Мораль: понятие, происхождение, функции, исторические типы. Что такое Мораль? Понятие по обществознанию

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и .

Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря и подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге .

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений ( , ) мораль не является сферой организованной деятельности . Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности .

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

  • регулятивную;
  • оценочную;
  • воспитательную.

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством . Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

"Нет человека, что был бы как остров"
(Джон Донн )

Общество состоит из множества индивидов, которые во многом похожи, но также чрезвычайно различны по своим устремлениям и взглядам на мир, опыту и восприятию действительности. Мораль - то, что нас объединяет, это те особые правила, принятые в людском сообществе и определяющие некий общий взгляд на категории такого плана, как добро и зло, правильно и неверно, хорошо и плохо.

Мораль определяется как нормы поведения в обществе, которые сформировались за многие века и служат для верного развития человека в нем. Сам термин происходит от латинского слова mores, которое означает принятые в обществе правила.

Черты морали

У морали, которая во многом является определяющей для регуляции жизни в обществе, есть несколько основных черт. Так, ее основополагающие требования для всех членов социума одинаковы вне зависимости от положения. Они действуют даже в тех ситуациях, которые находятся вне зоны ответственности правовых принципов и распространяются на такие сферы жизни, как творчество, наука, производство.

Нормы общественной морали, иначе говоря традиции, значимы в общении между конкретными индивидами и группами людей, позволяют "говорить на одном языке". Правовые принципы навязаны обществу, и их невыполнение несет за собой последствия разной тяжести. Традиции и нормы морали же являются добровольными, на них каждый член социума соглашается без принуждения.

Виды моральных норм

На протяжении веков принимали различные виды. Так, в первобытном обществе непререкаемым был такой принцип, как табу. Люди, которые провозглашались как передающие волю богов, жестко регламентировали как запрещенные действия, которые могли угрожать всему социуму. За их нарушение неминуемо следовала суровейшая кара: смерть или изгнание, что в большинстве случаев было одним и тем же. Табу до сих пор сохранилось во многих Здесь в качестве нормы морали примеры следующие: нельзя находиться на территории храма, если человек не принадлежит касте духовенства; нельзя иметь детей от своих родственников.

Обычай

Норма морали является не только общепринятой, в результате вывода ее какой-нибудь верхушкой, ею может быть и обычай. Он представляет собой повторяющийся порядок действий, который особенно важен для того, чтобы сохранять определенное положение в обществе. В мусульманских странах, к примеру, больше всего чтятся именно традиции, нежели другие нормы морали. Обычаи, основанные на религиозных верованиях, в Средней Азии могут стоить жизни. Для нас, более привыкших к европейской культуре, аналогом является законодательство. Оно имеет такое же влияние на нас, как на мусульман традиционные нормы морали. Примеры в данном случае: запрет на выпивание алкоголя, закрытая одежда у женщин. Для нашего славянско-европейского общества обычаями является: печь блины на Масленницу, праздновать Новый год с елкой.

Среди моральных норм также выделяют традицию - порядок действий и образ поведения, который сохраняется в течение долгого времени, передаваясь из поколения в поколение. Своего рода, традиционные нормы морали, примеры. В данном случае к ним относятся: праздновать Новый год с елкой и подарками, может, в определенном месте, или ходить в баню под Новый год.

Моральные правила

Существуют и моральные правила - те нормы общества, которые человек сознательно определяет для себя сам и придерживается этого выбора, решая, что именно для него приемлемо. Для такой нормы морали примеры в данном случае: уступать место беременным и пожилым людям, подавать руку женщине при выходе из транспорта, открывать перед женщиной дверь.

Функции морали

Одной из функций является оценивающая. Мораль рассматривает события и поступки, которые имеют место в социуме, с точки зрения их полезности или опасности для дальнейшего развития, а затем выносит свой вердикт. Разного рода действительность оценивается в понятиях добра и зла, формируя среду, в которой каждому ее проявлению может быть дана оценка как положительная, так и отрицательная. С помощью данной функции человек может понять свое место в мире и сформировать свою позицию.

Не менее важное значение имеет и регулирующая функция. Мораль активно влияет на сознание людей, зачастую действуя лучше, чем правовые ограничения. С детства с помощью воспитания у каждого члена общества формируются определенные взгляды на то, что можно делать, а чего нельзя, и это помогает ему корректировать свое поведение таким образом, чтобы это было полезно для него самого и для развития в целом. Нормы морали регулируют как внутренние воззрения человека, а значит, его поведение, так и взаимодействие между группами людей, позволяя сохранять заведенный уклад, стабильность и культуру.

Воспитательная функция морали выражается в том, что под ее воздействием человек начинает ориентироваться не только на свои потребности, но и на потребности окружающих его людей, общества в целом. У индивида формируется сознание ценности нужд и других участников социума, что, в свою очередь, приводит ко взаимоуважению. Человек наслаждается своей свободой до тех пор, пока она не нарушает свободу других людей. сходные у разных индивидов, помогают им лучше понимать друг друга и гармонично действовать вместе, положительно воздействуя на развитие каждого из них.

Мораль как результат эволюции

К основным моральным принципам любого времени существования общества можно отнести потребность совершать добрые дела и не причинять зла людям вне зависимости от того, какое положение они занимают, к какой национальности принадлежат, последователями какой религии являются.

Принципы нормы и морали становятся необходимыми, как только индивиды вступают во взаимодействие. Именно возникновение социума их и создало. Биологи, сосредотачивающиеся на изучении эволюции, говорят о том, что в природе также существует принцип взаимной полезности, который в человеческом обществе реализуется через мораль. Все животные, которые живут в социуме, вынуждены умерять свои эгоистические потребности для того, чтобы быть более приспособленными к дальнейшей жизни.

Многими учеными мораль рассматривается как результат социальной эволюции человеческого общества, являясь таким же естественным проявлением. Они говорят о том, что многие принципы нормы и морали, которые являются основополагающими, сформированы с помощью естественного отбора, когда выживали только те индивиды, которые могли корректно взаимодействовать с другими. Так, в пример приводят родительскую любовь, которая выражает необходимость оберегать потомство от всех внешних опасностей, для того чтобы обеспечить выживание вида, и запрет на инцест, который уберегает популяцию от вырождения через смешивание слишком похожих генов, что приводит к появлению слабых детей.

Гуманизм как основной принцип морали

Гуманизм является основополагающим принципом нормы общественной морали. Под ним понимают убеждение в том, что у каждого человека есть право на счастье и бесчетное множество возможностей для того, чтобы это право реализовать, и что в основе каждого общества должна лежать идея о том, что каждый его участник имеет ценность и достоин защиты и свободы.

Основная может быть выражена в общеизвестном правиле: "относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе". Другой человек в этом принципе рассматривается, как заслуживающий тех же благ, что и любой конкретный человек.

Гуманизм предполагает, что общество должно гарантировать основные права человека, такие как неприкосновенность жилища и переписки, свободу вероисповедания и выбора места жительства, запрет принудительного труда. Социум должен прилагать усилия к тому, чтобы поддерживать людей, по тем или иным причинам ограниченным в своих способностях. Способность принять таких людей отличает человеческое общество, которое не живет по законам природы с естественным отбором, обрекая на гибель недостаточно сильных. Гуманизм также формирует возможности для человеческого счастья, вершиной которого является реализация его знаний и умений.

Гуманизм как источник общечеловеческих норм морали

Гуманизм в наше время обращает внимание общества на такие общечеловеческие проблемы, как распространение ядерного оружия, экологические угрозы, необходимость развития и снижения уровня производства. Он говорит о том, что сдерживание потребностей и вовлеченность каждого в решение проблем, которые стоят перед всем социумом, может произойти только через повышение уровня сознательности, развитие духовности. Он образует общечеловеческие нормы морали.

Милосердие как основной принцип морали

Под милосердием понимают готовность человека помогать нуждающимся в этом людям, сострадать им, воспринимая их мучения как свои и желая облегчить их страдания. Многие религии обращают пристальное внимание на этот моральный принцип, особенно буддизм и христианство. Для того чтобы человек был милосерден, необходимо, чтобы у него отсутствовало разделение людей на "своих" и "чужих", чтобы он видел в каждом "своего".

В настоящее время большой акцент делается на том, что человеку следует активно помогать тем, кто нуждается в милосердии, причем важно, чтобы он не только оказывал практическую помощь, но и был готов поддержать морально.

Равенство как основной принцип морали

С точки зрения морали, равенство призывает к тому, чтобы поступки человека оценивались вне зависимости от его общественного положения и достатка, а с общей точки зрения, чтобы подход к человеческим поступкам был универсален. Такого рода положение дел может быть только в хорошо развитом обществе, которое достигло определенного уровня в экономическом и культурном развитии.

Альтруизм как основной принцип морали

Данный принцип морали может быть выражен в фразе "Возлюби ближнего, как самого себя". Альтруизм предполагает, что человек способен сделать нечто хорошее для другого человека безвозмездно, что это не будет услугой, на которую необходимо ответить, а бескорыстным порывом. Этот моральный принцип очень важен в современном обществе, когда жизнь в больших городах отдаляет людей друг от друга, создает ощущение, что забота о ближнем без умысла невозможна.

Мораль и право

Право и мораль находятся в тесном контакте, поскольку вместе формируют правила в обществе, однако имеют ряд существенных различий. Соотношение и морали позволяет выявить их различия.

Нормы права документированы и разрабатываются государством как обязательные к выполнению правила, за несоблюдение которых неминуемо следует ответственность. В качестве оценки используются категории законного и незаконного, и оценка эта является объективной, построенной на регламентирующих документах, таких как конституция и различные кодексы.

Моральные нормы и принципы более гибкие и разными людьми могут быть восприняты по-разному, также могут зависеть от ситуации. Они существуют в обществе в виде правил, которые передаются от одного человека другому и нигде не зафиксированы документально. Нормы морали достаточно субъективны, оценка выражается через понятия "правильно" и "неправильно", их несоблюдение в ряде случаев не может привести к более серьезным последствиям, нежели общественное порицание или просто неодобрение. Для человека нарушение моральных принципов может привести к мукам совести.

Соотношение норм права и морали прослеживается во многих случаях. Так, моральные принципы "не убий", "не укради" соответствуют законам, прописанными в Уголовном кодексе, о том, что покушение на человеческую жизнь и его имущество приводит к уголовной ответственности и лишению свободы. Возможен и конфликт принципов, когда правовое нарушение - например, запрещенная в нашей стране эвтаназия, которая рассматривается как убийство человека, - может быть оправдано моральными убеждениями - человек сам не хочет жить, нет надежды на выздоровление, болезнь причиняет ему невыносимые боли.

Таким образом, различие норм права и морали выражается только в законодательстве.

Заключение

Нормы морали родились в обществе в процессе эволюции, их появление не случайно. Они нужны были раньше, чтобы содержать общество и уберегать его от внутренних конфликтов, и по-прежнему выполняют эту и другие функции, развиваясь и прогрессирую вместе с обществом. Нормы морали были и останутся неотъемлемым элементом цивилизованного общества.

Понятие молодости

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в ϶ᴛᴏм возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. При этом, когда общество стало более развитым и сложным, для того ɥᴛᴏбы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и ϲʙᴏю семью и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. Сегодня ϶ᴛᴏт момент ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст кᴏᴛᴏᴩых укладывается в данные временные рамки, называют молодежью. При этом не возраст будет решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Стоит сказать, для правильного понимания особенностей молодежи как социальной группы следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — ϶ᴛᴏ поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, уϲʙᴏения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, ɥᴛᴏбы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По ϲʙᴏему характеру молодость — ϶ᴛᴏ переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь будет вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Кстати, эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, присущих ϶ᴛᴏму возрасту.

Взросление — ϶ᴛᴏ прежде всего уϲʙᴏение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

В случае если рассматривать молодежь с позиции ведущих видов деятельности, то ϶ᴛᴏт период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность)

С позиции психологии молодость — ϶ᴛᴏ период обретения ϲʙᴏего Я , утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска ϲʙᴏего особого пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта, ɥᴛᴏбы принимать правильные решения в многочисленных сложных ситуациях. При этом именно осознание данных ошибок формирует его собственный жизненный опыт.

С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет) Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Важно заметить, что одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди кᴏᴛᴏᴩых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

С общефилософской позиции молодость может рассматриваться как время возможностей , время устремленности в будущее. Артур Шопенгауэр (1788-1860) говорил: «С позиции молодости, жизнь — бесконечно долгое будущее; с позиции старости, ϶ᴛᴏ очень краткое прошлое». Молодость — ϶ᴛᴏ время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.

С ϶ᴛᴏй позиции молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежьтрадиционно не желает подчиняться традициям и обычаям — она хочет преобразовать мир, утвердить ϲʙᴏи инновационные ценности.

Исходя из всех данных характеристик можно сказать, что молодежь — ϶ᴛᴏ специфическая социально-демографическая группа, характер кᴏᴛᴏᴩой определен совокупностью (1) возрастных характеристик, (2) особенностей социального положения и (3) особым психологическим складом.

Основные проблемы молодежи

Проблемы, с кᴏᴛᴏᴩыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, кᴏᴛᴏᴩые происходят в современности, только усугубляют данные проблемы.

Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В ϲʙᴏей массе молодежь недостаточно обеспечена материально , не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

В случае если в периоды социальной стабильности данные проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются. В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности. Материал опубликован на http://сайт

Духовные факторы не менее важны. Отметим тот факт - что в современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров , размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, ϲʙᴏбоды, демократии, межнациональной терпимости, а на смену данным «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При ϶ᴛᴏм происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

Не стоит забывать, что важнейшей проблемой духовного плана остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения.

Под поколением понимается интервал между средним возрастом детей и средним возрастом их родителей. В более общем смысле поколение — ϶ᴛᴏ объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни. Стоит сказать, для обозначения людей, у кᴏᴛᴏᴩых водном году произошло какое-то демографическое событие (рождение, вступление в брак, развод), употребляют понятие когорта . Напри мер, люди, рожденные в один год, составляют возрастную когорту .

Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать — тогда они будут играть дестабилизирующую роль. То же касается инноваций: некᴏᴛᴏᴩые из них могут быть полезны для общества, а некᴏᴛᴏᴩые — губительны для него. По϶ᴛᴏму важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться.

Американский социолог Маргарет Мил (1901 -1978) в системе культуры выделяет три типа межпоколенческих отношений:

  • постфигуративные - давно устоялись, приобрели четкие контуры, оформились в виде привычных, устойчивых фигур мышления и поведения и предполагают ориентацию на прошлое , традиционные ценности. Молодежь учится на опыте старшего поколения. Развитие постфигуративных культур замедленно, инновации с трудом пробивают себе дорогу;
  • конфигуративные — находятся в процессе оформления, ориентированы на настоящее : и молодежь, и взрослые соᴏᴛʜᴏϲᴙт ϲʙᴏи действия с изменяющейся современностью. Социализация происходит в основном в процессе общения со сверстниками. Рождается молодежная контркультура;
  • префигуративные — еще не определены, направлены на будущее . Происходит отказ от старых ценностей и стереотипов, поскольку прошлый опыт оказывается бесполезным или вредным. Старшее поколение все чаще учится у молодежи.

Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, имеет культурно-исторический ответ. В стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения. Но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих изменившимся условиям жизни. При этом даже при самом радикальном изменении данных условий многие традиционные ценности должны сохраниться для поддержания культурной преемственности поколений в обществе. Нельзя полностью отказаться от традиций, как, впрочем, нельзя полностью перекрыть дорогу новому.

Молодежь, с одной стороны, — ϶ᴛᴏ незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — ϶ᴛᴏ поколение, от кᴏᴛᴏᴩого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.

Молодежная политика

Молодежная политика — ϶ᴛᴏ система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Непосредственной целью государственной молодежной политики будет всестороннее развитие потенциала молодежи, что в ϲʙᴏю очередь должно способствовать достижению долгосрочных целей — социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики будут:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды здорового образа жизни, организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, кᴏᴛᴏᴩые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали - нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика .

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности - и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали :

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей .
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали .

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост - одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение - это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость - основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы - это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали » (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный - принцип гуманизма . Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Происхождение, сущность, исторические типы и формы морали

В любом обществе существуют определенные нормы, регулирующие взаимоотношения между его членами, некая организация их поведения. Соблюдение норм общественной жизни неизбежно, т.к. они содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующие поступки - добро это или зло, честно, справедливо это или постыдно, словом, они оценивают, что – «хорошо», а что – «плохо». Всяческие, даже серьезные нарушения их, касаются лишь частностей, лишь отдельных норм. Что же представляет собой мораль? В чем ее сущность? Какую роль она играет в жизни общества и человека?

Сущность морали нельзя понять, не выяснив, как она возникла, каковы ее истоки. Мораль является самой древней формой человеческого сознания, ее зачатки можно видеть уже в первобытном обществе. Более того, в соответствии с рядом научных теорий, в частности - с теорией Ч. Дарвина о происхождении нравственного чувства у человека, источником всех этических понятий и всего последующего развития нравственности является общественный инстинкт, присущий как человеку, так и всем общественным животным, то есть источником и основой нравственного начала является сама природа.

Соответствующая точка зрения находит поддержку выдающегося представителя русской этической мысли П.А. Кропоткина, отмечавшего, что «Дарвин, знавший природу, имел смелость сказать, что из двух инстинктов - общественного и личного - общественный сильнее, настойчивее и более постоянно присущий инстинкт, чем второй. И он был, безусловно, прав. Все натуралисты, изучавшие жизнь животных в природе, особенно на материках, еще слабо заселенных человеком, безусловно, были бы на его стороне. Инстинкт взаимной помощи действительно развит во всем животном мире, потому что естественный отбор поддерживает его и безжалостно истребляет те виды, в которых он почему-либо ослабевает. В великой борьбе за существование, ведущейся каждым животным видом против враждебных ему климатических условий, внешней обстановки жизни и естественных врагов, больших и малых, те виды имеют наибольшие шансы выжить, которые последовательнее держатся взаимной поддержки, тогда как те виды, которые этого не делают, вымирают. И то же самое мы видим в истории человечества». Таким образом, Дарвин пришел к заключению, что общественный инстинкт представляет общий источник, из которого развились все нравственные начала.

Наши первобытные предки жили среди животных и с ними, утверждает П.А. Кропоткин. Психология животных была первой психологией, изученной человеком. Среди своих ближайших сородичей, обезьян, человек видел сотни видов, живших большими сообществами, где все члены каждого сообщества были тесно соединены между собой. Он видел, как обезьяны поддерживают друг друга, когда идут на фуражировку, как осторожно переходят они с места на место, как они соединяются против общих врагов, как они оказывают друг другу мелкие услуги, вытаскивая, например, шипы и колючки, попавшие в шерсть товарища, как они тесно скучиваются в холодную погоду и т.д. В минуту опасности они проявляли поразительные чувства взаимной привязанности, не говоря уже о привязанности матерей к своим детям и старых самцов к своей группе. Первобытный дикарь видел и знал, что даже среди хищных животных есть один всеобщий закон: они никогда не убивают друг друга.

П.А. Кропоткин отмечает, что для наших предков каменного века общительность и взаимная помощь внутри рода должны были считаться делом таким обычным в природе, таким всеобщим, что они даже не могли себе представит жизни в другом виде. Для первобытного человека жизнь одинокого существа казалась странной и необычной, противной природе живых существ. В большинстве случаев, если отшельник - не мудрец, на время удалившийся от мира, чтобы обдумать его судьбы, или не колдун, он является «изгоем», изгнанным из своей среды за какое-нибудь тяжелое нарушение нравов общежития. Он совершил что-то, настолько противное обычному укладу жизни, что его выкинули из среды своего общества.

На основе анализа сходства в психологии и поведении первобытных людей и животных П.А. Кропоткин сделал вывод о том, что именно общественная жизнь является естественным строем жизни. В этом отождествлении, можно даже сказать - в этом растворении «я» конкретного человека в его роде и племени лежит зачаток всего этического мышления. Самоутверждение «личности» пришло гораздо позже. В умах первобытных дикарей главное место занимает род с его твердо установленными обычаями, предрассудками, поверьями, запретами, привычками и интересами.

В этом постоянном отождествлении единицы с целым лежит происхождение всей этики, из него развились все последующие понятия о справедливости и еще более высокие понятия о нравственности.

Таким образом, уже первобытный человек должен был приучаться отождествлять свое «я» с общественным «мы», вырабатывая первоначальные основы нравственности. Он видел, как ничтожен был бы каждый перед лицом грозной, суровой природы, если бы перестал быть частью рода. Он привыкал, вследствие этого, ограничивать свою волю волей других, а это составляет основное начало нравственности. Поскольку существует общежитие, в нем неизбежно складываются известные формы жизни, известные обычаи и нравы, которые, будучи признаны полезными и становясь привычными путями мышления, переходят в инстинктивные привычки, а потом и в правила жизни, которые ставятся под охрану суеверий и религии.

Иначе, нежели Ч. Дарвин и П.А. Кропоткин, рассматривает вопрос о происхождении нравственности крупнейший русский философ XIX века В.С. Соловьев (1853-1900 гг.). Признавая, что, несмотря на все разнообразие степеней духовного развития в прошедшем и настоящем человечества, на все индивидуальные отклонения и на все более широкие воздействия расы, климата и исторических условий, все-таки существует неразложимая основа общечеловеческой нравственности, В.С. Соловьев считает ошибочной точку зрения Ч. Дарвина на исключительно общественный характер нравственности человека и сближение ее с социальными инстинктами животных, утверждая, что существует особая человеческая природа со всеми своими отличительными чертами, между которыми важнейшее место занимают черты нравственные. По его мнению, первичная, естественная нравственность есть не что иное, как реакция духовной природы против грозящего ей подавления и поглощения со стороны низших сил - плотской похоти, эгоизма и диких страстей. Способность к такой реакции в человеке делает его существом нравственным, но оставаясь неопределенной в своей действительной силе и объеме, она не может сама по себе обосновывать нравственный порядок в человечестве.



Будучи глубоко религиозным человеком, В.С. Соловьев стремится обосновать религиозное начало нравственности, предполагая существование того, что выше нас, от чего каждый из нас зависит. Это чувство зарождается и проявляется, прежде всего, в отношении ребенка к родителям, поскольку в живом образе родителей воплощается для младенствующего человека идея Божества.

Всякое разумное существо, по мнению В.С. Соловьева, приходит к сознанию своей зависимости от чего-то невидимого и неведомого. Отрицать такую зависимость невозможно, т.к. мы фактически подчинены абсолютному, как бы мы его ни называли.

Заслуживает внимания точка зрения на происхождение морали крупнейшего немецко-американского философа и гуманиста XX века, психоаналитика Эриха Фромма (1900-1980гг.), полагавшего, также как и В.С. Соловьев, что источник норм нравственного поведения следует искать в самой природе человека, что моральные нормы опосредованны на его врожденных качествах и нарушение этих норм приводит к эмоциональному и психическому распаду. Человек, по его мнению, - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свои письмена, он - существо, наделенное энергией и определенным образом организованное, которое в процессе адаптации вырабатывает специфические ответные реакции на воздействие внешних условий.

Отличие человека от животных в том, что он адаптируется к внешним условиям не путем изменения собственной природы и приспособления к одному виду условий, для которых выработал специфические приспособленческие реакции и в этом случае он зашел бы в тупик специализации, который является судьбой каждого вида животных, делая невозможной историю. С другой стороны, человек не может адаптироваться также и к любым условиям вообще, не противодействуя тем, которые противны его природе, он и в этом случае не имел бы истории.

Человеческая эволюция, в соответствии с теорией Э. Фромма, основана на сочетании адаптационных способностей и устойчивых качеств человеческой природы, которая заставляет его никогда не прекращать поисков условий, наилучшим образом обеспечивающих его внутренние потребности. Именно моральный фактор играет решающую роль в исторических событиях, проявляясь тем или иным образом в действиях людей.

Таким образом, несмотря на различные точки зрения на происхождение морали, существующие в этической науке, не вызывает каких-либо сомнений то, что мораль существовала всегда, к ней причастны все, она формировалась и развивалась в процессе становления и эволюции человеческого общества.

Традиционно в основе классификации исторических типов морали лежит формационный принцип различения способов производства в соответствии с которым выделяются: мораль первобытного строя, мораль рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного общества.

Формируется мораль стихийно, в процессе совместного труда, требовавшего общих коллективных усилий в условиях родового общества.

Ее возникновение связано с основными общественными потребностями:

Во-первых, в регулировании отношения членов первобытного коллектива к труду;

Во-вторых, в регулировании семейно-брачных отношений;

В-третьих, в укреплении социального единства рода.

Следует отметить наличие у первобытных племен этических требований, носящих как безусловно обязательный, так и желательный характер. Обязательными для соблюдения всеми являлись нормы, направленные на поддержание родового быта.

В процессе коллективного труда появились такие первые нравственные требования как:

Обязательность труда для каждого;

Дисциплина и распорядок труда;

Равное распределение продуктов труда;

Взаимная помощь и т.д.

В семейно-брачных отношениях формируются свои нормы, регулирующие отношения между полами, родителями и детьми, старшими и младшими. Эти нормы закрепляются в виде обычаев, традиций, ритуалов, которые являлись главной регулирующей силой нравственных отношений. По мере развития общественной жизни, все более и более должно было выступать понятие о справедливости во взаимных отношениях. Первые зачатки справедливости, в смысле равноправия, нашли отражение в первобытных правилах: «око за око, зуб за зуб, рана за рану». В родовом быте человек научился следовать основному правилу всякой общности, получившему название «золотого правила нравственности» (не делать другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе), и сдерживать тех, кто не хотел подчиняться этому правилу. Затем в нем развилась способность отождествлять свою личную жизнь с жизнью своего рода. Понятие о добре и зле вырабатывалось, таким образом, не на основе того, что представляет добро или зло для отдельного человека, а на том, что составляет добро или зло для всего рода.

Совместный труд, общественная жизнь определили характерный для родового общества первобытный коллективизм, для которого свойственны:

Беспредельная преданность и верность своему роду и племени;

Самопожертвование в пользу общих интересов;

Привязанность к сородичам;

Взаимопомощь, сострадание.

Во имя рода его члены проявляли трудолюбие, выдержку, храбрость, презрение к смерти. В совместном труде рождалось и закалялось чувство долга, справедливости, чувство собственного достоинства.

Нормы, правила, обычаи были едиными и не писанными жизненными законами, передавались из поколения в поколение и соблюдались в силу общественного мнения. Их роль в жизни общества определялась тем, что они непосредственно сплачивали коллектив, регулировали поведение людей, выступали каналами передачи общественно-значимого опыта отдельному человеку.

Следует иметь ввиду, что коллективизм первобытного человека, как и мораль в целом носит ограниченный характер. Этот коллективизм был законом только внутри племени. «Все, что было вне племени - было вне закона». В родовом строе правило «каждый за всех» не распространяется дальше своего рода.

Таким образом, в жизни человека с самых древних времен вырабатывались два рода отношений: внутри своего рода и с соседними родами, что создавало почву для столкновений и войн. Хотя уже и на этом этапе делались попытки упорядочить взаимные соседские отношения. Входя в хижину, обязательно нужно было оставить свое оружие при входе, и даже в случае войны двух родов обязательно соблюдались некоторые конкретные правила.

Низкий уровень развития производства и человека, крайне суровые условия жизни и бессилие человека перед стихийными силами природы порождали суеверие и крайне жестокие обычаи и нормы: кровную месть, жертвоприношение, каннибализм, убийство стариков и слабых детей.

Появившиеся и развивающиеся религиозные верования предостерегают от нарушения установившихся норм, угрожая мщением предков и разных духов, устанавливая священные обряды, выражающие поклонение силам природы. Наиболее важные для существования человеческого общества нормы («не убей», «не укради» и т.п.) ставятся под охрану сверхъестественных сил, придавая морали религиозную форму. Нравственное и религиозное в человеке настолько тесно переплелись исторически, что отделить одно от другого чрезвычайно сложно, а нередко - и невозможно.

В дальнейшем в связи с разделение труда, ростом производительных сил и появлением частной собственности происходит разложение родового строя и возникновение классов, а, следовательно, формируется и классовая мораль. Эта историческая форма морали превращается в относительно самостоятельную форму общественного сознания наряду с религией, правом, искусством. Она перестает быть системой требований, адресованных всем членам общества, распадается на классовые формы: мораль рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, буржуазии и пролетариата. Господствующей в обществе моралью становится мораль правящих (привилегированных) классов, которая выражала их коренные классовые интересы, обосновывала классовое неравенство, защищала и оправдывала частную собственность, эксплуатацию.

Следует также отметить, что кроме рассмотренных форм (религиозной, классовой, профессиональной и т.д.) в любом человеческом обществе мораль предстает в двух основных формах:

во-первых, как личностные свойства, именуемые обычно моральными качествами (мужество, честность, щедрость, сдержанность);

во-вторых, как совокупность общественных норм поведения («не укради», «не убей», и т.д.).

Моральные качества характеризуют личность с точки зрения ее способности общаться с себе подобными. Когда о человеке говорят, что он простой, скромный, уживчивый, то речь идет о таких свойствах, которые обнаруживаются в его взаимоотношениях с другими людьми.

Моральные качества есть, прежде всего, качества характера. Они формируются в реальном опыте общения, борьбы, сотрудничества людей. В этом отношении они отличаются, а нередко и противостоят интеллектуальным свойствам личности, которые выражают познавательную мощь, способность проникнуть в глубь причинно-следственных взаимосвязей окружающего мира.

Мораль не имеет своей внешне строго и постоянно очерченной сферы. Она свойственна всякой общественно-значимой деятельности, всем общественным отношениям: политические решения характеризуются как гуманные или антигуманные; экономические - как справедливые и несправедливые; духовная позиция - как честная или бесчестная и т.д. Мораль представлена в каждом контакте человека с человеком.

Вся многообразная гамма телесных и предметных проявлений человеческой активности может служить способом выражения морали: мимика, жесты, речь, молчание, одежда, жилище и т.д. - за всем этим может скрываться определенная нравственная позиция.