Брачносемейные отношения в международном частном праве. Усыновление (удочерение) в мчп Усыновление в международном частном праве

Международное усыновление – это форма устройства ребенка, при которой гражданин одной страны, лишенный родительского попечения, передается гражданам другой страны, которые могут обеспечить ему достойный уровень жизни и опеку.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Программы обустройства иностранных детей существуют во всем мире.

Понятия

Усыновление – это форма обеспечения опекой или попечительством детей, которые лишены родительского внимания и заботы. Усыновителями могут быть граждане РФ и иностранных государств, а также апатриды (). Если усыновителями выступают граждане иностранных государств, то такая форма обеспечения опекой и попечительством носит международный характер.

Законодательство

Существуют следующие нормативные акты, которые регулируют усыновление в международном частном праве:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Гаагская конвенция о защите детей;
  • Декларация прав ребенка;
  • Европейская конвенция об усыновлении детей;
  • Женевская декларация прав ребенка.

Основы процедуры усыновления и понятия установлены в СК РФ.

Усыновление на территории РФ также регулируется федеральными законами:

Конвенция ООН о правах ребенка

Основные принципы международного усыновления закреплены в которая была принята в 1989 году и ратифицирована российским правительством в 1990 году.

Государства-участники данной конвенции гарантируют решение вопросов об усыновлении компетентными органами власти.

Они должны определить статус ребенка, оценить поданные усыновителями документы, их достоверность в первую очередь, и определить возможность передачи ребенка на попечительство гражданам иной страны ().

Видео: сложности

Гаагская конвенция

Этот документ содержит в себе общие требования и условия для международного усыновления. Конвенция была принята в мае 1993 года. Компетентные органы власти страны-донора (государства, в котором проживает ребенок) должны определить, допустимо ли усыновление малыша и отвечает ли оно наилучшим образом его личным интересам.

Международно правовые договоры

Межгосударственные соглашения заключаются странами с целью упрощения и конкретизации существующей процедуры передачи ребенка под опеку, а также с целью противодействия коллизии норм.

Они решают многие проблемы международно правового регулирования усыновления в целом.

Например, между Россией и Италией был заключен, еще в начале 2000-х, договор об упрощении порядка передачи детей под опеку на межгосударственном уровне.

Усыновители должны выполнять законодательство своей страны и государства-донора, поэтому если между странами отсутствуют международные соглашения об усыновлении, вся процедура теряет смысл.

Кому отдается предпочтение

Согласно с положениями Страсбургской конвенции, усыновителями может стать одно лицо или пара, пребывающая в законном браке.

Предпочтение отдается именно семейным личностям, у которых есть или были дети.

Компетентные органы должны взвесить все за и против, но они намного охотнее сотрудничают с иностранцами, если у тех до этого был успешный опыт усыновления. Граждане других государств должны пройти специальную подготовку перед усыновлением.

Место ее проведения выбирается по собственному усмотрению, но в приоритете окажутся те лица, которые решат пройти ее на территории РФ.

Кому запрещается

Лица, которые не состоят в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка ().

Усыновителями не могут также стать:

  • недееспособные, несовершеннолетние или ограниченные в дееспособности личности;
  • пара, в которой один из супругов был признан недееспособным;
  • лица, которые лишились своих родительских прав или были судом в них ограниченными;
  • личности, которых ограничили в праве или лишили возможности быть опекуном (попечителем);
  • лица, в отношении которых судом было отменено усыновление;
  • личности, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка;
  • лица, которые подвергались уголовному преследованию, а также те, которые имеют неснятую судимость за тяжкие преступления;
  • пара, которая пребывает в однополом браке;
  • личности, которые не прошли специальную подготовку.

Запрет, который не позволяет стать усыновителем, формируют такие недуги:

  • туберкулёз и прочие инфекционные болезни со стойкой ремиссией;
  • злокачественные заболевания любой локализации;
  • психические расстройства;
  • наркомания, алкоголизм;
  • болезни, которые приводят к установлению инвалидности 1 группы.

Усыновителями не могут быть лица, которые не имеют источников постоянного дохода или места жительства ().

Требования к иностранным усыновителям

Усыновителями могут стать лица любого пола или же семейная пара. Они должны быть совершеннолетними и полностью дееспособными.

Будущие родители или родитель обязаны:

  • пройти специальную подготовку;
  • и предоставить ведомости об отсутствии запрещенных заболеваний, судимости.

От прохождения специальной подготовки освобождаются лица, которые являются опекунами или усыновителями на момент подачи соответствующего заявления.

В отношении иностранных граждан признание их усыновителями проводится согласно с нормами семейного законодательства их страны ().

Стоимость

Процедура усыновления на территории РФ, независимо от гражданства субъектов, которые в ней участвуют, является бесплатной.

Кроме этого, усыновители получают пособия от государства.

Размер стоимости услуг иностранных организаций, которые занимаются вопросами усыновления, регулируется законодательством конкретной страны. Сумма колеблется в пределах 40.000- 50.000 долларов США.

При этом иностранные граждане, в отличие от российских, никаких пособий не получают.

Процедура усыновления

Процедура международного усыновления мало чем отличается о той, которая существует в РФ. Но специфические моменты, все же, присутствуют.

Алгоритм усыновления таков:

  • потенциальные усыновители должны обратиться в любой региональный банк данных относительно социальных сирот пакетом документов, которые должны быть переведены на русский и нотариально удостоверены;
  • утвержденный кандидат на усыновление должен ознакомиться с ведомостями, которые доступными в отношении каждого зарегистрированного в банке ребенка;
  • после знакомства с ребенком усыновитель должен в обязательном порядке уведомить о результатах посещения и принятом решении в отношении ребенка;
  • после принятия положительного решения необходимо подать полный пакет легализированных документов для установления факта усыновления в судебном порядке.

После принятия решения суд направляет документы в ЗАГС для регистрации усыновления.

Обследование условий жизни, как показывает статистика, проводится 4 раза на протяжении первых трех лет, которые следуют за официальным усыновлением.

Инициатор

Человек или пара, которые хотят обрести статус международных усыновителей, должны подать соответствующее заявление и автобиографию для того, чтобы можно было начать саму процедуру. К заявлению также прилагается ряд иных документов.

Они должны быть переведены на русский язык и удостоверены нотариально.

Срок

При усыновлении в России оформление занимает около 1-3 месяцев. Но процедура для иностранцев имеет свои особенности и в целом занимает около 18 месяцев.

Подготовка ребенка

Усыновитель перед оформлением прав на ребенка проходит специальную подготовку, взвешивает все плюсы и минусы личного решения.

Готовят и малыша, но по-своему:

  • он просто знакомится с будущими опекунами;
  • узнает информацию о стране, в которой будет жить.

Документы

Иностранные усыновители готовят два пакета переведенных на русский язык документов:

  • один необходим для признания лица кандидатом в усыновители;
  • а другой нужен для того, чтобы суд подтвердил сам факт усыновления.

Права, обязанности и ответственность

  1. Усыновители и усыновленные приравниваются в своих правах к родственникам, а именно к родителям ().
  2. Будущие родители должны опекать ребенка, а также предоставить ему все условия для полноценного развития и обучения.
  3. Сохраняется тайна усыновления ().

    Бывают случаи, когда для обеспечения тайны усыновления по заявлению родителя и родителей, имя и дата рождения ребенка могут быть изменены ().

  4. Усыновители несут ответственность за неисполнение своих обязательств в рамках российского законодательства, а также того, гражданами которой страны они являются.

Контроль

В иностранных государствах существуют специальные комиссии по делам международного усыновления, которые контролируют исполнение прав и обязанностей на месте. От имени РФ этот контроль осуществляется консульскими представительствами, на учет в которых ставят усыновленных детей.

Выводы экспертов Уполномоченных по правам ребенка

Выводы такого рода нужны, не только для оценки условий проживания и воспитания детей за границей, но и для контроля за выполнением обязательств усыновителей со стороны РФ.

Экспертам нередко приходится защищать права детей, которые находятся в иностранном государстве, а также участвовать в создании проектов международных соглашений в сфере усыновления.

Сколько детей усыновлено

По статистическим данным в 2014 году в России иностранцами было усыновлено 13,6% детей от общего количества тех, которые получили родительскую опеку.

Проблемы

Какими не были проблемы и решения в сфере усыновления, к сожалению, они не отменяют того факта, что в иностранном государстве дети из РФ практически беззащитны.

Проверки осуществляются нечасто даже консульствами, существующими в этих странах, и пресса уделяет этому вопросу недостаточно внимания.

Гарантии безопасности

Консульства и Уполномоченный по правам ребенка следят за тем, чтобы усыновленные дети из России жили в достойных условиях. Но для таких детей даже международное законодательство не является гарантией их безопасности.

Вопросы

Большинство вопросов, которые связаны с международным усыновлением касаются самой процедуры и ее длительности.

Гражданство ребенка

Ребенок сохраняет гражданство РФ и приобретает новое. По желанию усыновителей он может лишиться гражданства России.

Отмена

Усыновление создает искусственные отношения, фиктивное родство. Его условия, цели и последствия по-разному разрешены законодательством зарубежных стран. Коллизионных вопросов, возникающих в этой области, много: кому разрешено усыновление, с какого возрас­та разрешается усыновлять, можно ли усыновлять совершеннолетнего, необходимо ли согласие на усыновление между усыновителем и усыновляемым или его законным представителем, со­храняется ли правовая связь усыновленного с кровными родственниками и т. д.

Коллизионные нормы, касающиеся усыновления, обычно объявляют решающим лич­ный закон усыновителя. Среди немногочисленных конвенций об усыновлении наиболее из­вестна Гаагская конвенция о компетенции, о применимом праве и о признании реше­ний в отношении усыновления 1965 г, которая устанавливает требования к лицам, поль­зующимся правом усыновления, а также к усыновляемому. Общим правилом в отношении усыновления является применение компетентными властями своего внутреннего закона. Конвенция предусматривает следующие изъятия из этого принципа.

1. Должно учитываться любое положение о запрещении усыновления, содержа­щееся в национальном законе усыновителя или супругов-усыновителей, если применение такого запрещения предусмотрено заявление государства гражданства усыновителей при ратификации конвенции.

2. В отношении вопроса о согласии на усыновление лиц, не являющихся членами семьи усыновителя, применяется закон гражданства ребенка. Этот же закон применяется и в отношении условий консультации с данными лицами.

Конвенцией предусмотрено, что отмена усыновления возможна по любым осно­ваниям, предусмотренным законом государства, компетентным решать этот вопрос.

Согласно СК РФ усыновление и удочерение (далее - усыновление) ребенка, яв­ляющегося российским гражданином, в том числе их отмена, производятся на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства в соответствии с законода­тельством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в кото­ром это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усы­новлении или отмене усыновления.

Усыновление детей, иностранными гражданами или лицами без гражданства возможно только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ. либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и мест жительства родственников.

Усыновление на территории РФ иностранными гражданами или лицами без граж­данства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся российскими гражданами, производится в порядке, установленном СК для российских граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

При усыновлении на территории РФ российскими гражданами ребенка, являюще­гося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя. В этом случае усынов­ление, если оно состоялось, подлежит отмене в судебном порядке.

Защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществ­ляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учрежде­ниями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершенноле­тия. Посредническая деятельность по усыновлению детей недопустима (ст. 126-1 СК РФ).

Охрана личных и имущественных прав совершеннолетних осуществляется комплексом мер, образующих гражданско-правовой институт опеки.

Все правовые системы определяют цель опеки как охрану лиц, нуждающихся в защите в связи с их несовершеннолетием, умалишенностью и другими дефектами. Лич­ный закон опекаемого принимается во внимание в первую очередь при регулировании вопросов, возникающих из потребности опекаемого в защите. Однако поскольку учреждение опеки и попечительства требует применения процессуальных норм, практика исходитиз того,что привязку закона гражданстванеобходимо сочетать с привязкой к закону суда.

Компетентными в отношении защиты прав несовершеннолетних признаются судебные и административные органы государств обычного местожительства несовершеннолетнего. Конвенция о гражданских аспектах похищения детей в международном масштабе 1980 г. была принята в Гааге с целью немедленного возвращения детей, незаконно перемещенных или неза­конно удерживаемых к одном из договаривающихся государств, а также содействия реальному применению во всех других договаривающихся государствах прав защиты ребенка, сущест­вующих в одном из государств-участников.

Опекуном может быть назначено только дееспособное лицо. Национальный закон, практически везде, ограничивает круг лиц, которые могут быть назначены опекунами. Эти ог­раничения не везде одинаковы, но наиболее распространенными являются следующие:

Не могут быть опекунами лица, сами находящиеся под опекой;

Имеющие попечителей, лишенные по суду почетных прав и преимуществ;

Ведущие аморальный образ жизни;

Лица, чьи интересы в значительной степени находятся в противоречии с интересами подопечного лица;

Лица, объявленные несостоятельными, в отношении которых еще не закончено кон­курсное производство;

Лица, в отношении которых был установлен запрет родителями несовершен­нолетнего, когда они были живы.

Опекуны назначаются во Франции семейным советом, в Германии и Швейцарии - опе­кунским судом, в Англии и США - судом. В обязанности опекуна входят забота о развитии лич­ности подопечного и представительство его в гражданских делах. Опекун обязан вести дела подопечного, как «заботливый хозяин»; он несет ответственность за убытки, возникающие у подопечного вследствие небрежного ведения дел. В Англии и США опекун приобретает статус доверительного собственника, чем определяется и круг его обязанностей, и порядок их осуще­ствления. Деятельность опекуна находится под надзором опекунского суда и семейного совета. Праву Франции, ФРГ и Швейцарии известен институт попечительства В отношении несовер­шеннолетних попечители назначаются тогда, когда родители или опекуны не могут исполнять обязанности по представительству из-за временных препятствий. Попечительство может уста­навливаться в отношении лиц, когда они не могут вести дела в силу физических недостатков (слепота, глухота и др.), а также в отношении расточителей, но наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лип.

Отличие попечительства от опеки заключается в том, что попечитель лично не со­вершает сделок от имени опекаемого, а только дает согласие на их совершение самим опекаемым, в то время как опекун такие сделки совершает сам от имени подопечного. Попечитель не имеет права управления имуществом опекаемого. Назначение попечителя аналогично назначе­нию опекунов, Деятельность попечителя также находится под надзором опекунского суда или семейного совета. Одной из форм попечительства выступает приемная семья. Граждане (суп­руги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья -приемной семь­ей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обя­занностями опекуна (попечители).

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержа­ния, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также ос­нования и последствия прекращения такого договора. Приемные родители являются за­конными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по международному частному праву

На сайте сайт читайте: "конспект лекций по международному частному праву"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие, предмет, принципы и нормы международного частного права
Термин "международное частное право" впервые был предложен судьей Верхов­ного Суда США, профессором Гарвардской школы права Джозефом Стори в его труде под названием "Комментарий о ко


Субъектами международногочастного права выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, меж­дународные м


Методические рекомендации. О случае возникновения гражданского правоот­ношения с иностранным элементом возникает коллизия права, разрешение которой про­изводится специальным

Методы правового регулирования в международном частном праве
Гражданско-правовой характер отношений, являющихся предметом междуна­родного частного права, позволяет дать следующую характеристику методов, применяе­мых в международном частном праве: 1)

Понятие, структура и виды коллизионных норм в международном частном праве
Коллизионная норма- это норма, содержащаяся во внутреннем праве государства, которая определяет, право какой страны подлежит применению к данному гражданскому правоотношению, обремененному и

Основные типы формул прикрепления
Уже говорилось о том, что двусторонние коллизионные нормы содержат привяз­ку, отсылающую не к законодательству какой-то конкретной страны, а устанавливающую принцип, в соответствии с которым данное

Закон национальности юридического лица (lex societatis)
Подобно тому, как личный закон физического лица определяет правовое положе­ние физических лиц, их гражданско-правовой статус, так и закон национальности юриди­ческого лица определяет гражданско-пра

Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)
Когда речь идет о праве собственности на вещь или о других вещных правах на нее, коллизионное право многих государств использует формулу прикрепления, согласно которой к этим правоотношениям примен


3. Участие государств и международных межправительственных организа­ций в гражданско-правовых отношениях, имеющих международный характер. Методические рекомендации. Поскол

Правовой статус физических лиц как субъектов международного частного права
Правовое положение физических лиц как субъектов международного частного права определяется как в национальном законодательстве, так и в международных дого­ворах. Национальное законодательс

Правовой статус юридических лиц в международном частном праве
Под юридическим лицом принято понимать носителя имущественных прав и обя­занностей, выступающего от своего имени и существующего независимо от лиц, входящих в его состав. Среди приз

Участие государств и международных межправительственных организаций в гражданско-правовых отношениях, имеющих международный характер
Статья 124 ГК РФ устанавливает, что РФ субъекты РФ: республики, края, облас­ти, города федерального значения автономные области автономные округа, а также го­родские, сельские поселения и другие му

Коллизионно-правовые вопросы отношений права собственности
Как правило, имущество, находящееся в собственности, разделяется на движимое и недвижимое. Этим двум категориям придается различный правовой режим в странах континентального права, а в странах англ

Интеллектуальная собственность
В Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собст­венности, 1967 г. (ст.2), указывается, что понятие"интеллектуальная собственность" включае

Внешнеэкономические обязательства
1. Понятие, форма и порядок заключения внешнеэкономических сделок 2. Коллизионные вопросы обязательств но внешнеэкономическим сделкам. 3. Основное положения Конвенции ООН о догово

Коллизионные вопросы обязательств по внешнеэкономическим сделкам
Внешнеэкономические сделки заключаются между субъектами международного частного права по поводу отношений, касающихся экспорта-импорта товаров и услуг. В этой связи возникает вопрос о праве, примен

Основные положения Конвекции ООН О договорах международной купли-продажи товаров
Различия в нормах национальною законодательства различных государств созда­ют препятствия для внешнеэкономического оборота, несмотря на то, что эти препятствия преодолеваются в большинстве случаев

Международные перевозки грузов и пассажиров
1. Правовое регулирование международных морских и авиационных перевозок. 2. Международные автомобильные и железнодорожные перевозки.

Международные автомобильные и железнодорожные перевозки
Правовой статус наземной транспортной среды связан с правовым статусом государственной территории, по которой осуществляется перевозка, основанным, в свою очередь, на суверенитете государств

Внешняя трудовая миграция
Методические рекомендации. Следует уяснить, что для установления приме­нимого права в области трудовых отношений используются, следующие коллизионные привязки: - закон мес

Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Международный труд - это отношения, осложненные иностранным элементом. Иностранный элемент может присутствовать как в субъективном составе (субъект отно­шения - иностранный раб

Внешняя трудовая миграция
Специфическая разновидность выезда российского гражданина на работу за пре­делы РФ- это заключение трудового договора с зарубежным работодателем (нанимате­лем). Речь в данном случае идет о внешней

Семейное и наследственное право
1. Правовое регулирование семейно-брачных отношений, осложненных ино­странным элементом. 2. Коллизионные вопросы усыновления, опеки, попечительства, 3. Коллизионные вопросы наслед

Правовое регулирование семейно-брачных отношений, осложненных иностранным элементом
К обязательным условиям заключения брака принято относить взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. В среднем брачный возраст установ­лен в 18 лет, хотя в

Коллизионные вопросы наследования
Национальные правовые доктрины признаютнаследственное право одним из институтов гражданского права, под которым принято подразумевать совокупность норм, регулирующих отношения, свя


Методические рекомендации. Следует вспомнить, что под валютными опера­циями понимаются: - операции, связанные с переходом права с

Формы международных финансовых расчетов
Под формой расчета в международной коммерческой практике понимается ре­гулируемой нормами международного частного права условие платежа, обладающее спе­цифическими особенностям

Международные финансовые расчеты с использованием векселей и чеков
Основным органом валютного регулирования в России является Центральный банк Российской Федерации Банк определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в

Банковские гарантии в международных коммерческих контрактах
Одним из условий международного коммерческого контракта является предос­тавление экспортером банковских гарантий. В гарантийных операциях, обслуживающих международный коммерческий оборот, участвуют

Международная подсудность по гражданским и торговым делам
2. Понятие, юридическая природа, компетенция международного коммер­ческого арбитража. Методические рекомендации.

Международная подсудность но гражданским и торговым делам
Специальные вопросы судопроизводства по гражданским делам, осложненным иностранным элементом, образуют область международного гражданского процесса. Обычно к международному граждан


Содержание:
Введение………………………………………………………. ..……………….2
Глава 1. Понятие усыновления в международном частном праве ……………………...………………………………………………… ……...…..4
Глава 2. Коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления. Унификация………………………………………………. ……………….…….8
2.1. Коллизии норм международного частного права, регулирующих отношения усыновления…………………… ………………………….………8
2.2. Унификация норм в области усыновления………… ……………………..13
Глава 3. Особенности регулирования международного усыновления в России……………………………………………………………… …………….22
3.1. Российское законодательство, регулирующее порядок усыновления российских детей иностранными гражданами………………………………...22
3.2. Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами…………………………………………………… …………...……..23
Заключение…………………………...………………… ………………………..33
Список используемой литературы………………………………………..…35

Введение.
Тема настоящей курсовой работы – Усыновление (удочерение) в международном частном праве.
Актуальность данной темы работы обусловлена тем фактом, что как и в других вопросах брачно-семейных отношений международного характера, в рассматриваемой области имеется большое разнообразие материально-правовых норм во внутреннем праве государств, что закономерно обусловливает появление коллизий. Брак и семья - это один из ярких примеров наслоений исторических, культурных, этнических, религиозных и других традиций и особенностей, отразившихся в правовом регулировании соответствующих отношений.
Немало их возникает в области усыновления: с какого возраста разрешается усыновление; кто может быть усыновителем; возможно ли усыновление совершеннолетнего; необходимо ли согласие на усыновление между усыновителем и усыновляемым или его законным представителем; сохраняется ли правовая связь усыновляемого с кровными родственниками и т.д.
В законодательстве различных стран регулирование семейных отношений, и в том числе усыновления, имеет свои характерные особенности, обусловленные религиозными, национальными особенностями, принадлежностью к той или иной правовой семье. Поэтому в каждом конкретном случае вопрос о применении права решается в зависимости от обстоятельств.
Основная цель, которая стоит передо мною в начале выполнения данной работы – это полное, четкое и верное раскрытие, а также объемное усвоение поставленной темы работы.
Для достижения указанной цели необходимо выделить и внимательно изучить следующие вопросы:

    понятие усыновления в международном частном праве;
    коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления; унификация;
    особенности регулирования международного усыновления в России.

Глава 1. Понятие усыновления в международном частном праве
Усыновление или удочерение (в дальнейшем изложении применяется термин «усыновление») - это такой юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Такие семейно-правовые отношения, осложненные наличием так называемого иностранного элемента, регулируются нормами международного частного права, которое устанавливает юридические связи данного отношения с правопорядками нескольких государств. Если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства, применяется понятие «международного», или «иностранного» усыновления. 1
Усыновление детей гражданами другого государства является широко распространенным во всем мире. Масштабным оно стало после окончания Второй мировой войны. Ни одно государство в то время не имело специального законодательства, регулирующего «иностранное» усыновление, вследствие чего его процедура не могла быть законодательно оформлена и зачастую осуществлялась стихийно, с массой нарушений как моральных, так и правовых норм. Усыновление могло быть оформлено у нотариуса как обычная гражданско-правовая сделка, а об этических нормах такой «продажи» говорить не приходится. Роль своеобразного «фактора упорядочения» процедуры усыновления в разное время играли и играют созданные для этих целей организации, в частности: Национальный комитет по усыновлению (Румыния), лицензированные агентства (Северная Корея), независимые посредники (Италия), суды (Южная Корея). В России деятельность иностранных общественных и частных организаций, не получивших аккредитацию, запрещена. В то же время в РФ органами, дающими разрешение на усыновление детей, являющихся гражданами России, выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок. С течением времени в различных странах стали появляться первые специальные законодательные акты об усыновлении 2 . В цепях же противодействия созданию предпосылок для коммерческой деятельности, связанной с иностранным усыновлением, и пресечения противоправных действий по похищению детей 25 октября была заключена Гаагская конвенция о гражданских аспектах похищения детей, в которой участвуют Франция, Канада, ФРГ, Швейцария, США, Испания, Польша, Греция, Израиль, Грузия, Туркменистан и др., согласно положениям которой обеспечивается немедленное возвращение детей, незаконно перемещенных или удерживаемых в любом договаривающемся государстве, а также гарантируется, чтобы права опеки или доступа согласно праву одного договаривающегося государства эффективно соблюдались в других договаривающихся государствах (ст. 1).
Снижение рождаемости в странах Западной Европы и США и ряд других факторов, прежде всего связанных с ухудшением экономического положения в странах Юго-Восточной Азии, привели в конце XX в. и в начале XXI в. к распространению международного усыновления. В последние годы особенно актуальным международное усыновление стало для России, поскольку многих российских детей усыновляют граждане США, Италии, Испании, Германии и других стран. В ряде случаев усыновлялись тяжелобольные дети, и для них были созданы в новых семьях, в частности в США, соответствующие условия 3 .
Однако иногда при усыновлении иностранцами российских детей нарушались права ребенка, а также его родственников в России, осуществлялась преступная «торговля детьми», другие злоупотребления. К сожалению, имели место и случаи, когда иностранные граждане, усыновив ребенка, увозили его за границу, а затем отказывались от него и бросали на произвол судьбы.
Все это привело к необходимости внести изменения в законодательство в этой области. В СК РФ 1995 г. 4 были установлены новые правила, Правительством РФ принят ряд постановлений по вопросам усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ 5 . Правительством утверждены правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания 6 .
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989г. 7 , ратифицированной нашим государством, «государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:
a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;
b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помешен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если, обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;
c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанных с этими лицами» (ст. 21).

Глава 2. Коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления. Унификация.
2.1. Коллизии норм международного частного права, регулирующих отношения усыновления.
Роль коллизионных норм в данной области определяют различия регламентации усыновления в отдельных странах (разная оценка возможности усыновления лиц, достигших совершеннолетия, факта наличия у усыновителей собственных детей, возрастной разницы между усыновителем и усыновленным и т.д.).
Вопрос о праве, подлежащем применению к усыновлению, встает в случаях, когда:
1) ребенок и усыновитель являются гражданами разных государств;
2) усыновление - при одинаковом гражданстве сторон - производится на территории другого государства.
Коллизионные нормы, касающиеся усыновления, чаще всего подчиняют его личному закону усыновителя (Австрия, Германия, Финляндия и др.). Так, согласно ст. 22 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению усыновление (удочерение) подчиняется праву того государства, гражданином которого в момент усыновления является усыновитель. Усыновление одним или обоими супругами подчиняется праву, являющемуся определяющим в отношении общих последствий брака. В Германии, как и в ряде других стран, отдельно регулируется необходимость получения согласия ребенка на усыновление - здесь предписано применять дополнительно закон государства гражданства ребенка, но если более благоприятно германское право, применяется последнее (ст. 23). В Италии основной коллизионной привязкой тоже является национальный закон усыновителя, но формулируются и субсидиарные привязки к праву страны места совместного проживания усыновителя и усыновляемого или совместного проживания усыновителей; при определенных условиях применяется и итальянское право (ст. 38).
В Швейцарии условия осуществляемого в этой стране усыновления определяются по швейцарскому праву. Но если при рассмотрении дела выясняется, что в государстве места жительства или гражданства усыновителя или супругов-усыновителей может быть отказано в признании решения об усыновлении и этим может быть нанесен серьезный ущерб интересам ребенка, должны быть приняты во внимание и условия, предусмотренные правом соответствующего государства (ст. 77 Закона Швейцарии 1987 г.). Закон о международном частном праве Республики Корея 2001 г. ограничивается указанием на применение при усыновлении и его отмене личного закона усыновителя в момент усыновления (§ 43), правда, при решении вопроса о получении согласия ребенка на усыновление требуется учет и условий, предусмотренных личным законом ребенка (§ 44).
Интересен подход Закона Бельгии о международном частном праве 2004 г. И в данном вопросе нашел отражение воспринятый этим законом принцип применения личного закона заявителя (ст. 67). При отсутствии общего гражданства усыновителей закон предписывает применение права их общего обычного места проживания и, кроме того, дополнительно - бельгийского права.
Следует обратить внимание на то, что в некоторых странах требуется применение личных законов и усыновителя, и усыновленного. Так, в соответствии с п. 4 § 43 Закона Венгрии о международном частном праве 1979 г. условия для усыновления (удочерения) определяются с учетом действующего на момент усыновления личного закона усыновителя и лица, которое хотят усыновить. В Законе Украины 2005 г. предусмотрена аналогичная норма: усыновление и его отмена регулируются личным законом ребенка и личным законом усыновителя. Если усыновители - супруги, которые не имеют общего личного закона, применяется право, определяющее правовые последствия брака (ч. 1 ст. 69). В то же время способность лица быть усыновителем и правовые последствия усыновления и его прекращения определяются личным законом усыновителя (ч. 2 и 3 данной статьи). Личному закону ребенка подчинены и "надзор и учет детей, усыновленных в соответствии с положениями настоящей статьи" (ч. 4 ст. 69). 8
Из того, что иностранным элементом в отношениях усыновления является субъект, следует, что основными коллизионными привязками в области отношений усыновления являются 9:
а) закон гражданства усыновителя.
б) закон гражданства лица, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
В России усыновление, имеющее международный характер, регулируется коллизионными нормами, закрепленными в ст. 165 СК РФ. Согласно данной статье, усыновление считается международным, когда оно осуществляется:
1) иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РФ на территории России;
2) иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации;
3) российскими гражданами в отношении ребенка, являющегося иностранным гражданином на территории Российской Федерации;
4) российскими гражданами в отношении ребенка, являющегося иностранным гражданином на территории иностранного государства 10 .
С принятием Семейного Кодекса 1995г. в семейном законодательстве РФ основным коллизионным принципом, применяемым при усыновлении (или отмене усыновления) иностранными гражданами российских детей на территории России стал закон гражданства усыновителя 11 .
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 165 СК РФ усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории России иностранными гражданами ребенка, являющегося российским гражданином, производится в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя (а если это лицо без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления). При усыновлении в России российского ребенка супругами, имеющими разное иностранное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена.
Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, так как усыновитель часто увозит ребенка в свою страну. Аналогичные коллизионные привязки используются и в законодательстве многих зарубежных стран, но там они чаще формулируются в двусторонних коллизионных нормах 12 .
Тем не менее, российский закон не ограничивается отсылкой к закону гражданства усыновителя. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ при усыновлении на территории России иностранными гражданами или лицами без гражданства детей - граждан РФ должны быть также соблюдены нормы российского законодательства. В принципе такой подход не является особенностью российского права. Законодательство большинства стран использует привязки к личному закону усыновителя и усыновляемого в сочетании друг с другом; иногда прямо указывается на применение и того, и другого закона (например, в Венгрии). Дети, таким образом, получают как бы двойную защиту - и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам российского законодательства 13 . Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление не может состояться.
В отношении личного закона могут применяться различные комбинации: закон гражданства мужа, закон гражданства жены, закон общего гражданства. Аналогичная ситуация складывается и при использовании закона места жительства. Кроме перечисленных, в рассматриваемой области по-прежнему используются классические принципы: закон суда и закон «автономии воли» 14 .
В отличие от закона суда, закон «автономии воли» применяется далеко не во всех правовых системах и, как правило, ограничен определенными рамками. В правовой системе Российской Федерации принцип «автономии воли» 6ыл неприменим в области семейного права до принятия в 1995 г. Семейного Кодекса РФ.
При усыновлении на территории Российской Федерации ребенка-гражданина иностранного государства не требуется соблюдения определенных статей СК РФ (ст.124-126 и 129-132), как это необходимо, когда речь идет об усыновлении ребенка-гражданина РФ. В этой ситуации необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого ребенок является. Также может потребоваться согласие на усыновление и самого усыновляемого в том случае, если это предусмотрено законодательством государства, гражданином которого он является 15 .

2.2. Унификация норм в области усыновления.
Особенности семейного права, обусловленные колоритностью народных обычаев, традиций, религий, существенно затрудняют процесс создания единообразных норм.
Игнорирование Россией большей части международных конвенций, принятых в области семейного права, не умаляет их значимость 16 .
Конвенции представляют собой унифицированные источники права, регулирующие, в частности международные отношения усыновления. Наиболее важными являются следующие конвенции:
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.,
- Гаагская Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 г.,
- Европейская конвенция об усыновлении детей
от 24 апреля 1967 г.,

- Конвенция «O гражданских аспектах международного похищения детей» 1980 г.
1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. содержит общие принципы усыновления. Россия участвует в данной Конвенции. Согласно ее положениям, государства-участники должны обеспечивать учет при усыновлении в первую очередь интересов ребенка. Усыновление должно производиться только компетентными властями в соответствии с применимыми законами и процедурами; усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным; при усыновлении ребенка в другой стране должны применяться такие же гарантии и нормы, какие применяются в отношении усыновления внутри страны; государства должны принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицом (ст. 21).
2. Конвенция «O гражданских аспектах международного похищения детей» 1980 г. Основным вопросом, получившим закрепление в Конвенции 1980 г., стало обеспечение возвращения детей, незаконно перемещенных или удерживаемых в одном из государств-участников. Для возвращения ребенка заинтересованное лицо должно обратиться со специальным ходатайством: в этой Конвенции закрепляется порядок представления ходатайства, а также документов, содержащих сведения о личности заявителя, положении ребенка и информацию о незаконном перемещении. Ходатайство должно быть направлено в центральные органы государств, специально создаваемые участниками этой Конвенции для осуществления мероприятий по возвращению детей.
Вопрос о том, имело ли место незаконное перемещение или удержание ребенка, решается в судебном или административном органе запрашиваемого государства. Для рассмотрения этого вопроса установлен 6-недельный срок. При этом, независимо от разбирательства, по истечении одного года со дня незаконного перемещения (или удержания) ребенок подлежит возвращению.
Единственным основанием для оставления ребенка является представление доказательств о том, что, несмотря на незаконное перемещение, условия проживания на территории иностранного государства являются благоприятными, а возвращение ребенка может быть сопряжено с физической или психологической травмой для него. Квалификация понятий «перемещение» или «удержание», а также определение этих действий как незаконных дается в соответствии с конвенционными положениями, а не исходя из толкования этих понятий в национальном законодательстве государств-участников 17 .
В Конвенции 1980 г. не затрагиваются положения, связанные с регулированием опеки или попечительства. Вместе с тем в ст. 3 закреплена коллизионная норма о том, что право на опеку возникает на основе закона или судебного решения государства места жительства ребенка. Это значит, что основания для установления опеки (или попечительства), требования для лиц, которые могут назначаться опекунами, а также дополнительные условия при опеке отдельных категорий детей определяются по праву государства, на территории которого проживает ребенок.
3. Гаагская Конвенция «O защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» 1993 г. сменила ранее принятую Конвенцию об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении 1965 г. Данная Конвенция конкретно посвящена вопросам усыновления. В ней участвует 71 государство. Эта Конвенция применяется в случаях, когда ребенок, постоянно проживающий в одном из договаривающихся государств, будучи усыновленным, переезжает в другое договаривающееся государство. Она распространяется только на такие усыновления, в результате которых возникают постоянные отношения между сторонами как между родителями и детьми (ст. 2). Конвенция ставит своей целью, в частности, установить общие положения с учетом принципов, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и Декларации ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (Резолюция 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.)
В соответствии с провозглашенными в ней целями конвенция:
- устанавливает гарантию того, чтобы международное усыновление (удочерение) производилось только в интересах ребенка и при соблюдении его основных прав, признанных международным правом;
- создает систему сотрудничества между странами-участницами в области усыновления. Сотрудничество осуществляется через назначаемые каждым из государств Центральные органы;
- обеспечивает признание в Договаривающихся Государствах усыновлений, произведенных в соответствии с конвенцией. Коллизионных норм конвенция не содержит.
Конвенция (ст. 4) устанавливает, что компетентные органы государства происхождения (т.е. государства места постоянного проживания ребенка) допускают усыновление только при соблюдении определенных в конвенции требований (ребенок может быть усыновлен; нет возможности устройства ребенка в семью в государстве происхождения; заинтересованные лица информированы о последствиях усыновления; согласие на усыновление дано добровольно и без получения за это какого-либо денежного вознаграждения; учтено желание и мнение ребенка и т.д.). Компетентные органы принимающего государства, со своей стороны, определяют "пригодность" потенциальных усыновителей к усыновлению (ст. 5). Конвенция подробно регулирует обязанности Центральных органов стран-участниц и уполномоченных ими организаций, а также саму процедуру усыновления. 18 Согласно ст. 23 конвенции усыновление, удостоверенное компетентным органом государства, в котором оно произведено, как соответствующее данной конвенции, признается имеющим законную силу в других Договаривающихся Государствах. В признании усыновления может быть отказано только в случае, если это усыновление явно противоречит публичному порядку запрашиваемого государства, при этом должны быть учтены наилучшие интересы ребенка (ст. 24). Определяются последствия признания усыновления. Специально устанавливается, что никто не должен извлекать неоправданную финансовую или иную выгоду из деятельности, связанной с международным усыновлением (ст. 32). Среди подписавших конвенцию (присоединившихся к ней) государств как те государства, граждане которых чаще усыновляются, так и те, куда усыновленные дети чаще переезжают вместе с усыновителями.
В Конвенции 1993 г. закрепляются требования, предъявляемые для установления иностранного усыновления. Разумеется, что основным из них является соответствующее заключение о том, что иностранное усыновление в большей степени отвечает интересам ребенка, чем устройство ребенка в государстве его места жительства.
Подобно Конвенции 1980 г., в Конвенции 1993 г. предусмотрено учреждение Центрального органа в каждом государстве-участнике, в компетенцию которого входит координация вопросов, связанных с усыновлением: предоставление информации об усыновляемом; осуществление контроля за соблюдением конвенционных требований; организация мероприятий по установлению временной опеки над ребенком.
Одним из важных положений является норма о признании иностранного усыновления, установленного одним государством, в другом государстве - участнике данной Конвенции (ст. 23). Отказ в признании может быть мотивирован только оговоркой о публичном порядке, сущность которой в данном случае сводится к нарушению политики, проводимой государством в отношении защиты детей.
При этом в данной Конвенции также закрепляется право государства сделать заявление о том, что оно не связано положениями данной Конвенции по вопросу признания усыновления.
7 сентября 2000 г. Россия подписала Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г., однако конвенция до сих пор не ратифицирована. 19 .
4. Европейская конвенция об усыновлении детей от 24 апреля 1967 г., заключенная в г. Страсбурге, которую ратифицировали Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Италия, Латвия и др. - всего 18 государств, направлена в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. Так, в ней определены условия, которые должны быть соблюдены, чтобы усыновление, произведенное в одной стране, было признано и в других странах-участницах. Конвенция устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся.
Можно упомянуть и принятую на третьей Специализированной межамериканской конференции по вопросам международного частного права 1984 г. (CIDIP - III) Конвенцию о коллизионном праве относительно усыновления несовершеннолетних (ее участники - Бразилия, Колумбия, Мексика, Чили и некоторые другие страны). Согласно конвенции при решении вопросов о согласии усыновляемого, о процедуре, формальных требованиях, необходимых для создания отношений родства, применяется закон обычного места жительства несовершеннолетнего. Закон домицилия усыновителя определяет способность лица быть усыновителем, требования в отношении возраста и состояния в браке, предъявляемые к усыновителю, необходимость получения согласия от супруга усыновителя. Однако если требования закона усыновителя являются более мягкими, чем требования закона страны постоянного места жительства усыновляемого, применяется последний 20
Сотрудничество государств - членов СНГ в области семейного права направлено на решение первостепенно важных задач: создание условий, обеспечивающих сохранение международных семей, увеличение числа которых связано с распадом СССР и появлением новых иностранных граждан, ранее населявших территорию единого государства. Общность интересов бывших советских граждан, их историческое и социальное родство позволяют достаточно эффективно преодолевать коллизионные проблемы, создавая единообразные правила регулирования в области семейно-6рачных отношений. Эти правила создаются посредством унификации коллизионно-правовых норм 21 .
В области семейного права между государствами - членами СНГ заключено много двусторонних соглашений, одной из сторон которых является Российская Федерация. Наряду с двусторонними договорами вопросы семейного права получили закрепление в Конвенции стран СНГ 1993 г. В ней подробным образом регулируется компетентность учреждений государств-участников по делам об установлении или; отмене опеки и попечительства, порядок назначения опекуна (попечителя), условия передачи опеки или попечительства учреждением одного государства - учреждению другого (ст. 33-36). В связи с этим необходимо заметить, что указанные нормы, имеющие структуру коллизионных, не направлены на регулирование гражданских правоотношений в собственном смысле (т.е. отношений, имеющих имущественный характер), а опосредуют выбор права при совершении определенных процедурных мероприятий: например, порядок назначения опекуна. Вместе с тем эти нормы часто рассматривают как коллизионные. Это связано еще и с тем, что в гражданском законодательстве большинства государств (в том числе и в законодательстве Российской Федерации) наряду с нормами, регулирующими непосредственно имущественные отношения (или личные неимущественные), содержатся нормы, регламентирующие процедуру или порядок совершения определенных действий (в том числе и порядок назначения опекуна или попечителя).
и т.д.................

Усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми

Институт усыновления (удочерения) является одним из самых древних правовых институтов (известен со времен Древнего мира). Усыновление представляет собой сложную правовую и этическую проблему, поскольку необходима твердая уверенность в соблюдении интересов ребенка. При усыновлении правоотношения между людьми, не состоящими в кровном родстве, аналогичны правоотношениям между родителями и детьми. В результате усыновления одни лица теряют права и обязанности родителей, другие их приобретают. В большинстве государств предусмотрен судебный порядок усыновления (в России это дела особого производства).

В международном праве установлен высокий стандарт требований к усыновлению. Система усыновления, закрепленная в Конвенции о правах ребенка (1989), обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены рекомендация Комитета министров ЕС "О воспитывающих семьях" (1987). На универсальном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Гаагских конвенциях о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении (1965) и о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (1993). В рамках Совета Европы приняты Европейская конвенция об усыновлении детей (ETS № 58) (1967) и Страсбургская конвенция об усыновлении детей (2008).

Гаагская конвенция 1993 г. применяется, когда ребенок, постоянно проживающий в "государстве происхождения" переезжает в другое государство ("принимающее государство"). Конвенция распространяется только на те усыновления, которые создают постоянную связь между родителями и детьми (ст. 2). Гаагская конвенция 1993 г. не затрагивает любого закона государства происхождения, который требует, чтобы усыновление ребенка, постоянно проживающего в этом государстве, имело место в этом государстве, или который запрещает размещение ребенка или передачу его в принимающее государство до усыновления (ст. 28). Никто не должен получать неоправданную финансовую или другую выгоду от деятельности, относящейся к иностранному усыновлению. Руководители, администраторы и служащие органов, вовлеченных в процесс усыновления, не получают вознаграждения, которое необоснованно выше, чем качество оказанных услуг.

Страсбургская конвенция 2008 г. применяется к усыновлению ребенка, который на момент подачи потенциальным усыновителем ходатайства об усыновлении не достиг возраста 18 лет, не состоит в браке, не состоит в каких-либо иных зарегистрированных отношениях и не достиг совершеннолетия (ст. 1). Усыновление является юридически действительным только в том случае, когда оно состоялось по решению суда или иного компетентного органа. Усыновителями могут быть гетеросексуальные пары, состоящие в браке или зарегистрированном партнерстве, либо одинокие лица. Государства - участники Конвенции вправе распространить ее действие на гомосексуальные пары, состоящие в браке или зарегистрированном партнерстве, на гетеросексуальные и гомосексуальные пары, состоящие в прочных отношениях (ст. 7). После усыновления ребенок становится полноправным членом семьи усыновителя и обладает равными правами наряду с собственными детьми усыновителя, а также с иными усыновленными им детьми. Усыновление прекращает юридические отношения между ребенком и его биологическим родителями, а также с семьей, в которой он родился (ст. 11). Усыновленный ребенок имеет право доступа к информации о своем происхождении, находящейся у компетентных органов.

В национальном законодательстве отношения усыновления считаются отношениями родства. Как правило, общим статутом усыновления является либо личный закон усыновителя, либо личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное их применение). Для определения перечня требований, предъявляемых к выражению согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителей), по всему комплексу вопросов усыновления необходимо учитывать и закон гражданства ребенка. Субсидиарно применяется закон суда, особенно в тех случаях, когда требования к выражению согласия по закону гражданства невыполнимы или их выполнение затруднено. Форма усыновления (удочерения) подчиняется праву того государства, на территории которого оно совершается.

Отношения по усыновлению регулируются посредством "цепочки" коллизионных норм: "Условия усыновления и прекращения отношений по усыновлению определяются согласно личному закону каждого из усыновителей. Если согласно личному закону ребенка является необходимым согласие ребенка или какого-либо третьего лица, с которым ребенок находится в какой-либо семейно-правовой связи... является определяющим также это право. Последствия усыновления определяются согласно личному закону усыновителя, а при усыновлении супругами - согласно праву, являющемуся определяющим в отношении личных правовых последствий брака, а после смерти одного из супругов - согласно личному закону другого супруга" (ст. 26 Закона о МЧП Австрии).

Закон места жительства усыновителя (удочерителя) определяет:

  • 1) способность к усыновлению (удочерению);
  • 2) возраст и гражданское состояние усыновителя (удочерителя);
  • 3) возможное согласие супруга усыновителя (удочерителя);
  • 4) другие требования, которым должен отвечать усыновитель (удочеритель).

Закон места жительства усыновляемого (удочеряемой) регулирует:

  • 1) способность быть усыновляемым (удочеряемой);
  • 2) возраст и гражданское состояние усыновляемого (удочеряемой);
  • 3) согласие родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
  • 4) возможный разрыв родственных связей усыновляемого (удочеряемой) с кровной семьей;
  • 5) разрешение несовершеннолетнему покидать страну.

Существенные условия, соблюдение которых требуется от супругов, совместно усыновляющих ребенка, устанавливаются правом, которое регулирует общие последствия брака. Статут общих последствий брака применяется, если один из супругов усыновляет (удочеряет) ребенка другого супруга. Недействительность усыновления подчиняется в отношении существенных условий личному закону усыновителя и личному закону усыновляемого (ст. 30, 33 Закона о МЧП Румынии).

В Англии усыновление подчиняется только английскому праву; здесь основной проблемой является вопрос о пределах юрисдикции суда. Господствующее правило (допускающее исключения): усыновитель должен иметь британский домицилий; и усыновитель, и усыновленный должны иметь место жительства в Англии. Иностранные акты усыновления признаются, если усыновитель домицилирован в соответствующем иностранном государстве.

В современных кодификациях МЧП вопросы усыновления регламентируются подробно, с учетом применения права, наиболее благоприятного для усыновляемого. Например, в Бельгии установление отношений родства путем усыновления регулируется правом государства, чьим гражданином в это время был усыновитель или оба усыновителя. Если усыновители не имеют гражданства одного государства, то установление отношений родства путем усыновления регулируется правом государства, на территории которого они оба в это время имели свое постоянное место жительства; при отсутствии постоянного места жительства в одном и том же государстве - бельгийским правом. Если судья полагает, что применение иностранного права наносит вред высшим интересам усыновляемого и если усыновляемый или усыновители имеют очевидно тесную связь с Бельгией, то применяется бельгийское право.

Согласие усыновляемого и его родителей или законных представителей, способ выражения такого согласия регулируются правом государства, на территории которого усыновляемый имеет постоянное место жительства. Однако бельгийское право регулирует согласие усыновляемого, если право постоянного местожительства усыновляемого не предусматривает необходимость такого согласия или не знает института усыновления.

Бельгийское право регулирует осуществление усыновления в Бельгии. Если решение об усыновлении принято за границей в соответствии с правом государства, в котором было принято решение, и это право предписывает судебное разбирательство, то такое разбирательство может быть начато в Бельгии в соответствии с процедурой, предусмотренной бельгийским правом.

Природа связи, созданной усыновлением, и вопрос о том, прекращает ли усыновляемый быть частью его первоначальной семьи, регулируются личным законом усыновителя. Преобразование и отмена усыновления регулируются общим статутом усыновления. Контактные связи оцениваются, принимая во внимание степень, которую они имели во время установления усыновления. Изменение усыновления регулируется бельгийским правом (ст. 67-71 Кодекса МЧП Бельгии).

При решении вопроса, соответствует ли усыновление праву того государства, суд которого рассматривает спор, связанный с усыновлением, возникает вопрос "подстановки". Этот вопрос прежде всего возникает в плане наследственно-правовых последствий. Если статут усыновления предусматривает меньшие, чем статут наследования, наследственные права усыновленного ("слабое усыновление" - в английском праве), то в интересах ребенка подстановка не должна производиться даже в случае наличия "эквивалентности законов".

Как правило, национальный законодатель признает усыновления, состоявшиеся в иностранном государстве или подчиненные иностранному закону: "Если к усыновлению применяется право иностранного государства, или если усыновление было осуществлено на основании решения суда иностранного государства, то такое усыновление имеет в Эстонии такое же значение, какое оно имеет согласно праву, на основании которого усыновление было осуществлено" (ст. 64 Закона о МЧП Эстонии).

В Испании не признается усыновление, произведенное за границей испанским усыновителем, если его последствия не соответствуют тем, которые предусмотрены испанским законодательством. Такое усыновление не признается, пока компетентное учреждение не объявит о "пригодности" усыновителя, если он являлся испанцем и имел место жительства в Испании во время усыновления (ст. 9 ГК Испании).

Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на основе "цепочки" коллизионных норм. Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося ее гражданином. Закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства и международных договоров РФ (абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ).

Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей - российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств Российской Федерации. Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина. Установлен перечень случаев, когда для усыновления необходимо согласие компетентного учреждения РФ, законных представителей ребенка и самого ребенка.

В случае возможного нарушения прав ребенка необходимо отказать в усыновлении (удочерении) или отменить произведенное усыновление в судебном порядке. На консульские учреждения РФ возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей - граждан России, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за ее пределами. При усыновлении (удочерении) детей - граждан России за ее пределами применяется закон компетентного учреждения того государства, гражданином которого является усыновитель. Для производства такого усыновления необходимо получить предварительное разрешение компетентного органа РФ. В СК РФ имеется серьезный пробел - полное отсутствие регулирования усыновления (удочерения) российскими гражданами за пределами России.

Гражданско-правовой институт опеки и попечительства представляет собой комплекс мер, направленных на охрану личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Для семейного права эти институты имеют значение, если опека устанавливается над малолетним или попечительство - над несовершеннолетним. В семейном праве опека и попечительство представляют собой совокупность отдельных норм, направленных на охрану личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.

Основная коллизионная привязка - закон компетентного учреждения (ст. 38 Закона о МЧП Румынии). Не менее распространенное коллизионное начало - личный закон несовершеннолетнего: "Надзор над совершеннолетними и опека над несовершеннолетними регулируются правом домицилия лица, в отношении которого установлен надзор или опека" (ст. 3085 ГК Квебека). В исключительных случаях, если этого требуют интересы несовершеннолетнего или охраны его имущества, применяется право страны, с которой отношение опеки наиболее тесно связано (§ 65 проекта Закона о МЧП Чехии). В любой ситуации судье надлежит применить закон, наиболее благоприятный для ребенка (Венгрия, Тунис).

В Китае при установлении опеки над совершеннолетним стороны могут выбрать применимое к опеке право. В отсутствие выбора права применяется право места, в котором находится имущество опекаемого или в котором возникло отношение опеки (§17 Закона о МЧП). Однако к опеке, устанавливаемой над несовершеннолетним, применяется наиболее благоприятное для защиты интересов подопечного право его обычного места пребывания или государства, гражданство которого он имеет (§ 30).

Отдельные вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними решаются в Гаагских конвенциях об урегулировании опеки над несовершеннолетними (1902) и обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними (1905), которые содержат унифицированные коллизионные нормы. Учреждение опеки и попечительства определяются в соответствии с национальным законом подопечного. Опека или попечительство в отношении иностранца, находящегося на территории данного государства, может быть учреждена, только если закон страны, гражданство которой имеет несовершеннолетний иностранец, не сохраняет за собой исключительное право учреждения опеки и попечительства над своими гражданами. Правоотношения между опекуном и попечителем регулируются национальным законом подопечного.

В настоящее время действует Гаагская конвенция о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних (1961). В вопросах опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним компетентны в основном органы государства обычного места жительства несовершеннолетнего, которые при разрешении соответствующих дел применяют свое собственное право. В итальянском, голландском и литовском законодательстве о МЧП установлено, что защита несовершеннолетних во всех случаях регулируется Гаагской конвенцией 1961 г.

В Швейцарии положения Конвенции применяются также к лицам, считающимся несовершеннолетними только в соответствии с их национальным законом, и к лицам, обычное место жительства которых находится за пределами территории договаривающихся государств. Компетенция швейцарских судебных и административных органов, применимое право, вопросы признания иностранных решений и мер регулируются в части защиты несовершеннолетних Гаагской конвенцией 1961 г. Конвенция применяется по аналогии к лицам, являющимся несовершеннолетними только по швейцарскому праву, и к лицам, не имеющим места обычного пребывания ни в одном из участвующих в Конвенции государств (ст. 85 Закона о МЧП Швейцарии).

В Европе действует Европейская конвенция о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки (1980). Отсылка к этому документу закреплена в современном национальном законодательстве о МЧП: "К вопросам международного похищения детей применяется Европейская конвенция о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки над детьми 1980 г." (ст. 114.а кн. 10 ГК Нидерландов).

В российском праве данная проблема решается в гражданско-правовом порядке при помощи "цепочки" коллизионных норм (ст. 1199 ГК РФ). Основная коллизионная привязка - личный закон опекаемого и подопечного. Законодатель предусмотрел сочетание нескольких видов коллизионных привязок (принцип расщепления коллизионной привязки):

  • - закон страны компетентности учреждения;
  • - личный закон опекуна (попечителя);
  • - закон страны места регистрации акта;
  • - российское право, если оно наиболее благоприятно для подопечного (опекаемого).

Усыновление -это юридический акт, в силу которого устанавливаются личные неимущественные отношения между ребенком и лицом (лицами), принявшим на себя обязательство по его воспитанию.

На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967г.; Конвенции ООН о правах ребенка 1989г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях» и Конвенций о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства- участники, которые признают и (или) разрешают существование системы усыновления, должно обеспечить, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке.

При этом государства-участники выполняют следующее:

1. Обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями , которые должны определять, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что при необходимости заинтересованные лица дают свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой.

2. Признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком , если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным.

3. Обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы , которые применяются в отношении усыновления внутри страны.

4. Принимают необходимые меры для обеспечения того, чтобы усыновление в другой стране ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанными с этим лицами.

Основным коллизионным принципом , применяемым при усыновлении или при отмене усыновления иностранными гражданами российских детей на территории РФ, являетсязакон гражданства усыновителя. При этом должны быть соблюдены требования Р законодательства, обеспечивающего защиту интересов детей при Усыновлении (п. 1 ст. 165 СК РФ).

Применение на территории РФ иностранного зако­нодательства обусловлено прежде всего интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, которые после усыновления, ско­рее всего, будут проживать за пределами РФ. Соблюдение иностранного законодательства позволяет обеспечить соответствующий статус ребенкав этом государстве. Однако в соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О гражданстве РФ» ребенок, являющийся гражданином РФ, при Усыновлении его иностранными гражданами сохраняет гражданство РФ. Гражданство такого ребенка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей(единственного усыновителя) при условии, что ребенок не станет апатридом.

Учреждение, производящее усыновление ребенка - иностранного гражданина, должно в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 165 СК РФ получить согласие:

Законного представителя ребенка и компетентного органа государства гражданином которого является ребенок,

А также, если это требуется в соответствии с законодательством данного государства, согласие ребенка на усыновление.

Если в результате усыновления нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

В соответствии с СК РФ иностранные усыновителисами вправе представить в суд документы, подтверждающие содержание соответствующих норм права государства, гражданами которого они являются. Если заявитель не предоставил такие документы, сведения об иностранном праве могут быть запрошены судом в Министерстве юстиции РФ или консульском учреждении России за рубежом. При не установлении, несмотря на принятые меры, иностранного права суд вправе применить при усыновлении нормы российского закона, то есть соответствующие положения СК РФ.

Посредническая деятельность негосударственных организаций и частных лиц по содействию в усыновлении детей не допускается, за исключением организаций иностранных государств, уполномоченных соответствующими органами этих государств и аккредитованных федеральным ОИВ, который занимается вопросами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

На консульские учреждения РФ возложена обязанность защищать права и интересы детей - граждан России, усыновленных иностранными гражданами, за ее пределами.

Й вариант

На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. Поэтому в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению. Как правило, статутом усыновления является либо личный закон усыновителя, либо личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное их применение).

К усыновлению одним или обоими супругами применяется статут общих последствий брака. Для определения перечня требований, предъявляемых к выражению согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителей), по всему комплексу вопросов усыновления необходимо учитывать и закон гражданства ребенка.

Субсидиарно применяется закон суда, особенно в тех случаях, когда требования к выражению согласия по закону гражданства невыполнимы или их выполнение затруднено. Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на основе «цепочки» коллизионных норм. Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося гражданином РФ. При этом закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства РФ и международных договоров РФ. Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей - российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств РФ.

Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина. Установлен и перечень случаев, когда для усыновления необходимо согласие компетентного учреждения РФ, законных представителей ребенка и самого ребенка.