Координационными органами рсчс являются. Привет студент Под чьим управлением действует рсчс
Модуль 14. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
Лекция 30. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи и структура. Территориальные подсистемы РСЧС. Функциональные подсистемы РСЧС. Уровни управления и состав органов по уровням. Координирующие органы, органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления.
Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура ГО в РФ. Задачи ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО. Структура ГО на промышленном объекте. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.
Постановлением правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства РФ № 1113 в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС. Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Деятельность РСЧС организуется в соответствии с Конституцией и Федеральными законами РФ, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ее субъектов и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Вопросы предупреждения и ликвидации ЧС в мирное время (гражданской защиты) относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и ее субъектов.
Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Непосредственное руководство действиями органов управления и сил РСЧС на всех их уровнях осуществляют начальники гражданской обороны председатели соответствующих комиссий по ЧС через своих штатных заместителей, подчиненные им органы управления ГОЧС и органы управления функциональных подсистем (служб ГО).
1.2. Силы и средства РСЧС .
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, участвующих, в соответствии с возложенными на них обязанностями, в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.
Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством РФ, а в территориальных подсистемах органами исполнительной власти субъектов РФ.
Силы и средства РСЧС подразделяются на силы:
наблюдения и контроля;
предупреждения и ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС. К ним относятся:
службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
формирования Госсанэпиднадзора России;
ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;
геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделе ния Минатома России;
учреждения Агентства по мониторингу ЧС;
учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (ГО).
Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. В состав этих сил входят:
войска гражданской обороны;
поисково-спасательную службу МЧС России;
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
формирования гражданской обороны (ГО) территориального, местного и объектового уровней;
специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
аварийно-технические центры Минатома России;
службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
восстановительные и пожарные поезда России;
аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота, Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.
Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-спасательные формирования , укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организаций.
Силы постоянной готовности в случае возникновения ЧС вне зоны их деятельности могут привлекаться для экстренного реагирования МЧС России и другими органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организация ми. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Основными задачами сил и средств РСЧС являются:
осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;
проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению на селения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;
восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
1.3. Структура рсчс
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы: комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС (ГОЧС), а также органы повседневного управления (пункты управления и дежурные службы), силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
1.3.1. Территориальные подсистемы рсчс
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делении этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Задачи, организационная структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованными с региональными центрами МЧС России.
К федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.
Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования тер ритории России по семи регионам:
Центральный (г. Москва);
Северо-Западный (г. Санкт-Петербург);
Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону);
Приволжский (г. Сама ра);
Уральский (г. Екатеринбург);
Сибирский (г. Красноярск);
Дальневосточный (г. Хабаровск).
Каждый регион охва тывает территории нескольких субъектов РФ.
К территориальному уровню относятся органы исполнитель ной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.
Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
1.5. Режимы функционирования рсчс
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидро метеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
режим ЧС при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями , осуществляемыми при функционировании РСЧС являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
Усиление дежурно-диспетчерской службы;
Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;
в) в режиме ЧС:
Организация защиты населения;
Выдвижение оперативных групп в район ЧС;
Организация ликвидации ЧС;
Определение границ зоны ЧС;
Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
Органы управления РСЧС
каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС) и органы повседневного управления. Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на остальных уровнях комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; органами управления ГОЧС являются: на федеральном уровне - МЧС России, на региональном уровне - региональные центры ГОЧС, на территориальном и местном уровнях - органы управления ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти или в их составе субъектов РФ и при органах местного самоуправления; на объектовом уровне - отделы (секторы или специально уполномоченные лица) ГОЧС; органами повседневного управления являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и организаций.
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое "Органы управления РСЧС" в других словарях:
пункт управления РСЧС - Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют… … Справочник технического переводчика
пункт управления РСЧС - 2.2.26 пункт управления РСЧС: Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы руководства и повседневного… …
Пункт управления РСЧС - оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами и … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Нештатные органы управления, направляемые в район чрезвычайной ситуации с целями: оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирования развития обстановки; подготовки предложений по ликвидации чрезвычайной ситуации, использованию сил, средств …
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Единая госу … Википедия
Совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение… … Словарь черезвычайных ситуаций
Комплекс мероприятий, осуществляемых в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности. Решение на ликвидацию возникших… … Словарь черезвычайных ситуаций
Пункт управления - 22. Пункт управления часть установки по переработке ОЯТ, размещаемая в специально предусмотренных проектом помещениях и предназначенная для централизованного автоматизированного управления технологическими процессами, реализуемого оперативным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
орган управления - 2.4 орган управления: Часть, на которую непосредственно воздействует водитель (или, в соответствующих случаях, сопровождающее лицо, если речь идет о прицепе) для передачи на привод энергии, необходимой для торможения или для управления этим… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения помещение, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами… … Словарь черезвычайных ситуаций
Каждый уровень ЕГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.
Структура координирующих органов управления РСЧС
На федеральном уровне:
Межведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ведомственные комиссии по ЧС федеральных органах исполнительной власти.
На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На территориальном уровне, охватывающем территорию субъектов РФ - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.
На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Структура постоянно действующих органов управления РСЧС
На федеральном уровне - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
На региональном уровне - региональные центры МЧС России.
На территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления.
На объектовом уровне - отделы (секторы или специально уполномоченные лица) по делам ГОЧС.
Структура сил и средств РС
1. Силы и средства наблюдения и контроля.
2. Силы и средства ликвидации ЧС.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать: проблемы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, финансовые и материальные резервы, системы связи, оповещения, материального обеспечения.
Органы повседневного управления РСЧС: пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства.
Подсистемы РСЧС создают в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Они состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Таких подсистем более 30. В частности, это подсистемы наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета; охраны лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации; контроля обстановки на потенциально опасных объектах на базе Госгортехнадзора России и Госатомнадзора России; сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук
Силы и средства наблюдения и контроля, будучи принадлежностью подсистемы РСЧС, включают в себя те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря деятельности этих сил удается предупреждать многие чрезвычайные ситуации, прогнозировать возможное возникновение таких ситуаций, оповещать об угрозе органы управления и население.
В силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования гражданской обороны, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.
Постоянно действующими органами управления являются:
а) на федеральном уровне – МЧС России, подразделения ФОИВ для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;
б) на региональном уровне – территориальные органы МЧС России, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ – главные управления МЧС по субъектам;
в) на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоупраления;
г) на объектовом уровне – структурные подразделения организаций.
8. Органами повседневного управления единой системы являются: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы ФОИВ; центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС по субъектам РФ, информцентры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов ФОИВ; дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований и организаций (объектов).
9. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности: аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, инструментами, материалами с учётом обеспечения АСДНР в зоне ЧС в течение 3 суток, иные службы и формирования.
10. Для приёма сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожаром, установлен единый телефонный номер – 01.
11. Органы управления и силы ЕС функционируют в трёх режимах:
а) отсутствие угрозы возникновения ЧС – режим повседневной деятельности;
б) при угрозе возникновения ЧС – режим повышенной готовности;
в) при возникновении и ликвидации ЧС – режим чрезвычайной ситуации.
В каждом режиме проводятся соответствующие мероприятия.
Ликвидация ЧС осуществляется в соответствии с установленной Правительством РФ классификацией ЧС, а именно, в случае ЧС:
а) локальной – силами и средствами органов местного самоуправления;
б) муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления;
в) межмуниципальной и региональной – силами и средствами исполнительной власти субъекта РФ;
г) межрегиональной и федеральной – силами и средствами субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
д) трансграничной – по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами.
Руководство силами и средствами, привлечёнными к ликвидации ЧС, осуществляют руководители работ, определённые законодательством.
На федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ), Комиссия создаётся из представителей всех министерств, Государственных служб, комитетов, корпораций федерального уровня. Она работает непосредственно при Правительстве России. В федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, имеющих функциональные подсистемы РСЧС – комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ. Они создаются в каждом федеральном министерстве, Государственном комитете, службе, корпорации, акционерном обществе и других структурах всех форм собственности. Эти комиссии работают под руководством непосредственно Министра (Первого заместителя Министра), руководителя ведомства (структуры).
На межрегиональном уровне – функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе. Непосредственно вопросами практической деятельности по координации действий территориальных и функциональных подсистем РСЧС субъектов РФ федерального округа занимается региональный центр ГО и ЧС (РЦ ГО и ЧС).
На региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ.
На муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования)- комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КПЧС и ОПБ), работающие при органах исполнительной власти местного самоуправления (района, города, района в городе).
Комиссии носят коллегиальный характер, формируются из представителей органов власти, ведомств, организаций и учреждений, участвующих в мероприятиях защиты населения и территорий.
Комиссии работают с периодичностью, устанавливаемой руководителями территорий, а в случае угрозы или возникновения ЧС – постоянно. Председателями комиссий являются, как правило, руководители органов исполнительной власти или их заместители.
На объектовом уровне - создаются объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ).
Основные задачи объектовых КЧС и ОПБ:
· руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечение устойчивости функционирования объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля, оповещения и информирования о ЧС на объекте;
· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией их последствий, а при необходимости и эвакуацией, работающего персонала объекта;
· руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работающего персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Комиссия формируется из лиц руководящего состава объекта, начальников основных отделов и служб, представителей постоянно действующего органа управления РСЧС, создаваемого на объекте. Председателем комиссии является руководитель объекта (учреждения).
2.
Постоянно действующие органы управления РСЧС -
предназначены для непосредственной организации и осуществления мероприятий защиты населения и территорий страны от современных ЧС, твёрдого и непрерывного управления структурами РСЧС на всех этапах их деятельности.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
на межрегиональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
на региональном и муниципальном уровнях постоянно действующими управленческими структурами являются главные управления (управления) и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне функции постоянно действующих органов управления выполняют отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а в некоторых случаях – штабы ГО.
|
||||
Каждый уровень РСЧС имеет:
Координирующие органы;
Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС;
Органы повседневного управления;
Силы и средства;
Резервы финансовых и материальных ресурсов;
Системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России
На территориальная уровне, охватывающем территории субъектов РФ - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) органов исполнительной власти и субъектов РФ;
Местном уровне, охватывающем территории района, города (района в городе) КЧС органов местного самоуправления;
На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовая КЧС.
На федеральном уровне функционирует Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС. В её состав включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.
Решения этой комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в состав Межведомственной комиссии, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).
Основным органом управления, ответственным за функционирование РСЧС на территории региона, является региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра -координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС.
На территориальном, местном и объектовом уровнях основным органом управления, ответственным за противодействие ЧС, является КЧС соответствующего органа исполнительной власти. Комиссия, как коллегиальный орган, объединяет в себе ответственных представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в ЧС - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.
Постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
На федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
На региональном уровне - региональные центры;
На территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Органами повседневного управления РСЧС являются:
Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Применение сил и средств РСЧС при ликвидации чрезвычайной ситуации.
Основные мероприятия, осуществляемые в режиме чрезвычайной ситуации:
Организация защиты населения;
Выдвижение оперативных групп в район ЧС;
Организация ликвидации ЧС;
Определение границ зоны ЧС;
Организация работ по устойчивому функционированию экономики и объектов, первоочередному
обеспечению пострадавшего населения;
Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой
на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
Резервы финансовых и материальных ресурсов РСЧС, состав, где создаются.
Для ликвидации ЧС создаются:
Резервный фонд Правительства РФ - за счет средств федерального бюджета;
Ведомственный резерв материальных и финансовых ресурсов - за счет федерального органа
исполнительной власти;
Резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ;
Местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет
средств местного бюджета;
Объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим. Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующих бюджетов и средств организаций. При отсутствии или недостаточности средств выделяются средства из резервного фонда Правительства РФ.
МР созд на основе Пост Прав-ва РФ от 23.11.96 №1340 «О порядке создания и использования резервов МР для ликвид-ции ЧС рипод и техноген хар-ра».
Принципы создания МР: зоблаговрем-ть, V и состав Р опр-ся в завис-ти от прогноза ЧС, р ациональное размещ Р.
МР включ: продовольствие, пищевое сырье, медикаменты. транспортные средства, средства связи, строй материалы. топливо. средства индивидуальной защиты (СИЗ) и др.
Для предупреждения и ликвидации ЧС создаются: *фед резерв в составе государственного материального резерва; *резервы МР федеральных органов власти;
*резервы МР объектов РФ; *местные резервы; *объектовые резервы.
Номенклатура побьем финансовых и МР опрются их создающим органом. Финансирование расходов на создание материальных резервом осуществляется за счет бюджета тех органов;, где создаю резервы
Порядок выделения средств из рез фонда Прав-ва РФ опр-ся Постановлением Правительства РФ от 26.10.00 г № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Прав-ва РФ по предупрежд и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствии».
МЧС осуществляет методическое руководство по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов.
Информационное обеспечение РСЧС.
Осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
Центр управления в кризисных ситуациях МЧС;
Информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
Региональные информационно-управляющие центры;
Информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;
Информационные центры организаций;
Средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий и обмена этой информацией определяется Правительством Российской Федерации.
Информационное о6еспечене функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят: -ЦУКС МЧС РФ; -информационные центры федеральных органов исполнительной власти; -региональные и информационные управляющие центры; информационно-управляющие центры субъектов РФ; абонентские пункты ГОЧС; информационные центры организации;
средства связи, передачи данных и оповещения.
*Информационное обеспечение РСЧС осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 24.03.97 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Постановления Правительства РФ от 24.05.2000 № 405 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановке деятельности сетей и средств электросвязи при ЧС природного и техногенного характера».