Мораль в системе социальных норм план с8. Право и религиозные нормы

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение - перфекциопизм (от лат.peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения(mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.

Любое общество нуждается в урегулированности и порядке. Среди средств, используемых для этого, выделяются социальные нормы. Социальные нормы это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций. Социальные нормы имеют следующие признаки:

    правила поведения людей;

    правила общего характера;

    обязательные правила.

Социальные нормы друг от друга отличаются:

    по способу их установления;

    по средствам их охраны от нарушений.

Отсюда можно выделить следующие виды социальных норм:

    нормы права . Устанавливаются и охраняются государством;

    нормы морали . Устанавливаются обществом. Основываются на идеалах добра, справедливости, долга. Охраняются внутренним убеждением и силой общественного мнения;

    нормы общественных организаций. Устанавливаются общественными организациями, охраняются мерами общественного воздействия (в Уставах, Положениях);

    обычаи – это нормы поведения, сложившиеся в обществе, часто повторяются и становятся привычными;

    традиции – обобщенные, стабильные правила поведения (семейные, национальные и т. п.);

    ритуалы – правила поведения при совершении обрядов. Охраняются мерами морального воздействия.

Классификация социальных норм по их содержанию: правовые, политические, религиозные и т. д. В общей системе их всех называют правилами человеческого общежития.

12.2. Соотношение права и морали

Мораль и право взаимодействуют в процессе регулирования общественных отношений.

Мораль многозначна, она включает:

    форму общественного сознания;

    моральные отношения;

    нормы морали;

Мораль появилась раньше права. Ее следует рассматривать как продукт исторического развития. В ней выражены представления людей:

    о добре и зле;

  • о справедливости;

    о счастье;

  • о достоинстве;

    о похвальном и постыдном.

В развитии морали многие исследователи отмечают прогресс, возрастание нравственной культуры. Можно изо всех норм морали выделить: общечеловеческие (право на личную неприкосновенность, а также всем известные заповеди: не убей, не укради и т. д.). Эти нормы определяют минимальные условия, необходимые для совместной жизни людей, и имеют внеклассовое содержание. Но если право имеет единую систему, то мораль существует в обществе в виде нескольких систем. Уже в рабовладельческом обществе нормы морали проникают в правовые нормы. Есть такие отношения, которые регулируются только моральными нормами, а право их не затрагивает (отношения любви, дружбы). В тех случаях, когда нормы права и морали совпадают, они выполняют различную роль в социальном регулировании. Право способно влиять лишь на те действия, которые поддаются внешнему контролю. Мораль же обращается к внутреннему миру человека, осуждает и за те намерения, которые не проявляются в поступках. Нормы морали нередко имеют абстрактное значение, а юридические нормы характеризуются определенным содержанием. Поэтому нормы права применяются на основе определенных процессуальных норм, а мораль не требует особой процессуальной формы. Требования морали часто учитываются в процессе правотворчества и правоприменительной деятельности. Общечеловеческое содержание нравственности выражено в золотом правиле: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принципы морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека, они конкретизируются в нравственных нормах, а те, в свою очередь, регулируют нравственное поведение человека. Право и мораль имеют определенные черты сходства:

    Служат общей цели (согласовывают интересы общества и личности).

    Право соответствует (в основном) моральным взглядам, убеждениям народа.

    Входят в качестве составных элементов в культуру общества.

Различия:

    мораль, как правило, в обществе существует в виде нескольких систем;

    моральные нормы не имеют обязательных письменных источников, как у права (кодексы и т.п.);

    моральные нормы более абстрактны;

    регулируют отношения, зачастую недоступные праву;

    др. различия.

Мораль появилась раньше права, еще в первобытнообщинном строе и выражена, главным образом, через общественное мнение. Принудительные меры права и морали также неодинаковы. Мораль не регламентирует заранее меры воздействия. Право не выявляет мотивы правомерного поведения, мораль же дает оценку поведения с учетом его мотивов.

1) Понятие о международном гуманитарном праве. / Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека.

2) Первичные принципы гуманитарного права, закрепленные Женевскими и Гаагскими конвенциями:

а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;

б) направление военных действий только против сражающихся армий;

в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;

г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

3) Основные источники международного гуманитарного права:

а) Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.

4) Принципы современного международного права, закрепленные ООН:

а) принцип равноправия и самоопределения народов.

б) принцип уважения прав человека.

в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.

5) Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.

Гражданское право

1 Виды гражданских прав

А)имущественные права

Б)личные неимущественные права

В)право на интеллектуальную собственность

Г)наследование

3.Защита гражданских прав

1.признание права

2.восстановление положения существовавшего до нарушения права

3.взыскание неустойки

4.компенсация

4.Источники гражданского права

А)конституция

Б)постановление правительства

В)указы президента

Г)федеральные законы

Д)министерства и ведомства

Задание №28. План Социология

«Нормы морали в системе социальных норм» .

1. Нормы и санкции как элементы социального контроля

2. Виды социальных норм:

а) нормы морали

б) нормы права

в) религиозные нормы

г) корпоративные нормы

д) обычаи и традиции

3. Соотношение морали и нравственности

4. Особенности морали:

а) опирается на совесть человека

б) имеет исторический характер

в) охраняется силой общественного мнения



г) ориентирована на ценности людей

а) добро и зло

б) долг и совесть

в) честь и достоинство личности

г) счастье

«Социализация личности ».

1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:

а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):

а) имитация (дети копируют поведение взрослых);

б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);

в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).

4. Агенты (институты) социализации:

а) агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);

б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.

5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.

«Социальный контроль в обществе ».

1. Со­ци­аль­ный контроль. Определение.

2. Эле­мен­ты со­ци­аль­но­го контроля:

Социальные нормы.

Социальные санкции.

3. Виды со­ци­аль­ных норм:

Моральные.

Правовые.

Корпоративные.

Религиозные и др.

4. Виды со­ци­аль­ных санкций:

Формальные.

Неформальные.

5. Фор­маль­ные со­ци­аль­ные санкции:

Позитивные.

Негативные.

6. Не­фор­маль­ные со­ци­аль­ные санкции:

Позитивные.

Негативные.

7. Формы со­ци­аль­но­го контроля:

Внутренний (совесть).

Внешний (формальный и неформальный).

Вернуться назад на Социальный контроль

Социальная роль включает в себя два тезиса полностью не совпадающих аспекта: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Характер человека выступает в качестве связующего звена между ними.

Ролевые ожидания базируются на ролевых требованиях общества и социальных групп в виде предписаний, пожеланий и ожидания соответствующего поведения. Эти ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг конкретного социального статуса.

В зависимости от характера требований можно выделить три категории норм:

Нормы должностного или обязательного поведения;
нормы желательного поведения;
нормы возможного поведения.

Социальная норма (от лат. норма — правило, образец) — это средство социальной регуляции поведения индивидов в социальных группах.

Характеристики социальных норм:

Полезность (всегда относительна, так как то, что полезно для одного субъекта, для другого — нет);
обязательность (также относительная, так как она изменчива в социальном пространстве);
фактическая реализация в поведении людей.

Виды норм: правовые, моральные, культурные, политические, эстетические, организационные, религиозные.

Соблюдение обязательных нормативных требований контролируется и обеспечивается со стороны общества определенными санкциями (юридическими, политическими, моральными).

Социальный контроль — это механизм, совокупность средств, с помощью которых общество, социальная группа или организация обеспечивает следование сложившимся образцам поведения.

Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом Г. Тардтом. Вначале он трактовался как способ возвращения преступника к нормальному, то есть соответствующему нормам поведению, впоследствии этот термин приобрел более широкое содержание. Так, американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, которое обеспечивает адекватное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и природой человека, а вследствие этого, «здоровый, социальный порядок».

Р. Парк выделял три формы социального контроля:

Элементарные (в основном принудительные) санкции;
общественное мнение;
социальные институты.

Основными объектами социального контроля являются:

Обычаи;
моральные нормы;
правовые нормы;
административные решения.

Выступая в качестве регулятора социального взаимодействия, социальный контроль может реализовываться следующими способами:

1. Самоконтроль.

Личность знает основные моральные и правовые нормы общества или социальной общности и не поступает вопреки им.

2. Социализация.

В процессе социализации у личности формируются качества, привычки и правила поведения в соответствии с установлениями общества или социальной общности.

3. Групповое требование.

Каждая личность является членом какой-либо первичной социальной группы, которая имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и норм. Необходимым условием принадлежности индивида к социальной группе является принятие и соблюдение им своеобразного кодекса поведения данной группы. Нарушение сложившихся норм влечет, как правило, применение неформальных санкций (бойкот, ограничение общения, отторжение из группы и т. п.).

4. Принуждение.

Это способ контроля, когда индивид осознанно не желает следовать общепринятым нормам и правилам, а общество или группа прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современном обществе существуют строго разработанные правила — набор санкций (групповых норм), применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

На основе знания сущности социального контроля и способов его реализации можно построить систему или динамику социального контроля:

1. Индивидуальное действие, поступок личности в виде его взаимодействия с социальной средой (производственная, политическая, культурная, бытовая деятельность).
2. Реакция социальной среды на действия индивида. Эта реакция соответствует имеющейся в данном обществе шкале оценок.
3. Существующая в обществе или социальной группе система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Вышеназванная шкала оценок — производная этой системы.
4. Категоризация (то есть отнесение к определенному виду) поступка индивида и соответствующая оценка — одобрение, осуждение, неприятие и т. п.
5. Применяемые обществом или группой санкции.

Социальные санкции

Социальные санкции (от лат. санкцио — строжайшее постановление) — это меры воздействия, вознаграждение и/или наказание за социальные действия.

Санкции вознаграждения следуют за конформизм — выполнение социальных норм, санкции наказания — за отклонение от них, девиантность.

Выделяют следующие типы санкций:

1. Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждений): награды, премии, ученые степени и звания и т. д.
2. Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, исходящее не от официальных организаций: похвала, признание, почет, слава.
3. Формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные законами, указами, инструкциями и иными актами органов власти: арест, штраф, увольнение, отлучение от церкви и т. д.
4. Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными институтами: замечание, порицание, насмешка, злая шутка и т. д.

Социальные санкции — это реакция на социальное поведение, которое бывает нормальным — соответствующим требованиям, и анормальным, или девиантным.

Маргинал
Социальная политика
Социальная роль
Социальная семья
Социальная система
Социальная структура

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Социальный контроль и социальные нормы. Виды социального контроля.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них.

Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний.

- публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии, ученые звания, сооружение памятника и т.д.

- публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, лестные отзывы, улыбка и т.д.

- наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указаниями, предписаниями, распоряжениями: штраф, тюремное заключение, арест, увольнение, понижение в должности, отлучение от церкви и т.д.

- наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, насмешка, издевка, пренебрежение, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, отказ подать руку и т.д.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Вместе с нормами они составляют механизм социального контроля.

Усилия общества, направленные на предотвращение деви-антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре-деляются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — механизм регуляции отноше-ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно оп-ределить как совокупность всех видов контроля, существу-ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт-роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных эле-мента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на по-ведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций

Формальные:

— негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

— позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде-ния, свидетельства о профессиональных, академических ус-пехах и др.

Неформальные:

— негативные — осуждение человека за поступок со сто-роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

— позитивные — благодарность и одобрение неофициаль-ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель-ная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самосто-ятельно регулирует свое пове-дение, согласовывая его с об-щепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантиру-ющих соблюдение обще-принятых норм поведения и законов

Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс-твенников, друзей, коллег, знако-мых, а также со стороны обществен-ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (инсти-туциональный) — ос-нован на поддержке действующих соци-альных институтов (армия, суд, образо-вание и т. д)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов-кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут-реннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа-ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе-на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль дер-жался на неписаных правилах, в современном его основой вы-ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс-титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза-менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс-тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен-ным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т.

моральные нормы в системе социального контроля

д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор-ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа-ющей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руково-дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер-гивает и т.

п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ-ектом становится государство, и он превращается в специали-зированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт-роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са-моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од-нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу-шают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

Изоляция

Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере-воспитания его

Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об-щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри-нятые нормы

Реабилита-ция

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци-альных ролей в обществе

Агенты формального и неформального контроля

В отличии от самоконтроля внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный и формальный.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны религии, общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о важнейшем институте социального контроля.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Неформальный контроль эффективен только в небольшой группе людей. Поэтому его называют локальным (местным). Формальный контроль напротив, действует на всей территории страны. Он глобален. Его осуществляют специально обученные люди — агенты формального контроля. К ним относятся судьи, врачи-психиатры, социальны работники, специальные должностные лица церкви и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном обществе его основой выступают юридические нормы, инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрёл институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря милиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Таким образом, внешний контроль подразделяется на неформальный (он основан на неписаных правилах) и формальный (основан на юридических нормах — законах). У того и другого есть агенты и институты контроля. Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на: жёсткие, мягкие, прямые, косвенные.

Средства массовой информации — относятся к инструментам косвенного мягкого контроля (КМ).- Организованная преступность — к инструментам прямого жёсткого контроля (ПЖ). Действие конституции и уголовного кодекса — к инструментам прямого мягкого контроля (ПМ). Экономические санкции международного сообщества — к инструментам косвенного жёсткого контроля (КЖ). Названия методов контроля отличаются от названий типа санкций, но содержание тех и других во многом сходное.

Заключение

На основе проделанной работы можно сделать ряд выводов.

Главная задача социального контроля — это создание условий для устойчивости социальной системы, сохранение социальной стабильности и в тоже время для позитивных изменений.

Функции социального контроля многогранны, т.

к. включают выявление и анализ фактического положения дел, сопоставление реального положения с намеченными целями, оценку контролируемой деятельности и принятие мер по устранению вскрытых недостатков.

Санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социальногоконтроля.

Социальный контроль может быть внешним и внутренним.

Внутренний контрольещё называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

Внешний контроль подразделяется на неформальный и формальный. Формальный контроль используется главным образом в современномобществе.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные норм. Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые представлены в таблице 13.1.

Таблица 13.1

Социальные санкции

Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее.

Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее.

Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества.

Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и т.д.

Санкции в системе социального контроля выполняют ключевую роль. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует.

Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда.

Социальные нормы и социальный контроль

Привлечение к административной ответственности, например, за безбилетный проезд - штрафование, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Если же применение санкций совершается самим человеком, то такую форму контроля принято считать самоконтролем. Самоконтроль - это внутренний контроль человека. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть, стыд, чувство вины - проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

24.Особенности проявления молодежной девиации

Введение

Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. В этом возрасте, когда не сформированное стойкое мировоззрение, личности наиболее поддаются внешнему влиянию. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, они выбирают, впитывают в себя и в дальнейшем руководствуются ими. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше затупливаются положительные чувства и она может стать резервом для будущей преступности. Изучение проблемы склонности к девиантному поведению молодежи, актуальность которой несомненна, требует, прежде всего, определения его места в системе координат более широкого социального содержания. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на динамику данного поведения.

Основные элементы социального контроля

Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, то необходим социальный контроль.

Социальный контроль (controle — франц. проверка) — это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий ее с помощью нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей.

Виды социальных норм. Социальный контроль

Контроль можно представить как центральную нервную систему социального института. Без функций социального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закрепленные законом. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, без которых общество как система распалось бы в кратчайшие сроки. Такие понятия, как власть, социальные нормы, санкции, составляют содержание и механизм социального контроля.

Социальный контроль может осуществляться в институциональной и неинституциональной формах.

1. Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений).

2. Неинституциональная форма социального контроля - особый вид саморегулирования, присущего различным общественным системам, контроль за поведением людей со стороны массового сознания.
Его функционирование основано преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей и оценок соответствия его социальным предписаний и ожиданиям. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами общества (организации, группы, общности), постоянно сопоставляя себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.

Разновидностью институционального социального контроля выступает государственный контроль. Среди видов государственного контроля выделяют: политический, административный и судебный.

  • Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия верховной власти. В зависимости от политико-государственного устройства это - парламент, региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в органах власти.
  • Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности.
  • Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в распоряжении общества суды: общие (гражданские), военные, арбитражные и конституционный суд.

Однако одному государству сложно реагировать на множество социальных запросов и требований, что приводит к обострению социальных конфликтов, которые деструктивно влияют на характер общественной жизни. Для этого необходимо наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей участие граждан в государственном управлении, важным элементом которой является общественный контроль . В современном демократическом обществе общественный контроль - это деятельность прежде всего сформировавшихся институтов гражданского общества, формального и неформального участия в них отдельных граждан и их объединений. В зависимости от формализации используемых средств выделяют два типа социального контроля:

  • неформальный - используются неформальные (преимущественно моральные) способы регулирования, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм посредством процесса, известного как неформальная социализация, действует преимущественно на уровне первичных групп, семейного воспитания и ближайшего социального окружения, в ходе которых происходит усвоение требований общества - социальных предписаний; общественное (коллективное, групповое) мнение, открытость, публичность и гласность - основные инструменты такого контроля общества над поведением социальных слоев и групп;
  • формальный применяются формальные (преимущественно правовые, официальные) способы регулирования, для его осуществления вырабатываются особые своды правил, которые носят обязательный характер и их выполнение контролируется официальными органами, учреждениями и должностными лицами.

Власть

Власть — форма социальных отношений, характеризующая способность влиять на направление деятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посредством организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, контроля и насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные отношения; публичном, или ассоциативном, объединяющим общности и отношения в них (организации, объединения, союзы, социальные группы, трудовые коллективы), и личном (частном), в малых группах и т.п.

На всех этих уровнях власть институализируется, оформляется и распределяется в учреждениях и должностях, иерархиях правящих сил органов власти, лидеров, работников системы управления. Чем более выражен процесс институционализации власти, тем более развиты формы \ социального контроля: учреждения, ведомства, организации и печатная продукция власти — регламентирующие документы, законы, инструкции, нормы, правила, приказы.

Политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Социальный контроль и эффективность

Управления

Недостаточно принять грамотное управленческое решение, до­биться его реализации. Необходимо осуществить социальный кон­троль за его выполнением, оценить его эффективность и внести всегда необходимые коррективы, чтобы следующий цикл управлен­ческой работы был еще более эффективен, чем предыдущий. Поэ­тому осуществление социального контроля и оценка эффективности управления - последние стадии управленческого труда, но необ­ходимые для начала следующего его непрерывного цикла, без которых эффективное социальное управление невозможно.

В широком смысле слова социальный контроль - это совокуп­ность средств и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, соци­альных групп будет осуществляться в соответствии с установленны­ми общественными нормами и ценностями. Порядок в обществе означает, что каждая личность, каждый субъект деятельности, при­нимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от других их выполнения в собственных целях. Выделяется три способа осуществления социального контроля.

1. Эффективное воспитание и социализация, в процессе которых люди сознательно принимают нормы и ценности общества, его отдельных групп и социальных институтов.

2. Принуждение, применение определенных санкций. Когда отдельный индивид, группа, субъект управления не следует законам, нормам, правилам, то общество прибегает к принуждению, которое направлено на преодоление отклонения от нормы, принятых цен­ностей. В этом смысле социальный контроль тесно связан с кате­гориями свободы и ответственности. В самом деле, эффективное управление предполагает проявление инициативы и творчества, самостоятельности со стороны всех субъектов управления, но сво­бода невозможна без ответственности за социальные последствия деятельности, которая обычно наступает после осуществления со­циального контроля.

3. Политическая, нравственная, юридическая, финансовая и другие формы ответственности. Все большую роль играют такие формы ответственности, как групповая, или коллективная, культурные ценности, традиции, групповые нормы. Эффективность социаль­ного контроля целиком и полностью зависит от характера и степени продвижения страны к гражданскому обществу, институты и орга­низации которого способны поддерживать и реализовывать инте­ресы и потребности своих членов, защищать их вне и помимо государства.

Таким образом, ясно, что социальный контроль не может быть сведен ни к учету, ни к отчетности, а является сложными управ­ленческими отношениями, которые пронизывают всю систему сни­зу доверху. В то же время контроль может быть рассмотрен как завершающая часть управленческого процесса. В этом смысле он та часть управленческого труда, которая связана с наблюдением и проверкой соответствия процесса функционирования объекта при­нятым управленческим решениям, а не только законам, нормам, правилам. Когда решение принято, управляемая и управляющая системы приведены в порядок, отрегулированы с целью его поддер­жания и совершенствования, системой контроля подводятся результаты деятельности. Затем принимается новое решение или остается прежнее, начинается новый цикл управления. Снова совершаются действия, операции по реализации функций управления. При этом все функции управления находятся в единстве, во взаимодействии, особенно его контрольная, которая пронизывает все стадии управления, выступает как интегрирующая руководящая и объединяющая их в единый ансамбль . Поэтому проблемы контроля не могут быть сведены только к организационной деятельности. Контроль зани­мает важное место в обеспечении стабильности общества, в восп­роизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных структур. По существу контроль - один из главных механизмов регулирования отношений между обществом и лично­стью, обществом и государством, государством и социальными институтами. Все общество, его граждане посредством социального контроля проверяют действия отдельных субъектов управления в соответствии с социальными нормативами, ценностными стандар­тами, идейными ориентирами. Механизм социального контроля не сводится только к воздействию на отдельного человека, к учету работы, статистической и бухгалтерской отчетности, вообще к количественной и качественной оценке имеющихся ресурсов. Его функция гораздо шире - обнаружение возможных отклонений от заданных целей, своевременное принятие упреждающих мер по ликви­дации возникающих диспропорций. Меры социального контроля тем эффективнее, чем шире в его осуществлении участвуют все обще­ство, его гражданские институты и все граждане. В этом смысле средствами контроля и социального регулирования выступают фор­мы непосредственной демократии (референдумы, запросы граждан, общественное мнение, органы представительной власти и т. п.). В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополни­тельной информации о выполнении принятых решений.

С помощью контроля не только выявляются отклонения от программы, но и определяются причины этих отклонений. Можно сказать, что социальный контроль - это одна из основных функций регулирующего воздействия со стороны общества, которая реали­зуется в управленческой деятельности общества как субъекта уп­равления.

Общество пока слабо прогнозирует ожидаемые отклонения от нормы и вносит своевременную коррекцию в дея­тельность отдельных субъектов управления, прежде всего государ­ства. Можно выделить и другие функции, которые решаются с помощью контроля исполнения.

1. Диагностическая функция - главная ведущая функция конт­роля.

Планы по обществознанию

В любом случае сначала необходимо четко представить по­длинное состояние дел, или поставить диагноз. Знание об объекте бессмысленно с позиций контроля, если отсутствует представление о нормальном, или должном, состоянии анализируемой системы. Именно представление о норме позволяет определить отклонения в поведении социальной системы, субъекта управления, личности, ту или иную социальную болезнь или патологию. На этой основе разрабатываются программы упреждающего воздействия или кор­рекции по отношению к диагностируемому объекту.

2. Функция обратной связи, без которой руководитель не знает о ходе выполнения поставленных задач и по сути выпускает из рук бразды правления, лишается возможности оказывать влияние на ход работы.

3. Ориентирующая функция проявляется в том, что те вопросы, которые чаще контролируются субъектом управления, как бы сами собой приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания. Вопросы, которые выпадают из поля зрения руководи­теля, часто не решаются подчиненными.

4. Стимулирующая функция близка к ориентирующей, но с ней не совпадает. Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве держит в поле зрения работы, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда все неиспользованные резервы, и в первую очередь резервы человече­ского фактора.

5. Корректирующая функция связана с теми уточнениями, кото­рые вносятся в решения на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психологическая ситуация: руководитель по­лагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом же деле последний уже проверил на практике эффективность решения руководителя. Словом, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию - по соответствию реше­ния практике.

6. Педагогическая функция. Контроль, если он построен умело, порождает у исполнителей сильные побуждения к добросовестному труду.

В практике управления организацией применяются три основ­ные разновидности контроля:

1) предварительный - предшествует принятию окончательного решения, его цель - дать более глубокое обоснование принимае­мому решению;

2) текущий - с его помощью вносят коррективы в процесс исполнения принятых решений;

3) последующий - служит для проверки эффективности принятиярешений.

Таким образом, контроль является объективной необходимостью, так как даже оптимальные планы не могут быть реализованы, если они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль.

Суть эффективности состоит в том, что управление обеспечивает решение поставленных задач в возможно короткий срок при наи­меньших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т. п. Неправомерно эффективность рас­сматривать как результаты разных видов конкретной управленче­ской деятельности. В обществе интегрирующим является социальный результат, повышение качества жизни граждан при наименьших затратах всех остальных средств. Именно качество жизни - основная цель общественного развития и главный крите­рий эффективности.

Для оценки качественных параметров эффективности управлен­ческой деятельности прежде всего необходимо иметь в виду цели, всю систему целеполагания, ведущее место в которой занимают социальные, задающие вектор развития всем остальным, и имею­щиеся затраты на их осуществление, полученный конечный резуль­тат. Эффективность в данном случае оценивается как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень приближения к выполнению социальных нормативов.

Центральная проблема методологии эффективности - согласо­вание целей (общих и частных, стратегических, среднесрочных и близлежащих), выбор приоритетов, учет сроков и достижения и получения тех или иных результатов. Поэтому необходимым усло­вием получения эффективности является, во-первых, согласован­ность результатов с фундаментальными, перспективными целями развития социальной системы (общества), особенно в период его реформирования или модернизации; во-вторых, ориентация на человека, «человеческий ресурс» как цель и решающий фактор всех перемен, накопления потенциала развития.

При этом нельзя не учитывать трудности такого расчета, по­скольку:

1) разные эффекты не могут быть измерены в одних и тех же, единицах;

2) эффекты могут иметь разную направленность, модальность (положительную, отрицательную);

3) не существует в полной мере стоимостных оценок некоторых результатов деятельности, например, цены человеческой жизни, потери культурных ценностей, гениальных идей, художественных образцов и т. п.;

4) практическая значимость всех действий субъектов управления в конечном счете определяется результатами развития общества, сбалансированностью интересов его членов, качеством их жизни в соответствии с существующими образцами (нормами) социального прогресса и возможностями (экономическими и социокультурными) данной цивилизации, страны. Универсальной схемой оценки эффективности является построение оптимальной теоретической модели объекта управления с учетом передового мирового и отече­ственного опыта и наложения этой модели на реальную жизнь. Происходит оценка проблемной ситуации.

Контуры теоретической модели (философские), базовые поня­тия операционализируются, вырабатываются критерии, показатели, индикаторы для оценки не только качественных перемен, состояний в социальных процессах, но и количественных. Последние сущест­вуют в основном в двух видах: статистические и социологические, - что и является основой для принятия управленческих решений, эффективность которых оценивается на основе независимой экс­пертизы.

Показатели, статистические данные в основном разделяются на 4 уровня: международный, федеральный, региональный (субъекты Федерации) и местный (муниципальный), которые должны быть построены на одной концептуальной основе, объединены единым банком данных в рамках информационной системы и соотнесены с международными нормативами, критериями, особенно сегодня. Большое значение в оценке эффективности управления принадле­жит критериям и показателям.

Критерий - средство для оценочного суждения, конкретный признак, на основе которого производится оценка или классифи­кация чего-либо, определяется значимость или незначимость чего-либо, состояния объекта.

Критерии обозначают объективную направленность эффективно­сти, а показатели оценивают достигнутый ее уровень, критерии имеют нормативный характер, а показатели фиксируют достигну­тый уровень. Связь между ними может быть представлена таким образом: критерии определяются по прибыли, экономии, затратам, а показатели указывают на их количественные характеристики - максимальные, средние, низкие.

Эталоны - количественно-качественное состояние объекта, процесса, которое отвечает всем общественно необходимым и бла­гоприятным характеристикам и ожиданиям. Они делятся на 2 типа: 1) международные, разрабатываемые такими организациями, как ООН, МОТ, МЭГТ, ЮНЕСКО и др.; 2) национальные: федераль­ного уровня, регионального (субъекта Федерации), местного, му­ниципального.

Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовно-куль­турной. К числу экономических критериев и показателей относятся, например, такие, как: темпы роста, совокупный национальный продукт, рост производительности труда, техническая оснащен­ность производства и др. К социальным критериям относятся: душе­вой доход, семейный доход, минимальный прожиточный уровень, потребительская корзина и др.

Политическая сфера характеризуется: развитостью демократических институтов, наличием гражданского общества, развитостью правового регулирования, включенностью населения в управление общественными делами и т. п. Состояние духовно-культурной жизни общества обычно оценивается уровнем развития науки, культуры, образования. Например, приемлемым показателем для развития общества в развитых странах в области образования является такой: расходы на образование должны быть не меньше 6 % бюджета, иначе неизбежна стагнация в развитии общества.

Мораль (нравственность) - вид социальных норм, охватывающий своими оценками почти все сферы общественной жизни.

Моральные нормы имеют следующие признаки:

1) Нормы морали устанавливаются в обществе на основе моральных взглядов и убеждений о том, что есть зло, а что добро, какое поведение в обществе принимается как надлежащее и желанное, а какое считается недопустимым с точки зрения большинства его членов, какие действия соответствуют интересам общества, а какие им противоречат.

2) Моральные нормы, как правило не требуют какого-либо документального оформления, в отличии от норм права, они находятся в сознании людей. Например, каждый член общества должен понимать, что недопустимо нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. И напротив, общепризнанным в обществе признается уважительное отношение к лицам поклонного возраста, инвалидам, детям, к своим родственникам и близким.

3) Нормы морали регулируют те отношения, которые не поддаются регулированию нормами права. Невозможно, например, достичь правового урегулирования отношений или чувства дружбы и презрения, мира и вражды, любви и ненависти, уважения, чести, достоинства, бесстыдства, подлости. Эти отношения, как правило, не имеют общегосударственного значения, и они подлежат лишь моральной оценке со стороны общества. Нечитайленко А.А. Основы теории права. - Х. - 1998. - с. 16.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношения к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершевич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относится к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относится к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 169 - 170.

В обобщенном виде общечеловеческое содержание морали выражено в так называемом золотом правиле, древнейшем нор-мативном предписании, известном еще в Древних Греции, Индии и Китае: "(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Общечеловеческие нормы и принципы морали -- это нравст-венные ценности. Так называются достигнутые человечеством и воплощенные в общественном сознании общепризнанные нрав-ственные идеалы, для поддержания и более полного осуществле-ния которых общество должно предпринимать постоянные уси-лия, необходимость которых со стороны всех и каждого также входит в понятие нравственной ценности. Защита этих нравст-венных ценностей объединяет общество или по крайней мере его значительную часть.

Общечеловеческие нормы и принципы, составляющие стер-жень, системообразующее начало общественной морали, имеют разные модификации в соответствии с особенностями общества. Они санкционируются общественным мнением, воспитанием и помимо внешней санкции приобретают индивидуальную интел-лектуально-психологическую санкцию, именуемую совестью. Кроме того, нормы общественной морали могут иметь сверхъестественную санкцию в системе религиозных взглядов; значитель-ная часть населения большинства стран находится под влиянием различных вероисповеданий, содержащих моральные заповеди (в том числе "золотое правило").

Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование дей-ствий и отношений осуществимо лишь там, где объективно су-ществуют доказуемость и исполнимость правоотношений средст-вами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения. Выходя за эти пределы, право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже, однако мораль почти безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом. Таковы, в частности, формы объединения людей, структура и виды организационных отношений.

Исторически сложилось так, что в любом обществе, где суще-ствуют право и мораль, правом регулируются отношения, связан-ные с организацией государства (учреждение государственных органов, должностей, определение их соподчинения и соотноше-ния, их задач и правомочий по отношению к обществу), с при-менением государственного принуждения (установление запретов и санкций за их нарушение, регламентация деятельности право-охранительных органов), с охраной и регулированием собствен-ности (отношения производства, обмена, торговли, распределе-ния, налоговые отношения и др.).

Мораль тоже регулирует многие из этих отношений, но оце-нивает их с помощью иных категорий. Кроме того, мораль регу-лирует множество личных, бытовых и других отношений, подвер-женных лишь косвенному и отдаленному воздействию со стороны права.

Мораль ближе всего связана с правом через правосознание (взгляды, идеи, оценки, выражающие отношение людей, групп, классов к праву, к правопорядку), но содержит и самостоятельные по отношению к нему оценки ряда правовых норм, а также ситуаций, в которых они реализуются. Такова, например, мораль-ная оценка соотношения законодательства и практики его осу-ществления. Там, где право граничит с декларативностью, а закон при его применении искажается по произволу чиновников и судей, мораль содержит негативные оценки и права, и нарушаю-щего его государства ("закон что дышло, куда повернул, туда и вышло"). Общая теория права. /под ред. Пиголкина. - М.. - 1996. - с. 106-107