Правила предоставления субсидий на господдержку развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства — Российская газета. С изменениями и дополнениями от 218 постановление правит

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 218
"Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств"

24 мая 2011 г., 12 октября 2012 г., 5 апреля 2014 г., 12 февраля 2015 г., 25 мая, 21 июля 2016 г., 17 августа 2017 г., 28 сентября 2018 г., 21 июня, 31 декабря 2019 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.

ПРАВИЛА
предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 218)

С изменениями и дополнениями от:

24 мая 2011 г., 12 октября 2012 г., 5 апреля 2014 г., 12 февраля 2015 г., 25 мая, 21 июля 2016 г., 17 августа 2017 г., 28 сентября 2018 г., 31 декабря 2019 г.

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств (далее соответственно - субсидия, проект) в рамках федерального проекта подпрограммы

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"головной исполнитель " - российская образовательная организация высшего образования (государственное научное учреждение), выполняющая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по проекту в рамках договора с получателем субсидии на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

"получатель субсидии " - российская организация реального сектора экономики (за исключением государственных и муниципальных учреждений), реализующая проект в кооперации с головным исполнителем, имеющая право на получение субсидии и являющаяся победителем конкурса на право получения субсидии (далее - конкурс).

3. Субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат получателя субсидии в части оплаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту, выполненных головным исполнителем.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 3.1 с 18 января 2020 г. - Постановление

3.1. Результатом предоставления субсидии является кооперация получателя субсидии и головного исполнителя в целях реализации проекта с использованием мер государственной поддержки и привлечением внебюджетных средств.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 3.2 с 18 января 2020 г. - Постановление Правительства России от 31 декабря 2019 г. N 1960

3.2. Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, являются:

а) размер внебюджетных средств, направляемых получателем субсидии на финансирование проекта;

б) объем производства высокотехнологичной продукции с использованием результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту;

в) доля исследователей в возрасте до 39 лет в составе коллектива исполнителей научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту;

г) количество патентов (заявок), в том числе международных, и ноу-хау, полученных в ходе реализации проекта;

д) количество научных публикаций в ведущих российских и зарубежных журналах, индексируемых в международных базах данных, по тематике научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых по проекту.

4. Соглашение о предоставлении субсидии, дополнительное соглашение к указанному соглашению, в том числе дополнительное соглашение о расторжении соглашения (при необходимости), заключаются между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и получателем субсидии в соответствии с типовой формой , установленной Министерством финансов Российской Федерации.

5. Субсидии предоставляются на конкурсной основе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

7. Основными критериями отбора получателя субсидии являются:

а) опыт и квалификация участников проекта;

б) значимость, научно-технический и коммерческий потенциал проекта.

8. Условиями предоставления субсидии являются:

а) создание на территории Российской Федерации высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции в соответствии с требованиями, предусмотренными соглашением о предоставлении субсидии;

б) дополнительное финансовое обеспечение получателем субсидии проекта из собственных средств в размере не менее 100 процентов размера субсидии, при этом не менее 20 процентов собственных средств направляются на финансовое обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту.

9. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:

а) создает координационный совет по государственной поддержке развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации проектов (далее - координационный совет) и утверждает его состав;

б) утверждает положение о координационном совете, в функции которого включаются в том числе:

определение с учетом тенденций научно-технологического и экономического развития Российской Федерации направлений, которым должны соответствовать научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы в составе проектов;

определение требований к экспертам, привлекаемым к проведению экспертизы заявок на участие в конкурсе;

ж) обеспечивает проведение комплекса мер, необходимых для мониторинга проектов и оценки результативности их реализации;

з) отбирает на конкурсной основе организацию, осуществляющую организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов по определению получателей субсидии на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации проектов и мониторинга проектов, а также организационно-техническое и информационное сопровождение реализации проектов в рамках реализации федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" национального проекта "Наука" подпрограммы "Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".

10. Получатель субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, должен соответствовать следующим требованиям:

а) не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) не иметь просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;

в) не находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

г) не являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

д) не являться получателем средств из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, совпадающие с целями предоставления субсидии.

11. Получатель субсидии для подтверждения соответствия установленным требованиям представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации следующие документы (за исключением документов, которые были представлены при проведении отбора):

а) справка, подписанная руководителем получателя субсидии (иным уполномоченным лицом), по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, подтверждающая отсутствие у получателя субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) справка, подписанная руководителем получателя субсидии (иным уполномоченным лицом), подтверждающая отсутствие у получателя субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;

в) справка, подписанная руководителем получателя субсидии (иным уполномоченным лицом), по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, подтверждающая, что получатель субсидии не является получателем средств из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, совпадающие с целями предоставления субсидии.

12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации рассматривает представленные получателем субсидии документы, указанные в пункте 11 настоящих Правил, на соответствие получателя субсидии требованиям, определенным пунктом 10 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в Министерство и принимает решение о заключении соглашения о предоставлении субсидии либо направляет в адрес получателя субсидии мотивированный отказ в заключении такого соглашения.

13. Получателю субсидии может быть отказано в заключении соглашения о предоставлении субсидии в случае:

а) непредставления или представления не в полном объеме документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

б) недостоверности представленной получателем субсидии информации.

14. В соглашении о предоставлении субсидии предусматриваются:

а) цель, условия и порядок предоставления субсидии (включая срок перечисления субсидии получателю), а также направления расходов;

б) размер субсидии;

в) право Министерства науки и высшего образования Российской Федерации принимать решение об уменьшении размера субсидии, а также, при наличии неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, об увеличении размера субсидии (но не более максимального размера субсидии, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил) при условии представления получателем субсидии информации, содержащей финансово-экономическое обоснование изменения соответствующих условий соглашения о предоставлении субсидии;

г) наименование российской образовательной организации высшего образования или государственного научного учреждения, в кооперации с которой (которым) получатель субсидии реализует проект;

д) план-график работ, выполненных в рамках реализации проекта, и требования к реализации проекта;

е) значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 3.1 настоящих Правил, и меры ответственности получателя субсидии за недостижение установленных значений таких показателей в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил;

ж) запрет приобретения иностранной валюты за счет средств субсидии, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий;

з) формы отчетов о ходе реализации проекта, достижении значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также срок и порядок их представления;

и) обязательство получателя субсидии:

уведомлять Министерство науки и высшего образования Российской Федерации о наступлении обстоятельств, препятствующих реализации проекта, а также влияющих или способных оказать влияние на надлежащее исполнение обязательств по соглашению о предоставлении субсидии;

представлять в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в течение 5 лет после создания высокотехнологичного производства информацию об объемах продукции, произведенной с использованием результатов выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту;

к) порядок придания сведениям по проекту, в отношении которых их обладателем установлен режим коммерческой тайны, статуса конфиденциальной информации;

л) требования к публикации в средствах массовой информации сведений о реализации проекта и полученных результатах;

м) условия расторжения соглашения о предоставлении субсидии, в том числе в одностороннем порядке Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и возврата субсидии в доход федерального бюджета;

н) согласие получателя субсидии на осуществление Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами.

15. Перечисление субсидии осуществляется:

в случае если субсидия подлежит в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, - на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Перечисление субсидии осуществляется не позднее 2-го рабочего дня после представления получателем субсидии в территориальный орган Федерального казначейства платежных документов для оплаты денежного обязательства;

в случае если субсидия не подлежит в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, - на расчетные счета, открытые получателям субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в российских кредитных организациях.

16. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и органы государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами и соглашением о предоставлении субсидии.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении предоставления субсидии в случае нарушения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии, в том числе в случае предоставления получателем субсидии недостоверной информации по проекту.

17. В случае установления в ходе проверок, проведенных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченным органом государственного финансового контроля, фактов нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также в случае расторжения соглашения о предоставлении субсидии (в том числе одностороннего расторжения соглашения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации) получатель субсидии обязан возвратить полученную субсидию в доход федерального бюджета в полном размере:

на основании требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - не позднее 10-го рабочего дня со дня получения указанного требования получателем субсидии;

на основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае выявления в ходе осуществления контроля недостижения результата предоставления субсидии и (или) показателей, необходимых для его достижения, к получателю субсидии применяются следующие меры ответственности:

недостижение результата предоставления субсидии, указанного в пункте 3.1 настоящих Правил, и показателя, указанного в подпункте "а" пункта 3.2 настоящих Правил, влечет за собой возврат получателем субсидии в доход федерального бюджета в полном размере;

недостижение показателя, указанного в подпункте "б" пункта 3.2

БС - размер бюджетных средств, предусмотренный соглашением о предоставлении субсидии;

ОП факт - годовой объем фактически произведенной продукции;

ОП план - плановый годовой объем производства продукции, определенный соглашением о предоставлении субсидии;

недостижение показателей, указанных в подпунктах "в" - "д" пункта 3.2 настоящих Правил, влечет за собой возврат части субсидии в размере, определяемом по следующей формуле:

ГБС - годовой размер бюджетных средств, предусмотренный соглашением о предоставлении субсидии;

П iфакт - фактически достигнутое значение i-го показателя;

П iплан - плановое значение i-го показателя, определенное соглашением о предоставлении субсидии.

Если невозможность реализации проекта на условиях, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы либо обнаружением в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту возникшей не по вине головного исполнителя невозможности или нецелесообразности продолжения работ, на основании представленных получателем субсидии документов определяется размер затрат, фактически понесенных получателем субсидии и подлежащих возмещению за счет средств субсидии.

19. Контроль за соблюдением получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченным органом государственного финансового контроля.

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ

РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РЕАЛЬНОГО

СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ

ПО СОЗДАНИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств (далее соответственно - субсидия, проект) в рамках федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" национального проекта программы

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"головной исполнитель" - российская образовательная организация высшего образования (государственное научное учреждение), выполняющая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по проекту в рамках договора с получателем субсидии на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

"получатель субсидии" - российская организация реального сектора экономики (за исключением государственных и муниципальных учреждений), реализующая проект в кооперации с головным исполнителем, имеющая право на получение субсидии и являющаяся победителем конкурса на право получения субсидии (далее - конкурс).

3. Субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат получателя субсидии в части оплаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту, выполненных головным исполнителем.

3(1). Результатом предоставления субсидии является кооперация получателя субсидии и головного исполнителя в целях реализации проекта с использованием мер государственной поддержки и привлечением внебюджетных средств.

3(2). Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, являются:

А) размер внебюджетных средств, направляемых получателем субсидии на финансирование проекта;

Б) объем производства высокотехнологичной продукции с использованием результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту;

В) доля исследователей в возрасте до 39 лет в составе коллектива исполнителей научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту;

Г) количество патентов (заявок), в том числе международных, и ноу-хау, полученных в ходе реализации проекта;

Д) количество научных публикаций в ведущих российских и зарубежных журналах, индексируемых в международных базах данных, по тематике научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых по проекту.

4. Соглашение о предоставлении субсидии, дополнительное соглашение к указанному соглашению, в том числе дополнительное соглашение о расторжении соглашения (при необходимости), заключаются между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и получателем субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.

5. Субсидии предоставляются на конкурсной основе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

6. Субсидии предоставляются на срок от 1 до 3 лет.

Размер субсидии определяется в соответствии с заявкой получателя субсидии на участие в конкурсе, содержащей технико-экономическое обоснование реализации проекта, но не более 100 млн. рублей в год.

7. Основными критериями отбора получателя субсидии являются:

А) опыт и квалификация участников проекта;

Б) значимость, научно-технический и коммерческий потенциал проекта.

8. Условиями предоставления субсидии являются:

А) создание на территории Российской Федерации высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции в соответствии с требованиями, предусмотренными соглашением о предоставлении субсидии;

Б) дополнительное финансовое обеспечение получателем субсидии проекта из собственных средств в размере не менее 100 процентов размера субсидии, при этом не менее 20 процентов собственных средств направляются на финансовое обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту.

9. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:

А) создает координационный совет по государственной поддержке развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации проектов (далее - координационный совет) и утверждает его состав;

Б) утверждает положение о координационном совете, в функции которого включаются в том числе:

Определение с учетом тенденций научно-технологического и экономического развития Российской Федерации направлений, которым должны соответствовать научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы в составе проектов;

Определение требований к экспертам, привлекаемым к проведению экспертизы заявок на участие в конкурсе;

В) принимает решение о проведении конкурса и утверждает конкурсную документацию, условия которой должны соответствовать требованиям, предусмотренным настоящими Правилами;

Г) размещает информацию о конкурсе на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

Д) создает конкурсную комиссию и утверждает положение о ней;

Е) утверждает порядок проведения экспертизы заявок на участие в конкурсе;

Ж) обеспечивает проведение комплекса мер, необходимых для мониторинга проектов и оценки результативности их реализации;

З) отбирает на конкурсной основе организацию, осуществляющую организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов по определению получателей субсидии на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации проектов и мониторинга проектов, а также организационно-техническое и информационное сопровождение реализации проектов в рамках реализации федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" национального проекта "Наука" подпрограммы "Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".

10. Получатель субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, должен соответствовать следующим требованиям:

А) не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

Б) не иметь просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;

В) не находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

Г) не являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

Д) не являться получателем средств из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, совпадающие с целями предоставления субсидии.

11. Получатель субсидии для подтверждения соответствия установленным требованиям представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации следующие документы (за исключением документов, которые были представлены при проведении отбора):

А) справка, подписанная руководителем получателя субсидии (иным уполномоченным лицом), по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, подтверждающая отсутствие у получателя субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

Б) справка, подписанная руководителем получателя субсидии (иным уполномоченным лицом), подтверждающая отсутствие у получателя субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;

В) справка, подписанная руководителем получателя субсидии (иным уполномоченным лицом), по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, подтверждающая, что получатель субсидии не является получателем средств из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, совпадающие с целями предоставления субсидии.

12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации рассматривает представленные получателем субсидии документы, указанные в пункте 11 настоящих Правил, на соответствие получателя субсидии требованиям, определенным пунктом 10 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в Министерство и принимает решение о заключении соглашения о предоставлении субсидии либо направляет в адрес получателя субсидии мотивированный отказ в заключении такого соглашения.

13. Получателю субсидии может быть отказано в заключении соглашения о предоставлении субсидии в случае:

А) непредставления или представления не в полном объеме документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

Б) недостоверности представленной получателем субсидии информации.

14. В соглашении о предоставлении субсидии предусматриваются:

А) цель, условия и порядок предоставления субсидии (включая срок перечисления субсидии получателю), а также направления расходов;

Б) размер субсидии;

В) право Министерства науки и высшего образования Российской Федерации принимать решение об уменьшении размера субсидии, а также, при наличии неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, об увеличении размера субсидии (но не более максимального размера субсидии, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил) при условии представления получателем субсидии информации, содержащей финансово-экономическое обоснование изменения соответствующих условий соглашения о предоставлении субсидии;

Г) наименование российской образовательной организации высшего образования или государственного научного учреждения, в кооперации с которой (которым) получатель субсидии реализует проект;

Д) план-график работ, выполненных в рамках реализации проекта, и требования к реализации проекта;

Е) значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 3(1) настоящих Правил, и меры ответственности получателя субсидии за недостижение установленных значений таких показателей в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил;

Ж) запрет приобретения иностранной валюты за счет средств субсидии, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий;

З) формы отчетов о ходе реализации проекта, достижении значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также срок и порядок их представления;

И) обязательство получателя субсидии:

Уведомлять Министерство науки и высшего образования Российской Федерации о наступлении обстоятельств, препятствующих реализации проекта, а также влияющих или способных оказать влияние на надлежащее исполнение обязательств по соглашению о предоставлении субсидии;

Представлять в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в течение 5 лет после создания высокотехнологичного производства информацию об объемах продукции, произведенной с использованием результатов выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту;

К) порядок придания сведениям по проекту, в отношении которых их обладателем установлен режим коммерческой тайны, статуса конфиденциальной информации;

Л) требования к публикации в средствах массовой информации сведений о реализации проекта и полученных результатах;

М) условия расторжения соглашения о предоставлении субсидии, в том числе в одностороннем порядке Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и возврата субсидии в доход федерального бюджета;

Н) согласие получателя субсидии на осуществление Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами.

15. Перечисление субсидии осуществляется:

В случае если субсидия подлежит в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, - на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Перечисление субсидии осуществляется не позднее 2-го рабочего дня после представления получателем субсидии в территориальный орган Федерального казначейства платежных документов для оплаты денежного обязательства;

В случае если субсидия не подлежит в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, - на расчетные счета, открытые получателям субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в российских кредитных организациях.

16. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и органы государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами и соглашением о предоставлении субсидии.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении предоставления субсидии в случае нарушения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии, в том числе в случае предоставления получателем субсидии недостоверной информации по проекту.

17. В случае установления в ходе проверок, проведенных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченным органом государственного финансового контроля, фактов нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также в случае расторжения соглашения о предоставлении субсидии (в том числе одностороннего расторжения соглашения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации) получатель субсидии обязан возвратить полученную субсидию в доход федерального бюджета в полном размере:

На основании требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - не позднее 10-го рабочего дня со дня получения указанного требования получателем субсидии;

На основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае выявления в ходе осуществления контроля недостижения результата предоставления субсидии и (или) показателей, необходимых для его достижения, к получателю субсидии применяются следующие меры ответственности:

Недостижение результата предоставления субсидии, указанного в пункте 3 (1) настоящих Правил, и показателя, указанного в подпункте "а" пункта 3(2) настоящих Правил, влечет за собой возврат получателем субсидии в доход федерального бюджета в полном размере;

Недостижение показателя, указанного в подпункте "б" пункта 3(2)

БС - размер бюджетных средств, предусмотренный соглашением о предоставлении субсидии;

ОПфакт - годовой объем фактически произведенной продукции;

ОПплан - плановый годовой объем производства продукции, определенный соглашением о предоставлении субсидии;

Недостижение показателей, указанных в подпунктах "в" - "д" пункта 3(2) настоящих Правил, влечет за собой возврат части субсидии в размере, определяемом по следующей формуле:

ГБС - годовой размер бюджетных средств, предусмотренный соглашением о предоставлении субсидии;

Пiфакт - фактически достигнутое значение i-го показателя;

Пiплан - плановое значение i-го показателя, определенное соглашением о предоставлении субсидии.

Если невозможность реализации проекта на условиях, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы либо обнаружением в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проекту возникшей не по вине головного исполнителя невозможности или нецелесообразности продолжения работ, на основании представленных получателем субсидии документов определяется размер затрат, фактически понесенных получателем субсидии и подлежащих возмещению за счет средств субсидии.

18. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 N 1960.

19. Контроль за соблюдением получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченным органом государственного финансового контроля.

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 218 (ред. от 31.12.2019) "Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств"


Средняя численность молодых специалистов (студентов, аспирантов, молодых ученых, иных молодых специалистов), привлеченных к выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, в расчете на один проект;


По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках основного мероприятия "Поддержка развития научной кооперации образовательных организаций высшего образования, государственных научных организаций с предприятиями высокотехнологичных секторов экономики" подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы (14 3 01 00000), связанные с предоставлением в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы" субсидий организациям, реализующим комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, выполняемые с участием российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений, а также расходы, связанные с организационно-техническим и информационным обеспечением указанных проектов.


По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета, связанные с предоставлением в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" субсидий организациям, реализующим комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, выполняемые с участием российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений, а также расходы, связанные с организационно-техническим и информационным обеспечением указанных проектов.";


11. Реализация права на получение субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских ВУЗов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств (Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218).


По данной целевой статье отражаются расходы федерального бюджета, связанные с предоставлением в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" субсидий организациям, реализующим комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, выполняемые с участием российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений, а также расходы, связанные с организационно-техническим и информационным обеспечением указанных проектов.


Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.

2. Министерству финансов Российской Федерации:

обеспечить направление в 2010 - 2012 годах ассигнований федерального бюджета на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в объеме 19 млрд рублей, в том числе в 2010 году - 6 млрд рублей, в 2011 году - 6 млрд рублей и в 2012 году - 7 млрд рублей, включая бюджетные ассигнования, выделяемые организации, осуществляющей организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов, в 2010 году- 100 млн рублей, в 2011 году - 90 млн рублей и в 2012 году - 90 млн рублей;

предусматривать в 2013 - 2017 годах по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации бюджетные ассигнования на сопровождение комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства и мониторинг результатов реализации этих проектов.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских

2. Субсидии предоставляются на конкурсной основе. Участником конкурса на право получения субсидии (далее - конкурс) является организация, которая:

а) представляет проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими высшими учебными заведениями;

б) дополнительно направляет на реализацию проекта собственные средства в размере не менее 100 процентов объема субсидии. При этом не менее 20 процентов указанных средств используется на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

3. Субсидия выделяется организации, отобранной в результате конкурса, на срок от 1 до 3 лет в объеме до 100 млн рублей в год для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проводимых российскими высшими учебными заведениями по направлениям проектов.

4. Министерство образования и науки Российской Федерации:

а) в целях обеспечения организации выделения субсидий и проведения конкурса создает координационный совет по государственной поддержке развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства (далее - координационный совет);

б) утверждает положение о координационном совете и его состав;

в) принимает решение о проведении конкурса;

г) утверждает порядок проведения экспертизы заявок, представляемых на конкурс;

д) создает конкурсную комиссию и утверждает положение о ней;

е) разрабатывает конкурсную документацию;

ж) утверждает форму договора (соглашения) между организацией и Министерством образования и науки Российской Федерации об условиях предоставления и использования субсидии (далее - договор (соглашение));

з) публикует извещения о начале и об условиях конкурса и информацию об итогах конкурса на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет;

и) обеспечивает проведение в 2013 - 2017 годах комплекса мер, необходимых для мониторинга проектов.

5. На основании итогов конкурса с организацией, отобранной в результате конкурса, заключается договор (соглашение).

Договор (соглашение) определяет целевое назначение предоставления субсидии, ее размер, порядок и направления расходования денежных средств, право главного распорядителя средств федерального бюджета на проведение проверок соблюдения получателем субсидии условий, установленных договором (соглашением), порядок возврата сумм, использованных получателем субсидии, в случае установления по итогам проверок, проведенных главным распорядителем средств федерального бюджета и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий предоставления субсидии, а также порядок и сроки предоставления отчетности об использовании субсидии, установленной главным распорядителем средств федерального бюджета.

6. Организация, отобранная в результате конкурса, являющаяся исполнителем проекта, обязана предоставлять в течение не менее 5 лет после окончания действия договора (соглашения) информацию о высокотехнологичной продукции, разработанной в рамках проекта, а также о ходе реализации проекта и об объемах выпускаемой продукции.

7. В целях организационно-технического и информационного обеспечения конкурса Министерство образования и науки Российской Федерации отбирает на конкурсной основе организацию, осуществляющую организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов и ведущую мониторинг проектов и подготовку данных для промежуточных и заключительных отчетов о результатах использования субсидий, организационно-техническое и информационное сопровождение проектов в целях реализации государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.

8. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

9. Субсидии в случае их использования не по целевому назначению взыскиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Вопрос: ...Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.04.2010 n 218 и по результатам открытого публичного конкурса ЗАО выиграло конкурс и заключает договор с Минобрнауки России по предоставлению субсидии на реализацию проекта с участием вуза. Минобрнауки России предоставляет ЗАО субсидии из федерального бюджета на сумму денежных средств, которые ЗАО направляет вузу для финансирования НИОКР. Субсидии перечисляются равными частями в 2010 - 2012 гг. на счет ЗАО. Включаются ли в налоговую базу по налогу на прибыль субсидии, полученные ЗАО? В каком отчетном (налоговом) периоде они должны быть отражены? Может ли ЗАО признавать в налоговом учете этапы НИОКР завершенными и равномерно относить на расходы, не дожидаясь завершения договора? (Письмо Минфина РФ от 22.11.2010 n 03-03-06/1/739)

Вопрос: На основании Постановления Правительства РФ от 09.04.2010 N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" и по результатам открытого публичного конкурса по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства в соответствии с решением конкурсной комиссии Минобрнауки России ЗАО выиграло конкурс.
ЗАО заключает договор с Минобрнауки России по предоставлению субсидии на реализацию комплексного проекта с участием высшего учебного заведения. Согласно договору Минобрнауки России обеспечивает предоставление получателю субсидии из федерального бюджета на сумму денежных средств, которые ЗАО направляет в полном объеме государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования для финансирования НИОКР. Субсидии будут перечисляться равными частями в течение 2010 - 2012 гг. на счет ЗАО.
Включаются ли в налоговую базу по налогу на прибыль субсидии из федерального бюджета, полученные ЗАО? Если включаются, то в каком отчетном (налоговом) периоде они должны быть отражены? Может ли ЗАО признавать в налоговом учете этапы НИОКР завершенными и равномерно относить на расходы, не дожидаясь завершения всего договора?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/739
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций субсидий из федерального бюджета, выделенных на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, и сообщается следующее.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений, определены Правилами предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 (далее - Правила).
Согласно данным Правилам субсидии предоставляются на конкурсной основе. Участником конкурса является организация, которая представляет проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими вузами, и дополнительно направляет на реализацию проекта собственные средства в размере не менее 100% объема субсидии. При этом не менее 20% указанных средств должно использоваться на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Субсидия выделяется организации, отобранной в результате конкурса, на срок от одного года до трех лет в объеме до 100 млн руб. в год для финансирования указанных работ.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта, предусматривающего выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими вузами, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.
При применении налогоплательщиком метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Согласно пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли датой получения доходов в виде субсидий, по мнению Департамента, является дата их зачисления на расчетный счет налогоплательщика.
Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в целях налогообложения прибыли регулируется ст. 262 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ.
Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).
Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 262 НК РФ.
Таким образом, если договоры на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки предусматривают выполнение данных исследований или разработок отдельными этапами, при соблюдении требований, установленных ст. 262 НК РФ, налогоплательщик вправе учесть расходы, связанные с выполнением этих этапов, для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном ст. 262 НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.11.2010

В соответствии с частью 2 статьи 303 Федерального законатаможенном регулировании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемое Положение о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаях возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядке завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничениях по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 марта 2015 г. N 218

ПОЛОЖЕНИЕ
О СРОКАХ НАХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ПОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ
ПРОЦЕДУРОЙ, СЛУЧАЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ
ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ, А ТАКЖЕ НАСТУПЛЕНИЯ
СРОКА ИХ УПЛАТЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ
ПРОЦЕДУРЫ, ПОРЯДКЕ ЗАВЕРШЕНИЯ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ
И ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ,
ОГРАНИЧЕНИЯХ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ И (ИЛИ) РАСПОРЯЖЕНИЮ ТОВАРАМИ,
ПОМЕЩЕННЫМИ ПОД СПЕЦИАЛЬНУЮ ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает сроки нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядок завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру.

Действие настоящего Положения распространяется на товары, указанные в пунктах 1 - 4 и 6 - 8 перечня категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру" (далее - перечень категорий товаров).

(в ред. постановления Правительства РФ от 05.06.2017 N 682)

II. Срок нахождения товаров под специальной
таможенной процедурой

2. Срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой устанавливается таможенным органом Российской Федерации (далее - таможенный орган) на основании срока, заявленного декларантом при помещении товаров под специальную таможенную процедуру, с учетом:

сроков действия разрешительных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.06.2017 N 682 ;

срока, в течение которого товар может использоваться, исходя из заявленной цели ввоза;

сроков, предусмотренных перечнем категорий товаров.

3. Срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой может быть продлен на основании мотивированного заявления декларанта, составленного в произвольной форме, поданного до истечения срока действия специальной таможенной процедуры в таможенный орган, в котором товары помещались под специальную таможенную процедуру, либо в таможенный орган, в котором она завершается. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о необходимости продления указанного срока (при их наличии).

Решение о продлении срока действия специальной таможенной процедуры или об отказе в его продлении принимается таможенным органом в возможно короткий срок, но не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления.

III. Возникновение и прекращение обязанности по уплате
таможенных пошлин, налогов, а также наступление срока их
уплаты при применении специальной таможенной процедуры

4. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещаются под специальную таможенную процедуру.

5. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, прекращается у декларанта:

при завершении специальной таможенной процедуры в соответствии с порядком завершения специальной таможенной процедуры, определенным настоящим Положением, за исключением случая, когда во время действия этой таможенной процедуры наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, определенный пунктом 6 настоящего Положения;

в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза.

6. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, считается:

первый день совершения действий, приведших к несоблюдению ограничений на пользование и (или) распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, а если этот день не установлен, то день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под специальную таможенную процедуру, - при несоблюдении ограничений на пользование и (или) распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру;

день истечения срока нахождения товаров под специальной таможенной процедурой (если такой срок установлен) - при незавершении специальной таможенной процедуры в установленные сроки;

первый день совершения действий, приведших к несоблюдению условий помещения товаров под специальную таможенную процедуру, а если этот день не установлен, то день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под специальную таможенную процедуру, - при несоблюдении условий помещения товаров под специальную таможенную процедуру.

IV. Завершение, приостановление, возобновление действия
специальной таможенной процедуры

7. Действие специальной таможенной процедуры в отношении товаров, ввезенных в Российскую Федерацию, завершается обратным вывозом из Российской Федерации либо помещением таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза, либо в порядке, предусмотренном пунктами 9, 10, 13, 14 и 20 настоящего Положения.

В отношении ввозимых (вывозимых) товаров, предусмотренных пунктом 2 перечня категорий товаров, действие специальной таможенной процедуры завершается с момента проставления таможенным органом отметок на предъявленном воинском пропуске.

В случае если при помещении под специальную таможенную процедуру ввозимых (вывозимых) товаров, указанных в пункте 3 перечня категорий товаров, в качестве таможенной декларации использовались транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением перечня, предусмотренного решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары", при завершении специальной таможенной процедуры в отношении вывозимых (ввозимых) товаров принимается второй экземпляр перечня, поданного ранее при помещении под специальную таможенную процедуру.

В отношении ввозимых (вывозимых) товаров, предусмотренных пунктом 4 перечня категорий товаров, действие специальной таможенной процедуры завершается путем фактического вывоза (ввоза) товаров с территории (на территорию) Российской Федерации.

8. Действие специальной таможенной процедуры в отношении товаров, вывезенных из Российской Федерации, завершается обратным ввозом в Российскую Федерацию либо в порядке, предусмотренном пунктами 7, 9, 10 и 19 настоящего Положения.

9. В случае если товары помещены под специальную таможенную процедуру и в силу своего целевого назначения подлежат полному потреблению, уничтожению или бесплатной раздаче, таможенным органом принимается решение о завершении специальной таможенной процедуры при представлении в таможенный орган одновременно с декларацией на товары заявления декларанта, содержащего перечень израсходованных, потребленных или непригодных для использования товаров с указанием их наименования, количества, стоимости, а также номера декларации на товары, в соответствии с которой они помещались под специальную таможенную процедуру.

10. В случае уничтожения (безвозвратной утраты) товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы, в результате чего такие товары не подлежат обратному ввозу в Российскую Федерацию (вывозу из Российской Федерации), при представлении декларантом таможенному органу, осуществляющему контроль за такими товарами, документов, подтверждающих факт произошедшего события с указанными товарами (частью товаров), таможенным органом принимается решение о завершении специальной таможенной процедуры или о мотивированном отказе в принятии такого решения.

11. Действие специальной таможенной процедуры приостанавливается в отношении ввезенных в Российскую Федерацию товаров в случае их изъятия либо наложения на них ареста в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Действие специальной таможенной процедуры возобновляется в случае принятия решения об отмене наложенного ареста или изъятия товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. При обращении в федеральную собственность товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, действие специальной таможенной процедуры в отношении этих товаров прекращается, а обращенные в федеральную собственность иностранные товары приобретают статус товаров Евразийского экономического союза.

14. Если привлечение лица к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации связано с несоблюдением им таможенной процедуры и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры, действие таможенной процедуры должно быть завершено в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения о привлечении лица к ответственности.

15. В случае возобновления действия специальной таможенной процедуры после истечения срока, установленного таможенным органом в соответствии с пунктами 2 или 3 настоящего Положения, действие специальной таможенной процедуры продлевается на время, необходимое для завершения или продления специальной таможенной процедуры, но не более чем на 10 рабочих дней со дня возобновления.

16. Действие специальной таможенной процедуры в отношении товаров, вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, может быть завершено до истечения срока действия специальной таможенной процедуры помещением таких товаров под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру переработки вне таможенной территории без фактического их предъявления таможенному органу в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.

V. Ограничения по пользованию и распоряжению товарами,
помещенными под специальную таможенную процедуру

17. Товары, ввезенные в Российскую Федерацию и помещенные под специальную таможенную процедуру, могут использоваться только в пределах территории Российской Федерации, если иное не установлено перечнем категорий товаров, и только в целях, указанных в перечне категорий товаров.

18. Товары, помещенные под специальную таможенную процедуру, должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящего Положения.

19. С товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, допускается совершение операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в том состоянии, в котором они находились на дату регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой указанные товары помещены под специальную таможенную процедуру. Указанные операции допускаются только с разрешения таможенного органа.

20. В случае передачи иностранному лицу права собственности на товары, помещенные под специальную таможенную процедуру и вывезенные с территории Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлена обязательность их возврата на территорию Российской Федерации, срок действия специальной таможенной процедуры не подлежит продлению, а эти товары подлежат помещению под таможенную процедуру экспорта в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

21. При необходимости передачи прав владения, пользования или распоряжения товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру и ввезенными на территорию Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящего Положения, специальная таможенная процедура должна быть завершена помещением таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза.