Классный час "нецензурная брань почему она получила распространение". Какие запреты введены законом о мате

  • 1. как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,
  • 2. катартическая,
  • 3. средство понижения социального статуса адресата,
  • 4. средство установления контакта между равными людьми,
  • 5. средство дружеского подтрунивания или подбадривания,
  • 6. «дуэльное» средство,
  • 7. выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,
  • 8. криптолалическая функция (как пароль),
  • 9. для самоподбадривания,
  • 10. для самоуничижения,
  • 11. представить себя «человеком без предрассудков»,
  • 12. реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,
  • 13. символ сочувствия угнетённым классам,
  • 14. нарративная группа – привлечение внимания,
  • 15. апотропаическая функция – «сбить с толку»,
  • 16. передача оппонента во власть злых сил,
  • 17. магическая функция,
  • 18. ощущение власти над «демоном сексуальности»,
  • 19. демонстрация половой принадлежности говорящего,
  • 20. эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),
  • 21. в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,
  • 22. патологическое сквернословие,
  • 23. инвектива как искусство,
  • 24. инвектива как бунт,
  • 25. как средство вербальной агрессии,
  • 26. деление на разрешенные и неразрешенные группы,
  • 27. как междометие.

Ненормативная лексика в русском языке

Разновидностью обсценной лексики, получившей большое распространение в русском языке, является русский мат , насчитывающий 6-7 словооснов. В русском языке присутствует также несколько десятков других обсценных слов, не являющихся матерными и значительно менее табуированных, но тоже считающихся «неприличными».

Ненормативная лексика и общество

Советский агитационный плакат «Наше условие - долой сквернословие!», автор - Константин Иванов, 1981

Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии , идеографически и семантически связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы, сложился у восточных славян - предков русских , украинцев , белорусов - ещё в языческую эпоху в качестве прочной традиции народной культуры, и строго поддерживался Православной церковью . Поэтому данное табу обрело для русского народа давнюю традицию, освящённую не одним тысячелетием.

В связи с этим характерны опубликованные информационным агентством «Интерфакс» данные социологического опроса по вопросу об отношении россиян к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, проведённого в июле 2004 Всероссийским центром изучения общественного мнения. Подавляющее большинство россиян (80%) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.

13% опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И только 3% полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении - это просто ханжество .

Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР , массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду , став одним из средств пиара .

Среди детей и подростков умение материться подсознательно считалось и считается одним из признаков взрослости. Ну и разумеется, как только подрастающее поколение овладевало азами этих знаний, оно испытывало крайнюю необходимость продемонстрировать достигнутое - отсюда надписи на заборах, стенах общественных туалетов, школьных партах - а теперь и в Интернете.

Следует отметить, что, вопреки распространённому мнению, в местах лишения свободы ненормативная лексика сравнительно мало используется. Это связано с жёсткими уголовными «понятиями», согласно которым каждый заключённый должен нести ответственность за всё им сказанное («отвечать за базар»), а многие устойчивые нецензурные выражения воспринимаются в буквальном значении. Например, посылание кого-либо на «три буквы » рассматривается как указание данному человеку, что его место - именно там, то есть как заявление о принадлежности его к касте «петухов ». Невозможность доказать такое заявление может привести к тяжёлым последствиям для «пославшего».

Возвращаясь к теме «ненормативная лексика и общество», следует подчеркнуть, что нынешняя свобода высказывания все же не отменяет ответственности говорящего и пишущего (см., напр., ст. 20.1 КоАП РФ). Конечно, вряд ли возможно запретить человеку ругаться, если это единственное средство самовыражения, которое ему доступно (учитывая ограничения, налагаемые воспитанием или условиями существования - «с волками жить - по-волчьи выть»). Конечно, не следует подвергать сожжению (или иному способу уничтожения) книги модных писателей. Однако прилюдная брань в нормальной обстановке неминуемо нарушает права и унижает достоинство тех людей, для которых табу сохраняет силу (по моральным, религиозным и иным соображениям).

Прецедент «Ароян против Киркорова»

Использование ненормативной лексики в искусстве и СМИ

Табуирование обсценной лексики - явление сравнительно позднее: ещё в документах и переписке петровского времени она встречается сравнительно свободно. Однако ко второй половине XVIII века её использование в печатных изданиях перестало быть возможным, и широко использующие обсценную лексику стихотворения Ивана Баркова распространялись исключительно в списках. На протяжении всего XIX века обсценная лексика также оставалась уделом «неофициальной» части творческого наследия поэтов и писателей: нецензурные эпиграммы и сатирические стихотворения Пушкина , Лермонтова и других авторов ими самими не публиковались и вообще в России обнародованию не подлежали (политические эмигранты из России начали публиковать их в Европе лишь во второй половине XIX века).

Первые попытки снять табу с обсценной лексики были предприняты в 1920-е гг. и не носили массового характера; интерес к матерным словам у большинства авторов не был в это время самодовлеющим и увязывался в основном со стремлением свободно говорить о сексуальной сфере.

В советский период общественный запрет на обсценную лексику действовал очень последовательно, что не мешало (и до сих пор не мешает) подавляющему большинству населения охотно употреблять эту лексику в частной жизни. Задачи художественного освоения обсценной лексики поставили перед собой писатели русского самиздата , начиная с Юза Алешковского .

«Основные „три кита“ русского мата… этимологически расшифровываются достаточно прилично: праславянское *jebti первоначально значило "бить, ударять", *huj (родственный слову хвоя) - "игла хвойного дерева, нечто колкое", *pisьda - "мочеиспускательный орган"».

Те же праформы (правда, с некоторым сомнением по поводу *huj) приводятся в .

Интересно отметить, что семантические изменения современного эвфемизма «трахать» практически повторяют историю слова *jebti.

Категоризация русской бранной лексики

А. В. Чернышев распределяет «ключевые термины матерного лексикона » на три группы:

  • обозначающие мужские и женские половые органы и обозначающие половой акт;
  • переносящие значение половых органов и полового акта на человека как на предмет называния;
  • в нарочито огрублённом виде заимствования из «культурной речи» (кондом , педераст).

В. М. Мокиенко считает данную классификацию излишне обобщённой и предлагает свою, более подробную, классификацию русской бранной лексики и фразеологии . При этом термины «бранная лексика » и «обсценная лексика » понимаются как взаимно пересекающиеся, хотя и не полностью идентичные. Брань - это оскорбительные, ругательные слова, тогда как обсценная лексика - это грубейшие вульгарные выражения, табуизированные слова. Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы, - эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т. п.

Исследователь классифицирует русскую бранную лексику по функционально-тематическому принципу, выделяя следующие основные группы:

  • Наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа:
    • глупый, непонятливый человек;
    • подлый, низкий человек;
    • ничтожный человек, ничтожество;
    • проститутка, продажная женщина.
  • Наименования «неприличных», социально табуированных частей тела - «срамные слова».
  • Наименования процесса совершения полового акта.
  • Наименования физиологических функций (отправлений).
  • Наименования «результатов» физиологических отправлений.

В. М. Мокиенко указывает, что указанные группы бранной и обсценной лексики в целом представлены практически во всех языках. Что же касается национальных особенностей бранной лексики, то, по его мнению, они связаны с комбинаторикой и частотностью лексем определённого типа в каждом конкретном языке.

  • «Анально-экскрементальный» тип (Scheiss-культура);
  • «Сексуальный» тип (Sex-культура).

Однако в принятой версии вышеупомянутого закона (Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации») о подобном не говорится .

См. также

Примечания

Ссылки

  • В. М. Мокиенко «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» (Русистика. - Берлин, 1994, № 1/2)
  • С. Курий «На поле брани (происхождение ругательств)», журнал «Время Z», № 1/2007 .

Список научных работ и словарей второй половины XX века

Список в основном взят из статьи В. М. Мокиенко

  • 27 словарей, изданных в России и СССР с 1859 по 2005 г.г. - CD «СОБРАНИЕ ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЕЙ ТЮРЕМНОГО И БЛАТНОГО ЖАРГОНА», М.: 2005, Словарное издательство ЭТС (Электронные и Традиционные словари), ISBN 5864601187
  • Балдаев В. К., Исупов И. М. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). М., «Края Москвы», 1992, 526 стр.
  • Быков В. Русская феня . Словарь современного интержаргона асоциальных элементов. Munchen, 1992, 173 стр.
  • Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М.: Ладомир, 2001, 350 стр.
  • Ильясов Ф. Н. Мат в три хода (опыт социологического исследования феномена нецензурной брани) // Человек. 1990, № 3, 198-204.
  • Козловский В. Собрание русских воровских словарей в четырех томах. Тт. 1-4. New York, 1983.
  • Козловский В. Арго русской гомосексуальной субкультуры. Материалы к изучению. New York, 1986, 228 стр.
  • Косцинский К. Ненормативная лексика и словари // Russian Linguistics, 1980, № 4, 363-396.
  • Левин Ю. И. Об обсценных выражениях русского языка // Russian Linguistics, 1986, № 10, 61-72.
  • Мокиенко В. М. Образы русской речи. М., 1986, 278 стр.
  • Международный словарь непристойностей. Путеводитель по скабрезным словам и неприличным выражениям в русском, итальянском, французском, немецком, испанском, английском языках. Под ред. А. Н. Кохтева. М., 1992, 90 стр.
  • Плуцер-Сарно, А. Большой словарь мата / Вступ. ст. д. филол. н., проф. А. Д. Дуличенко и д. филол. н. В. П. Руднева. Т. 1: Опыт построения справочно-библиографической базы данных лексических и фразеологических значений слова «хуй». СПб.: Лимбус Пресс, 2001. ISBN 5-8370-0161-1
  • Росси Жак. Справочник по ГУЛАГу. Исторический словарь пенитенциарных институций и терминов, связанных с принудительным трудом. Предисловие Алена Безансона. London, 1987, 546 стр. Изд. 2-е (в двух частях), дополненное. Текст проверен Н. Горбаневской. М., 1991.
  • Русский мат. Толковый словарь CD, Словарное издательство ЭТС (Электронные и Традиционные Словари)
  • Словарь воровского языка. Слова, выражения, жесты, татуировки. Тюмень, НИЛПО, 1991, 170 стр.
  • Три века поэзии русского Эроса. Публикации и исследования. М., Издательский центр театра «Пять вечеров», 1992, 160 стр.
  • Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья первая) // Studia Slavica Hungarica. XXIX, Budapest, 1983, 33-69.
  • Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья вторая) // Studia Slavica Hungarica. XXXIII/1-4, Budapest, 1987, 37-76.
  • Успенский Б. А. Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Semiotics and the History of Culture. Ohio, 1988, 197-302.
  • Файн А., Лурье В. Все в кайф. СПб., 1991, 196 стр.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Под ред. Б. А. Ларина. Перевод с нем. и предисловие О. Н. Трубачева. Тт. 1-4. М., 1964-1973; 2-е изд. 1986-1987.
  • Чернышев А. В. Современная советская мифология. Тверь, 1992, 80 стр.
  • Эротика 1992 - Эротика в русской литературе: от Баркова до наших дней. Тексты и комментарии (Литературное обозрение. Специальный выпуск). М., 1992, 112 стр.
  • Brodsky Hannah. Modern Trends in English Borrowings into Russian // Australian Slavonic and East European Studies. 1992, № 2, 71-84.
  • Prof. Devkin V. Russische obszöne Lexika (Langenscheidt Verlag, Germany)
  • Drummond D.A., Perkins G. Dictionary of Russian Obscenities. 3-d, revised edition. Oakland, 1987, 94 стр.
  • Elyanov D. The Learner’s Russian-English Dictionary of Indecent Words and Expressions.2-d revised edition. Pacific Grove, 1987, 128 стр.
  • Ermen I. Der obszöne Wortschatz im Russischen. Etymologie, Wortbildung, Semantik, Funktion. Magisterarbeit. Berlin, 1991, 105 стр.
  • Galler Meyer, Marquess Harlan E. Soviet Prison Camp Speach. A Survivor’s Glossary. Supplement by Terms from the Works of A.I. Solzenicyn. Madison, 1972, 216 стр.
  • Galler Meyer. Soviet Prison Camp Speach. A Survivor’s Glossary. Supplement. Hayward, California, 1977, 102 стр.
  • Geiges A., Suworowa T. Liebe steht nicht auf dem Plan. Frankfurt, 1989.
  • Glasnost M. 100 schmutzige russische Woörter. Deutsch-kyrillische Lautschrift. Herausgegeben von M. Glastnost und illustriert von G. Bauer. Frankfurt/Main, 1988, 69 стр.
  • Haudressy Dola. Les mutations de la langue russe. Ces mots qui disent l’actualité. Paris, 1992, 269 стр.
  • Kaufmann Ch.A. A Survey of Russian Obscenities and Invective Usage // Maledicta IV, 2, 1981, 261-282.
  • Patton F.R. Expressive means in Russian youth slang // Slavic and East European Journal, 1980, № 24, 270-282.
  • Plahn J. Хуйня-муйня и тому подобное // Russian Linguistics, vol. 11, 1987, 37-41.
  • Raskin V. On Some Peculiarities of Russian Lexikon // Papers from the Parasession on the Lexicon. Chicago, Chicago Linguistic Society. 1978, 312-325.
  • Razvratnikov Boris Sukich. Elementary Russian Obscenity // Maledicta III, 197-204.
  • Timroth W. von: Russische und sowjetische Soziolinguistik und tabuisierte Varietäten des Russischen (Argot, Jargons, Slang und Mat) // Slawistische Beiträge. Bd. 164. München, 1983, 7-73.
  • Timroth W. von: Russian and Soviet Sociolinguistics and Taboo Varieties of the Russian Language (Slawistische Beiträge, Bd. 205). München, 1986.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Словарь синонимов Большой юридический словарь Подробнее Подробнее электронная книга

Нецензурная брань или обсценная лексика — часть лексики русского языка, содержащая непристойные, грубые, вульгарные выражения. Эта часть лексики широко используется в речи представителей так называемого социального дна — людей, склонных к антисоциальному поведению.

Для нормального человека использование нецензурной брани чаще всего является спонтанной речевой реакцией на стрессовую ситуацию.

Одна из разновидностей нецензурной брани в России – русский мат. Это выражения, осуждаемые общественностью, которые главным образом оскорбляют собеседника, принижают его достоинство.

  • слова, обозначающие половые органы или половой акт;
  • эти же слова, измененные и адресованные человеку;
  • слова из обычной речи, огрубленные специальным образом.

Можно ли ругаться матом в общественных местах?

Ответ на этот вопрос очевиден — конечно нет!

Во-первых, с точки зрения морали, использование в речи нецензурной брани вряд ли будет характеризовать индивида с положительной стороны.

Во-вторых, за это деяние предусмотрена ответственность .

Кодекс об административных правонарушениях классифицирует обсценную лексику (мат) как мелкое хулиганство .

Статья 20.1. КоАП РФ предусматривает штраф за нецензурную брань в общественном месте, а в некоторых случаях даже арест.

Статья 20.1. КоАП РФ. Мелкое хулиганство

  1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —
    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
  2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —
    влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Какое наказание и ответственность?

Употребление бранных выражений в общественных местах наказывается штрафом, общественными работами и даже в некоторых случаях лишением свободы.

Штраф

  1. В наказание за мат в общественном месте нарушителю порядка положен штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток .
  2. Если эти действия усугубляются неуважением полиции или других представителей власти, штраф возрастает до значений от 1000 до 2500 рублей .
  3. Если нецензурная брань (мат) обращена к конкретному человеку, это классифицируется уже как оскорбление.

    За это деяние предусмотрен штраф до 40 тысяч рублей , исправительные работы или арест до года .

  4. За оскорбление достоинства личности, произнесенное в публичном выступлении, нарушителю грозит штраф до 80 тысяч рублей , исправительные работы или ограничение свободы до двух лет.

Эту информацию полезно знать каждому. И любителям произнести крепкое словцо и тем, кто от этого страдает. Первые возможно задумаются об ответственности за свои слова, вторые будут знать, как привлечь нарушителей к ответственности.

Полезное видео

Об административной ответственности за нецензурную брань в средствах массовой информации, смотрите в видео ниже.

Закон о запрете мата наделал немало шуму в СМИ, после того как начал действовать в июле 2014-го. Законом о запрете мата упрощенно называют поправки к закону 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года, которыми был введен запрет на ненормативную лексику. Давайте узнаем, где и когда теперь нельзя крепко выражаться.

Какие запреты введены законом о мате?

Итак, с 1 июля 2014 года вступил в действие закон 101-ФЗ от 05.05.2014, внесший ряд изменений в 53-ФЗ о государственном языке РФ. Согласно нововведениям, в русском языке при использовании его в качестве государственного не разрешается применение слов, выражений (включая нецензурную брань), которые не соответствуют литературным нормам.

Нарушение этих правил влечет ответственность. Но чтобы понять, какую именно, необходимо разобраться, что и кому запрещает закон. И означает ли он, что теперь любому гражданину за ненормативные выражения придется держать ответ?

Что такое государственный язык?

Не знаете свои права?

Обратившись к словарю социолингвистических терминов, мы узнаем, что государственным называется язык, если он применяется в политической, культурной, экономической и социальных сферах. На государственном языке излагаются законы, издаются распоряжения, осуществляется обучение, вещают средства массовой информации. То есть государственный язык — это, фактически, официальный язык.

А вот какой позиции придерживается сам 53-ФЗ, который разъясняет, что государственный язык применяется:

  • в деятельности госорганов и их наименованиях;
  • при проведении выборных компаний и референдумов;
  • во всех видах судопроизводства;
  • при публикации международных договоров и законов;
  • во взаимоотношениях госорганов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • в географических наименованиях;
  • при оформлении документов;
  • в СМИ и рекламе, в том числе при показах фильмов в прокате, проведении концертов и развлекательных мероприятий; производителям аудио- и видеопродукции, выпущенной после вступления в силу данного закона, вменяется в обязанность размещение на упаковке предупреждения о нецензурной лексике, если таковая имеется в данном произведении.

Как видим, закон 53-ФЗ распространяет свое действие и на взаимоотношения граждан, причем на какие именно — официальные или нет, закон не конкретизирует. А это можно трактовать, что ругаться матом не разрешено никому.

Запрет мата в кино

Закон 101-ФЗ ввел еще одно ограничение на мат — внесением изменений в 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 года. Теперь фильм не выйдет в прокат на широкий экран, если содержит ненормативную лексику. Правда, это правило не касается фильмов, предназначенных для показа по кабельному и спутниковому ТВ. Исключение делается также для показа зарубежных фильмов в рамках международных кинофестивалей.

Фильм, не соответствующий требованиям закона, просто-напросто не получит прокатного удостоверения. Если же он все равно будет демонстрироваться в кинотеатрах, нарушителям придется отвечать по закону: за несанкционированный показ положен штраф 50 000-100 000 рублей, а повторение подобного нарушения обойдется в 100 000-200 000 рублей.

Другие виды ответственности

В случае публичного исполнения произведения, содержащего мат, граждане - организаторы представления могут лишиться 2 000-2 500 рублей, должностные лица 4 000-5 000 рублей, а юр. лица — 40 000-50 000 рублей. Повторные нарушения грозят трехмесячным приостановлением деятельности.

А есть ли ответственность за разговорный мат? Безусловно. Такое понятие, как мелкое хулиганство, выражающееся в нарушении общественного порядка, пока никто не отменял. Обратите внимание, что за данное противоправное действие не только положен штраф в сумме 500-1 000 рублей, но и возможен арест до 15 суток.

Критика закона

Многим закон пришелся не по душе, особенно режиссерам, кинематографистам и всем, кто связан с культурной и развлекательной деятельностью. Одни обращают внимание на его однобокость: кино, содержащее матерные высказывания, в широком прокате демонстрировать нельзя, а в узком можно. В чем же тогда смысл подобной борьбы за чистоту языка?

Другие считают, что запрет на ненормативную лексику нарушает Конституцию РФ (в части права человека на свободу слова) и закон об авторских правах. Третьи называют закон утопичным, поскольку он никогда не будет в России выполняться, да и доказать подобные нарушения проблематично: какие именно выражения относятся к матерным, нигде не закреплено, да и закрепление их абсурдно. Таким образом, вполне вероятно, что законом о запрете мата пополнятся ряды других номинальных нормативно-правовых актов — существующих только на бумаге.

Мокрецова Анастасия Олеговна,

учитель математики МОКУ СОШ с. Коршик

Оричевского района Кировской области, 2013 год

Классный час «Нецензурная брань: откуда она появилась, почему мы ее употребляем и как с ней бороться?»

Цель: укрепление психологического здоровья учащихся через осознание важности чистоты языка, культуры речи на основе игры, рассуждения, самоанализа.

Задачи:

Познакомить детей с историей появления нецензурной брани и губительным влиянием мата на здоровье и личность человека;

Формирование у детей стойкой неприязни к нецензурной брани, отрицательного отношения к вредным привычкам;

Побуждение учеников к нравственному самосовершенствованию.

Форма мероприятия: час общения.

Методические приемы: беседа, дискуссия, игра.

Возраст учащихся: 12-14 лет (6-8 класс)

Оборудование:

    компьютер, проектор;

    листы бумаги, ручки по количеству учеников;

    проанализированные результаты анкетирования.

Подготовка к классному часу:

    проведение опроса-анкеты среди учащихся;

    анализ результатов анкетирования.

Предполагаемый результат классного часа:

    осознание учащимися взаимосвязи между здоровьем человека и, шире, общества и культурой человеческого общения;

    коллективный вывод учащихся о вреде нецензурной брани.

Ход мероприятия:

I . Организационный момент. Вступительное слово учителя, совместная формулировка темы классного часа, определение целей и задач, предполагаемого результата.

Здравствуй, ребята!

Начать наш классный час я хотела бы словами великого русского ученого, этнографа Владимира Ивановича Даля (Слайд презентации 1) : «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь?

Слушаем, совместно обсуждаем ответы детей.

Варианты ответов детей о предполагаемой теме классного часа:

    «Культура общения»

    «Чистота и богатство русского языка»

    «Культура речи и здоровье человека»....

В последнее время все чаще на улице, во дворах, в других общественных местах можно услышать нецензурную брань. Скверные слова мы читаем на сайтах Рунета, слышим с экранов телевизоров. И как бы печально это не звучало, нецензурную брань можно услышать в стенах нашей школы.

Предлагаю сегодня на классном часе разобраться с актуальными вопросами современности: Откуда появилась нецензурная брань? Почему мы употребляем ее в своей речи? Как с этим бороться?

А тема нашего сегодняшнего классного часа прозвучит так: «Нецензурная брань: откуда она появилась, почему мы ее употребляем и как с ней бороться?» (Слайд презентации 2)

II . Слово учителя. История появления нецензурной брани на Руси.

Действительно, откуда в нашем «красивом и могучем» русском языке появились подобные выражения? Есть две версии этого события.

Одни считают, что матерные слова – это пережиток язычества. (Слайд презентации 3)

До принятия христианства, наши предки исповедовали другую религию – язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью таких слов русские–язычники отпугивали бесов и прочую нечистую силу. Но право произносить матерные слова имел только жрец, и только в определенные праздничные дни.

Другие считают, что мат на Русь занесли татаро – монголы. (Слайд презентации 4) Приверженцы этой версии полагают, что самыми грязными ругательствами у славян в до монгольский период были сравнения с домашними животными. После нашествия Батыя, русские же научились тому мату, который мы слышим сегодня. И слышим, надо сказать, регулярно.

III . Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

Ребята, вы анонимно отвечали на вопросы анкеты. Давайте проанализируем и обсудим результаты анкетирования.

Предложенные вопросы анкеты во многом подготовили нас к сегодняшнему разговору. Отвечая, на вопросы вам пришлось проанализировать наличие/отсутствие бранных слов в вашем лексиконе, задуматься, почему вы или ребята вашего (подросткового) возраста употребляют нецензурную брань. Как можно с этим бороться и нужно ли следить за тем, чтобы в нашем языке не было бранных слов.

Совместный анализ и обсуждение результатов анкетирования (статистика ответов озвучивается учителем).

Как мы видим, среди нас, к сожалению, тоже есть те ребята, которые употребляют в своей речи нецензурные слова. А что вам говорят родители, бабушки/дедушки, брать/сестры по этому поводу? Они поддерживают вас?

Слушаем и по мере необходимости обсуждаем ответы.

А как вы думаете, употребление мата наносит людям какой-либо вред? Какой?

Слушаем ответы, обсуждаем.

IV . Слово учителя. Вред, который наносит нецензурная брань организму и личности человека.

Я хочу рассказать вам о вреде, который наносит нецензурная брань нам с вами.

1) Духовный и нравственный вред:

«Мистическую составляющую» вреда особо подчеркивают люди верующие. «Мистическая составляющая» нецензурной брани - это мистика злобы, кипящей в человеческом сердце, злобы, которая соединяет человека с нечистой силой. (Слайд презентации 5)

2) Физический вред организму человека:

Мало кто задумывается над тем, что звук - не просто определенный набор электромагнитных волн, а носитель информации. Длинное слово не обязательно несет больше информации, чем короткое. Всё зависит не только от того, из каких звуков состоит слово, и даже не от их порядка в слове, а от того, какова информационная емкость этого звука. Электромагнитное наполнение каждого звука тоже различно - от обычных длинных радиоволн до жесткого ультракороткого излучения, действующего на подкорку головного мозга человека, его подсознание. Бранные слова наносят вред не только тем, кто их произносит, но и тем, кто их слышит. Матерящийся человек порой не догадывается, что он наносит непоправимый вред своему потомству. Наши гены как бы «слышат» все наши слова и запоминают их. Маты отрицательно действуют на ДНК ругающегося человека, становятся проклятием для самого человека и его наследников. Именно молекулы ДНК отвечают за наследственность человека. В этом случае, если речь человека насыщена нецензурной бранью, в молекулах ДНК начинает вырабатываться "отрицательная программа". Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению.

3) Опыты ученых.

В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленников вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины, вторая - принципиально не использующих в обиходе "крепких" словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У "матерщинников" очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.

"Добрая лексика", которую стали применять красноярские медики на своих психотерапевтических сеансах, не только поднимала настроение больных, она еще и реально меняла состав их крови: повышала ее энергетическую емкость, клеточный иммунитет. Происходили изменения и в структуре ДНК. У больных, приходивших в Красноярский центр, с помощью "словотерапии" стали быстрее зарубцовываться гнойные абсцессы. Больные простудными заболеваниями выздоравливали на 5-7 дней раньше, чем принимавшие лекарства. Особенно сильное воздействие оказывали на людей такие слова, как "любовь", "надежда", "вера", "доброта".

На слайде вы видите два фикуса. (Слайд презентации 6) У первого листики закручиваются и немного вялые. У второго – листики здоровые, растение цветет. Они росли в разных помещениях. Первому фикусу говорили нецензурные слова, его ругали и оскорбляли. Второму – говорили добрые и ласковые слова. Результат не заставил себя долго ждать, и вы видите его на экране.

V . Игра «Ассоциации».

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Все знают игру «Ассоциации»? Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д.

Я буду называть вам слова, а вы записывайте на листочек, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.

МАМА

КОНФЕТА

ДРУЖБА

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ

Дети записывают свои ассоциации, затем зачитывают их вслух. Совместное обсуждение результатов (подвести детей к мысли, что с первыми тремя словами ассоциации хорошие, добрые; с последним словом – отрицательные, не несущие положительных эмоций)

МАМА – добрая, красивая, голубые глаза, морковные пироги, пуховые варежки и т. д.

КОНФЕТА – сладкая, шоколад, ореховая начинка, яркая обертка и т. д.

ДРУЖБА – прогулки, лето, секреты (тайны), игры и т. д.

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ – ссора, драка, злость, обида и т. д.

VI . Рефлексия, подведение итогов.

А сейчас давайте подведем итоги. Разделим классную доску на две части. Первую часть озаглавим «Я не знал…», вторую – «Теперь я знаю…». Каждого из вас я попрошу закончить оба предложения, а я буду записывать ваши ответы в соответствующую колонку. Итак, что же нового вы сегодня узнали?

Педагог помогает детям сформулировать свои ответы, записывает их на доску. При необходимости совместно обсуждаем ответы.

Варианты ответов, которые приводили дети:

- «Я не знал…»: откуда появился мат; что это вредно для здоровья; что растения реагируют на человеческую речь и т. д.

- «Теперь я знаю…»: что ругаться матом вредно для моего здоровья и здоровья окружающих; что если я буду нецензурно выражаться, это отразится на моих детях и т. д.

Ребята, каждый раз, когда вам захочется произнести матерное слово, вспомните про тот вред, который оно наносит вам и окружающим, подумайте, красиво ли вы выглядите в глазах своих друзей.

А закончить наш классный час хотелось бы словами великого писателя Льва Толстого: « Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» . (Слайд презентации 7)

Давайте же и мы, ребята, будем беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам. (Слайд презентации 8)

Слова, использованные в тексте:

Этнограф – ученый, специалист, изучающий быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.

Рунет – часть Интернета на русском языке.

При разработке классного часа были использованы следующие материалы:

    ж/л «Нескучный сад»

Нецензурная брань или по-другому, обсценная лексика представляет собой сегмент общеизвестной бранной лексики в разных языках и включает в себя наиболее вульгарные, грубые и похабные выражения. Оскорбление нецензурной бранью по статье 20.1 не имеет слишком серьезных последствий, но при повторных нарушениях могут привести к реальному лишению свободы! Под ее действие подпадают и общественно-непристойные бранные выражения, которые часто выражают обыкновенную спонтанную речевую эмоциональную реакцию на неожиданную и обычно весьма неприятную ситуацию и которые подпадают под . Нужно знать, что статья за мелкое хулиганство отличается от мотивов документа, который описывает последствия хулиганских действий в группе!

Нецензурная брань в общественном месте вполне подпадает под понятие классического уголовно-наказуемого деяния, подобного рода слова имеют несколько негативных последствий:

  • оскорбляют конкретного человека по его личным и религиозным мотивам;
  • показывают пример общественно-порицаемого поведения для несовершеннолетних;
  • демонстрируют пренебрежение принятыми в государстве нормами права и морали

Важно!

Статья за мат в общественном месте по УК РФ подразделяется на посредством штрафа или же реального ареста, но для несовершеннолетних последствия за произнесенных при свидетелях бранные слова будут иметь немного другие последствия в силу их возраста, а статья за мат вполне сможет охладить самых рьяных правонарушителей.

Наказание за мат в общественном месте

Правовая и уголовная ответственность за неоднократное использование типичных нецензурных выражений положена по статье 2.3 КОАП и наступит в случае их неконтролируемого осуществления в обществе и носящего оскорбительный характер конкретно против кого-то лично, или же после выражения своего недовольства в целом. Публичное же произнесение любой нецензурной брани будет приравнено к мелкому хулиганству, реализацию ответственности за которое предусмотрена ответственность статьей 20.1 Кодекса о совершении административных правонарушениях гражданами Российской Федерации.

Признак реализации публичности означает в данной статье осуществление произнесения нецензурной брани при непосредственном присутствии людей, в каком-либо общественном месте, к примеру на улице, поэтому именно в подобной обстановке рядовой нарушитель в значительно большей мере продемонстрирует свое явное неуважение к общественному порядку. Главным моментом в осуществлении квалификации правонарушения как мелкого хулиганства будет являться наличие умысла данным гражданином нарушить общественный порядок и выразить явное неуважение к общественному порядку. Часть 1 ст. 20.1 КоАП РФ даст нам следующее определение мелкого хулиганства:

  • осуществление нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое сопровождается нецензурной бранью в общественных местах;
  • оскорбительным словесным приставанием к гражданам или уничтожением, а равно повреждением чужого имущества, и повлечет наложение денежного штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей либо наложение административного ареста на срок до 15 дней;
  • осуществление действия, сопряженных с активным неповиновением законному требованию правоохранителя либо иного лица, который исполняет обязанности по совершению охраны общественного порядка либо пресекающего нарушение общественного порядка, повлечет наложение штрафа в размере 1 000 до максимального в 2 500 рублей либо административного арест на срок до 15 дней
  • применение нецензурной лексики расценивается как оскорбление человека и унижение, которое выражается в неприличной форме, если отсутствуют сомнения в том, кому оно предназначалось.

Важно!

Нецензурная брань по статье КОАП - это не только общепризнанные матерные слова и выражения, но и их видоизмененные формы, либо другие их аналоги с тем же значением. Если же применение подобного рода слов осуществлено в нетрезвом виде, то последствия за использование подобного лексикона только ужесточаются! Нецензурная брань в общественном месте трактуется другой статьей для несовершеннолетних, а объектом ее действия будут граждане в возрасте от 14 до 16 лет.

Комментарий

Действия по совершению мелкого хулиганства, не исчерпано формулировкой диспозиции - применение нецензурной бранью и оскорбительное приставание к гражданам.

Мелкое хулиганство совершается в любой сфере нашей общественной жизни: в быту, либо на работе; в любом общественном месте, где находятся другие люди - в квартире или на улице, в государственном учреждении, на промышленном предприятии или же в любом виде транспорта.

Мелкое хулиганство имеет место тогда, когда лицо делало нецензурные либо непристойные надписи в отсутствие граждан и демонстративно нарушают своими противозаконными действиями ночной покой граждан в ночное время. Субъект мелкого хулиганства - это лицо, которому в момент совершения правонарушения достиг возраста шестнадцати лет и осознавало последствия неправомерных действий.

Мелкое хулиганство часто характеризуют прямым умыслом. Лицо-правонарушитель сознает противоправность действий, четко предвидит результат его совершения, и желает подобного. Бывает что нарушитель не желает подобного итога, но осознанно его допускает. Здесь имеет место мелкое хулиганство, совершающееся с косвенным умыслом. В общественных местах, либо в окружении незнакомцев, правонарушитель сможет усматривать в их поведении важную причину для совершения правонарушительных действий или провоцировать их.

Юристы отмечают несоразмерность подобной причины действиям, совершаемым гражданином. Мотивом является полное удовлетворение индивидуальной потребности в осуществлении самоутверждения за счет уменьшения и игнорирования чести других людей. Теория административного права, говорит, что к обязательным признакам, которые наглядно характеризуют правонарушение, относится признак общественной опасности. Присутствие подобного признака сможет означать - противоправное деяние причинит или создаст предпосылку в будущем причинении вреда общественным отношениям.

Мелкое хулиганство отличается хулиганских действий, наказуемых по ч.1 ст.213 УК, где полноценно сказано, что в основном состав преступления образуется благодаря грубому нарушению общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу, которое сопровождается насилием к гражданам или угрозой его применения или же уничтожением и серьезным повреждением чужого имущества.

Меры воздействия за обсценную лексику

Предусматривается наказание для подростков, которые использовали нецензурщину в общественном месте. Статья за ненормативную лексику предусматривает, что если гражданину от 14 до 16 лет, то ответственность за него будут нести опекуны или родители. По достижении 16 лет, отвечать за содеянное придется самостоятельно! В качестве меры наказания выносится штраф или же предупреждение до 5000 рублей.

Если нарушение сопряжено с применением оружия, то ответственность ужесточается и подпадает под уголовную ответственность! Такое решение может принять только специальная административная комиссия. Она же вправе наложить штраф в случае рецидива или же обязать выполнять социально значимые работы для восстановления совершенного ущерба. Поэтому,если подросток интересуется есть ли статья за нецензурную брань, то можно сказать, что перед законом за это придется ответить!