Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Какой общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении? Общий порядок рассмотрения административного дела

«Рассматривается дело в отношении Сидорова Ивана Ивановича», - примерно с таких слов начинается каждое судебное заседание... Из-за большого количества нарушителей дела могут рассматриваться со значительными нарушениями, что не может не сказаться на результате. Поэтому обязательно нужно выяснить, как долго может рассматриваться дело, каким должно быть постановление и на что нужно обращать внимание при своей защите.
На основании ст. 26.1 КоАП при рассмотрении дел об административном правонарушении выяснению подлежат:

Наличие административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении , объяснениями лица, в отношении которого ведется производствопо делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств и вещественными доказательствами.

Согласно части 2 статьи 23.1 КоАП судьи рассматривают дела об административных правонарушениях , если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Решение о передаче дела в суд является по своей природе властно-распорядительным и должно быть официально оформлено (ч. 2 ст. 29.9 КоАП). Если это не так, дело не может считаться переданным и не должно приниматься к рассмотрению судом.

Одним из нарушений, которые могут допустить должностные лица, а затем и судья, является нарушение подведомственности . В соответствии со статьей 29.4 и частью 2 статьи 29.9 КоАП в случае, если при подготовке дела к рассмотрению или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что административное дело неподведомственно судье, органу, должностному лицу, к которому поступил протокол об административном правонарушении, судья, должностное лицо принимает решение в виде определения о передаче материалов по подведомственности. Статьей 23.1 КоАП определена компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению административных дел. Подведомственность определяется в том числе и территориальностью. Таким образом, если лицом, привлекаемым к административной ответственности, было заявлено ходатайство о направлении материалов по месту жительства, которое было удовлетворено, о чем имеется определение, но при этом материалы направлены судье по месту совершения правонарушения, то рассматривать его данное должностное лицо не имеет права.

Если, на рассмотрение судье поступает протокол, в котором указаны данные о другом лице, имеются ошибки в фамилии лица, привлекаемого к ответственности, иные ошибки, не исправленные и не заверенные должным образом, протокол направляется в орган или должностному лицу, его составившему.

После разъяснения прав и обязанностей судья переходит к выяснению обстоятельств дела. С этой целью предусмотрено проведение следующих действий:
- получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП);
- получение показаний потерпевшего и свидетелей по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП);
- проведение экспертизы (ст. 26.4 КоАП);
- взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП);
- фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП);
- направление поручения для совершения определенных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП);
- направление запроса по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП);
- истребование сведений (ст. 26.10 КоАП).

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении судья устанавливает следующие обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях на основании статьи 24.5 КоАП.
1. Отсутствие административного правонарушения - это означает, что отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие вину гражданина. В КоАП есть статья 1.5, известная многим как «Презумпция невиновности ». Дело в том, что у водителей, особенно попавших в суд впервые, есть предубеждение, что свою невиновность они доказывать не должны, а вот их вину должны доказать сотрудники ГИБДД. На этом неподготовленный водитель и прогорает. Виновность водителя уже давно доказана стопкой материалов дела, переданных судье.
2. Отсутствие состава административного правонарушения - означает, что, хотя правонарушение и было, в его событии отсутствуют признаки, которые образуют в своей совокупности состав самого правонарушения. Если неправильно определить состав, то будет непонятно, имеется ли факт правонарушения. Таким образом, уже в протоколе об административном правонарушении должна быть отражена субъективная сторона состава правонарушения.
3. Действия лица в состоянии крайней необходимости - если вдруг водитель намерен доказывать свою невиновность по причине того, что действия, повлекшие совершение административного правонарушения, совершены им в условиях крайней необходимости, судья должен оценить в равной степени материалы дела и заявление гражданина. Статья 2.7 КоАП гласит: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред ».
4. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении .

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
- относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
- правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы.

Согласно части 1 статьи 29.6 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей , органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. За этот срок необходимо уведомить лицо, привлекаемое к административной ответственности, о дате, времени и месте судебного заседания. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении является абсолютно законным. Если гражданин по каким-либо причинам не имеет возможности присутствовать в ходе судебного заседания, если он не ознакомлен с материалами дела или намерен привлечь защитника или адвоката, для переноса слушания достаточно заявить соответствующее ходатайство.

Помните, что мировым судьей дело рассматривается на основании главы 29 КоАП, а вышестоящим судьей - в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП, которая предусматривает рассмотрение дела в полном объеме. Таким образом, подав жалобу на постановление мирового судьи, гражданин в вышестоящем суде получает возможность для объективного и всестороннего рассмотрения дела в полном объеме. Отговорки вышестоящего судьи о том, что дело уже рассматривалось, свидетелей вызывали и теперь в этом необходимости нет, как правило, не имеют никаких законных оснований.

Рассмотрение дела - наиболее важная стадия административного процесса, так как её задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения.

На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

Ш устанавливают, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

Ш выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;

Ш истребуют необходимые дополнительные материалы;

Ш извещают лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.

Статья 11.2 ПИКоАП устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения дела составляет 15 дней со дня получения судьёй, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и иных материалов.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, но не позднее 48 часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено:

1) при назначении экспертизы - на срок проведения экспертизы;

2) при утрате физическим лицом дееспособности - до назначения недееспособному лицу представителя;

3) если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Рассмотрение дела об административном правонарушении возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

О приостановлении (возобновлении) рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, выносится мотивированное постановление.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся процесс, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения из общего правила устанавливаются для рассмотрения дел, по которым было проведено административное расследование (по месту нахождения органа расследования); дел о правонарушениях несовершеннолетних (по месту жительства лица, в отношении которого ведётся процесс), дел об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством (по месту учёта транспорта).

Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо прилагаемых материалов в пятидневный срок возвращают дело органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в суд, орган, ведущий административный процесс. Срок в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела.

Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, направляет дело об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности, если будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к их компетенции.

При рассмотрении дела участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного обязательно. Дело может быть рассмотрено без их участия, если:

Ш физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;

Ш физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки и невозможно осуществить их привод.

Защитник участвует в деле об административном правонарушении, если об этом ходатайствуют физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его законный представитель. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.

Участие представителя юридического лица, если статья КоАП предусматривает административную ответственность, обязательно, за исключением случаев, когда он уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя .

Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела, если судья или должностное лицо признают их участие необходимым.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица, ведущего административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Председательствующий на заседании коллегиального органа, судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, объявляют, какое дело подлежит рассмотрению, в отношении кого ведется административный процесс, устанавливают факт явки участников административного процесса, разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, до начала дачи объяснений свидетелей удаляют из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, разъясняют право отвода, оглашают протокол об административном правонарушении, разрешают ходатайства, устанавливают порядок дачи объяснений и исследования доказательств.

Председательствующий коллегиального органа или судья обязаны выяснить:

Ш было ли совершено административное правонарушение;

Ш виновно ли данное физическое лицо в его совершении;

Ш подлежит ли физическое лицо административной ответственности;

Ш имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

Ш причинен ли вред административным правонарушением;

Ш виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;

Ш подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица;

Ш иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела .

В ходе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых ведётся процесс, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение прокурора. Данные процессуальные действия направленные на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности процесса по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом (в судебном заседании) ведётся протокол. В нём отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать ПИКоАП (ст. 11.7, 11.8). В нём указываются:

Ш место и дата заседания;

Ш время его начала и окончания;

Ш наименование или состав коллегиального органа (или каким судьёй рассматривается);

Ш секретарь судебного заседания;

Ш сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела;

Ш данные о лице, в отношении которого ведется административный процесс;

Ш ход судебного заседания;

Ш ходатайства участников административного процесса;

Ш разъяснение участникам административного процесса их прав и обязанностей;

Ш указание на вынесенное постановление, разъяснение срока и порядка его обжалования;

Ш ознакомление с протоколом судебного заседания и разъяснение срока подачи на него замечаний.

Протокол подписывается судьей и секретарем судебного заседания. После подписания протокола участники процесса в течение трёх суток.

В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (ст. 11.9 ПИКоАП).

В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое в качестве взыскания предусмотрена депортация, при принятии должны быть решены вопросы: о сроке закрытия въезда в Республику Беларусь; о государстве, в которое депортируется иностранный гражданин или лицо без гражданства; о пункте пропуска через Государственную границу, в котором будет осуществляться депортация; дате и времени её проведения; о порядке и сроке депортации .

Виды постановлений:

Ш о наложении административного взыскания;

Ш о прекращении дела об административном правонарушении;

Ш о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление о назначении взыскания выносится в том случае, если виновность лица доказана, или если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, или отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечёт за собой правовые обязанности по их исполнению, как для правонарушителя, так и для государственных органов.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству участника процесса ему вручается копия постановления. В случае отсутствия лица при рассмотрении дела в течение трёх дней копия должна быть ему вручена или выслана заказным письмом.

По делам, связанным с огнестрельным оружием и боеприпасами, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием .

Постановление о наложении взыскания вступает в силу по истечении срока на обжалование и опротестование.

Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации приводится в исполнение немедленно.

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано административное дело, не могут его рассматривать в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

В этих случаях судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних и некоторые другие рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Этот срок может быть продлен мотивированным определением судьи, органа, должностного лица, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц (например, если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются и анализируются все обстоятельства правонарушения: оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства Закон устанавливает процессуальные требования к порядку рассмотрения административного дела: объявляется, кто рассматривает дело (должность, Ф.И.О. либо название органа), какое дело подлежит рассмотрению, устанавливается явка участников производства по делу, им разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства и т.д. (ст. 29.7 КоАП).

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с кодексом.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом (комиссией по делам несовершеннолетних, административной комиссией и др.).

Принятие и оформление решения (постановления) по делу. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Таким образом, постановление выносится, если разбирательство по делу закончено. В постановлении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела: имел ли место состав правонарушения, дается его юридическая квалификация по статье кодекса или закона субъекта РФ, указывается наказание либо основания прекращения производства по делу и др.

Принятие определения означает, что дело может быть рассмотрено в другое время, другим субъектом или по нему необходимо провести дополнительное расследование.

Доведение принятого решения до сведения.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического (юридического) лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Предыдущая

Рассмотрение дела - наиболее важная стадия производства по делу об административном правонарушении, так как ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

Относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

Имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

Правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и иные материалы дела;

Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

Достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

Имеются ли ходатайства и отводы.

Законодатель придает большое значение объективности и беспристрастности рассмотрения дела, поэтому при наличии оснований, указывающих на заинтересованность судьи, члена коллегиального органа, должностного лица в исходе дела, указанные лица не допускаются к процессу. В качестве обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, выступают следующие основания:

Родственные связи указанных субъектов с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем. К родственникам относятся лица, состоящие в кровной связи между собой (прямое или боковое родство). В соответствии с п.4 и п 37 ст.5 УПК Российской Федерации близкие родственники – это супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, родственники – все иные лица, состоящие в родстве;

Личная заинтересованность в разрешении дела.

При наличии этих обстоятельств судья, должностное лицо обязаны заявить самоотвод либо лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить им отвод. Заявления о самоотводе либо отводе подаются председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу, которые и выносят определение о его удовлетворении либо об отказе.

По общему правилу при подготовке к рассмотрению дела разрешаются некоторые вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

О назначении времени и места рассмотрения дела;

О вызове необходимых лиц, об истребовании дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

Об отложении рассмотрения дела;

О возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела на исправление;

О передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности;

О приводе лиц, указанных в статье 27.15 КоАП Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП Российской Федерации, на этом же этапе может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения, а в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть рассмотрено по месту его жительства. Дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего это расследование. Дела об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними, а также предусмотренных статьями 5.33 (невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, субъектами которых являются несовершеннолетние), 5.34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах), рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Статья 29.6 КоАП Российской Федерации устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и иных материалов. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административных правонарушении и других материалов дела.

Часть вторая указанной статьи предусматривает в случае необходимости продление данного срока на один месяц. Это может произойти по ходатайству участников производства либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока лицом, рассматривающим дело, выносится мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию – не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 (нарушение законодательства о проведении выборов), рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности предприятия (учреждения). Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15.1 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам рассмотрения дела разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Рассмотрение дела может быть отложено, о чем должны быть вынесено определение, в случае:

Поступления заявления о самоотводе или отводе лиц, рассматривающих дело;

Отвода специалиста, эксперта или переводчика;

Необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела;

Истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

Кроме того, определение может быть вынесено при необходимости осуществления привода лица, участие которого признается обязательным, или при передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП Российской Федерации.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, заслушивается заключение прокурора. Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности производства по делу.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать требованиям закона. В нем указываются:

Наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

Событие рассматриваемого административного правонарушения;

Сведения о явке лиц;

Отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

Объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

Документы, исследованные при рассмотрении дела.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о назначении административного наказания выносится в том случае, если виновность лица доказана, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности как для правонарушителя, так и для государственных органов к его исполнению.

Постановление о прекращении производства по делу выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статье 24.5 КоАП Российской Федерации; объявлении устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации; прекращении производства по делу и передачи его прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях содержатся признаки преступления.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

Должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

Дата и место рассмотрения дела;

Сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

Статья КоАП Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность, либо основания прекращения производства по делу;

Мотивированное решение по делу;

Срок и порядок обжалования постановления;

Размер имущественного ущерба, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении должны быть также решены вопросы об изъятых вещах и документа, а также о вещах, на которые наложен арест. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

О передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;

О передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Определение представляет собой разновидность решения, которым не разрешается дело по существу. Так же как и постановление, оно имеет своей целью содействовать осуществлению задач производства по конкретному делу, но не является итоговым документом. Как мы видим, каждое из определений выносится на основе применения норм материального и процессуального права на любой стадии производства и по разнообразным вопросам.

В определении по делу об административном правонарушении указываются:

Должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;

Дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;

Сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;

Обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;

Решение, принятое по результатам рассмотрения данных документов.

При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, лица рассматривающие дело, обязаны внести в соответствующие организации представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление имеют силу частного определения, которое выносится судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Выводы, содержащиеся в данном документе, должны основываться на материалах дела и подтверждаться доказательствами. Эти организации должны в течение месяца принять адекватные меры по устранению недостатков и сообщить об этом инициатору данного документа.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении - это весьма важный нюанс, о котором должны знать все граждане. Ведь в России на законодательном уровне можно избежать некоторых обвинений или обжаловать их. Кроме того, важно осознавать, сколько будет рассматриваться то или иное дело. Далее будет рассказано все об изучаемой особенности. Какие варианты развития событий имеют место? Что вообще можно считать административным нарушением? Сколько оно будет рассматриваться в том или ином случае? Можно ли как-то продлить или ускорить данный период? Ответив на все поставленные вопросы, удастся в полной мере прояснить ситуацию. В действительности все не так уж и трудно. Особенно если внимательно изучить законодательные акты РФ.

Административное нарушение - это...

Знать, какой срок рассмотрения дела об положен при тех или иных обстоятельствах, необходимо всем гражданам. Но перед этим придется уяснить, о каких нарушениях идет речь.

В Российской Федерации предусматривается несколько типов ответственности. Речь идет об административных и уголовных делах. Принято считать, что уголовное дело - это высшая мера наказания. же собой представляет что-то вроде "мягкой" меры пресечения повторного нарушения. Зачастую она выражается в виде штрафов.

Административным правонарушением является деяние, за которое по закону установлена административная ответственность. Отличается подобное действие/бездействие тем, что фактически оно не наносит существенной опасности окружающим. Некоторые действия могут признаваться как нарушением, так и преступлением.

Признание виновным

Какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении? Ответить на этот вопрос предстоит чуть позже. Сначала придется понять, в каком случае человек или предприниматель является виновным в конкретном нарушении административного кодекса.

Дело все в том, что по установленному законодательству (статья 2.1) юр. лицо является виновным в нарушении, если было доказано, что организация могла соблюдать нормы поведения, но лицо ничего не предприняло для этого.

То же самое касается и обычных граждан. Если было доказано то или иное нарушение административного характера, человек признается виновным. Ничего трудного или особенного в этом нет.

Для признания виновным в административном нарушении необходимо провести специальное расследование. В ходе него изучаются все материалы и обстоятельства, предшествующие событию. Как итог - выносится то или иное решение. Именно поэтому важно понимать, сколько составляет срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении.

Общепринятые сроки

На самом деле все проще, чем кажется. Разобраться в поставленном вопросе поможет соответствующий кодекс (см. изображение ниже). В нем прописана продолжительность рассмотрения дел, а также условия для продления оного.

На сегодняшний день рассчитывать приходится приблизительно на пятнадцать дней. Дело все в том, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 15 суток. Отсчет времени начинается с момента получения протокола о тех или иных деяниях. Возможно получение материалов-доказательств, сделанных при помощи современной технической аппаратуры, способной вести фото и видеозапись. Например, с камер "безопасный город".

На практике именно такая продолжительность имеет место. Принято считать, что административные дела рассматриваются не более двух недель. Это максимальное время, за которое может быть решен вопрос. Можно надеяться, что дело будет рассмотрено быстрее. Этот фактор нельзя назвать точным, все зависит от нагрузки на тот или иной орган.

В суде

Следующий этап, который нужно внимательно изучить, это рассмотрение дел в суде. Нередко даже незначительные нарушения административного характера передаются судебным органам. Важно понимать, что исследование оных будет иметь иную продолжительность.

Срок рассмотрения судом дела административном правонарушении на сегодняшний день составляет 2 месяца. Началом отсчета считается момент получения протокола или ходатайства о совершении нарушения. Именно такая продолжительность указана в КоАП, в статье 29.6.

Как и в прошлом случае, суд способен принять то или иное решение быстрее. Но на практике подобные ситуации - редкость. Рассчитывать на быстрое рассмотрение дела не следует. При обращении в инстанции для защиты собственных прав и свобод всегда во внимание принимают максимальную продолжительность работы с теми или иными документами.

Продление

Как уже было сказано, при определенных обстоятельствах можно продлить срок изучения правонарушений административного характера. Эта мера на практике встречается не слишком часто.

Продление срока рассмотрения дела об административном нарушении в России по установленным законам осуществляется расследующим органом или судом. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия. Какие именно?

Например:

  1. Продление имеет место, если участники дела подают ходатайство о пересмотре нарушения. Это весьма распространенный сценарий, по которому могут развиваться события.
  2. При необходимости дополнительного расследования или изучения новых обстоятельств. Если установленные ранее сроки не соблюдаются, то суд или рассматривающий нарушение орган имеет право на дополнительное расследование.

Безосновательно изучать нарушения нельзя. Обязательно должна быть веская причина для воплощения задумки в жизнь.

Судья или изучающий дело орган имеет право на продление срока рассмотрения дела об административном правонарушении на тот или иной период. Если того потребует ситуация и обстоятельства. Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении может быть продлен не больше, чем на 1 месяц. Для данного события требуется вынесение мотивированного определения.

Особые дела

Следует обратить внимание на то, что российское законодательство имеет огромное количество особенностей и нюансов во всех своих направлениях. Даже при изучении тех или иных нарушений. И административные дела не являются исключением. О чем необходимо помнить каждому человеку.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении при определенных обстоятельствах составляет пять суток с момента вручения протокола. Продление данного периода по закону не предусматривается. Речь идет о делах, связанных с нарушениями по статьям Кодекса об административных правонарушениях:

  • 5.1-5.25;
  • 5.58;
  • 5.69;
  • 5.45-5.52.

Именно такие ограничения действуют на сегодняшний день в России. Иного не дано. Об этом обязан помнить каждый гражданин.

Арест и выдворение

Все перечисленные особенности и нюансы не являются единственными в своем роде. Разные нарушения рассматриваются разное время. Это нормальное явление. Срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении может быть очень маленьким. Значительно меньше указанных ранее ограничений.

Речь идет о ситуациях, при которых на гражданина налагается или выдворение за пределы территории. Сколько тогда составляет срок рассмотрения дела об административном правонарушении? На законодательном уровне установлено ограничение в один день. Это значит, что при необходимости выдворения или наложения административного ареста, дело будет рассмотрено за сутки с того момента, когда был получен протокол или доказательства деяния.

Исключение составляют случаи, при которых в нарушении участвует уже задержанное лицо. Тогда срок рассмотрения дела об административном правонарушении будет составлять два дня. А точнее, не больше сорока восьми часов. Отсчет следует начинать с момента задержания нарушителя.

Приостановление деятельности

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении (ПДД или любой другой случай - не так важно) уже были рассмотрены. Практически все возможные варианты развития событий стали известны. Осталось принять во внимание последние особенности изучаемой темы.

Например, некоторые нарушения предусматривают приостановление деятельности компании или гражданина. Изучение подобных дел - это не что иное, как последняя особенность. Какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении будет положен, если деятельность фирмы была временно приостановлена?

На такие события отводится неделя. Если точнее, то 7 дней с момента прекращения деятельности и рабочего процесса компании. Также следует учесть, что приостановление деятельности на время будет в конечном итоге засчитываться в административное наказание.

Срок обращения

Пожалуй, все возможные расклады были изучены. На самом деле все не так уж и трудно! Если хорошо разбираться в законах РФ, можно с точностью сказать, сколько будет отведено на изучение того или иного нарушения административного характера.

Обратите особое внимание на срок, когда вы можете обратиться в суд после правонарушения. В течение какого времени можно привлечь виновного к ответственности?

Существуют разные случаи. Все зависит от обстоятельств. На сегодняшний день следует опираться на то, что срок давности рассмотрения дела об административном нарушении оставляет:

  • 2 месяца при большинстве нарушений;
  • 1 год - если в виде наказания полагается дисквалификация или если нарушение длящееся.

Исчисление оного начинается либо с момента получения ходатайств на пересмотр нарушений, либо при наличии протокола о возбуждении дела, либо с момента непосредственного совершения преступления.

Соответственно, по установленным на сегодняшний день правилам срок рассмотрения дела об например) составляет 12 месяцев. Ничего трудного для понимания нет. Достаточно просто классифицировать совершенное деяние.

О нарушении сроков

Одной из важнейших проблем в законодательстве является нарушение сроков рассмотрения дела об административном правонарушении. Подобное явление необходимо рассмотреть как можно внимательнее, и уделить этому процессу немного своего внимания. Дело все в том, что подобное деяние нарушает права человека на защиту своих свобод и интересов в суде, что подробно описано в Конституции.

Следует отметить, что рассматривающий дело орган обязан предпринимать всевозможные действия для устранения неоправданного нарушения. Как уже было сказано, некоторые сроки изучения нарушений могут быть продлены, но лишь при наличии веских оснований.

Если было доказано, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен безосновательно, рассматривающий орган или судью привлекают к дисциплинарной ответственности. Его могут даже досрочно лишить полномочий.

К сожалению, сегодня все чаще и чаще встречаются административные нарушения. В связи с этим растет число дел, которые рассматриваются без соблюдения установленных ограничений.

Как себя вести

Что делать, если гражданин подозревает, что срок рассмотрения дела об административном нарушении составляет меньшее количество времени, чем сообщил рассматривающий деяние орган?

Вариантов несколько. Можно либо жаловаться в вышестоящие инстанции, подкрепляя свое недовольство законодательством страны, либо просто ждать. Как показывает практика, именно второй случай наиболее оптимален. Как уже было сказано, рост числа административных нарушений приводит к увеличению ожидания удовлетворения тех или иных жалоб.

Итоги и заключения

Отныне понятно, сколько длится срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении. Придется обращать внимание на многочисленные особенности совершенного деяния. Только так удастся установить максимальную продолжительность изучения дела.

Некоторые ситуации позволяют продлить административное расследование. На практике подобные случаи встречаются не слишком часто. Ведь для них должны обнаружиться веские основания.

Чаще всего дела административного характера рассматриваются 5-15 суток. Именно на подобные ограничения рекомендуется обратить внимание.