План конспект урока международная защита прав человека. Нарушение и защита

1.Общая характеристика правозащитного механизма ОАГ

2. Общая характеристика правозащитного механизма АС

II.2 План практического занятия «Защита прав человека в рамках обсе» (2ч.)

1.Механизмы защиты прав человека в рамках ОБСЕ

2. Хельсинское движение

3. Деятельность ОБСЕ на современном этапе: проблемы и перспективы развития

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическим занятиям

Выполнение заданий необходимо начинать с изучения лекционного материала и соответствующих тем в учебной литературе. Нужно чётко представлять систему органов ОАГ, задействованных в защите прав человека, среди которых такие, как Межамериканский Суд и Комиссия по правам человека.

Межамериканская система защиты прав человека сформировалась многим позже чем универсальная и европейская, в связи с чем многое заимствовала у этих систем, в том числе и основы правового регулирования этой отрасли международного права. Необходимо сделать сравнительный анализ предложенных в первом задании источником по двум параметрам: общие черты и отличия (особенности). Результаты можно отразить в таблице. Особое внимание следует уделить регламентации контрольных механизмов защиты прав человека.

Защита прав человека в Африканских государствах представляется интересной с позиции того, что сама концепция прав человека в этих странах отличается от общепринятой и привычной нам. В соответствии с европейской концепцией, права человека – это комплекс принципов и правил, которые дают возможность индивиду защищать себя против группы, общества или органа, его представляющего. Такой подход не находит своего подтверждения в Африке. Африканское общество базируется в большей степени на коллективности (коммунативности), чем на индивиде. Анализируя источники африканской системы защиты прав человека, прежде всего необходимо обращать внимание на то, что постулат африканской этнофилософии о коллективной природе традиционного общества заложил краеугольный камень Африканской Хартии прав человека и народов.

Анализ международно-правовых механизмов защиты прав человека невозможен без, хотя бы, краткого рассмотрения основных подходов к защите прав человека в отдельных государствах, входящих в ту или иную международную организацию. При присоединении к международным договорам по правам человека государства Африки сделали ряд важных оговорок. Изучая сделанные государствами Африки оговорки к основным международным документам (Пакт об экономических и социальных правах, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о политическом статусе женщин), важно установить причины и цели их заявления.

Изучение защиты прав человека в рамках ОБСЕ необходимо начинать с ознакомления с Заключительным актом СБСЕ 1975, документом, хотя и не являющимся юридически обязательным, но внёсшим значительный вклад в развитие институтов прав человека. Важно определить ключевое понятие в системе защиты прав человека в ОБСЕ – «человеческое измерение».

Права человека и механизм их защиты стали предметом рассмотрения Конференции по человеческому измерению, состоящей из трёх совещаний – в Париже, Мадриде и Вене. Каждое из этих Совещаний внесли свой вклад в прогресс в области человеческого измерения.

В рамках первого вопроса, помимо характеристики Венского и Московского механизмов защиты прав человека необходимо охарактеризовать деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека, Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации.

При ответе на второй вопрос практического занятия необходимо отразить: зарождение Хельсинского движения в СССР, показав значение встречи 12 мая 1976 года, цели создания и деятельности Движения, характер взаимоотношений представителей Московской Хельсинской группы с официальными властями, создание Украинской Хельсинской группы, роль и значение Хельсинского движения в осуществлении и защите прав и свобод человека.

В настоящее время в литературе всё чаще встречаются публикации, связанные с критикой деятельности институтов ОБСЕ. 3 сентября 2004 года в Москве было подписано заявление государств-участников СНГ относительно положения дел в ОБСЕ. Для подготовке к третьему вопросу практического занятия необходимо ознакомится с этим документом, а также с предлагаемой дополнительной литературой и, используя изученный материал, выработать свою позицию о проблемах и перспективах развития ОБСЕ.

Тема урока: Международная защита прав человека.

I .Планируемые результаты :

Предметные результаты: владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформировать представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.

Познавательные УУД : применение различных методов познания для изучения предмета; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.

Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования.

Задачи занятия:

1)расширить представления учащихся международных организациях по защите прав человека

2)изучить понятия ООН, Генеральная Ассамблея ООН, ЭКОСОС, Комиссия по правам человека

3)рассмотреть способы формирования международных организаций по защите прав человека

4)определить проблемы отмены смертной казни

II . Литература и оборудование:

Учебник, дидактический материал, раздаточный материал, компьютер.

III . Организация учебной деятельности

Ход занятия:

1.Мотивационный этап .

Начать работу можно с обсуждения вопросов, поставленных в начале параграфа. Вопросы могут стать основой для дискуссии, выводы которой полезно будет использовать при знакомстве с понятиями темы.

2. Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1.Защита прав и свобод человека средствами ООН.

2.Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.

3.Международные преступления и правонарушения. Международный уголовный суд.

4. Развитие механизмов международной защиты прав человека.

    Этап закрепления

Аналитический блок.

Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями, высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.

Рефлексия и оценивание.

Анализ проделанной работы и оценивание.

Домашнее задание: п.28, задания на стр.327-328

План: 1) Понятие международного права прав человека 2) Население и гражданство в международном праве 3) Международные стандарты в области прав человека и их защита 4) Защита прав человека и гражданина в РК

Международное гуманитарное право, Международное право прав человека, Международная защита прав человека и т. п. - совокупность норм и принципов обеспечивающих права и свободы человека

Население- -это совокупность всех физических лиц, находящихся на территории определенного государства и подчиняются его юрисдикции

Гражданство-устойчивая связь физического лица с государством Приобретение По рождению- «право крови» «право почвы» Смешанный В результате натурализации Восстановление в гражданстве Гражданства Вследствие пожалования В результате оптации Трансферт

Международные договоры в области гражданства 1) Конвенция о гражданстве замужней женщины 2) Конвенция о сокращении безгражданства 3) Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников содружества независимых государств (Заключена в г. Москве (Нью-Йорк, 29 января 1957 года) (Заключена в г. Нью-Йорке 30. 08. 1961) 19. 01. 1996) 4) Совет Европы европейская конвенция о гражданстве (ETS № 166) (Страсбург, 6 ноября 1997 года)

Источники закрепления основных прав и свобод 1) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (12 декабря) 2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. 3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. 4) Конвенция о политических правах женщин 1953 г. 5) Конвенция о правах ребенка 1989 г. 6) Конвенции МОТ

Способы защиты прав человека и свобод в ООН ЭКОСОС Комиссия ООН по правам человека Комиссия ООН по положению женщин Верховный комиссар ООН по правам человека Комитет по правам ребенка

Список стран, лидирующих по количеству поступивших жалоб за 2009 г. 1. Россия - 33 550 (28, 1 %) 2. Турция - 13 100 (11, 0 %) 3. Украина - 10 000 (8, 4 %) 4. Румыния - 9800 (8, 2 %)

Список стран, лидирующих по количеству поступивших жалоб за 2009 г. на душу населения 1. Грузия, 2. Черногория, 3. Лихтенштейн 4. Молдавия. 13. Эстония 16. Польша 17. Украина 18. Россия - на 18 -м. Последние места занимают Португалия, Испания и Дания.

Правовая основа для создания и деятельности Европейского суда по правам человека Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод 1950 г. вступила в силу с 3 сентября 1953 г. (с 5 мая 1998 г. действует в отношении России)

Конвенционные права человека Статья 2. Право на жизнь Статья 3. Запрещение пыток Статья 4. Запрещение рабства и принудительного труда Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство Статья 7. Наказание исключительно на основании закона Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни Статья 9. Свобода мысли, совести и религии Статья 10. Свобода выражения мнения Статья 11. Свобода собраний и объединений Статья 12. Право на вступление в брак Статья 13. Право на эффективное средство правовой защиты Статья 14. Запрещение дискриминации (относится только к правам, закреплённым Конвенцией и её протоколами)

Конвенционные права и свободы Протокол № 1: Статья 1. Предусматривает право на мирное пользование своим имуществом Статья 2. Право на образование Статья 3. Право на свободные выборы Протокол № 4: Статья 1. Запрещение лишения свободы за долги Статья 2. Свобода передвижения Статья 3. Запрещение высылки граждан Статья 4. Запрещение коллективной высылки иностранцев Протокол № 6: Статья 1. Отмена смертной казни (ограничена мирным временем) Протокол № 7: Статья 1. Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев Статья 2. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции Статья 3. Компенсация в случае судебной ошибки Статья 4. Право не быть судимым или наказанным дважды Статья 5. Равноправие супругов. Протокол № 12: Статья 1. Общее запрещение дискриминации Протокол № 13: Статья 1. Отмена смертной казни

Условия обращения в Суд 1) 2) 3) 4) Предметом жалобы могут быть только права и свободы гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Согласно статье 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государствучастников Конвенции их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства* защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.

Юридическая сила решения 1) Решение обязательно для исполнения 2) За неисполнение возможно приостановление членства и исключение из Совета Европы 3) Влияет на содержание национального законодательства

Уполномоченный по правам человека 19 сентября 2002 г. путем соответствующего Указа было создано учреждение Национального Уполномоченного по правам человека. 1) Инвестиционный омбудсмен проводит работу по содействию в защите прав и законных интересов инвесторов. (Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2015 года № 32 Министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев)

Компетенция Уполномоченного по правам человека 1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. 2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

История становления Идея создания нового учреждения была поднята еще в 1995 г. в январе 1995 г. , группа казахстанских официальных лиц в составе Идрисова Е. А. – заведующего международным отделом Администрации Президента РК, Колпакова К. А. – заведующего секретариатом Председателя Верховного Совета РК, Байкадамова Б. К. – Секретаря Комиссии по правам человека при Президенте РК, участвовала в семинаре в Женеве совместно с Координатором системы ООН/Постоянным Представителем Программы Развития ООН в РК Найджелом Рингроузом и координатором программ ПРООН Тищенко Е. Эта группа в ходе переговоров в управлении Верховного Комиссара ООН по правам человека впервые подняла вопрос о возможности создания в Республике Казахстан института Омбудсмена.

История становления по Конституции Республики Казахстан Указы Президента РК являются неотъемлемой и одной из важнейших частей национального законодательства, 19 сентября 2002 г. путем соответствующего Указа было создано учреждение Национального Уполномоченного по правам человека.

Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан (далее - Совет) является совещательным органом с консультативноаналитическими функциями, который действует на общественных началах. Совет формируется из числа ученых, представителей научно-исследовательских учреждений, организаций образования, представителей неправительственных правозащитных организаций, а также сотрудников государственных органов, имеющих опыт работы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Основными задачами Совета являются: оказание консультативной помощи Уполномоченному по правам человека в реализации им своих полномочий; экспертная работа по: выработке предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, касающегося прав и свобод человека, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; подготовке ежегодных отчетов Уполномоченного по правам человека, представляемых Президенту Республики Казахстан.

Совет осуществляет следующие функции рассмотрение, по поручению Уполномоченного по правам человека, проектов нормативных правовых актов в части, касающейся прав и свобод человека и гражданина; выработка и предоставление Уполномоченному по правам человека предложений по совершенствованию правового механизма защиты прав и свобод человека; изучение и анализ ситуации по соблюдению прав человека в Республике Казахстан; осуществление просветительской работы в сфере прав и свобод человека.

Полномочия Уполномоченного по правам человека Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Права Уполномоченного по правам человека 1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; 2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; 3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; 4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; 5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; 6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

Урок по предмету « Право »

в 10 классе

Нарушение и защита

прав человека

Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

Тип урока : урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и практической работы.

Цели урока :

ü на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;

ü охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека;

ü закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы : беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия : геноцид; апартеид; расизм; дискриминация.

Ожидаемые результаты : расширение объема знаний по теме; закрепление навыков работы с документами; закрепление навыков исследовательской работы; закрепление навыков решения практических задач; научить защищать свои права всеми возможными законными способами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока - «Нарушение и защита прав человека» (слайд 1)

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

«Мир - это свобода, ».

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).

Итак, цель урока – охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека (слайд 2).

И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся).

«Как защитить свои права?» (слайд 2).

На прошлых занятиях мы говорили об истории возникновения основных прав и свобод, поколениях прав человека и анализировали основные положения Всеобщей декларации прав человека

Повторение пройденного материала:

1) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

2) Какие группы прав человека мы знаем?

3) Приведите примеры прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Сегодня мы с вами продолжим работать с источниками международного права и расширим свои знания в области прав человека.

На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Нарушение прав человека: уроки истории.

3.Факты нарушений прав человека в современном мире.

4. Защита прав человека в России.

5. Международная защита прав человека (слайд 3).

4. Открытие новых знаний.

Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их (слайд 4). Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).

Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

· убийства членов этой группы;

· причинения тяжкого вреда их здоровью;

· мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;

· принудительной передачи детей;

· предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеи́д (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми (слайд 6).

Дискриминация - (лат. Discriminatio - различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса , национальность , гражданство , родство , пол , религиозные убеждения , возраст , инвалидность , род занятий и т.д. (слайд 6).

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому (слайд 7).

Учащиеся представляют свои исследовательские проекты по теме «Нарушение прав человека: уроки истории».

Давайте обобщим результаты вашей работы.

Самой тяжелой формой нарушения прав человека является геноцид (слайд 8).

· Истребление и депортация армян в Османской империи в 1895-1923 гг.

· Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян.

· Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов.

· Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975-1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев.

· Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака -1987-1989 годов.

· Геноцид в Руанде 1994 года - массовая резня в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.

· Резня в Сребренице (1995) - массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами (слайд 9).

Самые страшные преступления против человечества совершались во время Второй мировой войны (слайд 10 – видеофрагмент об узниках фашистских концлагерей).

В годы Второй мировой войны фашисты уничтожили: 11 млн. человек на оккупированных территориях СССР; 6 млн. евреев; 200 тыс. цыган (слайд 11).

Но, к сожалению, люди не извлекли уроков из этой страшной войны. Преступления против человечества продолжают совершаться в разных точках земного шара.

В 1975-1979 годах в Камбодже было уничтожено 3 млн. человек. В Руанде 1994 года истреблено 800 тыс. В окрестностях г.Сребреница в 1995 г. было уничтожено по приблизительным подсчетам от 8 до 10 тыс. человек (слайд 12).

Одной из форм нарушений прав человека является расизм (слайд 13).

Расизм в США. Чернокожие в Америке:

· не допускались к участию в выборах

· не могли учиться вместе с белыми

· должны были занимать специально

· отведенные места в транспорте и т.д.

В 60-е годы 20 века в США развернулось движение за гражданские права чернокожего населения. Расовая дискриминация была запрещена (слайд 14).

Примером массового нарушения прав человека является политика апартеида, проводимая в ЮАР во второй половине 20 века (слайд 15).

Апартеид в ЮАР:

Предписывал народам банту проживать в специальных резервациях

Лишил чернокожих жителей почти всех гражданских и политических прав

Запретил межрасовые браки

Ввел раздельный общественных транспорт, школы, больницы и т.д. (слайд 16).

К сожалению, примеры массового нарушения прав человека мы находим и в современной жизни, в нашей стране (слайд 17).

Примером тому могут служить этнические чистки в Чечне - насильственные действия, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского, украинского, армянского и т. д.), населения в Чеченской Республике и осуществляемые по этническому признаку с момента прихода к власти Джохара Дудаева в 1991 г.

В Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов.

В 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек, а возможно, и больше» (слайд 18).

5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них - русские.

Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. Российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей (слайд 19).

Пытки и издевательства над заключенными в американских военных тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо вызвали шок во всем мире. «Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали»,- вспоминал один из узников тюрьмы Гуантанамо (слайд 20).

Сейчас идет настоящая война в Ливии. Каждый день мы узнаем о новых жертвах среди мирных жителей (слайд 21).

Что вам известно о событиях в Ливии? Каково ваше мнение о событиях, которые происходя там? Какие права человека нарушаются в ходе войны? (ответы учащихся).

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан (слайд 22).

Решение задач (слайд 23).

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…» (слайд 24 - рефлексия).

А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека (слайд 25).

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей (слайд 26).

Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? (ответы учащихся) У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека (слайд 27).

К ним относятся:

· Европейский суд по правам человека

· Комитет по правам человека ООН

· Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

· Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)

· Управление Верховного комиссара ООН по правам человека

· Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)

· Комиссар Совета Европы по правам человека (слайд 28).

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали… (слайд 29), (ответы учащихся).

Вернемся к главному вопросу нашего урока: как защитить свои права? (слайд 30)

(ответы учащихся)

В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 31), привести примеры нарушений прав человека и определить, способы защиты нарушенных прав.

Учитель объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по предмету « Право »

в 10 классе

Нарушение и защита

прав человека

Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

Тип урока : урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и практической работы.


Цели урока :

  • на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;
  • и определить механизм защиты прав человека;
  • закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы : беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия : геноцид; апартеид; расизм; дискриминация.

Ожидаемые результаты : расширение объема знаний по теме; закрепление навыков работы с документами; закрепление навыков исследовательской работы; закрепление навыков решения практических задач; научить защищать свои права всеми возможными законными способами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.

2. Объявление темы, постановка цели.

Тема нашего урока - «Нарушение и защита прав человека» (слайд 1)

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

« Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека ».

(слайд 1)

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).

Итак, цель урока – охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека (слайд 2).

И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся).

«Как защитить свои права?» (слайд 2).

3. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

На прошлых занятиях мы говорили об истории возникновения основных прав и свобод, поколениях прав человека и анализировали основные положения Всеобщей декларации прав человека

Повторение пройденного материала:

1) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

2) Какие группы прав человека мы знаем?

3) Приведите примеры прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Сегодня мы с вами продолжим работать с источниками международного права и расширим свои знания в области прав человека.

На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Нарушение прав человека: уроки истории.

3.Факты нарушений прав человека в современном мире.

4. Защита прав человека в России.

5. Международная защита прав человека (слайд 3).

4. Открытие новых знаний.

Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их (слайд 4). Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).

Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения тяжкого вреда их здоровью;
  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;
  • принудительной передачи детей;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеи́д (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми (слайд 6).

Дискриминация - (лат. Discriminatio - различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса , национальность , гражданство , родство , пол , религиозные убеждения , возраст , инвалидность , род занятий и т.д. (слайд 6).

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому (слайд 7).

Учащиеся представляют свои исследовательские проекты по теме «Нарушение прав человека: уроки истории».

Давайте обобщим результаты вашей работы.

Самой тяжелой формой нарушения прав человека является геноцид (слайд 8).

  • Истребление и депортация армян в Османской империи в 1895-1923 гг.
  • Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян.
  • Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов.
  • Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975-1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев.
  • Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака -1987-1989 годов.
  • Геноцид в Руанде 1994 года - массовая резня в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.
  • Резня в Сребренице (1995) - массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами (слайд 9).

Самые страшные преступления против человечества совершались во время Второй мировой войны (слайд 10 – видеофрагмент об узниках фашистских концлагерей).

В годы Второй мировой войны фашисты уничтожили: 11 млн. человек на оккупированных территориях СССР; 6 млн. евреев; 200 тыс. цыган (слайд 11).

Но, к сожалению, люди не извлекли уроков из этой страшной войны. Преступления против человечества продолжают совершаться в разных точках земного шара.

В 1975-1979 годах в Камбодже было уничтожено 3 млн. человек. В Руанде 1994 года истреблено 800 тыс. В окрестностях г.Сребреница в 1995 г. было уничтожено по приблизительным подсчетам от 8 до 10 тыс. человек (слайд 12).

Одной из форм нарушений прав человека является расизм (слайд 13).

Расизм в США. Чернокожие в Америке:

  • не допускались к участию в выборах
  • не могли учиться вместе с белыми
  • должны были занимать специально
  • отведенные места в транспорте и т.д.

В 60-е годы 20 века в США развернулось движение за гражданские права чернокожего населения. Расовая дискриминация была запрещена (слайд 14).

Примером массового нарушения прав человека является политика апартеида, проводимая в ЮАР во второй половине 20 века (слайд 15).

Апартеид в ЮАР:

  • предписывал народам банту проживать в специальных резервациях
  • лишил чернокожих жителей почти всех гражданских и политических прав
  • запретил межрасовые браки
  • ввел раздельный общественных транспорт, школы, больницы и т.д. (слайд 16).

К сожалению, примеры массового нарушения прав человека мы находим и в современной жизни, в нашей стране (слайд 17).

Примером тому могут служить этнические чистки в Чечне - насильственные действия, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского, украинского, армянского и т. д.), населения в Чеченской Республике и осуществляемые по этническому признаку с момента прихода к власти Джохара Дудаева в 1991 г.

В Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов.

В 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек, а возможно, и больше» (слайд 18).

5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них - русские.

Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. Российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей (слайд 19).

Пытки и издевательства над заключенными в американских военных тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо вызвали шок во всем мире. «Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали»,- вспоминал один из узников тюрьмы Гуантанамо (слайд 20).

Сейчас идет настоящая война в Ливии. Каждый день мы узнаем о новых жертвах среди мирных жителей (слайд 21).

Что вам известно о событиях в Ливии? Каково ваше мнение о событиях, которые происходя там? Какие права человека нарушаются в ходе войны? (ответы учащихся).

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан (слайд 22).

Решение задач (слайд 23).

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…» (слайд 24 - рефлексия).

А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека (слайд 25).

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей (слайд 26).

Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? (ответы учащихся) У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека (слайд 27).

К ним относятся:

  • Европейский суд по правам человека
  • Комитет по правам человека ООН
  • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
  • Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)
  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
  • Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)
  • Комиссар Совета Европы по правам человека (слайд 28).

5. Обобщение новых знаний, подведение итогов.

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали… (слайд 29), (ответы учащихся).

Вернемся к главному вопросу нашего урока: как защитить свои права? (слайд 30)

(ответы учащихся)

6. Организация домашнего задания, оценивание работы учащихся на уроке.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 31), привести примеры нарушений прав человека и определить, способы защиты нарушенных прав.

Учитель объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за работу.


Тема: «Права человека» 8 класс

Цели урока:

1. Дать учащимся представление, что такое права и свободы человека.

2. Познакомить их с международными документами о правах человека.

3. Способствовать формированию правовой и политической культуры.

План урока:

1. Вступительное слово.

2. Права человека. Что это?

3. Международные документы о правах человека.

4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

5. Заключение.

Основные понятия: право, свобода, ООН, декларация, конвенция, пакт.

Оборудование:

Тексты документов: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.

Компьютерная презентация к уроку. (Приложение 1)

Тестовые вопросы для закрепления. (Приложение 2)

Высказывания на плакатах:

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим» (М. Клаудиус, немецкий поэт 18 века)

«Редкое, счастливое время, когда позволено чувствовать что хочешь и говорить, что чувствуешь» (Тацит, римский историк 1 век н.э.)

Выставка правовой литературы.

Ход урока.

1. Вступительное слово.

Уважаемые гости, учащиеся. Наш урок сегодня посвящен правам человека. Проблема прав человека всегда волновала людей и волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. Путь к свободной и счастливой жизни был долгим и нелегким. Жизнь устроена так, что за все в ней надо бороться и сражаться. И, наверное, почти всю свою жизнь люби боролись, отстаивали свои права и свободы и добились, наконец того, о чем мечтали и за что сражались. (слайд 1)

Сегодня на уроке мы рассмотрим, что такое права и свободы человека, какими правами обладают граждане мира и граждане Российской Федерации, какие существуют международные документы о правах человека. (слайд 2)

Запись темы урока в тетрадь.

2. Права человека

У нас на доске записаны новые понятия, с которыми мы должны познакомиться. Но прежде, чем мы дадим определение понятию «право», давайте подумаем с какими словами ассоциируется у вас это словосочетание.

Возможные ответы учащихся.

(права, данные природой, моральные права, возможности что-то делать, правила, без которых невозможно развитие личности и т.д.)

Все высказывания ваши верны. Только нужно подчеркнуть, что все эти возможности человека обеспечиваются и охраняются государством.

Вопрос к классу. А что такое свобода?

(различные высказывания)

Учитель. А теперь давайте запишем эти первые понятия.

Право – это охраняемая и обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять и иметь достойные условия жизни.

Свобода – это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то, что не запрещено законом. (слайд 3)

Вопрос к классу. А зачем надо изучать права человека?

(Возможные ответы:

чтобы защитить себя, чтобы отстаивать свое мнение, свою точку зрения)

Учитель. Чем больше людей будут знать о своих правах и стараться жить по принципам заложенных в них, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.

3. Международные документы о правах человека.

На прошлом уроке по обществознанию вы получили творческое задание. Класс был разделен на три группы. Нужно было представить, что вы находитесь на необитаемом острове. А так как человек существо (какое?) биосоциальное то вам нужно создать общество. А для создания идеального общества необходимо составить список прав его граждан. Итак, каждая группа должна представить список прав (представитель группы выходит и представляет на листе свой перечень. Учитель, просмотрев все три списка, здесь же подчеркивает те, которые повторяются. Так составляется итоговый перечень прав.). Итак, права вашего сообщества на необитаемом острове таковы: (перечислить).

А теперь давайте, выясним какие права вы считаете главными. Для этого немного поиграем.

Игра «Полет на воздушном шаре».

5-6 человек выходят, становятся в круг, в центре стол или стул на котором находятся написанные права человека.

Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.

(Заранее подготавливаются 14 карточек с надписями:

    все равны перед судом и законом;

    право на жизнь;

    право на свободу;

    право на охрану здоровья;

    свобода слова;

    свобода совести;

    право вступать в общественные организации, объединения;

    право на свободу труда;

    право на жилище;

    право на частную собственность;

    право вступать в брак;

    право на образование;

    право на собрание и митинги;

    право избирать и быть избранным.

Желательно, чтобы остались право на жизнь, свободу, здоровье).

Вопросы для обсуждения игры.

– Почему вы оставили именно эти 2 права?

(Ответ – Право на жизнь – это главное естественное право человека, если его не будет, то все другие теряют смысл.

Право на здоровье и свободу – это важнейшие человеческие начала необходимые каждому. Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать.)

А теперь проведем небольшой экскурс в историю. Подумайте, вспомнив историю, боролись ли люди древнего мира, средних веков, нового времени за свои права и свободы. (слайды 4–8).

– Право в Древней Греции (зарождение демократии в Афинах, гражданин Греции обладал правами как в личной, так и в политической жизни, а главная обязанность – ото соблюдать законы и защищать Отечество)

– Право в Древнем Риме (установление республики, права были разделены на публичные и частные)

– Восстание Спартака 74-71г. до н.э. (борьба за свои свободу и права)

– Средние века 13 век Англия (1215г. – духовенство, рыцари и горожане заставили короля подписать «Великую хартию вольностей», которая давала этим категориям ряд привилегий. Хартия – это грамота подтверждающая права.)

– 18 век – Новое время (Революции в Англии, Франции, США, которые привели к созданию Конституций, провозгласивших права и свободы)

– 19 век – Россия (Главная реформа по отмене крепостного права в России, которая предоставила крестьянам личные права и свободы)

– 1918г. – образование РСФСР и принятие «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа»

Но решающий шаг в борьбе за права и свободы был сделан в середине 20 века.

4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

10 декабря 1948г., 60 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. (слайд 9). Этот документ вошел в Международную хартию прав человека. Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Мир понял, что любой конфликт, война – это подавление прав и свобод человека, нарушение прав и свобод целых народов

С историей создания этого документа, а также с другими международными документами о правах человека и ребенка мы познакомимся, послушав сообщение наших учащихся.

Сообщение 1. (слайды 10-14)

Стремление стран к международному сотрудничеству в области защиты прав человека привело к тому, что после окончания второй мировой войны, страны победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В Уставе ООН сказано: народы объединенных наций преисполнены решимости “вновь утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...” Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет Безопасности – постоянно действующим органом. Все комитеты, советы, агентства ООН поставлены на службу разрешения проблем экологического, социального и гуманитарного характера.

Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей во всех уголках планеты. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

В 1966г. декларация была дополнена 2 документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности называют Международным биллем о правах. В последующем были подготовлены и другие документы: Конвенция о правах ребенка и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинствах видов обращения и наказания.

Сообщение 2. (слайды 15-27)

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако декларация- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

С 24 июня 1998 г. в нашей стране вступил в силу закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Права ребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке и семье др.

Сообщение 3 (слайды 28-31)

Одной из особенностей международных документов о правах человека является то, что они действуют через внутреннее национальное право. Положения, закрепленные в них воплощаются в соответствующих законах каждой страны – в Конституциях, кодексах, указах, постановлениях. Примером для нашей страны является Конституция РФ 1993 года, в которой в главе 2 закрепляются основные права и свободы человека. Впервые признаны и гарантированы права и свободы в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Итак, мы с вами познакомились с международными документами по правам человека.

Назовите их?

(Декларация прав человека 1948г. Конвенция о правах ребенка 1989г. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.)

Назовите основной закон в нашей стране, закрепляющий права и свободы человека? (Конституция РФ)

Здесь прозвучали новые для вас понятия. Посмотрите и запищите их (слайд 32)

1. ООН – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира.

3. Конвенция – международный документ, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединялись.

4. Пакт – международный договор, налагающий на его участников обязательства о его выполнении

4.. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

Учитель. А теперь давайте поработаем с документами.

У вас на столах находятся тексты всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ. Мы уже говорили, что Всеобщая декларация прав человека была адресована всему человечеству. Большое влияние на принятие этого документа оказала Вторая мировая войн, и мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек…

Задание классу.

(имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.д.)

Вопрос к классу.

Сделайте вывод, как в данных отрывках отражено право на жизнь?

(Ответ. Все документы признают высшей ценностью право на жизнь, а государство обязано соблюдать и защищать данное право) .

Учитель. Сколько статей содержит декларация?

Учитель. Все права и свободы, провозглашенные в ней подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека и лишь в одной 29-й обязанностям. О чем это говорит?

Ответ. Что этот документ определил систему прав человека.

Учитель. А теперь сравните ст.19 декларации, ст.13 Конвенции, ст.29 Конституции. О чем эти статьи?

Ответ. О свободе выражения своего мнения.

Ответ. О праве на охрану здоровья, медицинскую помощь.

Учитель. В Декларации прав человека, Конвенции о правах человека и Конституции РФ много статей совпадают по содержанию. О чем это говорит?

Ответ. О том, что наша Конституция РФ была составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.

Учитель. И не только наша Конституция, но и многие национальные Конституции составлены на ее основе. И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в г.Женева, ссылаясь на Всеобщую декларацию.

Учитель. А теперь, ребята, подумайте и сделайте вывод. В чем историческое значение Всеобщей декларации прав человека? (слайд 33)

Ответ. Это международный документ, который определил систему естественных прав человека. Декларация утверждает и защищает права человека во всех его сферах деятельности. Основные идеи документа вошли в национальные Конституции. Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий образец права, к которому должны стремится все народы и все государства.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Я хотела бы услышать ваше мнение. Дал вам что-то этот урок, узнали ли вы что-то новое, или он для вас был неинресен. Причем, хочу заметить, что высказывая свое мнение, вы реализуете еще одно из прав – право на свободу слова. (Заслушиваются высказывания учащихся)

Для закрепления материала учащимся предлагаются тестовые вопросы. (Приложение 2)

5. Заключение.

Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека. Так зачем нам эти права? И есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Мы живем в то время, когда граждане нашего государства обладают правами и свободами, необходимыми человеку для существования. И наша задача сберечь то, что было достигнуто предыдущими поколениями.

Приложение 1

Компьютерная презентация

Приложение 2

Вопросы к теме «Права человека»

    Выбери из следующих мыслей те, которые соответствуют духу прав человека.

      Свобода есть возможность делать все, что мне хочется.

      Свобода есть право делать все, что позволено законом.

      Свобода есть независимость от заветов Бога.

      Свобода есть независимость от норм, установленных людьми.

      Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

    Выбери правильный ответ.

А. Свобода есть право делать все, что позволено законом.

Б. Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

      Верно только А;

      Верно только Б;

      Верны А и Б;

      Неверны и А и Б.

    Ответьте на вопросы «да» или «нет».

      Демократия означает народовластие.

      Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами, ее подписавшими.

      Пакт – это документ, возлагающий на участвующие в нем государства конкретные обязанности в области прав человека.

      Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства.

      Всеобщая декларация провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности.

      В Декларации сказано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

      Права человека означают, что каждый человек может ими пользоваться.

      Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей.

      В ООН существуют специальные органы по защите прав человека.