Проблемы национальных меньшинств. Tag: национальные меньшинства Признаки национальных меньшинств

15. Русские и национальные меньшинства

Глядя на бедственное положение русского народа, нетрудно вообразить себе футурологический сценарий, когда освободившееся пространство России, после вымирания ее основного населения от нищеты и депопуляции, потребует заполнения новым населением. Кем же может быть заселена такая обширная территория? Очевидно не теми оставшимися 129 этническими меньшинствами нынешней РФ.

Ведь русской нации для освоения и заполнения своим многомиллионным организмом этих гигантских пространств потребовалась не одна сотня лет. Мирный status quo на столь богатой ресурсами территории практически невозможен без мощной государствообразующей нации.

А значит, предстоит жесткая борьба за границы и ресурсы российских земель. Если раньше они удерживались стойкостью и мощью русской нации, то теперь этническим меньшинствам предстоит отстаивать самостоятельно свои права в конфликтах друг с другом и с бывшими внешними соседями России.

Наиболее вероятными претендентами на новую колонизацию русских территорий являются страны Малой Азии и Ближнего Востока (Турция, Иран, Пакистан) и Дальнего Востока - Китай, Япония, Корея.

Какие перспективы у нынешних национальных меньшинств России в интеграции с мусульманами и дальневосточными народами? Мусульмане Ближнего Востока и Малой Азии со своей абсолютной религиозной нетерпимостью, феодальными предрассудками и свойственной им национальной агрессивностью к чужим (хоть бы они были тоже мусульманами) будут культурно ассимилировать этнические меньшинства России по линии Северный Кавказ и далее весь Юг России.

Со стороны китайцев и японцев с их ригористки государственным менталитетом и моноэтничностью народы Сибири ждет полная расовая ассимиляция. В Китае и Японии практически нет национальных меньшинств, речь уже не идет о гибели при этой экспансии уникального культурного наследия народов Севера, которое заботливо сохранялось в лоне России (уж во всяком случае, не было такого ужаса, как с американскими индейцами и аборигенами Австралии). Народам Кавказа придется разделить участь курдов, а может и армян. Над национальными меньшинствами России вновь подымется тень, казалось бы, канувших в лету османского, персидского, монгольского и джунгарского ига. В этой части земного шара мало что знают о западных гуманных ценностях, и скорее отторгнут их во имя традиционных весьма негуманных имперских и религиозных приоритетов. Будет возможность сравнить пресловутый «великорусский шовинизм» с «прелестями» Восточного деспотического менталитета.

Одним словом, участь национальных меньшинств России ждет незавидная. Без русских они ничто, им придется очень туго. Никакая Европа и США им не помогут - им нет дела до русских, а уж тем более до их малоприметных соседей по стране. Их главная стратегия - ослабление и выкачивание ресурсов из чужих народов. Ирак и Афганистан тому яркое подтверждение. Что ждет каких-нибудь башкир или осетин страшно даже и предположить. Малые народы России еще не научились самостоятельности и суверенитету: они все на дотации у русских, в т. ч. и ближнее зарубежье.

Сильный народ, такой как русский, это не тот народ, который может любого обидеть, а тот, что может выдержать неимоверные испытания и выстоять, вопреки. Русский народ оказался, по сути, единственным гарантом этнического разнообразия на территории России и СНГ. Это не British Raj, высасывающий все силы и богатства из более слабых народов.

Большинство национальных республик находится на дотации у российского бюджета, который почти полностью пополняется русскими деньгами и трудом. Да и в годы Российской Империи ее окраины облагались налогами минимально и сохраняли право на свой жизненный уклад. Русских пока еще 80 % населения. Но национальные меньшинства отказываются понимать эту истину. И всеми силами вредят русским, притесняют их, эксплуатируют.

Во всех национальных республиках титульные нации лишили русских права на все: на собственность, на хорошую работу, и тем более на управление, сделав их людьми второго сорта в собственной стране. При этом постоянно национальные меньшинства лезут во все федеральные органы власти в крупных русских центрах и регионах. Еще и жалуются при этом, что, мол, им не дают реализовать свои права «россиян», по национальному признаку.

Этническая преступность под прикрытием национальных меньшинств травит русских людей суррогатной водкой, азиатской наркотой, подавляют рэкетом, запугивают «международным» терроризмом, не дают торговать на рынках и проч. и проч. Будущие хозяева Российских территорий не станут терпеть хамства национальных меньшинств и диаспор нынешней России, ни на йоту не позволят им быть равными. Не будут понимать, и принимать их обычаи и культуру. Кончатся им все радости жизни, которые они с избытком, порой злоупотребляя, получали от русских. Все свои амбиции и замашки они испытают на собственной шкуре от себе подобных, но более могучих народов.

Такая вот перспектива вырисовывается для вечно недовольных и капризных мигрантов и национальных меньшинств без русских. Единственное, что им нужно для их же безопасности и светлого будущего признать приоритет и доминирующую роль русской нации в РФ.

Из книги Кризис коммунизма автора Зиновьев Александр Александрович

Национальные проблемы Национальные проблемы вообще принадлежат к числу таких проблем, которые чрезвычайно примитивны с некоей научно-беспристрастной точки зрения, если бы таковая была возможна. Но они обставлены таким множеством всяких габу, что такой

Из книги 2008_48 автора Газета Дуэль

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ Выступление Председателя КПСС Члена Президиума Национальной Ассамблеи О.С. Шенина в институте философии РАН Москва, 26 сентября 2008 годаУважаемые товарищи!Как уже давно прогнозировали многие аналитики, мир вступил в полосу жесточайшего

Из книги Ксенофобия или самооборона автора Федосеев Юрий Григорьевич

Национальные зачистки начали не русские Правда, Советский Союз Бог до поры до времени миловал. Длительное время мы жили под лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - и дожили до того, что провозгласили о стирании граней между населяющими нашу страну народами и

Из книги Газета Завтра 324 (7 2000) автора Завтра Газета

Тит МЕНЬШИНСТВА ПРОТИВ “РУССКОГО ДОМА” Подмосковная программа "Русский дом" под угрозой закрытия. Единственная в сетке отвязанных антирусских передач она все эти годы была исключением из первого правила российской демократии: "Русских патриотов на ТВ нет и быть не

Из книги Газета Завтра 343 (26 2000) автора Завтра Газета

Василий Ертаулов БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЯСАК (“Русские, уходите!” Или “русские, защитите!”?..) Посетивший недавно Москву казахстанский глава Назарбаев заговорил вдруг о том, как он любит, оказывается, и русских людей, и русский язык - создает даже некий фонд в

Из книги Анти-Мединский. Опровержение. Как партия власти «правит» историю автора Буровский Андрей Михайлович

Русские национальные мифы Если же о русских мифах… Простите, а о ком из соседних народов этих мифов у нас не сочиняли? Не будем даже о «лукавых» печенегах и «происках подлых византийцев». Будем считать, дело давнее, что политическая пропаганда и национальные стереотипы

Из книги Россия и Ближний Восток [Котел с неприятностями] автора Сатановский Евгений Янович

Глава 14 Энергобезопасность и меньшинства

Из книги Газета Завтра 22 (1019 2013) автора Завтра Газета

Диктат меньшинства Ирина Медведева, Татьяна Шишова 30 мая 2013 0 Политика Общество Комиссары новой культурной революции Со времен перестройки мы, казалось бы, уже привыкли к тому, что деятели так называемого андерграунда (или, говоря по-русски, подпольного искусства)

Из книги Национальная доктрина автора Заднепровский Богдан

56. Национальные меньшинства и Русская революция Национальные меньшинства, как известно, сыграли важную роль в русской социальной революции 1917 года. Их активное участие историки оценивают в 40 % всей революционной действующей силы. Это одна из особенностей русской

Из книги Литературная Газета 6461 (№ 18 2014) автора Литературная Газета

Следствия из «теоремы меньшинства» Что нам мешает быть вместе в жизни и на экране В феврале мы с Александром Прохановым выступали в Западной Сибири. С разными книгами приехали, но вопросы из зала: только Украина. Александр Андреевич со вздохом признавал: "Западенцы

Из книги Отцы наши милостивцы [сборник] автора Веллер Михаил

Национальные мифы Вообще-то мифологизирована история любого народа, равно как и любое национальное самосознание. Свое всегда видится покрупнее и позначительнее, а чужое – помельче во всех смыслах. Ну – каждый сначала впечатляется делами своей семьи, своего дома, своего

Из книги За державу обидно. Вопросы и ответы про СССР автора Пучков Дмитрий Юрьевич

Про национальные отношения 17.03.05Время от времени слушаю радио «Ретро». И сейчас вот сижу слушаю. Играет в нем древняя песня в стиле диско, восьмидесятых годов. Понятно, навевает воспоминания. Сладкие и не очень. Именно под эту песню первого сентября 1983 года в доме офицеров

Из книги Истинноверующий автора Хоффер Эрик

Глава IX Меньшинства 40.Положение меньшинств, как бы оно ни было защищено законом и властью, всегда непрочно. У меньшинства, старающегося сохранить свое групповое лицо, неудовлетворенность, порождаемая неизбежным ощущением непрочности положения, не так велика, как у

Из книги Россия и мир в XXI веке автора Тренин Дмитрий Витальевич

Национальные интересы Важнейшим общенациональным интересом России является сохранение свободы и независимости, обеспечение безопасности ее граждан и полная реализация возможностей экономического, социального, культурного и духовного развития страны. Этот базовый

Из книги Русская война автора Дугин Александр Гельевич

Естественные сети: этнические и религиозные меньшинства В сетевой войне могут использоваться как готовые сети, так и создаваться новые. Наиболее подходящими готовыми сетями являются этнические и религиозные общины (чаще всего меньшинства и секты). В государственных

Из книги Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления автора Прадхана Санджай

Национальные и межотраслевые факторы Антикоррупционная борьба в транспортном секторе неразрывно связана с действиями против коррупции во внешней среде. Сильная правовая и судебная среда необходима для того, чтобы меры правового контроля и оздоровления были

Определение и содержание понятия «национальные меньшинства» в странах Европы

Васильева Надежда Леонидовна, адъюнкт

Дальневосточного юридического института

МВД России

e - mail : nadya422@ rambler. ru

В странах Европейского Союза (далее ЕС) проживают около 75 миллионов человек. Из них 4,8 миллиона относят себя к определенному национальному или этническому меньшинству. Правда далеко не все называют своего этнического происхождения, или принадлежности. Поэтому в действительности в новых странах ЕС постоянно проживает более 6 миллионов человек, которые не принадлежат к этническому большинству, что составляет около 8 % от всех жителей этих государств¹. При этом процентное соотношение национальных меньшинств по отношению к основному населению весьма различно.

На настоящий момент существует целый ряд международно-правовых документов, определяющих основные критерии правового положения национальных меньшинств, которые можно использовать в качестве основы при развитии внутреннего законодательства. В тоже время, данные документы провозглашают лишь общие подходы, которые, безусловно, хотя и являются основополагающими, однако не могут привести к решению конкретных проблем. Поэтому до сих пор определяющим является законодательство отдельных стран, а точнее – практика правоприменения.

В свете сказанного, представляет интерес, как законодательство зарубежных стран определяет рассматриваемое понятие.

В Австрии национальными меньшинствами «являются, проживающие в отдельных частях территории Федерации и происходящие из этих мест группы австрийских граждан, для которых родным языком является не немецкий язык и которые составляют отдельную народность»². В частности к таковым относятся словены и хорваты, имеющие собственные традиционные территории, а также венгры, чехи, словаки, рома и синти.

В Бельгии меньшинством признается малочисленное германоязычное население, не защищенное территориальной автономией, но обладающее правом решать проблемы культур и образования3 .

Весьма интересен к определению понятия национальных меньшинств подход Венгерской Республики. Так, среди всех прочих критериев, в нем выделяется такой, как минимальный срок проживания на территории Венгрии необходимый для признания национальным меньшинством: «национальным или этническим меньшинством являются все этнические группы, проживающие на территории Венгерской Республики не менее одного века, составляющие количественное меньшинство среди населения государства, члены которых имеют венгерское гражданство и отличаются от остальной части населения своим языком, культурой и традициями, одновременно проявляя сознание своего единства, которое направлено на сохранение всего этого, на выражение и защиту интересов своих исторически сложившихся общин»4 .

Более универсальные определения национальных меньшинств дают Чехия, Беларусь, Украина, Молдавия.

Так, в Чехии «под национальным меньшинством подразумевается сообщество граждан Чешской Республики, отличающихся от остальных граждан, как правило, другим этническим происхождением, языком, культурой и традициями, представляющих в количественном отношении меньшинство и одновременно выражающих желание считаться национальным меньшинством, чтобы иметь возможность сообща сохранять и развивать свою самобытность, язык и культуру, а также с целью представления и защиты интересов своего исторически сложившегося сообщества»5 .

В национальном законодательстве Республики Молдова под «лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Молдова, являющиеся её гражданами, обладающие этническими, культурными, языковыми и религиозными особенностями, отличающими их от большинства населения-молдаван , и осознающие себя лицами иного этнического происхождения»6 .

В Республике Беларусь, под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются «лица, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь и имеющие гражданство Республики Беларусь, которые по своему происхождению, языку, культуре или традициям отличаются от основного населения республики»7 .

Законодательство же Украины , в отличие от рассмотренных нами стран, не предъявляет к национальным меньшинствам требований в отношении гражданства и языка: «национальными меньшинствами являются группы граждан Украины, которые не являются украинцами по национальности , обнаруживают чувства национального самосознания и общности между собой»8 .

Необходимость иметь прочные связи с государством для признания национальным меньшинством выдвигает Эстония. В соответствии со ст.1 Закона Эстонии от 26.10.1993 г. «О культурной автономии национального меньшинства» национальными меньшинствами являются граждане Эстонии, которые проживают на территории Эстонии, имеют давние, прочные и постоянные связи с Эстонией, отличаются от эстонцев своей этнической принадлежностью, своеобразием культуры, религией или языком, руководствуются желанием общими усилиями сохранить свои культурные традиции, религию или язык, служащие основой для их общей идентичности9 .

Ратифицируя Рамочную конвенцию, эстонские парламентарии снабдили ее декларацией, в которой привели определение «национального меньшинства», точь-в-точь повторяющее определение национального меньшинства, содержащееся в Законе о культурной автономии. Примечательно, что за такую ратификацию проголосовали все находившиеся в зале парламентарии-эстонцы, в то время как русские депутаты единогласно проголосовали «против». И на то были веские причины: из стенограммы парламентского выступления явно следовало, что тогда многие эстонские депутаты за национальные меньшинства принимали лишь русских староверов с Чудского озера и шведов с западно-эстонских островов.

В 1999 г. Эстония подала Совету Европы свой первый отчет, в котором определила примерный перечень групп, которых можно официально отнести к национальным меньшинствам: русские, немцы, шведы, евреи (они поименно перечислены и в Законе о культурной автономии), а также финны-ингерманландцы и латыши. Данные этого отчета были проанализированы специальным органом – Консультативным комитет, который в своем «Мнении по Эстонии» от 14 сентября 2001 г. прямо указал, что в качестве национальных меньшинств в Эстонии будет рассматривать и граждан, и неграждан10 .

Латвия при ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств признала национальными меньшинствами «граждан Латвии, которые отличаются от латышей по признаку культуры, религии и языка, на протяжении поколений традиционно жили в Латвии и считают себя принадлежащими к Латвийскому государству и обществу, желают сохранять и развивать свою культуру, религию или язык»11 . При этом было указано, что лица, не являющиеся гражданами Латвии или других стран, но постоянно и законно проживающие в Латвии, не принадлежат к национальному меньшинству в понимании Конвенции согласно определению национального меньшинства, данному в соответствующей декларации Латвийской Республики, но, идентифицируя себя с соответствующим этому определению национальному меньшинству, могут использовать предусмотренные Конвенцией права, если закон не определяет исключений.

Следует отметить, что в двухсторонних соглашениях и договорах, заключаемых Россией с другими государствами, нередко перечисляются в качестве меньшинств те этнические категории населения, чью культуру и язык договаривающиеся стороны желали бы согласованно защищать. Подобные документы подписаны со многими государствами - членами бывшего СССР, из чего можно сделать вывод, что среди «списочных» меньшинств числятся в России так называемые титульные нации бывших союзных республик – украинцы, казахи, молдаване, киргизы, туркмены и др.

В других европейских странах меньшинства, как правило, предстают либо в виде списка, либо их права строго привязаны к определенной территории.

Так, в Польше признанным является только «списочный» вариант, причем делаются различия между национальными меньшинствами и этническими группами. В качестве первых признаются: немцы, армяне, белорусы, евреи, литовцы, словаки, татары, украинцы, русские, чехи. Этническими группами являются: русины, цыгане, татары, караимы. Как языковое меньшинство выделяются также кушубы12 .

В Германии общее количество персон, официально причисленных к национальным меньшинствам, крайне невелико и проживает на ограниченных территориях. Подписывая Европейскую Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Германия декларировала, что поскольку Конвенция не содержит определения понятия «национальное меньшинство», ее положения на территории Германии будут применяться в отношении данов, сербов (лужичан), фризов, германских цыган (синти и рома). При этом федеральная конституция Германии не содержит каких-либо специальных указаний в отношении защиты меньшинств, но в конституциях германских земель, где проживают меньшинства, такие нормы имеются13 . Языки этих меньшинств – датский, северо-фризский, затерландско-фризский, цыганский, серболужицкий – пользуются поддержкой в соответствии с Европейской хартией о региональных языках или языках меньшинств, ратифицированной Германией в 1998 году.

Следует отметить, что в понятие «меньшинство» в Германии не включаются так называемые новые меньшинства, под которыми ними подразумеваются группы выходцев из разных стран, переселившихся в Германию главным образом по причинам экономического характера, а отчасти и в качестве политических беженцев (около 5 млн. человек). Большей частью это турки и выходцы из бывшей Югославии. Официально они национальными меньшинствами не признаются, однако в рамках действующего в ФРГ законодательства также и им предоставлены возможности для развития своего языка, культуры и религии.

Конституционный Совет Франции и вовсе не допустил ратификации Европейской Хартии региональных языков. Примечательно, что Франция единственная страна ЕС, не подписавшая Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Присоединяясь к Международному пакту о гражданских и политических правах (далее МПГПП), Франция сделала декларацию: «В свете статьи 2 Конституции Французской Республики, правительство Франции декларирует, что статья 27 не применяется в той мере, в которой она затрагивает Республику» Её позиция уточняется в докладах о выполнении МПГПП таким образом: «Франция – страна, в которой нет меньшинств» (1997 г.) и «конституционные соображения не допускают присоединения Франции к международным конвенциям, признающим меньшинства как таковые и как носителей коллективных прав» (2007 г.)14 . Тем не менее, Комитет по правам человека ООН утверждает, что Франции следует пересмотреть свою позицию по официальному признанию этнических, религиозных и лингвистических меньшинств.

Таким образом, подводя итоги можно сделать следующие выводы.

Во-первых, проведенный анализ зарубежного законодательства показывает, что существуют различные критерии и определения понятия «национальные меньшинства». Исходя из этого, существуют различные эффективные механизмы соблюдения и защиты прав национальных меньшинств. При этом, следует подчеркнуть, что во многих зарубежных странах на законодательном уровне предпринимаются попытки не только признать факт наличия национальных меньшинств, но и осуществляются активные действия, направленные на обеспечение их защиты, сохранения их самобытности и индивидуальных отличий и прочих с учетом международных норм и стандартов, а также сложившихся особенностей проживания национальных меньшинств в каждой стране. Так, Европа фактически разрешила проблемы с национальными меньшинствами, проживающими на определенной территории в государстве, отличающемся от их собственного (например, немецкое меньшинство в Польше или шведское меньшинство в Финляндии). Однако, оказалось гораздо сложнее разрешить проблему с национальными меньшинствами, которых нельзя определить на основании территориального критерия (напр., поляки в Германии, русские в балтийских республиках, и т.д.).

Во-вторых, исследование накопленного весьма значительного опыта регулирования прав национальных меньшинств в зарубежных странах дает широкие возможности для его использования и в практике российского правотворчества. Тем более, множество данных и примеров свидетельствует тому, что соблюдение прав национальных и этнических меньшинств служит во благо развитию тех государств, у которых существуют проблемы с меньшинствами.

Примечания:

1. Дрибинс Л. Этнические и национальные меньшинства в Европе». – Рига, 2004. – С.3.

2. Федеральный закон Австрийской Республики от 7 июля 1976 г. «О правовом положении национальных меньшинств» // Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. – М., 1994. – С.407.

3. Степанов В.В. Сохранение и развитие культурного многообразия. Российский опыт // Материалы семинара «Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их осуществления. – М., 2006. – С.3.

4. Закон Венгерской Республики LXXVII от 7 июля 1993 г. «О правах национальных и этнических меньшинств» // Национальные омбудсмены. Свод правовых положений. – Варшава, 1999. – С.94. // URL : http://nek.gov.hu/data/files/85199673.pdf.

5. Закон Чешской республики от 2 августа 2001 г. «О правах людей, относящихся к национальным меньшинствам» // Свод законов Чешской республики. – 2001. – № 273. – Параграф 182. – П. 1 f .

6. Закон Республики Молдова от 19 июля 2001 г. «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций» // Свод Законов Республики Молдова. – 2001. – № 382- XV . – Ст. 1.

7. См.: ст. 1 Закона Республики Беларусь № 1925-XII от 11.11.1992 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь»// URL :http://zakon2006.by.ru/part28/doc37327.shtm.

8. Закон Украины «Про национальные меньшинства в Украине» // Ведомости Верховной рады Украины. – 1992. - № 36. – Ст. 1 – С.529.

9. Закон Эстонии от 26.10.1993 г. «О культурной автономии национального меньшинства»// URL :http://www.venekultuuriautonoomia.ee/?smg=20&schg=20&data=86.

10. Полищук В. Очень рамочная Конвенция: пример Эстонии // Люди. Идеи. Встречи. – 2005. – 30 мая. – С.12.

11. Закон Республики Латвия от 26 мая 2005 г. «О Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» // URL :http://www.zapchel.lv/index.php?lang=ru&mode=archive&submode=year2005&page_id=1611.

12. Закон Республики Польша от 6 января 2005 г. «Устав о Национальных и Этнических Меньшинствах и Региональном Языке» URL :http://www.stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/PUBL_maly_rocznik_statystyczny_2008.pdf.

13. Степанов В.В. Сохранение и развитие культурного многообразия. Российский опыт // Материалы семинара «Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их осуществления. – М., 2006. – С.3.

14. Свобода выражения мнения, свобода собраний и ассоциаций //Прецедентные дела Комитета по правам человека – Институт прав человека, Университет Або Академи (Турку). – 2004.

15. Second Periodic Report, 1999 – Para. 162, p.39.

Вопрос национальности всегда стоял очень резко. Это обусловлено не только искусственными факторами, но также историческим развитием человечества. В первобытном обществе чужой всегда воспринимался негативно, как угроза или «досаждающий» элемент, от которого хочется избавиться. В современном мире этот вопрос обрёл более цивилизованные формы, но по-прежнему остался ключевым. Осуждать или давать какие-либо оценки не имеет смысла, так как поведением людей в основном руководит стадный инстинкт, когда речь заходит о «чужих».

Что такое национальное меньшинство?

Национальные меньшинства - это группы людей, которые проживают в являясь её гражданами. При этом они не относятся к коренному или оседлому населению территории и считаются отдельной национальной общиной. Меньшинства могут иметь такие же права и обязанности, как обычное население, но отношение к ним зачастую не слишком хорошее в силу множества причин.

Владимир Чаплинский, польский учёный, который тщательно изучал эту тему, считает, что национальные меньшинства - это консолидированные группы людей, которые чаще всего проживают в отдельных регионах страны, стремятся к автономии, при этом не хотят терять своих этнических черт - культуру, язык, религию, традиции и т.д. Численное их выражение значительно меньше обычного населения страны. Также важно, что национальные меньшинства никогда не занимают в государстве доминантного или приоритетного значения, их интересы скорее отодвигаются на второй план. Любое признанное меньшинство должно проживать на территории данной страны довольно длительный срок. Также примечательно, что они нуждаются в особой защите со стороны государства, так как население и отдельные граждане могут относиться слишком агрессивно по отношению к другой национальной группе. Такое поведение очень распространено во всех странах мира, где проживают определённые людей.

Защита прав национальных меньшинств - это ключевой вопрос в ряде стране, ведь мировое принятие меньшинств не ведёт за собой повсеместно изменение. Многие страны только принимают первые законодательные акты, которые будут направлены на защиту меньшинств.

Возникновение данного вопроса

Меньшинств стали актуальной темой в связи с тем, что этот вопрос довольно тесно связан с политикой государства. Конечно, понятие возникло и было введено в обиход из-за дискриминации населения по национальному признаку. Поскольку интерес к этому вопросу только возрастал, государство не могло оставаться в стороне.

Но чем же был вызван интерес к меньшинствам? Всё началось в XIX веке, когда многие империи начали распадаться. Это повлекло за собой то, что население оказалось «не у дел». Распад империи Наполеона, Австро-Венгерской, Оттоманской империи, Вторая мировая война - всё это повлекло за собой освобождение множества людей, даже народов. Многие государства получили независимость после краха Советского Союза.

Понятие "представитель национального меньшинства" стало использоваться только в XVII в международном праве. Сначала оно касалось только небольших региональных меньшинств. Чётко сформулированный и правильно составленный вопрос о меньшинствах был поднят лишь в 1899 году на одном из съездов социал-демократической партии.

Точного и единого определения термина нет. Но первые попытки сформировать сущность меньшинств принадлежали австрийскому социалисту О. Бауэру.

Критерии

Критерии национальных меньшинств были выделены в 1975 году. Группа учёных-социологов из Хельсинского университета решила провести объёмное исследование, посвященное теме этнических групп в каждой стране. По итогам исследования были выделены следующие критерии национальных меньшинств:

  • общее происхождение этнической группы;
  • высокая самоидентификация;
  • ярко выраженные культурные особенности (особенно собственный язык);
  • наличие определённой социальной организации, которая обеспечивает продуктивное взаимодействие внутри самого меньшинства и вне его.

Важно отметить, что учёные из Хельсинского университета делали акцент не на численном составе групп, а на отдельных аспектах социальных и поведенческих наблюдений.

Стоит отметить, что страны, национальным меньшинством которых являются очень незначительное количество людей, склонны относиться к ним более терпимо. Это объясняется психологическим феноменом - в малых группах общество не видит угрозы и считает их полностью контролируемыми. Несмотря на количественную составляющую, культура национальных меньшинств - их главное богатство.

Правовое регулирование

Вопрос о меньшинствах был поднят ещё в 1935 году. Тогда Постоянная палата международного правосудия сказала, что наличие меньшинств - вопрос факта, но не права. Неясное законодательное определение национального меньшинства присутствует в 32 пункте Копенгагенского документа СБСК 1990 года. Там сказано, что лицо может принадлежать к любому меньшинству осознанно, то есть по собственному желанию.

Декларация ООН

Меньшинств существует практически в каждой стране мира. В каждой из них существует определенная общность людей со своим этносом, культурой, языком и т.д. Всё это только обогащает коренное население территории. Во множестве стран мира существуют законодательные акты, которые контролируют развитие меньшинств в национальном, культурном и социально-экономическом плане. После того как была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам, данный вопрос стал международного уровня. Декларация закрепляет права меньшинств на национальную самобытность, возможность пользоваться своей культурой, говорить на родном языке и иметь свободное вероисповедание. Также меньшинства могут создавать объединения, налаживать контакты со своей этнической группой, проживающей в другой стране, а также участвовать в принятии решений, непосредственно их затрагивающих. Декларация закрепляет обязанности государства по охране и защите национальных меньшинств, учёте их интересов во внешней и внутренней политике, предоставление условий для развития культуры меньшинств и т.д.

Рамочная конвенция

Создание Декларации ООН послужило тому, что в ряде стран Европы начали создаваться законодательные акты, которые раскрывали права и обязанности национальных меньшинств, проживающих на той или иной территории. Стоит заметить, что действительно серьёзным этот вопрос стал только после вмешательства ООН. Теперь вопрос о меньшинствах должен был регулироваться не самостоятельно государством, а исходя из мировой практики.

Начиная с 80-годов активно шло создание, разработка и усовершенствование многостороннего договора. Завершился этот длительный процесс тем, что была принята Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Она указывала на то, что защита меньшинств и предоставление им надлежащих прав стали полноценной частью проекта по отдельного человека. На сегодняшний день Рамочную конвенцию подписали 36 стран мира. Конвенция национальных меньшинствах показала, что миру небезразлична судьба отдельных этнических групп.

В то же время страны СНГ решили принять свой всеобщий закон о защите меньшинств. Повсеместное создание международных документов о национальных меньшинствах говорит о том, что вопрос перестал быть государственным и стал международным.

Проблемы

Нельзя забывать того, что страны, подписывающие получают новые проблемы. Положения Конвенции предполагают значительное изменение законодательства. Таким образом, стране нужно либо менять свою законодательную систему, либо принимать множество отдельных международных актов. Также следует отметить, что ни в каком международном документе нельзя отыскать определение термина «национальные меньшинства». Это приводит к ряду сложностей, так как каждому государству отдельно приходится создавать и находить признаки, которые признаются общими для всех меньшинств. Это всё занимает длительное время, поэтому процесс идёт очень медленно. Несмотря на международную активность в этом плане, на практике всё обстоит несколько хуже. Кроме того, даже созданные критерии часто являются очень неполными и неточными, что порождает массу проблем и недоразумений. Не стоит забывать о негативных элементах каждого общества, которые единственно желают нажиться на том или ином законе. Таким образом, мы понимаем, что проблем в данной области регулирования международным правом очень много. Решаются они постепенно и индивидуально, в зависимости от политики и собственных предпочтений каждого государства.

Правовое регулирование в разных странах мира

Права национальных меньшинств в разных странах мира значительно разнятся. Несмотря на общее и международное принятие меньшинств как отдельной группы людей, которая должна иметь свои права, всё же отношение отдельных политических лидеров может быть субъективно. Отсутствие чётких подробных критериев отбора меньшинства только способствует такому влиянию. Рассмотрим, каково положение и проблемы национальных меньшинств в разных уголках мира.

В документах Российской Федерации не существует конкретного определения термина. Однако он часто применяется не только в международных документах РФ, но также в Конституции России. Стоит отметить, что защита меньшинств рассматривается в разрезе ведения федерации и в разрезе совместного ведения федерации и её субъектов. Национальные меньшинства в России имеют достаточно прав, поэтому нельзя сказать, что РФ слишком консервативная страна.

Украинское законодательство попыталось объяснить термин «национальное меньшинство», говоря, что это определённая группа людей, которые не являются украинцами по национальному признаку, имеют собственное этническое самосознание и общности внутри себя.

В законе Эстонии «О культурной автономии» говорится, что национальное меньшинство - это граждане Эстонии, которые связаны с ней исторически и этнически, давно проживают на территории страны, но отличаются от эстонцев особой культурой, религией, языком, традициями и т.д. Именно это служит признаком самоидентификации меньшинства.

Латвия приняла Рамочную конвенцию. Латвийское законодательство определяет меньшинства как граждан страны, которые отличаются культурой, языком и религией, но на протяжении веков были привязаны к этой территории. Также указывается, что они принадлежи латвийскому обществу, сохраняют и развивают собственную культуру.

В славянских странах отношение к лицам национальных меньшинств более лояльное, чем в других странах мира. Например, национальные меньшинства в России существуют практически на одинаковых правах с коренными россиянами, тогда как в ряде стран меньшинства даже не признаются существующими.

Другие подходы к вопросу

В мире существуют страны, которые отличаются своим особенным подходом к вопросу национальных меньшинств. Причин тому может быть множество. Одна из самых частых - это длительная вековая вражда с меньшинством, которое на протяжении долгого времени затормаживало развитие страны, угнетало коренных жителей и стремилось занять самое выгодное положение в обществе. К странам, которые иначе смотрят на вопрос меньшинств, можно отнести Францию и Северную Корею.

Франция является единственной страной ЕС, которая отказалась от подписания Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Также перед этим Конституционный совет Франции отверг ратификацию Европейской Хартии региональных языков.

В официальных документах страны говорится, что во Франции нет меньшинств, а также, что конституционные соображения не позволяют Франции подписывать международные акты о защите и присоединении национальных меньшинств. Органы ООН считают, что государство должно решительно пересмотреть свои взгляды в этом вопросе, так как официально в стране присутствует множество лингвистических, этнических и религиозных меньшинств, которые должны иметь свои законные права. Тем не менее на данный момент этот вопрос завис в воздухе, так как Франция не желает пересматривать своё решение.

Северная Корея - это страна, которая по многим признакам отличается от других стран мира. Неудивительно, что в этом вопросе она не согласилась с мнением большинства. В официальных документах говорится, что КНДР - это государство одной нации, именно поэтому вопрос о существовании меньшинств не может существовать в принципе. Однако очевидно, что это не так. Меньшинства присутствуют практически везде, это обыкновенный факт, который проистекает из исторических и территориальных аспектов. Что ж, если негласные меньшинства подняты до уровня коренного населения, это только к лучшему. Однако возможен вариант, когда меньшинства сильно ущемляются в своих правах не только со стороны государства, но и со стороны отдельных граждан, которые с ненавистью и агрессией относятся к меньшинствам.

Отношение общества

Закон о национальных меньшинствах в каждой стране соблюдается по-разному. Несмотря на официальное признание меньшинств, в каждом обществе часто встречается дискриминация меньшинств, расизм и социальная изоляция. Причин тому может быть много: разные взгляды на религию, отвержение и неприятие другой национальности как таковой и т.д. Не стоит говорить, что дискриминация обществом - это серьёзная проблема, которая может привести к множеству серьёзных и сложных конфликтов на уровне государства. В ООН вопрос он меньшинствах актуален уже около 60 лет. Несмотря на это, многие государства остаются безразличными к судьбе какой-либо группы внутри страны.

Отношение общества к национальным меньшинствам во многом зависит от политики государства, её интенсивности и убедительности. Многим людям просто нравится ненавидеть, так как за это всё равно не накажут. Однако ненависть никогда не заканчивается просто так. Люди объединяются в группы, и тут начинает проявлять себя массовая психология. То, что один человек никогда бы не сделал из-за страха или морали, вырывается наружу, когда он в толпе. Подобные ситуации действительно имели место быть во многих странах мира. В каждом случае это приводила к ужасным последствия, смертям и покалеченным жизням.

Вопрос о национальных меньшинствах в каждом обществе должен подниматься с самых ранних лет, чтобы дети приучались уважать человека другой национальности и понимать, что у них равные права. Однородного развития данного вопроса в мире нет: некоторые страны активно преуспевают в просвещении, некоторые ещё захвачены первобытной ненавистью и глупостью.

Негативные моменты

Этнические национальные меньшинства имеют множество проблем даже в современном разумном мире. Чаще всего дискриминация меньшинства основывается не на расизме или ненависти, а на обычных факторах, продиктованных социально-экономическим аспектом. Это во многом зависит от государства, которое, скорее всего, не уделяет достаточного внимания социальной защищенности своих граждан.

Чаще всего проблемы возникают в сфере найма на работу, образовании и жильё. Исследования и интервью с многими ведущими экспертами указывают на то, что практика дискриминации национальных меньшинств действительно имеет место быть. Многие работодатели могут отказать в приёме на работу по разным причинам. Особенно такая дискриминация касается прибывших из Азии и лиц кавказской национальности. Если на низком уровне, когда нужна просто дешёвая рабочая сила, этот вопрос менее явен, но при приёме на высокооплачиваемую должность такая тенденция очень ярка.

Что касается образования, то работодатели часто не доверяют дипломам лиц из меньшинств по многим причинам. Действительно существует мнение, что иностранные студенты приезжают просто для того, чтобы получить пластиковое свидетельство об образовании.

Вопрос жилья также остаётся очень актуальным. Обычные граждане не желают рисковать и сдавать родные стены подозрительным лицам. Они предпочитают отказаться от прибыли, чем связываться с лицами другой национальности. Однако каждый вопрос имеет свою цену. Именно поэтому труднее всего приходится иностранным студентам, которые не имеют в своём распоряжении слишком много денег. Те же, кто может себе позволить хорошее существование, чаще всего получают желаемое.

Защита национальных меньшинств - это важный вопрос для всего мирового сообщества, ведь каждый человек вследствие исторических событий может оказаться членом меньшинства. К сожалению, не все страны готовы понять и принять этнические группы, с которыми в прошлом была вражда. Однако защита национальных меньшинств выходит на новый уровень с каждым годом. Это показывает мировая статистика, поскольку правила становятся всё более лояльными.

Национальные меньшинства в постсоветской России: международно-правовые аспекты

Тема статьи не позволяет углубляться в существо этих дискуссий, однако я всё же отмечу, что основные разногласия между «классической» и «новой» трактовкой понятия касались, скорее, его объёма: новая и более либеральная интерпретация Статьи 27 Пакта о гражданских и политических правах позволяла, с точки зрения её авторов, расширить объём понятия «меньшинство», включив в него неграждан (апатридов, беженцев, иностранцев, мигрантов) и ослабив требование наличия длительных исторических связей миноритарного сообщества с государством проживания . Эта трактовка основывается на буквальном прочтении Статьи 27, в которой речь идёт о «лицах», а не о «гражданах». Многие юристы-международники не согласны с такой интерпретацией, указывая на то обстоятельство, что она не учитывает всего исторического контекста подготовки Пакта и его последующих интерпретаций. Кроме того, позиция государств - участников Пакта (всех государств Латинской Америки, США и большинства государств Старого Света), отражённая также в монографиях, поступивших в распоряжении Ф. Капоторти, основывалась на ограничительной трактовке понятия «меньшинство», в соответствии с которой в его объём включались лишь давно возникшие и чётко определяемые сообщества, а не иностранцы, мигранты или новые меньшинства . В отсутствии фиксированного определения данного понятия в документах международного права эта позиция всё же позволяет аргументировано подходить к признанию за конкретными сообществами правового статуса национального меньшинства или давать мотивированный отказ в наделении этим статусом. Однако нельзя не упомянуть и того обстоятельства, что противников ограничительной трактовки понятия «меньшинство» также немало.

Упоминания заслуживает и ещё один понятийно-терминологический аспект, некоторые из трактовок которого часто основаны на ошибках интерпретации международной терминологии. Речь идёт об используемом в документах ООН понятии «этнические (включая национальные), религиозные и языковые меньшинства» (оно, как известно, является частью наименования соответствующей Декларации ООН) и его аналоге в европейском региональном праве - «национальные меньшинства». При использовании этих двух терминов (точнее терминосочетаний, обозначающих два понятия) следует помнить, что в тезаурусе, используемым структурами ООН, понятие «национальный» в связи с меньшинствами используется редко и неохотно, а анализ его употреблений свидетельствует о том, что оно там сводится к частному случаю «этнических меньшинств», а именно тех, которые стремятся получить статус нации или считают себя таковой, что было отмечено ещё в работе И. Клода, написанной в 1950-х гг. .

Не случайно и в названии Декларации о правах меньшинств речь идёт о «национальных или этнических» меньшинствах, что подчёркивает их синонимичность. Юристы-международники, анализировавшие и сопоставлявшие эти термины , утверждают, что европейское правовое понятие «национальные меньшинства» в целом эквивалентно используемому в документах ООН понятию «национальные или этнические, религиозные и языковые меньшинства». Чем они при этом руководствуются и что имеют в виду?

Гаэтано Пентасулья, эксперт Совета Европы, отмечает, что значение термина «национальные» в понятии «национальные меньшинства» в документах Совета Европы и ОБСЕ подчёркивает такие компоненты традиционного содержания этого понятия, как длительная историческая связь с данным государством и наличие у членов меньшинства его гражданства , что по своей сути совпадает с традиционной трактовкой меньшинств в документах ООН, хотя и опирается на иную терминологию. Он утверждает, что здесь мы сталкиваемся с использованием разных терминов с одинаковыми значениями .

К аналогичному выводу приходит и другой юрист-международник, анализировавший эти понятия - Ян Хельгесен, утверждавший, что термин «национальный» в понятии «национальное меньшинство» в Хельсинском заключительном акте соответствует объёму понятия 27 Статьи Пакта, где речь идёт об «этнических, религиозных или языковых меньшинствах», которые согласно хорошо аргументированной и устоявшейся интерпретации не позволяют распространять защитные нормы этой статьи на недавних мигрантов .

Наконец, консультативный орган Совета Европы - Европейская Комиссия за демократию через закон, называемая также Венецианской комиссией, поскольку её штаб-квартира находится в Венеции, включила в свои предложениях для Европейской Конвенции по защите меньшинств определение меньшинства, где оба обсуждаемых термина выступают в качестве полных синонимов:

Следует, однако, сказать, что противоположная тенденция - к расширительной трактовке понятия «меньшинство» и к включению в его объём не только граждан государства, но и мигрантов, также поддерживается рядом специалистов и некоторыми официальными представителями различных европейских региональных структур.

Россия, как нам всем хорошо известно (в отличие от некоторых стран Центральной и Восточной Европы, принявших специальное законодательство в отношении национальных меньшинств), предоставив конституционные гарантии охраны прав национальных меньшинств , не имеет специального закона о меньшинствах или норм, содержащих определение понятия «национальное меньшинство». Известно также, что при подписании и ратификации Рамочной Конвенции Россия сделала следующее заявление:

«Российская Федерация считает неправомочным включение в оговорки и заявления при подписании или ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств в одностороннем порядке определения термина «национальное меньшинство», которое не содержится в Рамочной конвенции. По мнению Российской Федерации попытки исключения из сферы действия Рамочной конвенции постоянно проживающих на территории государств-участников Рамочной конвенции лиц, ранее имевших гражданство, но произвольно лишённых его, противоречат целям Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» .

Уместно заметить, что различного рода заявления, часть из которых может рассматриваться и как определения понятия «национальные меньшинства», помимо России сделали, например, также Австрия, Латвия, Люксембург, Польша, Швейцария и Эстония. Австрия, например, соотнесла терминологию Конвенции со своим законом об этнических группах (Volksgruppengesetz ), в соответствии с которым к ним относятся «группы, которые проживают и традиционно считают своим домом части территории Республики Австрия и которые состоят из граждан Австрии, с собственными родными ненемецкими языками и собственными этническими культурами» .

Латвия, отметив, что Рамочная Конвенция не содержит определения понятия «национальное меньшинство», сопроводила ратификационный документ заявлением, что Конвенция будет применяться «к гражданам Латвии, которые отличаются от латышей в отношении своей культуры, языка или религии» и «кто традиционно проживал в Латвии в течение поколений и относит себя к латвийским государству и обществу» и, наконец, «кто желает сохранять и развивать свои культуру, религию, или язык». Лица без гражданства и апатриды, которые в заявлении Латвии обозначаются как «лица, не являющиеся гражданами Латвии или другого Государства, постоянно и на легальной основе проживающие в Республике Латвия», и «кто не относится к национальному меньшинству как оно определено в этом заявлении, но кто идентифицирует себя с национальным меньшинством в соответствии с приведённым определением, будут обеспечены правами, содержащимися в Рамочной Конвенции, если законодательством не сделаны специальные исключения» .

Гражданство и длительные связи со страной проживания подчеркнули в своих определениях понятия также Люксембург , Польша , Швейцария и Эстония . Часть стран-участников Конвенции предпочли в своих декларациях приводить перечни конкретных сообществ, включаемых ими в понятие «национальное меньшинство». Так поступили, например, Македония, перечислив албанцев, турок, влахов, боснийцев и цыган; Германия - датчан, лужичан (сорбов), фризов и цыган с немецким гражданством; Дания - немцев Ютландии; Нидерланды - фризов; Словения - итальянцев, венгров и цыган и Швеция - саами, шведских финнов, торнедальцев, цыган и евреев.

Кроме Европейской рамочной конвенции, Россия была инициатором Конвенции СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, которая была подписана главами десяти государств в Москве (октябрь 1994 г.) и вступила в силу в 1997 г. после того, как её ратифицировали три государства - Азербайджан, Армения и Беларусь. Статья 1 этой Конвенции гласила:

«Для целей настоящей Конвенции под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной Договаривающейся Стороны и имеющие её гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной Договаривающейся Стороны» .

Конвенция была внесена на ратификацию в российский парламент ещё в сентябре 1995 г., но проект закона о её ратификации был отклонён Государственной Думой, в результате чего эта Конвенция до сих пор не применяется на территории России. Помимо того, её положения не предусматривают механизмов контроля за её соблюдением, поэтому она носит, скорее, декларативный характер и представляет сегодня лишь исторический интерес как один из ранних постсоветских документов, содержащих определение «национального меньшинства».

Помимо международных соглашений, культурные и языковые права меньшинств регулируются федеральным и региональным законодательством в области культуры и Языковой политики, а также федеральным законом о национальнокультурной автономии, Статья 4 которого содержит перечень прав НКА, а Статья 7 - гарантии политического представительства на уровне консультативных органов. Текст закона об НКА не содержит определения национального меньшинства, хотя в его Статье 1 это понятие используется для определения национально-культурной автономии.

Реконструировать объём понятия «национальное меньшинство» в случае российской законодательства позволяет лишь правоприменительная практика, в частности, в сфере международных обязательств. Например, это отчасти позволяет сделать механизм отчётности по ратифицированной Российской Федерацией в июне 1998 г. и вступившей в силу 1 декабря 1998 г. Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, в рамках которого Россия представила уже три отчёта.

В первом отчёте «“классическими” национальными меньшинствами» названы 23 «титульных этноса», в том числе перечислены 19 из них - «азербайджанцы, армяне, белорусы, греки, грузины, казахи, киргизы, корейцы, латыши, литовцы, молдаване, немцы, поляки, таджики, туркмены, узбеки, украинцы, финны, эстонцы и др.» . Становится очевидным, что под «классическими национальными меньшинствами» авторы доклада имели в виду сообщества, имеющие «собственные» национальные государства. Затем упоминается категория коренных малочисленных народов России, охватывавшая на момент отчёта 65 народов, и также включаемая в объём понятия «национальное меньшинство», поскольку первый и два последующих доклада содержат специальные разделы с описанием защитных мер, реализованных в отношении языков и культур этих народов.

В докладе отмечается, что «среди российских учёных и политиков ещё не выработано единое мнение относительно критериев, определяющих понятие “национальное меньшинство”. В то же время практика показывает, что при реализации различного рода запросов национальных меньшинств в этническом составе Российской Федерации выделяют две группы образований:

Кроме того, подчёркивается, что «в действующем российском законодательстве отсутствует определение понятия “национальное меньшинство” и, соответственно, не может быть сформирован и перечень групп населения, признаваемых в качестве национальных меньшинств» .

Консультативный комитет по Рамочной Конвенции Совета Европы в своём заключении по первому докладу и результатам инспекционной поездки в Россию отметил, что «асимметричная федеральная структура и тот факт, что меньшинства подпадают под разные категории с различными правовыми режимами от “вынужденных переселенцев” до “коренных малочисленных народов Севера”, создают особые проблемы при определении применимости Рамочной Конвенции в условиях Российской Федерации . Комментируя объём понятия «национальное меньшинство», члены Консультативного комитета отмечают, что защита Конвенции «может предоставляться лицам, принадлежащим к рассматриваемым группам, независимо от наличия у них собственных “национально-территориальных образований” и от их проживания на этих территориях» .

В заключение я должен остановиться на кратком комментарии ещё одного международного документа, ратификация которого также будет содействовать выявлению перечня сообществ с официально закреплённым статусом меньшинств. Речь идёт о Европейской Хартии региональных или миноритарных языков, которую Россия подписала ещё в мае 2001 г. . Подготовительные работы к ратификации Хартии и пилотные проекты по её реализации в отдельных регионах России стартовали полтора года назад.

Практическая работа в этой сфере была возложена на Министерство регионального развития, под эгидой которого была создана Межведомственная рабочая группа по вопросу ратификации Хартии. Первые заседания группы состоялись в 2006 г. В силу того, что в заседаниях участвовали пф преимуществу лингвисты и специалисты в сфере управления образованием, но не было юристов-международников, занимающихся проблемами языковых прав, значительное время ушло на обсуждение толкований терминов «национальные меньшинства», «региональные языки» и «языки меньшинств», чего можно было бы избежать, ознакомившись с анализом понятийного инструментария Хартии, предлагаемого ведущими европейскими экспертами в области языковых прав . В Хартии, в отличие от многих документов ОБСЕ и Рамочной Конвенции по защите прав меньшинств, не используются понятия «меньшинство», или «национальное меньшинство», а термины «региональные языки» и «языки меньшинств» рассматриваются как эквивалентные, образуя единое понятие «региональные языки или языки меньшинств», используемое во всём тексте Хартии для обозначения основного объекта защиты. Существенными в рамках Хартии понятиями, разграничение между которыми предстоит освоить российским юристам и чиновникам - региональные языки (альтернативно именуемые в некоторых государствах как языки меньшинств) и языки нетерриториальные (определения приводятся в Ст. 1 Хартии).

Для практиков же важнейшими различиями станут не дефиниции этих понятий в Хартии, а перечень языков в ратификационном докладе России, в котором государство берёт обязательства защищать одни языки набором норм, указанных в Части III, а другие языки - в Части II Хартии. Разграничение между языками Части II и языками Части III и станет важнейшим практическим ориентиром (инструментальной классификацией) для конкретного языкового планирования в рамках реализации Хартии в России.

Для тех, кто мало знаком с нормами Хартии, стоит также добавить, что она направлена на защиту языков, традиционно используемых на территории государств (в специальной литературе они иногда именуются также автохтонными или коренными), а не диалектов официальных языков и не языков, на которых говорят недавние мигранты. Таким образом, под защиту норм Хартии не попадут большинство языковых сообществ, языки которых не будут отнесены к языкам России, несмотря на то обстоятельство, что значительная их часть преподаётся в российских школах как предмет, либо на них ведётся преподавание. Этот момент, редко привлекающий внимание специалистов, демонстрирует вполне очевидное обстоятельство, что в условиях России, вопреки тому несомненному факту, что Хартия защищает языки, а не группы меньшинств, перечень языков будет формироваться под сильным влиянием сложившихся представлений о том, какие сообщества могут претендовать на статус российских национальных меньшинств.

Следует также отчётливо понимать, что Хартия является документом, основанным не на перечне прав и мер их защиты, но на перечне государственных обязательств. Её ратификация, в частности, может оказаться сопряжённой со значительными расходами, основное бремя которых по российскому законодательству будет возложено на региональные бюджеты. По нашим оценкам, обязательства по третьей части Хартии могут быть распространены на 40-50 основных языковых сообществ, обладающих достаточно развитой инфраструктурой языковой поддержки (т.е. на данном языке существуют учебники, словари, учебные курсы, преподаватели, литературные произведения, искусство - например, театр и средства массовой информации, включая телевидение и Интернет). При этом годовая стоимость поддержки и развития такой инфраструктуры для одного языка колеблется в диапазоне от 18 до 36 млн. евро независимо от числа носителей языка (стоимость производства радио- и телепрограмм и разработки учебных курсов и литературы) 31 . Ратификационный документ, будущие отчёты по Хартии и деятельность в её рамках по защите миноритарных языков, несомненно, будет содействовать и правовой консолидации статуса меньшинств, что позволит говорить о них не только как о теоретическом понятии, но и как о категории административной практики.

Соколовский Сергей Валерьевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, главный редактор журнала «Этнографическое обозрение» (г. Москва).
По данным IPUMS (Integrated Public Use Microdata Series; https://intemational.ipums.org/intemational/), на начало 2000-х гг. из 140 стран, предоставивших переписные анкеты, 66 использовали в своих переписях разнообразные категоризации этничности/происхождения/культурной принадлежности; 19 государств - расовые категории; 14 - вопросы о принадлежности к коренному населению. В дополнение к этому 71 государство использовало категорию языка, 74 - религиозную принадлежность и 131 - страну рождения или происхождения.
Лингвисты полагают, что термин ламут использовался якутами для обозначения эвенов, откуда он попал в русский язык, где функционировал в качестве официального наименования этого народа вплоть до 1917 г. Наиболее распространённым самоназванием остаётся эвен и его диалектные и говорные фонетические варианты.
Заметим, что кумандинцы, теленгиты, тубалары и челканцы традиционно относились к алтайцам, что не помешало их внесению в «Перечень коренных малочисленных народов Севера» в качестве самостоятельных сообществ. Напомню, что на статус самостоятельных народов претендуют также поморы и казаки.
Нередко один и тот же термин обозначает разные понятия, как например, термин «народ» в тексте российской Конституции (подр. о терминосистеме российского конституционного права в сфере национальной политики см.: Соколовский С.В. О возможностях диалога между юристами и антропологами: терминоведческие заметки // Юридическая антропология: закон и жизнь. М., 2000; его же. Терминология и концептуализация этнонациональной политики в конституционном праве РФ // Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в РФ. М., 2004; его же. Categorise, Code, and Count: the Politics of Nationalities List Construction in the Russian Census of 2002 // Бюллетень «Антропология, меньшинства, мультикультурализм». Краснодар, 2004. № 6; его же. Концептуализация этнонациональной политики в текстах республиканских конституций // Право и этничность в субъектах Российской Федерации. М., 2004; его же. Эссенциализм в российском конституционном праве (на примере терминологии, используемой в конституциях республик в составе РФ) // Русский национализм: социальный и культурный контекст. М., 2008.
Несмотря на то, что члены ООН в декабре 1948 г. в специальной Резолюции о судьбе меньшинств отметили, что универсальный характер Декларации не позволяет включить в её текст специальной статьи по проблеме меньшинств (поскольку затруднительно найти единое решение для такой сложной и деликатной проблемы, имеющей особые аспекты в каждом государстве), они всё же сочли необходимым подчеркнуть, что ООН «не может оставаться равнодушной к судьбе меньшинств», и даёт поручение Комиссии по правам человека и Подкомиссии по предотвращению дискриминации и защите меньшинств изучить данную проблему, с тем чтобы Объединённые Нации смогли «принять эффективные меры для защиты расовых, национальных, религиозных или языковых меньшинств» . В соответствии с этой резолюцией в Экономический и Социальный Совет были переданы тексты делегаций Дании, СССР и Югославии по данному вопросу . Мнение, что гарантии основных прав человека автоматически обеспечат и коллективные права меньшинств, было признано ошибочным, поэтому в Международный пакт о гражданских и политических правах была включена особая статья о меньшинствах (Ст. 27): «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды, а также пользоваться родным языком».
Работа над принципами, изложенными в приведённом тексте Статьи 27, осуществлялась в рамках специальной Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии по правам человека ООН. На своей 24-й сессии в 1971 г. Подкомиссия приняла резолюцию, в которой назначила Специального докладчика для проведения исследования в соответствующей области. По просьбе Специального докладчика Ф. Капоторти (24.10.1972 г.) Генеральный Секретарь ООН направил вербальную ноту пра­вительствам государств - членов ООН с просьбой о помощи Специальному докладчику в сборе материалов по разработанной программе. В ответ на вербальные ноты 46 стран прислали свою информацию. На её основе и с привлечением данных специализированных учреждений ООН и неправительственных организаций было подготовлено 76 монографий о положении этнических, языковых и религиозных групп в 75 странах мира. На основе этих монографий были разработаны предварительный доклад и его проект, а на своей 30-й сессии Подкомиссия рассмотрела окончательный доклад, который был опубликован в 1979 г. См.: Капоторти Ф. Исследование по вопросу о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языко­вым меньшинствам. Нью-Йорк, 1979.
Эта трактовка была поддержана Советом по правам человека ООН в комментарии № 23 к Статье 27. Ср. также комментарий по Словении в: UN Doc. CCPR/C/79/Add. 40.
Pentassuglia G. Defining «Minority» in International Law: a Critical Appraisal. Rovaniemi, Lapland’s University Press, 2000. P. 23-24.
Claude I. National Minorities: an International Problem. Cambridge, Harvard University Press, 1955. P. 2.
Cm.: Pentassuglia G. Defining «Minority» in International Law...; Henrard K. Devising an Adequate System of Minority Protection: Individual Human Rights, Minority Rights, and the Right to Self-Determination. The Hague, Kluwer Law International, Martinus Nijhoff Publ., 2000.
Pentassuglia G. Defining «Minority» in International Law... P. 3; Pentassuglia G. Minorities in International Law. Strasbourg, Council of Europe Publ., 2002. P. 63.
Pentassuglia G. Minorities in International Law... P. 63.
HelgesenJ. Protecting Minorities in the Conference on Security and Cooperation in Europe (CSCE) Process // The Strength of Diversity: Human Rights and Pluralistic Democracy. Ed. by A. Rosas, J. Helgesen. Dordrecht, 1992. P. 163-164.
Proposal for an European Convention for the Protection of Minorities CDL. 1991. Art.2.
Статья 71 Конституции РФ: «В ведении Российской Федерации находятся: ...в) регулирование и запщта прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств...»; Статья 72.1. «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: ...б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств...».
Федеральный закон «О ратификации Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств» от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ // Собрание законода­тельства РФ. 1998. № 25, ст. 2833.
Volksgruppengesetz. Federal Law Gazette. 1976. № 396.
List of declarations made with respect to treaty No. 157 Framework Convention for the Protection of National Minorities Status as of: 24/10/2011 http://conventions.coe.int/treaty/Commun/print/
ListeDeclarations.asp?NT=157&CM=8&DF=12/l 0/2011 &CL=ENG& VL= 1 .
Великое герцогство Люксембургское понимает под «национальным меньшинством» в контексте Рамочной Конвенции группу людей, проживающих многие поколения на его территории, имеющих гражданство Люксембурга и сохраняющих отличительные характеристики в этническом и языковом отношении. На основе этого определения Великое герцогство Люксембургское должно заявить, что на его территории нет «национальных меньшинств» (List of declarations...).
Принимая во внимание тот факт, что Европейская Конвенция по защите национальных меньшинств не содержит определения понятия национальных меньшинств, Республика Польша заявляет, что она понимает этот термин как национальные меньшинства, проживающие на территории Республики Польши, чьи члены в то же самое время являются польскими гражданами... (List of declarations...).
Швейцария заявляет, что в Швейцарии национальными меньшинствами в смысле рамочной Конвенции являются группы индивидов, в численном отношении меньшие, чем остальное население страны или кантона, члены которых являются швейцарскими гражданами, имеющими длительные, прочные и устойчивые связи со Швейцарией и руководствующиеся желанием сообща сохранять то, что составляет их общую идентичность, в особенности свою культуру, свои традиции, свою религию или свой язык (List of declarations...).
Республика Эстония понимает под термином «национальные меньшинства», который не определён в Рамочной Конвенции по защите национальных меньшинств, следующее: «Национальным меньшинством» считаются те граждане Эстонии, которые проживают на территории Эстонии, поддерживают длительные, прочные и устойчивые связи с Эстонией, отличаются от эстонцев на основе этнических, культурных, религиозных или языковых характеристик и мотивированы желанием сообща сохранять свои культурные традиции, свою религию или свой язык, составляющие основу их общей идентичности» (List of declarations...).
Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Москва, 21 октября 1994 (http://elib.org.ua/intemationallaw/ua_readme.php?
subaction=showfull&id=1095944830&archive=&start_ from=&ucat=l &).
Статья 4 № 74-ФЗ (17.06.1996) - «Права национально-культурной автономии»: «Национально-культурная автономия имеет право: получать под­держку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремёсла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сферах образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей» (Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; http://constitution.garant.ru/act/right/135765/chapter/1/).
Доклад Российской Федерации о выполнении положений Рамочной кон­венции о защите национальных меньшинств. См.: http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/minorities/3_FCNMdocs/PDF_lst_SR_RussianFederation_ru.pdf (08.03.2000) С. 3.
Там же. С. 12-13.
Там же. С. 11.
Advisory committee on the Framework Convention for the protection of national minorities. Opinion on the Russian Federation. Strasbourg, 13 September 2002 (ACFC/INF/OP/I(2003)005). P. 7. В оригинале текст звучит следующим образом: «Advisory Committee acknowledges that the asymmetrical federal structure and the fact that minorities fall within various categories with different legal regimes, ranging from “forced migrants” to “numerically small indigenous peoples of the north”, raise particular challenges when determining the applicability of the Framework Convention in the context of the Russian Federation». Официальный русский перевод, подготовленный Департаментом лингвистического обеспечения (ДЛО) МИД России, содержит множество неточностей и ошибок, в том числе и в приведённом выше параграфе. Например, «fall within various categories» почему-то передаётся как «подразделяются на множество категорий» (параграф 24, нет пагинации), а правовой статус КМНС именуется «небольшими по численности коренными народами севера». См.: Мнение о Российской Федерации Консультативного Комитета по выполнению Рамочной Конвенции по защите национальных меньшинств. ДЛО МИД России (перевод от 13.11.2003) 382/рс 7. 72. [нет пагинации; http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id=258].
Там же, параграф 25 (нет пагинации).
Распоряжение Президента РФ от 22 февраля 2001 г. № 90-рп.
Ср.: Grin F. Language Policy Evaluation and the European Charter for Regional or Minority Languages. Houndmills, Basingstoke, Hampshire, 2003. P. 20-21.
Европейская языковая Хартия и Россия. Под ред. С.В. Соколовского и В.А. Тишкова. М., ИЭА РАН, 2010. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 218. С. 36-38.

ethnic minorities) Существует множество определений термина "Э. м.". Этим словосочетанием, как правило, обозначаются группа или группы, к-рые не занимают в составе населения господствующего положения, обладают культурными, религиозными и/или языковыми традициями либо особенностями, знач. отличающимися от традиций и особенностей остальной части населения, и стремятся эти традиции и особенности сохранить. Ч. Уэгли и М. Харрис приводят 5 отличительных свойств Э. м. 1. Меньшинства яв-ся подчиненными сегментами сложных по своей структуре об-в. 2. Меньшинства обладают специфическими физ. или культурными особенностями, к-рые не пользуются уважением со стороны доминирующих сегментов об-ва. 3. Меньшинства яв-ся соц. агрегатами, наделенными самосознанием и связанными характерными для их членов специфическими особенностями и (вытекающими из них) специфическими ограничениями в возможностях. 4. Членство в меньшинстве передается на основе происхождения, что позволяет включать в его состав последующие поколения даже в отсутствие внешне легко различимых специфических культурных или физ. особенностей. 5. Члены меньшинств, добровольно или по необходимости, имеют тенденцию выбирать себе брачного партнера в пределах своей группы. Хотя такие характеристики могут дать нек-рое представление о том, чем схожи этнические группы, рассматриваемые относительно доминирующей части населения, при сравнении этнических групп между собой обнаруживаются тж значительные различия. В качестве одного из способов отражения такой неоднородности в составе этнических групп Л. Вирт выделяет 4 типа групп. меньшинств, исходя из их социально-политических целей. Плюралистические меньшинства. Члены стремятся к мирному сосуществованию с доминирующей культурой большинства и др. этническими группами. Ассимиляционистские меньшинства. Члены стремятся к слиянию с доминирующим об-вом, часто сопровождающимся постепенным забвением культурных, религиозных и/или языковых традиций или отречением от них. Сепаратистские меньшинства. Члены стремятся к культурной и политической независимости. Воинствующие меньшинства. Члены стремятся к завоеванию доминирующего положения в целом об-ве. Психология и этнические меньшинства В США акцент перемещался с одного Э. м. к др. в зависимости от соц. и политического Zeitgeist. В конце 1800-х и начале 1900-х гг. внимание преим. фокусировалось на Э. м., представленных выходцами из стран Северной и Южной Европы. После 1920-х гг. внимание переместилось на меньшинства, иммигрирующие из западного полушария и азиатских стран. Соц. и дифференциальная психология внесли большой исследовательский вклад в изучение этих разных этнических групп. В то время как соц. психологи занялись изучением кросс-культурной, меж- и внутригрупповой динамики, дифференциальные психологи оценивали различия в интеллекте, способностях и достижениях. В 1950-1960-х гг. стал возрастать интерес к Э. м. со стороны клинической и консультационной психологии в рез-те движения за общественное психич. здоровье (community mental health movement), акцентировавшего проблемы местного мед. обеспечения. Специалисты в области психич. здоровья были призваны обеспечить обслуживание, адаптированное к культурным условиям и организованное в соответствии с потребностями локальных общественных групп. В начале 1900-х гг. проводилось различие между "старым" и "новым" иммигрантом. К первым относились выходцы из Великобритании, Ирландии, Германии, Голландии и скандинавских стран - лица англосаксонского и германского происхождения и протестантского вероисповедания. Эти особенности рассматривались как согласующиеся с ранней традицией американских поселенцев. После 1882 г., и гл. обр. с 1890 по 1924 гг., географическое происхождение большинства иммигрантов постепенно переместилось в сторону средиземноморских и славянских стран: России, Польши, Австрии, Венгрии, Греции, Турции, Италии и Балканских государств. С 1882 по 1890 гг. отсюда прибыло почти 12 млн "новых" против 7,5 млн "старых" иммигрантов. Писатели и журналисты этого раннего периода выступили с активной пропагандой идеи расового превосходства, утверждая, что доминирование англо-американского населения ставится под угрозу этой волной южно-европейских иммигрантов. Под влиянием этих публикаций Конгресс заявил, что политика ассимиляции меньшинств не оправдала ожиданий и вызвала "расовое несварение желудка". Была провозглашена политика расовой чистоты и принят иммиграционный закон (Immigration Act) от 1924 г., устанавливающий квоту из 150 000 иммигрантов для европейских стран, осн. на количестве выходцев из-за границы каждой национальности, проживающих в США в 1890 г. Хотя этот закон накладывал ограничения на иммиграцию из стран Европы, он не устанавливал пределов миграции из др. стран западного полушария или из Филиппин. Ограничения в отношении европейских иммигрантов привели к росту дефицита неквалифицированной рабочей силы, особенно в юго-западных штатах. В течение этого периода психологи, изучающие индивидуальные различия, преим. занимались оценкой факторов, влияющих на низкие показатели по интеллектуальным тестам, к-рые они проводили (не сознавая их непригодности для кросс-культурных сопоставлений) среди нек-рых слоев иммигрантов. Интерес соц. психологов и социологов в течение того же периода сосредоточился на трех осн. вопросах: а) изучении желательности мексиканской иммиграции с соц. и экономической т. зр.; б) анализе проблем, с к-рыми столкнулась Америка в попытке адаптировать мексиканских иммигрантов к американскому образу жизни; в) выявлении причин высоких уровней преступности, низких показателей здоровья, высоких степеней зависимости от общественных пособий по безработице и неустойчивого характера занятости. Этот третий пункт вызвал наибольшие споры. Возникло два лагеря; представители одного утверждали, что причиной этих бед яв-ся культурные особенности, присущие мексиканцам, тогда как др. отстаивали т. зр. о преимущественной роли политических факторов в создании такого бедственного положения. Вскоре после 1935 г. возникла третья позиция, известная сегодня под назв. культурный детерминизм, согласно к-рой определяющими характеристиками культуры яв-ся ее ценности, и проблемы могут возникать из-за несоответствия ценностей этнических групп ценностям доминирующей культуры. Эта т. зр. господствовала в соц. науках с 1950-х до 1970-х гг. Затем - с 1970-х и до начала 1980-х гг. - в изучении американцев мексиканского происхождения в частности и др. Э. м. в целом, стала приобретать популярность позиция культурного плюрализма. Этот плюралистический подход оказал влияние на ряд направлений психол. исслед., главным среди к-рых было тестирование интеллекта, о чем свидетельствуют работы Дж. Мерсер. Движение общественной психологии, зародившееся в 1960-х гг., тж способствовало распространению этого подхода, призывая ценить и принимать разнообразие культур, представленных в каждом об-ве. См. также Аккультурация, Отчуждение, Билингвизм, Культурный детерминизм, Этноцентризм А. Барон-мл.