Неписанные законы тверже писанных. “Неписаные правила” поведения в примитивных малых группах

Подавляющее большинство государств в мире признают принцип о существовании обычного международного права, хотя существует множество различных мнений о том, какие нормы в нём содержатся.

Признание обычного международного права

Существует несколько различных видов обычного международного права, которые признаются государствами. Некоторые нормы обычного международного законодательства находятся на уровне jus cogens (императивной формы), поскольку они были признаны международным сообществом в качестве неотъемлемых прав, в то время как другие нормы обычного международного права могут быть применимы только для небольшой группы государств. Государства обычно связаны с обычным международным правом независимо от того, являются ли такие нормы кодифицированным в национальном законодательстве или же они были сформулированы в рамках международных договоров.

Jus cogens

Нормы ju s cogens и нормы обычного международного права не являются взаимозаменяемыми. Все нормы jus cogens становятся нормами обычного международного права посредством их утверждения государствами, но не все нормы обычного международного законодательства находятся на уровне императивных норм. Государства могут отступать от таких норм обычного международного права путём заключения договоров и принятия законов, которые противоречат этим нормам, но императивные нормы отступлений не терпят.

Кодификация международного обычного права

Некоторые нормы международного обычного права являются кодифицированными посредством договоров и на уровне национальных законодательств, в то время как другие признаются только в качестве обычного права .

Законы и обычаи войны, также известные как jus in bello , длительное время входили в разряд обычного права, прежде чем были кодифицированы в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов , в Женевских конвенциях и в ряде других договоров. Однако эти Конвенции не претендуют на то, что согласно им должны регулироваться все вопросы, которые могут возникнуть в ходе войны. Статья 1(2) Дополнительного Протокола I Женевских конвенций определяет, что обычное международное право регулирует те правовые вопросы, касающиеся вооруженных конфликтов, которые не являются охваченными другими договорами.

Отсутствие ратификации как согласие с нормами

Как правило, все суверенные государства должны подтверждать своё обязательство об исполнении конкретного договора или правовой нормы. Однако нормы международного обычного права имеют столь широкое распространение по всему миру, что поэтому государства становятся связанными ими без их ратификации. Достаточно лишь того, чтобы государства не заявляли прямо об отказе от их исполнения. В случае отказа государства перестают быть связанными этими нормами, если только они не являются императивными .

Международный суд ООН

Двусторонние и многосторонние нормы обычного международного права

Нормы обычного международного права могут признаваться как и только лишь между двумя государствами в двустороннем порядке, так и в многостороннем , что подразумевает их признание в более крупном масштабе вплоть до мирового. Региональные обычаи в международных отношениях могут стать нормами обычного международного права в данных регионах, но не могут стать таковыми для государств, находящихся за пределами региона. Существование двустороннего обычного права было признано Международным судом ООН во время разбирательства дела о Праве прохода через территорию Индии . В случае между Португалией и Индией суд не нашел «никаких причин, по которым долго продолжавшаяся практика между двумя государствами, принятая ими и регулирующая их отношения, не могла бы служить основой для взаимных прав и обязанностей между двумя государствами.»

Другие нормы обычного международного права

К примерам других норм обычного международного права относятся принципы невысылки и

Неформальные социальные нормы

Такие нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.

Обряды – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающих коллективные чувства.

Обычаи – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе. Это неписаные правила поведения, они влияют на формирование нравов или способов поведения в типичных жизненных ситуациях.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени; они являются необходимым условием жизнедеятельности социальных систем.

Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека. Несоблюдение таких норм вызывает неодобрение, осуждение, бойкот, остракизм и т.д.

Формальные социальные нормы

Эти нормы (нормы права, корпоративные нормы) представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Примером таких норм являются правила внутреннего распорядка для студентов университета. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции: или вознаграждение за соблюдение норм (одобрение, награду, премию, почет, славу и т.д.), или наказание за несоблюдение (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, лишение свободы на определенный срок и т.д.).

Задача социологического исследования культуры в современном научном знании – это установление того, как производятся ценности культуры, каковы каналы и средства ее распространения, оценка влияния идей на соответствующие социальные действия, а также на формирование или распад групп или движений.

Цивилизация

С проблемами культуры общества тесно связано понятие цивилизации. Само слово "цивилизация" происходит от латинского civilis – гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения.

Одни ученые связывают это понятие с религией – говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях.

Другие – с географическим регионом, скажем, европейская цивилизация.

Третьи предполагают, что цивилизация – это определенная историческая ступень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация).

Наконец, еще в одном значении слово "цивилизация" используется как синоним культуры.

Объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация – это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают образцы как материальной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.

И все же главное, чем различаются цивилизации, особенно если брать не разные исторические эпохи, а современные цивилизации, – это духовная культура. Если материальные элементы современных обществ (например, китайского и французского) во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. Это и дает социологам право давно и тщательно сопоставлять две параллельно развивающиеся сквозь века цивилизации – восточную и западную .

Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития.

Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса.

Историческая судьба сложилась удачней у западной цивилизации. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-амери- канскую. Основные ее элементы творчески восприняты Южной Кореей, Таиландом и другими азиатскими странами, которые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Сегодня эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей – таких как рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие, равная ответственность всех граждан перед законами общества и др.

Цель нашего сайта — помощь в подготовке к экзамену по обществознанию.
Целевая аудитория сайта — ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, частные репетиторы.

«Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных»(Сенека).

В своём высказывании автор рассуждает над проблемой взаимосвязи различных социальных норм. Смысл высказывания заключается в том, что, по мнению автора, неписаные социальные нормы, т.е. нормы морали, соблюдаются в обществе лучше, чем писаные законы, т.е. нормы права, потому что главным гарантом их исполнения является совесть человека. Я согласна с мнением автора, и считаю, что данная проблема особо остро проявляется в наши дни, когда одни писаные законы противоречат другим.

Для более полного понимания смысла высказывания автора, приведу определения социальных норм из обществоведческого курса. Социальные нормы – это правила поведения, принятые в обществе. Различают следующие виды социальных норм: моральные нормы, нормы обычаев, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, правовые нормы, этические нормы и другие. В своём высказывании автор говорит именно о правовых и моральных нормах, поэтому рассмотрим их более подробно. Правовые нормы – это правила поведения, установленные государством, закрепленные в письменной форме и поддерживаемые силой государства. Моральные нормы – это правила поведения, закрепленные в сознании общества и поддерживаемые силой общественного мнения.

Вспоминая произведения литературы, мне в голову сразу приходит «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, главный герой которого Пётр Гринёв был человеком чести и совести. Услышав безосновательные оскорбления в сторону Маши Мироновой от Швабрина, он вызвал его на дуэль. Этот дуэль – это дело чести, принципа и высокого человеческого достоинства. Хотя он и не был писаной нормой, он являлся обязательным, потому что был закреплён в сознании человека.

Приводя пример из истории, хотелось бы вспомнить Древнюю Русь, где не существовало писаных законов, а был лишь обычай. Но, например, человек, совершивший убийство какого- либо человека из другой семьи или племени обязательно подлежал кровной мести.

Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни, когда все больше законов опираются на моральные нормы, обычаи и традиции. В мире, где пока еще, к сожалению, процветает коррупция никак не обойтись без действующих неписанных правил.

xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l.xn--p1ai

Эссе на тему: - «Некоторые не писанные законы, твёрже писанных»

Эссе.
Тема: - «Некоторые не писанные законы, твёрже писанных»

Тема, сегодняшнего эссе, довольно необычная.
Но, я как обычно начну с того что согласен с данной фразой.

Для начала хотелось бы сказать , что как бы много законов не создавалось, все они ведут лишь к желанию обмануть и обойти закон, обходов с каждым днем становится все больше и больше, и лишь потому что множество законов не дает полного контроля над происходящим.

По словам данной фразы, некоторые не писанные законы, тверже написанных - Можно сразу понять о том что речь идет о нормах морали, стыдливости, и многое другое, именно эти законы ни где не прописаны, но они заложены в нашей голове как будто с рождения.
Мы многие законы соблюдаем на подсознательном уровне.
В такие ситуации можно отнести уважение старших, открытие дверей дамам и пожилым людям, либо тем кто с полными руками сумок.
Эти законы не прописаны - Но, мы их соблюдаем.
Чем они тверже? Тем что они созданы для всех и каждого, в них нет каких-либо неточностей, и уточнений, таких как в наших Федеральных законах - Ведь речь идет не о штрафах, и наказании, речь идет о чувстве собственной гордости, достояния и стыда.

Тверже они даже не тем своим заложением, а своим правильным преподношением, каждый человек понимает их с ходу, такие законы «Ухватываются на лету» и навсегда остаются в нашей памяти.

Хотелось бы добавить:
Как говорил Сенека Луций Анней - «Чего не запрещает закон, то запрещает стыд», и ведь действительно так, многие вещи мы не можем сделать из стыдливости, а многие из за того что они прописаны в законах, отличия лишь в том, что многие написанные законы являются лишь законом - Если мы нарушим их, мы не будем чувствовать себя не уютно, а если мы нарушим те законы которые установлены нормами морали - нас это будет гложить внутри, ещё не один день, и каждый день мы будем осознавать то что поступили плохо, вот поэтому - «Некоторые не писанные законы, твёрже писанных»

www.seasonpoetry.ru

Эссе «Некоторые неписаные законы тверже всех писаных» (Сенека) (ЕГЭ обществознание)

В данном высказывании известный римский мыслитель поднимает проблему роли и значения в жизни общества таких социальных норм, как нормы права и морали. Данная проблема весьма актуальна, так как социальные нормы в современном мире обеспечивают ему стабильность и поступательное развитие.

Автор, проводя сравнительную характеристику действия норм права и морали, считает, что нормы морали устойчивее и сильнее укоренены в общественном сознании и потому более эффективно соблюдаются, нежели нормы права.

Рассмотрим теоретический аспект проблемы. Как известно из курса обществознания, социальные нормы являются элементом социального контроля и представляют собой общепризнанные правила поведения.

Различают множество видов социальных норм, но автор обращает внимание именно на нормы морали и права. Нормы морали нигде не зафиксированы, основаны на представлениях о добре и зле, которые закреплены в общественном сознании. Для поощрения или наказания за совершение того или иного поступка применяются неформальные санкции. Нормы морали охватывают невероятно широкий круг взаимоотношений между людьми. Нормы права же, в отличие от норм морали, устанавливаются и фиксируются в законах государством. В случае их несоблюдения предусмотрены формальные санкции, соответствующие правонарушению. Сфера действия норм права много уже, нежели морали.

Очень часто закон противоречит нормам морали, и, не смотря на то, что несоблюдение первых не несет за собой таких суровых санкций, как за несоблюдение закона, люди, в таких случаях, часто игнорируют нормы права и за руководство принимают нормы морали.

Например, в начале восемнадцатого века, когда Россия была империей, существовал закон, предписывающий священникам передавать содержание исповеди в Тайную канцелярию. Невыполнение данного требования влекло за собой лишение чина. Но большинство деятелей церкви руководствовались законом божьим, пренебрегая таким указом.

Другой пример можно почерпнуть из работы Ф. Энгельса об Афинском государстве, столкнувшемся с неприятием свободными гражданами службы в полиции.

Велико было влияние моральных представлений родового строя, и поэтому люди считали недопустимым службу в полиции, связанной с применением силы по отношению к своим согражданам, таким же свободным и равным, как и они. Ни аресты, ни штрафы не сломили столь сильный нравственный протест. Властям пришлось формировать полицию преимущественно из рабов.

Таким образом, исполнения норм права довольно трудно добиться, если они коренным образом расходятся с нормами морали. Для стабильного и устойчивого функционирования общества нормы права должны основываться на морали, потому что отсутствие добра и справедливости в законах грозит обществу и государству хаосом и распадом.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

«Некоторые неписанные законы тверже писанных». Сенека. Сочинение по социологии и праву (ЕГЭ обществознание)

«Некоторые неписанные законы тверже писанных».

В этом высказывании Сенека поднимает проблему различного восприятия обществом писанных и неписанных норм.

Жизнь каждого человека подчинена определенным законам: как писанным, так и неписанным. Всем известно, что писанные законы появились намного позже неписанных, существовавших в виде традиций и обычаев. Последние зарождаются с началом формирования государственности, так как они позволяли правителю контролировать подданных.

Писанные законы во многих позициях были схожи с традициями данного общества, однако защищали общегосударственные, надличностные интересы. Главной функцией всех норм является поддержание стабильности в обществе и конформности ее членов.

Поднимая проблему различного восприятия индивидами писанных и неписанных законов, автор имеет в виду, что порой для человека значимость моральных норм и ценностей может превышать значимость государственных законов. В то время как под писанными нормами подразумеваются законы, то есть нормативно-правовые акты, имеющие письменную форму и защищаемые государством, то неписанные законы понимаются как ценности-социально одобряемые цели и средства их достижения, которые разделяются большинством членов данного общества и являются для них самоочевидными.

Соблюдение законов обеспечивается государственным принуждением, на что оно имеет монопольное право. Хотя и за несоблюдение социальных норм тоже следуют санкции, они оказывают большее влияние на человека, чем формальные. Твердость неписанных законов можно объяснить тем, что они регулируются не только общественными санкциями или внешним контролем, но и через систему аксиоматических ценностей, присущих каждому человеку, то есть через внутренний социальный контроль. Последний подразумевает бессознательное следование нормам. То есть нарушая социальные нормы, человек обрекает себя на муки совести. Поэтому, в случае противоречия двух видов норм, члены общества скорее выберут следование собственным убеждениям, чем законам, предписанным извне. Особенно ярко видно преобладание неписанных законов в ситуациях, когда законодательство изменилось, а нравы нет.

Как, например, было в России. Первый закон о запрещении дуэлей был принят во времена Петра I, однако запрет распространялся только на офицеров. А вот при Екатерине II дуэли получили широкое распространение и их законодательно запретили среди молодежи. Частые дуэли среди дворянства противоречили интересам государства: на них погибало много молодых и перспективных граждан. Однако с точки зрения дворян, не вызвать обидчика на дуэль или не прийти на нее, когда тебе бросили перчатку, было хуже смерти. В высшем обществе девятнадцатого века честь была одним из самых важных этических понятий, определяющих статусное положение.

В ходе многих столетий в обществе могут утвердиться убеждения, дискриминирующие часть общества, не входящую в группу. Эти убеждения могут быть направленны против определённой расы, национальности или унижать всех тех, кто принадлежит другой национальности или расе. Например, одной из самых распространенных проблем современного мира является расизм. Если в России его проявления редко заметны, так как среди населения нет множества представителей других рас, то в США и ЕС этот вид дискриминации является распространенным явлением. Примером может служить ситуация, произошедшая с клиентом героя романа Харпер Ли “Убить пересмешника” Аттикуса. Аттикус Финч берется за защиту темнокожего Тома Робинсона, несправедливо обвиненного в изнасиловании белой женщины. На суде Аттикус приводит достаточно много доводов в пользу своего подзащитного и несмотря на очень долгое обсуждение, присяжные признают Тома виновным. В общественном сознании американцев прочно утвердилась норма недолюбливать людей негроидной расы. Хотя и законодательно закреплено равенство всех рас. В этом случае ярко видно не только проявление внешнего социального контроля: детей адвоката дразнили окружающие, но и то, что носителем ценностей является не отдельный человек, а социальная группа.

Таким образом, в обществе часто можно заметить случаи, когда неписанные законы имеют для людей большее значение, чем писанные. Несмотря на серьезность санкций, предъявляемых человеку за нарушение писанных законов и уставов, страх оказаться под давлением общественного мнения или внутреннего контроля, совести, может оказаться сильнее.

Пример эссе по высказыванию Сенеки «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных».

Как известно, социальными нормами считаются нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Очевидно, в данном высказывании писаные законы - это правовые нормы - общеобязательные, формально определённые правила поведения, гарантируемые государством, отражающие уровень свободы граждан и организаций, выступающие регулятором общественных отношений. Неписаные нормы здесь могут означать нормы морали (формы общественного сознания, состоящей из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей) и традиции (множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений). Понятное дело, что в государстве выше всех традиций и нравственных норм стоит закон - если человек преступил его, следуя каким-либо традициям или нравственным нормам, государство может его за это наказать. И человек обычно прекрасно это понимает. Но может ли быть такое, что нравственные нормы и традиции в сознании людей ценятся выше, чем государственные законы?

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар». В этом произведении умирающий старый повар страдает из-за того, что, когда его жене Марте требовались дорогие лекарства, он украл у графини золотое блюдо. Он продал его, но лекарства, приобретённые за полученные деньги, не спасли жизнь его жены. Однако Вольфанг Амадей Моцарт успокоил его, сказав, что это не грех, а любовный подвиг. Ведь разве золотое блюдо стоит жизни человека? Да, старик нарушил закон, чтобы спасти свою жену, но нравственные законы гласят, что человек должен жить во имя любви к близким, а это значит, что он должен сделать всё, что в его силах, чтобы спасти родного человека. Стоит отметить, что решение о краже, на мой взгляд, далось старику нелегко – не зря же он столько мучился после этого! Он уверял, что, если бы его кража могла кому-то из слуг навредить, он бы никогда этого не сделал. Но осуждают ли старика другие люди? Нет, Моцарт, к примеру, а вместе с ним и автор, с уважением отнёсся к его поступку. Я, когда читала этот рассказ, тоже посчитала, что старик поступил правильно. И другие люди, которым я поведала про это произведение, согласились с моим мнением, несмотря на то, что старик совершил кражу, т.е. нарушил государственный закон. Потому что многие всё-таки понимают, что нужно заботиться о близких, идти ради них на определённые подвиги. Таким образом, моральные ценности могут цениться людьми значительно выше государственных законов.

Раньше в мире была очень распространена такая традиция, как дуэль - строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Сейчас почти во всех странах она запрещена и почти никто этот закон не нарушает. Но, когда дуэль только начали запрещать, люди не относились к этому серьёзно. Дуэли продолжались, несмотря на то, что они были противозаконными. Оскорблённый человек считал себя обязанным бросить вызов обидчику, поскольку полагал, что таким образом он защищает свою честь. И ему было всё равно на то, что он нарушал этим закон. Многие именитые юристы, выступавшие в XVII-XVIII веках против дуэлей, признавали, что писаные законы не влияют на правоприменительную практику и так будет, видимо, до тех пор, пока отношение к дуэли в обществе в целом не изменится. Следовательно, в сознании людей традиции могут ставиться выше государственных законов.

В заключение ещё раз подчеркну: некоторые моральные нормы и традиции люди могут считать настолько важными, что они будут готовы даже нарушить закон во имя этих моральных норм или традиций.

  • Словник української мови Академічний тлумачний словник ПР А ́ ВИЛО, а, сер. 1. Положення, яким передається якась закономірність, стале співвідношення певних явищ. Засвоївши якесь граматичне правило, він […]
  • Поступление налога на доходы физических лиц 2014 Прогноз поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков городского округа город Мегион составлен на основе фактических […]
  • об отложении судебного заседания OБРАЗЕЦ ХОДАТАЙСТВА ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА (наименование судебного участка либо суда) (адрес суда либо судебного участка) Истец: […]

В своём высказывании автор рассуждает над проблемой взаимосвязи различных социальных норм. Смысл высказывания заключается в том, что, по мнению автора, неписаные социальные нормы, т.е. нормы морали, соблюдаются в обществе лучше, чем писаные законы, т.е. нормы права, потому что главным гарантом их исполнения является совесть человека. Я согласна с мнением автора, и считаю, что данная проблема особо остро проявляется в наши дни, когда одни писаные законы противоречат другим.

Для более полного понимания смысла высказывания автора, приведу определения социальных норм из обществоведческого курса. Социальные нормы – это правила поведения, принятые в обществе. Различают следующие виды социальных норм: моральные нормы, нормы обычаев, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, правовые нормы, этические нормы и другие. В своём высказывании автор говорит именно о правовых и моральных нормах, поэтому рассмотрим их более подробно. Правовые нормы – это правила поведения, установленные государством, закрепленные в письменной форме и поддерживаемые силой государства. Моральные нормы – это правила поведения, закрепленные в сознании общества и поддерживаемые силой общественного мнения.

Вспоминая произведения литературы, мне в голову сразу приходит «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, главный герой которого Пётр Гринёв был человеком чести и совести. Услышав безосновательные оскорбления в сторону Маши Мироновой от Швабрина, он вызвал его на дуэль. Этот дуэль – это дело чести, принципа и высокого человеческого достоинства. Хотя он и не был писаной нормой, он являлся обязательным, потому что был закреплён в сознании человека.

Приводя пример из истории, хотелось бы вспомнить Древнюю Русь, где не существовало писаных законов, а был лишь обычай. Но, например, человек, совершивший убийство какого- либо человека из другой семьи или племени обязательно подлежал кровной мести.

Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни, когда все больше законов опираются на моральные нормы, обычаи и традиции. В мире, где пока еще, к сожалению, процветает коррупция никак не обойтись без действующих неписанных правил.

НЕПИСАНЫЙ, ая, ое. Существующий по обычаю, закреплённый традицией. Действовать по неписаным правилам. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прил. Существующий по обычаю, по традиции, но не зафиксированный письменно, не утвержденный законодательно. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Неписаный, неписаная, неписаное, неписаные, неписаного, неписаной, неписаного, неписаных, неписаному, неписаной, неписаному, неписаным, неписаный, неписаную, неписаное, неписаные, неписаного, неписаную, неписаное, неписаных, неписаным, неписаной … Формы слов

неписаный - неп исаный (неп исаный зак он, неп исаное пр авило); но: зак он не п исан (кому) … Русский орфографический словарь

неписаный - прил … Орфографический словарь русского языка

Ая, ое. Существующий по обычаю, по традиции, не зафиксированный письменно, законодательно. Н ые правила. Н. закон, обычай … Энциклопедический словарь

неписаный - ая, ое. Существующий по обычаю, по традиции, не зафиксированный письменно, законодательно. Н ые правила. Непи/саный закон, обычай … Словарь многих выражений

неписаный - не/пис/а/н/ый (неписаный закон) … Морфемно-орфографический словарь

Из текста одного из законов афинского правителя (архонта), законодателя и поэта Солона (между 640 и 635 ок. 559 до н. э.). Античные предания причисляют Солона к се ми великим греческим мудрецам. Провел важные реформы: отмену поземельной… … Словарь крылатых слов и выражений

Неписаный закон - Разг. Естественные нормы, правила жизни, поведения и т. п. людей, не установленные государственной властью. С какой стороны ни глянь кругом виноват. Ведь честный человек, по неписаным законам, уж коли с кем разговаривает, то искренне и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книги

  • Неписаный закон. Антропология права , В. В. Бочаров. В книге рассматриваются вопросы, связанные с феноменом "правового нигилизма" . Его суть в том, что повседневная жизнь граждан во многом, на самом деле, регулируется не государственным…
  • Кто такой Лу Шортино? , Оттавио Каппеллани. В мелочной лавочке дяди Миммо совершено вооруженное ограбление. При этом грабитель застрелил полицейского бригадира, а в Катании полицейских убивать никак нельзя- не то придется отвечать…