Органы управления ао и их компетенция. Органы управления в акционерных обществах

Как устроены и функционируют органы управления в акционерном обществе?

Система, направленная на возможность каждого владельца ценных бумаг лично принять участие в управлении компанией.

Отличительной чертой акционерного общества (к примеру, ), как юридического лица, является не только уставный капитал, разделенный на акции, но и возможность для их владельцев принимать непосредственное участие в делах компании через специальные органы управления.

Такая модель корпоративного самоуправления была перенесена в Российское законодательство с запада, как и сама конструкция подобного юридического лица.

Главной отличительной чертой такой модели является возможность акционеров самостоятельно выбрать наиболее отвечающую их интересам структуру управления АО в рамках, предложенных законом.

Рассмотрим, как это реализовано на практике.

Акционерное общество - объединение частных капиталов

Акционерное общество – это один из видов коммерческих организаций.

Следовательно, главной целью деятельности и основным направлением усилий органов управления АО будет извлечение прибыли за счет ведения заявленной в учредительных документах деятельности.

Однако, прежде чем компания начнет приносить , необходимы определенные финансовые вложения.

Для этого уставный капитал разделяется на достаточно большое число долей – акций (к примеру, или ).

Каждая из них является ценной бумагой, удостоверяющей право владельца требовать от компании исполнения определенных обязательств.

Акции распределяются, как только между «своими», так свободно продаваются всем желающим.

Владельцы акций становятся участниками акционерного общества и, объединяя свои капиталы, формируют его уставный капитал.

Благодаря тому, что уставный капитал дробится на акции, которые имеют свободное обращение на рынке ценных бумаг, акционерное общество может в любой момент привлечь практически неограниченный капитал для реализации крупных проектов.

Взамен каждый участник, внесший свой вклад, получает право на часть заработанной компанией прибыли в виде , возможность участвовать в принятии управленческих решений, а также может претендовать на получение определенной части оставшегося после прекращения экономической деятельности АО имущества.

В обязанности акционера входит также уплата с полученных доходов.

Вкладывая средства в акции различных компаний, участники рискуют потерять только уплаченные за них средства.

Если управление оказалось неэффективным и общество разорилось, акционеры не отвечают по его долгам и не несут совместно с ним убытков.

Одновременно и само акционерное общество не зависит от состава своих участников и не требует их непременного участия в делах и принятии решений.

За исключением тех случаев, когда они участвуют в работе высшего органа управления, акционерным обществом или избираются в исполнительные или ревизионные органы.

Что говорит закон

Определение акционерного общества, как одной из форм существования коммерческих юридических лиц, закреплено в ст. 96 ГК РФ .

Согласно этому нормативному акту, возможны два основных вида АО – публичное и непубличное, пришедшие на смену открытому (ОАО) и закрытому (ЗАО) обществам.

Нормами Гражданского кодекса устанавливаются также:

  • порядок создания АО (ст. 97);
  • правила изменения размера уставного капитал в большую и меньшую сторону (ст. 99-101);
  • ограничения на эмиссию акций и выплату акционерам дивидендов (ст. 102);
  • правила проведения внешнего аудита (ст. 103) и пр.

Детально же все аспекты деятельности акционерного общества и его органов управления изложены в специальном нормативном акте.

Основные схемы в управлении

Согласно закону, в акционерном обществе функционируют следующие органы управления:

  • собрание всех его акционеров - главный «законодательный орган»;
  • наблюдательный совет (совет директоров), отвечающий за стратегию развития;
  • правление, реализующее стратегические планы;
  • генеральный директор, единолично управляющий всеми текущими делами;
  • ревизионная комиссия или ревизор, проверяющие состояние финансов.

У акционеров, через высший орган управления акционерным обществом, есть возможность выбрать подходящую комбинацию из представленных звеньев.

При необходимости, например, в случае расширения бизнеса или смене направления развития, структура управления может быть изменена на более отвечающую потребностям компании в данный момент.
Принято выделять четыре основных модели управленческой структуры ОА.

В каждой из них есть два непременных элемента: общее собрание, как наделенный высшей властью обществе орган и единоличный исполнительный орган (гендиректор), действующий от имени компании во всех сферах общественных отношений.

Контролирующий орган (ревизор) в систему управления обычно не включается, а существует как бы параллельно.

Но он также является обязательным для любого АО органом.

Полная трехступенчатая система управления.

Она наиболее универсальна и подходит для любого общества, но наиболее предпочтительной будет для крупных компаний с большим числом акционеров.

Использование подобной структуры позволяет акционерам контролировать деятельность исполнительных органов и оказывать влияние на принятие важных стратегических решений.

Система включает три уровня. Схематически это будет выглядеть так:

От предыдущей ее отличает отсутствие коллегиального исполнительного органа.

Все управление текущей деятельностью осуществляет генеральный директор, влияние которого в совете директоров тем самым существенно возрастает.

Такая модель применима во всех АО. Устав компании может содержать положения, согласно которым в Совет директоров выбирается из числа самых крупных акционеров.

В таком случае они получают практически полный контроль за деятельностью единоличного исполнительного органа.

Схематически данную модель можно представить следующим образом

В непубличных акционерных обществах, обладающих солидным капиталом и оборотом, чаще всего реализуется модель управления, из которой исключается наблюдательный совет (Совет директоров).

В результате остается высший орган управления акционерным обществом, а также оба исполнительных органа: и правление, и единоличный генеральный директор, которые и определяют направление развития компании.

Для небольших компаний, число акционеров, в которых не превышает 50, а большая часть акция сосредоточена в руках одного из них, выгодна модель, включающая всего два элемента системы управления: общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган (генерального директора).

Такой подход позволит сосредоточить оперативное руководство всеми сферами текущей деятельностью у наиболее заинтересованного в процветании компании участника.

Собрание же в таком случае будет определять лишь основные направления развития.

Главный орган управления АО

Общее собрание акционеров - это высший орган управления любым акционерным обществом. Осуществляется такое управление опосредованно.

Акционеры не уполномочены принимать решения, касающиеся текущей деятельности компании.

Компетенции всех органов управления в акционерных обществах изложены в Законе.

В ст. 48 названы вопросы, рассмотрение которых передается общему собранию. Среди них:

  • предстоящая ликвидация общества или его реорганизация;
  • внесение тех или иных изменений в устав и их утверждение;
  • избрание других управляющих органов и ревизоров;
  • определение числа и стоимости вновь выпускаемых акций;
  • изменения уставного капитала в ту или иную сторону;
  • выплата дивидендов акционерам по итогам определенного в уставе периода;
  • утверждение годовых и ;
  • одобрение или неодобрение крупных сделок;
  • распределение полученной компанией прибыли и др.

Перепоручить принятие решений по этим пунктам, например, правлению, закон прямо запрещает.

В то же время и общее собрание не уполномочено отменять или требовать скорректировать решения, уже принятые прочими органами управления.

Это правило действует и в отношении тех вопросов, которые закон относит к совместной компетенции.

Общее собрание выносит по ним решение в том случае, когда нижестоящий орган не смог этого сделать.

Как правило, собираются акционеры раз в год, по результатам очередного финансового года, но при необходимости собрание может быть и внеочередным.

Проведение общего собрания достаточно сложная и длительная процедура, детально урегулированная положениями Закона.

Акционеры принимают активное участие не только в голосовании на таком собрании, но и в формировании его повестки. Для этого они направляют письменные предложения.

Но, для того, чтобы такое обращение было рассмотрено, акционер должен владеть не менее, чем 2% голосующих акций (то есть, не быть ).

Число акций у владельца имеет значение и при голосовании по вопросам повестки собрания. Здесь действует принцип «1 акция – 1 голос».

1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:

1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;

2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);

4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;

5) решение о реорганизации или ликвидации общества.

Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

4. Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.

5. Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 настоящего Кодекса, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.

Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.

акционерный общество гражданский

Органом юридического лица является часть юридического лица, которая состоит из одного лица или группы лиц, действующих в пределах своей компетенции, установленной законом, иными правовыми актами и учредительными документами, образующая и изъявляющая вовне волю юридического лица.

В зависимости от способа формирования можно выделить избираемые и назначаемые органы. К избираемым органам относятся совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионная комиссия общества. Что касается исполнительных органов общества, то, анализируя формулировку ст. 69 Закона об АО, можно сделать вывод, что общее собрание акционеров (или совет директоров, если это отнесено уставом к его компетенции) вправе как назначать, так и выбирать членов коллегиального исполнительного органа и единоличный исполнительный орган.

Уязвимость данного классификационного критерия в том, что общее собрание акционеров не может быть отнесено ни к избираемым, ни к назначаемым органам. В общем собрании, как правило, принимают участие акционеры и их представители.

По числу входящих в них лиц, принимающих решения, выделяют единоличные и коллегиальные органы. Особенность единоличных органов проявляется в том, что они состоят из одного лица, которое самостоятельно (разумеется, в рамках его компетенции) принимает и (или) исполняет решение. Также единоличный орган всегда только физическое лицо. В акционерном обществе к единоличным органам относятся исполнительный орган и ревизор. Коллегиальный орган состоит из группы физических лиц, которые принимают решение коллективно путем совместного обсуждения согласно определенной в законе и учредительных документах процедуре. Как отмечается в литературе, отличительными особенностями коллегиального органа являются: в нем должно быть не менее двух членов, лица, входящие в состав коллегиальных органов, как правило, избираются. К коллегиальным органам относятся общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, ревизионная комиссия.

Органы управления осуществляют управление в правовых формах, т.е. именно они совершают от имени акционерного общества (а не предприятия) акты, которые имеют юридическое значение (принятие локальных актов, заключение договоров и т.п.). Д.В. Ломакин, правда, отмечает, что в некоторых случаях и органы управления могут осуществлять управление в неправовых формах. Речь идет о некоторых действиях исполнительных органов общества и совета директоров Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М.: Статут. 2011. С.109 .

Органы управления акционерным обществом можно в свою очередь подразделить на высшие органы, органы общего руководства и исполнительные органы.

Согласно п. 1 ст. 47 Закона об АО высшим органом управления является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

От органов управления следует отличать контрольные органы. В российских акционерных обществах к контрольным органам относится ревизионная комиссия (ревизор) общества, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (п. 1 ст. 85 Закона об АО).

На наш взгляд, ревизионную комиссию нужно относить к органам общества, так как она, являясь частью общества, оказывает влияние на процесс формирования воли юридического лица. В зависимости от того, обязательно ли их наличие в акционерном обществе, можно выделить обязательные органы и органы, создаваемые по усмотрению самого общества. К обязательным органам относится прежде всего общее собрание акционеров. Исключение составляют акционерные общества, в которых все акции принадлежат одному лицу. В данном случае общее собрание, естественно, отсутствует (так как сам термин "собрание" подразумевает наличие как минимум двух участников). В обществах с одним акционером решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, принимаются этим акционером единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций пятьдесят и более в обязательном порядке создается совет директоров (наблюдательный совет). В тех обществах, в которых число акционеров - владельцев голосующих акций меньше пятидесяти, совет директоров может не образовываться. В этом случае функции совета директоров осуществляет общее собрание акционеров.

В целом, характеризуя структуру органов управления акционерным обществом в России, можно выделить следующие особенности Долинская В.В., Васин И.А. О соотношении компетенции исполнительных органов акционерных обществ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 7..

  • 1. В законодательстве четко распределяется компетенция между различными органами управления. Органы наделяются полномочиями для решения тех вопросов, которые не могут передаваться на решение другим органам общества (п. 2, 3 ст. 48, п. 2 ст. 65, п. 2 ст. 69 Закона об АО).
  • 2. Механизм принятия решений определяется не только законами и иными правовыми актами, но и внутренними документами общества. К ним относятся: устав, положение об общем собрании акционеров или его регламент, положение о совете директоров, положение об исполнительном органе и т.п.
  • 3. Факт участия в акционерном правоотношении различных участников требует обеспечения их права и интересов в процессе управления обществом. Защита интересов акционеров достигается путем законодательного закрепления их права в определенных случаях заявить о прекращении юридических отношений с акционерным обществом и потребовать выкупа принадлежащих им акций (ст. 72, п. 1 ст. 75 Закона об АО). В других случаях требования акционеров к обществу об оплате принадлежащих им акций или выделении доли имущества удовлетворению не подлежат.
  • 4. Велика роль законодательного регулирования управления. Закон об АО значительно развил краткие указания ГК РФ об управлении в акционерном обществе, где этому посвящена лишь ст. 103. В Законе об АО органам управления посвящены две главы (VII и VIII) общей совокупностью в 25 статей, а также отдельные фрагменты в большом количестве статей в других главах

Однако хотелось бы выделить и недостатки акционерного законодательства в части, посвященной органам управления.

В связи с созданием в акционерном обществе одновременно и совета директоров, и правления структура управления российскими акционерными обществами становится достаточно громоздкой. Возможным вариантом выхода из этой ситуации стал бы переход к двухзвенной системе управления, в таком случае вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров, могли бы быть переданы правлению как коллегиальному органу. При такой постановке система органов управления может быть представлена следующим образом: общее собрание акционеров (высший орган управления), исполнительные органы - единоличный исполнительный орган и правление (создается в обязательном порядке в обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций более пятидесяти). Полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы управляющему (индивидуальному предпринимателю) или управляющей организации (коммерческой организации). Наблюдательный совет мог бы создаваться в качестве органа контроля за деятельностью исполнительных органов общества. В связи с этим термин "наблюдательный совет" не должен употребляться как тождественный термину "совет директоров". В отличие от этого другой контрольный орган - ревизионная комиссия контролирует финансово-хозяйственную деятельность общества.

Говоря о специфике каждого органа управления, отметить, что анализ норм Закона об АО дает возможность классифицировать собрания акционеров по двум признакам - периодичности проведения и форме проведения.

По признаку периодичности проведения общие собрания акционеров могут быть двух видов: годовое общее собрание и внеочередное общее собрание.

Российское акционерное законодательство устанавливает достаточно громоздкую систему управления и фактически у нас действуют два исполнительных органа: совет директоров (наблюдательный совет) и собственно исполнительные органы. Поэтому неудивительно, что исследователи вынуждены при анализе соответствующих положений законодательства различных государств сравнивать полномочия директоров и управляющих, с одной стороны, и совета директоров и исполнительных органов - с другой.

В том случае, если устав предусматривает наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, необходимо четко распределить компетенцию между ними. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа (абз. 2 п. 1 ст. 69 Закона об АО).

Решения, принятые правлением или дирекцией, отражаются в протоколе заседания соответствующего коллегиального исполнительного органа. Протокол заседания коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) предоставляется (по требованию): членам совета директоров (наблюдательного совета) общества (органа, которому подотчетны исполнительные органы общества), также ревизионной комиссии (ревизору) общества, аудитору общества, в компетенцию которых входит проверка финансово-хозяйственной деятельности общества.

Состав, компетенция и правила организации высших звеньев управления акционерным обществом установлены законодательством. Этими звеньями управления, образующими подсистему высшего руководства, являются общее собрание акционеров, совет директоров и правление. В акционерных обществах, крупные пакеты акций которых принадлежат государству, подсистема высшего руководства дополняется управляющим (коллегией управляющих), который представляет интересы государства в рамках компетенции по управлению государственным имуществом (схема 2.13).

Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров. К числу важнейших вопросов, решения по которым могут иметь долговременные последствия, отнесенных законодательством к компетенции общего собрания, относятся:

  • 1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава в новой редакции;
  • 2) реорганизация и ликвидация общества;
  • 3) увеличение и уменьшение уставного капитала;
  • 4) дробление и консолидация акций;

Схема 2.13.

  • 5) одобрение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества;
  • 6) участие общества в финансово-промышленных группах, ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций.

Законодательство не предусматривает участия общего собрания акционеров в определении стратегии компании и рассмотрении стратегических программ. Такая позиция законодателя вряд ли оправдана, так как выработка стратегии и стратегических программ, помимо определения направлений деятельности, постановки стратегических целей и мобилизации финансовых ресурсов для их достижения, осуществляется в интересах мобилизации творческого, социального и организационного потенциалов компании на достижение стратегического успеха. Любая стратегическая программа, к реализации которой специалисты, менеджеры и трудовые коллективы относятся с безразличием или оказывают сопротивление ей, обречена на неудачу.

Вместе с тем общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом об АО. Мотивы установления данным законом такой нормы не вполне ясны, поскольку:

  • такая норма противоречит общепринятым нормам демократии в управлении: высший орган управления организацией не может быть лишен права рассмотрения и принятия решения по любому вопросу деятельности организации (на то он и высший орган);
  • современный период социально-экономического и научно-технического развития характеризуется повышением нестабильности внешней среды организации, что порождает неожиданные проблемы, не имеющие аналогов в прошлом. Законодатель не может их предвидеть;
  • для выявления наиболее значимых функций и задач управления, решение по которым целесообразно возложить на высший орган, необходимо спроектировать систему управления организации в целом, что не практикуется в рамках законотворчества. Возможно, именно вследствие этого законодатель не мог включить в компетенцию общего собрания и в компетенцию совета директоров решение многих проблем стратегического характера.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

К числу важнейших вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров, принадлежат:

  • 1) определение приоритетных направлений деятельности общества (обратим внимание на то, что такая постановка вопроса не предусматривает разработки стратегий и стратегических проектов);
  • 2) принятие рекомендаций по размеру дивиденда по акциям (такие рекомендации с точки зрения стратегического управления имеют ограниченное значение, ибо компания нуждается в выработке долгосрочной дивидендной политики как инструмента инвестирования и мотивации деятельности);
  • 3) одобрение крупных сделок, предметом которых является имущество.

Законодательство также устанавливает, что в компетенцию совета директоров могут входить и другие вопросы, предусмотренные Законом об АО и уставом общества. Эго дает возможность сформировать в уставе общества полный комплекс функций и задач оперативного и стратегического управления, входящих в компетенцию совета директоров и (или) правления общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров. Однако помимо правления в практике предприятий конкретное оперативное управление осуществляют штатные органы управления и линейные руководители производственных подразделений, которые как субъекты управления должны быть включены в систему управления компании. Организация такого управления строится на основе внутренних (корпоративных) документов (положений, стандартов, регламентов).

Полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы по договору доверительного управления имуществом другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок (не более пяти лет) имущество (в том числе предприятия и другие имущественные комплексы) в доверительное управление. Последняя обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого указанного им лица (выгодоприобретателя). Учредителем доверительного управления является собственник имущества.

В соответствии с Гражданским кодексом "юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы" Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ//Российская газета, N 238-239, 1994, ст.53, поэтому вопрос о структуре и полномочиях органов управления в акционерном обществе является весьма актуальным. Российское акционерное законодательство, как уже отмечалось выше, закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган акционерного общества.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Оно формируется из всех участников данного общества - владельцев акций. Общее собрание акционеров имеет исключительную компетенцию, определенную непосредственно Законом об акционерных обществах в ст.48 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.48. Она включает вопросы изменения устава, реорганизации и ликвидации общества, избрания наблюдательного совета, исполнительного органа и ревизионной комиссии и досрочного прекращения их полномочий, утверждения годовых отчетов и балансов общества и распределения прибылей и убытков, совершения некоторых крупных сделок и др. Эти вопросы не могут быть переданы общим собранием на решение как исполнительного органа, так и совета директоров общества. Вместе с тем общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, прямо не отнесенным законом к его компетенции.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Оно проводится в сроки, устанавливаемые уставом акционерного общества, но не ранее чем через два и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными. Внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании требования совета директоров, ревизионной комиссии, аудитора общества, акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций. Собрание правомочно, если в нем приняли участие акционеры, в совокупности владеющие более половиной голосующих акций. Решение по вопросам, рассматриваемым на общем собрании акционеров, принимаются голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство акционеров - владельцев голосующих акций. По некоторым вопросам для принятия решения требуется три четверти голосов. Кроме того, решение общего собрания акционеров может быть принято без проведения собрания, т.е. путем заочного голосования. Такой порядок возможен при решения всех вопросов, кроме тех, которые указаны в ч.2 ст.50 Закона об акционерных обществах.

Руководство акционерным обществом в период между собраниями акционеров осуществляется советом директоров или наблюдательным советом (далее - совет директоров). Закон об акционерных обществах определяет совет директоров как орган акционерного общества, осуществляющий общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.64 Если общество насчитывает менее 50 акционеров, то выполнение функций совета директоров может быть возложено на общее собрание акционеров.

Члены совета директоров общества избираются общим собранием акционеров кумулятивным голосованием (если уставом не предусмотрено иное) на срок до следующего общего годового собрания акционеров. Лица, избранные в состав совета директоров, могут переизбираться неограниченное число раз. Из числа членов совета директоров избирается председатель, который организует его работу, созывает заседания и т.д. Решения на заседаниях по общему правилу принимаются большинством голосов членов совета директоров, после чего заносится в протокол заседания. Заседание совета директоров правомочно при кворуме не менее половины от числа избранных членов совета директоров. Совет директоров общества имеет исключительную компетенцию, определяемую не только Законом об акционерных обществах в ст.65, но и уставом конкретного общества. В нее входят вопросы подготовки и созыва общего собрания, образования исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий, использования резервных и иных фондов общества, утверждения внутренних документов общества, дачи согласия на заключение некоторых сделок, рекомендаций по размеру дивиденда и порядка его выплаты и др. К компетенции совета директоров отнесено создание филиалов и открытие представительств общества. Устав акционерного общества может предусматривать наличие у совета директоров и дополнительных полномочий. Совет директоров подотчетен в своей деятельности общему собранию акционеров, поэтому наряду с годовым отчетом акционерам обычно представляется и отчет совета директоров.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией) общества. Единоличный орган должен быть у общества во всяком случае, а коллегиальный - в случаях, предусмотренных уставом конкретного общества. Если в акционерном обществе образован коллегиальный исполнительный орган, то функции его председателя исполняет единоличный исполнительный орган. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переданы наемному управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации - "управляющей компании"), с которым заключается соответствующий гражданско - правовой договор. По общему правилу вопросы образования исполнительного органа общества находятся в компетенции общего собрания акционеров (п.8 ч.1 ст.48 Закона об акционерных обществах). Исключение может быть установлено уставом в виде указания на то, что названные вопросы относятся к компетенции совета директоров.

Закон об акционерных обществах устанавливает: "к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров общества". Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета, N 248, 1995, ч.1 ст. 69 Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания и совета директоров. Таким образом, исполнительный орган общества обладает остаточной компетенцией.

На практике иногда возникают проблемы, связанные с определением размеров такой "остаточной компетенции", поскольку в Законе об акционерных обществах нет даже примерного перечня тех полномочий, которые должны закрепляться за исполнительным органом. Представляется нужным законодательно уточнить этот момент, дабы избавиться от трудностей определения полномочий исполнительных органов акционерных обществ в будущем.

Таким образом, для акционерных обществ характерна сложная трехзвенная система управления, которая предусматривает разграничение полномочий между общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом. Каждый элемент в этом перечне выполняет только собственные, определенные в уставе и внутреннем документе, функции. Четкое взаимодействие и соблюдение требований акционерного законодательства органами управления позволят максимизировать прибыль от деятельности акционерных обществ.