Тест по обществознанию "Законотворческий процесс в РФ" (11 класс). Правоохранительные органы РФ

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ПРАВО"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Отрасли права

Характеристика

Административное право

Регулирует отношения, возникающие между органами управления, а также отношения органов управления с гражданами и их объединениями

Регулирует порядок расследования и рассмотрения уголовных дел и гражданских споров

Ответ:____________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) дисциплинарная ответственность; 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность; 4) юридическая ответственность; 5) гражданско-правовая ответственность.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны;

5) законодательный орган;6) правовой обычай.

4. В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только

2. федеральному закону

3. Президенту

4. Правительству

5. Конституции РФ

6. Генеральному прокурору

Ответ:____________.

5. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями

Функции

Правоохранительные органы РФ

А) охрана общественного порядка

1) органы внутренних дел

Б) надзор за исполнением законов

В) раскрытие преступлений

Г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

2) прокуратура

Д) розыск лиц, скрывающихся от суда

6. Кто является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. следователь

2. прокурор

3. адвокат

4. потерпевший

5. подозреваемый

Ответ:____________.

7. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции органов государственной власти

Органы государственной власти

А) объявление амнистии

1) Государственная Дума

Б) осуществление управления федеральной собственностью

В) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Г) осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан

2) Правительство РФ

Д) осуществление мер по охране общественного порядка, борьбе с преступностью

8. Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Это означает, что

1. признаны права и свободы человека и гражданина

2. устанавливается равная защита собственности любой формы (государственной, частной, муниципальной)

4. ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным

5. в стране узаконена многопартийность

6. признан и обеспечивается суверенитет народа

Ответ:____________.

9. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции и полномочия

Палаты Федерального собрания

1) Государственная Дума РФ

Б) изменять границы между субъектами РФ

В) назначать на должность Генерального прокурора РФ

Г) объявлять амнистию

2) Совет Федерации

Д) назначать выборы Президента РФ

10. Установите соответствие между высшими органами законодательной и исполнительной власти и их функциями и полномочиями.

Функции и полномочия

Высшие органы власти

А) принимать федеральные законы

1) Государственная дума РФ

Б) управлять федеральной собственностью

В) разрабатывать федеральный бюджет

Г) объявлять амнистию

2) Правительство РФ

Д) назначать на должность Председателя Центрального банка РФ

11. Установите соответствие между правовым положением личности в РФ и приведенными конституционными правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Конституционные права

Виды правового статуса

А) право на жизнь

1) Гражданин РФ

Б) право на участие в управлении делами государства

В) право на защиту чести и доброго имени

2) Каждый человек, законно проживающий в РФ

Г) право равного доступа к государственной службе

Д) право иметь в частной собственности землю

12. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции и полномочия

Палаты федерального собрания

А) решать вопрос о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ

1) Государственная Дума РФ

Б) назначать на должность судей высших судов РФ

В) освобождать от должности Генерального прокурора РФ

Г) решать вопрос о доверии Правительству

2) Совет Федерации

Д) объявлять амнистию

13. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. бережно относиться к природным богатствам

3. платить законно установленные налоги

4. свидетельствовать в суде

5. определять свою национальную принадлежность

6. участвовать в общественно-политической деятельности

Ответ:____________.

14. Установите соответствие между органами по обеспечению правовой помощи в РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

Органы по обеспечению правовой помощи

А) придание совершаемых сторонами действиям юридической силы

1) адвокатура

Б) консультирование по правовым вопросам

В) удостоверение сделок и установление фактов

2) нотариат

Г) участие в качестве представителя доверителя в судебном процессе

Д) составление заявлений, жалоб, ходатайств

15. Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай

2. норма права

3. отрасль права

4. правовая санкция

5. институт права

6. судебный прецедент

Ответ:____________.

16. Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют.

Полномочия судебной власти

Судебные органы

А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам

1) Конституционный суд РФ

Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики

В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции

2) Верховный суд РФ

Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти

Д) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

17. В Статье 13 Конституции РФ закреплен принцип политического плюрализма. Это означает, что

1. признаны различные формы собственности

2. устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной

3. отсутствует государственная религия

4. провозглашена свобода политических мнений и действий

5. утверждена основа для существования в стране многопартийности

6. признаны права и свободы человека и гражданина

Ответ:____________.

18. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются

Действия, направленные на создание закона

Стадии законотворческого процесса

А) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства

1) законодательная инициатива

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопросов об изменении закона

В) заслушивание доклада о внесенном законопроекте

2) обсуждение законопроекта

Г) чтение по законопроекту на заседании палат представительного органа

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта

19. В каких ситуациях администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работников? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За три календарных дня до истечения срока действия трудового договора Константин Э. был предупрежден в письменной форме о желании администрации договор не продлевать.

2. Софья В. болела полтора месяца, а когда закрыла листок нетрудоспособности и вышла на работу, получила на руки приказ об увольнении.

3. Ирина С. была уволена за отсутствие на рабочем месте более четырех часов, ее вызвали в больницу, куда был срочно госпитализирован ее сын.

4. Трудовой договор с Татьяной А. был расторгнут в связи с сокращением численности и штата работников организации.

5. Аркадий С. был уволен за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения.

6. Диана С. была уволена с занимаемой должности из-за недостаточной квалификации, подтвержденной аттестационной комиссией.

Ответ:____________.

20. «Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое _____ (А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____ (Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения _____ (В). Она связана с ____ (Г), под которым понимают возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения ____ (Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____ (Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. лишение

2. государственное принуждение

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Уголовный кодекс РФ (извлечения)

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 21. Невменяемость

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. 2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Статья 24. Формы вины

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Статья 28. Невиновное причинение вреда

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий

(бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

21. Укажите два обстоятельства, при которых причинение вреда рассматривается как невиновное деяние.

22. Как в законе определяются общие условия уголовной ответственности? Опираясь на обществоведческие знания, укажите возраст, с которого лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности.

23. Какие две формы вины называются в законе? Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру, конкретизирующему каждую из этих форм.

24. Некоторые считают, что наказание за ряд преступлений должно быть ужесточено, поскольку только суровое наказание заставит потенциальных нарушителей отказаться от своих намерений. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три довода против заявленной выше позиции.

25. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «правовой обычай»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о месте правового обычая в системе правового регулирования, и одно предложение, содержащее информацию об особенностях правового обычая.

26. Приведите три примера мер международной защиты прав человека в условиях мирного или военного времени.

27. Наталия Н. работала медсестрой в городской больнице. После поступления в вуз она не смогла совмещать учебу с работой и решила с работы уйти. Что явилось основанием расторжения трудового договора в данном случае? Назовите любые два других основания, по которым может быть расторгнут трудовой договор.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правовая культура». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. процессуальноеправо

9. 12212

10. 12211

14. 21211

18. 11221

7. 12122

11. 21211

12. 22211

16. 22211

20. 517293

21. - лицо не предвидело возможностей наступления общественно опасных последствий своих действий;

Лицо не могло предотвратить эти последствия в силу своих психофизиологических качеств.

22. 1) определены общие условия уголовной ответственности: уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом;

2) указан возраст наступления уголовной ответственности: 16 лет по общему правилу, 14 лет для совершивших особо опасные преступления.

23. 1) названы две формы вины:

Неосторожность;

2) приведены примеры, конкретизирующие каждую из этих форм,

например:

Изготовление и сбыт поддельных документов;

Нарушение условий хранения картин в музее, приведшее к порче ценных полотен.

24. 1) устрашение населения не является главной целью наказания;

2) опыт показывает, что более действенным в предупреждении преступности является неотвратимость наказания, а не его жестокость;

3) суровое наказание, включая смертную казнь, является слишком высокой "платой" за возможные судебные ошибки;

4) как показал исторический опыт, население постепенно привыкало к суровости наказания в виде пыток и казней и начинало относиться к ним как к зрелищам.

25. 1) смысл понятия, например: правовой обычай - это правило общеобязательного поведения, сложившееся в результате длительного применения;

2) одно предложение с информацией о месте правового обычая в системе правового регулирования, например: «Правовой обычай во многих государствах признается как источник права».

3) одно предложение с информацией об особенностях правового обычая, например: «Правовой обычай как правило не фиксируется в каком-либо правовом акте».

26. 1) меры защиты прав детей в цифровом мире, связанные с ростом нарушений их прав (Совет Европы поддерживает исследования об уязвимости детей в Интернете для повышения эффективности образовательных инструментов; Совет Европы опубликовал Пособие по интернет-грамотности; Советом Европы и другими международными организациями на протяжении последнего десятилетия подчеркивается крайняя необходимость расширения

возможностей детей через образование, в том числе и благодаря цифровой грамотности и др.);

2) усилия в борьбе с торговлей детьми, в соответствии с руководящими принципами, содержащимися в Европейской конвенции о борьбе с торговлей людьми;

3) развитие образования в области прав человека онлайн;

4) защита беженцев, которых военные действия или преследования заставили покинуть свою родину;

5) ограничения методов и средств ведения войны (запрет применять оружие, снаряды и вещества, способные причинить людям чрезмерные страдания);

6) зашита прав лиц, вышедших из строя в результате боевых действий, на гуманное обращение с ними.

27. основанием расторжения трудового договора стала собственная инициатива работника; другие основания, например:

Соглашение сторон;

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

Обстоятельства, не зависящие от воли сторон (стихийные бедствия и др.).

28. 1. Правовая культура как компонент духовной культуры

2. Правовая культура общества

1) правовые идеи и нормы

2) правовые учреждения

3. Функции правовой культуры

1) регулятивная

2) коммуникативная

3) нормативно-ценностная

4. Правовая культура личности

1) знание законов

2) правомерное поведение

3) уважительное отношение к праву

5. Преодоление правового нигилизма

Одной из форм выражения права является

1) традиция

2) диспозиция

3) гипотеза

4) прецедент

Пояснение.

Традиция - множество представлений, обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

Диспозиция - правовые нормы экономической деятельности или их часть, содержащие запреты, ограничения или предписания, сужающие допустимое, законное поле деятельности.

Гипотеза - структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие.

Прецедент - решение суда по конкретному делу, имеющее силу источника права.

Ответ: 4

Противоправными обычаями называются обычаи, которые

1) распространены в малой первичной группе

2) не соответствуют системе социальных ценностей общества

3) сохранились как пережиток родоплеменных отношений

4) распространены среди людей одной этнической общности

Пояснение.

Противоправными обычаями называются обычаи, которые не соответствуют системе социальных ценностей общества. Обычаи, которые распространены в малой первичнйой группе, сохранились как пережиток родоплеиенных отношений или распространены среди людей одной этнической общности, противоправными не являются.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Исключительным при­зна­ком федерального за­ко­на как ис­точ­ни­ка права в РФ является

1) принимается Фе­де­раль­ным Собранием РФ

2) не дол­жен противоречить Кон­сти­ту­ции РФ

3) обязателен к ис­пол­не­нию на тер­ри­то­рии РФ

4) принимается на ос­но­ва­нии указа Пре­зи­ден­та РФ

Пояснение.

Федеральный закон при­ни­ма­ет­ся в со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ Фе­де­раль­ным Собранием РФ. Осталь­ные варианты под­хо­дят и к дру­гим нормативным актам.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Петр Дмитриевич Садовский

Кроме федеральных законов существуют еще законы субъектов федерации, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.

Александр Володин 02.02.2015 19:43

Вопрос поставлен, как мне кажется, не корректно. В пояснении чётко сказано что решающих факторов 2, а именно Конституция РФ и Федеральное Собрание РФ. Так почему правильный ответ ТОЛЬКО Федеральное Собрание РФ? Буду весьма благодарен за доходчивый ответ в случии моей не правоты.

Валентин Иванович Кириченко

Для принятия федеральных законов предусмотрен особый порядок: законы должны быть одобрены обеими палатами Федерального собрания – и Госдумой, и Советом Федерации, но официально принятыми Федеральные законы РФ считаются только подписания Президентом страны.

В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ

2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты

4) федеральные законы РФ

Пояснение.

Выделяются следующие источники права в формальном смысле:

−естественное право

−нормативный правовой акт;

мнормативный договор;

мправовой прецедент (судебный или административный прецедент);

−правовой обычай;

−религиозные догмы;

−правовая доктрина;

−принцип права;

−правосознание

Для ответа на этот вопрос необходимо иметь представление об иерархии нормативно-правовых актов.

−конституционные законы (Конституция; законы, вносящие поправки или изменения в Конституцию; законы, конкретизирующие положения Конституции)

−федеральные законы (включая кодексы),

−законы субъектов РФ.

−Подзаконные акты:

−Президента РФ (указы, распоряжения),

−правительства (постановления, распоряжения),

−федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),

−субъектов Российской Федерации.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Одним из источников (форм выражения) современного права является

1) судебный прецедент

2) бланкетная норма

3) моральное правило

4) техническая инструкция

Пояснение.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

−естественное право

−нормативный правовой акт;

−нормативный договор;

−правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

−правовой обычай;

−религиозные догмы;

−правовая доктрина;

−принцип права;

−правосознание

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Какое из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий обо­зна­ча­ет форму (источник) права?

1) инструкция

2) прецедент

4) церемония

Пояснение.

источник (форма права) - это внеш­ние официально-документальные формы вы­ра­же­ния и за­креп­ле­ния норм права, ис­хо­дя­щих от государства.

Виды ис­точ­ни­ков права:

−пра­во­вой обычай

−су­деб­ный прецедент

−нормативно-правовой акт

−международно-правой акт

Ответ: 2

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Всеобщая де­кла­ра­ция прав человека, при­ня­тая Генеральной Ас­сам­бле­ей ООН в 1948 г., яв­ля­ет­ся примером

1) до­го­во­ра с нор­ма­тив­ным содержанием

2) нормативно-правового акта

3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го прецедента

4) нормы де­ло­во­го обыкновения

Пояснение.

Договор с нор­ма­тив­ным содержанием - юри­ди­че­ский документ, вы­ра­жа­ю­щий взаимное изъ­яв­ле­ние воли сторон, встреч­ное принятие на себя каж­дой из них юри­ди­че­ских обязанностей.

Нормы де­ло­во­го обыкновения близ­ки к пра­во­вым обычаям, т. е. нормам, сло­жив­шим­ся в об­ще­стве независимо от го­су­дар­ствен­ной власти, но со вре­ме­нем признанное, санк­ци­о­ни­ро­ван­ное государством.

Административный пре­це­дент - опре­де­лен­ное правоположение, вы­ра­жен­ное в акте ор­га­на исполнительной вла­сти в про­цес­се разрешения пра­во­во­го вопроса при от­сут­ствии или не­опре­де­лен­но­сти его за­ко­но­да­тель­ной регламентации и слу­жа­щее образцом для раз­ре­ше­ния последующих ана­ло­гич­ных административных дел.

Нормативно-правовой акт - офи­ци­аль­ный письменный документ, ко­то­рый содержит нормы права. Все­об­щая декларация прав че­ло­ве­ка 1948 - при­мер нормативно-правового акта.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Международное право

Субъектом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы являются(-ется)

1) мэры го­ро­дов фе­де­раль­но­го значения

2) де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ

3) ми­ро­вой судья

4) пол­но­моч­ные пред­ста­ви­те­ли Пре­зи­ден­та РФ в фе­де­раль­ных округах

Пояснение.

В Рос­сии пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы на­де­ле­ны президент, Совет Фе­де­ра­ции и его члены, де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной думы, правительство, за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны субъ­ек­тов Рос­сий­ской Федерации.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.

2) за­ко­ны субъектов РФ

3) по­ста­нов­ле­ния Правительства РФ

4) Кон­сти­ту­цию РФ

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 1.

В Рос­сии к под­за­кон­ным актам относят

1) по­ста­нов­ле­ния Правительства РФ

2) за­ко­ны субъектов РФ

4) Кон­сти­ту­цию РФ

Пояснение.

Подзаконный акт - пра­во­вой акт ор­га­на государственной власти, име­ю­щий более низ­кую юридическую силу, чем закон. П.а. при­ни­ма­ют­ся на ос­но­ва­нии и во ис­пол­не­ние законов. В РФ на фе­де­раль­ном уровне к П. а. от­но­сят­ся указы Пре­зи­ден­та РФ, по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния Правительства РФ, акты ЦБ РФ, министерств, го­су­дар­ствен­ных комитетов и дру­гих органов ис­пол­ни­тель­ной власти, а также по­ста­нов­ле­ния палат Фе­де­раль­но­го Собрания, ре­ше­ния судов и ар­бит­раж­ных судов.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 5.

Какова пра­виль­ная последовательность при­ня­тия закона в РФ?

1) пред­ло­же­ние закона Пра­ви­тель­ством - рас­смот­ре­ние его Пре­зи­ден­том - утвер­жде­ние в Фе­де­раль­ном Собрании - опубликование

2) при­ня­тие законопроекта Го­су­дар­ствен­ной Думой - одоб­ре­ние Советом Фе­де­ра­ции - под­пи­са­ние Президентом - опубликование

3) пред­ло­же­ние закона Пре­зи­ден­том - утвер­жде­ние Правительством - под­пи­са­ние главами палат Фе­де­раль­но­го Собрания - опубликование

4) рас­смот­ре­ние законопроекта Пре­зи­ден­том - об­суж­де­ние в Фе­де­раль­ном Собрании - под­пи­са­ние Правительством - опубликование

Пояснение.

Проекты фе­де­раль­ных законов могут раз­ра­ба­ты­вать­ся любым ор­га­ном или лицом (депутаты, члены Со­ве­та Федерации), об­ла­да­ю­щим правом на за­ко­но­да­тель­ную инициативу в со­от­вет­ствии со статьёй 104 Кон­сти­ту­ции РФ. Затем про­ект ФЗ вно­сит­ся в Го­су­дар­ствен­ную Думу.

Закон счи­та­ет­ся принятым, но ещё не всту­пив­шим в силу, после его при­ня­тия в трёх чте­ни­ях Государственной Думой (простым большинством). С мо­мен­та принятия в 3 чтении, в на­зва­нии федерального за­ко­на исключается слово «проект». Далее ФЗ дол­жен быть одоб­рен Советом Фе­де­ра­ции (также боль­шин­ством голосов) и под­пи­сан президентом РФ.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1.

Какова правильная последовательность принятия закона в РФ?

1) рассмотрение законопроекта Президентом - обсуждение в Федеральном Собрании - подписание Правительством - опубликование

2) принятие законопроекта Государственной Думой - одобрение Советом Федерации - подписание Президентом - опубликование

3) предложение закона Президентом - утверждение Правительством - подписание главами палат Федерального Собрания - опубликование

4) предложение закона Правительством - рассмотрение его Президентом -утверждение в Федеральном Собрании - опубликование

Пояснение.

Проекты федеральных законов могут разрабатываться любым органом или лицом (депутаты, члены Совета Федерации), обладающим правом на законодательную инициативу в соответствии со статьёй 104 Конституции РФ. Затем проект ФЗ вносится в Государственную Думу.

Закон считается принятым, но ещё не вступившим в силу, после его принятия в трёх чтениях Государственной Думой (простым большинством). С момента принятия в 3 чтении, в названии федерального закона исключается слово «проект». Далее ФЗ должен быть одобрен Советом Федерации (также большинством голосов) и подписан президентом РФ.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 3.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти об­ла­дают пра­вом за­ко­но­да­тель­ной инициативы?

1) ини­ци­а­тив­ные груп­пы граждан

2) де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы

МО ГО « Смирныховский»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Первомайск

Тест.

(тематический)

«Законотворческий процесс

в Российской Федерации»

11 класс.

Учебник « Обществознание»

А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.

Москва « Русское слово»

2011.

Потренируйтесь в остроумии. Попробуйте закончить фразы, принадлежащие древним мудрецам.

1.На вопрос: « Что на свете труднее всего?» -

Фалес ответил: « Познать………»

2. На вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» -

Фалес ответил: « Когда мы не делаем того, что……………»

1. Кто не входит в состав группы по созданию законов:

а) специалисты-юристы

б) специалисты-предметники

в) граждане, заинтересованные в составлении законопроекта

г) лингвисты

2. Экспертиза законопроекта предполагает:

а) его оценку с точки зрения соответствия конституции

б) его оценку с точки зрения соответствия международным договорам

в) его оценку с точки зрения соответствия федеральным конституционным законам

г) нет правильного варианта ответа

а) оценка формы закона

б) оценка правильности деления на части

в) оценка корректности использования терминологии

г) оценка теми, кому его предстоит реализовывать на практике

4. Что обязательно представлять вместе с законопроектом:

а) результаты апробации законопроекта

б) пояснительную записку

в) перечень нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу

г) указание субъекта законодательной инициативы

5. Право законодательной инициативы принадлежит:

а) законодательным органам субъектов РФ

б) общественным объединениям

в) гражданам

г) всем перечисленным

6. Законопроекты первоначально вносятся в:

а) Государственную Думу

б) Правительство РФ

в) Совет Федерации

г) Администрацию Президента РФ.

7. Председатель направляет поступившие законопроекты:

а) Президенту РФ

б) комитету, назначаемому ответственным за законопроект

в) непосредственно на рассмотрение государственной Думы

г) Правительству

8.Произвольное отступление от конституционных понятий формально в законодательной технике:

а) разрешается

б) не допускается

в) разрешено в случае санкции самой Конституции РФ

г) разрешено в случае указания Регламента Государственной Думы РФ

9. «Нормативный девиз» - это:

а) заголовок закона

б) текст закона

в) преамбула закона

г) дефиниция

10.Используя иностранные термины в законодательной технике необходимо:

б) обеспечить точность перевода

в) иностранные термины не должны использоваться в нормотворчестве

11. Чем характеризуется познавательный элемент законодательной техники:

а) оценкой права и закона как способа познания общественной жизни и ее отражение

б) познанием методов законодательной техники

в) познанием структуры законопроекта

г) все ответы правильные

12. Определите принципы использования языка закона в процессе законотворчества:

а) юридический язык - средство выражения и изложения нормативных предписаний; краткость, однозначность, простота; соблюдение языковых запретов

б) ясность и простота юридического языка, логике - лексическое построение речи

в) применение иностранных терминов

13. Что необходимо оценивать в ходе экспертизы законопроекта?

а) только отдельные статьи законопроекта;

б) только форму законопроекта;

в) только структуру законопроекта;

г) структуру и форму.

14. В какой срок должны быть исправлены недостатки юридического характера?

а) недостатки не устраняются;

б) после внесения законопроекта на рассмотрение законодательного органа;

в) до внесения законопроекта на рассмотрение законодательного органа;

г) не позднее 5 дней после внесения законопроекта на рассмотрение законодательного органа.

15. Какие положения обязательно должны быть включены в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта?

а) о сроке и порядке вступления в силу;

б) только о сроке;

в) только о порядке вступления в силу;

г) только информация о внесенных в него поправках.

16. В какой срок направляется заключение о соответствии законопроекта в Государственную Думу по общему правилу?

а) 10 дней;

б) в течение 5 дней со дня поступления Проекта в Правительство;

в) в течение 3 дней;

г) в течение одного месяца со дня поступления проекта в Правительство.

17. 0пробация законопроекта представляет собой:

а) применение на практике конкретных норм законопроекта

б) оценку законопроекта липами, которым его предстоит реализовать на практике

в) оценку законопроекта с точки зрения соответствия Конституции РФ, международным договорам

г) технико-юридическую экспертизу закона

а) концептуально-логического анализа

б) имитационно-деловой игры

в) организационно-деятельностной игры

г) все варианты верны

19. Нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы рассмотрения законопроектов в Государственной Думе РФ, является:

а) Устав Государственной Думы

б) Регламент Государственной Думы

в) Положение Государственной Думы о порядке рассмотрения законопроектов

г) Постановление Государственной Думы о порядке рассмотрения законопроектов

20. Вместе с законопроектом в законодательный орган в обязательном порядке направляются:

а) служебная записка

б) финансово-социальное обоснование

в) пояснительная записка

г) все варианты верны

21. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется:

а) определением,

б) постановлением,

в) приговором,

г) актом об отклонении.

22. Право отклонить Президентом РФ федеральный закон может быть реализовано в течение:

а) 5 дней,

б) 7 дней,

в) 10 дней,

г) 14 дней.

23. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит:

а) на тайном заседании,

б) открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, но не может освещаться в средствах массовой информации,

в) открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

24. Аппарат Государственной Думы информирует всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение законопроектах, стадиях их рассмотрения:

а) ежеквартально,

б) ежемесячно,

в) ежедневно,

г) не информируют

25. Основные требования логики, имеющих значение для законодательного процесса:

а) логические законы тождества и противоречия

б) правила использования понятий в мыслительной деятельности

в) приемы изложения модальных суждений

г) все перечисленные

26. Законотворчество и юридическое научное познание:

а) взаимосвязаны, но различны по целям, методам и результатам стадии освоения правовой действительности

б) тождественные явления

в) абсолютно не пресекающиеся явления

27. Язык закона - это:

а) особый логико-лексический строй речи закона

б) система графических и лексических знаков

в) образные выражения, условные словосочетания закона

г) все вышеперечисленное

28.Язык закона должен быть:

а) ясным, четким

б) простым и кратким

в) применимы все перечисленные требования

г) только ясным

29.Средства документального оформления закона:

а) заголовок, регистрационный номер, подпись президента

б) обозначение даты вынесение закона на обсуждение в палату ФС РФ

в) сопроводительное письмо закона

г) А и В

30. Какие органы проводят юридическую экспертизу закона:

а) правовые службы правительств и парламентов

б) прокуратура РФ

в) Конституционный суд

г) все ответы неправильные

31. Кому направляется подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект с сопроводительной документацией?

а) одному из депутатов для проверки качества законопроекта;

б) Председателю Государственной Думы;

в) всем депутатам;

г) Председателю Государственной Думы и всем депутатам.

32. В какой срок законопроект должен быть представлен на рассмотрение совета Государственной Думы?

а) 14 дней;

б) 15 дней;

в) 16 дней;

г) 17 дней.

33. Согласно регламенту Государственной Думы в скольких чтениях должен быть рассмотрен законопроект?

а) в 3 - х;

б) в 2 – х;

в) в 1 - ом;

г) в 4 – х.

34. Сколько чтений должен пройти законопроект федерального бюджета, чтобы его можно было считать принятым?

а) 1;

б) 3;

в) 2;

г) 4.

35. Во втором чтении ответственный комитет вместе с законопроектом представляет:

а) таблицу поправок, одобренную комитетом

в) таблицу поправок, по которой не принято решение

г) все варианты верны

36. Принятый в третьем чтении закон направляется в Совет Федерации:

а) в течение 10 дней

б) в течение 5 дней

в) в течение 3 дней

г) в течение 14 дней

37. Федеральный закон принимается:

38. Закон о поправках к Конституции и федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за них проголосовало не менее чем:

а) 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы,

б) 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы,

в) 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы,

39. В течении какого срока принятые Государственной Думой законы оформляются и передаются на рассмотрение Совета Федерации?

а) 5 дней,

б) 7 дней,

в) 10 дней,

г) 14 дней.

40. Заполните пропуски в ряду.

Законодательная инициатива, принятие закона Государственной Думой РФ,

Подписание закона Президентом РФ,

41. Что является лишним в ряду?

Закон, обычай, прецедент, отрасль права.