в рамках законодательства, не позволяя себе нарушать безопасность граждан России, то им беспокоиться не о чем.

Изменники и шпионы в 2013-2015 годах

Шпионов и госизменников начали судить чаще. Причем некоторые сдавали секретные данные годами или выдали государственную тайну, например, еще в 2008 году, однако были вычислены спецслужбами.

В 2013 г. последовал приговор военнослужащему абхазской военной части Денису Каймакову. По мнению следствия, 28-летний прапорщик помогал иностранной разведке.

В 2014 г. состоялся суд над жительницей Сочи Екатериной Харебавой, которая в 2008 г. предупредила грузинских военных о передвижении солдат российской армии. Женщину осудили на шесть лет. И как ни пыталась защита оспорить решение, Верховный Суд отказал, согласившись с тем, что действия Хоребавы поставили под угрозу жизнь российских военнослужащих и интересы России.

В 2015 году российские суды рассмотрели с десяток дел о шпионах. В декабре в госизмене был обвинен подполковник в запасе Федор Борискин, который работал на польскую военную разведку. Выйдя на нее, он передавал информацию о Балтийском флоте. Военного приговорили к двенадцати годам заключения.

Также в декабре за разведку осудили украинца Валентина Выговского, которого поймали в 2012 г. Спецслужбы России выяснили, что он пытался вербовать работников авиационно-космического комплекса и вел разведку в России. На Выговского спецслужбы вышли в Крыму, он признался на предварительном следствии, что продавал секретные документы о разработках, находя помощников через интернет. Украинца приговорили к одиннадцати годам лишения свободы.

Еще один суд был в декабре 2012 г. Осужден капитан первого ранга Владислав Никольский. Он открыл Украине техдокументацию на десантный корабль и другие чертежи на технику. По этому делу также проходили другие участники утечки информации - Василий Черный и Вячеслав Родионов.

В ноябре 2015 г. подмосковный полицейский получил срок за деятельность в пользу Америки. Евгений Чистов три года продавал ЦРУ материалы о работе Министерства внутренних дел России. Чистов сознался, что поддался вербовке. Бывшего полицейского осудили на тринадцать лет строгого режима.

В октябре Московский городской суд рассматривал дело руководителя украинского Оборонзавода Юрия Солошенко. Известно, что у шпиона изъяли оборудование. Какое именно и каковы подробности дела - засекречено.

Также в октябре был осужден житель Брянска, работавший на пограничников Украины. Он сливал информацию о специальном объекте Министерства обороны РФ, но спецслужбы вышли на шпиона раньше, чем тот успел передать данные. Наказание для Виктора Шура - двенадцать лет строгого режима.

В сентябре того же года к четырнадцати годам лишения свободы был приговорен сотрудник Главного разведывательного управления Генштаба, который хотел устроиться на службу в Швецию, но, рассказывая о своей работе в России, слил гостайну. Геннадия Кравцова обвинили в госизмене, но сам он с решением не согласен.

В августе пятнадцать лет получил полицейский Эстонии за контрабанду и шпионаж. Кроме того, разведчик заплатил в российскую казну сто тысяч штрафных санкций. Когда ФСБ задержали эстонца, при нем нашли спецтехнику для скрытой записи.

Спецслужбы говорят о факте незаконного пересечения границы, однако власти Эстонии заявили, что Кохвер работал в приграничной зоне и полицейского насильно доставили на территорию России. Поймали его в Псковской области. Кохвера скоро обменяли на Алексея Дрессена, который, работая в полиции безопасности Эстонии, сотрудничал с ФСБ России. За это Дрессен был осужден на родине.

В марте 2015 г. за госизмену к сроку приговорили полицейского Красноярска Романа Ушакова. Он получал деньги от американских спецслужб, предавая интересы государства. Ушаков пытался оспорить решение суда и пятнадцатилетний срок, но Верховный Суд оставил все без изменений.

Уголовные дела по госизмене в 2016 году

Несколько громких дел о госизмене было и в 2016 году. Одно из них - арест и обвинение в сентябре преподавателя МГТУ им. Баумана. Приговор вынесен, но материалы хранятся в секрете. Объявлено, что Владимир Лапыгин имел доступ к техническим документам «Роскосмоса», которые отправлял за границу. Решение суда - семь лет колонии строгого режима.

В июне слушалось дело о бывшем сотруднике ФСБ Евгении Петрикине, который занимался обеспечением внешних связей РПЦ. Процесс был закрыт, и подробности не разглашаются. Судья приговорил Петрикина к двенадцати годам лишения свободы.

В апреле в Калиниграде осудили Евгения Матайтиса. Военного в запасе с двумя гражданствами - российским и литовским, завербовала разведка Литвы. Мужчина сознался в том, что продавал материалы о деятельности Вооруженных сил России. Решением суда ему назначено наказание - тринадцать лет лишения свободы.

В апреле состоялось рассмотрение еще одного дела о литовском агенте. ФСБ задержали литовца Арстидаса Тамошайтиса в момент получения загрифованных материалов. Позже шпион признался, что он работает на литовскую военную разведку. Процесс был закрытым, приговор - двенадцать лет лишения свободы.

В январе в Краснодаре осудили авиадиспетчера Петра Парпулова. Его обвинили в разглашении гостайны во время отдыха в Грузии. Материалы дела засекречены и публично никаких официальных подробностей никто не высказал. Адвокат же настаивает на том, что Парпулов вычитал гостайну на сайте газеты Минобороны «Красная звезда». Видимо, показания о вычитанных государственных секретах не подтвердились. Приговор - двенадцать лет лишения свободы.

Иностранцу передал чертежи разработок российских вооружений и один из инженеров танка «Армата». Максима Любомирского приговорили к девяти годам тюремного заключения.

Президентское помилование

Летом 2017 г. объявили о помиловании Владимиром Путиным двух россиянок, осужденных за госизмену. Марина Джанджгава и Анник Кесян рассказали своим знакомым военным в Грузии о перемещении российских войск. Это было в 2008 году во время начинающегося конфликта в Южной Осетии. Люди, которым россиянки передали информацию, являлись предположительно сотрудниками грузинских спецслужб.

По такой же статье была осуждена, а потом помилована Президентом Оксана Севастиди. Она рассказала в СМС своему грузинскому товарищу о поезде с танками в Сочи. Оказалось, что приятель являлся разведчиком.

Владимир Путин на пресс-конференции сказал, что не в курсе всех деталей дела, а Севастиди видела только то, что видели другие. Однако в обществе посчитали президентскую доброту и мягкость неуместной. И решение о помиловании подписано зря: все видели, но грузинским военным информацию донесли только трое. Во время атаки грузинской армией российских миротворцев погибло более 70 военных России, свыше трехсот получили ранения.

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 275 УК РФ

1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

Гарантированные в ст. 29 Конституции России свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом . Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст. 3 , , , и 79 Конституции РФ представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.
———————————
Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ.
———————————
Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции.
———————————
Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января.

Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах. Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ.
———————————
Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .
———————————
Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) , в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом — гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» . Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
———————————
См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892; 2007. N 53. Ст. 6550; 2008. N 15. Ст. 1525; N 18. Ст. 2007; N 31. Ст. 3702; N 37. Ст. 4182; 2009. N 21. Ст. 2517; N 24. Ст. 2919; N 40 (ч. 2). Ст. 4684; 2010. N 50. Ст. 6655; 2011. N 15. Ст. 2083; N 24. Ст. 3414; N 39. Ст. 5456.

Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне.

Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы (подробнее см. комментарий к ст. 276).

Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

Общим для всех способов государственной измены является адресат, проводящий враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности РФ.

Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может проявляться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности РФ. При этом необходимо иметь в виду, что разглашение государственной тайны дружественным международным организациям (их представителям), в которых Российская Федерация имеет членство (ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и т.д.), также образует состав данного преступления.

11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. ст. 5, 8, 17 УК).

13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.

Нельзя сказать, что в России стали чаще хватать людей по обвинению в госизмене. Однако в последние недели раз за разом сообщают о подобных делах. Что же такое государственная измена? «Лента.ру» решила разобраться в этом крайне нервном вопросе, опираясь на нормы закона.

Назначение и состав измены

Статья 275 Уголовного кодекса РФ «Государственная измена» - наследница статьи 64 УК РСФСР в редакции 1960 года («Измена Родине»), которая в свою очередь восходит к более ранней статье 58-1а УК РСФСР, посвященной контрреволюционным преступлениям в форме измены Родине.

За государственную измену в России можно получить от 12 до 20 лет лишения свободы, а также с отягощениями в виде штрафов (до 500 тысяч рублей) и последующим ограничением свободы (лишением некоторых гражданских прав) на срок до двух лет.

В действующей редакции УК государственная измена трактуется в трех формах:
- шпионаж,
- выдача государственной тайны иностранному государству,
- оказание помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности РФ.

Рассмотрим все формы изменнического поведения по отдельности.

Шпионаж

Проще всего со шпионажем, как с четко определяемым умышленным актом. Шпионаж представляет собой намеренный сбор, хищение либо хранение информации, содержащей государственную тайну. Причем не коллекционирования ради, а с установленной целью передачи представителям иностранного государства, иностранной либо международной организации.

Также под шпионажем понимается сбор иной (несекретной) информации, но только в случае, если он осуществляется по заданию иностранной разведки для использования против безопасности РФ.

Зачем тогда в УК отдельная 276-я статья «Шпионаж»? Она применяется по отношению только к иностранным гражданам или лицам без гражданства, пойманным на этом древнейшем виде общественно-неодобряемой деятельности. А вот шпионаж, совершенный гражданином РФ, как раз и трактуется по статье о госизмене, что также восходит к практике разграничения этих составов преступления в УК РСФСР.

Выдача государственной тайны

Госизмена в форме выдачи государственной тайны также не содержит ничего неясного. Эта часть статьи подразумевает передачу гражданином РФ иностранной разведке сведений, имеющих соответствующий гриф секретности. Передача должна осуществляться умышленно.

Отличие от шпионажа в том, что процесс сбора или хищения требуемой информации исключается, так как загрифованные сведения по условиям задачи уже находятся в руках обвиняемого.

В комментариях к 275-й статье обычно добавляют, что это происходит в случаях, когда обвиняемый располагает секретами по служебной надобности. Например, является военнослужащим, сотрудником спецслужб или работником оборонного предприятия, имеющим доступ к материалам, содержащим гостайну. То есть секреты стали известны обвиняемому «легально», на основании наличия к ним допуска от государства.

Иногда указывается еще один канал получения секретов - «иным путем». Данная формулировка подразумевает передачу секретной информации, полученной без санкции государства, однако и без признаков шпионажа (намеренного сбора по заданию).

В 2012 году УК РФ конкретизировал ответственность в этой области, пополнившись статьей 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» (до восьми лет лишения свободы). Эта статья подразумевает незаконное (без оформления надлежащего допуска и служебной надобности) получение и хранение секретных сведений «для себя». В статье отдельно указано, что под нее не попадают ситуации, предусмотренные статьями 275 и 276 (передача собранных сведений вовне).

Сама же по себе намеренная передача информации, полученной таким «нечаянным» образом, включает уже третью часть состава государственной измены - оказание помощи иностранному государству. Насколько можно судить по обрывочным сведениям, просачивающимся в прессу, это как раз случай Светланы Давыдовой, которую обвиняют по статье 275 за намеренную передачу в украинское посольство секретной информации, полученной случайным образом (подслушанной в маршрутке).

Оказанием помощи - и в любой иной устраивающей вас форме

В ноябре 2012 года формулировка 275-й статьи пополнилась расширительной трактовкой госизмены: теперь к ней относится и оказание «финансовой, материальной, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

Ранее эта часть статьи звучала более скупо: «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации».

Интересно тут как расширение перечня врагов государства (например, включение в него международных организаций), так и смещение фокуса от ущерба «внешней безопасности» (обороноспособности) к безопасности вообще, то есть подразумевая и внутреннюю безопасность тоже. Стоит отметить замену вполне конкретной «враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности» на гораздо более расплывчатую «деятельность против безопасности».

Ранее под «иной помощью» обычно понимались сознательные рациональные действия гражданина РФ, содействующие работе иностранных разведок. Скажем, предоставление убежища сотрудникам иностранных разведок или помощь им в поиске явочных и конспиративных квартир, снабжение их ресурсами, техническими средствами и документами. Или, например, вербовка по их заданию агентуры из числа местных жителей, а также помощь в устройстве агентов на работу, подразумевающую доступ по служебной надобности к государственным секретам.

В эту категорию входят и такие действия, как передача иностранной разведке сведений, заведомо не имеющих грифа секретности, но интересующих ее (военно-техническая информация, сведения о научных разработках, данные о промышленности и транспорте, работе спецслужб и так далее). Здесь, правда, возникает чисто схоластическая тонкость разграничения со шпионажем. Характерным признаком может выступать, например, инициативный характер передачи - то, что обвиняемый сам предложил представителю разведки эту информацию, безотносительно своих мотивов.

В любом случае именно такое деяние, отличающееся наименьшей формальной определенностью, потенциально подвержено необоснованному расширительному толкованию, а его квалификация по статье 275 вызывает наибольшую критику со стороны правозащитников. И именно оно было дополнительно размыто по смыслу последними правками 2012 года.

Некоторые указывают, что после замены «враждебной деятельности» на «деятельность против безопасности» могут серьезно снизиться требования к доказательной базе о наличии у обвиняемого злого умысла, а у его действий - ощутимого реального ущерба. Этим мнением, в частности, на днях поделился с общественностью президентский совет по правам человека.

Причем в 2012 году законопроект вносился в Думу и вовсе с фантастической формулировкой о том, что под деятельностью против безопасности государства следует понимать действия, направленные, «в том числе, против ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности». Эта «юридическая ядерная бомба», по сути запрещающая любые публичные формы несогласия с действиями федеральных властей, все-таки не прошла через бредень юридической экспертизы Госдумы, вызвав резкие протесты среди депутатов.

Антибиотик широкого спектра действия

Можно, конечно, опять поиронизировать над юридической техникой федерального законодателя, как и не в первый раз указать на примеры невысокого уровня экспертизы законопроектов, что порой с неимоверной легкостью проходят чтения в Госдуме. (К слову, рассмотрение поправок 2012 года во втором и третьем чтениях сразу заняло у парламента не более 10 минут.) Но проблема гораздо сложнее.

Государство сталкивается с быстрыми переменами в социальной ткани, особенно в области упростившихся трансграничных взаимодействий (в том числе через интернет), и инстинктивно видит опасность во всплеске неконтролируемой (не санкционированной бюрократией) гражданской активности, а также в стихийных протестных движениях, координирующих свои действия на принципах сетевой самоорганизации. Власть, защищаясь, вынуждена перестраивать устаревающий юридический корпус в соответствии с новой угрозой.

Адекватно ли государство в этой перестройке? Чтобы ответить на данный вопрос, следует сперва понять, адекватно ли понимается сама угроза. А для понимания угрозы ее сначала нужно назвать.

И тут возникает эффект, который братья Стругацкие называли «лингвистическим удушьем». У государства нет слов, чтобы описать, конкретизировать угрозу, которую оно чует, нет способов отличить «правильную» социальную активность от «неправильной» (сознавая всю условность этих категорий).

Отсюда и расплывчатость формулировок 275-й статьи, и химерические конструкции недавно принятой военной доктрины, вводящей протесты собственного населения и критическую ревизию «славного прошлого» в разряд военных угроз для государства. Это не от кровожадности или трусости высших сановников, как почему-то многие считают, а исключительно от отсутствия у бюрократии подходящего языка. Явление есть, а слова для него нет. Поэтому принимается максимально широкая трактовка и дальше мысленно приписывается «а там разберемся в каждом конкретном случае». Как говорил Наполеон Бонапарт разработчикам французской конституции, «пишите коротко и неясно».

Как любая машина без «защиты от дурака», такое законодательство опасно в неблагонамеренных руках. Совать пальцы в работающий токарный станок чревато, но именно такими станками становятся некоторые элементы нового закона страны. Перед нами, по сути, «антибиотик широкого спектра действия», который технически может применяться как против реальных угроз социальной стабильности, так и против любых подозрительных форм самоорганизации населения вне государственных структур и контролируемых государством НКО.

Однако систематическое злоупотребление антибиотиками приводит к самым печальным последствиям для организма - от дисбактериоза до направленных мутаций вредоносных штаммов, устойчивых к этому лекарству.

Главное - своевременно покаяться

275-я, как и все статьи 29-й главы УК («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства») при рассмотрении выглядит страхолюдно. Однако к ней есть особая приписка, позволяющая избежать этих неприятных «от 12 до 20 лет».

Примечание гласит: «Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, (...) освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Такое же правило действует в отношении статей 276 («Шпионаж») и 278 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»).

Другими словами, если «у разбойника лютого совесть Господь пробудил» и он, обнаружив за собой признаки госизмены, немедленно покаялся компетентным органам, то про «от 12 до 20 лет» можно забыть. Естественно, если никаких иных преступлений в процессе государственной измены не было совершено.

  • 59. Понятие и виды вреда здоровью. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ук рф). Его отграничение от покушения на убийство и причинения смерти по неосторожности (ст. 109 ук рф).
  • 62. Заражение венерической болезнью (ст. 121 ук рф). Заражение вич-инфекцией (ст. 122 ук рф).
  • 63. Оставление в опасности (ст. 125 ук рф). Отграничение от убийства.
  • 65. Торговля людьми (ст. 1271 ук рф).
  • 67. Изнасилование (ст. 131 ук рф). Соотношение с насильственными действиями сексуального характера (ст. 132 ук рф).
  • 69. Нарушение правил охраны труда (ст. 143 ук рф). Соотношение с нарушением требований пожарной безопасности (ст. 219 ук рф).
  • 71. Понятие и признаки хищения чужого имущества. Формы и виды хищений.
  • 72. Кража (ст. 158 ук рф). Отграничение кражи от грабежа (ст. 161 ук рф), мошенничества (ст. 159 ук рф), присвоения и растраты (ст. 160 ук рф).
  • 75. Грабеж (ст. 161 ук рф). Отграничение грабежа от кражи (ст. 158 ук рф), разбоя (ст. 162 ук рф), вымогательства (ст. 163 ук рф).
  • 76. Разбой (ст. 162 ук рф). Отграничение разбоя от грабежа (ст. 161 ук рф) и вымогательства (ст. 163 ук рф).
  • 77. Вымогательство (ст. 163 ук рф). Отграничение вымогательства от принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 ук рф).
  • 78. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 ук рф). Отграничение от хищения.
  • 80. Незаконное предпринимательство (ст. 171 ук рф). Незаконная банковская деятельность (ст. 172 ук рф). Незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 1712 ук рф).
  • 85. Террористический акт (ст. 205 ук рф). Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 ук рф).
  • 87. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 ук рф).
  • 88. Массовые беспорядки (ст. 212 ук рф).
  • 90. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 ук рф).
  • 66. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 ук рф).
  • 93. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 ук рф). Соотношение с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 ук рф).
  • 94. Государственная измена (ст. 275 ук рф). Соотношение со шпионажем (ст. 276 ук рф) и разглашением государственной тайны (ст. 283 ук рф).
  • 61. Нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 ук рф).
  • 95. Нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 ук рф).
  • 83. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 ук рф).
  • 94. Государственная измена (ст. 275 ук рф). Соотношение со шпионажем (ст. 276 ук рф) и разглашением государственной тайны (ст. 283 ук рф).

    Статья 275. Государственная измена Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -

    Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Статья 276. Шпионаж

    Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

    (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 190-ФЗ)

    (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 190-ФЗ

    Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, -

    Статья 275. Государственная измена

    Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации

    Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства

    Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства

    Статья 283. Разглашение государственной тайны

    Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены

    статья 283. Разглашение государственной тайны

    Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса

    Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

    Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса)

    2. То же деяние, если оно:

    а) совершено группой лиц;

    б) совершено с применением насилия;

    в) повлекло наступление тяжких последствий;

    г) совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

    д) сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации

    Формы государственной измены (ст. 275 УК РФ) – это

    1. выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

      оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

    Шпионаж как форма государственной измены (ст. 275 УК РФ)Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям "сведений", составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации,

    Субъект всех форм государственной измены (ст. 275 УК РФ) – это только гражданин РФ.

    Шпионаж как самостоятельное преступление (ст. 276 УК РФ) – Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям "сведений", составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства

    Статья 283. Разглашение государственной тайны

    1. Разглашение сведений, составляющих "государственную тайну", лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных "статьями 275" и "276" настоящего Кодекса

    Таким образом, Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации, которая обеспечивается посредством сохранения конституционного строя, суверенитета страны, неприкосновенности ее территории и обороноспособности от внешних угроз.

    Объективную сторону преступления образуют следующие деяния: 1) шпионаж, 2) выдача государственной тайны или 3) иное оказание помощи.

    Первой формой государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276 УК РФ).

    В зависимости от предмета различают два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию.

    Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против Российской Федерации заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Это могут быть: вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, предоставление убежища агентам иностранной разведки, снабжение их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения.

    Субъектом государственной измены является только гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

    С субъективной стороны государственная измена может быть только умышленной. При этом все формы такой измены могут быть совершены только с прямым умыслом. Мотивы данного преступления могут быть различными и не влияют на квалификацию содеянного.

    Непосредственным объектом шпионажа выступает внешняя безопасность государства.

    Предмет преступления образуют: 1) сведения, составляющие государственную тайну; 2) иные сведения, не образующие государственной тайны. К последним может быть отнесена любая информация, которую лицо собирает по заданию: данные о местонахождении оборонных предприятий, воинских частей, снимки и схемы железнодорожных узлов, участков путей сообщений, транспортных развязок, портов и аэропортов, информация, характеризующая ученых и специалистов, данные о документах, удостоверяющих личность, порядке их получения и замены, условия оформления разрешений, пропусков въезда в особые зоны и районы и т.д.

    По объективной стороне самостоятельный состав шпионажа идентичен со шпионажем как формой государственной измены.

    Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

    Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом.

    Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ). В качестве непосредственного объекта рассматриваемого преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок сохранности государственной тайны, нарушение которого может причинить ущерб экономической безопасности и обороноспособности страны.

    Предметом данного преступления являются сведения, составляющие государственную тайну

    Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) этих сведений, в результате чего они стали известны другим лицам.

    Преступление окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу; причинения вреда интересам государства не требуется.

    Постороннее лицо - это лицо, которому соответствующие сведения не были доверены и не стали известны по службе или работе. Это могут быть лица как не имеющие допуска или доступа к государственной тайне, так и имеющие такой допуск или доступ, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

    Субъект преступления специальный. Ответственность за разглашение несет только лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Таковыми следует считать лиц, имеющих допуск или доступ к государственной тайне.

    Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну той или иной степени секретности.

    Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

    Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо осознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит как возможность, так и неизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает либо сознательно допускает это, или относится к этому безразлично.

    К данным преступлениям относятся деяния, предусмотренные ст.ст.275 – 284 УК РФ.

    Родовой объект – нормальное функционирование государственной власти

    Видовой объект – основы конституционного строя и безопасности государства

    Основы конституционного строя определены в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества. Основы закрепляют форму государственной власти в РФ (ст.1 Конституции РФ) признают человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2), определяют народ как носитель суверенитета и институты государственной власти (ст.3). Содержание этих и других ценностей, охраняемых статьями главы 1 Конституции РФ и представляют основы конституционного строя как неотъемлемую часть видового объекта.

    Безопасность государства – состояние защищенности жизненно –важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ФЗ «О безопасности РФ» от 5.03.1992 года.

    Безопасность государства – состояние защищенности её конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и её территориальной целостности.

    Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и её независимости во внешнеполитической сфере.

    Обороноспособность – состояние экономического, военного, социально – нравственного потенциала, обеспечивающего надежную защиту суверенитета государства и его территорий от нападений извне.

    Неприкосновенность - нерушимость государственных границ: сухопутных, водных, воздушных.

    По непосредственному объекту преступления подразделяются на две группы:

    1. Внешняя безопасность РФ: ст.275,276,283,284 УК РФ

    2. Внутренняя безопасность РФ: ст.277 – 282 2 УК РФ

    По объективной стороне составы:

    - материальные – ст.283,284 УК РФ

    - формальные – ст.275,276,279 - 282 2

    - усеченные – ст.277,278 УК РФ

    S – физическое вменяемое лицо с 16 лет. Специальный S – ст.275,276,283,284 УК РФ.

    Субъективная сторона – прямой умысел. Исключение: ст.283 – умышленная и неосторожная форма вины; ст.284 – неосторожное преступление.

    Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ – состояние защищенности жизненно важных интересов государства, то есть конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности РФ от внешней угрозы, а также неприкосновенность государственного и общественного строя, военной мощи, экономических, политических, национальных, социальных ценностей.

    В первых двух формах выполнения объективной стороны обязательным признаком является предмет. При шпионаже как форме выполнения объективной стороны государственной измены предмет имеет два вида:


    Сведения, содержащие государственную тайну – «Сведения в области военной, внешней, политической, экономической, разведывательной и оперативно – розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ» (ФЗ «О государственной тайне РФ» от 21.07.1993 года). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждает по представлению Правительства РФ Президент РФ.

    Сведения, не содержащие государственную тайну – любая информация, которой интересуются разведывательные органы других государств, если она собирается или передается по заданию этих государств.

    При выдаче государственной тайны как формы выполнения объективной стороны государственной измены предметом являются только сведения, содержащие государственную тайну.

    Объективная сторона – формальный состав.

    1. Шпионаж. Преступление окончено со времени совершения любого указанного в законе деяния. Если сведения не содержат государственной тайны, то состав выполнен только в случае, если указанное деяние совершено по заданию иностранной разведки.

    2. Выдача государственной тайны – заключается в разглашении иностранному государству сведений, содержащих государственную тайну, которой S располагает по службе или работе. Способ выдачи государственной тайны (устно, письменно, предоставление документов, фотографий, чертежей) значения не имеет.

    Выдача может произойти по инициативе как S, так и иностранного государства. Поэтому в случае ошибки (передача сведений лицу, не являющемуся представителем иностранного государства) содеянное квалифицируется как покушение.

    3. Иное оказание помощи иностранному государству (организации) представителям заключается в действиях, не охватываемых шпионажем или выдачей государственной тайны вне зависимости от того, кто является инициатором этого.

    Это может выражаться в предоставлении убежища агентам иностранных разведок, снабжение их документами, продуктами питания, средствами передвижения, публикации их в печати, передачи по радио и телевидению различных фальшивок.

    Преступление окончено со времени фактического оказания помощи иностранному государству или организации.

    S – специальный – гражданин РФ.

    Субъективная сторона – Прямой умысел. Обязательный признак – цель – причинение ущерба внешней безопасности РФ.

    Мотив – корыстный, идеологический не имеют значения. При деятельном раскаянии S освобождается от ответственности (примечание к ст.275 УК РФ).