Понятие и виды правовой дисциплины. Сущность и разновидности дисциплины

Слово - «дисциплина» означает: «определённый порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, требованиям той или иной организации, а также обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам».

Дисциплина - важнейший фактор общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности социальных объединений и отдельных индивидов.

Особенность дисциплины в том, что она предполагает инициативное, ответственное отношение к делу, проявление активности, предприимчивости. В этой связи руководитель определённой управленческой структуры (учреждения, отдела и т.п.) вправе расценить в качестве нарушения дисциплины безынициативность, безразличное отношение подчинённых к возложенному долгу, обязанностям.

Дисциплина органично связана не только с нормами права, но и с нормами морали, нравственности, предполагает корректное, вежливое поведение служащих и др. Например, ссора, взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся в том или ином учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение требований морали, и нарушение служебной дисциплины.

Вопрос о демократии и дисциплине всегда остаётся актуальным, потому, что в повседневной жизни их оптимальное соотношение устанавливается не без трудностей. Вряд ли необходимо доказывать, что нормальная жизнедеятельность общества невозможна без последовательного осуществления демократии и поддержания на высоком уровне дисциплины во всех её проявлениях.

Демократия - величайшая ценность цивилизации, потенциал которой далеко не раскрыт, не выявлены все возможности. При этом возникает вопрос, абсолютная ли эта ценность. Долгие годы в обществе сама мысль о демократии вообще отвергалась, возвеличивалась только классовая социалистическая демократия. Теперь проявляется другая крайность, когда даже осторожные предложения о пределах демократии, о необходимости сочетать её с организованностью, государственной, трудовой дисциплиной, дисциплиной поставок и т.д., порядком в обществе вызывают протест и оцениваются как возвращение к административно-командной системе, причисление к консерваторам.

Таким образом, речь идёт о дисциплине свободной, сознательной, важнейшим проявлением которой служит самодисциплина, заключающаяся не только в осознании необходимости точного и добросовестного выполнения норм поведения, но и во внутренней потребности их соблюдения, реальной подчинённости деятельности, поведения требованиям социальных норм и нормативных актов, соответствия им, т.е. о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей.

Функционально-аксиологическая характеристика дисциплины показывает, что общественная дисциплина - важнейший фактор ускорения социального прогресса, необходимое условие успешного решения актуальных задач ускорения социально-экономического развития страны, искоренения любых элементов социальной несправедливости. Свойства функции дисциплины превращают её в социально-полезный инструмент по обеспечению надлежащей организованности и порядка общественных отношений. В таком качестве значение дисциплины по мере дальнейшей интенсификации и повышения эффективности общественного производства, расширения демократии и гласности, воспитания моральной стойкости человека будет возрастать.

Дисциплина, будучи средством организации социальных связей, в целях обеспечения внутренне согласованного поведения участников общественных отношений, является «цементирующим» началом для любого государства. Для законопослушных граждан дисциплина - это благо, ценность, надежда на упорядочение нашей во многом хаотичной и негарантированной жизни.

Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной (с латинского «обучение», «воспитание») понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность, привычку к строгому порядку.

В общетеоретическом контексте дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных).

Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:

  • - дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.);
  • - она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определённые властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
  • - связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;
  • - это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причём о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Её нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;
  • - целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо её результатом выступает общественный порядок.

Дисциплина по своей природе неоднородна. Она постоянно находится в процессе развития, качественно изменяется вместе с обществом, с различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п. Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых - орган государства)

Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых - орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Её существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.

Основные свойства права - нормативность, определённость, системность, динамизм, гарантированность государством - позволяют использовать его в качестве непрерывно действующей системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей дисциплину и порядок в обществе. Свойства и функции права служат укреплению дисциплины и организованности.

Правовые нормы, составляющие объективную основу государственной дисциплины, создают характерный для неё трудовой и профессиональный режим. Результат действия правовых норм, регулирующих отношения в сфере государственной дисциплины, должен проявляться в соответствующем стимулирующем воздействии на поведение людей, коллективов и общества в целом, т.е. в социально-психологических, морально-политических и экономических сторонах общественных отношений.

Таким образом, дисциплинирующие возможности права превращаются в реальную дисциплину только тогда, когда правовые нормы неуклонно и повсеместно претворяются в жизнь, а их предписания воплощаются в правомерном поведении, что обеспечивает чёткое функционирование организаций, более эффективные при тех же ресурсах производственную и иную коллективную деятельность. Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.

Среди видов государственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах) и приказах командиров.

В новом более многогранном и сложном качестве предстаёт в нынешних условиях и финансовая дисциплина, которая связана с бюджетным процессом, денежным обращением, банковской деятельностью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспечением, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-экономической жизни государства и общества.

В условиях многоукладной экономики всё более значимую роль играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что значение налогов в жизнедеятельности нашего общества резко возросло. Функция налогообложения становится самостоятельной основной функцией Российского государства.

Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.

Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, всё больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования - есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа).

Что касается трудовой дисциплины, то она в современных условиях не может считаться чисто государственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в частных фирмах, и в совместных предприятиях, и на казённых заводах.

Трудовая дисциплина сопряжена с соблюдением правил внутреннего распорядка, правил по технике безопасности, технологических и иных правил, а также исполнения конкретных разовых приказов и распоряжений руководителей трудового процесса.

Комплексный подход к укреплению дисциплины требует точного и полного учёта и соблюдение факторов, которые влияют на её состояние. К ним относятся экономические, социальные, организационные, воспитательные, юридические и другие меры.

Ответственность играет положительную роль в упрочении дисциплины и предполагает осудительную реакцию коллектива, общества, государства на факты недисциплинированного поведения.

Человек, обладающий обострённым чувством ответственности, не только способен предвидеть последствия своих решениё, совершаемых действий, но и критически оценивать их с точки зрения законов. Поэтому очевидно, что при отсутствии ответственности немыслимы сознательные дисциплина и организованность. Безответственность - основа недисциплинированности.

Дисциплина, ее понятие и виды.

Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.

Выделяют следующие виды дисциплины.

Государственная дисциплина – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.

Воинская дисциплина – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.

Трудовая дисциплина – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.

Финансовая дисциплина – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.

Технологическая дисциплина – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.

Договорная дисциплина – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.

Нормы, которые регламентируют дисциплину:

правовые нормы;

организационные;

политические;

социальные;

нормы морали и т. д.

Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком:

1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;

2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;

3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.

Дисциплина понятие более широкое, чем законность, так как она предполагает не только соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний.

Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность, привычку к строгому порядку.

В общетеоретическом контексте, дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах и в иных социальных и технических предписаниях.



Понятие «дисциплина» характеризуется следующими признаками:

1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности;

2) она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;

3) связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;

4) это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях;

5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей. Ибо её результатом выступает общественный порядок.

В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, правовую, учебную и т. д.

Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – государство) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Её существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом. Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.

Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказываются на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности.

С другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Дисциплина опирается не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания. Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. Т.Е. если результатом дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности – порядок правовой, который тоже можно расценивать как основу общественного порядка.

98. Законность: понятие и основные принципы.

Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей, т. е. эффективность права можно охарактеризовать понятием «законность». Законность, таким образом, – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Формирование гражданского общества потребует качественно нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения общества к праву в целом.

Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят:

единство законности;

верховенство законности;

связь законности с культурой;

связь законности с целесообразностью;

всеобщность законности;

гарантирование прав и свобод личности;

неотвратимость наказания за нарушение закона.

Дисциплина по своей природе неоднородна. Она постоянно нахо­дится в процессе развития, качественно изменяется вместе с общест­вом, с различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисцип­лину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партий­ную и т.п.

Так, государственная дисциплина связана с выполнением субъек­тами (один из которых - орган государства) юридических обязаннос­тей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Ее существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.

Государственная дисциплина в свою очередь может подразделять­ся на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.

Среди видов государственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно понимать подчинение воен­нослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих право­вых актах (законах, воинских уставах) и приказах командиров.

В новом, более многогранном и сложном качестве предстает в ны­нешних условиях и финансовая дисциплина, которая связана с бюд­жетным процессом, денежным обращением, банковской деятельнос­тью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспече­нием, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-эко­номической жизни государства и общества.

В условиях многоукладной экономики все более значимую роль" играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что значение налогов в жизнедеятельности нашего общества резко возросло. Функция на­логообложения становится самостоятельной основной функцией Рос­сийского государства.

Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение де­путатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.

Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, все больше заявляет о себе и дис­циплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования - есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа).

Что касается трудовой дисциплины, то она в современных услови­ях не может считаться чисто государственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в частных фирмах, и в совместных пред­приятиях, и на казенных заводах.

6. Соотношение дисциплины с законностью, общественным порядком и правопорядком

Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» сле­дующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность пресле­дуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказывается на ук­реплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисципли­ны подрывают незыблемость основ законности (М.Х. Хутыз, П.Н. Сергейко).

С другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным в литера­туре, что «понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требо­ваний в организационной сфере общественной жизни - на произ­водстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.п.» (А.Б. Венге­ров).

Думается, все обстоит как раз наоборот. Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, со­держащихся во всех правовых актах (нормативных, правопримени­тельных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального харак­тера.

Это признается и на уровне законодательства. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в систе­ме государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работни­кам федеральных органов исполнительной власти и органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинар­ной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой долж­ности, являются: нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнение

федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов».

Указание на то, что государственные служащие должны исполнять решения судов, лишний раз подчеркивает тот факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в нормативных, так и в правоприменительных актах.

Поэтому дисциплина опирается не только на нормативно-право­вые требования, но и на требования индивидуально-правового свойст­ва, а также на нравственные, партийные и иные предписания.

Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. То есть, если результатом дисциплины вы­ступает общественный порядок, то результатом законности - порядок правовой, который тоже можно расценивать как основу общественно­го порядка.

Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.
Выделяют следующие виды дисциплины.
1. Государственная – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.
2. Воинская – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.
3. Трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.
4. Финансовая – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.
5. Технологическая – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.
6. Договорная – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.
Нормы, которые регламентируют дисциплину:
1) правовые нормы;
2) организационные;
3) политические;
4) социальные;
5) нормы морали и т. д.
Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком:
1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;
2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;
3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.
Правопорядок – это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение, а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.
Общественный порядок – это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.
Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.



78. Правосознание: понятие, структура, виды

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.



Структура правосознания

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое - правосознание обширных масс людей.

Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

79. Правовая культура: понятие и структура и виды, функции.

В общеупотребительном смысле понятие «культура» связано с опытом человеческой деятельности, которая накапливается и передается последующим поколениям как в виде материальных предметов (материальная культура), так и в виде духовных ценностей (духовная культура). Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов.

Правовая культура является частью общей культуры общества. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

В отечественном правоведении над проблемой правовой культуры активно работали и работают такие ученые, как Н. Л. Гранат, В. И. Каминская, Н. М. Кейзеров, А. Р. Ратинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко, В. Н. Синюков и др. Так, А. Р. Ратинов под правовой культурой понимает «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».

Правовая культура – это обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития человека, различных групп и всего населения.

Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны и всегда предполагает оценку качества правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Выявим основные черты правовой культуры . Итак, правовая культура:

Принадлежит к конкретному этапу исторического развития общества, права и государства;

Представляет собой определенную совокупность накопленных ценностей в сфере правового регулирования общественных отношений;

Отражает уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом;

Объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, а также уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.

Понятие правовой культуры можно рассмотреть в двух основных значениях – узком (правовая культура личности) и широком (правовая культура общества).

Правовая культура в узком смысле – это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение навыками правомерного поведения, умение использовать свои права. Изучение понятия правовой культуры личности особенно активизировалось в связи с признанием теории прав человека и правового государства. Это привносит в понятие «правовая культура личности» гуманистические начала.

Характерными признаками правовой культуры личности являются:

Достаточно высокий уровень правосознания;

Знание действующих законов страны;

Соблюдение, исполнение или использование этих законов;

Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

Правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми;

Правовая активность – целенаправленная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка; преодолению правового нигилизма.

Правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе законы, законодательную технику, юридическую науку и образование, юридическую практику и правовой порядок. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с историческими и культурными особенностями, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Правовая культура нашего общества находится в состоянии перехода от авторитарно-бюрократического режима к режиму демократическому.

Правовая культура может быть представлена как системное образование, которое включает в себя: культуру правового сознания; культуру правового поведения; культуру деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов.

Структурные элементы правовой культуры общества :

1. Правовое сознание населения . Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов, насколько информировано в правовом отношении население, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.

2. Правовая деятельность . Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован только в реальной правовой деятельности, в правовом поведении. Правовая деятельность состоит из теоретической (деятельность ученых-юристов, образовательная деятельность студентов и курсантов юридических вузов и т. д.) и практической – правотворческой и правореализующей деятельности.

3. Система юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. В целом важен и уровень развития всей системы нормативно-правовых актов – от законов, актов центральных исполнительных органов власти до актов местных органов власти и управления. Наконец, должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов.

4. Правовая наука . Речь идет об уровне развития юридической науки и влиянии правовой теории на юридическую практику.

5. Материальные предметы , обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность.

6. Правовой субъект . Правовая культура общества выражается в уровне правового развития субъекта – различных социальных и профессиональных групп, а также отдельных индивидов.

В юридической литературе выделяют две основные модели развития правовой культуры :

1. Модель эволюционного развития . Данная модель предполагает развитие правовой культуры как процесс восприятия опыта предшествующих этапов и поколений, бесконфликтной адаптации этого опыта к новым условиям. В этом случае «культура детей» является производной от «культуры отцов».

2. Модель революционного развития . Для данной модели характерен разрыв преемственности между поколениями, невосприятие по тем или иным причинам традиций и установок, сложившихся в сфере правового общения на предшествующем этапе. В этом случае возникает противопоставление «культуры отцов» и «культуры детей».

Виды правовой культуры. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер. Обыденный уровень правовой культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практических юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.

Доктринальный (научный) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.

Функции правовой культуры . Главные задачи функций правовой культуры состоят в том, чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание сотрудников органов внутренних дел, обеспечить их достоверной и оперативной информацией, практически вовлечь их в правовые процессы и дать необходимый нормативный и ценностный инструментарий для квалифицированного решения правовых вопросов на уровне своей деятельности.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и нормативно-аксеологическую.

Познавательная функция правовой культуры проявляется в процессе отражения объективной правовой деятельности, существующих правовых явлений. В правовой культуре фиксируются достигнутые, приобретенные правовые знания, правовой опыт, правовые ценности, идеалы и т. п.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка.

Нормативно-аксеологическая функция правовой культуры состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с моделями поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей в соответствии с нормами права и морали, которые сложились в обществе или организации, а поведение - это совокупность действий и поступков личности, образ его жизни. В поведении проявляются особенности характера, темперамент, потребности и предпочтения.

Проблема дисциплины включает ряд как научных, так и практических проблем. Комплексность проблем дисциплины предполагает необходимость привлечения к ее изучению различных наук - права, экономики, социологии, менеджмента, кибернетики, социальной психологии.

Следует отметить, что в настоящее время нет общепризнанного понятия дисциплины. Российские ученые определяют дисциплину как форму связей между людьми, степень обеспечения организованности и порядка; соотношение поведения человека с нормой общественной жизни; порядок поведения людей в соответствии с социальными нормами права и морали.

Дисциплина является важной общечеловеческой ценностью, объединяющей людей. Только на ее основе возможно построить эффективные социальные и трудовые отношения. Понятие "дисциплины" многозначно. Наиболее точным может быть определение русского ученого В.И. Шкатулы: "Дисциплина - это общественные отношения, которые складываются по поводу соблюдения социальных и технических норм, правил поведения в семье, организации, обществе, государстве". В рамках различных отношений основными свойствами дисциплины называют разные характеристики.

Дисциплина - это функция, элемент социальной системы, средство эффективного достижения политических, социологических, технологических целей, фактор развития системы.

Все определения дисциплины, как правило, характеризует определенную ее сторону или определенный ее вид. Когда говорят о дисциплинированную человека, то прежде всего отмечают уровень выполнения им своих обязанностей, то есть рассматривают исполнительную дисциплину. Все катастрофы, происходящие помимо природных, возникли по вине человека, возбудила дисциплину.

Дисциплина - это уровень (высокий, средний, недостаточный) соблюдение норм в организации, обществе. Родовому признаку дисциплины является порядок - совокупность правил поведения, соблюдение которых требуется от человека.

В дисциплине выделяют две стороны:

Объективную - порядок, без которого не может существовать организация;

Субъективную - выполнение обязанностей, соблюдение прав.

По способу подчинения дисциплина классифицируется на принудительную и добровольную, по видам - экономическую, политическую, финансовую, трудовую и технологическую.

Государственная дисциплина предусматривает порядок отношений, установленных государством, согласно которым все государственные органы, организации, должностные лица и граждане обязаны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Государственная дисциплина включает: финансовую, договорную, технологическую, плановую, трудовую.

Трудовая дисциплина - форма общественных связей людей в процессе выполнения трудовых функций, с обязательным подчинением участников определенном распорядка. Дисциплина вводит личность в определенный стереотип поведения, принятый и поддерживается данным коллективом.

Трудовая дисциплина связана с производственной, технической и исполнительной. Итак, трудовая дисциплина - это выполнение каждым работником своих функций и обязанностей, соблюдение установленных требований, правил и ответственность за их выполнение.

Дисциплина на предприятии является показателем уровня организации, управления и морального климата. На предприятии выделяют три вида трудовой дисциплины:

Исполнительную - четкое выполнение каждым работником своих обязанностей, без проявления инициативы и активности;

Активное - соблюдение прав при исполнении обязанностей по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Здесь работнику предоставляется возможность активно пользоваться своими правами;

Самодисциплину - это выполнение своих обязанностей, возможность проявлять активность, реализовать свои права на основе самоуправления.

Основной задачей управления является воспитание не исполнительной и даже не активной дисциплины, а самодисциплины. В каждой организации есть возможность без особых материальных затрат повысить дисциплину на всех уровнях, и демократическим, законным путем навести порядок в обществе в целом. Этого можно достичь с помощью следующих мер:

Изменить взгляд на понятие "дисциплина" и "порядок";

Эффективно использовать методы управления дисциплинарными отношениями;

Сделать законодательство доступным для всех работников;

Повысить действенность контроля за выполнением задач, обязанностей всеми работниками;

Сместить акцент по принуждению на поощрение и убеждение, заинтересованность в результатах и мотивации труда;

Воспитывать и развивать самодисциплину как высшую форму дисциплины;

Антиподом дисциплины является "хаос" как полное отсутствие управления, согласия и порядка.

Дисциплинарные отношения - это вторичная форма трудовых отношений. По содержанию они делятся на четыре вида: охранные, поощрительные, воспитательные и организационные.

Охранные отношения возникают при наличии одного из двух юридических факторов: невыполнение обязанностей, превышение права, приносит вред другому человеку. Сторонами выступают администрация, общественные организации, которые наделены властью, и работники. Основой этих отношений выступает право и обязанность применять к нарушителям определенную степень влияния.

Поощрительные отношения основываются на применении средств мотивационного характера.

Воспитательные отношения - это права и обязанности администрации воспитывать работников на принципах убеждений, повышение уровня образования, формирования личности, ее мировоззрения, совершенствование физического развития работника.

Организационные отношения - это отношения по вопросу укрепления и поддержания желаемых дисциплинарных отношений посредством определения прав, обязанностей и меры ответственности работников.

Объектом дисциплинарных отношений является поведение человека, который может быть:

активной , когда работник выполняет свои обязанности, использует свои права и проявляет большую активность, чем это предусмотрено нормой, исходя из принципа: разрешено все, что не запрещено;

правомерной - выполнение обязанностей, использования прав;

нестандартной (отклонение или невыполнение обязанностей, превышение прав и т.д.).

На основе изучения поведения людей можно разрабатывать меры воздействия на них на основе права и мотивации.

Одной из причин экономического кризиса в большинстве предприятий страны является то, что практически значительно ухудшилось управления дисциплиной. Недисциплинированность стала бы элементом нашего образа жизни, который некоторые идеологи пытаются оправдать, выдать как черту национального характера славян.

В конце 90-х годов эксперты японской фирмы "Никкен Кейко" проанализировали работу одного химико-фармацевтического завода в Украине и сделали вывод: наведение порядка на предприятии, даже при использовании имеющегося оборудования, позволило повысить производительность труда на 25-30%. Сравнение показателей работы украинского предприятия с аналогичным в Японии показало, что выпуск продукции в Японии в 2,5 раза больше, а количество работающих в три раза меньше.

Дисциплина - это выполнение коллективом, его членами принятых норм поведения. Иногда это неписаные нравственные нормы, присущие только этому коллективу. Дисциплина труда является необходимым условием совместной работы. Любой производственный процесс требует дисциплины участников, подчиненности существующем распорядка и руководству.

Дисциплина является объективным, динамичным, исторически обусловленным социальным прогрессом. На ее содержание, формы и методы определяющее влияние оказали формы собственности, тип развития экономики.

Дисциплина труда как экономическая категория представляет собой систему общественных отношений по поводу наиболее рационального и качественного выполнения трудовых функций, закрепленных правом и другими социальными нормами, регламентирующими субординацию, характер связей и взаимосвязей людей в процессе кооперации труда по производству продукции, услуг и вне сферой ее применения. Поскольку дисциплина труда представляет собой совокупность (систему) общественных отношений людей в процессе кооперированной труда, ее можно характеризовать как дисциплину трудовых отношений.

Дисциплина труда содержит технологическую, внутрисменного трудовую и производственную дисциплину, а также дисциплину поведения вне сферы применения труда (рабочего места), которые характеризуют разноаспектных стороны отношений людей в ходе производственного процесса, то есть сочетание материальных и личных факторов производства.

В основу технологической дисциплины положен технологический процесс. Как составляющая производственных сил человек в процессе труда взаимодействует с орудиями и предметами труда, вступает в соответствующие отношения с природой. И чтобы процесс производства осуществлялся при оптимальных условиях, работник должен руководствоваться соответствующими социальными нормами, приобретенными научными и техническими знаниями, передовым производственным опытом. В процессе трудовой деятельности возникают определенные обязательства по соблюдению технологии производства продукции определенного качества. Обязательства содержат функции непосредственного выполнения производственного процесса, управления и регулирования его хода, обслуживание, контроль за качеством произведенного продукта (услуг). Любое отклонение от принятой технологии является нарушением технологической дисциплины, следствием чего может быть брак продукции (работы). Объектами технологических отношений выступают непосредственные исполнители (персонал) на рабочих местах.

Производственная дисциплина характеризует отношения исполнителей производства по соблюдению правил техники безопасности и охраны труда и руководителей. Эта группа общественных отношений характеризуется выполнением функций бережного отношения к средств и предметов труда, создание благоприятных условий труда на рабочем месте, экономией материальных, трудовых и топливно-энергетических ресурсов, соблюдением техники безопасности, производственной санитарии, гигиены и охраны труда.

К нарушениям такой дисциплины относятся: нарушение правил обслуживания машин и механизмов, вызывающих аварии; перерасхода сырья, материалов, нарушение правил техники безопасности, невыполнение распоряжений руководителей и тому подобное.

Субъектами таких отношений являются непосредственные исполнители, руководители и специалисты.

Целесообразно также использовать показатели, характеризующие уровень производственной дисциплины: количество случаев нарушений правил техники безопасности и охраны труда, отказов выполнять распоряжения руководителей, коэффициенты частоты и тяжести производственного травматизма, потери рабочего времени из-за выхода из строя оборудования по вине исполнителя и т.

Внутрисменного трудовая дисциплина характеризует отношение персонала к обязательствам по соблюдению установленного внутрисменного режима труда и отдыха на рабочем месте: своевременный приход на работу и выход из нее, соблюдение времени перерыва (обеденного и внутрисменные). В процессе трудовой деятельности у работника возникают обязательства по соблюдению установленного на производстве распорядка трудового дня. Субъектами отношений с внутрисменного дисциплины выступают непосредственные исполнители на рабочих местах. Уровень внутрисменного трудовой дисциплины целесообразно определять показателем использования рабочего времени исполнителя (коллектива), обеспеченного оптимальными условиями для производства продукта (услуг). Это положение имеет важное методологическое и практическое значение: если работники простаивают по вине руководителей производства, психологически они не настроены экономить минуты. Плохая организация труда порождает безответственность, ведет к нарушению дисциплины.

Дисциплина поведения вне сферы труда (рабочего места) характеризует отношение к обязанностям по соблюдению недельного режима труда и отдыха, то есть соблюдение графика выходов на работу. Невыполнение этих обязательств, то есть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, потери рабочего времени в течение дня в связи с задержанием органами милиции за нарушение общественного порядка препятствуют нормальному функционированию всей системы взаимосвязей отдельных элементов производственного процесса на предприятии.

Уровень дисциплины поведения целесообразно определять показателем использования фонда рабочего времени исполнителя (коллектива) за определенный период (неделя, декаду, месяц, квартал, год).