Основы деятельности негосударственных пенсионных фондов. Негосударственные пенсионные фонды в рф

  • 8. Государственный пенсионный фонд – характеристика и особенности формирования пенсии
  • 9. Негосударственный пенсионный фонд – характеристика, особенности управления и выплат пенсии
  • 10. Виды пенсий
  • 11. Фонд социального страхования, взносы и средства фонда
  • 12. Оплата больничного листа по категориям (производственная травма, обычное заболевание и т.Д.)
  • 13. Выплаты различных категорий (по уходу за ребенком и т.Д.)
  • 14. Фонд обязательного медицинского страхования, задачи и обязанности
  • 15. Фонд занятости населения, его бюджет и задачи
  • Порядок распределения средств и бюджет фонда
  • 16. Социальная политика Российского правительства и обеспечение работников пособиями
  • 17. Управление системой социального страхования
  • 18. Финансовая система социального страхования
  • 19. Виды социальных рисков
  • 20. Отличия и сходства между государственным и негосударственным страхованием
  • 21. Различия между обязательным и добровольным медицинским страхованием
  • 22. Дайте характеристику понятия «риск», его основных составляющих
  • 23. Перечислите и раскройте содержание основных законов, регулирующих пенсионное обеспечение в стране
  • 24. Перечислите основные виды пенсий
  • 25. Что представляют собой базовая, страховая и накопительная части трудовой пенсии?
  • 26. Каковы основные положения законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и участников вов?
  • 27. Сформулируйте порядок определения размеров трудовых пенсий по старости, инвалидности, потере кормильца
  • 28. В каких случаях назначается социальная пенсия?
  • 29. Раскройте финансовый механизм накопительной части трудовой пенсии
  • 30. Основные положения деятельности нпф в России
  • 31. Перечислите направления инвестирования накопительной части трудовой пенсии
  • 32. Какой вам представляется судьба пенсионного обеспечения в России?
  • 33. Охарактеризуйте этапы развития обязательного медицинского страхования в России
  • 34. Что такое обязательное медицинское страхование?
  • 35. Перечислите субъектов и участников омс
  • 36. В чем отличия базовой и территориальной программ омс?
  • 37. Назовите законодательные требования к омс
  • 38. Особенности договора и правил дмс
  • 39. Что является страховым случаем в дмс и омс?
  • Исключительными видами деятельности НПФ являются:

    деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (ДПО);

    деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ОПС);

    деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (ППС) .

    Каждый из видов деятельности фонда включает в себя:

    · привлечение пенсионных взносов частных лиц и организаций;

    · инвестирование полученных средств на финансовом рынке с целью их приращения;

    · выплаты негосударственной пенсии за счет накопленных средств.

    Деятельность негосударственных пенсионных фондов в области добровольного пенсионного обеспечения заключается в сборе пенсионных взносов, инвестировании накопленных средств, и выплате пенсий. На основании заключаемых договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, вкладчики – организации и частные лица - уплачивают пенсионные взносы. Взносы уплачиваются организациями в пользу своих работников, а частными лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц. Фонд инвестирует эти средства, и когда человек, в чью пользу вносились взносы, получает право на трудовую (государственную) пенсию, назначает ему дополнительную, негосударственную пенсию.

    Деятельность негосударственных пенсионных фондов в области обязательного пенсионного страхования заключается в том, что НПФ являясь страховщиком по ОПС, аккумулирует взносы на накопительную часть трудовой пенсии граждан, инвестирует их через управляющие компании и, при назначении трудовой пенсии гражданину, выплачивает накопительную часть его трудовой пенсии. Деятельность по ОПС осуществляется на основании договора заключаемого между фондом и застрахованным лицом. Возможность заниматься обязательным пенсионным страхованием фонды получили недавно, но уже стали заметной частью пенсионной системы. Число граждан доверивших им свои сбережения продолжает уверенно расти. Высокое доверие к пенсионным фондам обеспечено созданной репутацией и большим опытом работы в области добровольного пенсионного обеспечения.

    Деятельность негосударственных пенсионных фондов в области профессионального пенсионного страхования предполагает создание пенсионной системы для обеспечения пенсиями работников занятых на местах с вредными и опасными условиями труда. Однако пока, до принятия соответствующего закона, эта деятельность не ведется. Но уже сейчас многие предприятия решают задачи качественного обеспечения дополнительными пенсиями данной категории работников с помощью негосударственных пенсионных фондов, создавая специальные программы ДПО.

    Важное отличие негосударственных Пенсионных фондов от банков и страховых компаний заключается в том, что НПФ это некоммерческая организация. Учредители фонда не получают прибыль от его деятельности. Целью инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений является получение максимального дохода при минимальном риске.

    Максимальный размер вознаграждения получаемого фондом ограничен законом. Фонд может направлять его только на покрытие расходов связанных с обеспечением его уставной деятельности. Расходы фонда определяются сметой, ежегодно утверждаемой Советом Фонда. Фонд может направлять на расходы не более 3% от суммы полученных пенсионных взносов, и не более15% от дохода полученного от размещения пенсионных резервов и накоплений. Остальной доход фонд обязан распределить по пенсионным счетам.

    Характерной чертой негосударственного пенсионного фонда является долгосрочность всей его деятельности. Типичный срок выплаты пенсии – 15-20 лет. Процесс накопления пенсионных средств также может длиться не один год. В этих условиях, когда основной задачей фонда является сохранение средств, принципиально важным параметром становиться надежность фонда. Поэтому фонды придерживаются консервативной политики при инвестировании и тщательно настраивают технологический процесс. По этой же причине фонды заботятся о своей репутации.

    Высокая социальная роль деятельности негосударственных пенсионных фондов предопределяет высокие требования к надежности пенсионных фондов и к контролю их деятельности.

    Деятельность негосударственных пенсионных фондов контролируется и регулируется Министерством здравоохранения и социального развития и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).

  • Взаимодействие органов социального обеспечения с органами исполнительной власти, профсоюзных и другими общественными организациями.

    Взаимодействие органов социального обеспечения с Федеральной налоговой службой, Федеральным казначейством.

    Следует различать «негосударственные пенсионные фонды» (НПФ), находящиеся в разных юрисдикциях - российской и украинской. Суть организаций - одна и та же, но имеются существенные отличия правового характера.

    Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО); деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС); деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

    Таким образом негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

    Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

    Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

    На основании Указа в 1993-1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

    К концу 1996 года. выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

    К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

    До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

    В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

    В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

    Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

    Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям: стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10 % общей стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

    Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например: если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1.5 миллиона рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются; если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

    С 2008 г. в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии.

    В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в Программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства.

    С 2008 г. выдается материнский капитал семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ.

    Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему - некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

    Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно - через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

    При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев - в соответствии с договором - вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.

    Контроль за деятельностью НПФ:

    Ежегодный: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации; Независимый аудитор; Независимая актуарий; Счетная палата.

    Ежеквартальный:Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

    Ежемесячный: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

    Еженедельный: Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации

    Ежедневный: Специализированный депозитарий

    5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2010: НПФ Газфонд; НПФ Благосостояние; Ханты-Мансийский НПФ; НПФ Транснефть; НПФ электроэнергетики

    5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных накоплений по состоянию на 31.03.2010: НПФ Благосостояние; НПФ Лукойл-Гарант; НПФ Норильский Никель; НПФ Газфонд; НПФ электроэнергетики

    Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ:

    Кэптивные - развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний - учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями. Пример: НПФ Транснефть.

    Корпоративные (условно кэптивные) - деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Пример: НПФ Благосостояние, НПФ Норильский Никель.

    Территориальные - действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Пример: Ханты-Мансийский НПФ, НПФ Эрэл.

    Открытые (универсальные) - будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления. Пример: НПФ Европейский пенсионный фонд, НПФ "Райффайзен19. Организация персонифицированного учета органами ПФ РФ.

    Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ

    Учет строится на принципах:

    Единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в РФ

    Всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;

    Доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

    Использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ

    Соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем

    Осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ

    Как было указано в предыдущей главе, статья 7 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляют такую модель социального государства, в котором человек, по общему правилу, самостоятельно формирует свою достойную жизнь, что предполагает, по общему правилу, осуществление им добровольного предварительного сбережения на случай реализации социальных рисков в отношении него самого или его близких. Институционального гарантий подобного сбережения являются негосударственные пенсионные фонды.

    Основные положения о фондах и осуществляемой ими деятельности в настоящее время закреплены в Федеральном законе «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон о фондах).

    В соответствии с этим законом фонды имеют право осуществлять только следующих три вида деятельности:

    1) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионные договоры),

    2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании,

    3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

    Таким образом, деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению не является исключительной. Она – одна из трех разрешенных законом видов деятельности фонда, осуществляемых в рамках его специальной правоспособности.

    Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению представляет собой элемент такого конституционного института как дополнительное социальное обеспечение, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию – элемент института основного социального обеспечения. Отметим здесь, что подобная точка зрения была недавно фактически высказана в качестве правовое позиции Конституционным Судом Российской Федерации. Что же касается третьего вида деятельности - деятельности по профессиональному пенсионному страхованию, то до выхода посвященного регулированию такой деятельности закона сказать о нем можно немного. Представляется, что данный вид деятельности, как опосредующий пенсионное обеспечение граждан, работающих в особых условиях, должен быть элементом в первую очередь института основного социального обеспечения. Однако, решение задачи профессионального пенсионного страхования в рамках также и института дополнительного социального обеспечения (в целях единства социальной защиты соответствующей категории граждан), представляется логичным.

    Отметим, что однозначно страховой является деятельность фонда только по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию, где фонд выступает в качестве страховщика. Что же касается деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, то ее природа является достаточно сложной. Дополнительную сложность придает то обстоятельство, что российской законодатель дал на уровне федерального закона только достаточно общую характеристику деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, не закрепил пришедшую к нам из-за рубежа и укоренившуюся в практике дифференциацию данной деятельности на: (1) деятельность в рамках схем с установленными взносами (Defined Contribution Plans), (2) деятельность в рамках схем с установленными выплатами (Defined Benefit Plans), (3) деятельность в рамках смешанных схем - установленные взносы + установленные выплаты (Hybrid Plans). В российских нормативных правовых актах на такое деление пенсионных схем указывается только в крайне немногочисленных подзаконных актах, которые либо отменены, либо юридическая сила которых для граждан и юридических лиц не является очевидной. При этом, в данных нормах только перечисляются наименования данных схем, а какие-либо определения их содержания отсутствуют.

    В своей невнимательности к определению схем (планов), входящих в основную классификацию пенсионных схем, российский законодатель не одинок. Зачастую зарубежный законодатель пренебрегает, хотя и не столь радикально как российский, необходимостью введения четких определений схем с установленными взносами или установленными выплатами, также как и гибридных схем, хотя отнесение конкретной пенсионной схемы к одной из вышеуказанных схем имеет значительные налоговые и (или) иные последствия.. К примеру, в законодательстве США нормы-дефиниции, относящиеся к схемам (планам) с установленными взносами и установленными выплатами, достаточно расплывчаты. Так, в классическом американском учебнике по пенсионному праву по данному поводу говорится следующее: «… В ERISA - в § 3 (34), отождествляются понятия «план с индивидуальными счетами» и «план с установленными взносами». При этом в ERISA используется преимущественно первое понятие, не смотря на то, что на практике обычно используют последнее понятие. В статье 3 (34) оба этих понятия определяются как: «пенсионный план, который предоставляет индивидуальный счет каждому участнику для формирования пособий, основанных исключительно на находящихся на счете участника [взносах и результатах инвестирования]» … Однако, нормы данного закона практически бесполезны, когда дело касается выделения планов с УстВып. В ERISA – в § 3 (35), говорится, что план с УстВып представляет собой «пенсионный план, отличный от плана с индивидуальными счетами», то есть, планами с УстВып являются все те планы, которые не являются планами с УстВзн. На практике же под планом с УстВып понимается несколько иное: план с УстВып -это план, который обещает определенное пособие, и, следовательно, перекладывает на сам план и его гаранта (спонсора) ответственность за выплату пособия…»

    Представляется, что зарубежный законодатель намеренно оставляет работникам, работодателям и правоприменителям значительную свободу в отнесении конкретных схем к тому или иному льготируемому виду для того, чтобы стимулировать участие работников и работодателей в дополнительном пенсионном обеспечении на устраивающих их условиях и повысить уровень их пенсионного обеспечения при выходе на пенсию. Однако, в российских условиях, где отсутствуют традиции самоограничения при наличии рыночной свободы, подобная неопределенность могла бы стать причиной появления значительного числа «серых схем», примеров чему мы знаем немало.

    Представляется, что основное деление пенсионных схем (планов) на схемы (планы) с установленными взносами, установленными выплатами и смешанные (гибридные) фактически осуществляется по такому критерию как действие или отсутствие действия принципа солидарности при реализации социальных рисков (пенсионных оснований). При этом первый вид пенсионных схем (планов) опосредует отношения, близкие к тем, которые возникают на основании договора банковского вклада между кредитными организациями и вкладчиками. Второй – опосредует отношения, близкие к тем, которые возникают на основании договора страхования жизни, а третий – опосредует отношения, близкие к тем, что возникают на основании смешанного договора (договор банковского вклада + договора страхования жизни).

    Вследствие подобных обстоятельств, представляется естественным наличие у пенсионных договоров, заключаемых в рамках указанных схем, следующих отличительных особенностей, отмеченных в литературе: (1) пенсионные договоры, заключаемые в рамках первого вида схем (сберегательных), предусматривают возможность досрочного расторжения и наследования пенсионных накоплений в случае смерти участника до окончания срока действия договора; (2) пенсионные договоры, заключаемые в рамках второго вида схем - с солидарной ответственностью (страховых), не предусматривают возможность досрочного расторжения договора, так как в них присутствует перераспределение пенсионных накоплений в пользу оставшихся участников; (3) пенсионные договоры, заключаемые в рамках смешанных пенсионных схем, предусматривают последствия, характерные для сберегательной схемы на этапе накопления и для страховой - на этапе выплат.

    В то же время, в виду повышенной конституционной значимости пенсии как источника жизнеобеспечения человека, в ряде аспектов пенсионные договоры должны существенным образом отличаться от своих гражданско-правовых прототипов – договоров вклада и страхования жизни, повышенным уровнем государственных гарантий, обеспечивающих надлежащее исполнение договорных обязательств. Однако, на практике в настоящее время это не всегда происходит. Это свидетельствует о том, что федеральный законодатель имеет в настоящее время широкое поле для реализации своих полномочий в сфере нормативного правового регулирования отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, депутаты органов законодательной власти субъектов Российской Федерации - для законодательной инициативы в данном направлении.

    Всякая деятельность прежде всего характеризуется:

    1) целями и задачами,

    2) своими принципами,

    3) способами осуществления,

    4) теми гарантиями, которые обеспечивают надлежащее осуществление данной деятельности.

    Основной целью деятельности фонда (в том числе деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению), является социальное обеспечение, осуществляемое в форме пенсионного обеспечения граждан. Пенсионное обеспечение предоставляется гражданину при наличии пенсионных оснований – обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации и (или) пенсионный договор (последнее - в случае негосударственного пенсионного обеспечения), связывают возникновение у гражданина права на пенсионное обеспечение. В соответствии с законодательством Российской Федерации такими обстоятельствами являются - старость, инвалидность, потеря кормильца и пр. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению решает специальную задачу пенсионного обеспечения – осуществление пенсионного обеспечения граждан за счет средств, по общему правилу, частных лиц.

    Социальный характер цели деятельности фондов наделяет ее конституционной значимостью. Действительно, социальное обеспечение (в качестве составной части социальной защиты), представляет собой конституционный институт. В силу конституционных норм пенсии являются теми гарантиями социальной защиты, наличие которых обязательно в социальном государстве, обеспечивающем достойную жизнь и свободное развитие личности.

    Так как в число пенсионных оснований могут входить те, что определяются пенсионным договором, то есть, свободным волеизъявлением его сторон, существует тесная связь негосударственного пенсионного обеспечения и такой конституционной ценности, как свободное развитие личности. О том же свидетельствует и присутствие в легальном наименовании фонда (то есть, фактически – в сокращенной легальной его характеристике), термина «негосударственный», что предполагает по общему правилу осуществление фондами своей деятельности на основе таких основных принципов частного права как свобода и равенство. Присутствие в легальном наименовании фонда термина «пенсионный» предполагает, в силу конституционного характера института «пенсия», необходимость существования государственных гарантий надлежащего осуществления фондом своей деятельности. А так как деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется, как уже говорилось выше, на основании договора - свободного волеизъявления его сторон, то в правовом регулировании отношений по негосударственному пенсионному обеспечению должны в существенно степени доминировать частно-правовые, а не публично-правовые нормы.

    Фонды осуществляют все три вида своей основной деятельности в рамках принципа защищенности (независимости). А именно, каждый вид деятельности осуществляется, по общему правилу, независимо от остальных. В частности деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется ими независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию. Это позволяет более эффективно защитить обусловливающие этот вид деятельности интересы.

    Отметим, что во всех трех видах деятельности фонда присутствует как частный, так и публичный интерес. Но в первом виде деятельности доминирует частный интерес граждан, а втором и третьем доминируют публичные интересы - интересы государства и общества. Отсюда можно, что закрепленный в законе принцип независимости каждого вида деятельности фонда является определенной гарантий реализации следующего принципа правового государства – принципа разделения частной и публичной сфер отношений.

    Для надлежащего осуществления своих основных видов деятельности фонд занимается и вспомогательными (сопутствующими) видами деятельности. К подобным видам деятельности, в частности, можно отнести: (1) деятельность по инвестированию (размещению) пенсионных средств в приносящие доход активы, (2) аккумулирование пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений, (3) ведение пенсионных счетов, (4) осуществление актуарных расчетов (актуарное оценивание), и иные виды деятельности, необходимые для достижения своих основных целей и решения своих задач. В силу социальной (публичной) значимости основных видов деятельности фонд невправе не заниматься теми видами сопутствующей деятельности, без которых невозможно осуществлять основную деятельность. У вспомогательных (сопутствующих) видов деятельности отсутствует такая характеристика (принцип) деятельности, как свобода ее осуществления, что позволяет именовать данную деятельность в качестве «функции» (несвободной деятельности). Осуществление фондом вспомогательной деятельности на основе функционирования также позволяет в определенном смысле защитить основные виды его деятельности.

    Именно вследствие того, что при инвестировании (размещении) пенсионных средств в значительной степени отсутствует свобода инвестирования (размещения) – фонды прежде всего не вправе, а обязаны вести такую деятельность (функционировать), причем используя только разрешенные государством активы, государство в законе обоснованно не признало подобную деятельность предпринимательской. Для предпринимательской деятельности конституционно значимыми признаком (принципом) является прежде всего ее свобода (самостоятельность).

    Итак, в качестве основных принципов деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению можно выделить следующих три взаимосвязанных принципа:

    1) принцип социально-ориентированной свободы,

    2) принцип государственной гарантированности надлежащего осуществления этой деятельности,

    3) принцип доминирования в существенной степени при правовом регулировании данной деятельности частно-правовых норм.

    Особо отметим, что все три принципа деятельности фонда – социально-ориентированная свобода, государственная гарантированность деятельности и доминирование в существенной степени частно-правовых норм, в части своих основных элементов существуют и реализуются не отдельно друг от друга, а в системном единстве – во взаимосвязи и взаимообусловленности.

    Рассмотрим теперь более подробно первые два принципа (третий был исследован ранее).

    Социально-ориентированная свобода представляет собой свободу, которая опосредована социальными ограничениями, задающими ее направленность. Однако социальная направленность свободы не может выхолащивать ее основные черты. Так, реализация в деятельности фондов принципа социально-ориентированной свободы в такой части свободы как «свобода от» предполагает правовую и организационную защищенность фондов от произвольного вмешательства в их деятельность органов публичной власти. Иное противоречит также и принципу доминирования частно-правового регулирования. В части же «свободы для» социально-ориентированная свобода деятельности фондов предполагает в частности определенную свободу в выбора фондами финансовых инструментов (в рамках, установленных на основании закона), для решения своих задач.

    В то же время, социальная направленность свободы деятельности фондов в ряде случаев требует обязательности вступления их в те или иные конкретные правоотношения (например, обязательность для фондов, при наличии у них необходимых возможностей, заключения с гражданами и (или) юридическими лицами - в пользу граждан, пенсионных договоров). В тоже время выбор такой формы обязательности вступления фонда в правоотношения по негосударственному пенсионному обеспечения как обязательность заключения договора – по общему правилу основного инструмента частного права, свидетельствует также и о действии другого принципа – принципа доминирования в существенной степени частно правового регулирования.

    Принцип социально-ориентированной свободы деятельности фонда реализуется в первую очередь в правиле о наделении фонда правовым статусом юридического лица.

    Юридическое лицо является субъектом гражданского права, основанного на свободе (автономии) воли. Свобода (автономия) воли представляет собой конституционно значимую ценность (в составе права на свободное осуществление экономической деятельности, закрепленного в пункте 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации). В публичных целях – в частности, в целях социального государства, эта свобода (автономия) в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничена на основании федерального закона. В отношении фонда ограничение его свободы осуществлено посредством ограничения правосубъектности, А именно, в Законе о фондах предусмотрено, что фонд действует только в форме юридического лица, представляющего собой специальную форму некоммерческой организации, вследствие чего его основной целью не может быть получение прибыли.

    Другим отражением принципа социально-ориентированной свободы в деятельности фонда являются: (1) осуществление по общему правилу деятельности на основании договора, ряд условий которого в социальных целях определяется не усмотрением его сторон, а государством, (2) осуществление фондом вспомогательных видов деятельности в режиме функционирования (несвободной деятельности).

    В том же институте юридического лица находит свое отражение и принцип государственной гарантированности надлежащего осуществления фондом его деятельности. Действительно, юридическое лицо создается в порядке государственной регистрации, которая является определенным способом государственного контроля за созданием субъектов гражданского оборота в целях гарантирования их правовой определенности. Подобная определенность крайне важная в сфере исполнения обязанностей по социальному обеспечению – следует знать «координаты» точки приложения этих обязанностей (знать к кому конкретно предъявлять требования при возникновении спора, каким имуществом соответствующее лицо отвечает по своим обязательствами, где его местонахождение и пр.).

    Кроме того, целям реализации принципа государственной гарантированности деятельности фонда служит и закрепленное в законе правило о необходимости получения лицензии (государственного разрешения) для осуществления фондом своей деятельности. Лицензирование представляется собой ограничение конституционной свободы экономической деятельности и в случае деятельности фондов это ограничение осуществлено в социальных целях. В то же время, любые ограничения конституционной свободы экономической деятельности, в том числе и те ограничения, которые накладываются лицензированием, должны быть соразмерны конституционно значимым целям данных ограничений (нечрезмерны). В настоящее время, негосударственные пенсионные фонды могут получить лицензию только в том случае, если они предполагают осуществлять сразу два вида деятельности – по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, те из фондов, которые хотят заниматься только негосударственным пенсионным обеспечением, лишаются возможности полусить лицензию на данную деятельность. То есть, обязательное пенсионное страхование становится «принудительным довеском», навязываемым государством. Подобное ограничение свободы экономической деятельности следует, как представляется, считать чрезмерным, то есть, противоречащим Конституции Российской Федерации.

    Способами осуществления фондами своей деятельности является совершение и исполнение ими различных гражданско-правовых сделок, прежде всего – договоров. Подобные способы осуществления деятельности вытекают из их правового статуса как субъекта гражданского права – юридического лица. Вместе с тем фонды, являясь по своим целям и своей организационно-правовой форме некоммерческими организациями, осуществляют совершают и исполняют нехарактерные для таких организаций сделки.

    Действительно, в историческом разрезе классическими сделками некоммерческих организаций всегда были сделки безвозмездные, то есть не предполагающие встречное удовлетворение. К ним относятся дарение, пожертвование имущественных благ и иные безвозмездные действия в интересах малоимущих бенифициаров (выгодоприобретателей). Фонды же для осуществления своей основной деятельности, напротив, совершают не безвозмездные, а возмездные сделки – те, в которых встречное удовлетворение присутствует. Они получают средства от вкладчиков, но не безвозмездно, а на условиях последующей выплаты пенсий. Эти средства фонды могут передавать управляющим компаниям – также не безвозмездно, а на условиях получения дохода, и так далее. Подобные способы осуществления деятельности (на основе возмездных сделок), характерны для коммерческих организаций.

    Основными из этих сделок являются пенсионные договоры, а все остальные сделки негосударственного пенсионного фонда являются сделками, обеспечивающими надлежащее исполнение данных договоров. Осуществляя свою деятельность способами, характерными для коммерческих организаций, фонды стремятся к достижению целей, которые не только не имеют, но и по своей природе не могут иметь предпринимательский (коммерческий) характер. Деятельность фондов направлена не на получение дохода, а на решение социальной задачи – на материальное обеспечение человека в старости, при инвалидности и пр. Получение дохода является для фонда только средством, а не его основной целью.

    Определенный конфликт между целью фонда и применяемыми им средствами не является чем-то новым для российского законодательства, Пример тому – потребительские кооперативы, в том числе кредитные кооперативы, а также общества взаимного страхования, государственные социальные внебюджетные фонды и пр. Они также как и фонды действуют полностью или частично на основании возмездных сделок. Однако, существующий в деятельности данных организаций конфликт между их целями и теми средствами, которыми данные цели достигаются, всегда требовал для своего успешного разрешения достаточно подробного регулирования отношений, связанных с правовым положением таких юридических лиц, в том числе с конкретными элементами их организационно-правовой формы. Следует отметить, что это необходимое правовое регулирование для фондов в настоящее время отсутствует , что свидетельствует о ненадлежащем исполнении государством своей конституционной обязанности по гарантированию социального обеспечения.

    В частности, осуществление фондами своей деятельности способами, характерными для коммерческих организаций, требует значительных инвестиций в данную деятельность и, соответственно, определенных установленных государством правовых гарантий для инвесторов, подобных тем, что существуют для коммерческих организаций (уставный фонд (капитал) и пр.) Таких правовых гарантий сейчас практически нет.

    Отсутствуют и действенные гарантии прав получателей пенсий. Не смотря на то, что в социальном и экономическом аспекте деятельность фондов по негосударственному пенсионному обеспечению во многом близка к деятельности кредитных организаций в сфере сберегательного дела, государственные гарантии прав граждан - владчиков в кредитных организациях в настоящее время существенно выше, чем предоставляемые государством гарантии прав граждан, в позу которых с фондом заключен и (или) исполняется пенсионный договор (далее – граждане - участники). Действительно, контроль Банка России в отношении кредитных организаций в части средств вкладов граждан по своему объему несопоставим с тем контролем, который осуществляется лицензирующим органом в отношении фондов в части средств, предназначенных для граждан-участников. Кроме того, в настоящее время в отношении средств граждан-вкладчиков в кредитных организациях действует обязательное страхование, которому нет аналога в отношении средств, предназначенных для исполнения фондами обязательств перед гражданами-участниками.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    В 2012 году производятся первые выплаты по ОПС. Закон о выплатах накопительной части пенсии был принят Государственной Думой в конце 2011 года, однако он требует существенной доработки и принятия дополнительных нормативных актов. В доработке законодательства должны принимать участие все четыре ведомства, из чего следует, что существует высокая вероятность неготовности нормативной базы к положенному времени и риск срыва сроков выплат пенсий по закону. А проблемы с выплатой первых пенсий могут нанести серьёзный удар по репутации НПФ. Наличие единого профильного регулятора отрасли способствовало бы предотвращению ситуаций, подобных той, что возникла при принятии и доработке выплатного закона.

    Споры по поводу целесообразности введения единого регулятора в пенсионном сегменте ведутся уже давно. Однако в последнее время управляющие НПФ преимущественно высказываются за его создание. Так, по итогам интерактивного опроса, проведенного рейтинговым агентством ЭкспертРА, в рамках IV ежегодной конференции «Будущее пенсионного рынка», подавляющее большинство руководителей пенсионных фондов (88%) были уверены, что для гармоничного развития пенсионному рынку необходим единый регулятор. При этом большинство участников интерактивного опроса считают, что профильным регулятором должна стать ФСФР или отдельный орган при ФСФР (67%) .

    Демографический риск в деятельности НПФ обусловлен изменениями в состоянии демографической ситуации. Заметно нарастает численность населения пенсионного возраста. По прогнозам Росстата, в ближайшие 20 лет в полтора раза ухудшится соотношение между населением в рабочем и в пенсионном возрасте. К 2050 году, согласно прогнозам ООН, это соотношение снизится почти в 2,5 раза. Если посмотреть на 100-летнюю динамику с 1950 по 2050 год, можно заметить, что число пенсионеров на одного работника возросло в пять раз. По данным Росстата за 2011 год средняя продолжительность жизни в России составила 69 лет. Вместе с тем наблюдается тенденция неуклонного повышения продолжительности жизни в следствие улучшения ее качества и условий труда. К примеру, средняя продолжительность жизни женщины в РФ с 1940 года выросла на 44% с 42 до 74 лет. Ясно, что в таких условиях механизм пенсионной системы не может действовать без серьезных изменений. Поэтому в настоящее время встал вопрос о повышении пенсионного возраста в РФ. Это обстоятельство в свою очередь может существенно отразиться на деятельности НПФ.

    Необходимо учитывать перечисленные риски, а также принимать во внимание возможность возникновения иных рисков. Исключение рисков из рассмотрения может привести к превышению размера принятых фондом обязательств по выплате пенсий над размером сформированных пенсионных резервов. Несмотря на то, что актуарные ошибки проявятся, возможно, далеко не в первые годы деятельности НПФ, они с большой вероятностью окажут негативное влияние на надежность фонда. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что достижение абсолютной надежности НПФ невозможно, однако, комплекс предпринимаемых мер, учитывающих все категории рисков, в значительной степени способствует повышению надежности НПФ.

    НПФ уже создали социально значимую основу негосударственной системы накопительных пенсий. Для ее развития нужно изменить формат госрегулирования НПФ, внедрять стандартизацию и повысить надежность участников. Постепенный переход от строгой ограничительной политики в области размещения пенсионных средств к правилам разумного инвестирования, развитие собственных систем риск-менеджмента в фондах и УК, а также выстраивание более четких взаимоотношений с УК должны стать приоритетными направлениями совершенствования бизнес-процессов НПФ в целях укрепления их надежности.

    3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НПФ

    3.1 Совершенствование деятельности отечественных негосударственных пенсионных фондов

    Неоспоримым преимуществом НПФ по сравнению с коммерческими банками, страховыми компаниями и т.п. является их некоммерческий статус. Большая доля доходов, полученных ими от размещения средств пенсионных резервов, инвестирования пенсионных накоплений (через УК), иных видов деятельности (не противоречащих их правовому статусу) направляется на увеличение средств на пенсионных счетах участников/застрахованных лиц фонда в рамках НПО либо ОПС.

    Нынешний статус НПФ создает ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию отрасли, в частности: нечетко закреплены права учредителей, возникают трудности при реорганизации (слияниях и поглощениях), у инвесторов отсутствуют стимулы к вложению средств в имущество для осуществления уставной деятельности (ИОУД) и др. По-видимому, изменение правового статуса НПФ способствовало бы их решению.

    Вместе с тем превращение НПФ в коммерческую организацию повлекло бы за собой не только необходимость разработки и внедрения новой правовой базы, но и возникновение конфликта интересов владельцев фонда (чьей основной целью в данном случае станет получение прибыли), с одной стороны, и застрахованных лиц (заинтересованных в сохранении и приросте пенсионных средств для увеличения будущей пенсии) -- с другой. Таким образом, в изменении правового статуса НПФ на коммерческий потенциально заложено противоречие между целями коммерческой организации и социальной ориентированностью деятельности фондов.

    В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос об изменении правового статуса НПФ на статус хозяйственных обществ, что, по сути, равноценно изменению статуса НПФ на статус коммерческой организации, поскольку по ныне действующему законодательству хозяйственные общества существуют только в этом качестве. Причем прямое преобразование НПФ как некоммерческой организации в хозяйственное общество невозможно. Для этого необходимо фонды ликвидировать и создать новые в виде хозяйственных обществ. Это означает, что нельзя будет перевести уже сформированные накопления во вновь зарегистрированные организации. Новые организации надо будет регистрировать, оформлять лицензии и заново формировать капитал. Непонятно, что будет и с уже существующими в НПФ накоплениями. В соответствии с ФЗ РФ ”О негосударственных пенсионных фондах” ликвидация фонда подразумевает, что средства пенсионных накоплений застрахованных лиц в трехмесячный срок передаются в ПФР, который становится правопреемником фонда в части исполнения обязательств перед застрахованными лицами.

    Учитывая огромную социальную значимость рассматриваемых организаций, их возрастающую роль в системе обязательного пенсионного страхования представляется необходимым сохранить нынешний статус НПФ как наиболее соответствующий их целям и задачам. Решить же указанные выше проблемы, можно посредством изменения организационно-правовой формы НПФ (например, выделив такие фонды в качестве самостоятельного вида некоммерческих организаций).

    В настоящее время даже при нынешнем статусе НПФ как некоммерческой организации доверие населения к этому институту еще невелико. Так, проведенный исследовательской группой ”Человек и деньги” фонда ”Общественное мнение” в январе-феврале 2011 г. всероссийский опрос населения, показал, что 15% россиян не уверены в надежности НПФ и только 10% готовы вкладывать свои средства в фонды для формирования будущей пенсии. Полагаем, что изменение статуса НПФ на коммерческий увеличит степень недоверия россиян к этому финансовому институту.

    В системе НПО фонды аккумулируют пенсионные взносы, организуют размещение пенсионных резервов, ведут учет пенсионных обязательств, назначение и выплату негосударственных пенсий своим участникам. Таким образом, НПФ -- это социально ориентированный институт, функционирующий в системе пенсионного обеспечения. При этом важно отметить, что в отличие от иных финансовых институтов НПФ принимают на себя долгосрочные обязательства (в среднем более чем на 15 лет) социально-страхового характера. Но поскольку фонды имеют право самостоятельно размещать пенсионные резервы, а через УК участвовать в инвестировании пенсионных накоплений, то их госрегулятор относит и к коллективным инвесторам.

    Кроме того, НПФ нередко выступают в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Осуществление такой деятельности НПФ возможно в силу п.2 ст.7 и ст.24 ФЗ РФ ”О некоммерческих организациях”. Ограничения на деятельность НПФ перечислены только в ст.14 ФЗ РФ ”О негосударственных пенсионных фондах” и не предполагают запрета на осуществление фондами предпринимательской деятельности с использованием имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности. Вместе с тем такая деятельность сопряжена со значительными рисками. Вот почему в последнее время при принятии решений суды все чаще исходят из полного запрета предпринимательской деятельности для фондов.

    3.2 Проблемы и пути решения НПФ

    Опыт функционирования НПФ в России свидетельствует, что для полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий государству, работодателям, работникам, самим фондам. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в промышленно-развитых странах вкладчиками в негосударственные пенсионные планы являются около 70% работающего населения. По данным Росстата численность экономически активного населения России в 2013 году составила примерно 75 млн. человек. Если ориентироваться на практику развитых стран, то вкладчиками НПФ могут стать около 50 млн. человек.

    В нашей стране для дальнейшего развития частного пенсионного обеспечения настоятельно необходимо совершенствование операций, связанных с пенсионным обеспечением. В первую очередь это отмена налога на прибыль по доходу от размещения пенсионных резервов, а также предоставление налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при выплатах негосударственных пенсий, не превышающих десять тысяч рублей в месяц.

    В накопительной части пенсионной системы России, включающей пенсионные накопления государственной и частных управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, а также пенсионные резервы НПФ сосредоточены значительные инвестиционные ресурсы, позволяющие решать долгосрочные стратегические задачи. К сожалению, этот инвестиционный потенциал в полной мере не реализуется. Управляющие компании фактически преобразуют долгосрочные ресурсы в краткосрочные активы: почти 70% активов НПФ размещены на сроки менее одного года, что обусловлено отсутствием надежных долгосрочных инструментов инвестирования.

    Вместе с тем, потребность в долгосрочных инструментах испытывают как компании, реализующие инфраструктурные проекты, так и НПФ, нуждающиеся в надежном размещении «длинных» денег.

    Необходимо незамедлительно улучшить сложившееся положение, перестроив сложившуюся систему инвестирования пенсионных резервов и накоплений. Совершенствование системы должно опираться на реализацию разумной финансовой политики и предполагать переход к широко распространенному в мире принципу «ответственного поведения», который позволяет НПФ более адекватно реагировать на рыночные вызовы при сохранении прозрачности и надежности инвестиций.

    Для развития отрасли НПФ необходимо развитие финансового рынка, а именно создание долгосрочных инструментов с гарантированной доходностью (например, пенсионных облигаций).

    Чтобы максимально защитить интересы вкладчиков, участников и застрахованных лиц фондов требуется создание системы риск-менеджмента в самих фондах. В настоящее время существуют две модели взаимодействия НПФ и УК в области контроля за осуществлением инвестиций. Первая -- предполагает создание в НПФ отдельного подразделения, отвечающего за управление финансовыми рисками (риск-менеджмент). При этом фонд самостоятельно разрабатывает свою инвестиционную стратегию и транслирует ее в УК, проводит жесткий аудит методик УК и осуществляет контроль за исполнением переданной в УК инвестиционной декларации. Однако в настоящее время существует небольшое количество фондов, где действует такая модель. Большинство фондов систему управления рисками перекладывает на УК -- вторая модель.

    Для успешного развития НПФ необходимо усовершенствовать пенсионное законодательство в направлении модернизации накопительного компонента, определив гарантии и права собственности на средства пенсионных накоплений, принять, наконец, зависший на долгие годы закон, определяющий порядок расчета и выплаты накопительной части трудовой пенсии. Представляется целесообразным объединить в одном нормативном акте регулирование инвестирования средств накопительной части обязательной и добровольной пенсионных систем.

    Широкие перспективы роста НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) у системы профессионального пенсионного страхования (ППС), где потенциальными застрахованными могут быть около 20% всех работающих. В отличие от ОПС, уже в начальном периоде становления профессионального пенсионного страхования НПФ смогут составить конкуренцию ПФР, поскольку им в настоящее время отводится ключевая роль в функционировании ППС.

    На развитие частного сектора пенсионного обеспечения существенное влияние несомненно окажет становление в России культуры личного финансового планирования, его распространение на период всего жизненного цикла, развитие пенсионного планирования как его важнейшего (и, возможно, наиболее трудоемкого) элемента. Несмотря на то, что уровень финансовой грамотности в стране невысок, наблюдается тенденция к ее росту. Ряд представителей среднего класса перестает полагаться исключительно на государство и связывает свое пенсионное будущее с негосударственными пенсионными фондами.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    негосударственный пенсионный фонд

    В целом отрасль НПФ динамично развивается. В то же время население страны еще недостаточно вовлечено в систему НПО. Большая часть договоров НПО -- это корпоративные договоры. Население по-прежнему не доверяет финансовым институтам, в том числе и НПФ. Общее число участников системы НПО не превышает 9,3% занятых в экономике. В этой связи необходимы меры по государственному стимулированию как граждан, так и работодателей к формированию добровольных пенсионных накоплений (например, через создание стимулирующей системы налогообложения).

    Проанализировав НПФ, можно отметить что явным лидером является НПФ «Газфонд»., объем собственного имущества которого составляет 21% от размера активов всех негосударственных пенсионных фондов.это говорит о его стабильности и надежности.

    Одна из главных причин сложившейся ситуации на рынке НПО -- отсутствие механизмов, способных заинтересовать клиентов. Большинство фондов предлагают инвестиционную доходность по действующим продуктам ниже ставки банковского депозита. До принятия ФЗ РФ ”Об обязательном страховании банковских вкладов” это срабатывало: НПФ считались одними из самых надежных финансово-инвестиционных структур, соотношение риск/доходность было сбалансировано. Теперь банки могут обеспечить своим клиентам не менее высокую надежность по вкладам, и частные фонды на этом фоне явно проигрывают.

    Во многом дальнейшее развитие отрасли НПФ связано с принятием тех решений, которые определят судьбу пенсионных накоплений в рамках системы ОПС. Динамика пенсионного рынка в 2011 г. подтвердила основные тенденции последних лет -- сегмент негосударственного пенсионного обеспечения развивается более медленными темпами, чем ОПС. Действительно, темпы увеличения пенсионных накоплений в фондах и количества застрахованных в них лиц гораздо выше, нежели динамика пенсионных резервов и количества участников, хотя ПР по-прежнему превосходят пенсионные накопления в денежном выражении. При этом рост НПО в 2013 г. составил примерно 10%. Вместе с тем стабилизировалась и клиентская база по НПО (в 2011 г. темп ее годового прироста -- 3%). Соответственно, можно говорить об относительном насыщении рынка НПО, основным фактором роста которого было создание корпоративных пенсионных программ.

    Необходимо отметить, что дополнительное пенсионное обеспечение следует рассматривать как важную составляющую всей пенсионной системы, позволяющую реализовать право граждан на достаточный и регулируемый ими уровень пенсии и имеющую все предпосылки стать компенсатором невысокой государственной пенсионной страховки. Эффективное развитие негосударственного пенсионного обеспечения предполагает совершенствование защиты и обеспечения прав и интересов граждан в указанной сфере. Государству выгодно перенесение части пенсионных рисков граждан из системы государственного социального страхования в частную сферу, поэтому необходимо проводить работу по пропаганде дополнительного пенсионного страхования, разъясняя населению принципы и выгоды данного института. Кроме того, требует усовершенствования система управления рисками в НПФ и правовая база в области пенсионной системы, также целесообразно использовать механизм добровольного решения о выходе на пенсию, что позволит повысить трудовую защищенность граждан.

    Список литературы

    1. Бровчак С.В. Анализ рисков, возникающих при работе НПФ //Страховое дело URL: http://www.ins-education.ru/index.php/2011-01-26-11-45-23/4-2007/415-2011-10-28-23-27-49

    2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2009.

    3. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2009.-С.39.

    4. Горшков А.В. Право социального обеспечения. - М.: Омега-Л, 2009.

    5. Горшков А.В. Право социального обеспечения. - М.: Омега-Л, 2009.-С.56.

    6. Данилова, Т.Н. Негосударственные пенсионные фонды - институт коллективного инвестирования сбережений населения / Т.Н. Данилова, О.С. Смирнова // Финансы и кредит. - 2004. - N 21. - С. 18-22.

    7. Денисова И.П. Социальная политика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

    8. Денисова И.П. Социальная политика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -С.114.

    9. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения. Конспект лекций. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010.

    10. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения. Конспект лекций. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010.-С.73.

    11. Итоги интерактивного опроса на IV ежегодной конференции «Будущее пенсионного рынка» // Бюллетень ЭкспертРА. - 2012, 4 мая.

    12. Куликова, Е.И. Оценка факторов участия на рынке ценных бумаг / Е.И. Куликова // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - N 1. - С. 156-166

    13. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2007. - №8.

    14. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2007. - №8.-С.12.

    15. Медведик В.П. Пенсионная реформа и негосударственные пенсионные фонды // Каротажник. - 2006. - № 1.

    16. Медведик В.П. Пенсионная реформа и негосударственные пенсионные фонды // Каротажник. - 2006. - № 1. -С.11.

    17. Минкина П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5.

    18. Минкина П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5.-С.16.

    19. Минкина П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5.-С.14.

    20. Михальчук В.Ю. Риски в деятельности НПФ и объединенные гарантийные фонды. Актуальные проблемы негосударственного пенсионного обеспечения // Сборник материалов комитета по пенсионным технологиям национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Вып.1. Опыт развития рынка. - М., 2003. - С.110-120.

    21. Пенсионный рынок России по итогам 2011 года // Бюллетень ЭкспертРА. - 2012, 25 апреля.

    22. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. - М.: МИК, 2007.

    23. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. - М.: МИК, 2010.-С.56.

    24. Роик В.Д. Пенсионная система России: вызовы XXI века и пути модернизации // Питер. - 2012. - С.249-256.

    25. Сухорукова Е.В. Пенсионная система России: проблемы и перспективы реформирования // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2010. - № 5. - С.122-139.

    26. Тарасова, Л.С. Негосударственные пенсионные фонды: как распорядиться накоплениями / Л.С. Тарасова // Справочник кадровика. - 2006. - N 7. - С. 95-111.

    27. Тимофеева А.А. Совершенствование критериев отбора акций при инвестировании средств пенсионных накоплений частными управляющими компаниями // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 6. - С.80-83.

    28. Федеральный закон от 24 июля 2002г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

    29. Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

    30. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2008.

    31.Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2008. -С.89.

    32. Чеховских И.А. Управление персоналом. В вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2010.

    33. Чеховских И.А. Управление персоналом. В вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2010. -С.18.

    34. Шафигулин А.Р. Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    35. Шафигулин А.Р. Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-С.146.

    36. Шибалкин Ю.А. Основы управления поведением персонала предприятия. Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2002.

    37. http://www.pensiamarket.ru/Partners.aspx?type=npf&id=11

    38. http://www.lukoil-garant.ru/

    39. http://gazfond.ru/

    40. http://npf.investfunds.ru/

    41. http://www.pfrf.ru/non_state_pension_funds/

    42. http://rating.rbc.ru/article.shtml?2010/09/21/32968984

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Анализ нормативной базы, регламентирующей отношения в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов. Существующие проблемы в данной области и пути их разрешения. Развитие негосударственных форм пенсионного обеспечения, оценка перспектив.

      статья , добавлен 25.05.2016

      История развития, виды и принципы организации негосударственных пенсионных фондов в России, законодательное регулирование их деятельности. Международная практика пенсионного обеспечения. Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов.

      курсовая работа , добавлен 06.03.2014

      Становление и развитие современной пенсионной системы в России. Организационно-правовая характеристика НПФ "Согласие". Формы участия НПФ в системе пенсионного обеспечения. Отличия негосударственного пенсионного фонда от государственного, преимущества НПФ.

      дипломная работа , добавлен 06.01.2014

      Перспективы правового регулирования отношений по доверительному управлению пенсионными резервами. Анализ доходной и расходной частей бюджета пенсионного фонда. Роль участников инвестирования пенсионных накоплений в управлении бюджетом пенсионного фонда.

      курсовая работа , добавлен 27.10.2009

      Основные понятия и сущность пенсионного страхования. Органы, осуществляющие пенсионное страхование. Анализ современного состояния Пенсионного фонда России. Перспективы развития пенсионных фондов. Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 06.03.2014

      Понятие и значение негосударственных пенсионных фондов, нормативно-правовая основа их деятельности, права и обязанности. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения на современном этапе и пути их разрешения. Правовые проблемы исчисления пенсий.

      контрольная работа , добавлен 17.09.2011

      Основные направления деятельности негосударственных пенсионных фондов. Параметры, от которых зависит размер пенсии. Этапы реформирования пенсионной системы. Средний размер назначенных пенсий в России. Страховые принципы развития пенсионной системы РФ.

      доклад , добавлен 25.11.2011

      Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения. Механизмы социальной защиты. Развитие пенсионного обеспечения. Тенденция пенсионных выплат. Индексация пенсий в Российской Федерации. Перспективы развития пенсионного обеспечения.

      курсовая работа , добавлен 15.10.2014

      Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Понятие институционального инвестора и соотношение с иными видами инвесторов. Особенности организационно-правовой формы акционерных, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов.

      дипломная работа , добавлен 09.02.2017

      Ключевые этапы становления негосударственного пенсионного фонда. НПФ - организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Классификация пенсионных схем. Компетенция Совета фонда. Требования к размещению пенсионных резервов.