Постановление о порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий. Охранные зоны линии электропередачи (ЛЭП)

Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - Московское предприятие магистральных электрических сетей информирует о действующих Правилах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160:

1. Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.

2. Охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением:

220 кВ 25 метров

500кВ 30 метров

750кВ 40 метров

3. Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи производятся землепользователями с предварительным уведомлением предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти линии.

4. В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается:

а) производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений,

б) осуществлять всякого рода горные, погрузочно-разгрузочные, дноуглубительные, землечерпательные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, располагать полевые станы, устраивать загоны для скота, сооружать проволочные ограждения, шпалеры для виноградников и садов, а также производить полив сельскохозяйственных культур,

в) совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи)

Предприятия, организации и учреждения, получившие письменное согласие на ведении указанных работ в охранных зонах электрических сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей.

Отказ предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети, в выдаче письменного согласия на проведения в охранных зонах электрических сетей работ, предусмотренных в настоящем пункте, может быть обжалован в установленном порядке.

5. ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить какие-либо действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей, привести к их повреждению или к несчастным случаям, и в частности:

а) размещать автозаправочные станции и иные хранилища горюче-смазочных материалов в охранных зонах электрических сетей,

б) посторонним лицам находиться на территории и в помещениях электросетевых сооружений, открывать двери и люки электросетевых сооружений, производить переключения и подключения в электрических сетях,

в) загромождать подходы и подъезды к объектам электрических сетей,

г) набрасывать на провода, опоры и приближать к ним посторонние предметы, а также подниматься на опоры,

д) устраивать всякого рода свалки (в охранных зонах электрических сетей и вблизи них),

е) складировать корма, удобрения, солому, торф, дрова и другие материалы, разводить огонь (в охранных зонах воздушных линий электропередачи)

ж) устраивать спортивные площадки, площадки для игр, стадионы, рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи и вблизи них)

з) запускать воздушные змеи, спортивные модели летательных аппаратов, в том числе неуправляемые (в охранных зонах воздушных линий электропередачи и вблизи них)

и) совершать остановки всех видов транспорта, кроме железнодорожного (в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением 330 киловольт и выше)

к) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи и вблизи них).

Следует отметить, что, несмотря на несовершенство законодательства, ОАО «Сетевая компания» устанавливает охранные зоны принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства начиная с 2005 г. Установлены охранные зоны воздушных ЛЭП 35 кВ, 110 кВ, 220 кВ, 500 кВ протяженностью 9 613,6 км. (95 % от общей протяженности), находящихся на территории РТ. Протяженность ЛЭП 6 (10) кВ, сведения о границах охранных зон которых внесены в государственный кадастр недвижимости, составляет 11 067 км (43 % от общей протяженности). В настоящее время ведутся работы по установлению охранных зон ЛЭП 6(10) кВ протяженностью 4 938 км (19 % от общей протяженности).
Установление охранных зон ЛЭП 0,4 кВ протяженностью более 33 тыс. км предполагается начать после завершения работ по охранным зонам ЛЭП 6(10) кВ.

О законодательстве
До 19 декабря 2006 г. установление охранных зон не являлось обязательным требованием, поскольку ст. 89 Земельного кодекса РФ было предусмотрено, что «для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей». Изменения, предусматривающие обязательность установления охранных зон, внесены в указанную статью Федеральным законом от 04.12.2006 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в ст. 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации». Она была изложена в следующей редакции: «для обеспечения безо­пасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных, определенных законодательством РФ об электроэнергетике, объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки».
В соответствии с указанной статьей порядок установления охранных зон и использования соответствующих земельных участков должен был быть определен Правительством РФ. Такой порядок утвержден Постановле­нием Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объек­тов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», вступившим в силу 17 марта 2009 г.

Противоречия
в законодательстве

Данным порядком, предусмотрено, что границы охранных зон должны быть согласованы Ростехнадзором. Однако порядок согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержден Приказом Минприроды РФ от 24.05.2010 г. № 179, и вступил в силу только 27 июля 2010 г. Стоит сказать, что в период с марта 2009 г. по август 2010 г. на обращения ОАО «Сетевая компания» о согласовании границ охранных зон были получены отказы по причине отсутствия порядка согласования.
Таким образом, к установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства сетевым компа­ниям можно было приступить не ранее ав­густа 2010 г., а с учетом необходи­мости учета в составе НВВ тарифа на передачу электрической энергии расходов на выполнение данных мероприятий, только с 2011 г.

Более того, Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в Земельный кодекс РФ вновь внесены изменения, касающиеся охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Так, в октябре 2011 г. вступили в силу изменения в ст. 89, согласно которым порядок установления охранных зон, но уже для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков, должен быть определен Правительством РФ. Такого порядка пока нет. А вместе с тем, ссылка на действующий сегодня общий порядок установления охранных зон объек­тов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, из новой редакции статьи исключена.
Необходимо отметить, что дей­ствующий порядок установления охранных зон местами противоречит законодательству о землеустройстве и о государственном кадастре недвижимости, что создает на практике существенные сложности.
В качестве примера можно привес­ти положения п. 6 Порядка, которым предусмотрено, что после согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого принимается решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны. Однако в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, к которым вероятно относятся охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, могут вноситься в государственный кадастр недвижимости только в порядке информационного взаимодействия с органами госу­дарственной власти или органами местного самоуправления при ведении государст­венного ка­дастра недвижимости, порядок которого утвержден постановле­нием Правительства РФ от 18 августа 2008 г.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в п.п. 9) ст. 7 закона, предусматривающие, что в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости, порядок внесения таких сведений также не определяют.

Попытки снять противоречия
Все попытки снять существующие противоречия сводятся сегодня к подготовке Министерством экономического развития РФ информа­ционных писем, содержащих позицию министерства по спорным вопросам, и разъясняющих порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранных зон. Но и эти письма вызывают вопросы. Например, своим письмом от 09.06.2011 г. № 11882-ИМ/Д23 Миниэкономразвития России дает разъяснения о том, что сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, созданных до 17 марта 2009 г., могут вноситься в государственный кадастр недвижимости без согласования с Рос­технадзором. Такая позиция министерства представляется достаточно спорной, и кажется сомнительным, что у Ростехнадзора будет схожее мнение по данному вопросу.
Можно привести и ряд других примеров, которые показывают, что законодательство, регулирующее порядок установления охранных зон требует значительных корректив. Причем, такие изменения должны быть направлены не только на снятие противоречий, но и на оптимизацию такого порядка, позволяющего, в том числе значительно уменьшить сроки установления охранных зон и снизить их стоимость.

Установить охранные зоны
до 2015 г.?

По результатам проверки Ростехнадзором предписано установить охранные зоны всех объектов ОАО «Сетевая компания» до 1 января 2015 г., притом, что срок, до которого охранные зоны должны быть установлены, законодательством не предусмотрен. Однако выполнить предписание Ростехнадзора до указанной даты маловероятно. И причин тому несколько.
Во-первых, установление охранных зон – крайне сложная процедура. Действующий сегодня порядок предусматривает множество действий, сроки которых либо установлены законодательством (получение сведений из государственного кадастра недвижимос­ти о земельных участках, в границах которых расположены объекты электросетевого хозяйства; согласование границ охранных зон Ростехнадзором; внесение сведений о границах охранных зон в государственный кадастр недвижимости), либо определяются трудоемкостью технологии выполнения работ (съемка географического положения объектов элект­росетевого хозяйства, а также объектов, расположенных в границах охранных зон на местности; обработка полученной информации; формирование землеустроительной документации; формирование документации, предоставляемой в Ростехнадзор; формирование документации, предоставляемой в орган кадастрового учета и прочие).
Во-вторых, землеустроительные и кадаст­ровые работы, которые выполняются в целях установления охранных зон, дорогостоящие. Так, по предварительным оценкам стоимость работ для завершения установления охранных зон ЛЭП 0,4 кВ, 6(10) кВ, эксплуатируемых ОАО «Сетевая компания», может составить порядка 1,3 млрд рублей. При этом, если выполнять работы в срок, установленный предписанием, а именно до 1 января 2015 г., ежегодные затраты ОАО «Сетевая компания» на эти цели могут составить более 400 млн рублей. Маловероятно, что в тариф будут включены такие расходы.

При существующем порядке установления охранных зон, а также принципах тарифообразования, наиболее вероятным сроком завершения таких работ может являться 2024 г. Сокращение сроков может быть достигнуто только путем упрощения существующего сегодня порядка установления охранных зон.
Можно привести пример. В соответствии с п. 6 Порядка согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства к заявлению о согласования границ охранных зон необходимо прикладывать «перечень объектов капитального строительства и линейных сооружений, расположенных в охранных зонах и не относящихся к объектам электросетевого хозяйства, с указанием их типа, габаритных размеров и места расположения с указанием их технических характеристик, назначения и мес­та расположения». Формирование такого перечня существенно усложняет оформление документов, необходимых для установления охранных зон, значительно увеличивает срок их подготовки и приводит к увеличению стоимости работ. Хотя в то же время, абзацем вторым п. 2 Постановления Правительства РФ № 160 от 24 февраля 2009 г. предусмотрено, что действие Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, не распространяется на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления его (постановления) в силу. В связи с этим возникает вопрос о ценности той информации об объектах капитального строительства и линейных сооружениях, расположенных в охранных зон, которая предоставляет­ся в Ростехнадзор, при согласовании их границ, а также о том, каким образом эта информация в дальнейшем может быть использована в работе органа государственной власти. Если предположить, что на ее основании будет осуществляться государственный контроль (надзор) за соблюде­нием особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 103, то такой информации, очевидно, будет недостаточно, поскольку, она не содержит, в частности, сведений о собственниках земельных участков и расположенных на них объектах.
Представляется, что информация об объектах, расположенных в охранных зонах, на стадии их установления может представлять ценность исключительно в отношении ЛЭП 35 кВ – 500 кВ. Как показывает практика, в охранных зонах ЛЭП 0,4 кВ, 6(10) кВ, находящихся в населенных пунктах, расположено множество объектов капитального строительства, подготовка информации о которых приводит к указанным выше последствиям. В их отношении информацию следовало бы готовить и направлять в Ростехнадзор уже после установления охранных зон и только в том случае, если объекты размещены в охранных зонах с нарушением действующих Правил.

Итоги
Пунктом 6 Правил установления охранных зон предусмотрено, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Думается, что данную норму с учетом приведенных выше аргументов о сроках и стоимости установления охранных зон следовало бы изменить, хотя бы по той причине, что отсутствие еще в течение достаточно значительного периода времени охранных зон «де-юре» (до момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах) при наличии их «де-факто», может не позволить, как сетевым организациям, так и Ростехнадзору, применять санкции за нарушения при использовании земельных участков в границах охранных зон. Основным контраргументом на обоснованные требования об устранении допущенных нарушений будет, видимо, являться следующий: «А охранная зона не установлена!».
Более того, отсутствие установленных «де-юре» охранных зон может создать юридические сложности сетевым организациям, например, при реализации ими скорее даже не прав, а обязанностей, предусмотренных п. 4 ст. 45 Лесного кодекса РФ, в части использования лесов в границах охранных зон для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кус­тарников, лиан. При проведении проверок законности осуществления перечисленных работ контролирующие органы уже сейчас запрашивают документы, подтверждающие наличие установленных охранных зон.
Таким образом, было бы разумным считать, что само понятие «охранной зоны объекта электросетевого хозяйства» должно быть неразрывно связано с этим объектом независимо от каких-либо принятых решений и независимо от внесения сведений о ее границах в государственный кадастр недвижимости. Иными словами, если есть объект электросетевого хозяйства, значит существует и установлена его охранная зона. Возможно, именно это и имел в виду законодатель, внося изменения в ст. 89 Земельного кодекса РФ, но однозначно об этом в нем не говорится.
Следовательно, несмотря на все попытки изменения законодательства о порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, оно еще требует значительных доработок.

Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления.

IV. Особенности использования сетевыми организациями земельных участков

16. Доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.

17. Плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. Уведомление направляется в письменной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Направление уведомления осуществляется с учетом определенных в установленном порядке контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции в срок, позволяющий обеспечить его получение не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала проведения соответствующих работ, за исключением случаев, предусмотренных . В уведомлении указывается продолжительность работ, а также их содержание.

18. Работы по предотвращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могут проводиться без предварительного уведомления собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. При проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ. В уведомлении указывается характер и вид повреждения объектов электросетевого хозяйства, а также сроки начала и окончания работ. После выполнения работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, работ по предотвращению или ликвидации аварий на таких объектах или их последствий сетевые организации должны привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению или в состояние, в котором соответствующие земельные участки находились до выполнения работ, а также возместить собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ.

19. В случае если охранные зоны установлены на сельскохозяйственных угодьях, проведение плановых работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства осуществляется в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.

20. Плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию кабельных линий электропередачи, вызывающие нарушение дорожного покрытия, могут производиться только после предварительного согласования условий их проведения с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании автомобильными дорогами, а в пределах поселений - также с органами местного самоуправления. В целях согласования условий проведения работ сетевая организация, осуществляющая эксплуатацию соответствующих кабельных линий электропередачи, направляет указанным субъектам не позднее чем за 7 дней до начала проведения работ письменное заявление, в котором указываются содержание и сроки проведения работ, а также проект схемы организации движения на этот период. Лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании автомобильными дорогами (органы местного самоуправления поселений, в пределах которых расположены соответствующие автомобильные дороги), обязаны рассмотреть указанное заявление сетевой организации в течение 2 рабочих дней с даты его поступления и принять решение о его согласовании (отказе в согласовании). Отказ в согласовании допускается в случаях, если содержание и сроки проведения работ не соответствуют установленным обязательным требованиям или проект схемы организации движения не соответствует требованиям нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По согласованию с лицом, владеющим на праве собственности или ином законном основании автомобильной дорогой, выполнение работ по устранению повреждений, причиненных дорогам, может производиться указанным лицом за счет средств соответствующих сетевых организаций.

21. Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

А) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

Б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

22. Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с , расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством.

23. Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

Б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

В) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Главная → Юридическая консультация → Охранные зоны → Охранные зоны линий электропередач и объектов электросетевого хозяйства. Размеры зон

Охранные зоны линий электропередач и объектов электросетевого хозяйства. Размеры зон

Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется новыми Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (Постановление Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 в редакции от 17.05.2016 г.)

Введение таких правил обусловлено вредным воздействием электромагнитного поля на здоровье человека.

Так, по информации Центра электромагнитной безопасности, в соответствии с результатами проведённых исследований, установлено, что у людей, проживающих вблизи линий электропередачи и трансформаторных подстанций, могут возникать изменения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, нейрогорморальной и эндокринной систем, нарушаться обменные процессы, иммунитет и воспроизводительная функции.

В то же время существуют такие зоны, где строительство категорически запрещено.

Земельные участки, расположенные в охранных зонах ЛЭП, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются.

Они могут быть использованы ими с учётом ограничений (обременений), предусмотренных вышеуказанными Правилами.

Установление охранных зон не влечёт запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.

Ограничения (обременения) в обязательном порядке указываются в документах, удостоверяющих права собственников, владельцев или пользователей земельных участков (свидетельства, кадастровые паспорта).

Ограничения прав касаются возможности (точнее, невозможности) ведения капитального строительства объектов с длительным или постоянным пребыванием человека (домов, коттеджей, производственных и непроизводственных зданий и сооружений) в охранной зоне ЛЭП.

Для проведения необходимых уточнений при застройке участков с обременениями ЛЭП необходимо обратиться в электросетевую организацию.

Дальность распространения электромагнитного поля (и опасного магнитного поля) от ЛЭП напрямую зависит от её мощности.

Даже при беглом взгляде на висящие провода можно примерно установить класс напряжения ЛЭП.

Определяется это по числу проводов в связке, то есть не на опоре, а в фазе:

  • 4 провода — для ЛЭП 750 кВ
  • 3 провода — для ЛЭП 500 кВ
  • 2 провода — для ЛЭП 330 кВ
  • 1 провод — для ЛЭП ниже 330 кВ

Можно ориентировочно определить класс напряжения ЛЭП и по числу изоляторов в гирлянде:

  • 10-15 шт.

    Охранные зоны линии электропередачи (ЛЭП)

    — для ЛЭП 220 кВ

  • 1 шт. — для ЛЭП ниже 10 кВ

Исходя из мощности ЛЭП, для защиты населения от действия электромагнитного поля установлены санитарно-защитные зоны для линий электропередачи (санитарные правила СниП № 2971-84 — «Защита населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты»).

Для воздушных высоковольтных линий электропередачи (ВЛ) устанавливаются санитарно-защитные зоны по обе стороны от проекции на землю крайних проводов.

Эти зоны определяют минимальные расстояния до ближайших жилых, производственных и непроизводственных зданий и сооружений:

  • 2 м — для ВЛ ниже 1кВ
  • 10 м — для ВЛ 1-20 кВ
  • 30 м — для ВЛ 330 кВ, 400 кВ, 500 кВ
  • 100 м — для ВЛ через водоёмы (реки, каналы, озёра и др.).

Дословно из Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №160 о порядоке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон:

1.Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

  • проектный номинальный класс напряжения до 1 кВ — 2 м

для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий.

  • проектный номинальный класс напряжения 1-20 кВ — 10 м

(5 м — для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).

  • проектный номинальный класс напряжения 35 кВ — 15 м.
  • проектный номинальный класс напряжения 110 кВ — 20 м.

Охранные зоны для ВЛ-6 (10) кВ и ВЛЗ-6 (10 кВ) :

  • 10 м — воздушная линия, выполненная неизолированным проводником ВЛ-6 (10) кВ при любых условиях прохождения;
  • 5 м — воздушная линия, выполненная изолированным проводником ВЛЗ-6 (10) кВ (только в границах населённого пункта).

2. Установление охранных зон

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Примечание

  1. Не допускается прохождение ЛЭП по территориям стадионов, учебных и детских учреждений.
  2. Допускается для ЛЭП (ВЛ) до 20 кВ принимать расстояние от крайних проводов до границ приусадебных земельных участков, индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 20 м.
  3. Прохождение ЛЭП (ВЛ) над зданиями и сооружениями, как правило, не допускается.
  4. Допускается прохождение ЛЭП (ВЛ) над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I-II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330-750 кВ только над производственными зданиями электрических подстанций.

3. В охранной зоне ЛЭП (ВЛ) запрещается

  1. Производить строительство, капитальный ремонт, снос любых зданий и сооружений.
  2. Осуществлять всякого рода горные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку деревьев, полив сельскохозяйственных культур.
  3. Размещать автозаправочные станции.
  4. Загромождать подъезды и подходы к опорам ВЛ.
  5. Устраивать свалки снега, мусора и грунта.
  6. Складировать корма, удобрения, солому, разводить огонь.
  7. Устраивать спортивные площадки, стадионы, остановки транспорта, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей.

Проведение необходимых мероприятий в охранной зоне ЛЭП может выполняться только при получении письменного разрешения на производство работ от предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети.

Нарушение требований «Правил охраны электрических сетей напряжение свыше 1000 В», если оно вызвало перерыв в обеспечении электроэнергией, может повлечь административную ответственность:

  • юридические лица наказываются штрафом от 100 до 200 МРОТ.

Имеются ли охранные зоны лэп построенные до выхода постановления правительства рф о порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон от г. При совпадении (пересечении) охранной зоны с полосой отвода и (или) охранной зоной железных дорог, полосой отвода и (или) придорожной полосой автомобильных дорог, охранными зонами трубопроводов, линий связи и других объектов проведение работ, связанных с эксплуатацией этих объектов, на совпадающих участках территорий осуществляется заинтересованными лицами по согласованию в соответствии с законодательством российской федерации, регламентирующим порядок установления и использования охранных зон, придорожных зон, полос отвода соответствующих объектов с обязательным заключением соглашения о взаимодействии в случае возникновения аварии. При проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ.

Для полученияписьменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренныхпунктами 10 и 11 настоящих правил, заинтересованные лица обращаются списьменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству илиструктурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующихобъектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней доосуществления необходимых действий. Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов российской федерации, в том числе настоящих правил. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений. Документарная проверка проводится путем анализа документов сетевых организаций и иных лиц, владеющих на праве собственности (ином законном основании) объектом электросетевого хозяйства, в отношении соблюдения особых условий использования земельных участков охранной зоны которого проводится проверка (далее — сетевая организация), собственников и пользователей земельных участков, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, и (или) документов, полученных по запросу контролирующего органа в соответствии с частью 4 статьи 11 федерального закона.

При проведении документарной проверки контролирующие органы не вправе добиваться сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки. N 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный муниципальный энергетический надзор, не требуется.

Лица, получившие решение о согласовании воплощения действий в охранных зонах, должны производить их с соблюдением критерий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства. Правила охраныэлектронных сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденные постановлениемсовета министров ссср от 11 сентября 1972 г.

Постановление правительства рф от 24 02 2009 n 160 ред от

Рубка деревьев в случаях, предусмотренных птми 21 и 23 реальных правил, осуществляется по мере необходимости без подготовительного предоставления лесных участков. Во выполнение пт 3 постановления правительства русской федерации от г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (роскомнадзором), эл фс77-58365 от г.хоть какое внедрение материалов веб-сайта может быть только в серьезном согласовании с установленными.

Постановление о мерах по осуществлению государственного

Правилам, а также санитарным правилами снип 2971-84 защита населения от воздействия электронного поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты.Сетевая организация втечение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимаетрешение о согласовании (отказе в согласовании) воплощения соответствующихдействий. N 160, вносятся в муниципальный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве принадлежности либо на ином легитимном основании. добиваться от лиц, заинтересованных в осуществлении строительства, реконструкции и ремонта построек и сооружений, другие документы и сведения не допускается.

хоть какое коммерческое внедрение материаловвеб-сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только на основании договоров, заключенных в письменной форме.

Установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства: проблемы на уровне законодательства

Постановление правительства русской федерации от г. Правила охраны электронных сетей напряжением выше 1000 вольт, утвержденные постановлением совета министров ссср от г. От) о порядке установления охранных зон объектов.Публикация конфигураций в пп рф 160 года n 160 о порядке установления охранных зон.Зон, утвержденные постановлением правительства русской федерации от года 160 о порядке установления охранных зон.160, но ещё не поставленные на кадастровый учёт.Охранная зонасчитается установленной с даты внесения в документы государственногокадастрового учета сведений о ее границах. При проведении проверки должностные лица контролирующих органов должны исполнять требования, предусмотренные статьями 15 и 18 федерального закона.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон

(В редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. №476, 26.08.2013 г. №736, 17.05.2016 г. №444)

В соответствии со статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

2. Установить, что:

проверки соблюдения особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, проводятся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного энергетического надзора;

Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить порядок осуществления государственного контроля за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

4. Признать не действующими на территории Российской Федерации:

Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255 (Свод законов СССР, 1990, т. 6, с. 590);

Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. N 667 (Свод законов СССР, 1990, т. 6, с. 595).

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон

I. Общие положения

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

Настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее — охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее — земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

2. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

3. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами.

4. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.

бесплатный документ